Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Otto_Bismarck1

Бронепалубный крейсер "Эмден"

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

639
[RFL]
Старший альфа-тестер
1 243 публикации
11 141 бой

2b6f8bf146e72fc718224b36e1631cd9.jpg

По каким-то неведомым причинам на этом форуме обошли стороной крейсер "Эмден". А ведь он является одним из самых известных немецких кораблей, по крайней мере, Первой Мировой Войны.

Поэтому в этой теме попытаемся исправить эту несправедливость. И так речь пойдёт о немецком бронепалубном крейсере "Эмден" и его удачливом и талантливом командире Карл фон Мюллере. Рейдерская война "Эмдена"  - это одна из самых красивых и трагичных страниц морской истории, а с гибелью крейсера ушло благородство, на смену которому пришла жестокость подводной войны. 

 

Описание и ТТХ

Kleiner_Kreuzer_Emden.png?uselang=ru

Водоизмещение

3364 т (стандартное)
4268 т (полное)

Длина

118 м

Ширина

13.4 м

Осадка

5.3 м

Бронирование

Палуба — 20…30 мм
Орудийные щиты — 50 мм
Боевая рубка — 100 мм

Двигатели

12 котлов, 2 паровые машины

Мощность

максимальная 16350 л.с.

проектная 13 500 л. с.

Скорость хода

максимальная 24 узла
проектная 23,5 узла 

Дальность плавания

3760 морских миль на 12 узлах

Артиллерийское вооружение

10 × 105-мм
8 × 52-мм

Торпедное оружие

2 × 450-мм ТА

 

            Корпус корабля был построен из мягкой (низкоуглеродистой) стали Сименса-Мартена. Внутреннее водонепроницаемое дно достигало на отрезке от шпангоута 21 до 74 — до четвертого продольного шпангоута, от шпангоута 74 до 80 — до второго продольного шпангоута. Двенадцать водонепроницаемых переборок разделяли корабль на тринадцать отсеков.  Под бронированной палубой проходы между шпангоутами 40 и 74 служили центральным угольным бункером. Они в свою очередь были ограничены шпангоутами 40/41 и 73/74, формирующими поперечные бункеры. В дополнение имелся центральный бункер между бронированной палубой и верхней палубой от шпангоута 33 до 75.
Максимальный угол перекладки руля был 40 градусов. Радиус поворота корабля на полном ходу и поворотом пера руля 35 градусов составлял 455 метров направо (460 метров налево), при скорости в 11 узлов и 550 (543) метров при скорости 7 узлов. При скорости 20 узлов — 550 (515) метров.
            На крейсере было две стальные мачты высотой 41 метр каждая с радиоантеннами, на обеих находились "воронья гнёзда" на высоте 34 метра. Платформа с прожекторами располагалась на высоте 13 метров.


Защита
            На крейсере была броневая палуба толщиной 30 мм с уклоном к бортам в 37 градусов. Четыре орудия на юте и полубаке, в также оба средних орудия на верхней палубе защищались бронированными щитами толщиной 50/25/20 мм. На остальных орудиях щитов не было. Боевая рубка была защищена 100 мм стальными плитами.

 

Орудия

644px-Emden-gun-3.jpg

            Вооружение состояло из десяти скорострельных орудий калибра 10,5 см на лафетах типа MPLC/1904. Стволы орудий поднимались до 300 и опускались до 10°. Максимальная дальность стрельбы при составляла 12200 метров; максимальная скорость стрельбы составляла шестнадцать выстрелов в минуту. Из десяти орудий два были расположены на носу по левому и правому борту; два — на передней верхней палубе в казематах за полубаком слева и справа по борту; два в середине верхней палубы, слева и справа; два на кормовой верхней палубе в казематах ниже юта слева и справа; и наконец два на палубе полуюта слева и справа.


Боеприпасы
            Боеприпасы для службы за пределами метрополии состояли из 750 осколочно-фугасных снарядов (типа Jz), 720 осколочно-фугасных снарядов (типа Kz), 30 снарядов со стальной шрапнелью — по 150 снарядов на орудие. На корабле было четыре склада боеприпасов, два в носовой части корабля и два в кормовой. Там имелось восемь снарядных элеваторов с двойными шахтами на шпангоутах 86/87, 80/21 и 18/19. Шахты открывались внутрь и под носом, и под ютом. Боеприпасы подавались электрической лебедкой.
            Во время службы за пределами метрополии на палубе легких крейсеров имелось четыре пулемета. Максимальная дальность стрельбы составляла 2400 метров; максимальная скорость стрельбы составляла 250 выстрелов в минуту. Для каждого пулемета имелось по десять тысяч патронов, их хранили на складах боеприпасов в передней части рядом со шпангоутом 85/86 между шпангоутами 80 и 85. Легкие крейсеры, которые несли службу за рубежом, также имели на вооружении две пушки калибра 6 см, тип SBts L/21, на лафетах типа Bts LC/1900; в дополнение имелся один лафет типа LLC/1900, а также два пулеметных лафета. Поскольку орудие калибра 6 см также использовали во время высадок десантного отряда, в наличии имелся 341 снаряд для него.

 

Торпедное вооружение
            Торпедное вооружение состояло из двух подводных торпедных аппаратов калибра 45 см, с углом запуска минус два градуса, под углом 20 градусов к траверзу. Аппараты были расположены под бронированной палубой рядом со шпангоутами 74 (правый борт) и 80 (левый борт). Управление торпедной стрельбой осуществлялось из боевой рубки на юте и на кормовой опоре для прожектора. Крейсер нес пять 45-сантиметровых торпед класса С/03.


Прожекторы
            Четыре сильных 150-амперных прожектора охватывали весь горизонт. Два находились рядом друг с другом на двойной платформе на фок-мачте, два других располагалась один позади другого на двойной платформе на грот-мачте. На корабле также имелся 17-амперный нигде не закрепленный стационарно сигнальный фонарь.

 

Энергоустановка
            Энергоустановка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения с тремя цилиндрами каждая, а также четырех котельных в носовой и кормовой частях с двенадцатью небольшими морскими котлами; наибольшее давление в котле составляло 16 кг/см3. При нормальных условиях можно было загрузить 790 тонн угля. Электроэнергия вырабатывалась тремя генераторами постоянного тока напряжением 110 В и мощностью 45 кВт. Два располагались во вспомогательных машинных отделениях на грузовой верхней палубе, один располагался на средней палубе, с левого борта, между шпангоутами 25 и 29.


Потребление угля
            На основании средних данных, полученных во время ходовых морских испытаний крейсера в 1910 году, общее потребление угля в сутки при скорости в 8 узлов составляло 34 тонны; при 12 узлах — 60 тонн; при 20 узлах — 205 тонн; на максимальной скорости в 23,85 узла — 371 тонну.

 

Экипаж
            При обычных условиях экипаж «Эмдена» состоял из 365 человек, включая 16 офицеров, из которых 10 являлись строевыми офицерами и 2 были курсантами военно-морского училища. Имелись ружья для 120 человек. Десантный отряд составлялся из 5 офицеров и 140 матросов; 87 были вооружены ружьями и 30 обслуживали пулеметы.

Питьевая воды и запасы провианта
            Обычный запас питьевой воды составлял 21,2 т, его хватало на семь дней. Запасы провианта для экипажа состояли из следующего, в тоннах: мясо —- 5,65; консервы — 9,95; хлеб — 11,5; *** — 0,7. Эти припасы предназначались на десять недель. Дополнительные запасы провианта для командира корабля насчитывали 2,5 тонны; для офицеров — 10,08; для уоррант-офицеров — 10,92; и для вестовых — 1,2. Общий вес запасов провианта, включая упаковочный материал, составлял 58,08 тонн.

