Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MARSllK

Лёгкий крейсер "Кёнигсберг" / Königsberg (1927)

  

53 пользователя проголосовало

У вас нет прав на голосование в этом опросе, или на просмотр результатов опроса. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для голосования в опросе.

В этой теме 45 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
37 публикаций

Лёгкий крейсер "Кёнигсберг" / Königsberg (1927)

 


54ff0ea6fde7.jpg


Немецкий лёгкий крейсер, принимавший участие во Второй мировой войне.

Корабль назван в честь города Кёнигсберг в Восточной Пруссии.


 

I. Основная информация.

 

История создания.

В числе ограничений Версальского договора 1919 года, были и касающиеся кораблей класса крейсеров. Согласно договору в составе флота Германии разрешалось иметь только 6 малых (лёгких) крейсеров. Водоизмещение данных крейсеров не должно было превышать 6000 тонн, а замена разрешалась только через 20 лет службы. Через год после заключения мирного договора можно было строить новый корабль на замену крейсеру «Ниобе». Им стал лёгкий крейсер «Эмден», который фактически повторял крейсера военной постройки типа «Кёнигсберг II», отличаясь лишь конфигурацией надстроек и расположением артиллерии. Однако становилось ясным, что флоту необходимы корабли нового типа, не имеющие конструктивных недостатков «Эмдена», в частности, щитового расположения артиллерии. Был необходим переход на башенные установки и устранение других недостатков проекта, восходящего ещё к временам Первой мировой войны. Разработка проекта новых крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 году. 

Главный конструктор — инженер Эренберг

53.gif

 

Служба:

Веймарская республика

Третий рейх

Изготовитель: Reichsmarinewerft, Вильгельмсхафен

Строительство начато 12 апреля 1926
Спущен на воду 26 марта 1927
Введён в эксплуатацию 17 апреля 1929
Выведен из состава флота 10 апреля 1940
Статус:Потоплен авиацией противника

 

Командиры корабля

фрегаттен-капитан Вольф фон Трота: 17 апреля 1929 — 19 июня 1929

фрегаттен-капитан Роберт Витхофт-Эмден: 24 июня 1929 — 2 сентября 1929

фрегаттен-капитан Герман Денч: 27 сентября 1930 — 25 сентября 1932

фрегаттен-капитан/капитан-цур-зее Отто фон Шредер: 26 сентября 1932 — 24 сентября 1934

фрегаттен-капитан/капитан-цур-зее Губерт Шмундт: 25 сентября 1934 — 26 сентября 1935

фрегаттен-капитан/капитан-цур-зее Теодор Пауль: 27 сентября 1935 — 15 февраля 1937

капитан-цур-зее Робин Шаль-Эмден: 16 февраля 1937 — 2 ноября 1938

капитан-цур-зее Эрнст Шёрлен: 3 ноября 1938 — 26 июня 1939

капитан-цур-зее Курт Цезарь Хофман: 27 июня 1939 — 15 сентября 1939

капитан-цур-зее Генрих Руфус: 16 сентября 1939 — 10 апреля 1940


 

II. Параметры и ТТХ.

 

Водоизмещение: 6750 т (стандартное), 7700 т (полное)
Длина: 174 м (наибольшая), 169 м (между перпендикулярами)
Ширина: 16,8 м (наибольшая)
Осадка: 5,6 м (нормальная), 6,2 м (в полном грузу)

Бронирование.

Главный пояс — 50+15-10 мм,
палуба — 20…40 мм,
траверсы — 70 мм,
башни — 30…20 мм,
рубка — 100…30 мм
Двигатели: 2 ТЗА, 2 дизеля MAN, 6 ПК
Мощность: Турбины — 68 200 л. с., дизели — 1800 л. с.
Скорость хода: 32,5 узла

Дальность плавания: 3340 миль на 18 узлах(турбины)

Радиолокационное вооружение: FuMG 39 G
Артиллерия: 3 × 3 — 150-мм/60
Зенитная артиллерия: 3 × 2 — 88-мм/76, 4 × 2 — 37-мм/83, 4 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение: 4 трёхтрубных 533-мм ТА, до 120 мин заграждения
Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта Heinkel He 60

Экипаж: 514 человек (21 офицер)

 

3D модель

konigsberg1927_U42.jpg


 

III. Корпус и бронирование.

 

Главной отличительной особенностью конструкции "кенигсбергов" стало максимальное облегчение корпуса - черта, в принципе совершенно не свойственная боевым единицам германской постройки, отличавшихся обычно очень надежными и даже чрезмерно тяжелыми корпусами. Конструкторам пришлось работать "на грани фола", включив в расчет продольной прочности даже надстройки, чего ранее никогда не делалось. Около 85% соединений выполнялось при помощи сварки, качество которой в те времена оставляло желать лучшего. В результате, хотя и удалось соблюсти все требования по весу, прочность корпуса оказалась явно недостаточной для безопасной эксплуатации в условиях плохой погоды и мощных океанских волн. Так, прогрессивное на первый взгляд решение оказалось роковым для крейсеров типа "К".

 

723px-K%C3%B6nigsberg_Spant.svg.png

Схема броневой защиты крейсера «Кёнигсберг»

 

В ходе операций германского флота во время гражданской войны в Испании, когда легкие крейсера активно использовались для патрулирования в водах известного своими штормами Бискайского залива, корпуса немецких "городов" получили серьезные повреждения. Так, 13 марта 1937 г "Лейпциг" попал в зону сильного волнения, из которой вышел с трещинами в верхней палубе и разрушенными продольными связями по левому борту. Аналогичные повреждения получили остальные крейсера. "Кенигсберг" и "Карлсруэ" имели трещины в палубе полубака и надстройках, в особенности вокруг дымоходов. Поскольку эти структуры учитывались в общей прочности корабля, положение расценивалось как угрожающее. На "Кельне" изломы в надстройках пришлось ликвидировать экстренным подкреплением. В качестве единственной возможной меры против сколь нежелательного, столь и опасного явления стал приказ Верховного Командованя флота (ОКМ), рекомендовавший сбавлять при сильном волнении скорость и укрываться в ближайшем порту. Понятно, что такие рекомендации имели смысл только в мирное время. Автономное плавание в военных условиях, в особенности в водах противника, становились весьма опасным, если вообще возможным.

