Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
AJIEHb_XAOCA

5 стратегических операций советского флота

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
171 публикация
5 647 боёв

Ледовый поход

4653395m.jpg" />

19 февраля 1918 года начался Ледовый поход – операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля (Таллин) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Мы составили подборку из пяти операций советского форта, которые можно причислить к главным стратегическим.

 

В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. Советское правительство приняло решение перевести флот из Ревеля, Або-Аланда и Гельсингфорса на тыловую стратегическую базу Кронштадт – Петроград.

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов направить их на другую сторону Финского залива – в Гельсингфорс.

19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс первую группу кораблей – 2 подводные лодки и 2 транспорта. 24 февраля вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда.

Вечером 25 февраля немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров».

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы флоту. Согласно Брестскому миру, подписанному 3 марта 1918 года, все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем особо оговаривалось, что пока лед не позволяет осуществить переход, на кораблях должны находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт. Организатором перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Щастный.

Щастный разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец», ломая сплошные льды, провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск», а также крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

5 апреля отправили второй отряд – линейные корабли «Андрей Первозванный» и «Республика», крейсера «Олег» и «Баян», три подводные лодки. Переход был сложным, поскольку финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

7 – 11 апреля в море вышел и третий отряд из 172 кораблей. Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. 20-22 апреля все они благополучно пришли в Кронштадт.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, которые составили ядро Балтийского флота.

Алексей Щастный.

После завершения похода, по приказу Льва Троцкого, А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

 

Прорыв из Таллина

4689234m.jpg" />

 

28-30 августа 1941 года состоялся прорыв из осажденного Таллина в Кронштадт около двухсот кораблей и судов. В том числе – боевого ядра флота во главе с крейсером «Киров».

Условия перехода были невероятно тяжелыми. Значительная часть фарватера простреливалась вражеской артиллерией, как с северного, так и с южного берегов Финского залива. На прибрежных аэродромах была сосредоточена вражеская бомбардировочная авиация. Положение усугублялось тем, что флот имел слишком мало тральщиков для борьбы с минами.

Во время перехода погибло 13 кораблей, в том числе 5 эсминцев. Среди них и «Яков Свердлов» – бывший «Новик» - родоначальник серии лучших в мире эскадренных миноносцев Первой мировой.

Еще более значительными были потери конвоев. Погиб 31 транспорт и вспомогательное судно. Все они были до отказа загружены людьми и ценными грузами. В Кронштадт прибыло 112 боевых кораблей и 23 транспорта. Данные о людских потерях весьма противоречивы – от 6 до 18 тысяч человек. В итоге, в Кронштадт было доставлено от 16 до 18 тысяч бойцов и командиров, которые значительно усилили оборону Ленинграда.

 Эвакуация Одессы

4672850m.jpg" />

 

30 сентября 1941 года, после двухмесячной обороны Одессы, было принято решение об эвакуации войск Одесского оборонительного района. Эвакуацию спланировали в два этапа.

Первым с 1 по 10 октября в Севастополь были эвакуированы морем части 157-й дивизии и артиллерия. Крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» не только охраняли транспорты с войсками, но сами брали на борт тысячи бойцов.

Вторым этапом эвакуировали последние части Приморской армии. 14 октября отряд боевых кораблей в составе двух крейсеров и четырех эсминцев под командованием контр-адмиралаВладимировского встал на внешнем рейде Одессы. К этому времени в порту и внутреннем рейде шла погрузка войск и военных грузов на 17 транспортов.

Вечером 15 октября, прикрывая отход арьергарда Приморской армии к порту, со всех боевых кораблей по противнику был открыт артиллерийский заградительный огонь. В 6 часов утра 16 октября последние корабли покинули порт. На борту конвоя было 35 тысяч бойцов Приморской армии.