 

Ходовые испытания
            Ходовые испытания были успешными. Во время шестичасовых ходовых испытаний 10 августа 1909 года новый крейсер мощностью 15683 лошадиных сил и главными двигателями, делающими 134,75 оборотов в минуту, достиг скорости более 23 узлов. 30 и 31 июля 1909 года «Эмден» шел на скорости в 17 узлов, 11 и 12 августа 1909 —12 узлов. 17 и 18 августа 1909 года он отправился в плавание на скорости в 20 узлов на двадцать четыре часа для замеров расходования угля. 20 августа 1909 года, недалеко от Нойкруга, он достиг максимальной скорости в 24,014 узла на мерной миле. Средняя максимальная скорость на мерной миле составила 21,121 узлов.
            «Эмден» получил следующие операционные характеристики: наиболее экономичная скорость — 8 узлов; скорость крейсирования — 12 узлов; максимальная скорость, которую корабль способен поддерживать длительное время, — 20; максимально возможная скорость — 23,85.
            Манёвренность корабля оказалась хорошей. Но при сильном ветре он достаточно тяжело поворачивался на месте, в частности когда его нос был против ветра. Для поворота крейсера приходилось повышать обороты на винте, противоположному повороту.  В бурном море или при движении против волн «Эмден» лучше всего шёл на скорости  от 12 до 14 узлов.

 

 

Постройка и служба до войны

      Bundesarchiv_DVM_10_Bild-23-61-13%2C_Kle

            6 апреля 1906 года на верфях в Данциге был заложен новый крейсер 4-го класса. В момент закладки корабль получил имя «Эрзац-Пфейль». Из-за проблем с финансированием постройка затянулась, и заложенный почти на год позже однотипный крейсер «Дрезден» был спущен на воду раньше. Постройке помогли патриотически настроенные жители города Эмден в Нижней Саксонии, собравшие по подписке 6,8 млн. марок, и в честь жертвователей крейсер был переименован в «Эмден». Корабль был спущен на воду 26 мая 1908 года и зачислен в боевой состав флота 10 июля 1910 года. «Эмден» стал вторым и последним в серии крейсеров типа «Дрезден», а также последним немецким крейсером, оснащённым паровой машиной. На крейсера более поздней постройки, включая однотипный «Дрезден», устанавливались турбины.
            Корабль после ввода в строй был отправлен под командованием фрегаттен-капитана Вольдемара Фоллертуна в Циндао, для службы в составе Восточно-Азиатской крейсерской эскадры. По пути в Циндао крейсер посетил Буэнос-Айрес с официальным визитом, приуроченным к столетней годовщине независимости Аргентины, а также Вальпараисо, Таити и на Самоа встретился с флагманским кораблём эскадры, крейсером «Шарнхорст». 17 августа 1910 года корабль прибыл в Циндао. Благодаря изящным обводам крейсер получил прозвище «Лебедь Востока».
            С декабря 1910 по март 1911 года крейсер принимал участие в подавлении восстания на острове Понапе. В ходе столкновений с восставшими на суше погиб один офицер и были ранены пятеро матросов. Летом 1911 года корабль был вынужден пройти серьёзный ремонт в Циндао после столкновения с японским сухогрузом. Летом 1912 года корабль получил «Приз Кайзера» за артиллерийские стрельбы.
            В мае 1913 года командиром крейсера был назначен корветтен-капитан Карл фон Мюллер. В августе—сентябре  1913 года «Эмден» принял участие в подавлении Второй китайской революции, действуя на реке Янцзы и обстреливая позиции мятежников в Нанкине и Пекине.
            Июнь 1914 года застал крейсер в Циндао.  Из Южных морей граф Шпее приказал «Эмдену» оставаться в Циндао, то есть запланированный поход в Шанхай откладывался. У моряков крейсера начался период наблюдения и ожидания. По Дальнему Востоку эхом разносились слухи об увеличивающейся влажности и жаре.
            9 июля пришло предупреждение из Министерства Военно-морского флота в Берлине о возможном начале войны между Австрией и Сербией.
            11 июля Министерство Военно-морского флота отправило еще одно предупреждение о возможной конфронтации с Великобританией
            27 июля штаб Военно-морского флота в Берлине сообщил, что Австро-Венгрия разорвала дипломатические отношения с Сербией. Объявление войны последовало двадцать восьмого.
            29 июля штаб Военно-морского флота отдал приказ «Эмдену»: попытаться снова присоединиться к эскадре крейсеров.  
            30 июля 1914 года в 06:30 лейтенант фон Мюке собрал всех офицеров и отдал приказ готовиться к боевым действиям. Матросам приказали очистить палубы и занять места по боевому расписанию для учений и маневров. Во второй половине дня не несущие вахту офицеры в последний раз получили разрешение сойти на берег. 

 

 

 

 

Изменено пользователем Otto_Bismarck1
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
639
[RFL]
Старший альфа-тестер
1 243 публикации
11 141 бой

Война

 

Начало боевых действий и встреча с эскадрой Фон Шпее

            31 июля в 19:00 крейсер покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с первого на второе августа была получена радиограмма о мобилизации армии и флота и объявлении войны России и Франции.

            Около четырёх утра 3 августа вблизи острова Цусима впереди по курсу был замечен большой пароход и «Эмден», подняв сигнал «немедленно остановиться», начал преследование. Невзирая на предупредительные выстрелы, пароход развил скорость в 17 узлов и, подавая сигналы бедствия, попытался уйти от погони в японские территориальные воды. Когда крейсер открыл огонь на поражение, и снаряды начали рваться непосредственно за кормой, преследуемый пароход остановился. Поднявшаяся на борт призовая команда из 20 вооружённых матросов под командой обер-лейтенанта Юлиуса Лаутербаха установила, что это — пароход русского Добровольного флота «Рязань» с 80 пассажирами. «Рязань» стала первым призом, захваченным Германией у Российской империи в Первой мировой войне. Лаутербах изучил журнал радиста «Рязань» и стало очевидно, что в это утро «Рязань» вступала в контакт с французскими крейсерами «Дюпле» и «Монкальм»,  которые, судя по сообщению, покинула Владивосток и следует в южном направлении.
            Мюллер решил привести захваченный пароход в Циндао для дальнейшего использования в качестве вспомогательного крейсера. На обратном пути на горизонте были замечены дымы движущиеся курсом на юг. Опасаясь, что это французские крейсера «Дюпле» и «Монкальм», идущие в сопровождении эсминцев, капитан Мюллер приказал изменить курс, чтобы избежать встречи. Со стороны неизвестных кораблей не было предпринято никаких попыток сблизиться. Некоторые источники утверждают, что это действительно были французские крейсера уклонившиеся от столкновения, ошибочно опознав «Эмден» и «Рязань» как «Шарнхорст» и «Гнейзенау», хотя, скорее всего, ни «Дюпле» ни «Монкальм» вообще не находились в этом районе 5 августа.
            Утром 6 августа крейсер вместе со своим призом вернулся в Циндао. На «Рязань» были установлены орудия находившегося в порту небоеспособного вспомогательного крейсера «Корморан», после чего пароход был введён в состав ВМС также под названием «Корморан».

-88693455.jpg

            В сопровождении угольщика  «Маркоманния» и  вспомогательного крейсера «Принц Эйтель Фридрих» «Эмден» отправился на встречу с эскадрой Шпее к Маршалловым островам, с которой он встретился 12 августа.
            13 августа состоялось совещание старших офицеров эскадры, на котором адмирал Шпее объявил, что в связи с большим количеством кораблей противника в Индийском океане и проблемами со снабжением эскадры углём он намеревается совершить переход в Южную Атлантику и развернуть крейсерские действия у берегов Южной Америки. Когда капитану Мюллеру было предложено высказаться, он выразил опасение, что в течение длительного перехода эскадра не сможет достичь существенных результатов, и предложил предоставить хотя бы части лёгких крейсеров действовать в Индийском океане. После того, как предложение было поддержано другими участниками совещания, Шпее приказал капитану «Эмдена» начать самостоятельные рейдерские действия.
            13 августа все корабли вышли в море, а 14 «Эмден» и «Маркоманния» отделились и пошли отдельно.