 

page_05_01.jpg

"Кенигсберг", 1930 г.

 

В конце тридцатых годов была разработана специальная программа укрепления корпуса, весьма трудоемкая и дорогостоящая. Предполагалось нарастить вдоль всего борта, на небольшом расстоянии от него (1-1,5 м), дополнительную обшивку из высококачественной броневой стали, соединив ее с палубами мощными связями. В результате крейсера должны были получить своего рода "шубу" из стали "Вотан", нижняя часть которой заодно играла бы роль булей, а верхняя - несколько усиливала защиту борта, хотя главным ее назначением являлось придание корпусу дополнительной продольной прочности. Такая жесткая система могла значительно улучшить продольную прочность, но цена была бы высокой. Возрастало водоизмещение (стандартное - до 6730 т, в грузу - до 8350 т) и ширина (до 16,8 м) корабля, а скорость должна была упасть примерно на 2 узла. Работы планировалось завершить в течение года, однако опыт первой (и единственной выполненной) модернизации "Карлсруэ" позволял смело увеличить этот срок в полтора раза. Стоимость оценивалась в 5-6 млн. марок на корабль (для "Карлсруэ" работы обошлись в 5,7 млн. марок), что оставляло примерно 15-20 % от исходной стоимости корабля. В итоге четырем из 5 крейсеров так и пришлось служить со всеми своими дефектами, что резко ограничило их боевое применение и практически сняло вопрос о использовании их в качестве рейдеров.

 

page_05_02.jpg

"Кенигсберг", 1939 г.

 

Если исключить это досадное и во многом вынужденное обстоятельство, то в остальном германские корабле-строительные традиции на крейсерах типа "К" по воз-можности соблюдались. Корпус по длине разделялся на 16 водонепроницаемых отсеков, что соответствовало нормам послевоенного времени (напомним, что "Эмден" имел 23 отсека). В первом отсеке находились кладовые и хозяйственные помещения, отсек II содержал привод руля и хранилище для зарядных отделений торпед, в отсеке III помещались погреба: кормовой 150-мм башни и 88-мм зенитного калибра, в следующем, четвертом - погреб возвышенной кормовой башни, помещение дизелей и заднее отделение генераторов. Отсеки V и VII являлись турбинными отделениями, а в расположенном между ними 6-м отсеке находилось помещение вспомогательных механизмов (редукторов). В VIII, IX, Х и XI отсеках размещались котельные отделения, в нос от них - переднее помещение генера-торов и силовые щиты. В отсеке XIII находился центральный пост, погреба главного калибра и легких зениток (37-мм), щитовая, артиллерийский и торпедный вычислительные центры. Отсек XIV отводился под рабочее отделение носовой башни и ее погреб, ниже которого находился судовой холодильник для провизии. Два носовых отсека, XV и XVI, содержали наименее важные кладовки.

 

Вся средняя палуба была занята жилыми помещениями: офицерскими каютами в корме и матросскими кубриками в середине и в носу. Под матросские помещения отводилась и большая часть полубака в носу; начиная с уровня передней трубы надстройки предназначались для столовых и общих помещений, заканчиваясь в кормовой части каютами для старших офицеров и командира. Перегородки в жилых помещениях выполнялись из тонкой гофрированной стали исключительно с применением электросварки.

 

В общем, крейсера типа "К" имели хорошее внутреннее разделение; в частности, энергетическая установка распределялась по 7 отсекам. Однако обеспечить сколь нибудь существенную защиту против подводных взрывов на небольшом корабле не представлялось возможным. Пришлось ограничиться конструкцией двойного дна (почти на всем протяжении, кроме носового и кормового отсеков) и двойного борта, внутренняя стенка которого, имевшая толщину 15 мм в верхней части и 6 мм в нижней, играла роль противоторпедной переборки и продольной переборки, усиливающей защиту борта. Внешняя обшивка двойного дна имела толщину 10-14 мм, внутренняя - 8 мм. Борт прикрывался 50-мм поясом, однако толщина скоса, шедшего от нижней кромки палубы до середины продольной перегородки, составляла всего 10 мм. На уровне верхней кромки пояса проходила плоская броневая палуба, а с носа и кормы пояс прикрывался 70-мм броневыми траверзами. Бортовая броня начиналась в 30 м от носа и заканчивалась за кормовым барбетом. Таким образом, схема бронирования представляла собой своего рода "гибрид" из старых немецких легких крейсеров и зарубежных кораблей межвоенной постройки. Уровень защиты от снарядов на малых и средних дистанциях несколько снизился по сравнению с "Эмденом"; подводная защита отсутствовала и там, и там, но ее суррогат на "кельнах" выглядел предпочтительнее.

 

Интересно, что магия отлично защищенных кораблей перешла и на новые легкие крейсера Германии. Межвоенные корабельные справочники упорно указывали на них, как и на их предшественниках времен первой мировой войны, бронирование борта в 100 мм в средней части и 60 мм в оконечностях, хотя реально оно составляло не более половины этой величины!


 

IV. Вооружение.

 

 

720f7af2a5d7.jpg

Вооружение лёгкого крейсера "Кёнигсберг", 1930 год

 

Главный калибр состоял из 9 новых 15-см пушек модели SKC/25, разработанных в КБ фирмы "Рейнметалл- Борзиг" в Дюссельдорфе. Немецкие конструкторы приняли концепцию длинноствольного орудия с очень высокой начальной скоростью и не очень тяжелым снарядом. Интересно, что в это время в основных морских державах (Англии и США) наметилась как раз обратное движение в сторону умеренных скоростей и тяжелых снарядов, как способа увеличить живучесть ствола, уменьшив тем самым разгар и связанное с ним рассеяние снарядов. Немцам же удалось достичь вполне приемлемой живучести (500 выстрелов боевым зарядом) и при высокой скорости. В качестве дополнительной меры по увеличению срока службы орудий в дополнение к основному боевому заряду (весом 19,3 кг) предусматривался уменьшенный, весом 14,1 кг, обеспечивавший начальную скорость в 835 м/сек. Уменьшенный заряд обычно применялся при стрельбе по берегу. Дальность полета снаряда при максимальном угле возвышения (40 гр.) и основном заряде достигала 138 каб., при уменьшенном - 115 каб. Техническая скорострельность равнялась 7 выстрелам в минуту на ствол.