Через некоторое время крейсера, закончив обстрел противника, догнали конвой. Во второй половине дня появились вражеские пикировщики и торпедоносцы. Завязался бой. Над конвоем в этот день было сбито 17 вражеских самолетов. Наши потери составили 6 истребителей и один транспорт «Большевик», с которого удалось снять всех людей. Поздно вечером 16 октября 1941 конвой пришел в Севастополь.

Всего с 1 по 16 октября на судах и кораблях Черноморского флота в Крым было эвакуировано 86 тысяч солдат и офицеров, 16 тысяч гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 36 бронемашин и около 25 тысяч тонн грузов.

 Керченско-Феодосийская десантная операция

4656466m.jpg" />

 

К 25 декабря 1941 года войска Манштейна находились буквально в двух шагах от Севастополя. Чтобы оттянуть силы врага, было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров и в Феодосийский порт.

26–29 декабря корабли Азовской флотилии и Керченской военно-морской базы, в условиях сильного шторма (сила ветра достигала 7–8 баллов), высадили на северное и восточное побережья полуострова около 20 тысяч бойцов 51-й армии. 29 декабря силы Черноморского флота – 2 крейсера, 7 эсминцев, 6 тральщиков, 15 сторожевых катеров и 14 транспортов – с десантными частями 44-й армии подошли к Феодосии.

Первым в акваторию порта ворвались два наших катера «морской охотник», которые промерили глубины. Вслед за ними вошли эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», а также крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Артиллерия крейсеров – 180-мм главный калибр – подавила батареи противника, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу. В 7.20 утра в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань», с которого были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн.

Начались уличные бои, и к вечеру город был взят. Это вынудило немцев в ночь на 30 декабря начать отход из Керчи, и для организации обороны снять две дивизии из-под Севастополя. Таким образом, Керчь была взята с минимальными усилиями, по существу - бескровно.

 Десант на Курилы

4705621m.jpg" />

 

В ночь на 15 августа 1945 года главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал приказ о захвате острова Шумшу. Для проведения рейда выделили два стрелковых полка, две артиллерийские части, отдельный истребительный противотанковый дивизион и батальон морской пехоты, которые должны были десантироваться на остров с сорока кораблей. Огневую поддержку должны были осуществлять сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский», а также минный заградитель «Охотск» и подводная лодка Л-8.

Военно-морская база Катаока на Шумшу, приспособленная для базирования практически любых надводных судов, располагала сильной противодесантной обороной. Она представляла собой несколько рубежей разветвленной системы противотанковых рвов, а также без малого 60 дотов и дзотов, связанных подземными галереями.

Вечером 16 августа из Петропавловска-Камчатского вышел караван с десантом, и спустя сутки приблизился к острову. Пока артиллерийская батарея 130-мм орудий с мыса Лопатка в течение двух часов обстреливала Шумшу, походный штаб на сторожевом корабле «Киров» из-за густого тумана вынужденно корректировал координаты десантирования. В итоге войска передового отряда высадились на берег не там, где планировалось.

Японцы попытались контратаковать передовой отряд, но, потеряв 15 танков и около 100 человек пехоты, отошли на исходные позиции. Зато их артиллерия не умолкала ни на минуту, выводя из строя один наш корабль за другим (всего в ходе высадки было потоплено пять кораблей и еще около десяти получили серьезные повреждения) и прорубая бреши в боевом строю десантников. Потребовалось несколько часов, чтобы части главных сил десанта подошли к позициям и, соединившись, перешли в наступление.

Согласно условиям капитуляции (15 августа правительство Японии заявило о безоговорочной капитуляции), советские корабли в сопровождении японского лоцмана должны были прибыть на остров и занять военно-морскую базу Катаока. Ранним утром 20 августа отряд в составе минного заградителя «Охотск», сторожевых кораблей «Киров» и «Дзержинский», тральщика Т-525, транспорта «Емельян Пугачев» под общим командованием капитана 1 ранга Пономарева в назначенный час прибыл в условленное место. Время шло, а лоцмана все не было, и тогда Пономарев решил следовать в Катаока самостоятельно.

