Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Morinit_Mate

HMS Hermes в «самый опасный момент войны»

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Разработчик, Администратор
2 602 публикации

«Гермес» вступил в строй в 1924 г. Это был первый в мире корабль, специально спроектированный, заказанный и построенный в качестве авианосца.

 

183-метровый авианосец был технологическим чудом для своего времени и являл впечатляющее зрелище: островная надстройка величественно возвышалась над полётной палубой, вписанной в крейсерские обводы носовой части корпуса. Однако к концу 1930-х гг. конструкторы Королевского флота выявили проблемные места нового класса боевых кораблей и создавали проекты более мощных, крупных и скоростных авианосцев. Поэтому всего за год до начала Второй мировой войны «Гермес» был переведён в состав Резервного флота как учебный корабль.

 

d0afc87c-5a9f-11e9-9b13-8cdcd4b149ac_120

 

В августе 1939 года «Гермес» был в спешном порядке возвращён в строй. До середины 1940 года входил в состав поисковых сил, занимавшихся охотой на немецкие рейдеры в Атлантике. После капитуляции Франции самолеты «Гермеса» отличились в ходе атаки на линкор «Ришелье» в подконтрольном правительству Виши Дакаре. Сбросив торпеды, самолеты «Гермеса» пронеслись в считанных метрах от надстроек линкора. В результате атаки могучий французский корабль вышел из строя на несколько месяцев.

 

В 1941 году «Гермес» действовал против итальянцев у берегов Восточной Африки; в Персидском заливе его самолеты участвовали в подавлении восстания в Ираке. Вскоре после завершения иракской кампании войну союзникам объявила Японская империя — позиции Великобритании в Южной Азии оказались под угрозой. Чтобы помочь остановить японский «блицкриг», было решено перебросить «Гермес», который в тот момент ремонтировался в Южной Африке, в состав Восточного флота, базировавшегося на британском Цейлоне (ныне — Шри Ланка). Именно здесь «Гермес» встретил свою судьбу.

 

f01e8df6-5a9f-11e9-830d-8cdcd4b149ac_120

 

В начале апреля 1942 года японский адмирал Нагумо, командующий ударным авианосным соединением «Кидо Бутай», осуществившим налёт на Пёрл-Харбор в декабре предыдущего года, совершил массированный рейд на британские владения в Индийском океане. Сам Черчилль назвал эту операцию «самым опасным моментом войны». Столь сложная обстановка сложилась после того, как японцы стремительно прокатились по Ост-Индии, захватили Гонконг и Сингапур, в Яванском море уничтожили в сражении военно-морские силы союзников, которые те смогли наскрести, — и всё это лишь за несколько месяцев.

 

Развивая эти решительные успехи, 5 апреля ударное соединение Нагумо в составе пяти авианосцев подняло в воздух сотни самолетов. Британцы знали о предстоящей атаке, тем не менее японцам с минимальными потерями удалось потопить несколько боевых кораблей и уничтожить портовые сооружения противника на Цейлоне.

 

10b89c46-5aa0-11e9-9b13-8cdcd4b149ac_120

 

В полдень 8 апреля, когда худшее, казалось, было уже позади, «Гермес» находился в порту Тринкомали. К тому моменту самолёты уже были выгружены с корабля, а сам авианосец готовили к предстоящим операциям. Внезапно взвыли сирены «Гермеса». Всей комнаде было приказано вернуться на борт и занять места по боевому расписанию.

 

Перехваченное сообщение японских ВМС содержало сведения о предстоящей атаке на Тринкомали. Чтобы избежать участи Тихоокеанского флота США, ставшего лёгкой добычей японцев в Пёрл-Харборе, «Гермес» в сопровождении эсминца «Вампир» (HMAS Vampire) вышел в море и лёг курсом на юг вдоль побережья.

 

Рано утром японская ударная авиагруппа тайфуном обрушились на порт Тринкомали, потопив один корабль и разрушив береговые объекты. Позже тем же утром японский самолёт-разведчик обнаружил «Гермес», который в сопровождении «Вампира» держал курс обратно на север в направлении Тринкомали. По приказу адмирала Нагумо в воздух поднялась ударная группа из 85 пикирующих бомбардировщиков с целью окончательно уничтожить непокорные корабли Королевского флота. Оставив все свои самолеты на суше, «Гермес» мог полагаться лишь на собственные ограниченные средства ПВО и на поддержку с воздуха со стороны британских ВВС. Поддержка эта, однако, оказалась запоздалой и слишком слабой, чтобы изменить ход событий.