 

dd796dae8e2d.jpg

Главные 15-см орудия SKS/25 в башнях LC/25 лёгкого крейсера "Кёнигсберг", 1930 год

 

По германским тактическим установкам, боезапас главного калибра любого крупного корабля должен был включать все три основные типа снаряда - бронебойный, промежуточного типа - полубронебойный (в немецком флоте называвшийся фугасным снарядом с донным взрывателем), и чисто фугасный, с головным взрывателем мгновенного действия. Не стала исключением и 150-мм артиллерия легких крейсеров. Бронебойный снаряд P.SPR L/3.7 имел длину 3,7 калибра и разрывной заряд в 885 г (1,9 % от веса снаряда). Он теоретически мог пробить 200-мм броневую плиту из незакаленной крупповской стали на 25 каб. при идеальном угле встречи, и около 120 мм такой же брони на вдвое большей дистанции. Бронебойный колпачок, увеличивающий пробиваемость при углах встречи, близких к 90°, играл отрицательную роль при более острых курсовых углах цели, и при 30° 50- мм плита оказывала такое же сопротивление, как 120-мм при прямом угле. Поэтому при острых углах даже против бронированных целей предпочтительнее было использовать полубронебойные и фугасные снаряды. Первый из них, содержавший 6,7 % ВВ, пробивал на дистанциях до 60 каб. 50-мм нецементированную броню, а второй - только 20 мм на той же дистанции, но зато при практически любом угле встречи. Фугас также отлично подходил для поражения торговых судов и небронированных боевых кораблей, например эсминцев, более крупные из которых приходились удачными целями и для полубронебойного. Имея широкий выбор типов снарядов, артиллерийские специалисты германских крейсеров находились в предпочтительном положении по сравнению со своими "коллегами" у противника, поскольку в большинстве флотов имелось не более двух типов боезапаса для 6-дюймовых орудий. Правда, преимущество могло перерасти в недостаток при длительном бое или походе, когда один из типов снарядов мог быть полностью израсходован, после чего могла встретиться подходящая именно для него цель.

 

7853c4d771d4.jpg

 

Главные 15-см орудия SKS/25 в башне LC/25 лёгкого крейсера

"Кёнигсберг", 1930 год

 

Орудия размещались в трех трехорудийных башнях LC/25. Впервые примененные в германском флоте, они обеспечивали угол возвышения в 40° - много больше, чем любая палубная, тем более казематная установка. Весовые ограничения заставили применить для их защиты относительно тонкую броню: 30 мм для лобовой плиты и 20 мм - для боковых и задних стенок. Но и при этом скромном бронировании вес башни достигал 137 т. Расположение двух из них в корме явно оказало сильное моральное давление на конструкторов, попытавшихся любой ценой обеспечить максимальные углы обстрела на нос. Для этого им пришлось применить эшелонную конфигурацию для задней группы артиллерии. Возвышенную башню сместили влево от диаметральной плоскости, а кормовую - вправо. В результате удалось на несколько градусов увеличить зону, в которой на нос могли вести огонь 6 орудий, но сектор полного залпа оказался резко несимметричным - смещенная возвышенная башня закрывала пониженной башне носовые углы на один борт. Эшелонное расположение, широко применявшееся немцами в первую мировую войну на линейных крейсерах и линкорах, но уникальное для класса крейсеров, оказалось слишком экстравагантным, и после "кенигсбергов" нигде более не применялось. Первоначально у новых установок наблюдалось немало "детских болезней", но в ходе длительных упражнений и исправлений их удалось полностью устранить. Правда, ни один из германских легких крейсеров не участвовал в продолжительном артиллерийском бою с кораблями противника, в котором и выясняются все достоинства (а гораздо чаще - недостатки) артсистем, но при стрельбах из 150- миллиметровок по берегу серьезных неудобств не наблюдалось.

 

page_08_01.jpg

Башня LC/25

 

Довольно неожиданным выглядит то пренебрежение, которое немцы проявили к противопожарным устройствам подачи боезапаса. Чрезвычайно тщательно сконструированная система времен первой мировой войны уступила место единственной асбестовой завесе между рабочим отделением башни и ее вращающейся структурой. При прижатии пружинами крышек шахт для перемещения зарядов между крышкой и корпусом подачи оставались щели шириной до полусантиметра - вполне достаточно, чтобы через них могло проникнуть пламя из башни в погреб. Неудобная с точки зрения симметрии трех- орудийная конфигурация заставила разместить подачи центрального и правого орудия вместе, в промежутке между этими пушками. Сами подачи имели гидравлический привод; вспомогательная резервная подача, располагавшаяся позади основной, приводилась в действие электрической лебедкой. Внутри башни все операции, как перемещение снаряда и заряда из подачи в казенную часть орудия, так и досылка его, а также управление затвором, осуществлялись вручную. Впрочем, такая же практика применялась на подавляющем большинстве тогдашних крейсерских установок.

 

Зенитная артиллерия состояла из трех одиночных 88- мм установок MPL С/13. Пушка с длиной ствола 45 калибров была разработана еще во время первой мировой войны и уже в середине 30-х гг являлась устаревшей.

4b323f1d6cb2.jpg

 

Установки зенитной 8.8 см артиллерии MPL C/13  на борту "Кёнигсберга", 1931 год


 

V. Прочее оборудование.

 

"Кенигсберги" стали первыми немецкими крейсерами, на борту которых имелась корабельная авиация. Недостаток места и "свободного" веса не позволил оборудовать эти корабли ангарами, поэтому самолеты приходилось хранить непосредственно на катапульте. Это сильно ограничивало степень их готовности к действиям, и, в особенности - срок службы, но с такой ситуацией приходилось мириться на большинстве легких кораблей всех стран, имевших гидросамолеты. Вначале в качестве палубных применялись легкие 2-местные, двухпоплавковые бипланы "He-60". Они развивали до 225 км/час (совсем неплохо для гидросамолетов начала 30-х годов). Именно "хейнкели" широко использовались для патрулирования и разведки во время гражданской войны в Испании.

 

15_1935.jpg

Гидросамолёт Heinkel He 60 на борту лёгкого крейсера "Кёнигсбер", 1935 год.