Но едва корабли вошли во Второй Курильский пролив, как неожиданно оказались в эпицентре артобстрела с островов Шумшу и Парамушир. Прикрываясь дымовыми завесами и ведя ответный огонь, отряд отошел в море, где тут же был атакован японским самолетом-торпедоносцем, который вскоре обратила в бегство корабельная артиллерия.

В итоге командующий японскими войсками на северных островах Курильской гряды генерал-лейтенант Цуцуми-Фусаки 22 августа принял условия капитуляции и отвел свои части на острове Шумшу в указанные советским командованием места для сдачи в плен. Было разоружено около 14 тысяч японских солдат и офицеров, захвачены 45 танков, артиллерийские орудия, другая боевая техника. А 23 августа советские войска без единого выстрела заняли Шумшу и северную часть острова Парамушир. Всего на Курильских островах было разоружено и пленено почти 50,5 тыс. японских солдат, офицеров и генералов, захвачено свыше 300 орудий и минометов, около 1000 пулеметов.

По сведениям Центрального военно-морского архива, в этой операции мы потеряли убитыми и ранеными 1567 человек. 

 

 Тупо скопировано от сюда: http://svpressa.ru/post/article/82425/ 

 

 

Изменено пользователем _Heimdallr

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 338
[LST-W]
Альфа-тестер
20 415 публикаций
874 боя

Смешались в кучу кони, люди, мечи, секиры, топоры...©

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

А почему тут нет операции АТРИНА ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Ледовой поход.

Ledovyy-pokhod-2-3.jpg

Ledovyy-pokhod-3-4.jpg

Вообще мне кажется тема на данный момент не раскрыта...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
163 публикации
23 боя

Посмотри тут  Рекомендации для создания статей по кораблям  и тут Правила раздела "История" Говорят помогает! мне лично помогло!:honoring:

Изменено пользователем albertmagn

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 569
[BALLS]
Бета-тестер кланов, Старший альфа-тестер, Организатор турнира
2 507 публикаций
8 868 боёв

Число "пять" явно в тренде в последнее время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
31
[CBTL]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
222 публикации
3 657 боёв

Ледовый поход

4653395m.jpg" />

19 февраля 1918 года начался Ледовый поход – операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля (Таллин) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Мы составили подборку из пяти операций советского форта, которые можно причислить к главным стратегическим.

 

В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. Советское правительство приняло решение перевести флот из Ревеля, Або-Аланда и Гельсингфорса на тыловую стратегическую базу Кронштадт – Петроград.

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов направить их на другую сторону Финского залива – в Гельсингфорс.

19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс первую группу кораблей – 2 подводные лодки и 2 транспорта. 24 февраля вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда.

Вечером 25 февраля немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров».

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы флоту. Согласно Брестскому миру, подписанному 3 марта 1918 года, все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем особо оговаривалось, что пока лед не позволяет осуществить переход, на кораблях должны находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт. Организатором перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Щастный.

Щастный разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец», ломая сплошные льды, провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск», а также крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

5 апреля отправили второй отряд – линейные корабли «Андрей Первозванный» и «Республика», крейсера «Олег» и «Баян», три подводные лодки. Переход был сложным, поскольку финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

7 – 11 апреля в море вышел и третий отряд из 172 кораблей. Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. 20-22 апреля все они благополучно пришли в Кронштадт.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, которые составили ядро Балтийского флота.

Алексей Щастный.

После завершения похода, по приказу Льва Троцкого, А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

 

Прорыв из Таллина

4689234m.jpg" />

 

28-30 августа 1941 года состоялся прорыв из осажденного Таллина в Кронштадт около двухсот кораблей и судов. В том числе – боевого ядра флота во главе с крейсером «Киров».

