Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 27 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Отдельную благодарность выражаю коллеге Tungsten'у, за неоценимую консультацию в вопросе методов наведения управляемых ракет.
 

 

1e72645c0f99.jpg

(иллюстрация лишь частично моя - ставлю копирайт)

 

История

 

Сразу же после окончания Второй Мировой Войны, Италия находилась, в некотором роде, в состоянии международной изоляции. Хотя секретное соглашение Сталина-Муссолини[1] о сепаратном мире в 1943 году, и последующая борьба против немецких захватчиков позволила Италии завершить войну в стане победителей и избежать демилитаризации и крупных репараций, все же отношения с ней были несколько натянутыми. В частности, это выражалось в том, что США, Великобритания, и в меньшей степени – СССР, неуклонно отказывались продавать итальянцам современную военную технику или аппаратуру двойного назначения.

Лишенные доступа к современным технологиям, итальянцы были вынуждены разрабатывать заменители самостоятельно. Некоторый задел в этой области уже имелся: кроме того, после разгрома Кессельринга в Северной Италии в 1945 году, в распоряжении итальянцев оказались трофейные немецкие технологии. Это было не слишком надежное, но все же основание, с которого можно было начинать строить здание итальянских высоких технологий.

В 1946 году, итальянский флот подготовил меморандум, обобщавший опыт боевых действий на море за последние годы мировой войны. Среди прочих пунктов указывалась значительно возросшая угроза надводным кораблям со стороны авиации. Авторы меморандума обобщили опыт потопления линкора “Рома” немецкими управляемыми бомбами в 1943 году, применение японских самолетов-камикадзе и американских планирующих бомб ASM-N-2 “Bat” в 1944-1945, и сделали правильный вывод, что в ближайшей перспективе наиболее опасным противокорабельным оружием станут запускаемые с кораблей и самолетов управляемые снаряды, летящие с высокой скоростью.

Разумным ответом на новую угрозу могло быть создание управляемого зенитного ракетного вооружения для обороны кораблей. В 1947 году, флот обратился к RICA[2] с запросом о возможности создания радиоуправляемого снаряда, оснащенного ракетным двигателем, и способного доставить 100-килограммовую боевую часть к самолету противника на расстояние не менее 4 километров. RICA ответила утвердительно: в том же году, флот официально начал проектирование первой итальянской управляемой ракеты, предназначенной для обороны кораблей от воздушного нападения. Программа получила кодовое название “Альфа”, положив начало традиции называть итальянские проекты разработки ракетного оружия буквами латинского алфавита.

Первоначально, в рамках программы предусматривались относительно скромные требования – так, исходная дальность составляла не более 5 километров, а скорость ракеты не превышала 700 километров в час. Наведение должно было быть радиокомандным, с визуальным отслеживанием ракеты и цели. Однако, в начале 1950-ых, после совместных действий Первого Триполитанского Кризиса[3], отношения Италии и СССР улучшились, что сделало возможным получение итальянцами доступа к относительно современным советским технологиям двойного назначения. На основании полученных данных по трансзвуковой аэродинамике и системам автоматического управления, проект был пересмотрен в сторону больших возможностей.

Первый успешный перехват летящей цели (радиоуправляемого бомбардировщика SM.89) был выполнен с наземного испытательного стенда 7 мая 1957 года. Наведение было выполнено в ручном режиме. Первый успешный полностью автоматический перехват воздушной цели ракетой, запущенной с корабля был выполнен ракетным крейсером “Зара” в июне 1959.
 

 

Конструкция

 

 

 

 

3b21ee0ec9e3.jpg

Архивный документ британского Адмиралтейства (1957), посвященный планируемой модернизации итальянских крейсеров. Исправления датированы 1958 годом.

 

Ракета “Alpha” CB-3 была выполнена по традиционной аэродинамической схеме, с крылом большой стреловидности (до 45 градусов). При хранении, крылья складывались. Цилиндрический фюзеляж имел диаметр порядка 0,78 метра, что было вызвано габаритами шарообразных топливных баков. Управление в полете осуществлялось при помощи Т-образного оперения самолетного типа. Стабилизация осуществлялась гироскопическим автопилотом.

В качестве двигательной установки, ракета использовала ракетный двигатель на цикле Вальтера, созданный на основании немецких двигателей HWK-500 (образцы таких двигателей, использовавшихся в стартовых ускорителях самолетов, были захвачены итальянскими войсками в 1945 году). Двухкамерный двигатель на смеси метанола и пероксида водорода развивал тягу до 2200 кгс. Запаса топлива хватало на 80 секунд полета, что обеспечивало дальность до 22 километров. По соображениям безопасности хранения ракет на борту корабля, было применено нестандартное решение: двигательная установка с топливными баками выполнялась отдельным модулем, который присоединялся к ракете только при постановке таковой на боевое дежурство. Скорость ракеты составляла 1090 км/ч.

