Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
205 публикаций

Побег Орла. (1939)

 

 

Изображение с кодом 4436988

Польская Подводная лодка «Ожел»

 

    Лодки типа "Ожел" (польс: Orzeł орёл) , были заказаны и построены в Голандии  для ВМС Польши на голландской верфи De Schelde в Роттердаме. Сперва  были построены подлодки «Ожел» и «Сенп». Также  планировалось, построить подлодки «Куна» и «Ласица». Но на третью так и не хватило средств — строительство этих двух лодок и так частично осуществлялось за счет денег, собранных гражданами Польши. Полная общая стоимость лодок составляла больше 20 миллионов злотых. Причем часть суммы выплачивалась продуктами (ячменем для пивоваренных заводов). Кроме того, Польша поставила для строительства батареи, радиооборудование, перископные линзы и сталь для обшивки корпуса, обеспечив 10,2 % стоимости лодок. 

    Головная лодка проэкта была «Ожел» спущена на воду 15 января 1938  а через год, 2 февраля 1939 года, был зачислен в списки флота. Проект был разработан совместно польскими и голландскими инженерами, хотя его трудно было назвать очень удачным: габариты лодки были слишком велики для Балтийского моря, особенно с учетом того, что главным назначением польского флота тогда считалась защита побережья. Одновременно с "Ожелом" была построена подводная лодка "Сеп"  Лодка имела классическую компоновку и была оснащена по последнему слову техники. Созданы на основе голландских подлодок типа O16.

O16.

Изображение с кодом 4423676

016 Голландского ВМФ

 

ТТХ Лодки типа "Ожел"

Скорость (надводная)    19,4 узлов
Скорость (подводная)    9 узлов
Рабочая глубина погружения    80 м
Предельная глубина погружения    100 м
Автономность плавания    7000 миль в надводном положении/100 миль под водой
Экипаж    :60 человек.
Размеры:
Водоизмещение надводное    1100 т
Водоизмещение подводное    1650 т
Длина наибольшая (по КВЛ)    84 м
Ширина корпуса наиб.    6,7 м
Средняя осадка     4,2 м
Силовая установка:
дизельные двигатели: 2 × 4740 л. с.
электродвигатели: 2 × 1100 л. с.
Вооружение:
Артиллерия    1 × 105-мм L/41 орудие
Торпедно- минное вооружение    8 × 1 и 2 × 2-550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед)
ПВО    1 спаренный 40-мм автомат, 1 спаренный 13,2-мм пулемёт.

 

Изображение с кодом 4424702

"Ожел" на голландской верфи. 

 

Изображение с кодом 4422654

Спуск "Ожела". Человек в шляпе - г-н Меерман, старший мастер строительства;

салютующий офицер на мостике - капитан-лейтенант Немирски, член комитета польского флота, наблюдавшего за постройкой лодки.

 

 

Перед войной:

    После прибытия в Гдыню 10 февраля 1939 года лодка приняла участие в параде в честь Дня ВМФ. До начала войны, лодка все время проводила в боевых походах, что позволило экипажу получить необходимый опыт службы и управления лодкой. В конце августа на «Ожеле» были проведены плановые проверки механизмов, дизелей и электромоторов. Лодка загрузила полный комплект торпед. 24 августа была проведена мобилизация на всех лодках польского подводного флота.

 

Начало Войны:

     На момент начала вторжения "Ожел" занимался патрулированием стратегической зоны в Балтийском море, и из-за нападения Германии и начала военных действий не смог вернуться на базу на Хельской косе, недалеко от Гдыни. 8 сентября капитан Клочковски заболел (чем - так и не было установлено). Вообще надо заметить, что он вел себя довольно причудливо; не доверял команде; не подчинялся приказам командования... Тоже вышедший в море "Сеп", в соответствии с полученными с берега приказаниям, ушел в нейтральную Швецию; "Ожел", по приказу Клочковского, направился в Таллинн, куда прибыл 14 сентября. 

 

    Так вот, то, что произошло в Таллинне, и вошло в историю под названием "Случай с "Ожелом".  