 

2df2b044-5aa0-11e9-8194-8cdcd4b149ac_120

Вспоминает заряжающий одного из шести 140-мм орудий на борту авианосца Hermes:

«Самолёты обрушились на нас со стороны солнца. Лишь несколько бомб легли рядом, остальные попали точно в цель, с легкостью пронизав полётную палубу и вызвав катастрофические разрушения в подпалубных помещениях. [...] В какой-то момент из-за чудовищной силы взрыва корабль словно взмыл над водой — сдетонировал кормовой погреб боеприпасов. Затем последовал ещё один взрыв по правому борту, выше нас. Связи с мостиком больше не было. Он был разрушен прямым попаданием. Командир корабля и весь личный состав на мостике погибли».

— Стэнли Б. Кёртис, Королевский флот Великобритании

 

В течение примерно 15 минут «Гермес» получил сильный крен на левый борт, вскоре после чего была дана команда покинуть корабль. Оказавшись в воде, матросы хватались за всё, что могло помочь им удержаться на плаву. Тем временем, пикировщики продолжали наносить удар за ударом по уже разрушенному, окутанному дымом, гибнущему авианосцу, который когда-то был гордостью британской морской авиации.

 

7d6f2814-5aa0-11e9-b4a2-8cdcd4b149ac_120

Как такое могло произойти?!

Безусловно, «Гермес» нельзя было назвать самым технологически совершенным представителем флота того времени, однако могла ли судьба корабля сложиться иначе? Необходимо понимать, что в тот момент обстоятельства складывались для Королевского флота не лучшим образом: британские корабли были в буквальном смысле разбросаны по всей планете и не могли обеспечить быструю помощь и поддержку во всех уголках Империи. Тем не менее, стоит обратить внимание на ряд решающих факторов, предопределивших судьбу «Гермеса».

  • ПВО из другой эпохи. Зенитное вооружение «Гермеса» оказалось слишком слабым для отражения массированных ударов морской авиации, поскольку он был построен в то время, когда атака с воздуха ещё не стала обычным тактическим приёмом в войне на море. Корабль был оснащён тремя зенитными установками (2x 102 мм; 1x4 40 мм), а также малокалиберным вооружением, предназначенным для отражения атак со стороны небольших групп и одиночных самолётов, а не массированных налётов современных скоростных пикировщиков.
  • Минимум сил сопровождения. «Гермес» сопровождал один-единственный корабль — австралийский эсминец времён Первой мировой войны HMAS Vampire. В определенной степени «Вампир» мог обеспечить прикрытие от подводных лодок и торпедных катеров, однако он мало чем мог помочь в случае угрозы со стороны надводных боевых кораблей и тем более в случае массированного налёта бомбардировщиков. «Вампир» мог бы принять на борт выживших с тонущего авианосца, однако и в этом не смог помочь «Гермесу». Вскоре после того, как «Гермес» затонул, эсминец разломился пополам после меткого попадания японской бомбы во время второй волны атаки.
  • Отсутствие истребителей поддержки. Согласно общепринятой практике, флот, в составе которого были авианосцы, имел утверждённые правила боевого воздушного патрулирования. Согласно данным правилам, истребители должны были всё время находиться либо в воздухе, либо на палубе в полной готовности к взлёту в случае опасности, чтобы прикрыть авианосец. Данная защитная мера упрощает и ускоряет обнаружение приближающегося противника. Кроме того, пилот вражеского бомбардировщика оказывается между двух огней: он вынужден следить за зенитным огнём корабля-цели, одновременно уклоняясь от сопровождающих корабль истребителей, которые могут появиться с любой стороны.
    Действуя в роли лёгкого ударного авианосца в Индийском океане, «Гермес» мог бы нести на борту только торпедоносцы Fairey Swordfish, если бы чуть ранее не оставил их на суше. В тот день воздушное прикрытие должно было быть обеспечено с земли, поскольку курс «Гермеса» проходил прямо вблизи побережья. Однако появившиеся в конечном итоге шесть истребителей Fairey Fulmars британских ВВС не могли оказать существенного противодействия армаде японских бомбардировщиков.
  • Отсутствие палубной брони. В отличие от более поздних проектов бронированных авианосцев типа Illustrious, полётную палубу «Гермеса» защищала обычная высокопрочная сталь всего в дюйм толщиной. Как отметил Стэнли Кёртис, «это было незначительным препятствием для японских бронебойных бомб с задержкой срабатывания детонатора». Десятки таких бомб прошили тонкую стальную палубу, взрываясь в подпалубных помещениях, где хранились запасы авиационного топлива и боеприпасов. Авианосец охватили неконтролируемые пожары. Корабль был обречён.

