Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
35 публикаций

Р-30 "Булава"

Bulava-rus.png

Р-30 Булава — российская твёрдотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955. Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на новую качественную ступень.

Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский.

История

 

 

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения. Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

20 марта 2012 года министр обороны России Анатолий Сердюков объявил об успешном окончании испытаний «Булавы». Новый ракетный комплекс должен поступить на вооружение российской армии в октябре 2012 года.

 

 

 

Конструкция

 

 

EWii9.jpg

Компоновочно ракета включает в себя следующие ступени:

- 1-я ступень с ПАДом

- 2-я ступень

- 3-я ступень

- блок разведения РГЧ (двигатель третьей ступени отделается от него после завершения работы) с платформой 3Г30 (Г-30) и агрегатным отсеком 3Л30 (Л-30).

Система управления

 

 

Инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева.

 

Система управления разработана начиная с декабря 1998 г. ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" (главный конструктор - С.Ф.Дерюгин), командные приборы управления разработаны ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина" и система астрокоррекции (оптико-электронная система) 3Н30 разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва). В ходе разработки системы управления удалось сократить массу системы управления в 1.5 раза и массу комплекса командных приборов в 2 раза.

Разработка системы астрокоррекции по заданию МИТ начата в 1998 г. Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

ОЭС 3Н30 обеспечивает формирование на светочувствительной площадке фотоприемной ПЗС-матрицы изображения расположенных в зоне поиска навигационных звезд, его обработку и выдачу в БЦВК измерительной информации для определения угловых координат навигационных звезд в приборной системе координат и реализации режима астрокоррекции. В составе системы управления используются две ОЭС. Каждая ОЭС включает прибор оптический, блок электронного обрамления и устройство обмена. Для ослабления посторонних засветок разработано светозащитное устройство

 

 

 

Двигатели

 

 

ПАД (пороховой аккумулятор давления) - разработки НИИ полимерных материалов (г.Пермь), заряд ПАД разработан ФЦДТ "Союз" (г.Дзержинский).

- 1 ступень - РДТТ 3Д30 с прочноскрепленым зарядом смесевого топлива 5-го поколения. Разработка двигателя - кооперация НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск) и ФГУП ФЦДТ "Союз" (г.Дзержинский). Головной разработчик ступени - НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива и заряда - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск) совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" (г.Дзержинский). Снаряжение двигателей топливом вероятно осуществляется НПЦ "Алтай" (г.Бийск). Первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). 05 марта 2007 г. при плановых испытаниях двигателя на полигоне НПЦ "Алтай" произошел взрыв двигателя, погиб один человек. Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.

Тяга двигателя - более 90 тонн

Длина - 3.8 м (данные СНВ-1)

Масса - 18.6 т (данные СНВ-1)

- 2 ступень - РДТТ 3Д60 с прочноскрепленым зарядом смесевого топлива 5-го поколения и с раздвижным сопловым насадком. Разработка и производство сопла с насадком - НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива и зарядов двигателя - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" (г.Дзержинский). Снаряжение двигателей топливом вероятно осуществляется НПЦ "Алтай" (г.Бийск). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.

- 3 ступень - РДТТ 3Д42 с прочноскрепленым зарядом смесевого топлива 5-го поколения и с раздвижным сопловым насадком. Разработка и производство сопла с насадком - НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка заряда двигателя - ФГУП ФЦДТ "Союз" (г.Дзержинский). Снаряжение двигателей топливом вероятно осуществляется НПЦ "Алтай" (г.Бийск). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.

- ступень разведения боевых блоков - многокамерный РДТТ глубокого регулирования на смесевом топливе. Разработка топлива и заряда двигателя - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз". Топливо - низкотемпературное с высокой зависимостью скорости горения от давления.

 

 

 

 

БЧ

 

 

Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Возможно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Согласно интервью генерального директора МИТ Ю.С.Соломонов, выдержки из которого опубликованы 8 декабря 2010 г., ядерный заряд для БРПЛ "Булава" успешно разработан и готов к серийному производству (или уже производится?).

