Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Savatage

Боевой поход подводной лодки С-12 с 19 сентября по 19 ноября 1942 г. Её 62-суточный поход стал абсолютным рекордом длительности среди боевых походов наших субмарин в Великую Отечественную.

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

2 510
[W_AT]
Участник
1 788 публикаций

Screenshot_95.thumb.png.e2dcdcaa23c7a51878e35b052a5ff4b7.png

Подводная лодка С-12 в Ленинграде.

  С-12 (командир — капитан 3 ранга В.А. Тураев; командовал подлодками с 1937 г..'С-12 с июля 1940 г., перед этим окончил Военно-морскую академию) вступила в строй ровно на месяц позже С-11, поэтому летом 1941 г. в походах не участвовала. В сентябре-октябре она находилась в Кронштадте, а затем перешла в Ленинград, где провела первую военную зиму.Летние месяцы 1942-го ушли на отработку двух первых задач КПЛ на «Охтинскомморе» (так подводники в шутку называли участок Невы у Большого Охтинского моста), и лишь 19 сентября лодка смогла выйти в море. Впрочем, последующие события показали, что подготовить экипаж даже на "удовлетворительно" в таких условиях не удалось.

Скрытый текст

image.png.0e4ac02ff46b59f6f2c7acc50ac44ad6.png

Василий Андрианович Тураев у перископа в боевой рубке.

 

  Вечером 20-го из-за ошибки боцмана С-12 всплыла до 3 —5м и была атакована финским самолетом — трофейным бомбардировщиком СБ. Хотя сброшенные бомбы были установлены на большую глубину, гидродинамические удары от их взрывов нанесли лодке значительные повреждения. Поверхностный осмотр показал, что вышли из строя лаг, гирокомпас, магнитный компас, трюмная помпа, зенитный перископ, верхние газоотводные клапана и, что хуже всего, шумопеленгаторная станция. Как только ввели в строй шумопеленгатор, сразу выяснилось, что поблизости зафиксированы шумы винтов вражеских сторожевых катеров.  Командир сразу понял, что, несмотря на опасность быть ими запеленгованным, нужно немедленно уходить из места атаки. Как оказалось, это решение было правильным — в последующие часы финские катера сбросили в место, где находилось масляное пятно, несколько десятков глубинных бомб. Но при всплытии под перископ выяснилась новая беда — оказались заклиненными кормовые горизонтальные рули. Почти час боцман и командир отделения рулевых изо всех сил давили на штурвал, пока им не удалось его провернуть. Казалось, корабль счастливо избежал опасности, но новая куда более страшная беда ждала впереди. Во время ночной зарядки из-за вылившегося электролита и короткого замыкания начался пожар, заставивший временно отключить всю носовую группу батарей. Оказалось, что электрик, проверявший перед зарядкой сопротивление изоляции, воспользовался разбитым во время бомбежки вольтметром. Для того, чтобы провести ремонт в спокойных условиях, Тураев принял решение лечь на грунт на невытраленном до конца немецком минном поле «Юминда». В конечном счете носовую группу батарей ввели в строй, но шесть ее баков восстановлению уже не подлежали. Такое же число пришлось отключить и в кормовой группе. Емкость батареи упала на 10%, как по скорости, так и по продолжительности подводного хода.

   Через день движение было возобновлено, но тут с «эской» начали происходить непонятные вещи. Внезапно появился дифферент на нос, и лодка словно уперлась в невидимую стену. Из-за резко возросшей нагрузки вырубился автомат правого электромотора. Из первого отсека доложили, что слышат скрежет металла по корпусу. Субмарина остановилась, но какая-то неведомая сила начала разворачивать ее на месте кормой на юг. После короткого обмена мнениями с офицерами Тураев решил, что «эска» попала в противолодочную сеть. Материалы противника категорически отвергают это предположение, и скорей всего лодка застряла между мачтами гидрографического судна "Азимут", затонувшего в том районе в 1941 году.  В любом случае положение корабля оказалось незавидным. Невидимая паутина продолжала держать его на месте, несмотря на самые энергичные попытки дать задний ход. Тогда попытались высвободиться из «сети», приняв дополнительную воду в концевые цистерны. Субмарина легла на грунт, но неведомая сила продолжала цепко держать ее нос на том же месте. Попробовали другой способ - приведя подлодку к нулевой плавучести в тот момент, когда она лежала кормой на дне, начать ползти по дну задним ходом. Примерно через час после попадания в «сеть» над кораблем прогрохотали два мощных взрыва. Как оказалось, у лодки были повреждения топливные цистерны, и на поверхности моря появился предательский масляный след, которым воспользовался финский летчик, чтобы сбросить глубинные бомбы. Стало ясно, что пройдет еще немного времени, и неподвижная субмарина будет попросту уничтожена ковровой бомбардировкой. В этот момент, к счастью, корабль начал потихоньку продвигаться назад. Два часа понадобилось подводникам, чтобы сантиметр за сантиметром вырваться из стального плена. За это время на них успели высыпать свой груз еще два финских и два немецких самолета — к счастью, неточно.

