Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LeopoldBloom

История одного пирата

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

14 168
Участник
1 002 публикации
1 015 боёв

Война, торговля и пиратство ―
Три вида сущности одной.

Гёте «Фауст»

 

Всем нравятся истории про морские путешествия, необитаемые острова, поиск забытых сокровищ и, конечно, пиратов ― неотъемлемых участников большинства подобных сюжетов.

 

Литература на пару с кинематографом породили такое количество колоритных представителей этой профессии, что, рисуя в голове пирата, сложно обойтись без Весёлых Роджеров, деревянных ног, чёрных повязок, ручных попугаев и просоленных шуток. Образ немного комичный, но, что интереснее, противоречивый: с одной стороны ― беспринципный и жадный до золота разбойник, с другой ― отважный и свободолюбивый искатель приключений. Очевидно, что в культуре пиратство идеализировано, но дело тут не только в художественном вымысле.

 

3f330a6a-c6a5-11e7-a26b-8cdcd4b149ac.jpg

Пират Эдвард Тич, он же Чёрная борода

 

До Нового времени профессии моряка, торговца и пирата представлялись схожими по содержанию и одинаково почётными. Само слово «пират», вернее πειρατής, с древнегреческого переводится весьма романтично ― «искать счастье». Не сказать, что деятельность пиратов тогда была иной: во все времена они грабили корабли, но помимо этого помогали развивать мореходство и тактику морского боя, совершали географические открытия и решали некоторые внешнеполитические задачи. Всё это способствовало появлению двойственной оценки деятельности пиратов и их идеализации в разные времена.

 

Лишь в XVII веке произошёл официальный разрыв между государствами Европы и пиратским братством, а образ пирата трансформировался из героя-путешественника и бунтаря в преступника и злодея. Однако это не означало отмену каперства – в те времена весьма популярной узаконенной формы пиратства. Капер отличался от пирата наличием разрешительной грамоты от властей, позволяющей нападать на торговые корабли страны-неприятеля. Государство же имело солидный процент от всей добычи. В разных странах Европы каперы назывались по-своему: во Франции – корсары, в Англии – приватиры, в Голландии – печелинги или флекселинги. Учитывая, что во второй половине XVII – начале XVIII веков перечисленные и другие европейские страны активно участвовали в колониальных войнах, услуги каперов были весьма востребованы. К ним же прибегали для борьбы с независимыми пиратами, что нередко выходило боком. Один из таких случаев связан с капитаном Уильямом Киддом, ставшим впоследствии одной из самых известных личностей в истории пиратства. 

 

Смутное прошлое

До сих пор о молодости капитана Кидда почти ничего неизвестно. Можно предположить, что до 1688 года он ходил в составе английского флота. После потерпел кораблекрушение и был спасён французскими пиратами с 16-пушечного фрегата «Сент Роз» (фр. Sainte Rose). В тот же год началась война между Францией и Аугсбургской лигой (Англия, Испания, Швеция, Бавария и Священная Римская империя), что, однако, не помешало Кидду в течение года промышлять вместе с новой командой в Карибском море. В июле 1689 года ему представилась заманчивая возможность: большая часть команды корабля присоединились к осаде английской колонии на Сент-Кристофере. На борту осталось лишь 12 французов и 8 англичан. Кидд возглавил бунт, захватил корабль и взял курс на Невис, где тот был переоснащён (получил ещё 4 пушки) в английское каперское судно под названием «Благословенный Уильям» (англ. Blessed William).

 

a57d5a06-c69f-11e7-8b40-8cdcd4b149ac.jpg

 

старый портрет Уильяма Кидда

До 1690 года Кидд принимал участие в войне против французов, что пришлось не по нраву его команде. При первой же возможности, как и положено пиратам, экипаж предал своего капитана и увёл корабль со всей награбленной добычей, оставив Уильяма Кидда на острове Антигуа. Тот было бросился в погоню, но безуспешно. Достигнув Нью-Йорка в марте 1691 года капитан остепенился, женился на богатой вдове и зажил жизнью законопослушного семьянина.

 

Пиратский круг ― замкнутый круг

В 1695 году в Нью-Йорке сменился губернатор. Им стал Ричард Кут, граф Белломонтский. Перед ним была поставлена задача разобраться с пиратами. В те годы они открыли для себя новый привлекательный маршрут на восток и особенно досаждали Британской Ост-Индской компании. Маршрут брал начало из нескольких атлантических портов (Бермудские и Багамские острова, Нью-Йорк и Ла-Корунья). Корабли шли на юго-восток, вдоль побережья Африки, к мысу Доброй Надежды. Обогнув мыс, пираты направлялись через Мозамбикский пролив на север Мадагаскара, откуда брали курс к побережью Йемена или в Индию. Маршрут имел множество точек пересечения с путями торговых судов, и в последствии получил название Пиратский круг.