 

Боевые действия в Индийском океане

Рейдерство в Бенгальском заливе

 

Обстрел Мадраса

            Впервые за время плавания Мюллер собирался провести операцию против города, создать панику среди жителей, чтобы нарушить жизненный уклад и торговлю в стратегическом владении Великобритании в Индии. Мюллер собирался нанести урон престижу Британского ВМФ. Командир «Эмдена» решил атаковать Мадрас. Возможно, подобный шаг, который сделает англичан беспомощными, также подстегнет подрывные индийские элементы к действию.

            Мадрас был укрепленным городом и, несомненно, его установленные на суше батареи ответят на обстрел. Также не исключалось, что боевые корабли противника стоят на якоре неподалеку от берега.

            Мюллер планировал атаку на вечер. По всей вероятности, «Эмден» сможет приблизиться к городу незамеченным.

            Окончательная подготовка к сражению проводилась в течение дня. Навесы и гамаки на палубе, необходимые для жизни рядом с экватором, сняли с мест, где они прикреплялись, и убрали во внутренние отсеки корабля. Количество боеприпасов, которые ждали рядом с пока молчащими орудиями, удвоили. Судовой журнал поместили под защиту брони. Во время брифинга старпом вначале описал другим офицерам корабля общую военную ситуацию, затем планы на случай непредвиденных обстоятельств — как будет осуществляться командование, если во время сражения погибнут командир корабля и старпом. Личному составу приказали вымыться в пресной воде и надеть чистую форму, чтобы избежать заражения в случае ранения. Все детали были заучены.

            В 17:00 Мюллер приказал «Маркоманнии» отсоединиться. Пожелав успешной встречи с врагом, верный капитан Фаасс повернул корабль и отправился на юг к оговоренному месту встречи. «Эмден» установил четвертую «трубу» и медленно пошел в тропическую ночь, прорезая непроницаемую черноту. Скорость увеличилась до семнадцати узлов. Неожиданно показался маяк гавани Мадраса. Яркие огни города облегчали приближение.

            У мест швартовки не был выключен ни один огонь, которые помогали кораблю зайти в порт. Моряки «Эмдена» автоматически вспомнили Циндао. Где как только объявили войну, все огни были потушены.

            По мере того, как нарастало напряжение, увеличивалась панорама Мадраса.

            Незадолго до 21:00 Мюллер приказал подчиненным занять места по боевому расписанию. Выставили наблюдателей. В 21:45 крейсер находился прямо перед городом, на расстоянии от 2800 до 3000 метров от берега. Люди были готовы к любому неприятному сюрпризу. Он мог прийти от пятнадцатисантиметровых орудий по периметру гавани

            Мюллер старался занять такую позицию, чтобы даже в случае неточного выстрела, снаряд не упал на узкие улочки. Это тщательно рассчитывалось, чтобы опровергнуть пропагандистские заявления о зверствах немцев.

7c24622a282422f0524dbf166c3b6249.jpg

            С командного пункта прозвучал приказ остановить двигатели, и корабль встал. Прошла еще одна минута напряжения. «Эмден» повернул на юг, в трех тысячах метров перед причалами. Затем прозвучала давно ожидаемая команда:

— Включить прожекторы! Огонь!

            Ослепительный свет пронзил тьму, освещая цель жутким указывающим перстом. И тут же выпустили первый залп.

            Из орудий вырвались длинные красные вспышки. Звук напоминал катящиеся через тропическую ночь огромные валуны и разбудил огромный город. После выстрела над кораблем образовался густой слой дыма, на мгновение скрыв все из виду.

            Крейсер стрелял из орудий правого борта. Первый залп ушел за нефтяные цистерны, хотя орудийные расчеты «Эмдена» добились нескольких попаданий по прибрежным батареям. Офицер артиллерийской части быстро укоротил радиус действия, и выпущенные во время следующего залпа снаряды попали перед цистернами у края воды. Настраивая дальность полета снарядов, он целился по одной из самых больших цистерн.

— Огонь!

            Металл взорвался, черная нефть стала выливаться наружу и в воздух взметнулись красные языки пламени. Огромный столб пламени прорезал воздух, за ним следовал еще один, еще большего размера. В этот момент «Эмден» мог бы выключить прожектор, поскольку горящие цистерны обеспечивали достаточное освещение.

            Последовала атака на вторую цистерну, но в ярком свете были видны только черные дыры, куда попали снаряды. Цистерна оказалась пустой. Когда попали по третьей, она тут же загорелась. Яркие языки пламени мерцали на темной воде.

            Тем временем открыли огонь удивленные английские батареи. Очевидно, у них возникли трудности с расчетом удаленности «Эмдена», потому что из направленных на крейсер девяти снарядов на «Эмдене» заметили только три. Один снаряд не долетел сто метров, два других значительно перелетели, несмотря на небольшое расстояние между орудиями и целью.

            «Эмден» выпустил от 125 до 130 снарядов, когда Мюллер приказал прекратить огонь. Его единственной целью было разрушение нефтяных цистерн и создание паники среди жителей Мадраса. Не следовало терять боеприпасы, поскольку никто не мог предсказать, где и когда ими снова придется воспользоваться.

            Но судя по сообщениям индийских газет, выпущенные снаряды принесли огромные разрушения: пять тысяч тонн ценной нефти были утеряны. И в то время как дующий в направлении моря ветер спас город от пожара, психологическое воздействие атаки было огромным. Газеты сообщали, что граждане наводнили железнодорожный вокзал. Они больше не чувствовали себя в безопасности под защитой англичан и престиж Британии упал. Цель «Эмдена» была достигнута.

306ea8b3823ef00903f9f3200b7ada7e.jpg

            Появление «Эмдена» в Индийском океане и обстрел Мадраса вызвали волнение на всем субконтиненте. 29 октября 1914 года газета «Калькутта Капитал» сообщала следующее:

 «Разрушения, нанесенные эффективными грабительскими экспедициями «Эмдена», очень удручают. Самые дикие слухи летают по базарам, как ураганы: ужасающая немецкая военно-морская эскадра собирается бомбардировать город. Даже на тех, кто не занят агитацией и не желает смущать правительство, успешные набеги «Эмдена » произвели глубокое впечатление. Будет нелегко избавиться от сложившегося впечатления.

            Рассказы, передаваемые на улицах и базарах из уст в уста, совсем не льстят англичанам. Какая польза от анализа провалов немецкой военной стратегии, когда успехи и находчивость маленького крейсера позволили ему безнаказанно налетать на большие корабли и прямо демонстрировать населению, что могут сделать немцы? »

            По всей Индии миллионы людей произносили странное название иностранного корабля. Рассказы об «Эмдене» передавали из поколения в поколение и в конце концов название поглотилось одним из языков субконтинента. Сегодня в местном тамильском языке словом «эмден» называют хитрого, изобретательного человека, который полностью контролирует и себя, и свое окружение.

            Воздух трещал от перехватываемых радиосигналов. На стороне «Эмдена» была удача и не только в уходе от береговых батарей. Оставалась еще одна, более серьезная угроза. Английский крейсер «Гэмпшир», который ищет «Эмден», находился поблизости. Теперь «Гэмпшир» служил хребтом преследовавших «Эмден» союзных сил. Командир корабля, капитан Грант, понимал ход мыслей своего немецкого противника. После того, как Грант получил известия о подвигах «Эмдена» в Бенгальском заливе, «Гэмпшир», вероятно, стоял недалеко от Малаккского пролива или Сингапура. Он не ошибся в своем предположении, что его противник изберет своей следующей целью крупный, открытый порт Мадрас. Грант поспешил вперед, чтобы защитить город и захватить «Эмден», в то время как также сообщил о преследовании японскому крейсеру и направил его отрезать дорогу немецкому. Казалось, судьба «Эмдена» предрешена.

            В ночь с 18 на 19 сентября «Гэмпшир» получил сигнал от береговой станции «Даймонд Пойнт», сообщавшей о стрельбе над Акьябом, Бирма. «Даймонд Пойнт» сама получила соответствующее сообщение, исполнительно отправила его дальше и таким образом невинно и случайно поучаствовала в передаче ложного слуха. У командира «Гэмпшира не оставалось выбора, кроме как изменить курс и на высокой скорости направиться в Акьяб. К тому времени, как все раскрылось, «Гэмпширу» было уже слишком поздно что-то менять. «Эмден» атаковал Мадрас и исчез на бескрайних океанских просторах.