1 ноября 2005 г. пуском МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр в сторону полигона Сары-Шаган начаты летные испытания единой платформы разведения боевых блоков, новых средств преодоления ПРО и единых боевых блоков для МБР "Тополь" и БРПЛ "Булава". 22 апреля 2006 г. прошел второй пуск в рамках испытаний платформы и блоков - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ ИН. Платформа обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г. Третий пуск в рамках программы испытаний новых боевых блоков и платформы произведен 05.12.2010 г. с полигона Капустин Яр МБР "Тополь" по полигону Сары-Шаган.

Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере. Так же возможно, что информация о маневрирующих боевых блоках не является достоверной, а речь идет о маневрирующей платформе разведения ББ (см.выше).

По западным данным (источник - Russian warhead alters...) в ходе испытательного пуска 1 ноября 2005 г. боевой блок (или платформа с боевым блоком) перешла на более низкую траекторию полета и совершила маневр. Скорость объекта при этом составляла около 5.5 км/с.

- 3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;

- 3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт

- 3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;

- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

- "Булава-45" / "Булава-47" - 3 х маневрирующих РГЧ ИН мощностью 1-5 кт по одним и до 150 кт по др.данным.

 

 

 

Испытания

 

 

u3UUh.jpg

К настоящему времени произведено 18 испытательных пусков «Булавы», десять из них признаны успешными, ещё два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний пуск ракеты состоялся 23 декабря 2011 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки. Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.

23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

  • Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.
  • Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.
  • Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.
  • Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.
  • Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.
  • Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.Проведение очередного пуска предполагалось осенью 2007 г. Однако, никакой официальной информации о проведении испытаний в этот период (и о результатах, если пуск состоялся) нет. В то же время, основываясь на анонимных неофициальных источниках информации некоторые СМИ предположили, что очередной пуск был проведен и закончился неудачей.
  • Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракеты-носителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.
  • Девятый пуск. 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.

  • Десятый пуск. Произведен 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.
  • Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта. По предварительным данным комиссии, занимающейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привел дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учетом двух «частично успешных» пусков).

После очередной неудачи подал в отставку директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов В середине сентября 2009 года по конкурсу должность директора МИТ занял бывший генеральный директор ОАО «Московский машиностроительный завод „Вымпел“» Сергей Никулин. Юрий Соломонов сохранил должность генерального конструктора.

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства Булавы с Воткинского завода на другое предприятие. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО, разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

Очередная серия испытаний ожидалась в октябре-декабре 2009 года.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября. 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: "Ракетная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Невыполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска «Булавы. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего». Предположительно ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.

Новые испытания ракеты «Булава» должны были состояться 24 ноября 2009 года. Предполагалось, что пуск по полигону Кура из Северного моря произведет из подводного положения АПЛ «Дмитрий Донской». Испытания «Булавы» планировались на 15 октября, однако пуск ракеты был отложен по решению комиссии, расследовавшей причины июльской аварии. В результате запуск 24 ноября также не состоялся. Испытания были отложены на начало декабря, сообщило информагентство «Интерфакс» со ссылкой на военно-промышленные круги.

  • Двенадцатый пуск произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства Обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошел технический сбой. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии, и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

Неудачный декабрьский запуск расследовала специальная комиссия из представителей Минобороны и ВПК. Результаты работы этой комиссии внушили оптимизм военным и промышленности и привели к решению о возобновлении испытаний, сообщил источник, близкий к комиссии. По его словам, выяснилось, что причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО «Искра». Эту информацию подтвердил и источник в Минобороны. Получить комментарии на «Искре» не удалось. По словам военного, это значит, что речь идет о чисто производственном, то есть поправимом, дефекте, а не принципиальной ошибке в конструкции. Следовательно, продолжает собеседник «Ведомостей», есть смысл продолжить работу над ракетой, которая уже стоила несколько десятков миллиардов рублей.

По информации агентства ИТАР-ТАСС очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» начнутся летом 2010 года. С борта тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» будет выполнено как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. "Если эти пуски «Булавы» пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её «штатного носителя» — атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдет одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). "Самое плохое в испытаниях «Булавы» состоит в том, что мы столкнулись с «плавающим сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».