 

5e3255bc-c6a3-11e7-aa54-8cdcd4b149ac.jpg


Российская карта мира 1707 года

 

Для решения проблемы Ричард Кут обратился к нашему герою, Уильяму Кидду, с предложением взяться за старое. Едва ли капитан был обрадован, но выбор был невелик: либо согласие, либо предательство английской короны. В конечном итоге в конце 1695 года Кидд получил новый корабль, 34-пушечный парусно-гребной фрегат «Приключение» (англ. Adventure Galley) и каперский патент, согласно которому он был уполномочен атаковать пиратов и захватывать любые французские суда в Индийском океане.

 

Для своего времени корабль был необычным. 3 мачты, два ряда весёл и прямые паруса: всё это позволяло развивать скорость до 14 узлов и сохранять маневренность как против ветра, так и в безветренную погоду. На вооружении  имелось 34 пушки. Водоизмещение «Приключения» составляло около 287 тонн, а вместимость ― до 160 человек экипажа. При всех достоинствах судно было построено из материалов низкого качества, что не раз дало о себе знать в ходе плавания.

 

Команду Кидд набирал самостоятельно в Лондоне, после чего вернулся в Нью-Йорк и 6 сентября 1696 года отправился к мысу Доброй Надежды.

 

 

a57d5a06-c69f-11e7-8b40-8cdcd4b149ac.jpg

 

Судно Charles Galley, приблизительно соответствующее Adventure Galley

 

За год «Приключению» не встретилось ни одного пиратского или французского корабля. В рядах экипажа постепенно росло недовольство своим капитаном. Команда требовала от него более решительных действий. Так 30 октября 1697 года едва не разгорелся мятеж из-за отказа Кидда атаковать голландское судно, союзное Британии. В перепалке Кидд убил одного из подстрекателей, что являлось весьма тяжким преступлением. Только через пару месяцев судьба послала капитану подарок в виде французского судна «Рупарель» (фр. Rouparelle). С захваченной добычи он выплатил матросам их долю, но, судя по всему, обстановка на корабле оставалась накалённой.

 

30 января 1698 года у Малабарского берега Кидд захватил индийское торговое судно «Кедахский купец» (англ. Quedah Merchant) с ценным грузом. Судно имело разрешение Французской Ост-Индской компании на проход в этих водах и защиту французской короны, что формально оставляло такой захват в рамках патента. Однако командиром «Кедахского купца» был англичанин. Он сообщил Кидду, что английская сторона также выступает посредником в этом плавании. Обеспокоенный реакцией Лондона, Кидд вынес вопрос захвата на голосование. Слабая попытка: экипаж уже почувствовал вкус добычи. Чтобы не допустить нового мятежа капитан отдал приказ захватить корабль.

 

Известие о пропаже ценного груза не на шутку расстроило индийского императора. В ярости тот пригрозил выгнать из региона всех европейских торговцев. Чтобы уладить конфликт, руководство Английской Ост-Индской компенсировало убытки владельцам груза и обязалось обеспечить патрулирование Южно-Индийского моря, но этого было недостаточно. Индийские власти продолжали возлагать на компанию ответственность за все новые и новые нападения пиратов. В ответ на это было решено устроить показательный судебный процесс. В скором времени капитан Уильям Кидд узнаёт о приказе на свой арест по обвинению в пиратстве. Одновременно с тем поползли слухи о его бесчинствах, непомерной жестокости и немыслимых награбленных сокровищах. 

 

a5845c48-c69f-11e7-961e-8cdcd4b149ac.jpg

 

Капитан Кидд отдыхает на палубе своего корабля (иллюстрация из «Книги Говарда Пайла о пиратах»)

 

Приговор есть приговор

Получив неприятные известия, Кидд направился в Нью-Йорк к своему покровителю Ричарду Куту. Капитан был убеждён, что действовал исключительно в рамках закона, а приказ об аресте – полное недоразумение.

 

Однако при встрече с Кутом тот, беспокоясь о своей репутации, сам отдал приказ заковать осуждённого в цепи. Не помогли ни заверения в собственной честности, ни обещания раскрыть местонахождение сокровищ с «Кедахского купца», переименованного в «Приз приключения» (англ. Adventure Prize). По одной из версий Кидд и его команда оказали сопротивление. Так или иначе, в апреле 1700 года капитана и его людей отправили на допрос в Англию на фрегате «Эдвайс» (англ. HMS Advice).