Условия перехода были невероятно тяжелыми. Значительная часть фарватера простреливалась вражеской артиллерией, как с северного, так и с южного берегов Финского залива. На прибрежных аэродромах была сосредоточена вражеская бомбардировочная авиация. Положение усугублялось тем, что флот имел слишком мало тральщиков для борьбы с минами.

Во время перехода погибло 13 кораблей, в том числе 5 эсминцев. Среди них и «Яков Свердлов» – бывший «Новик» - родоначальник серии лучших в мире эскадренных миноносцев Первой мировой.

Еще более значительными были потери конвоев. Погиб 31 транспорт и вспомогательное судно. Все они были до отказа загружены людьми и ценными грузами. В Кронштадт прибыло 112 боевых кораблей и 23 транспорта. Данные о людских потерях весьма противоречивы – от 6 до 18 тысяч человек. В итоге, в Кронштадт было доставлено от 16 до 18 тысяч бойцов и командиров, которые значительно усилили оборону Ленинграда.

 Эвакуация Одессы

4672850m.jpg" />

 

30 сентября 1941 года, после двухмесячной обороны Одессы, было принято решение об эвакуации войск Одесского оборонительного района. Эвакуацию спланировали в два этапа.

Первым с 1 по 10 октября в Севастополь были эвакуированы морем части 157-й дивизии и артиллерия. Крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» не только охраняли транспорты с войсками, но сами брали на борт тысячи бойцов.

Вторым этапом эвакуировали последние части Приморской армии. 14 октября отряд боевых кораблей в составе двух крейсеров и четырех эсминцев под командованием контр-адмиралаВладимировского встал на внешнем рейде Одессы. К этому времени в порту и внутреннем рейде шла погрузка войск и военных грузов на 17 транспортов.

Вечером 15 октября, прикрывая отход арьергарда Приморской армии к порту, со всех боевых кораблей по противнику был открыт артиллерийский заградительный огонь. В 6 часов утра 16 октября последние корабли покинули порт. На борту конвоя было 35 тысяч бойцов Приморской армии.

Через некоторое время крейсера, закончив обстрел противника, догнали конвой. Во второй половине дня появились вражеские пикировщики и торпедоносцы. Завязался бой. Над конвоем в этот день было сбито 17 вражеских самолетов. Наши потери составили 6 истребителей и один транспорт «Большевик», с которого удалось снять всех людей. Поздно вечером 16 октября 1941 конвой пришел в Севастополь.

Всего с 1 по 16 октября на судах и кораблях Черноморского флота в Крым было эвакуировано 86 тысяч солдат и офицеров, 16 тысяч гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 36 бронемашин и около 25 тысяч тонн грузов.

 Керченско-Феодосийская десантная операция

4656466m.jpg" />

 

К 25 декабря 1941 года войска Манштейна находились буквально в двух шагах от Севастополя. Чтобы оттянуть силы врага, было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров и в Феодосийский порт.

26–29 декабря корабли Азовской флотилии и Керченской военно-морской базы, в условиях сильного шторма (сила ветра достигала 7–8 баллов), высадили на северное и восточное побережья полуострова около 20 тысяч бойцов 51-й армии. 29 декабря силы Черноморского флота – 2 крейсера, 7 эсминцев, 6 тральщиков, 15 сторожевых катеров и 14 транспортов – с десантными частями 44-й армии подошли к Феодосии.

Первым в акваторию порта ворвались два наших катера «морской охотник», которые промерили глубины. Вслед за ними вошли эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», а также крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Артиллерия крейсеров – 180-мм главный калибр – подавила батареи противника, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу. В 7.20 утра в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань», с которого были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн.

Начались уличные бои, и к вечеру город был взят. Это вынудило немцев в ночь на 30 декабря начать отход из Керчи, и для организации обороны снять две дивизии из-под Севастополя. Таким образом, Керчь была взята с минимальными усилиями, по существу - бескровно.