Комментируя сообщения некоторых СМИ о том, что в 2010 году планируется два пуска ракет Булава, источник в ВМФ сказал, что эти данные не соответствуют действительности. По его словам, количество испытательных пусков ракеты на 2010 год ещё не определено, «так как, возможно, будет пересмотрен сам порядок летно-конструкторских испытаний изделия». «Пусков может быть не два, а гораздо больше», — заявил он. Другие источники в ВПК сообщили РИА Новости, что первые в этом году пуски «Булавы» планируется провести в конце мая — начале июня, когда будут вскрыты паковые льды. Они подтвердили информацию о том, что в 2010 году будут проведены не два, а более пусков ракет. Для этого подготовлен необходимый запас ракет, который позволит провести необходимое количество испытаний.

21 мая министр обороны Анатолий Сердюков, находящийся с визитом в Риме, заявил что лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведется работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трех ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты» — сказал Сердюков.

17 сентября 2010 министр обороны России Анатолий Сердюков, находящийся с официальным визитом в США, сказал: «Ближайшие три пуска ракеты „Булава“ будут произведены последовательно до первого льда. Мы точно запустим».

В ночь с 5 на 6 октября ракетный крейсер ТК-208 вышел из Северодвинска в Белое море для проведения 13-го испытательного пуска.

  • Тринадцатый пуск прошел полностью в штатном режиме. Пуск произведен 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.
  • Четырнадцатый пуск прошел полностью в штатном режиме. Произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.
  • Пятнадцатый пуск признан успешным. Произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.
  • Шестнадцатый пуск завершился успешно. Произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определенных нештатных ситуациях…».
  • Семнадцатый пуск завершился успешно. Произведён 28 октября 2011 года (первоначально был намечен на 20 октября) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. По словам официального представителя Минобороны РФ полковника Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля.
  • Восемнадцатый пуск завершился успешно. Произведён 23 декабря 2011 года (первоначально был намечен на 22 октября) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий», находившейся в подводном положении в акватории Белого моря. Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки успешно достигли полигона Кура.

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большой процент неудачных испытаний. Но по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

"При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях."

По мнению вице-премьера Сергея Иванова, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий». По словам главного конструктора подводных лодок проекта 941 «Акула» С. Н. Ковалёва это связано с отсутствием необходимых стендов. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности причиной неудач являются недостаточное качество комплектующих и сборки, было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы».

Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение.

После 6-го неудачного пуска из 11 проведённых, журналисты «Новой газеты» стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны, обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений.

Юрий Соломонов после серии неудачных запусков в 2009 году ушёл в отставку с поста генерального директора государственного предприятия «Московский институт теплотехники», но остался генеральным конструктором «Булавы».

Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 года заявил: «Мы обречены на то, что она все равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ — новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идет».Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой новейшего оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук генерал-майор Владимир Дворкин полагает, что испытания стоит продолжить. По его словам, неудачный пуск — это печальное событие, но отказываться от ракеты не стоит: альтернативы «Булаве» нет.

Тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый запуски состоялись, соответственно, 7 октября, 29 октября 2010 года и 28 июня 2011 года и прошли успешно. В ходе шестнадцатого запуска 27 августа 2011 года, при выполнении пуска на максимальную дальность, ракета «Булава» пролетела 9100 км, превысив заявленные проектные показатели дальности в 8000 км.

 

 

 

ТТХ

  • Радиус действия — не менее 8 тыс. км.
  • Стартовый вес — 36,8 т;
  • Общий забрасываемый вес — 1150 кг
  • Длина пускового контейнера — 12,1 м;
  • Диаметр контейнера — 2,1 м;
  • Диаметр первой ступени — 2,0 м;

КВО:

  • - 350 м (западные данные)
  • - менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
  • - 120-150 м (оценка по сравнению с Трайдент-2 и др.ракетами)

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м, данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень и жидкостная ступень (в пользу версии о жидкостной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.

«Булава» способна нести 10 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Сообщается о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника. Информация о ядерных блоках ракеты «Булава» противоречива. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На ракете «Булава» же применили принцип «виноградной грозди» (по терминологии США, где такой принцип используют давно, это «школьный автобус»). Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель (ракету «Булава» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у ракеты «Булава» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках ракеты «Булава».