 

Но по-настоящему грозное оружие германские корабли получили с принятием на вооружение гидросамолета-моноплана фирмы "Арадо" "Аг-196". Он был разработан в 1936 г и принят на вооружение как раз к началу второй мировой войны, и значительно превосходил по своим характеристикам модели всех европейских противников Германии. Базировавшиеся на крейсера самолеты относились к модели А-4 (вариант наиболее распространенной марки "Аг-196 А-3", выпущенный в количестве 24 машин).

 

ar196a3.gif

Схема Arado 196 A-3

 

"Арадо" отличался очень сильным для корабельного самолета вооружением: 2 неподвижные 20-мм пушки "Эрликон-FF" и два неподвижных 7,9-мм пулемета, а также один подвижный пулемет такого же калибра для защиты верхней задней полусферы. Мотор фирмы "БМВ" в 960 л.с. обеспечивал скорость, почти на 90 км/час превышавшую скорость "He-60". Рабочий потолок составлял 7000 м, а дальность полета превышала 1000 км, что при крейсерской скорости полета около 250 км/ч позволяло вести разведку на протяжении не менее 4 часов. В случае необходимости "Арадо" мог использоваться и в качестве истребителя, однако наиболее часто помимо традиционной разведки ему приходилось выполнять роль самолета ПЛО, для чего он брал две 50-кг бомбы. При обстреле берега гидросамолет с успехом применялся для корректировки, причем в конце войны зачастую в условиях господства противника в воздухе, что позволяли достаточно высокие летные и боевые качества "Аг-196". И все же по мере развития радиолокации гидросамолеты стали исчезать с легких крейсеров. Причиной являлся значительный "верхний вес", не позволявший модернизировать более важное легкое зенитное вооружение.

 

Единицы типа "К", как, впрочем, и остальные немецкие легкие крейсера, имели весьма совершенное гидроакустическое оборудование, применявшееся как для обнаружения ПЛ, так и в навигационных целях. Пассивная система GHG состояла из двух рядов приемников на всем протяжении борта и позволяла достаточно точно определять пеленг не только на подводные лодки, но даже на торпеды. Навигационная система NHG использовала узкий ультразвуковой пучок для определения расстояния до дна и до расположенных по курсу и по траверзам объектов, таких как скалы, рифы и т.п.

 

a061ef000bfd.jpg

 

Палуба лёгкого крейсера "Кёнигсберг" с навигационным оборудованием, 1938 год


 В качестве основы энергетической установки немецкие конструкторы избрали паровые турбины. Хотя из общих тактических соображений и того внимания. которое уделялось в Германии дизельным двигателям, предпочтительной представлялась именно дизельная установка, работы над ней еще не достигли той стадии, когда можно было безболезненно перевести на дизеля корабль класса крейсера. Котельная установка с рабочим давлением пара 16 атм. выглядела вполне старомодной. Эпоха новых котлов высокого давления также еще не настала - несомненно, к счастью для легких крейсеров, поскольку установки с высокими параметрами в германском флоте оказались чрезвычайно ненадежными. Расплатой за традиционную надежность являлся высокий вес и большие объемы. Котельная группа состояла из 6 котлов Шульца-Торникрофта, двух больших и четырех малых. Они располагались по два в 4 отделениях: в двух передних размещались большие котлы, а в двух задних - малые. Несмотря на внешне заметно разнесенные трубы, по одной на переднюю и заднюю пару отделений, крейсера имели традиционное расположение энергетики: за котельными отделениями дальше в корму следовали турбинные отсеки. Разделение кочегарок выглядело очень тщательным, даже чрезмерно, поскольку в зону действия взрыва торпеды или мины попадало несколько небольших по длине котельных отсеков.

 

page_10_01.jpg

Размещение котлов на крейсерах типа "К"

 

ервая серия легких крейсеров имела турбины весьма интересного устройства. Оба агрегата, максимальная мощность которых составляла в сумме 68000 л.с., состояли из ступеней низкого и высокого давления и крейсерских турбин. В противоположность обычному варианту, когда крейсерские турбины обычно составляли просто отдельную ступень главных и монтировались в том же корпусе, на "кельнах" они располагались в отдельном отсеке, отделенном от главных турбин промежуточным отсеком со вспомогательными механизмами. Крейсерские турбины состояли из двух ступеней каждая и занимали практически столько же пространства, что и главные. Но и на этом энергетическая установка не заканчивалась: еще дальше в корму в два этажа раз-мещалось кормовое отделение генераторов (вверху) и чрезвычайно тесное и низкое помещение дизельной установки для экономического хода. Итак, немцы все же сочли необходимым оборудовать свои новые корабли дизелями, хотя их мощность была явно недостаточной. Два 10-цилиндровых 900-сильных дизеля MAN соединялись при помощи гидромуфты с основными валами. При отдельной работе они обеспечивали кораблю скорость не более 10 узлов. При работе турбин их необходимо было разобщать с валами.

 

page_10_02.jpg

Схема машинных отделений крейсеров типа "К"

 

В результате механическая установка оказалась удивительно длинной, тяжелой и неудобной для столь небольшого корабля. Она занимала 9 отсеков от 42-го до 129-го шпангоута, простираясь даже за нижнюю кормовую башню! При этом все отделения вышли загроможденными и тесными, а в дизельном отделении было просто трудно работать. Сложность ЭУ (три отдельных агрегата для разных режимов хода: дизеля, крейсерские и основные турбины) создавали дополнительные трудности тактического характера. При ходе только под дизелями крейсера развивали скорость, явно недостаточную для решения каких-либо боевых задач. Более того, еще в мирное время выяснилось, что 10-узловый ход является слишком неэкономичным для чисто турбинных кораблей, в результате чего даже на маневрах с участием других боевых единиц легким крейсерам приходилось разводить пары, что сводило практически на нет все экономические преимущества комбинированной установки.

 

Вообще с дальностью у трех "К" дело обстояло неблагополучно. Номинально они могли принимать 1100 т нефти для котлов и 139 т дизельного топлива. Однако из-за недостаточной остойчивости в ходе эксплуатации было запрещено расходовать последние 680 т топлива - свыше половины полного запаса! Для компенсации в военное время приходилось принимать до 1300 т нефти и 150 т мазута, что неблагоприятно сказывалось на осадке и вызывало практически полное погружение под, воду броневого пояса.