 Десант на Курилы

4705621m.jpg" />

 

В ночь на 15 августа 1945 года главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал приказ о захвате острова Шумшу. Для проведения рейда выделили два стрелковых полка, две артиллерийские части, отдельный истребительный противотанковый дивизион и батальон морской пехоты, которые должны были десантироваться на остров с сорока кораблей. Огневую поддержку должны были осуществлять сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский», а также минный заградитель «Охотск» и подводная лодка Л-8.

Военно-морская база Катаока на Шумшу, приспособленная для базирования практически любых надводных судов, располагала сильной противодесантной обороной. Она представляла собой несколько рубежей разветвленной системы противотанковых рвов, а также без малого 60 дотов и дзотов, связанных подземными галереями.

Вечером 16 августа из Петропавловска-Камчатского вышел караван с десантом, и спустя сутки приблизился к острову. Пока артиллерийская батарея 130-мм орудий с мыса Лопатка в течение двух часов обстреливала Шумшу, походный штаб на сторожевом корабле «Киров» из-за густого тумана вынужденно корректировал координаты десантирования. В итоге войска передового отряда высадились на берег не там, где планировалось.

Японцы попытались контратаковать передовой отряд, но, потеряв 15 танков и около 100 человек пехоты, отошли на исходные позиции. Зато их артиллерия не умолкала ни на минуту, выводя из строя один наш корабль за другим (всего в ходе высадки было потоплено пять кораблей и еще около десяти получили серьезные повреждения) и прорубая бреши в боевом строю десантников. Потребовалось несколько часов, чтобы части главных сил десанта подошли к позициям и, соединившись, перешли в наступление.

Согласно условиям капитуляции (15 августа правительство Японии заявило о безоговорочной капитуляции), советские корабли в сопровождении японского лоцмана должны были прибыть на остров и занять военно-морскую базу Катаока. Ранним утром 20 августа отряд в составе минного заградителя «Охотск», сторожевых кораблей «Киров» и «Дзержинский», тральщика Т-525, транспорта «Емельян Пугачев» под общим командованием капитана 1 ранга Пономарева в назначенный час прибыл в условленное место. Время шло, а лоцмана все не было, и тогда Пономарев решил следовать в Катаока самостоятельно.

Но едва корабли вошли во Второй Курильский пролив, как неожиданно оказались в эпицентре артобстрела с островов Шумшу и Парамушир. Прикрываясь дымовыми завесами и ведя ответный огонь, отряд отошел в море, где тут же был атакован японским самолетом-торпедоносцем, который вскоре обратила в бегство корабельная артиллерия.

В итоге командующий японскими войсками на северных островах Курильской гряды генерал-лейтенант Цуцуми-Фусаки 22 августа принял условия капитуляции и отвел свои части на острове Шумшу в указанные советским командованием места для сдачи в плен. Было разоружено около 14 тысяч японских солдат и офицеров, захвачены 45 танков, артиллерийские орудия, другая боевая техника. А 23 августа советские войска без единого выстрела заняли Шумшу и северную часть острова Парамушир. Всего на Курильских островах было разоружено и пленено почти 50,5 тыс. японских солдат, офицеров и генералов, захвачено свыше 300 орудий и минометов, около 1000 пулеметов.

По сведениям Центрального военно-морского архива, в этой операции мы потеряли убитыми и ранеными 1567 человек. 

 

 Тупо скопировано от сюда: http://svpressa.ru/post/article/82425/ 

 

 

картинки побольше, а так норм

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
55 публикаций
1 бой

По моему десант курилы был самым крутым и зрелищным планом)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
91 публикация
159 боёв

По моему десант курилы был самым крутым и зрелищным планом)

 

Да, неплохая операция.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Все эти 5 операций провалились :sads:

Ну почему же -- за Курилы до сих пор у японцев болит. Так что -- самая стратегическая из всех операций.

 

А остальные таки да. Увы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×