В открытых источниках употребляются различные обозначения. Тем не менее, о различиях модификаций («Булава», «Булава-30», «Булава-М», «Булава-47») не сообщается.

 

Критика проекта

 

 

Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса.

Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II, составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.. Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы», КВО с вероятностью 0.8 470м, мощность каждого блока 50кт. Кроме того, «Булава» почти на 5000 кг тяжелее чем ракета Трайдент Ӏ (1979 год). По длине и диаметру «Булава» также превосходит ракету «Трайдент» Ӏ (длина 11,5 м у «Булавы» и 10,3 м у «Трайдента»).

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Однако, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению «у „Тополь-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Что же касается дальности полета ракеты, то дальности в 8000 км достаточно для поражения практически любой точки на территории США (за исключением Флориды и юга Калифорнии) или любой точки на территории Китая даже при пуске от пирса. Из районов боевого патрулирования ракета может поразить любую точку на территории этих государств. Следует отметить, что в ходе 16-го пуска ракета установила дальность 9300 км.

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Необходимо также отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
117 публикаций
406 боёв

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

Тогда каким образом они поражали цели на расстоянии чуть больше 5.5 тыс. км? Или я что-то не правильно понял?

Ссылку на источник еще бы, хотя, по-моему, это Вики... Оставшиеся недействующие ссылки аля " [61] " удалите, пожалуйста.

А, в целом, статья хороша, спасибо. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
220 публикаций

"Что не стучит, не рычит, не царапает пол?" Ответ: "Советская машина для стука, рычания и царапания пола"

 

Так и булава, ана не литаит!!111

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
6 публикаций
Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

 

"Булава" уже и на 9300 км летала... Но правду все равно никто не скажет... :)

 

Так и булава, ана не литаит!!111

 

Давно уже летает... Последний неудачный пуск был почти 3 года назад... С тех прошло 6 удачных пусков (из них 4 с борта штатного носителя РПКСН "Юрий Долгорукий" проекта 955, а из этих 4-х - один залповый, т.е. одновременно двумя ракетами)...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
Участник
68 публикаций
999 боёв

булава еще как летит :Smile_trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций

А сколько будет нести ракет 1 подлодка?

Какую территорию может поразить 1 подлодка при запуске всех ракет, в количестве штатов? Ну к примеру северо-восточную конгломерацию можно при помощи 1 пл снести полностью?

Конкретики надо побольше.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
6 публикаций
А сколько будет нести ракет 1 подлодка?

 

Первые 3 подлодки (проект 955) - по 16 ракет... Последующие (проект 955А) - 20 ракет...

 

Какую территорию может поразить 1 подлодка при запуске всех ракет, в количестве штатов?

 

В зависимости от источника одна "Булава" несет от 6 до 10 боевых блоков... Вот и считайте...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
363 публикации
2 084 боя

Интересно ,но истории маловато и это не главное)

+

Изменено пользователем reinecke

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
49 публикаций

Это тайна за семью печатями и пока будет стоять на воорении правды всё равно никто не узнает!!!уж

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8
[DECOY]
Старший бета-тестер
57 публикаций
9 483 боя

хороший ролик.... нормальная деза такая :Smile_honoring: либо перевооружают уже вовсю :Smile_playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
441 публикация
2 556 боёв

а вот про булаву я бы не спешил что-то писать, так как все же это сов. секретно, и навряд ли имеет хотя бы приблизительною достоверность, а соответственно это всего лишь домыслы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации

Вот мне интересно как в интернет попала инфорация о баллистической ракете. По идее она должна быть скрыта за семью печатями, а тут даже видео есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
52 публикации

хороший ролик.... нормальная деза такая :Smile_honoring: либо перевооружают уже вовсю :Smile_playing:

Пока 10 ПЛ проекта 955 и 955 А запланированно, еще на Дмитрие Донском Булава стоит

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
117 публикаций
221 бой

И снова ракета с разделяющиемися боеголовками. что бы сбить труднее было :). +за инфу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×