 

Теоретически полного запаса дизельного топлива должно было хватать на 8000 миль 10-узловым ходом, а нефти для турбин - на 7300 миль 17-узловой скоростью. Если же часть нефтяных цистерн заполнить топливом для дизелей (при этом можно было бы взять его до 600 т), то номинально крейсера могли бы пройти до 18000 миль своими 10 узлами. Однако эти цифры оставались чисто "бумажными"; практическая дальность кораблей типа "К" едва достигала половины расчетной.

 

Электроэнергетика была представлена тремя турбогенераторами в кормовом отделении с несимметричным расположением: два с левого борта и один с правого. (Асимметрия вызывалась необходимостью сопряжения с тесно расположенными прочими помещениями в корме, в частности, с погребами боезапаса возвышенной задней башни.) Генераторы разделялись продольной переборкой по диаметральной плоскости. Дизель-генераторы размещались в носовом генераторном отделении, перед котельным отделением N4 (крайним с носа). Общая мощность электроустановки составляла 540 кВт; в ней использовался постоянный ток напряжением 220 В.


 

VI. Экипаж.

 

 

82ca867e0bab.jpg

Члены экипажа лёгкого крейсера "Кёнигсберг" на его носовой части, 1931 год

 

Списочная численность экипажа составляла 21 офицер и 493 унтер-офицеров и матросов. При использовании корабля в качестве флагмана добавлялось еще 6 офицеров и 20 нижних чинов. Однако как и на большинстве прочих немецких кораблей времен второй мировой войны, на "кельнах" обычно имелся сверхкомплект, достигавший в некоторых выходах весьма значительной величины. Так, уже к началу войны экипаж составлял около 610-915 чел, в том числе 23 офицера, а "Кельн" во время войны выходил в море, имея на борту 820-850 человек - на 2/3 больше, чем предусматривалось исходным проектом. Поэтому условия обитания и работы в тесных помещениях, с самого начала неудовлетворительные, были в войну просто тяжелыми. Это являлось еще одним фактором (хотя и не основным), мешавшим использованию легких крейсеров в дальнем рейдерстве.

  • Плюс 7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

VII. История применения.

 

20-е годы - постройка и испытания.

12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer "В" ("Ersatz Thetis"), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и спуска. Корабль был назван "Кенигсберг" в честь города — столицы восточной Пруссии. Имя свое он унаследовал от крейсера-рейдера первой мировой войны. Речь во время церемонии произнес губернатор Кенигсберга доктор Ломайер. Крестной матерью стала фрау Лооф, жена командира первого "Кенигсберга".

 

60797023d30f.jpg

 

Спуск на воду 26 марта 1927 года

 

После достройки крейсер поднял военно-морской флаг. Это произошло 17 апреля 1929 г. Первым командиром крейсера стал капитан 2 ранга Вольф фон Трота. Экипаж "Кенигсберга" сформировали из моряков крейсера "Нимфе", исключенного из списков флота. От этого крейсера унаследовали и функции "Нимфе", "Кенигсберг" стал флагманом Балтийской станции и разведывательных сил флота. После прохождения испытаний корабль 22 августа прибыл на рейд Кенигсберга. Затем начались новые испытания и боевая подготовка.

 

0e74845993a3.jpg

 

17 апреля 1929 - торжественное принятие в состав флота

 

7 декабря 1929 г. испытания были завершены. Но еще до их окончания, 12 октября 1929 г. на борт корабля поднялся контр-адмирал Гладиш. Крейсер совершил поход в Испанию на всемирную выставку в Барселоне. В Барселоне крейсер находился с 18 по 26 октября.

 

30-е годы - рутинная служба и заграничные походы.

С 1 января 1930 г. крейсер — флагман разведывательных сил и Балтийской станции. В состав этого соединения входили: крейсера "Кенигсберг" и "Амазоне", 2-я флотилия миноносцев, 1-я тральная полуфлотилия.

 

055037a55119.jpg

Октябрь 1929 года - визит в Барселону

 

8 январе 1930 г. из списков соединения вычеркнули устаревший "Амазоне". Его заменили новым крейсером "Кельн". На 1930 г. был запланирован большой заграничный поход. 2 апреля 1930 г. эскадра вышла в море. В ее составе был и "Кенигсберг". Состоялись деловые заходы в Виго, Алиерию, Катанию. В этом итальянском порту командующий линейными силами вице-адмирал Олдекоп и контр-адмирал Гладиш были представлены королю Италии Виктору Эммануилу. Затем корабли посетили Аргостилион, Сплит, Порт Махон и Лиссабон. В столицу Португалии заходили только разведывательные силы. В этом порту командующему разведывательными силами, вместе с германским послом, пришлось расследовать убийство немецкого матроса. 19 июня 1930 г. "Кенигсберг" вернулся в Киль, после чего начались большие маневры флота. После них произошла смена командующего разведывательными силами контр-адмирал Гладиш ушел, его сменил контр-адмирал К. Альбрехт.

Конец 1930 года и первая половина следующего 1931 прошли для крейсера в рутинной службе. 19 мая 1931 г. "Кенигсберг" участвовал в торжествах, посвященных спуску "Броненосца А". Во время церемонии крещения произошел комичный случай: президент Германии фельдмаршал П. Гинденбург задремал и во сне нажал кнопку, приводящую в действие спусковой механизм. "Броненосец А", будущий "Дойчланд", сошел со стапеля раньше времени. После завершения торжеств крейсер принимал участие в показательных маневрах флота. 20 мая устроили большой парад в Кильской бухте. "Кенигсберг" с президентом на борту обошел строй кораблей флота.

 

11_Hindenburg-auf-dem-Kreuzer-K-_246_nig

Рейхспрезидент Гинденбург на борту "Кенигсберга", май 1931

 

С 10 по 12 июня крейсер и миноносцы: "Альбатрос", "Фальк", "Гриф" и "Меве" находились на рейде в Лиепае, участвуя в параде, посвященном 10-летию латвийского флота. После возвращения в Германию и короткого отдыха, с 15 июня по 3 июля крейсер принимает участие в учениях соединения в проливе Скагерак и в норвежских водах, а в сентябре — в больших осенних учениях флота.