Нельзя сказать, чтобы это изначально была очень хорошая идея - плыть в Эстонию. Эстония равно не хотела ввязываться в польско-германский конфликт и боялась советского вторжения. И вот только польской подводной лодки ей и не хватало. 

Итак, 14 сентября "Ожел" прибыл в Таллин. 

5 сентября он вошел в гавань, с разрешения эстонских властей. Командир и лейтенант Мариан Тадеуш Мокрски нанесли визит командующему эстонским флотом, и в присутствии польского военного атташе, подполковника Щековского, изложили причины прихода лодки в Таллинн. Эстонские власти дали разрешение на 24-часовое пребывание "Ожела" на базе. Затем выяснилось, что покинуть гавань "Ожел" сможет только через 24 часа после ухода немецкого торгового корабля "Талатта". 
    После этого визита капитан был госпитализирован. При этом он забрал с лодки свои вещи, двустволку и пишущую машинку. Затем на лодку явился офицер эстонского флота, изложивший и.о. командира - Яну Грудзинскому - условия пребывания "Ожела" в порту. Большая часть команды сошла на берег, чтобы помыться, а заодно они прошли медицинское обследование. Младший старшина Мариан Барвински был госпитализирован.  
    В декабре 1941 года Клочковского отыскала армия Андерса (польские военные отряды под командованием генерала Владислава Андерса, сформированные по соглашению с польским правительством в изгнании из военнопленных поляков, захваченных в ходе вторжения СССР в Польшу в 1939 году). Андерс ли заставил Клочковского отправиться в Великобританию или Клочковский поехал туда по своей воле - остается неизвестным. Как бы то ни было, Клочковски приехал в Великобританию и предстал перед военным трибуналом. В числе обвинений были симулирование болезни, неподчинение приказам командования, увод "Ожела" на базу, не одобренную командованием, непередача командования подводной лодкой Грудзинскому во время болезни... Команда "Ожела" единодушно считала Клочковского предателем, недостойным числиться в рядах польского флота, о чем подводники написали в своем письме после прибытия лодки в Великобританию. 

Приговор был стандартным: четыре года тюрьмы и лишение звания. Впрочем, уже в 1943 году Клочковски покинул Англию и отплыл в США, где был капитаном торгового корабля. После войны он перебрался в Канаду, где и умер.)

Что касается лодки, то с нее был снят компрессор - для ремонта. Вскоре после этого эстонская канонерка "Лайне" вошла в гавань, встав рядом с "Ожелом". Вечером же к Грудзинскому явился эстонский офицер в сопровождении небольшой свиты младших чинов и сообщил об интернировании лодки (это не была инициатива Эстонии. На интернировании и последующем возвращении лодки в Польшу настаивали немцы). Грудзински, под эскортом эстонского офицера, направился в польское посольство в Таллинне, где ему велели сохранять спокойствие и уничтожить секретные документы. 

Грудзински принял командование в качестве командира; новый старший помощник, лейтенант Анджей Пясецки, уничтожил документы. "Ожел" проследовал чуть дальше в глубь гавани. С него были вынесены карты, бортовой журнал, легкое оружие, а радиопередатчик опечатан. 

16 и 17 сентября эстонцы продолжали разоружение лодки. В частности, было снято четырнадцать из двадцати торпед. Надо сказать, что эстонцы не то чтобы очень спешили - то ли в силу особенностей национального характера, то ли в силу отвращения к происходившему. 

Около трех часов утра 18 сентября экипаж захватил двух эстонских часовых, находившихся на лодке - старшину Р. Кирикмаа и матроса Б. Мальштейна, перерезал телефонные и электрические провода, оставив порт без света, и перерубил швартовы. И... по пути к выходу из гавани лодка задела волнорез. Пока "Ожел" выбирался из ловушки, эстонцы обнаружили его с помощью прожекторов; стоявшие в гавани корабли и береговая батарея открыли огонь. Но "Ожел" счастливо избежал огня, вышел из гавани, погрузился и направился к Аландским островам. 