 

Уильям Кидд был передан Верховному Суду Адмиралтейства, где ему предъявили обвинения в пиратстве и убийстве. Известно, что на суде Кидд говорил о французских паспортах-пропусках «Кедахского купца». В ответ суд заявил, что обвинения будут сняты, если подсудимый предоставит доказательства своих слов. Увы, документы оказались утеряны. Из тех, кто мог выступить в защиту капера, практически никто не появился в суде. 9 мая 1701 года Уильям Кидд был признан виновным по всем статьям и приговорён к смерти через повешение, а через две недели приговор привели в исполнение. Тела капитана и его сообщников были вывешены над Темзой на целых три года, как своеобразный символ борьбы британских властей с пиратством. А спустя два века, в 1910 году, французские паспорта «Кедахского купца» всё-таки нашлись.

 

03092aae-c6a2-11e7-a26b-8cdcd4b149ac.jpg

 

Капитан Кидд контролирует захоронение сокровищ (иллюстрация из «Книги Говарда Пайла о пиратах»)

 

Посмертная слава

«...если бы репутация Кидда соответствовала его настоящим делам, о нем забыли бы сразу же после казни»

Филипп Госсе

С этим утверждением английского натуралиста сложно не согласиться. Казалось бы, ни в личности Уильяма Кидда, ни в его биографии не было размаха, присущего легендарным пиратам, историческим или вымышленным: ни авантюр Френсиса Дрейка, ни колорита Долговязого Джона Сильвера, ни даже смекалки Джека Воробья. Но надуманные слухи о его злодеяниях стали частью народных преданий, а легенды о несметных богатствах, зарытых где-то на островах в Индийском океане, ещё долго бередили умы искателей приключений. 

 

Во многом своей известностью в наши дни Кидд обязан классикам англоязычной литературы: Эдгару По, Марку Твену, Джеймсу Барри и, конечно, Роберту Стивенсону. Напоминание о нём сохранилось и в истории военно-морского флота XX века.

 

Так в 1943 году на воду был спущен USS Kidd, один из 175 эсминцев типа Fletcher. Он был назван в честь однофамильца известного пирата, вице-адмирала Исаака Кидда, погибшего при атаке на Пёрл Харбор. Однако по инициативе команды и с одобрения вдовы покойного именно Уильям Кидд стал символом и талисманом корабля.

 

За годы службы эсминец был удостоен 12 боевых звёзд, а также стал единственным кораблём в истории американского флота, получившим право ходить под пиратским флагом.

 

21eae08c-c6a4-11e7-934b-8cdcd4b149ac.jpg 
 

Эсминец Uss Kidd, 12 июня 1944 года

 

К слову, теперь эсминец Kidd появился и в World of Warships. Если вы из лиги морских волков, не забудьте вывесить на флагшток Весёлого Роджера.

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 373
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
4 033 публикации
23 606 боёв

... кстати

1) кораблик-то жив - и стоит как музей:Smile_great:

Скрытый текст

kiddpost.jpg

2) имеет свой сайт

3) обладает... пиратом, нарисованным на трубе

Скрытый текст

image3.jpg

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер кланов, Участник
1 843 публикации
5 849 боёв

Статья интересная, спасибо.

 

5 часов назад, LeopoldBloom сказал:

(Англия, Испания, Швеция, Бавария и Римская империя),

 

Римская империя и Священная Римская империя - это разные сущности, внесите исправление в текст.

Изменено пользователем OJIOJIO_CBETJI9IK_2009
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 022
[PAK]
Участник
1 391 публикация
21 197 боёв

Пираты - это бандиты морских путей. Ничего общего с легендарным Робин Гудом у них нет. Как правило, это несчастные люди, сбежавшие с каторги. Общество назад их не приняло, они были вынуждены скитаться и искать пропитание, чтобы выжить, естественно, грабежом честных людей. Никакой романтики!

Сокровищами обладал лишь капитан. Остальным пиратам хватало награбленного лишь на глоток рома. 

Романтику пиратства гонят фильмы о Джеке Воробьянинове и книги о другом реально существовавшем или вымышленном отребье. Это фуфло внимают наши дети и внуки. Лично я своей внучке на вопрос: "Хотел ли я быть пиратом?" отвечаю "Нет! А если бы предложили стать капитаном, то капитаном корабля, который за пиратами охотится". 

 

Забыл самое главное: Если государство не может справиться с другим без помощи бандитов, как это сделала Англия в войне против Испании, призвав пиратов, грош ему цена! А потом ещё и увековечивать их имена а названиях кораблей... 

 

Ну как относиться к такому государству?

Изменено пользователем CP409

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 069
[COD]
Участник
8 184 публикации
8 749 боёв
19 минут назад, CP409 сказал:

Забыл самое главное: Если государство не может справиться с другим без помощи бандитов, как это сделала Англия в войне против Испании, призвав пиратов, грош им цена! А потом увековечивать их имена а названиях кораблей... 

 

Это политика мелкобриттов - чужими руками, не гнушаясь ничем пакостить исподтишка или в открытую конкурентам.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 640
Бета-тестер, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
12 936 публикаций

Интересно и познавательно, спасибо за материал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×