Осень и первый месяц нового 1932 года прошли для корабля в рутинной службе. С 30 января по 20 февраля "Кенигсберг" прошел текущий ремонт. В это время обязанности флагмана разведывательных сил выполняла плавбаза "Хела". После завершения работ крейсер вернулся в состав флота. Первое полугодие прошло для корабля в боевой подготовке. С 11 по 17 июня "Кенигсберг", сопровождаемый миноносцами: "Зееадлер", "Кондор", "Фальк", "Меве" и "Альбатрос", наносит визит в Стокгольм, где его посетили августейшие особы. В августе "Кенигсберг" провел показательную артиллерийскую стрельбу в присутствии военного министра генерала от инфантерии фон Шляйхера, а осенью принимал участие в больших осенних маневрах в Северном море и у южного побережья Норвегии.

1933 год прошел для крейсера в рутинной службе. Из состава разведывательных сил соединения, куда он входил, были исключены миноносцы и тральщики. Единственное примечательное событие того периода — небольшой заграничный поход с 17 июля по 5 августа.

1934 г. посвятили боевой подготовке. Только в июле 1934 г. "Кенигсберг" и "Лейпциг" под флагом адмирала Кольбе нанесли визит в британскую военно-морскую базу Портсмут. Это был первый визит немецких кораблей в Великобританию после 1914 г. Затем состоялся заход в Рейкьявик, а в конце месяца (27-30) — визит в эстонскую столицу Таллин. Затем участие в осенних маневрах флота. После их завершения на "Кенигсберге" поднял свой флаг контр-адмирал Бэм. В декабре крейсер посетил Штеттин, где на его борт поднялась живая легенда немецкой армии, последний кайзеровский генерал-фельдмаршал фон Макензен.

 

b548ce22e532.jpg

Под британским флагом - визит в Портсмут, 1934

 

1935 год прошел для корабля в рутинной службе. В августе состоялся визит в польский порт Гдыня, затем прошли традиционные осенние учения.

 

13_Kiel-canal_-1935.jpg

Проход Кильским каналом, 1935

 

a90926749447.jpg

1935 год, в польской Гдыне

 

22 февраля 1936 г. адмирал Бэм перенес свой флаг на "Лейпциг" — так закончилась служба корабля в качестве флагмана разведывательных сил флота. "Кенигсберг" вывели из кораблей первой линии и передали в артиллерийскую инспекцию в качестве учебного корабля артиллерийской школы.

 

d62f467240d2.jpg

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг», 1935 год

 

Летом 1936 г. он участник учений в составе разведывательных сил флота и визита в столицу Финляндии Хельсинки. Начавшаяся гражданская война в Испании вызвала необходимость постоянного немецкого военно-морского присутствия в водах этого государства. 25 ноября 1936 г. учебный крейсер "Кенигсберг" выходит в море из Киля и берет курс на юг. Он заходит в Эль Ферроль, Кадис, Танжер, Мелилу.

 

18_Spain_-1936-1937.jpg

Маршрут похода в воюющую Испанию, 1936-1937

 

b72279880ca5.jpg

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» на стоянке, 1936 год

 

2ab8a4fb77b5.jpg

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг», 1936 год

 

15 января 1937 г. "Кенигсберг" вернулся в Киль и продолжил службу в артиллерийской школе. Летом 1937 г. состоялся поход в норвежские воды, а затем обычная служба в качестве учебного артиллерийского корабля.

 

Вторая Мировая Война - вторжение в Норвегию.

В мае 1939 г. "Кенигсберг" посетил шведские порты Ваза и Висбе. Вторую мировую войну "Кенигсберг" встретил в Балтийских водах, но в конце сентября его перевели в Северное море. "Кенигсберг" принимал участие в постановке системы минных заграждений "Вествалль", а в октябре в торпедных стрельбах. С 1 по 3 ноября он принимал участие в маневрах немецкого флота на Балтике.

В ночь с 12 на 13 ноября соединение немецких эсминцев ставило мины у английского побережья. Операцию прикрывали крейсера "Кенигсберг" и "Нюрнберг" и 6-я флотилия миноносцев. Это была последняя операция "Кенигсберга" в 1939 г. — крейсер становится к заводской стенке для прохождения текущего ремонта, который завершили в 1940 г.

20 февраля 1940 г. генерал фон Фалькенхорст был вызван в Берлин, где предстал перед фюрером, который приказал ему к 15 часам подготовить план вторжения в Норвегию. Фон Фалькенхорст составил план вторжения. Основная идея этого плана: захват главных норвежских портов.

Все боеспособные корабли немецкого флота были разбиты на группы, предназначенные для захвата определенного порта. "Кенигсберг" вошел в состав группы 3, целью которой стал Берген. В группу вошли также крейсер "Кельн", учебно-артиллерийский корабль "Бремзе", плавбаза торпедных катеров "Карл Петере", миноносцы "Леопард" и "Вольф", 5 торпедных катеров и 2 вспомогательных корабля. Командовал группой контр-адмирал Шмундт. Он был очень недоволен своей группой. Крейсера он считал устаревшими, учебно-артиллерийский корабль "Бремзе" требовал капитального ремонта, а "Карл Петере" не прошел еще испытаний, не говоря уже о курсе боевой подготовки. Шмундт просил заменить эти два корабля крейсером "Карлсруэ". Но кораблей было слишком мало, поэтому просьба адмирала осталась не¬удовлетворенной.

В начале апреля на борт "Кенигсберга" погрузили 750 военнослужащих 69-й пехотной дивизии, а также прибыл адмирал Шрадер, назначенный командующим западным норвежским побережьем, и его штаб. На борту "Кенигсберга" находился и командир 159 пехотного полка. Около полуночи 7 апреля крейсера вышли в море. С воздуха их прикрывали два самолета Не-111. Группа объединилась в море с "Бремзе" и "Карлом Петерсом", а затем и с торпедными катерами. 9 апреля корабли Кригсмарине были у цели. В соответствии с приказом высшего командования на корабле подняли английские военно-морские флаги и на запрос норвежского дозорного корабля, отвечали по-английски. Что-то вроде: "корабль его величества "название" идем с дружеским визитом". Норвежцы, заподозрив неладное, осветили "Кенигсберг" прожектором и выпустили осветительную ракету. Но все обошлось, и норвежские стражи "морских рубежей" успокоились. Но вскоре флагманский "Кельн" вступил в бой с норвежской береговой батареей.

