2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:06:54 Публикую с любезного разрешения автора - Олега Кулешова, военно-морского фотографа. Адрес оригинальной статьи - http://kuleshovoleg.ru/?p=1116 _____________________________________________________________________________ Зачем сварщику скафандр и что общего между космосом и сваркой. Всё это вы узнаете в новом репортаже с северодвинского судостроительного предприятия Севмаш. Большая часть трубопроводов на атомных подводных лодках сделана из титана. Их изготовлением занимаются работники цеха № 9, а сварку трубных узлов трубопроводов производит участок № 6 цеха №42 северодвинского предприятия Севмаш. Сварщиков такой специализации не то что на Севмаше, но и в стране по пальцам пересчитать. Не каждому дано освоить сварку трубных узлов. 2. Камера «Атмосфера-2» (Севмаш). В конце 60-х годов, когда началось внедрение методики изготовления трубопроводов из сплавов титана, столкнулись с проблемой. Титан – лёгкий металл. Если в него добавить легирующие элементы, то его прочность становится приближённой к стали, но при этом он остаётся лёгким и не коррозирует. Но как его варить, если при температуре свыше 400 градусов он активно нагревается и начинает поглощать из воздуха азот, водород, углерод, кислород и при этом он окисляется, меняет свою кристаллическую решётку, а также становится твёрдым и хрупким. На практике это приводит к тому, что спустя некоторое время после сварки приваренная деталь, не имевшая, казалось бы, никаких дефектов, просто отваливается — сама по себе или после легкого удара. 3. Система вакуумных насосов. Если варить его на воздухе, то в трубу, которой необходима сварка, нужно задуть аргон высшего сорта. Снаружи, при сварке, необходимо защищать сварочную ванну, чтобы аргон подходил к соплу и через него производилась её защита. Поэтому сварка титана на открытом воздухе проблематична. Инженеры задались вопросом, – как создать установку, чтобы заполнить её аргоном и не думать о защите её внутри и снаружи. 4. Камера «Атмосфера-2» (Севмаш). В 1971 году на Севмаше была построена установка «Атмосфера-2». Она представляет собой сложнейшее техническое сооружение. 5. Грузовой шлюз для малогабаритных изделий. Здесь, в камере объемом 300 м3, варят титановые трубопроводы в среде газа аргона высокой чистоты. Благодаря её появлению у завода появилась возможность варить конструкционные и трубные узлы любой сложности: металл начиная от 0,25-0,5 мм и заканчивая большими конструкциями, которые могут поместится в грузовой шлюз, диаметр которого 4х5 метров. Стоит отметить, камера расположена в в цехе №42 и это не случайно — цех считается ярким примером плодотворного сотрудничества науки и производства. 6. Большой грузовой шлюз. Для работы в камере привлекаются специалисты 6 разряда, прошедшие дополнительную медкомиссию. Это квалифицированные ребята, специалисты высшего класса, которые приобретали опыт на различных заводских площадках при строительстве атомных подводных лодок. 7. Подготовка сварщиков к погружению в камеру. Работа в камере начинается после медицинского освидетельствования, во время которого фельдшер замеряет давление у сварщиков и задаёт им необходимые вопросы. Его присутствие здесь постоянно – в камере идёт работа – фельдшер находится рядом. 8. Подготовка сварщиков к погружению в камеру. Перед тем как зайти в камеру сварщик облачается в специальный костюм похожий на скафандр, от которых идёт два шланга. По одному идёт чистый воздух, по-другому выводится загрязнённый. 9. Подготовка сварщиков к погружению в камеру. Работа сварщика в камере длится 3,5 часа. Бывает, если поджимают сроки, то сварщики работают 4,5 часа, но только с разрешения фельдшера и с разделением времени пополам: пару часов поработали, затем отдохнули и снова приступили к работе. За их действиями следит оператор, который с помощью ларингофонной связи даёт им указания и команды. 10. Шлюз для входа-выхода сварщиков. Крупные изделия загружаются в камеру через большой грузовой шлюз, а малогабаритные изделия через малый грузовой шлюз. У камеры есть два шлюза для входа-выхода сварщиков и технологические шлюзы, через которые производится подача горелки, вода для охлаждения и всё что нужно для работы. Внутри есть кран-балка, с помощью которой можно тяжёлую конструкцию перевернуть и скантовать для удобства сварщика. 11. Работа внутри камеры. Работу установки «Атмосфера-2» обеспечивают несколько систем: система вакуумирования, система блоков химической очистки (БХО), система водоснабжения, система ларингофонной связи, система газового анализа и система гидравлики. 