Командир сумел передать на базу в Хеле сообщение о бегстве, отсутствии кодов и навигационных средств. На следующий день радист поймал сообщение из Лондона, и экипаж узнал, что немецкая пропаганда обвиняет их в убийстве эстонских часовых. Разумеется, часовые были целы и здоровы, и 21 сентября поляки высадили их в Готланде, и еще и снабдили их одеждой, едой и деньгами, чтобы они могли вернуться домой. Вручая деньги, Грудзински напутствовал эстонцев: "Помните, что с того света надо возвращаться только первым классом". Так-то. 

 

 

    

          Печальное значение случая с "Ожелом" для Европы (в частности, для Эстонии) заключалось в том, что он создал предлог для аннексии Эстонии к Советскому Союзу. По условиям пакта Молотова-Риббентропа, Эстония входила в советскую сферу; обстоятельства пребывания и бегства "Ожела" из Таллинна дало Советскому Союзу основания считать, что Эстония нарушает свой нейтралитет, подчиняясь требованиям немцев ("Ожел"-то был интернирован по их настоянию), и повод для активных действий против нее. Что было дальше - известно...

    Но пока «Ожел» плыл через Балтийское море. Поскольку все навигационные карты с "Ожела" были вынесены эстонцами, Грудзински решил остановить какой-нибудь немецкий корабль и взять его карты. Как назло, все попадавшиеся корабли были военными, а у военного корабля что-то отобрать довольно затруднительно. Таким образом, единственным навигационным пособием оказался завалявшийся на лодке справочник с перечнем маяков на берегах Балтийского моря; офицеры нарисовали по памяти карту, и, ориентируясь по маякам, "Ожел" прошел вдоль балтийского побережья, обошел Данию и вышел в Северное море.  
    Через сорок дней после отплытия из Гдыни, 14 октября, "Ожел" подошел к восточному побережью Шотландии. В эфир ушло сообщение с международными позывными "Ожела" и его предполагаемым местонахождением. Пять часов спустя подошел британский эскадренный миноносец Valorous ("Доблестный"), встретивший "Ожел" в тридцати морских милях от острова Мэй и проводивший его затем в гавань Росита. Изумление британцев при виде подводной лодки, давно считавшейся потопленной где-то на Балтике, можно представить. 16 октября "Ожел" прибыл в Данди, где уже проходила ремонт еще одна польская подводная лодка — "Вилк" (Wilk, "Волк"). 
    Команда приняла решение продолжать сражаться против Германии; британское правительство выделило средства на ремонт и оснащение лодки, и уже в начале декабря "Ожел" снова был готов к походам. Во время ремонта его посетили премьер-министр Польши Владислав Сикорски и главнокомандующий польским флотом адмирал Свирский. После окончания ремонта, 1 декабря, "Ожел" был приписан ко второй флотилии подводных лодок Королевских ВМС, получив номер 85-А, и был назначен для патрулирования. В команду вошли также несколько британцев: офицер связи, лейтенант Д.А. Фрейзер и два или три старшины: сигнальщик У.Ф. Грин и радист Л.У. Джонс; возможно, был и второй сигнальщик по имени Джон, но это уже неподтвержденная информация. 8 декабря было официально объявлено, что две польские подводные лодки, "Вилк" и "Ожел", находятся на британских военно-морских базах и будут служить наравне с королевским флотом. Уже на следующий день "Ожел" покинул базу для эскортирования британского конвоя. До 20 декабря субмарина еще дважды эскортировала конвои в британских водах. А 29 декабря она приняла участие в эскортировании конвоя из Лервика (Шетландские острова) в Берген.
    18 января 1940 года "Ожел" впервые направился на патрулирование сектора в проливе Скагеррак. Отныне такие патрули стали ее обычной задачей. С конца января лейтенанта Фрейзера сменил капитан-лейтенант К. д'Омбрэн-Нотт.
    В феврале 1940 года Росит посетил король Георг VI. Он встретился с экипажем польской лодки и наградил ее командира Грудзинского орденом "За боевые заслуги" (приказ был подписан еще в декабре предыдущего года). В апреле 1940 года, когда немцы проводили операцию "Везерубунг" (по захвату Дании и Норвегии), "Ожел" потопил немецкий транспорт "Рио де Жанейро", перевозивший войска для нападения на Норвегию. 18 апреля лодка вернулась на базу в Росите, после краткого отдыха провела еще одно патрулирование, а затем стала на переоснащение. 
    23 мая "Ожел" покинул Росит и отправился на патрулирование сектора западнее входа в пролив Скагеррак. Это был ее седьмой выход в море после прибытия в Великобританию. 1 и 2 июня на лодку было послано радиосообщение с приказом сменить район патрулирования и проследовать в соседний сектор. Подтверждение о получении так и не было получено. 5 июня на лодку передали приказ вернуться на базу 8 июня. Ответа тоже не последовало...
    8 июня "Ожел" внесли в список пропавших без вести, а 11 июня - в список потерь. Наиболее вероятно (поскольку уничтожение субмарины не было зарегистрировано немцами), что она погибла на минном поле. Но на чьем? Возможно, что и на британском, выставленном после ее ухода на патрулирование. Возможно, на немецком, выставленном в ее районе. Обломки "Ожела" так и не были найдены - последнюю по времени попытку найти их поляки предприняли в июле-августе 2008 года, и обстоятельства гибели субмарины остаются неизвестными. Весь экипаж, включая британских связистов, погиб вместе с кораблем.
    Что касается "Сепа", то его судьба была менее славной, зато более долгой. Как мы помним, он уплыл в Швецию, и вплоть до конца войны оставался интернированным в шведском порту. После окончания войны шведы вернули его коммунистическому правительству Польши, и "Сеп" служил тренировочным судном до 1969 года, после чего был разделан на металл. 