Старт ракеты осуществлялся с наклонной пусковой установки, при помощи двух сбрасываемых пороховых ускорителей. Запуск ускорителей осуществлялся одновременно с запуском маршевого двигателя ракеты. После выгорания, ускорители выскальзывали из зажимов и падали вниз (чтобы облегчить их отделение, в момент выгорания каждый ускоритель выбрасывал крошечный тормозной парашют).

Боезапас комплекса размещался в двухъярусном палубном ангаре. Нижний ярус был секцией долговременного хранения: ракеты располагались горизонтально на стеллажах, с демонтированными ускорителями и отсоединенными двигательными установками. Последние размещались отдельно, в подпалубном хранилище на месте бывшего артиллерийского погреба.

Верхний ярус предназначался для размещения готовых к запуску снарядов. Подаваемые гидравлическим лифтом с нижнего яруса снаряды проходили полную проверку, оснащались двигательными установками и ускорителями и устанавливались на колесные транспортные тележки. Общий боезапас комплекса составлял до 24 ракет, из которых 16 хранились в на нижнем ярусе, а 8 – на верхнем, в готовности к запуску.

Перед запуском, персонал пускового комплекса разворачивал пусковую установку в диаметральную плоскость, и переводил балку в вертикальное положение, после чего опускал скользящую по пазам балки направляющую к палубному люку. Находившийся в ангаре расчет закреплял носовой крюк ракеты за крепление направляющей: вслед за этим гидравлический механизм поднимал направляющую вместе с ракетой вверх. Над палубой, группа техников распрямляла вручную крылья ракеты и подключала кабели зажигания к двигателям. Затем, направляющая с ракетой переводилась в горизонтальное положение.

Наведение ракеты осуществлялось с помощью автоматического радиокомандного управления, методом “трех точек”. Обнаруженная РЛС раннего предупреждения воздушная цель передавалась на сопровождение станции наведения RIEC- “Каррара” модель 2. Антенный пост станции включал четыре антенны: центральная параболическая антенна служила для отслеживания цели, меньшая – для сопровождения ракеты, еще две конические антенны, синхронизированные с параболическими, предназначались для определения высоты полета цели и передачи команд на борт ракеты соответственно.

После того, как центральная параболическая антенна станции захватывала цель и брала ее на автоматическое сопровождение, автомат центральной наводки пусковую установку в направлении цели, после чего персонал пускового поста снимал ручную блокировку с кабелей зажигания. Запуск осуществлялся автоматически, когда дистанция до цели сокращалась до установленного вручную параметра.

В полете, ракета излучала непрерывный сигнал, облегчающий наведение на нее малой параболической антенны системы управления. После того, как ракета оказывалась в поле зрения РЛС, автоматическое электромеханическое вычислительное устройство – в зависимости от положения ракеты относительно оси – вырабатывало команды для рулевых машинок, приводя ракету к линии визирования. Сигнал передавался через спаренную с малой параболической, антенну рупорного типа, при этом частота передаваемого сигнала использовалась для контроля горизонтальных рулей, а амплитуда – вертикальных. При пересечении ракетой линии визирования, сигнал от станции управления переключался на нейтральную частоту, что переводило рули в нейтральное положение и уменьшало последующее отклонение.

На случай проблем с автоматической аппаратурой (что было весьма частым явлением) был предусмотрен аварийный ручной режим наведения ракеты. При этом, вычислитель отключался, и контроль полета “Альфы” брал на себя резервный пульт ручного управления. Оператор отслеживал положение ракеты в виде светящейся точки на экране кинескопа и при помощи джойстика, пытался совместить ее с центром дисплея, который соответствовал линии визирования. На случай отказа радиолокационной аппаратуры, рассматривался также оптический режим наведения, при котором один оптический визир использовался для отслеживания цели, а другой – для контроля полета ракеты. Однако, на кораблях эта система не устанавливалась, ввиду сложности дублирования наведения.


При приближении ракеты к цели, командный механизм включал дистанционный радиолокационный детонатор. Если ракета после этого проскакивала  мимо цели, то активированный детонатор срабатывал немедленно после отключения управляющего сигнала. 145-килограммовый осколочно-фугасный заряд в боевой части обеспечивал область поражения радиусом до 30 метров.
 