12. Работа внутри камеры. Перед тем как заполнить камеру аргоном, необходимо провести её вакуумирование с помощью системы вакуумных насосов. После того как это сделано в работу вступает система заполнения аргоном, и в камеру начинает подаваться аргон. Охлаждение вакуумных насосов происходит с помощью системы охлаждения, которая также идёт на блоки химической очистки (БХО) В процессе сварки происходит насыщение аргона всевозможными газами которые выделяются при сварке Аргон, проходя через систему БХО,очищается от примесей и приобретая первоначальные свойства, возвращается в камеру. 13. Центральный пульт. Система воздухоснабжения поддерживает жизнедеятельность сварщиков в камере. По ней подаётся чистый и откачивается загрязнённый воздух из костюма сварщика. С помощью системы ларингофонной связи оператор центрального пульта общается со сварщиками. 14. Титановая губка — (это как абсорбент), предназначена для очистки аргона от загрязнений. Внутри камеры постоянно работают маленькие насосы, которые забирают «среду» из камеры и прогоняют её через систему газового анализа, которая улавливает процентное содержание всевозможных газов внутри камеры. Например, если сварщик случайно прожёг костюм, то приборы это моментально улавливают и на пульте оператора появится сигнал об этом. Дальше работать нельзя. Оператор даёт командую «прекратить сварку». После этого сварщик выходит, ищет прожжённое место и ставит на него заплатку. С помощью системы гидравлики осуществляется подъем крышек грузового шлюза. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КАМЕРЫ «АТМОСФЕРА-2»: Полезный объем камеры — 300м3. Максимальные габариты свариваемой конструкции 4600х3000х2500 мм. Количество одновременно работающих сварщиков — 4. Суточный режим работы — 14 часов — сварка конструкций, 10 часов — профилактика оборудования и подготовка к работе следующего дня. Пропускная способность в пересчёте на условный стык — 38х3-130 стыков. __________________________________________________________________________________________ Признаюсь, когда я читал, в голове проносились действительно "стим-панк" картинки о жизни на этом предприятии, этакие ретро-космические технологии.... И в любой фотографии выискивал, где же прячется этот дядька: Одним словом, не пожалел времени на чтение, надеюсь и вам понравится. А больше интересных репортажей у Олега ищите на его сайте www.kuleshovoleg.ru. Уверен, вы станете постоянными его читателями. 24 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 020 DionisiyTankist Участник 3 628 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:17:42 Действительно ретро. Всё старое и советское. Смотреть на эти древние самописцы с бумагой и на пульт управления с кинескопным полукруглым экраном даже как-то неуютно. Мдя... Россия великая страна. А мужикам респект. 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:19:19 Действительно ретро. Всё старое и советское. Смотреть на эти древние самописцы с бумагой и на пульт управления с кинескопным полукруглым экраном даже как-то неуютно. Мдя... Россия великая страна. А мужикам респект. Зато надёжно, как валенок. Сверху ядрена бомба взорвется, а они как варили подлодки трубопроводы, так и будут варить )) 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 020 DionisiyTankist Участник 3 628 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:22:16 Зато надёжно, как валенок. Сверху ядрена бомба взорвется, а они как варили подлодки, так и будут варить )) Да это понятно. Но пульт управления на современный могли бы уже поменять. Хотя по бумагам возможно уже 5 раз поменяли, распильщики чортовы. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:24:36 Да это понятно. Но пульт управления на современный могли бы уже поменять. Хотя по бумагам возможно уже 5 раз поменяли, распильщики чортовы. Я вспоминаю такое правило "Работает - не трогай!" _) На самом деле, скорее всего модернизация экономически не выгодна, дешевле новое оборудование, возможно, построить с нуля. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