Согласны ли вы с нашими рассуждениями? Почему, по вашему мнению, «Гермес» был потоплен столь стремительно?


h1.jpgh2.jpgh3.jpgh4.jpgh5.jpg
 


Читать на портале

  • Плюс 13
  • Круто 3
  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 156
Участник
1 362 публикации

Тю !  Так этот "авианосец" и  в реальной жизни ни чего не мог....:crab:

Изменено пользователем Nebyblos
  • Плюс 1
  • Ха-Ха 4
  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
442
[FJORD]
Бета-тестер, Коллекционер
1 103 публикации
25 849 боёв
Сегодня в 15:14:02 пользователь Nebyblos сказал:

Тю !  Так этот "авианосец" и  в реальной жизни ни чего мог....:crab:

Ни чего мог....... и в реальной)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
11 834
[TENET]
Репортёр, Коллекционер
14 239 публикаций
23 506 боёв

Да даже буть у него пара-тройка истребителей сопровождения и на пару тройку пом-помов больше, все одно утопили бы, слишком неравные силы были. ИМХО

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 267
[KAA64]
Коллекционер, Старший альфа-тестер
3 988 публикаций
18 363 боя
Сегодня в 15:00:00 пользователь LeopoldBloom сказал:

Согласны ли вы с нашими рассуждениями? Почему, по вашему мнению, «Гермес» был потоплен столь стремительно?

"Гермес" был устаревшим кораблем. Имел слабое ПВО и не имел авиационного прикрытия. Он был обречен. Японцы бомбили как на полигоне. Они и в эсминец сопровождения очень точно попали.

Похоже, что британцы на тот момент вообще не понимали что такое боевое столкновение авианосных соединений. Корабль строили исходя из представлений о Первой мировой войне. Тогда авиационные вооружения были слабые и не позволяли самолетам топить крупные боевые корабли. К тому же на тот период (после Первой мировой войны) у британцев в Европе не оставалось сильных противников, способных строить авианосцы в серьезных количествах. А на Тихом океане японский авианосный флот еще только зарождался и никто не знал во что это выльется.

"Гермесу" надо было уходить от Цейлона как можно дальше, а его решили вернуть в Тринкомали. Разумеется японцы знали какие британские корабли находились в порту, искали их и нашли.

А что касается бронирования палубы, то это бы не спасло. Это какую же надо было иметь броню, чтобы её не пробивали бронебойные бомбы? Да и корабль то был сравнительно небольшой. Японцы бы его все равно добили. Они даже британские линкоры успешно топили. Им никакая броня не помогла.

Гибель "Гермеса" еще раз показала, что лучшая защита авианосца его авиагруппа, а вовсе не броня.

Изменено пользователем LAVR14
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
319 публикаций

Важное сегодня? Важное? Это действительно так важно?

Прем авики выпускайте, хватит баловаться!

Короче, зайду через неделю.

Изменено пользователем anonym_oQgllQ1D2ocz
  • Плюс 1
  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
113 публикации
Сегодня в 17:00:00 пользователь LeopoldBloom сказал:

«Гермес» вступил в строй в 1924 г. Это был первый в мире корабль, специально спроектированный, заказанный и построенный в качестве авианосца.

Вы уже таки определитесь какой из них первый..

А то как то наверно неудобно перед нами пользователями получается...

хо-шо.jpg

Проект авианесущего корабля был разработан в 1918—1919 годах под руководством инженеров Ясудзи Тадзи и Тэйдзи Каваи, его постройка была осуществлена в 1920—1922 годах совместно верфью «Асано» в Цуруми и Арсеналом флота в Йокосуке. Вступив в строй 27 декабря 1922 года, «Хосё» стал первым в мире авианосцем специальной постройки, на полгода опередив заложенный ранее в Великобритании аналогичный «Гермес»10px-Arrow_Blue_Right_001.svg.png

 

.. так , что бы долго не искать первую же цитату прилагаю..

  • Круто 1
  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
60 666
[UN-SE]
Бета-тестер, Коллекционер
24 512 публикации

Поиграл на Гермесе пару боев и забыл его.Пускай стоит в порту и там пылиться.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
Сегодня в 18:22:41 пользователь Sacred63_ сказал:

Вы уже таки определитесь какой из них первый..

А то как то наверно неудобно перед нами пользователями получается...

А покачественнее погуглить религия не позволяет:cap_old:?

Гермес был действительно первым спроектированным и заложенным, Хосё закладывался позже. Но бритты настолько долго канителились меняя в проекте то то, то это, что японцы достроили свой авик быстрее.

Если доколупаться и быть точным - Гермес первый спроектированный и заложенный, Хосё первый построенный и введённый в строй.

Изменено пользователем Ssupersvintuss
  • Плюс 1
  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 640
Бета-тестер, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
12 936 публикаций

Спасибо за материал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×