"Кенигсбергу" удалось высадить войска, после чего был получен приказ войти в гавань и поддержать десант. Но как только крейсер вошел в узость, его сразу же осветили прожектора и открыли огонь береговые батареи, имевшие на вооружении 210-мм орудия. Командир крейсера не растерялся, приказал просигналить: "Прекратите огонь — друг". Но это не помогло, первый выстрел был предупредительный, а затем был открыт огонь на поражение.

Первый снаряд взорвался чуть выше ватерлинии "Кенигсберга", в носовой части по правому борту. В зоне поражения оказались цистерна, 2-я электростанция и 3-е котельное отделение. Многочисленные осколки посекли трубопроводы и электрические кабели, была уничтожена и часть электрооборудования. Котельные отделения наполнилось паром. В корпус хлынули вода и топливо. После выхода из строя электростанции, из строя вышли рулевое управление и система управления огнем. Последнее в данном случае уже не имело большого значения, так как батарея была хорошо замаскирована. Второй снаряд попал в надстройку у 37-мм автомата, который был поврежден, прошел через офицерские каюты, первую дымовую трубу и разбил задний 37-мм автомат левого борта, выведя из строя его расчет. Третий снаряд попал рядом со вторым и вызвал пожар в каютах. Из-за сильной задымленности не мог действовать дальномер на фок-мачте. Командир "Кенигсберга" капитан 1 ранга Рунфус начал выходить из боя и повел корабль в порт. Вскоре туда прибыл "Кельн". По немецким крейсерам открыла огонь другая береговая батарея. Ее обнаружили и открыли ответный огонь. При этом "Кенигсберг" стрелял из всех трех башен. Батарею подавили, и затем ее захватила немецкая пехота. Берген был оккупирован.

С "Кенигсберга" выгрузили оставшихся на борту солдат, передали часть топлива на другие корабли. Несмотря ни на что, повреждения корабля оказались незначительны. Корабль оставался в состоянии развить наибольшую скорость 22-24 узла, хотя из-за пробоины в корпусе заметно снизились его мореходные качества. Адмирал Шмундт после консультации с вышестоящим командованием принял решение оставить поврежденный крейсер в норвежском порту для ремонта, видимо, опасаясь появления превосходящих сил английского флота.

 

01_Koln---Konigsberg-in-Bergen.jpg

Предпоследний день - "Кенигсберг" и "Кельн" высаживают десант в Бергене

 

Эта опасность была весьма реальной: 4 новейших крейсера типа "Таун" под командованием адмирала Лейтона уже шли в Берген. Скорость английских кораблей сильно снижалась штормом. Но немцам сильно повезло: находившиеся в 80 милях южнее Бергена английские крейсера остановило Адмиралтейство. В Лондоне опасались, что немцам уже удалось привести береговые батареи в боеспособное состояние. Если бы корабли не вернули, то скорее всего, 3 группа была бы уничтожена.

Но "Кельн" и "Кенигсберг" по-прежнему стояли в порту Бергена.

 

caac736658ff.jpg

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг»

 

После полудня 9 апреля немецкое соединение атаковала британская авиация. 24 бомбардировщика сбросили бомбы, но ни одна из них в цель не попала. Поэтому "Кельн" вместе с боеспособными кораблями вышел в море, а "Кенигсберг" перевели к причалу, с таким расчетом, что его кормовые башни и 88-мм зенитные орудия держали под контролем западный вход в порт. Северный вход в порт держали под контролем все башни главного калибра. Торпедные катера пришвартовали к его борту. Часть экипажа сошла на берег для усиления частей вермахта. При выборе места стоянки была принята во внимание близость к жилым кварталам и нейтральным торговым судам. Поэтому немцы считали, что они находятся в полной безопасности, бомбардировка исключалась.

К этому же выводу пришли и англичане, но все же, исходя из сложившейся обстановки, они приняли решение нанести удар силами морской авиации. В это время на ее вооружении имелись два типа ударных самолетов: торпедоносцы типа "Свордфиш" и истребители, пикирующие бомбардировщики типа "Скуа". Именно последние должны были бомбить "Кенигсберг". Для налета были выделены две эскадрильи, ранее приписанные к авианосцу "Арк Ройял". В апреле 1940 г. они базировались на Оркнейских островах.

 

Гибель "Кёнигсберга".

Konigsberg_h80979.jpg

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» во время атаки британскими самолетами в Бергене

 

10 апреля в воздух подняли 11 самолетов. Англичане пролетели над Северным морем, пересекли норвежское побережье. К Бергену они подошли с юго-востока. Пилоты ожидали увидеть два крейсера, но в порту находился только один "Кенигсберг". "Скуа" зашли со стороны солнца, угол пикирования был равен 60°, высота сброса бомб 650 м, после выхода из нее самолеты уходили на запад в сторону моря. Зенитный огонь практически не велся. Через 10 минут цель была окутана дымом. По мнению летчиков, во вражеский корабль попали три бомбы. На базу не вернулись два самолета, в том числе и самолет командира 803-й эскадрильи.

Немецких моряков застигли врасплох. Первые бомбы взорвались на причале у правого борта рядом с котельным отделением № 1. Осколки пробили борт, вскрыли топливную цистерну и перебили паропроводы. Бортовые отсеки пришлось покинуть из-за горящей нефти и пара. Вторая бомба прошла через сигнальный мостик и взорвалась в воде у борта. В результате гидравлического удара появилась пробоина в XII отсеке, а в смежном отсеке вскрыло двойное дно, в зоне поражения оказались котельное отделение № 4, электростанция № 4 и насосное отделение. Вскоре вода поднялась до уровня палубы платформы, в радиорубке, в центральном артиллерийском посту и в центральном посту. Крейсер начал крениться на левый борт. Третья бомба взорвалась во вспомогательном котельном отделении, начался пожар, среди экипажа появились большие потери.

 

03_scheme.jpg

16 пикировщиков 800 и 803 эскадрилий зашли с носа крейсера и, построившись в колонну,

один за другим стали пикировать

 

05_Montage.jpg

"Кенигсберг", застигнутый врасплох, получил три прямых попадания, несколько бомб разорвались вблизи корабля.