            Японский крейсер «Чикума» задержался с погрузкой угля и упустил шанс перехватить «Эмден».

 

Изменено пользователем Otto_Bismarck1
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
639
[RFL]
Старший альфа-тестер
1 243 публикации
11 141 бой

Цейлон, Мальдивы и архипелаг Чагос

            После рейда на Мадрас капитан Мюллер решил сменить район действий, и уйти из Бенгальского залива. 23 сентября «Маркоманния» была встречена в условленной точке, и оба корабля взяли курс на юго-восток, к Цейлону. Это стало последней серией потопленных торговых судов для «Эмдена».

            Первым захваченным кораблём после Мадраса стал "Кинг Луд". Потом крейсер столкнулся с норвежским танкером, который был отпущен, а в 23.00 "Эмден" захватил груженый сахаром пароход "Тимерик". Фон Мюллер хотел отложить осмотр судна до утра, но откровенно враждебное отношение английского капитана заставило его немедленно потопить "Тимерик". 26 сентября был захвачен пароход "Грифевейл". Ночью фон Мюллер встретил ярко освещенное судно под датским флагом. Фон Мюллер позволил ему уйти, хотя Лаутербах и еще кое-кто из офицеров утверждали, что это британский лайнер компании "Биби".

             27 сентября "Эмден" захватил английский угольщик "Бьюреск", следовавший в Гонконг. Его трюмы были набиты первоклассным кардиффом. Фон Мюллеру достался просто бесценный приз, хотя максимальная скорость английского парохода составляла всего 10 узлов. На борт "Бьюреска" немедленно была переведена призовая партия. Суматоха улеглась, и воскресенье 28 сентября должно было стать днем отдыха. Германские офицеры рассчитывали насладиться свежей провизией, захваченной на "Грифевейле".

            Однако на горизонте появился дымок, и трапезу пришлось прервать. Пароход "Рибейра" следовал из Александрии в Батавию с пустыми трюмами, но и его провизионки были заполнены до отказа. Вечером "Эмден" захватил еще один пароход – "Фойл". тот же день фон Мюллер отпустил набитый пленными пароход "Грифевейл".

            После всех этих подвигов фон Мюллера на западном побережье Индии началась такая же паника, как немного раньше на восточном. Но к тому времени, когда "Хэмпшир" и "Тикума" пришли в этот район, "Эмден" ушел к Мальдивским островам, где нашел временное убежище. Жители этих изолированных островов даже не подозревали о начале войны, и фон Мюллер объяснил плачевное состояние своего крейсера долгим кругосветным плаванием и сильными штормами. Он был настолько любезен, что отремонтировал катер нескольким англичанам, жившим на острове. Чтобы сохранить скорость "Эмдена", требовалось перебрать машины и очистить днище путем кренгования.

            Немцы занимались этим целых 10 дней, а потом фон Мюллер из перехваченных радиограмм узнал, что судоходство союзников к востоку и западу от Цейлона восстановилось, а к "Гэмпширу" и "Тикуме" присоединился всего лишь вспомогательный крейсер "Эмпресс оф Эйша". 10 октября "Эмден" покинул остров Диего-Гарсия, а через 2 дня туда прибыли "Гэмпшир" и вспомогательный крейсер "Эмпресс оф Раша".

            Мюллер решил второй раз наведаться в район Миникоу. На этот раз результаты оказались еще более внушительными. Когда 22 октября пароход "Сент Эгберт" пришел в Кохину, он привез экипажи 7 судов, потопленных фон Мюллером с 16 по 19 октября. 16 октября "Эмден" захватил пароход "Клан Грант" с совершенно бесполезным для себя грузом фарфора и пишущих машинок. Пока шел досмотр "Клан Гранта", на горизонте показался дым, а потом наблюдатель в вороньем гниде на мачте "Эмдена" сообщил, что видит странную мачту. Фон Мюллер предположил, что это может быть эсминец, и на всякий случай сыграл боевую тревогу. Тяжело раскачиваясь на океанской зыби, очередная жертва "Эмдена" медленно ползла навстречу судьбе. Загадка разрешилась неожиданно. Это оказался землесос "Понраббел". Его экипаж охотно сменил треволнения океанского плавания на земснаряде на относительную безопасность на борту большого парохода.

            Следом за "Понраббелом" на дно отправился и "Клан Грант". 17 октября "Эмден" перехватил пароход "Бенмор" с грузом автомобилей и велосипедов.

            На следующий день крейсер встретился с испанским пакетботом. Как только офицеры собрались на воскресную службу – на горизонте появился дым. Это был английский пароход "Троилус", вошедший в строй всего за месяц до начала войны. Свое первое, и, как оказалось, последнее путешествие он совершал в Иокогаму с исключительно ценным грузом меди, каучука и цинка.

            Когда Лаутербах во главе абордажной партии появился на борту "Троилуса", его приветствовал радостный возглас одной из пассажирок. Оказалось, что перед войной она путешествовала на пароходе, которым командовал бравый лейтенант, и даже присутствовала на одном из обедов, который он тогда дал как капитан своим пассажирам.

            "Троилус" временно присоединился к германскому конвою.

            Вечером на следующий день немцы заметили судно, шедшее без огней. На запрос прожектором судно ответило, что называется оно "Сент Эгберт" и следует из Коломбо в Нью-Йорк с грузом сахара, принадлежащим американцам. Фон Мюллер решил временно использовать его как плавучую тюрьму, разгрузив от пассажиров "Бьюреск". Той же ночью были замечены огни еще одного парохода, и коллекция фон Мюллера пополнилась угольщиком "Эксфорд", который был арендован Адмиралтейством.

            На рассвете "Эмден" встретил следующий из Лондона в Калькутту пароход "Чилкана". Он был еще более новым, чем "Бьюреск" и тоже совершал первое плавание. Немцы забрали все, что сочли нужным, со своих призов и приступили к их уничтожению.

            Первым был потоплен "Троилус". Пароход был построен на совесть, и в очередной раз "Эмдену" пришлось использовать артиллерию, чтобы уничтожить его. Потом был потоплен "Чилкана". С "Эмденом" остались 3 судна, 2 из которых были угольщиками, а на третьем содержались 374 пленных.

            Снова был запрещен выход из Коломбо, а "Хэмпшир" и "Эмпресс оф Эйша" отправились в погоню. Грант уже трижды едва не сталкивался с "Эмденом". 21 октября фон Мюллеру улыбнулось счастье смелых. Ночью 2 британских корабля шли к Мальдивам, куда, как думал Грант, отойдет германский крейсер. На рассвете Грант приказал вспомогательному крейсеру выдвинуться на 20 миль вправо. Достигнув назначенной позиции, тот лег на генеральный курс, в это время "Эмден" и 2 угольщика находились всего в 10 милях, но дождевой шквал скрыл противников. Соединения двигались на контркурсах, и это также помешало им заметить друг друга.

            Союзникам пришлось прибегнуть к более решительным мерам, чтобы уменьшить урон от нападений рейдера. Торговые суда начали двигаться случайными маршрутами, уйдя с привычных путей, ночью они шли без огней, "Ярмут" и русский крейсер "Аскольд" были освобождены от сопровождения конвоев и присоединились к охоте. "Тикуме" и русскому крейсеру "Жемчуг" было приказано патрулировать восточную часть Бенгальского залива, а японцы прислали броненосные крейсера "Токива" и "Якумо". Однако все эти меры не помешали фон Мюллеру 26 октября заправиться углем на укрытой стоянке на Никобарских островах и отправиться в свой самый рискованный и самый известный набег. 

 

Рейд на Пенанг и потопление крейсера Жемчуг

Spoiler

             Мюллер решил атаковать порт Пенанг. Военные корабли союзников использовали рейд между островом Пенанг и побережьем Малайи для заправки и ремонта машин.

            Вечером 27 октября в кают-компании "Эмдена" состоялось последнее совещание. Так как Юлиус Лаутербах лучше других офицеров знал гавань Пенанга, именно он был назначен штурманом на завтрашний день.