 

 Еще о Яне Грудзинском:

Изображение с кодом 4400127

 

    Он родился 3 декабря 1907 года в Киеве, учился там в гимназии, в 1921 году поступил в Первый кадетский корпус во Львове, в 1928 году закончил Офицерскую военно-морскую школу в Торуни. В начале 1930-х годов Грудзински служил на минных тральщиках, а в 1939 году был назначен старшим помощником на "Сеп" во время его перехода из Голландии в Польшу. 1 июня того же года он стал старшим помощником на "Ожеле". 
    Меньше всего он подходил на ту роль подводного капитана Блада, которую ему предстояло сыграть в не столь отдаленном будущем. Не очень высокий, хотя хорошо сложенный, скромный, тихий и застенчивый (команда субмарины называла его "Паненкой"). Однако он отличался волевым характером и высокими моральными качествами, чего требовал и от подчиненных. Его считали способным офицером, его уважали, однако капитан "Ожела" Клочковски и экипаж относились к нему с некоторым предубеждением из-за его небольшого опыта плавания на подводных лодках. Да и вообще отношения между Клочковским и Грудзинским были не сказать чтобы очень теплыми. 
    Зато стратегические и административные способности Грудзинского ярко проявились во время таллиннских событий, когда он сумел принять командование лодкой и увести ее из порта, а затем привести к берегам Великобритании. Британцы и поляки высоко оценили его достижения; 16 ноября 1939 года генерал Сикорски наградил его серебряным крестом ордена Virtuti Militari (воинской доблести). 10 декабря он получил и британскую награду - орден "За выдающиеся заслуги". 
    В качестве командира "Ожела" во время патрульных операций Грудзински старался заботиться о безопасности команды и о соблюдении международных законов относительно военных действий на воде: команда "Ожела" всегда тщательно удостоверялась, что субмарина не собирается атаковать гражданский корабль. 
    20 мая 1940 года он написал польскому командованию письмо, в котором указывал, что те карты, по которым "Ожел" уходил из Балтийского моря после побега из Таллинна, были нарисованы Марианом Тадеушем Мокрским, а не Станиславом Пежхлевским, как считалось. (Тадеуш Мокрски погиб вместе с "Ожелом" в его последнем походе. Станислав Пежхлевски не участвовал в этом походе и позже служил офицером-механиком на эскадренном миноносце "Оркан", затопленном немецкой подводной лодкой U-378 8 октября 1943 года.) 
    После гибели "Ожела" Грудзински был награжден посмертно еще четырьмя медалями: Боевым крестом, Морской медалью, медалью "За участие в Норвежской кампании", золотым крестом ордена Virtuti Militari. Таким образом, он стал единственным польским морским командиром, награжденным двумя орденами Virtuti Militari. Кроме того, он был единственным командиром подводной лодки, получившим шесть военных медалей. На этом предлагается вспомнить, что до прихода на "Ожел" у него, считай, и опыта-то подводного плавания почти не было, и согласиться, что его не зря считают самым знаменитым польским командиром подводной лодки. Его именем названы улица в Гдыни и школа в Гданьске. 