Для крейсера, поврежденного 9 апреля в бою с береговыми батареями, это было более чем.

 

Еще две бомбы, пробив палубу, взорвались внутри корабля, и последняя взорвалась в воде у кормовой части, сделав пробоину в борту. В котельное отделение № 3 и № 2 начала поступать вода. В строю осталось только котельное отделение № 1, но дать пар к генераторам и насосам не удалось, так как в XII отсеке затопило дизель-генераторы. Поэтому капитан 1 ранга Рунфус, видя безнадежное положение, приказал покинуть корабль. В это время бушевал большой пожар в средней части крейсера, и появилась реальная опасность взрыва погребов. Экипаж успел организованно перебраться на причал. Вскоре крейсер перевернулся. Время гибели корабля 10 часов 51 минута, потери экипажа составили 18 человек (по другим данным, 11). Над водой остались только винты и часть днища. Моряков "Кенигсберга" перевели в части морской пехоты. Вскоре, распевая песню: "Мы идем на Англию", они прошли по улицам Бергена.

 

c9991a1eaf71.jpg

Потопленный лёгкий крейсер «Кёнигсберг» в порту Бергена

 

Корпус "Кенигсберга" подняли летом 1942 г. и использовали как пирс для подводных лодок. В июне 1942 г. штаб руководства войной на море планировал перевести "Кенигсберг" на Балтику, для использования в качестве зенитной плавбатареи или разобрать на металл. Но от него из-за отсутствия эскортных кораблей пришлось отказаться. Корпус "Кенигсберга" разобрали в Бергене после войны.

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций
Старший альфа-тестер
794 публикации
419 боёв

Прокомментируйте пожалуйста графу "Современный статус" - 10 апреля 1942 года. Ну скорость - 23 узла - тоже. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

Прокомментируйте пожалуйста графу "Современный статус" - 10 апреля 1942 года. Ну скорость - 23 узла - тоже. 

 

Потоплен 10 апреля 1940 года в порту города Бергена.

Изменено пользователем Marsik89

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
794 публикации
419 боёв

 

Потоплен 10 апреля 1942 года в порту города Бергена.

Вы невнимательны. Перечитайте последние абзацы вашего же текста - 10 апреля 1940 года. Ну а скорости просто перепутаны цифры - не 23, а 32 узла

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

Вы невнимательны. Перечитайте последние абзацы вашего же текста - 10 апреля 1940 года. Ну а скорости просто перепутаны цифры - не 23, а 32 узла

 

Согласен, правлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

ТС, будьте так добры привести тему в соответствие с Правилами раздела и Рекомендациями для создания статей по кораблям,



Дополнительно ознакомьтесь со следующими темами



Как мне создать хорошую тему?  



Список рекомендованных источников информации и изображений  



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

ТС, будьте так добры привести тему в соответствие с Правилами раздела и Рекомендациями для создания статей по кораблям,

Дополнительно ознакомьтесь со следующими темами

Как мне создать хорошую тему?  

Список рекомендованных источников информации и изображений  

 

 

Готово.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

 

Нет.

У Вас 48 часов на доработку темы.

 

Пожалуйста, озвучьте конкретные замечания по теме.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

 

Пожалуйста, озвучьте конкретные замечания по теме.

Как минимум следующее...

Я не вижу нормального описания конструкции.

Описание службы - стена текста под спойлером.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

Как минимум следующее...

Я не вижу нормального описания конструкции.

Описание службы - стена текста под спойлером.

 

Описание конструкции достаточно сложно найти в свободном доступе, как минимум для начала могу взять данные по двум крейсерам-близнецам "Кёльн" или "Карлсруэ". В общем, добавлю.

 

Разве история применения должны выглядеть как-то иначе? Сухими датами? Я взял большую статью, разбавил её порцией фотографий под каждый конкретный год и добавил в тему. Я что-то сделал не так?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

Описание конструкции достаточно сложно найти в свободном доступе, как минимум для начала могу взять данные по двум крейсерам-близнецам "Кёльн" или "Карлсруэ". В общем, добавлю.

 

Вы пробовали искать?

 

 

Разве история применения должны выглядеть как-то иначе? Сухими датами? Я взял большую статью, разбавил её порцией фотографий под каждый конкретный год и добавил в тему. Я что-то сделал не так?

Стена текста под спойлером так же трудночитабельна.

Разбейте его на несколько частей.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

Вы пробовали искать?

 

Этим я сегодня и занимался.

 

Darth_Vederkin (16 Авг 2014 - 20:46) писал:

Стена текста под спойлером так же трудночитабельна.

Разбейте его на несколько частей.

 

Готово.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

 

Этим я сегодня и занимался.

 

 

Готово.

 У Вас есть ОБРАЗЕЦ как НАДО делать темы.

Сравните с ним и попробуйте приблизиться к нему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

 У Вас есть ОБРАЗЕЦ как НАДО делать темы.

Сравните с ним и попробуйте приблизиться к нему.

 

Вы снова не делаете конкретных замечаний, рекомендацию я прочел и делал по ВАШИМ требованиям к теме.

 

По Бисмарку столько информации, что сравнивать не очень известный лёгкий крейсер с таким флагманом не совсем верно, ИМХО. Или вы хотите, что я абсолютно весь текст спрятал под спойлеры?

 

Просьба указать, что не устраивает в моей теме на данный момент.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 344
[LST-W]
Альфа-тестер
20 420 публикаций
874 боя

 

Вы снова не делаете конкретных замечаний, рекомендацию я прочел и делал по ВАШИМ требованиям к теме.

Сделали, но тему не раскрыли...

 

По Бисмарку столько информации, что сравнивать не очень известный лёгкий крейсер с таким флагманом не совсем верно, ИМХО.

Вот именно ИМХО...

Вам трудно поискать в интернете книги  Кофмана, Трубицына или Уитли?

http://navycollection.narod.ru/library/German_LKR/contents.htm

http://mirageswar.com/flot/flot_before_ww2/40152-legkie-krejsera-germanii-1921-1945-chast-1.html

http://mirageswar.com/flot/31102-deutsche-kreuzer-im-zweiten-weltkrieg.html

 

 

Просьба указать, что не устраивает в моей теме на данный момент.

По моему мнению тема не содержит достаточный объём информации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×