            28 октября 1914 года в 2.00 "Эмден" прошел маяк Пуло Пенанг, снова поставив фальшивую четвертую трубу. 4.30 он повернул прямо на фарватер, ведущий в ярко освещенную гавань.

            И снова неожиданность оказалась правильным подходом, потому что маяки светили также ярко, как в мирное время. Вскоре после того, как моряки «Эмдена» заметили большой маяк, они заметили и огни по правому борту. Это было грузовое судно, также направлявшееся в гавань Пенанга. Пробное измерение глубины показало, что быстрое течение отнесло «Эмден» дальше, чем позволял план. Чтобы избежать обнаружения сигнальными постами, «Эмден» повернулся и пошел прочь от острова. Он также хотел предоставить грузовому судну шанс зайти в гавань, уверенному, словно все идет самым обычным образом.

             Крейсер повернулся и понесся к гавани на скорости в восемнадцать узлов потом, час спустя, ровно пошел на семнадцати. Слева по борту находилось несколько небольших островков, откуда очень легко может вылететь патрулирующий торпедный катер или миноносец. Возникла необходимость в два раза увеличить количество впередсмотрящих. Но они видели только туманные очертания рыболовецких судов и нагруженных джонок.

              По правому борту появилась весельная лодка, определенно лоцманская. Она подошла на двадцать метров, когда крейсер прошёл мимо. Однако лоцман не узнал немецкий крейсер - маскировка с четвёртой трубой сработала.

             Крейсер встал прямо за навигационным буем, слегка повернув направо.

             Корабль пошел на уменьшающейся скорости на освещаемую маяком дорожку. Все глаза нацелились на место, где, судя по картам, находилась стоянка боевых кораблей.

             Из-за калейдоскопа огней было трудно что-либо различить и люди видели только паутину мачт и труб. Затем первый свет просочился над возвышенностями вокруг гавани. Через несколько секунд впередсмотрящие обнаружили черную массу боевых кораблей, которые спали, ничего не подозревая. Являлись ли кормовые огни огнями торпедных катеров или миноносцев? Моряки смогли что-то определить только с расстояния в тысячу двести метров: то, что они видели, было огнем на юте большого боевого корабля с мачтой между второй и третьей трубой. С восьмисот метров они узнали русский легкий крейсер «Жемчуг». На нем ничего не двигалось. Экипаж крепко спал. Даже несущие вахту ничего не подозревали, они не узнали немецкие флаги на «Эмдене».

fffbf429202e.jpg

              На «Эмдене» оба торпедных аппарата были готовы к залпу. Корабль противника оказался у них прямо по линии стрельбы, темный контур на фоне неподвижного света. В 05:18 Мюллер отдал приказ стрелять. Моряки «Эмдена» услышали глухой удар и вода забурлила вокруг поврежденного корабля гигантским водоворотом. Из-за небольшого расстояния торпеда не вошла достаточно глубоко, чтобы разрушить свою цель. Когда она взорвалась, то палуба на корме взлетела высоко вверх, затем опустилась вниз к основанию флагштока. Офицер артиллерийской части лейтенант Геде приказал пяти орудиям на правом борту начать стрельбу. Звук залпов в узком лабиринте гавани отдавался эхом с разбивающим барабанные перепонки грохотом. Все передние надстройки корабля противника были сметены. Из спящего экипажа смогли убежать только несколько человек. Вскоре боевой корабль выглядел, как горящее решето огней. Небольшие взрывы следовали быстро один за другим.

             Мюллер резко повернул «Эмден» налево, близко от грузового судна, стоящего на якоре в середине гавани. Крейсер не мог себе позволить запутаться в торговых судах, которые стояли везде вокруг. Их насчитывалось по крайней мере двадцать, по большей части английские и японские. В то время как немецкий корабль поворачивался вокруг, над ним просвистело несколько снарядов. Часть моряков на «Жемчуге» смогли добраться до своих двенадцатисантиметровых орудий на носу, но единственным эффектом, которого они добились, было разрушение нескольких грузовых судов. Затем прозвучали выстрелы с другого направления. Далеко за молом маячили несколько небольших боевых кораблей, как немцы узнали позднее — французское посыльное судно «Ибервиль» и два французских торпедоносца. В результате этой канонады получилось только попадание по английскому грузовому судну.

Тем временем «Эмден» проскользнул мимо русского крейсера и маневрировал среди торговых судов. Места было мало.

             Орудия «Эмдена» вели огонь по противнику, в то время как левый торпедный аппарат готовили к залпу.

В 05:28 вторая торпеда ударила по «Жемчугу» под боевой рубкой, вызвав детонацию снарядов. В результате мощного взрыва «Жемчуг» разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. Из 340 человек команды корабля погибло 82 и было ранено 115. Впоследствии командир и старший офицер «Жемчуга» были разжалованы в матросы и приговорены к заключению в крепость.

c2e0c053a0eb3e0513c766424bcdc2a6.jpg

            Потопив «Жемчуг», «Эмден» повернул вправо, чтобы уничтожить стоящие без хода французские миноносцы «Фронда» и «Пистолет» и канонерскую лодку «Д’Ибервиль», но в это время дозорные заметили корабль, появившийся у входа в гавань. Опасаясь оказаться в западне, Мюллер приказал немедленно атаковать неопознанный корабль. После того как дистанция сократилась, выяснилось, что это был невооружённый катер губернатора острова, и крейсер немедленно прекратил огонь. Несмотря на одно попадание в трубу, на борту катера никто не пострадал. К этому моменту крейсер уже вышел из внутренней гавани, и, поскольку фактор внезапности был утрачен и возвращаться было слишком рискованно, Мюллер приказал спустить боевые флаги и уходить.

            Когда внешний вход в гавань был пройден, крейсер встретился с английским судном «Глентуррет», но высадившаяся на него призовая партия была срочно отозвана, а пароход отпущен, так как сигнальщики заметили французский корабль, приближающийся с севера. «Эмден» пошёл на сближение и с дистанции 4300 метров открыл огонь. Канониры крейсера добились попадания с третьего залпа, на миноносце взорвались котлы, и он потерял ход, но продолжал вести огонь из кормового орудия и сумел выпустить торпеду по крейсеру. После десятого залпа миноносец стал тонуть и крейсер спустил шлюпки, чтобы подобрать уцелевших. На борт были подняты 36 человек из 76 составлявших экипаж миноносца, 12 были ранены, некоторые тяжело. Пленные сообщили, что их кораблём был миноносец «Мушкет» 1902 года постройки, водоизмещением 310 тонн, вооружённый двумя торпедными аппаратами, одним 65-мм и шестью 47-мм орудиями.

            После окончания спасательной операции Мюллер приказал увеличить ход до 22 узлов. Дозорные обнаружили ещё один французский миноносец, преследующий крейсер (это был сумевший развести пары «Пистолет»), но Мюллер решил не ввязываться в бой, чтобы как можно скорее покинуть район Пенанга. Через несколько часов пошёл сильный дождь и противники потеряли друг друга из виду.

            В течение следующих двух суток умерли и были похоронены в море с воинскими почестями трое тяжелораненых французских моряков. Около четырёх утра 30 октября крейсер перехватил английский пароход «Ньюборн» (3000 т). Опасаясь за состояние раненых, Мюллер не стал топить пароход, а отпустил его со всеми французскими пленными, предварительно взяв с них письменное обязательство не участвовать больше в военных действиях против Германии. После этого «Эмден» направился к индонезийскому острову Симёлуэ, у берегов которого было назначено рандеву с «Бьюреском».

 

Изменено пользователем Otto_Bismarck1
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
639
[RFL]
Старший альфа-тестер
1 243 публикации
11 141 бой

Кокосовы острова и гибель

2c803545502ac10f719a987cf6f4a70b.jpg

            6.30 "Эмден" бросил якорь возле берега и спустил шлюпки с вооруженным десантом численностью 50 человек: 3 офицера, 15 механиков и 32 строевых матроса. Впрочем, скорее это была возможность наградить наиболее прилежных матросов небольшой прогулкой по берегу. Командовал десантом старший офицер крейсера капитан-лейтенант Гельмут фон Мюкке. Вахтенный офицер лейтенант Финкенчер заметил, что в состав партии вошло большинство опытных артиллеристов. Но фон Мюллер сказал, что они быстро вернутся.