330 CapitanSikisima Участник 621 публикация 1 158 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:32:33 Интересно, спасибо. Вот уж действительно - работа с рисками для жизни и здоровья связана, считай, космонавты или подводники, а техника после просмотров всяких Дискавери о евро/амер предприятиях просто пугает Этот пульт, 60-го, как будто, года, с мишкой этим олимпийским, лавка деревянная, мегафон, да вообще весь антураж, включая табличку с первого фото - как будто это всё с 80-х не трогали. Костюмы тоже внешне доверия не вызывают. Но, как ни странно, на деле эти вещи в разы надёжней и хитрей многих аналогов. И так много где в России, не только в этой сфере. Ребята молодцы, и сами сварщики, и те, кто это оборудование делает и проверяет. И да, если здесь есть химики: почему именно аргон? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:36:26 (изменено) И да, если здесь есть химики: почему именно аргон? Защита металла от кислородной среды. Титан, например, при контакте с кислородом способен к самовозгоранию. А другие доводы - они в самой статье сверху написаны ) Изменено 18 фев 2017, 11:41:37 пользователем Thori 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 013 Espinazo Бета-тестер 7 274 публикации Жалоба #8 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:40:07 Да это понятно. Но пульт управления на современный могли бы уже поменять. Хотя по бумагам возможно уже 5 раз поменяли, распильщики чортовы. Там все намного сложнее. в системах которые летают в космос по состоянию на нулевые года использовали электронику не сложнее 4х86. Щас дай то Ктулху если до 6х86 дошли. Мир так вообще на лампах летал. Почему? а потому что старые выверенные технологии, никто не будет запускать что то на новом оборудовании без возможности сразу найти и починить поломку. В стратегических производствах так же, т.к. технику надо выдавать точно вовремя. Так что могли и обновить все что там есть но не на самые супер пупер новые технологии. Зачем если оно и так работает достаточно? 11:42 Добавлено спустя 1 минуту Интересно, спасибо. Вот уж действительно - работа с рисками для жизни и здоровья связана, считай, космонавты или подводники, а техника после просмотров всяких Дискавери о евро/амер предприятиях просто пугает Этот пульт, 60-го, как будто, года, с мишкой этим олимпийским, лавка деревянная, мегафон, да вообще весь антураж, включая табличку с первого фото - как будто это всё с 80-х не трогали. Костюмы тоже внешне доверия не вызывают. Но, как ни странно, на деле эти вещи в разы надёжней и хитрей многих аналогов. И так много где в России, не только в этой сфере. Ребята молодцы, и сами сварщики, и те, кто это оборудование делает и проверяет. И да, если здесь есть химики: почему именно аргон? При советах хренова туча была технологий опережающая аналоги, так что зря советскую науку ругают. у меня семья четре в каком поколении технари включая гениальных конструкторов. при союзе даже пробивались в зам ген конструкторы. 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 606 [VMFRF] MaximFrost_ Участник, Коллекционер 2 704 публикации Жалоба #9 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:42:41 использование перфокарт - 100% защита информации даже после ядерного взрыва, поэтому нет ничего электронного, либо минимум. Зато надёжно, как валенок. Сверху ядрена бомба взорвется, а они как варили подлодки трубопроводы, так и будут варить )) в этом вся суть данного оборудования, ему все равно на внешнее воздействия, любого характера и замена производится без потери работоспособности. одно дело весь пульт менять с ПК, другое пару манометров перекрутить дяде Васе. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:46:14 использование перфокарт - 100% защита информации даже после ядерного взрыва, поэтому нет ничего электронного, либо минимум. в этом вся суть данного оборудования, ему все равно на внешнее воздействия, любого характера и замена производится без потери работоспособности. одно дело весь пульт менять с ПК, другое пару манометров перекрутить дяде Васе. Что дядя Вася, там даже Лев Андропов справится! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
11 506 [9-MAY] _KOHCTPUKTOP_ Участник, Коллекционер 5 054 публикации 12 301 бой Жалоба #11 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:49:47 Интересно, спасибо. Вот уж действительно - работа с рисками для жизни и здоровья связана, считай, космонавты или подводники, а техника после просмотров всяких Дискавери о евро/амер предприятиях просто пугает Этот пульт, 60-го, как будто, года, с мишкой этим олимпийским, лавка деревянная, мегафон, да вообще весь антураж, включая табличку с первого фото - как будто это всё с 80-х не трогали. Костюмы тоже внешне доверия не вызывают. Но, как ни странно, на деле эти вещи в разы надёжней и хитрей многих аналогов. И так много где в России, не