 

Развертывание:

d199f97e728c.png  

 

После почти одиннадцати лет разработки (1947-1958) комплекс был, наконец, объявлен боеспособным в 1957 году и официально поставлен на боевое дежурство в 1959. С практической точки зрения, принятие “Альфы” на вооружение было более вопросом национального престижа Италии, чем реальной необходимостью для итальянского флота. За десятилетие разработки, неплохой изначальный проект успел в значительной степени устареть: к 1957 году дозвуковая жидкотопливная ракета радиусом действия не более 22 километров едва-едва могла считаться удовлетворяющей требованиям противовоздушной обороны отдельных кораблей. Вдобавок, из-за множества недоработок, комплекс постоянно страдал от технических проблем. Это, однако, ни в коей мере не помешало Marina Militare раздуть вокруг комплекса настоящую сенсацию.

Первым кораблем, получившим комплекс “Альфа” на вооружение был тяжелый крейсер “Зара”. Ветеран множества сражений, с честью прошедший огонь и воду Второй Мировой, был в 1953 году поставлен в резерв: а в 1955 именно он был избран на роль опытного ракетоносца.

Переделка крейсера была осуществлена на верфи в Специи. При этом, кормовая возвышенная башня (номер 3) была демонтирована вместе с барбетом. На ее месте, был смонтирован двухъярусный ангар и пусковая установка, прозванная за характерный изгиб “лебединой шеей”, а также посты электронной аппаратуры.

Радиоэлектронное вооружение старого крейсера было полностью пересмотрено. Установленный на фок-мачте старый радар Gufo AC-3 был заменен более совершенным Gufo AC-4.5, обладавшим большим радиусом действия и способностью приблизительно определять высоту цели. Укороченная кормовая мачта была оснащена новой обзорно-поисковой РЛС, разработанной на базе немецких FuMo. Этот радар также использовался для навигации и определения расстояния до надводных целей. Наконец, кормовой директор был снят, и вместо него на цилиндрической подставке была установлена станция сопровождения и наведения RIEC-“Каррара”.

Модернизация “Зары” была официально завершена в 1958 году, при огромном внимании итальянского населения. Пресса устроила вокруг повторного вступления крейсера в строй настоящий ажиотаж: журналисты соревновались в придумывании эпитетов, среди которых звучало даже “сильнейший корабль в мире”. Это утверждение было, впрочем, весьма далеко от истины – из-за множества технических проблем, ракетный комплекс “Альфа” был де-факто небоеспособен до 1959 года, и все демонстрационные запуски осуществлялись исключительно на ручном управлении.

После “Зары”, модификации под “Альфу” подвергся легкий крейсер “Сан-Георгио”, тип “Капитани Романи”. На этом корабле были демонтированы обе кормовые башни и, для снижения веса, часть вспомогательной артиллерии. Работы начались в 1958 году и завершились в 1959. Готовилась модернизация еще ряда кораблей, включая линкор “Италия”, легкие крейсера “Луиджи Кардона”, “Раймондо Монтекукколи” и “Сан-Марко” (причем первые два должны были получить по два комплекса с двумя пусковыми установками), но в 1959 году, еще до принятия комплекса на вооружение было принято решение о прекращении его дальнейшего развертывания на кораблях.

Причина была проста и очевидна: комплекс устарел морально и технически, и уже не соответствовал ни в какой мере современным требованиям войны на море. Малая дальнобойность и малая скорость дозвуковой ракеты критически ограничивали возможности комплекса против современных сверхзвуковых самолетов, де-факто давая некоторые шансы на поражение только при лобовой атаке. Ракетные двигатели на цикле Вальтера показали себя ненадежными и опасными в применении: в 1962 году крейсер “Сан-Марко” едва не погиб из-за пожара в ракетном арсенале, случившемся из-за утечки окислителя. Наконец, сама по себе радиоэлектронная аппаратура комплекса была ненадежна и очень чувствительна к помехам.

Итальянцы осознавали недостатки своей первой управляемой ракеты. В 1958 году была инициирована программа модернизации комплекса “Альфа”. Были рассмотрены несколько потенциальных решений главной проблемы – недостаточного радиуса действия комплекса: разработка нового двигателя увеличенной мощности и установка на ракету сбрасываемых топливных баков, или замена ракетного двигателя прямоточным, с дозвуковым диффузором. Согласно расчетам, это могло увеличить радиус действия комплекса до 40 километров. Предполагалась также разработка под существующую автоматику полностью новой ракеты “Альфа” CB-5, с дельтавидным крылом и скоростью около 1,8 МаХа. Однако, в 1960 году все эти работы были прекращены, не дав сколь-нибудь существенных результатов – международная изоляция Итальянской Республики завершилась в середине 1950-ых, и с вступлением Италии в блок НАТО у нее появился доступ к существенно более совершенным и эффективными американским зенитно-ракетным комплексам RIM-2 “Terrier”.