            Один из десантников вспоминал:
            "Я вместе с 2 радистами пошел на радиостанцию, откуда посылали призывы о помощи. Мы сразу уничтожили динамо, движок и распредщит. Остальные делали, ту же работу на телеграфной станции. Капитан-лейтенант фон Мюкке выловил кабель, идущий в Перт, и перерезал его. Мачта с антеннами была взорвана, так: же, как склад с запасом кабеля".
            Это заняло около двух с половиной часов. Затем, прежде чем был перерезан другой кабель, взвыла сирена "Эмдена". Фон Мюкке понял, что это сигнал возвращаться, как можно скорее. Но едва шлюпки отошли от берега, как десантники увидели: что крейсер уже выходит из гавани. Из мотора катера была выжата вся скорость, на которую он был способен, но крейсер догнать не удалось. А потом неожиданно для десантников "Эмден" открыл огонь.
            Сигнал, посланный Ла Нозе, перехватил австралийский крейсер "Мельбурн". Его командир капитан 1 ранга М.Л. Сильвер командовал эскортом войскового конвоя, который находился всего в 55 милях к северу от Кокоса в 7.00 утра и направлялся в Коломбо, о чем фон Мюллер не знал. Он решил "в интересах безопасности конвоя найти крейсер, который мог быть только "Эмденом" или "Кенигсбергом". Поэтому я приказал "Сиднею" развести пары и полным ходом идти к Кокосу". На "Эмдене" перехватили эту радиограмму, но передача была такой слабой, что немцы предположили, что передатчик находится где-то милях в 200 отсюда, и совершенно не встревожились. Результат полностью оправдал решение Сильвера.
            Вскоре после 9.00 наблюдатель с мачты "Эмдена" сообщил, что видит облако дыма. Это облако превратилось в корабль с одной трубой и двумя высокими мачтами, то есть не крейсер, а угольщик. Командир "Бьюреска" лейтенант Клоппер старался дымить как можно меньше, но моряки на борту "Эмдена" предполагали, что дым является следствием пожара в трюме с углем.
            Лейтенант Альберт фон Жерар решил подняться на мачту, посмотреть, кто там идет. На борту "Эмдена" царило спокойствие. Но в 9.12 фон Жерар различил характерный силуэт военного корабля с двумя наклонными мачтами и четырьмя трубами. 9.13 был дан сигнал сиреной, а в 9.15 на мачту "Эмдена" взлетели сигнальные флаги с приказом десантной партии возвращаться. 9.17 фон Жерар крикнул, что видит кроме, флагов Св. Георгия, еще и синий флаг. Это означало, что к острову идет какой-то австралийский корабль.
            Легкий крейсер "Сидней", вошедший в строй в прошлом году, имел 8 – 152-мм орудий против 10 – 105мм орудий "Эмдена".

fb6a4f90eb593eac0bac6751fb440286.jpg

            Два корабля приближались друг к другу на высокой скорости.
            Первый залп «Эмдена» лёг рядом с противником.
            С самого начала сражения «Эмден» страдал от проигрыша в скорости.
            Его противник был не только быстрее, но и несколько часов шел на скорости почти в двадцать шесть узлов. «Эмден» же стоял на отдыхе и просто не мог добиться необходимого пара для самой высокой своей скорости.
Немцы выпустили второй залп. Снаряды тоже не попали по цели. Из третьего было несколько попаданий, но все равно «Эмден» со своими орудиями калибра 10,5 см находился слишком далеко, чтобы добиться результатов. Поэтому Мюллер решил сократить расстояние, отклонившись на два градуса вправо.
            Тем временем на  "Сиднее" мигнула вспышка — это выпустили первый залп. Фонтаны, поднятые ударами по воде, были достаточно высокими, чтобы показать: выстрелы производились орудиями калибра не 10, а 15 см. Таким образом корабль не может быть «Ньюкаслом», как ранее надеялись моряки «Эмдена», это более могущественный противник. Фортуна отвернулась от них.
            Третий залп разорвал дальномер на австралийце и его оператора, который слетел с сигнальной палубы и рухнул прямо перед командиром и лоцманом. Немецкий снаряд разбил в щепки деревянную заднюю мачту, хотя и не опрокинул ее полностью. После восьмого залпа моряки «Эмдена» увидели первый большой пожар на борту "Сиднея".
Удар попал по отсеку для хранения боеприпасов рядом с орудиями подветренной стороны и вывел из строя расчёт ближайшего орудия. Часть ярко горевших боеприпасов поймал юнга, который отнес их на палубу и затушил в корыте. Позднее он получит Крест Виктории за свои смелые действия. Другие снаряды, попадая по броне, не приносили особого урона, самое большее срывая по несколько заклепок.
            Через двадцать минут после начала сражения «Эмден» получил первый тяжелый удар. Снаряд приземлился в радиорубке.
            Когда дым рассеялся, от радиорубки ничего не осталось, только несколько тлеющих, покореженных кусков стали. Все радисты были или мертвы, или тяжело ранены. Сильным взрывом некоторых выбросило за борт. Это были первые потери «Эмдена».
            Противник стрелял попеременно из одного орудия за другим. Его превосходство в вооружении и скорости наносило тяжелый урон «Эмдену».
            Но противник тоже не выходил из битвы неповрежденным. Корма корабля горела и он попытался выйти из радиуса действия снарядов «Эмдена». Когда Мюллер увидел это, то попытался сократить разрыв между ними, но не смог. Другой корабль был гораздо быстрее. Противник осознал, что вызывающая ужас немецкая торпеда имеет радиус действия три с половиной километра, и поэтому ни разу не позволил расстоянию сократиться менее чем до семи тысяч метров.
            В то же самое время снаряд попал по остаткам радиорубки и приземлился рядом с фок-мачтой на юте. Расщепленное дерево разлетелось во время стороны. Интендант Менчедик пытался получше разглядеть противника во время затишья в стрельбе, когда взрывом ему оторвало нижнюю часть левой руки.
            Еще один снаряд взорвался рядом с боевой рубкой. На секунду там воцарилась гробовая тишина. Затем, постепенно различимые, послышались стоны раненых и умирающих артиллеристов и сигнальщиков.
            Хорошо нацеленный вражеский огонь вскоре разрушил электросистему пожаротушения. Прозвучало объявление из боевой рубки, что оба главных предохранителя разбиты. Затем рулевые команды из боевой рубки прекратились. Вскоре прямым попаданием взорвало дымовую трубу у фок-мачты, которая упала на левой борт, словно сбитая порывом ветра.
            Рано по утру, во время подготовки к загрузке угля, с труб сняли поддерживающие скобы. Одна из больших труб легко склонилась набок, словно это был карточный домик. Скорость и маневренность уменьшались с каждой минутой. Дым валил из обрубков труб, сажа покрывала орудийные прицелы.