только в этой сфере. Ребята молодцы, и сами сварщики, и те, кто это оборудование делает и проверяет. И да, если здесь есть химики: почему именно аргон? Судостроение вообще довольно небезопасное дело. Постоянно на строящемся заказе и огневые и огнеопасные работы проводятся. Их разносят и по времени (к примеру днем огневые, ночью огнеопасные) и в пространстве (в носу малярят, в корме режут). Но накладки случаются. Коллега выше верно отметил - что работает лучше не трогать. Судостроение очень консервативная отрасль с большой долей ручного труда. А автоматизировать и механизировать его, особенно на этапе достройки (после спуска на воду) очень затруднительно, а то и вовсе невозможно. Поэтому архаичные пульты удивления вызывать не должны. Аргон - инертный газ и вытесняет в зоне сварки газы активные (кислород, азот и т.д.). Кстати, именно камера - это для совсем уж ответственных конструкций. Возможно применение и переносного оборудования, где аргоном обдувается зона дуги. А фотоотчет интересен, всегда интересно узнать, что у смежников происходит. 3 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 020 DionisiyTankist Участник 3 628 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:53:36 Там все намного сложнее. в системах которые летают в космос по состоянию на нулевые года использовали электронику не сложнее 4х86. Щас дай то Ктулху если до 6х86 дошли. Мир так вообще на лампах летал. Почему? а потому что старые выверенные технологии, никто не будет запускать что то на новом оборудовании без возможности сразу найти и починить поломку. В стратегических производствах так же, т.к. технику надо выдавать точно вовремя. Так что могли и обновить все что там есть но не на самые супер пупер новые технологии. Зачем если оно и так работает достаточно? Я просто на атомной станции работаю. И мне дико видеть вот этот пульт и эти самописцы времён второй мировой. И да, если АЭС не стратегическое и не важное производство, то тогда я даже и не знаю что сказать. Но всё оборудование давно заменено на современное и с современными же компьютерными и автоматическими системами. 11:55 Добавлено спустя 1 минуту в этом вся суть данного оборудования, ему все равно на внешнее воздействия, любого характера и замена производится без потери работоспособности. одно дело весь пульт менять с ПК, другое пару манометров перекрутить дяде Васе. Не так. Вся суть важных производств в дублировании. И порой многократном! А не в дяде Васе после чикушки. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
330 CapitanSikisima Участник 621 публикация 1 158 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:55:55 Защита металла от кислородной среды. Титан, например, при контакте с кислородом способен к самовозгоранию. А другие доводы - они в самой статье сверху написаны ) Судостроение вообще довольно небезопасное дело. Постоянно на строящемся заказе и огневые и огнеопасные работы проводятся. Их разносят и по времени (к примеру днем огневые, ночью огнеопасные) и в пространстве (в носу малярят, в корме режут). Но накладки случаются. Коллега выше верно отметил - что работает лучше не трогать. Судостроение очень консервативная отрасль с большой долей ручного труда. А автоматизировать и механизировать его, особенно на этапе достройки (после спуска на воду) очень затруднительно, а то и вовсе невозможно. Поэтому архаичные пульты удивления вызывать не должны. Аргон - инертный газ и вытесняет в зоне сварки газы активные (кислород, азот и т.д.). Кстати, именно камера - это для совсем уж ответственных конструкций. Возможно применение и переносного оборудования, где аргоном обдувается зона дуги. А фотоотчет интересен, всегда интересно узнать, что у смежников происходит. Спасибо, теперь понятно) А фотоотчеты и подобные статьи всегда интересны, такое и специально не отыщешь, потому что и не догадываешься, что есть такие отрасли и тем более как они устроены 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