В 1958-1960 году, американские зенитные ракеты были установлены на тяжелый крейсер “Фиуме” и линкор “Рома”. Их опытная эксплуатация наглядно продемонстрировала превосходство твердотопливных сверхзвуковых ракет над жидкотопливными дозвуковыми. Итальянские инженеры отлично это поняли, и посвятили свои дальнейшие усилия модификации производившихся по лицензии в Италии ракет “Терьер” (обозначались как “Гамма”).

Два переоборудованных крейсера продолжили службу в итальянском флоте. Карьера их не изобиловала событиями: в 1960 году, “Зара” привлекалась к обстрелу ливийского побережья во время Второго Триполитанского Кризиса[4], однако ее зенитные ракеты оказались невостребованными. “Сан-Георгио” 28 декабря 1962 года пострадал от пожара в ракетном отсеке и в дальнейшем не восстанавливался.

В 1965 году зенитно-ракетный комплекс “Альфа” был без особого шума снят с вооружения. На крейсере “Зара” он был заменен ЗРК "Гамма" (RIM-2 “Terrier”), по образцу крейсера “Фиуме”. В настоящий момент, в Национальном Морском Музее Италии сохраняется как часть экспозиции полный комплект пусковой системы и радиоэлектронного оборудования, изготовленный для предполагавшейся модернизации крейсера “Раймондо Монтекукколи”.[5]




[1] Более известное как сепаратное соглашение Сталина-Рузвельта-Муссолини. Формулировка “соглашение Сталина-Муссолини” встречается в литературе из-за того, что первичные секретные переговоры велись между Италией и СССР.

[2]  Regio Istituto Elettrotecnico e delle Comunicazioni della Marina

[3] Выступление ливийских национально-освободительных движений против остаточного итальянского присутствия в Триполитании, в 1952 году. Не добилось успеха из-за совместного противодействия Италии и Советского Союза (озабоченного сохранением своей военно-морской базы в Сирте, против чего выступали ливийцы).

[4] Борьба ливийских национально-освободительных организаций за ликвидацию итальянских анклавов в Триполитании.

[5] Иногда ошибочно утверждается, что комплекс, представленный в музее, был снят с крейсера “Зара”.

 

Изменено пользователем Dilandualb
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Уточняю, что это - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ. Не хочу создавать путаницы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Из творчества здесь только ваша иллюстрация или вся статья?

 Вообще-то здесь все - мое, кроме основы верхней иллюстрации. Базовую модель крейсера я взял в сети.

Вопросов больше не имею!:honoring:

Изменено пользователем choock

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Из творчества здесь только ваша иллюстрация или вся статья? 

 

 Вообще-то здесь все - мое, кроме основы верхней иллюстрации. Базовую модель крейсера я взял в сети.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Какой источник?!

 

Это?

 

http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/34159-%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80-zara/page__pid__832938#entry832938

 

Так это вообще-то и есть я. :) Хотите, укажу в теме?



См. сообщение #13.
 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 119
[T_U_R]
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
1 698 публикаций

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Я окончательно ничего не понимаю. Какие источники? Это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ. Это все придумано мной! Я об этом написал во втором посте!

 

Мне кажется, что я разговариваю с ботами.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
65 публикаций

Я окончательно ничего не понимаю. Какие источники? Это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ. Это все придумано мной! Я об этом написал во втором посте!

 

Мне кажется, что я разговариваю с ботами.

 

не парься, ща они выспятся и всё хорошо будет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 119
[T_U_R]
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
1 698 публикаций

 

Добавь источник типа такого:

003_1024x768.jpg

И всё будет по феншую :teethhappy:

феншуй - это зло. вот так вот.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
7 публикаций
302 боя

Я окончательно ничего не понимаю. Какие источники? Это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ. Это все придумано мной! Я об этом написал во втором посте!

 

Мне кажется, что я разговариваю с ботами.

Просто кому-то лень читать предыдущие сообщения в теме... =)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
103 публикации

Отличная тема! Не желаете принять участие в конкурсе: http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/6511- ?

Изменено пользователем SoloAD

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Спасибо, коллега! Что же насчет конкурса - в принципе, я мог бы. Но:

 

- Я, как ни странно это прозвучит - очень мало интересуюсь собственно игрой. Т.е. для меня приз, скорее всего, не будет иметь особого значения (я все равно не смогу им воспользоваться) и только отберу голоса и симпатии у более заинтересованных коллег.

 

- Я, как бы сказать, несколько тяжеловатая фигура для участия в этом конкурсе. :) Просто я занимаюсь альтернативной историей и альтернативным кораблестроением уже почти десять лет. Мое участие автоматически будет усложнением для новичков.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×