           Несмотря на тяжелые потери и стихийный массовый поток снарядов, моряки «Эмдена» продолжали стрелять из своих орудий. Постепенно их разбивали со всех сторон. Огромные проемы, которые вражеский огонь проделал в их рядах, больше нельзя было заполнить. Были убиты многие из подносчиков снарядов. Электрические элеваторы, подающие снаряды на палубу изнутри корабля, давно прекратили работать.
            Дополнительные разрушения механизма рулевого управления сделали «Эмден» почти неманевренным. Врагу удалось снова зайти с левого борта и нанести три еще более разрушительных удара по немецкому крейсеру. Первый снаряд вывел из строя дальномер и большую часть людей у него.
Во внутренних отсеках корабля стало невыносимо жарко, краска лопалась на перегородках и перемычках. Огонь распространялся с невероятной скоростью. Лоцман, лейтенант Гропиус, и его подчиненный в процессе управления рулем, оказались отрезаны языками пламени. Точно также были отрезаны несколько выживших, управляющих орудиями. Еще один снаряд прямо попал по капитанской каюте, снеся практически всех за борт; из восемнадцати человек смогли убежать только двое, сигнальщик первого класса и мичман сигнальной службы. Но новый огневой вал повалил их рядом с боевой рубкой. К этому времени орудия на левом борту замолчали. Только время от времени одиночный выстрел эхом разносился над водой.
            Без большой надежды на успех Мюллер решил перевести свой сильно раненый крейсер в такое положение, из которого можно нанести торпедный удар. Это, учитывая более высокую скорость противника, было почти бесполезно. С поврежденными двигателями и котлами «Эмден» едва ли мог сократить расстояние между ними. Крейсер медленно поворачивался, и снова противнику удалось ударить по правому борту. Теперь, если быть точными, сражение стало односторонним. После прямого попадания фок-мачта «Эмдена» завалилась на левый борт. Крейсер тащил за собой оснастку и мачту. В «вороньем гнезде» энсин фон Герард и сигнальщик встретили свою смерть. Командный пункт был разрушен и две оставшиеся дымовые трубы рухнули вниз.
            Последним решением командира стало посадить свой корабль на мель на незаселенном коралловом рифе у одного из островов, Северного Килинга, который поднимался на горизонте во время сражения. Он нацеливался не дать своему кораблю попасть в руки врага и спасти раненых, находившихся во внутренних отсеках, от ужасной смерти в наполненными акулами водах. На борту больше не было шлюпок, которые можно было бы использовать. На трех самых больших отправился десантный отряд, другие сгорели на палубе.
            Поэтому «Эмден» еще раз повернул направо, в направлении острова. Противник тоже повернул направо и встал тем же курсом, следуя за раненым кораблем и отправляя по нему снаряд за снарядом, надеясь, что он утонет до того, как доберется до рифа. Но бесполезно. «Эмден» продолжал следовать своим курсом. Мюллер стоял рядом со световым люком над машинным отделением и «рулил» кораблем, рули которого были разбиты, вручную управляя обоими двигателями. В 11:15 двигатели остановились и корабль сел на мель в проеме между двумя коралловыми рифами, что смягчило удар. Он находился у северного побережья острова. И снова Мюллер приказал полный вперед, поскольку хотел, чтобы корабль сидел как можно выше на рифе. Затем моряки открыли кингстоны.

            Или противник не был уверен, что превратил корабль в развалину, или им хотелось использовать его для тренировки в стрельбе по цели — но с вражеского крейсера продолжали стрелять. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, Мюллер разрешил остававшимся на палубе прыгнуть за борт и плыть до острова. Из тех, кто прыгнул, некоторым удалось добраться до берега. Другие, которым не так повезло, утонули в бушующем прибое. Примерно через пять долгих минут после того, как «Эмден» сел на мель, его противник прекратил огонь. Удивительно, но появился «Буреск», отвлекая его. Теперь командир фон Мюллер мог приказать всем подняться на палубу. Он насчитал 133 мертвых, 49 тяжелораненых. Три пятых его экипажа из 314 человек были мертвы или ранены, а корабль представлял собой горящую груду разбитого металла. Под бронированной палубой все было разгромлено и представляло собой хаос. По верхнему бункеру пришлось прямое попадание через световой люк машинного отделения. Осветительное оборудование было разбито. Трупы лежали повсюду, разбросанные среди частей машин и разбитых банок с соляркой.
В котельной у кочегаров стояла страшная духота. Отсутствовала какая-либо вентиляция, они работали в дикой жаре, достигавшей почти 140 градусов по Фаренгейту, детонирующие снаряды оторвали кожухи котлов. Но неустрашимые и отважные кочегары показали себя не менее преданными делу, чем их товарищи, управлявшие орудиями наверху. Только из одной котельной, где удар угрожал взрывом пара, людей пришлось эвакуировать.
Во вспомогательных машинных отделениях экипаж страдал от жары, дыма и огня. Они постоянно тушили огонь и смогли выдержать жару, только держа лица у огнетушителей, где холодные брызги ненадолго приносили облегчение. Несмотря на всю агонию, они продолжали работать под руководством старшего механика судна, старшего мичмана Адена, до самого конца. После того, как корабль сел на мель, они вышли из своей норы, покрытые сильными ожогами.
На корме крейсера снаряд вывел из строя как автоматическое, так и ручное рулевое управление. Из-за ядовитых газов, от которых задыхались люди, весь личный состав эвакуировали в ближайшие отсеки, также эвакуировали госпиталь. Большая часть людей на средней палубе погибла.
            В 11 часов Мюллер приказал прекратить огонь и двигаться к острову Норт Киллинг, самому северному из Кокосовых островов. Поскольку продолжение боя стало бессмысленным, капитан решил спасти оставшихся в живых членов экипажа, а корабль на полном ходу выбросить на берег, а затем открыть кингстоны, чтобы он не достался противнику. В это время на горизонте появился «Бьюреск», и «Сидней», оставив очевидно небоеспособный немецкий крейсер, пустился в погоню за угольщиком.
            Когда «Сидней» настиг угольщик, он уже тонул, команда успела открыть кингстоны. Взяв на буксир шлюпки с экипажем, австралийский крейсер вернулся к «Эмдену», и сигналом прожектора потребовал капитуляции. Поскольку ответа не последовало, а на уцелевшей мачте по-прежнему развевался стеньговый флаг «Сидней» снова открыл огонь. После первого же залпа немецкий крейсер спустил боевой флаг и выбросил белый, сигнализируя о капитуляции. Отправив к «Эмдену» шлюпку с врачом и медикаментами, «Сидней» ушёл к острову Дирекция, чтобы выяснить судьбу узла связи и захватить немецкий десант. Австралийцы вернулись к Норт Киллинг лишь на следующий день. К Мюллеру от капитана Глоссопа, командира «Сиднея» прибыл офицер-парламентер с формальным требованием капитуляции:
"Я имею честь потребовать от вас сдать свой корабль мне во имя человечности. Чтобы показать, как высоко я уважаю вашу смелость, осмелюсь напомнить ситуацию. Вы на берегу, три трубы и мачта сбиты, большинство орудий выведено из строя. Вы не можете покинуть остров, а мой корабль цел. случае вашей капитуляции, которую я считаю не позором для вас, а несчастьем, я постараюсь сделать все возможное для ваших больных и раненых и помещу их в госпиталь. Имею честь оставаться Вашим покорным слугой, Джон К.Т. Глоссоп, капитан 1 ранга".

bb0b8067c7a55bb91167e38ea707caae.jpg

            Мюллер ответил согласием и экипаж «Сиднея» приступил к спасательной операции. Мюллер покинул крейсер последним, при прибытии на борт австралийского корабля ему были оказаны капитанские почести, уцелевших членов экипажа ждал специально приготовленный обед, раненых поместили в судовой лазарет.
В бою «Эмден» потерял 131 человека убитыми и 65 ранеными, потери «Сиднея» составили трое убитых и восемь раненых.

 

Фотографии погибшего "Эмдена"

e449a2b11ed4.jpg

 

531938bf64bd.jpg

 

09eaa5ef5d38.jpg

 

7d44962f699a.jpg

 

9aa2179701f5.jpg

 

9f89c111c3e6.jpg

 

 

 

Судьба экипажа после гибели "Эмдена"

            Члены экипажа, взятые в плен после боя у Кокосовых островов, включая командира корабля капитана Мюллера были отправлены в лагеря для военнопленных на Мальте, где в большинстве и оставались до окончания войны. Побег с Мальты удался лишь лейтенанту Фикенчеру, но к тому моменту, когда он добрался до Сицилии, Италия уже воевала на стороне Антанты и он попал из английского плена в итальянский.

            Призовые команды, находившиеся на угольщиках, также были взяты в плен и помещены в лагерь для военнопленных в Сингапуре. «Маркоманния» и «Понтопорос» были захвачены 12 октября, а «Эксфорд», так и не дождавшийся рандеву с крейсером — 11 декабря у побережья Суматры вспомогательным крейсером «Эмпресс оф Джапан». Лейтенанту Лаутербаху, командовавшему «Эксфордом» удалось бежать 15 февраля 1915 года, во время бунта, поднятого индийскими солдатами. Через голландские колонии и США Лаутербах сумел добраться до Германии к октябрю 1915 года. Он был произведён в обер-лейтенанты и назначен командовать вспомогательным кораблём.