823 anonym_IGfAkkS9slOm Участник 1 915 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:57:06 Познавательно, спасибо! Видел много репортажей Олега, всегда отличные. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 18 фев 2017, 11:57:16 Я просто на атомной станции работаю. И мне дико видеть вот этот пульт и эти самописцы времён второй мировой. И да, если АЭС не стратегическое и не важное производство, то тогда я даже и не знаю что сказать. Но всё оборудование давно заменено на современное и с современными же компьютерными и автоматическими системами. А вот на погранпункте и таможне РФ в Ивангороде стоят компы с вин XP. И они периодически таак висят, что ей б-гу, на перфокартах быстрее было.... иногда по 3 машины в час только пропускают. Не стоит сравнивать то, что поддается легко автоматизации и то, что не очень и не очень то и надо... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 020 DionisiyTankist Участник 3 628 публикаций Жалоба #16 Опубликовано: 18 фев 2017, 12:04:37 А вот на погранпункте и таможне РФ в Ивангороде стоят компы с вин XP. И они периодически таак висят, что ей б-гу, на перфокартах быстрее было.... иногда по 3 машины в час только пропускают. Даёшь мзду и внезапно(!!!) те древние компы с ХР начинают выдавать фантастические результаты и обсчёт миллиарда операций в секунду. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 013 Espinazo Бета-тестер 7 274 публикации Жалоба #17 Опубликовано: 18 фев 2017, 12:06:05 Я просто на атомной станции работаю. И мне дико видеть вот этот пульт и эти самописцы времён второй мировой. И да, если АЭС не стратегическое и не важное производство, то тогда я даже и не знаю что сказать. Но всё оборудование давно заменено на современное и с современными же компьютерными и автоматическими системами. АЭС это АЭС. С этой частью не знаком особо. Но подозреваю там заменить контрольные приборы и системы управления именно реактором не такая и проблема. Вопрос в том - насколько древний сам реактор. А вот технологии той же сварки и управления ею вполне могут быть заточены на самое простое и примитивное оборудование, и замена потребует чмены самой технологии. И ты уверен что самописца такой древней конструкции там недостаточно? а то и с избытком. Самолёты до сих пор летают с магнитной лентой в ящиках, потому что технология достаточно надежна. Флеш память есть в самых новых моделях но опять же, насколько она надежна? Тут самое главное чтобы сама технология работала. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 557 [PF_DS] Thori Коллекционер 4 673 публикации 675 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 18 фев 2017, 12:09:25 Даёшь мзду и внезапно(!!!) те древние компы с ХР начинают выдавать фантастические результаты и обсчёт миллиарда операций в секунду. там берущих полгода назад поувольняли под суд целыми бригадами ) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 020 DionisiyTankist Участник 3 628 публикаций Жалоба #19 Опубликовано: 18 фев 2017, 12:23:50 (изменено) АЭС это АЭС. С этой частью не знаком особо. Но подозреваю там заменить контрольные приборы и системы управления именно реактором не такая и проблема. Вопрос в том - насколько древний сам реактор. А вот технологии той же сварки и управления ею вполне могут быть заточены на самое простое и примитивное оборудование, и замена потребует чмены самой технологии. И ты уверен что самописца такой древней конструкции там недостаточно? а то и с избытком. Самолёты до сих пор летают с магнитной лентой в ящиках, потому что технология достаточно надежна. Флеш память есть в самых новых моделях но опять же, насколько она надежна? Тут самое главное чтобы сама технология работала. Ещё раз говорю - там где нужна надёжность и безотказность применяется система дублирований, а не древнее оборудование! Я понимаю что обидно за державу, задевается гордость, находятся сразу оправдания любому головотяпству... Но факт есть факт. Тут же речь идёт о здоровье и жизни людей работающих в этих резервуарах в среде ядовитого газа. И именно здесь работа оборудования должна зависеть не от дяди васи с чикушкой, и не от систем управления которым уже пол века возраста. Подобное просто плевок на этих людей которые заслуживают лучшего. Изменено 18 фев 2017, 12:25:24 пользователем DionisiyTankist Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
26 342 [9-MAY] Jadd Глобальный модератор, Коллекционер, Старший бета-тестер 13 386 публикаций 19 108 боёв Жалоба #20 Опубликовано: 18 фев 2017, 12:24:18 (изменено) Да это понятно. Но пульт управления на современный могли бы уже поменять. Хотя по бумагам возможно уже 5 раз поменяли, распильщики чортовы. Вот ведь нет ни грамма информации - но все равно "надо поменять". Людей в глаза не видел - но "распильщики" По себе, что ли, судишь? Меняют, модернизируют...на все сразу денег нет PS Наше предприятие им делало несколько лет назад глубокую модернизацию большой сварочной установки Изменено 18 фев 2017, 12:27:16 пользователем Jadd 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию