Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Sherrinford

Дюнкерк Чарльза Лайтоллера

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 598
[GAZ3L]
Участник, Коллекционер
246 публикаций
12 040 боёв

92cb769f6ff3.jpg
 

Чарльз Гербер Лайтоллер (30 марта 1874 - 8 декабря 1952) - английский моряк, дослужившийся до звания commander (соответсвует капитану 2-го ранга), кавалер креста "За выдающиеся заслуги" и других наград. Был вторым помощником капитана на борту "Титаника" и самым старшим по званию офицером, выжившим в кораблекрушении. Во время Первой мировой войны был нараждён за отвагу, позже, будучи офицером в отставке, был повторно отмечен наградой за участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка

 

Эвакуация из французского Дюнкерка 

Скрытый текст

 

Одна из крупнейших операций в истории, когда прижатая к морю 400-тысячная группировка была практически полностью спасена силами собственного флота. Эвакуации таких масштабов до этого история не знала. «Дюнкерк» стал символом отвращенной катастрофы, которая как грозовая туча долго собиралась над головой британцев, но так и не разразилась. Именно поэтому эта операция занимает такое важное место как в истории Великобритании, так и всей Второй Мировой. Одна

29eb93627b4f.jpg

 

Стать частью этой истории довелось и Чарльзу Герберту Лайтоллеру, второму помощнику капитана «Титаника». В 1940 он  вот уже более 20 лет находился в отставке, уйдя из «Уайт Стар Лайн» почти сразу после окончания Первой Мировой Войны. В свои 66 лет он, вероятно, и подумать не мог, что станет героем еще одной Мировой Войны. 31 мая 1940, в 5 часов вечера, в доме Лайтоллера зазвонил телефон. Это оказался его друг из британского Адмиралтейства, предложивший встретиться через два часа. На встрече он озвучил суть дела – яхта «Сандаунэр» оказалась необходима для нужд ВМФ страны. Может ли Лайтоллер переправить свое судно из Чизика в Рамсгейт, где команда военных возьмет на себя управление яхтой и направит ее в Дюнкерк? «Если кто и будет управлять моим судном, то это только я и мой сын», — таков был резкий ответ Лайтоллера.

6a6533708d89.jpg

Лайтоллер на борту «Сандаунэра» в 1939 году

Пару слов о самой яхте. В 1929 году Лайтоллер выкупил у Адмиралтейства списанное небольшое 15-метровое паровое судно, спущенное еще в 1912 году. Своими силами Лайтоллер перестроил его, увеличил на два метра и заменил паровой двигатель на дизельный, мощностью 62 л.с. Сильвия Лайтоллер, жена отставного офицера, окрестила яхту «Sundowner» — «Бродяга». В 30-е Лайтоллер и его семья на яхте путешествовали по Европе и Англии —  в общем, счастливая пенсия достаточно повидавшего на своем веку Лайтоллера. Теперь же яхта, как и ее капитан, готовы были снова служить на благо своей родины.

f4567b5c6ed4.jpg

«Сандаунэр» сегодня восстановлен, на ходу и выставляется в музее в Рамсгейте

 

«Сандаунэр» во время 75-й годовщины операции «Динамо» в 2015 году

 

1 июня 1940 года, в 10 утра, яхта «Сандаунэр» отправилась из Рамсгейта в Дюнкерк. На борту было трое человек – сам Лайтоллер, его сын Роджер и 18-летний бойскаут Джеральд Эшкрофт, вызвавшийся помочь. По пути им встретились три немецких истребителя, но находившийся рядом крейсер «Вустер» отогнал их – это было как раз кстати, так как на яхте не было никакого вооружения.

41829eb8ce9f.jpg

Для эвакуации войск Лайтоллер использовал «Путь Х»

 

Вскоре после полудня яхта была уже у Дюнкерка. Приблизившись к суше, Лайтоллер понял, что берег слишком высокий, и солдаты не смогут без проблем спуститься на борт его яхты. Тогда он пришвартовался бортом к миноносцу, на который уже садились солдаты, и теперь они могли сесть и на борт яхты.

Загрузкой занимался его сын Роджер, находившийся на нижней палубе. Один за одним на борт маленького судна стали заходить десятки (!) солдат. Роджер заставлял их ложиться на палубу – так лучше распределялся вес, и судно было устойчивее. Солдаты все шли и шли на борт.

— Как там у тебя дела? – поинтересовался Лайтоллер, когда количество превысило отметку в 50 человек.

— О, еще полно места! – ответил Роджер.

Когда внизу оказались уже 75 человек, Роджер решил, что уже хватит, и теперь солдаты заходили уже на верхнюю палубу. В итоге, яхта смогла уместить еще 50 человек. Решив, что теперь уже действительно достаточно, Лайтоллер отчалил и направился обратно в Англию.

a685a6c50b36.jpg
Чарльз Лайтоллер и его сын Роджер на борту яхты

 

Словно все Люфтваффе решило обрушить свою мощь на небольшую яхту. Самолеты делали заход за заходом, обрушивая снаряды и обстреливая флот эвакуирующихся солдат. Но Лайтоллер тоже был не промах, он уже обучился некоторым хитростям. От своего младшего сына, убитого в первые дни войны, и который был пилотом бомбардировщика, он знал, как можно эффективно уклоняться от воздушных атак. Суть ее заключалась в том, чтобы ждать до последнего и не менять курс, и только когда самолет вот-вот готов был открыть огонь, Лайтоллер давал приказ резко повернуть, и яхта успевала увернуться, а самолет уже не мог скорректировать прицел. Такими зигзагами «Сандаунэр» смог успешно добраться до берега Расмгейта – не пострадал ни один солдат. Когда из чрева судна начали выходить один за одним 130 человек, один из наблюдавших за процессом воскликнул: «Ради всего святого, куда ты их всех загрузил?!» Выгрузив солдат, Лайтоллер был полон решимости повторить свой поход и вернуться за еще одной партией солдат, но в этот раз ему это уже не разрешили сделать – Адмиралтейство, видя, как небольшие суда обстреливаются с самолетов, запретило всем кораблям, которые не могут идти больше 20 узлов, эвакуировать солдат. Но будь его воля, Лайтоллер вернулся бы, вероятно, и не один раз. О своих впечатлениях Лайтоллер рассказал в личном письме своему другу, которое он написал 8 июня 1940. Это письмо ранее нигде в полном объеме не публиковалось, и сегодня вы впервые можете прочитать его.

 

6afcd15add0f.jpg

Оригинал письма Чарльза Лайтоллера с его подписью и даже номером домашнего телефона

 

8 июня 1940
Дорогой Монт,

За последние сутки от тебя пришло 2 письма – одно датировано 5 мая, другое – 17-м. Интересно было узнать, что о нас думают в Штатах, но и в наших газетах хорошо написано, что они там говорят. Хотелось бы, чтобы они меньше говорили и присылали нам самолеты, самолеты и еще раз самолеты.

Если бы ты видел, как на нас с Роджером пикировали немецкие самолеты в Дюнкерке, ты бы понял, зачем нам нужны свои. На «Сандаунэре» мы отправились туда, и если ад где-то существует, то он был там. Нас, как и практические каждое судно, перевозившее солдат, бесконечно обстреливали из орудий и забрасывали бомбами. Они атаковали нас до тех пор, пока мы практически не пересекли канал. Кругом снова и снова суда разлетались в щепки, везде были разбросаны обломки. Но остановило ли это бравых ребят? Ни капли. Через канал шли большие корабли, малые суда – все, что могло плавать и даже то, что не могло. Думаю, что не было и момента, когда бы над нами не кружили менее дюжины бомбардировщиков. Наши самолеты были примечательны тем, что их не было – все они сдерживали немецкое наступление на Дюнкерк, выигрывая драгоценное время для спасения ребят. Солдат, этих ребят, модно описать только одним словом – бравые.

 

e9315db23317.jpg

Уникальная фотография — «Сандаунэр» направляется в Дюнкерк 1 июня 1940. Возможно, единственная подобная фотография

 

На борту был я, Роджер и один бойскаут. Мы заранее решили, что Роджер спустится вниз и будет принимать и укладывать  солдат, и как же он хорошо это делал! Занят был каждый миллиметр палубы, причем солдаты должны были лежать для сохранения устойчивости судна. Одному даже пришлось сидеть в туалете, а другому – в ванной. Потом, когда место внизу закончилось, я начал укладывать их наверху. Солдатам пришлось снять все винтовки и снаряжение, чтобы не занимать драгоценное место. И как ты думаешь, сколько людей мы взяли на борт? Ровно 130.

Когда-то давным-давно, во время какого-то праздника, на борту находился 21 человек, и я думал, что это уже достижение. Я предполагал, что мы сможем взять максимум 50 или 75 человек, но даже в самых смелых мечтах не мог и подумать, что мы сможем принять такое количество.

Роджер был великолепен. Он впервые оказался под обстрелом, а первый раз всегда самый трудный. Более того, ему приходилось сидеть на руле, поэтому он не мог видеть, что происходит. Я был на передней палубе, и ноги мои стояли меж ног лежачих ребят. Когда на нас начинал пикировать очередной бомбардировщик, и если я его не замечал, парниша дергал меня за ногу и говорил «Капитан, осторожнее, еще один». Тогда я кричал Роджеру, чтобы тот был наготове.  Мы до последнего ждали, пока самолет займет позицию для обстрела, а затем я кричал Роджеру «руль на борт». Конечно же, ты знаешь, что «Сандаунэр» слушается руля словно молния, поэтому мы сразу ускользали из-под прицела бомбардировщика. В нас ни разу не попали, и мы смогли доставить каждого солдата в безопасности.

Ни один из нас никогда бы не отказался от возможности помочь вернуться домой этим бравым ребятам. У каждого из них была своя печальная история, но единственное, о чем они тогда думали, было то, не посчитают ли их дома сбежавшими с поля боя – ГОСПОДИ. Как их можно считать сбежавшими, если они сражались так, как никто до них. Дни и ночи они сидели без капли воды и крошки хлеба, неделями находились в той же одежде, но в любой момент они были готовы снова броситься в бой.

Одну вещь я хочу сказать тебе, Монт. Эта страна никогда не сдастся. Если они выдавят нас из Англии, мы достанем их и из Канады. И уверяю тебя – неважно где и как, но мы победим.

Всего тебе хорошего,
Чарльз Лайтоллер

38ef48941ac7.jpg

 

И напоследок хочется процитировать слова одного историка:

«Вы обвиняете Лайтоллера в том, что он сажал недостаточно людей в шлюпки на «Титанике»? Скажите это 130 спасенным из Дюнкерка солдатам!»

 

 


Автор статьи Максим Полищук
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»

 

Изменено пользователем Sherrinford
  • Плюс 48

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 596
[ROSI4]
Коллекционер
2 769 публикаций

Фильм про него. Герой что тут скажешь. 

Но Титаник...... был поражен! Автору огромное СПАСИБО!!! плюсище Вам!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 678 публикаций

Интересная статья, благодарю. Не простая судьба выпала человеку, но он справился достойно с испытаниями. :Smile_honoring:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 994
[HDZ]
Участник, Коллекционер
5 214 публикации
19 371 бой

Может потому он и посадил на яхту 130 солдат, что помнил про полупустые (поначалу) шлюпки Титаника.

Спасибо за статью.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
893
[BAHHA]
Видеоблогер, Старший бета-тестер
970 публикаций
16 326 боёв

Спасибо за статью!))))

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 074
Участник
4 193 публикации
25 771 бой

Интересная статья,спс большое и++++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13 228
Старший бета-тестер, Коллекционер
7 978 публикаций
6 часов назад, Sherrinford сказал:

92cb769f6ff3.jpg
 

Чарльз Гербер Лайтоллер (30 марта 1874 - 8 декабря 1952) - английский моряк, дослужившийся до звания commander (соответсвует капитану 2-го ранга), кавалер креста "За выдающиеся заслуги" и других наград. Был вторым помощником капитана на борту "Титаника" и самым старшим по званию офицером, выжившим в кораблекрушении. Во время Первой мировой войны был нараждён за отвагу, позже, будучи офицером в отставке, был повторно отмечен наградой за участие в эвакуации союзных войск из Дюнкерка

 

Эвакуация из французского Дюнкерка 

  Показать содержимое

 

Одна из крупнейших операций в истории, когда прижатая к морю 400-тысячная группировка была практически полностью спасена силами собственного флота. Эвакуации таких масштабов до этого история не знала. «Дюнкерк» стал символом отвращенной катастрофы, которая как грозовая туча долго собиралась над головой британцев, но так и не разразилась. Именно поэтому эта операция занимает такое важное место как в истории Великобритании, так и всей Второй Мировой. Одна

29eb93627b4f.jpg

 

Стать частью этой истории довелось и Чарльзу Герберту Лайтоллеру, второму помощнику капитана «Титаника». В 1940 он  вот уже более 20 лет находился в отставке, уйдя из «Уайт Стар Лайн» почти сразу после окончания Первой Мировой Войны. В свои 66 лет он, вероятно, и подумать не мог, что станет героем еще одной Мировой Войны. 31 мая 1940, в 5 часов вечера, в доме Лайтоллера зазвонил телефон. Это оказался его друг из британского Адмиралтейства, предложивший встретиться через два часа. На встрече он озвучил суть дела – яхта «Сандаунэр» оказалась необходима для нужд ВМФ страны. Может ли Лайтоллер переправить свое судно из Чизика в Рамсгейт, где команда военных возьмет на себя управление яхтой и направит ее в Дюнкерк? «Если кто и будет управлять моим судном, то это только я и мой сын», — таков был резкий ответ Лайтоллера.

6a6533708d89.jpg

Лайтоллер на борту «Сандаунэра» в 1939 году

Пару слов о самой яхте. В 1929 году Лайтоллер выкупил у Адмиралтейства списанное небольшое 15-метровое паровое судно, спущенное еще в 1912 году. Своими силами Лайтоллер перестроил его, увеличил на два метра и заменил паровой двигатель на дизельный, мощностью 62 л.с. Сильвия Лайтоллер, жена отставного офицера, окрестила яхту «Sundowner» — «Бродяга». В 30-е Лайтоллер и его семья на яхте путешествовали по Европе и Англии —  в общем, счастливая пенсия достаточно повидавшего на своем веку Лайтоллера. Теперь же яхта, как и ее капитан, готовы были снова служить на благо своей родины.

f4567b5c6ed4.jpg

«Сандаунэр» сегодня восстановлен, на ходу и выставляется в музее в Рамсгейте

 

«Сандаунэр» во время 75-й годовщины операции «Динамо» в 2015 году

 

1 июня 1940 года, в 10 утра, яхта «Сандаунэр» отправилась из Рамсгейта в Дюнкерк. На борту было трое человек – сам Лайтоллер, его сын Роджер и 18-летний бойскаут Джеральд Эшкрофт, вызвавшийся помочь. По пути им встретились три немецких истребителя, но находившийся рядом крейсер «Вустер» отогнал их – это было как раз кстати, так как на яхте не было никакого вооружения.

41829eb8ce9f.jpg

Для эвакуации войск Лайтоллер использовал «Путь Х»

 

Вскоре после полудня яхта была уже у Дюнкерка. Приблизившись к суше, Лайтоллер понял, что берег слишком высокий, и солдаты не смогут без проблем спуститься на борт его яхты. Тогда он пришвартовался бортом к миноносцу, на который уже садились солдаты, и теперь они могли сесть и на борт яхты.

Загрузкой занимался его сын Роджер, находившийся на нижней палубе. Один за одним на борт маленького судна стали заходить десятки (!) солдат. Роджер заставлял их ложиться на палубу – так лучше распределялся вес, и судно было устойчивее. Солдаты все шли и шли на борт.

— Как там у тебя дела? – поинтересовался Лайтоллер, когда количество превысило отметку в 50 человек.

— О, еще полно места! – ответил Роджер.

Когда внизу оказались уже 75 человек, Роджер решил, что уже хватит, и теперь солдаты заходили уже на верхнюю палубу. В итоге, яхта смогла уместить еще 50 человек. Решив, что теперь уже действительно достаточно, Лайтоллер отчалил и направился обратно в Англию.

a685a6c50b36.jpg
Чарльз Лайтоллер и его сын Роджер на борту яхты

 

Словно все Люфтваффе решило обрушить свою мощь на небольшую яхту. Самолеты делали заход за заходом, обрушивая снаряды и обстреливая флот эвакуирующихся солдат. Но Лайтоллер тоже был не промах, он уже обучился некоторым хитростям. От своего младшего сына, убитого в первые дни войны, и который был пилотом бомбардировщика, он знал, как можно эффективно уклоняться от воздушных атак. Суть ее заключалась в том, чтобы ждать до последнего и не менять курс, и только когда самолет вот-вот готов был открыть огонь, Лайтоллер давал приказ резко повернуть, и яхта успевала увернуться, а самолет уже не мог скорректировать прицел. Такими зигзагами «Сандаунэр» смог успешно добраться до берега Расмгейта – не пострадал ни один солдат. Когда из чрева судна начали выходить один за одним 130 человек, один из наблюдавших за процессом воскликнул: «Ради всего святого, куда ты их всех загрузил?!» Выгрузив солдат, Лайтоллер был полон решимости повторить свой поход и вернуться за еще одной партией солдат, но в этот раз ему это уже не разрешили сделать – Адмиралтейство, видя, как небольшие суда обстреливаются с самолетов, запретило всем кораблям, которые не могут идти больше 20 узлов, эвакуировать солдат. Но будь его воля, Лайтоллер вернулся бы, вероятно, и не один раз. О своих впечатлениях Лайтоллер рассказал в личном письме своему другу, которое он написал 8 июня 1940. Это письмо ранее нигде в полном объеме не публиковалось, и сегодня вы впервые можете прочитать его.

 

6afcd15add0f.jpg

Оригинал письма Чарльза Лайтоллера с его подписью и даже номером домашнего телефона

 

8 июня 1940
Дорогой Монт,

За последние сутки от тебя пришло 2 письма – одно датировано 5 мая, другое – 17-м. Интересно было узнать, что о нас думают в Штатах, но и в наших газетах хорошо написано, что они там говорят. Хотелось бы, чтобы они меньше говорили и присылали нам самолеты, самолеты и еще раз самолеты.

Если бы ты видел, как на нас с Роджером пикировали немецкие самолеты в Дюнкерке, ты бы понял, зачем нам нужны свои. На «Сандаунэре» мы отправились туда, и если ад где-то существует, то он был там. Нас, как и практические каждое судно, перевозившее солдат, бесконечно обстреливали из орудий и забрасывали бомбами. Они атаковали нас до тех пор, пока мы практически не пересекли канал. Кругом снова и снова суда разлетались в щепки, везде были разбросаны обломки. Но остановило ли это бравых ребят? Ни капли. Через канал шли большие корабли, малые суда – все, что могло плавать и даже то, что не могло. Думаю, что не было и момента, когда бы над нами не кружили менее дюжины бомбардировщиков. Наши самолеты были примечательны тем, что их не было – все они сдерживали немецкое наступление на Дюнкерк, выигрывая драгоценное время для спасения ребят. Солдат, этих ребят, модно описать только одним словом – бравые.

 

e9315db23317.jpg

Уникальная фотография — «Сандаунэр» направляется в Дюнкерк 1 июня 1940. Возможно, единственная подобная фотография

 

На борту был я, Роджер и один бойскаут. Мы заранее решили, что Роджер спустится вниз и будет принимать и укладывать  солдат, и как же он хорошо это делал! Занят был каждый миллиметр палубы, причем солдаты должны были лежать для сохранения устойчивости судна. Одному даже пришлось сидеть в туалете, а другому – в ванной. Потом, когда место внизу закончилось, я начал укладывать их наверху. Солдатам пришлось снять все винтовки и снаряжение, чтобы не занимать драгоценное место. И как ты думаешь, сколько людей мы взяли на борт? Ровно 130.

Когда-то давным-давно, во время какого-то праздника, на борту находился 21 человек, и я думал, что это уже достижение. Я предполагал, что мы сможем взять максимум 50 или 75 человек, но даже в самых смелых мечтах не мог и подумать, что мы сможем принять такое количество.

Роджер был великолепен. Он впервые оказался под обстрелом, а первый раз всегда самый трудный. Более того, ему приходилось сидеть на руле, поэтому он не мог видеть, что происходит. Я был на передней палубе, и ноги мои стояли меж ног лежачих ребят. Когда на нас начинал пикировать очередной бомбардировщик, и если я его не замечал, парниша дергал меня за ногу и говорил «Капитан, осторожнее, еще один». Тогда я кричал Роджеру, чтобы тот был наготове.  Мы до последнего ждали, пока самолет займет позицию для обстрела, а затем я кричал Роджеру «руль на борт». Конечно же, ты знаешь, что «Сандаунэр» слушается руля словно молния, поэтому мы сразу ускользали из-под прицела бомбардировщика. В нас ни разу не попали, и мы смогли доставить каждого солдата в безопасности.

Ни один из нас никогда бы не отказался от возможности помочь вернуться домой этим бравым ребятам. У каждого из них была своя печальная история, но единственное, о чем они тогда думали, было то, не посчитают ли их дома сбежавшими с поля боя – ГОСПОДИ. Как их можно считать сбежавшими, если они сражались так, как никто до них. Дни и ночи они сидели без капли воды и крошки хлеба, неделями находились в той же одежде, но в любой момент они были готовы снова броситься в бой.

Одну вещь я хочу сказать тебе, Монт. Эта страна никогда не сдастся. Если они выдавят нас из Англии, мы достанем их и из Канады. И уверяю тебя – неважно где и как, но мы победим.

Всего тебе хорошего,
Чарльз Лайтоллер

38ef48941ac7.jpg

 

И напоследок хочется процитировать слова одного историка:

«Вы обвиняете Лайтоллера в том, что он сажал недостаточно людей в шлюпки на «Титанике»? Скажите это 130 спасенным из Дюнкерка солдатам!»

 

 


Автор статьи Максим Полищук
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»

 

Большое спасибо Вам!Было очень интересно прочитать.Кое что я знал.но и нового тоже узнал. Еще раз благодарю,и думаю что не я один.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 372
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
4 033 публикации
23 406 боёв

... хм, такое ощущение, что он и мог быть прототипом одного из главных героев в фильме:cap_hmm:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
35
[OTD]
Альфа-тестер
105 публикаций
1 534 боя

"... хм, такое ощущение, что он и мог быть прототипом одного из главных героев в фильме:cap_hmm:"
скорее всего Нолан и взял как прообраз героя фильма

 
 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×