            Десантная команда капитан-лейтенанта Мюкке избежала плена, после того как исход боя между «Эмденом» и «Сиднеем» стал очевиден, им удалось уйти в море до возвращения австралийского крейсера на старом паруснике «Айша», использовавшемся для перевозки копры. На паруснике они добрались сначала до Паданга, а затем до порта Ходейда в Йемене, откуда по суше в июне 1915 года они прибыли в Константинополь — столицу Турции, союзника Германии в Первой мировой войне. После войны Мюкке опубликовал книгу «Эмден», посвящённую эпопее крейсера.

 

            В октябре 1916 года капитана Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения. В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось и Мюллер был отпущен из плена. Сначала он был интернирован в нейтральной Голландии, а после того как подписал обязательство не участвовать больше в войне, получил разрешение посетить Германию. Командование представило его к высшей военной награде — ордену «Pour le Mérite», однако это представление встретило возражения со стороны главы Военно-Морского кабинета адмирала фон Мюллера (однофамильца командира «Эмдена»), считавшего, что капитан должен нести ответственность за потерю крейсера в результате ошибочных решений. Тем не менее 21 марта 1918 года кайзер Вильгельм утвердил награждение. Великая мировая война подходила к критическому концу. Осенью 1918 года Мюллер вернулся навсегда после интернирования в Голландии. Его повысили до капитана и назначили в Министерство Военно-морского флота в Берлине, где много лет назад он работал вместе с гросс-адмиралом фон Тирпицем, теперь находящимся в политической немилости. Мюллер провел последние годы жизни в Бланкебурге, в почти полном уединении. Он скромно отказывался от предложений издателей, которые хотели опубликовать его мемуары. Он заметил об этом в частных кругах:

«Я не достиг ничего особенно великого, а только исполнял свой долг. Если я напишу об этом, то не смогу отделаться от чувства, что сделал деньги из крови своих товарищей. Этого я не могу допустить».

            И поэтому он никогда не опубликовал ни строчки о своих приключениях. О его мыслях мы знаем только из сохранившихся официальных отчетов и частных писем. Он отказался от приглашения вступить и продвигать Немецкое общество лиц благородного происхождения, сообщив им, что с его точки зрения самой важной задачей является уменьшение классовых разногласий; немцам требуется большее чувство объединенности.

            Мюллер посвятил себя благополучию выживших из его экипажа, к которым присоединился во время празднования воссоединения. С гросс-адмиралом фон Тирпицем он поддерживал переписку, как и с капитаном Эрихом Редером, который работал по заказу Военно-морского архива над историей крейсерских операций. Империя пала, но фон Мюллер не отвернулся от своей страны; он хотел работать для становления великой Германии. Он был избран в парламент Брауншвейга, как делегат от национал-демократической партии.

            В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово «Эмден» к своим фамилиям. Сам крейсер был награждён Железным крестом. Во время Первой мировой войны только два корабля были удостоены этой награды (вторым была подводная лодка U-9).

 

 

 

Источники

1.А.Г.Больных "На океанских просторах"

2.Лохнер Р. "Последний джентельмен войны"

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/SMS_Emden_(1908)

 

Изменено пользователем Otto_Bismarck1
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
224
Старший альфа-тестер
272 публикации
2 959 боёв

Да уж, романтически-джентельменские времена были. Корабль остановили, вежливо поболтали, встретили знакомых, пересадили всех на другой, только потом можно и ко дну пустить. Все чинно - вежливо, как и обращение английского командира к побежденным немцам (аж обед торжественный устроили). 

Также любопытны товары, перевозимые англичанами в Индийском океане еще на заре 20 века- велосипеды, автомобили, печатные машинки. Цивилизация, блин.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
78 публикаций
467 боёв

После гибели «Эмдена» тем же именем были названы четыре корабля немецкого флота, наследники имени символически наследуют и «Железный крест», которым был награждён крейсер.



  • Эмден (крейсер, 1916) — лёгкий крейсер типа «Кёнигсберг II».

  • Эмден (крейсер, 1925) — лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.

  • Эмден (F 221) — Фрегат типа «Кёльн».

  • Эмден (F 210) — Фрегат типа «Бремен».

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
72 публикации

Ухх харошшш. Спасибо за статейку, было интересно. Только вот мне показалось, он слегка на подлодку похож, если трубы убрать :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
29 публикаций
184 боя

Командир "Сиднея" проявил человечность,спас оставшихся. Мюллер тоже хорош, спас оставшуюсю команду, и как достойный капитан покинул корабль последним. Статья интересная, ставлю +:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций

Привет!

 

Тема ваша пока еще не готова, сильно страдает оформление. Приведите его в порядок, а именно:

- Очень много спойлеров, попробуйте от части их избавиться, особенно от спойлеров в спойлере.

- Уменьшить размер шрифта заголовков, да и в общем текст привести к единому формату (что бы в разных кусках не гулял размер и стиль шрифтов).

- По возможности добавить больше иллюстраций и фото.

 

P.S. И еще, будучи альфа-тестером советую все же ознакомится с правилами раздела. Если ваша тема (по вашему) готова, то обратитесь к модераторам EvilTwin_HL или Darth_Vederkin через ЛС на этом форуме с линком на вашу тему. ;)

Изменено пользователем anonym_Rl9214Bg3Kc2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
62 публикации
27 боёв

Я даже не знал о существовании такого корабля! Хотя вроде неплохо знаком с морской историей в принципе (друг ей сильно увлекается и часто рассказывает) , но теперь буду знать)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

Прекрасный рассказ о легендарном корабле!:great: +:medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
100 публикаций
225 боёв

Тема очень интересная но разный шрифт режет глаза и портит впечатления, тс поправь пожалуйста шрифт.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
144
[NOVIK]
Старший альфа-тестер
428 публикаций

Крейсер "Эмден" стал действительно "сверхновой" звездой тактики рейдерской войны, но так и остался единственным успешным рейдером. Самое интересное, что и "Эмдена", и Шпее и рейдеров 2 мировой как правило перехватывали после захода в береговые зоны. В первую мировую рейдеру в океане с хорошей скоростью было безопасно.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 346
[LST-W]
Альфа-тестер
20 421 публикация
874 боя

Самое интересное, что и "Эмдена", и Шпее и рейдеров 2 мировой как правило перехватывали после захода в береговые зоны.

Вы себе представляете географическое положение Кокосовых островов? :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
725 публикаций
442 боя

По описанию корабль понравился, хоть бы его ввели в игру, вообще бы прелестно было

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
196 публикаций
16 075 боёв

у меня фильмец лежит про него "Охота за крейсерами Кайзера. Караван моряков"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
11 публикаций
1 232 боя

Немцы о нем художественный фильм сняли "Мужчины Эмдена". Жаль только в переводе его в сети нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 746 публикаций

у меня фильмец лежит про него "Охота за крейсерами Кайзера. Караван моряков"

С "Авророй" в эпизодах 

Немцы о нем художественный фильм сняли "Мужчины Эмдена". Жаль только в переводе его в сети нет.

Ну оба фильма больше об фон Мюкке, чем о крейсере,

а так:

«Наш Эмден» (нем. Unsere Emden), Германия, 1926
«Приключения Эмдена» (англ. The Exploits of the Emden), Австралия, 1928
«Крейсер Эмден» (нем. Kreuzer Emden), Германия, 1932
«Под императорским флагом» (нем. Unter kaiserlicher Flagge), Германия, 2006
«Экипаж Эмдена» (нем. Die Besatzung der Emden), Германия, 2009
"Мужчины Эмдена" (нем. Die Männer der Emden) Германия, 2012

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
9
[MD]
Старший бета-тестер
117 публикаций
23 453 боя

10 105 мм это какой же уровень в игре? 2-й?

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×