Изображение с кодом 4412414

Мемориальная доска в Эстонском военно-морском музее, Таллин.

Ещё фото: 

Изображение с кодом 4436977

 

Изображение с кодом 4421617

 

 

Послесловие:

           После войны имя "Ожел" носили еще две польские подводные лодки: подводная лодка проекта 613 (введена в строй 29 ноября 1962 года, списана 31 декабря 1983 года; это была дизельная подводная лодка самой массовой советской серии, все еще ждущая открытия музейная С-189 тоже из этой серии) и подводная лодка проекта 877 "Палтус" (экспортной модификацией которого является проект 636 "Варшавянка", но польская лодка - кажется, таки именно "Палтус"). "Ожел"-третий был спущен на воду 29 апреля 1986 года в Риге, 13 июня перешел в Гдыню, и 21 июня был окрещен славным именем двух своих предшественников. Свою службу он несет и по сей день. 

Изображение с кодом 4450302

"Ожел"-второй.

 

Изображение с кодом 4442110

И "Ожел"-третий в 1993 году:

 

 

Источники:

 

Изменено пользователем anonym_fYaB8wHUaNuq

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
246 публикаций
201 бой

В тексте под спойлерами не помешает сделать разрывы между абзацами и отступить красную строку - это улучшит читабельность. А в остальном все хорошо (читай: придраться не к чему) ;-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
129 публикаций

Занимательная статья, не знал про польские подводные лодки. Насчет обстоятельств гибели могу сказать, что в годы Второй Мировой множество подводных лодок пропало без вести, относительно неглубокие воды Северной Европы хранят десятки пропавших субмарин, часть из которых обнаружили недавно, например советская С-8 обнаруженная у побережья Швеции или знаменитая немецкая U-480 первая лодка покрытая материалом "Альберих" для поглощения импульсов гидролокатора.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

О польских лодках Морская коллекция.2012-01(148)-Подводные лодки типа ''Ожел''. Много еще дополнительного материала, фото и схем. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
[DDMB]
Бета-тестер
15 публикаций
1 067 боёв

до этой статьи и не догадывался что у Польши были подводные лодки=) армия, да, но вот про флот для меня откровение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
205 публикаций

Состав ВМФ Польши в 1939г.

 

эсминцы:
«Буря»  • «Ветер»  • «Гром»  • «Молния»
минные заградители:    
«Гриф»
тральщики:    
«Журавль»  • «Крачка»  • «Ласточка»  • «Чайка»  • «Чибис»  • «Цапля»
канонерки:    
«Генерал Халлер»  • «Комендант Пилсудский»
подлодки типа «Орёл»:    
«Орёл»  • «Стервятник»
подлодки типа «Волк»:    
«Волк»  • «Рысь»  • «Лесной кот»

 

Изображение с кодом 4452901

Эсминец «Бурза»(буря)  в гавани Гдыни

 

Изображение с кодом 4424229

ORP Błyskawica (польск. Молния) — эсминец типа «Гром», состоявший в ВМС Польши в 1937—1976 годах. Ныне стоит в порту Гдыни как корабль-музей (аналогично кораблю «Бужа»). В годы Второй мировой войны был одним из самых современных эсминцев мира.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7 708
[LESTA]
Разработчик
7 108 публикаций
20 743 боя

По сведениям из книги "Вторая мировая война на море", составитель А.Е. Тарас 2002 у Польши было 5 подводных лодок. Французской постройки: "Rys", "Wilk", "Zbik", голландской постройки: "Orzel", "Sep". Французские лодки могли ставить мины. Их характеристики на вики dSYr72RR.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
18 342 боя

Дааа манёвренных подлодок щас мало 

 

угу, в поворот фигово ходят.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 581
[POLMW]
Бета-тестер кланов, Старший альфа-тестер
1 835 публикаций
3 572 боя

Ставлю + автору.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×