  Оказавшись на «свободе», Тураев лег на новый курс и продолжил движение на запад. Вскоре послышался шум винтов финских катеров, которые начали сбрасывать бомбы, ориентируясь по масляному следу. К тому времени батарея на лодке уже в значительной степени разрядилась, и уклоняться на ходу становилось все труднее. Тогда командир принял оригинальное решение — лечь на грунт в небольшой подводной впадинке на глубине 60 м. Дело в том, что глубины всего окружающего района составляли в среднем 40 м, и противник, бомбивший район, вряд ли стал бы устанавливать взрыватели своих бомб на большую глубину. Так и получилось. До 19 часов катера УМУ-15, УМУ-16 и самолеты сбросили на С-12 в общей сложности 32 глубинные бомбы, и хотя некоторые из них взорвались точно над местом, где лежала «эска», ни одна из них не принесла дополнительных повреждений. При этом весь корпус содрогался, механизмы и аппаратура вибрировали, осыпалась пробковая изоляция, а моряки даже невооруженным ухом слышали, как на палубу корабля падают металлические осколки. С трудом оторвавшись от погони, в ночь на 26 сентября лодка вышла из залива и спустя два дня прибыла на позицию между Виндавой и Мемелем.

 

Скрытый текст

Screenshot_96.thumb.png.19b9d78ae09c90984660687510a82c9f.png

 

Позиции подводных лодок 3-го эшелона. С-12 занимала позиции III у побережья Прибалтики.

 

Скрытый текст

image.thumb.png.9e55c50d453e5bec9e4a1ba6897c6c5c.png

 

Немецкий линейный учебный корабль (быв. броненосец) "Шлезиен".

 

  Первая обнаруженная цель — учебный броненосец «Шлезиен» — была упущена 30 сентября из-за неисправности крышек кормовых торпедных аппаратов, заклиненных при взрывах еще в Финском заливе. В ночь на 5 октября «эска» смогла незаметно сблизиться с конвоем в надводном положении, но обе выпущенные торпеды прошли’ мимо цели из-за задержки торпедистов с выполнением команды «пли». На следующую ночь удалось обнаружить еще один небольшой одиночно идущий  рыболовный траулер (переоборудованный в водолазный бот для подъема со дна учебных торпед). Первая торпеда была наведена неверно и прошла перед носом цели. Капитан судна заметил нашу подлодку и приказал экипажу пересесть в спасательную шлюпку. С-12 выпустила вторую торпеду, но та при выходе из аппарата ударилась о надстройку и сразу затонула. «Эска» развернулась кормой и выстрелила в третий раз. След торпеды прошел под мостиком, однако взрыва не последовало. Вновь развернувшись, Тураев атаковал из носового аппарата — опять безрезультатно (глубина хода торпед составляла 2 и 3 м)! Пришлось открыть огонь из 100-мм пушки — два первых выстрела, взятых из кранцев, куда при бомбежке в Финском заливе попала вода, отсырели и дали осечки. И туг на горизонте возникли силуэты сторожевиков. Командиру С-12 пришлось уйти ни с чем! Атака из подводного положения 8 октября провалилась из-за того, что боцман перед самим залпом «утопил» перископ. Дальнейшую «охоту» прервал недельный шторм и временный выход из строя моторов обоих перископов. Почти одновременно вышли из строя и оба компрессора ВВД, что не давало возможности пополнять запас сжатого воздуха, и, как следствие, погружаться. Лишь изобретательность командира БЧ-5 В.Е.Коржа позволила устранить эту неисправность.

 

Скрытый текст

Screenshot_98.thumb.png.80a973764a68c46195a51d06b549de8f.png

 

Схема атаки С-12 21 октября 1942 г.

 

Скрытый текст

Screenshot_99.thumb.png.349b85d804d984e2f23a66007686b5fe.png

 

Немецкий транспорт "Сабине Ховальд".

  Вновь лодка оказалась готова к действиям лишь 21 октября. Тем же вечером возле маяка Акменрагс был обнаружен хорошо охраняемый конвой в составе пяти крупных пароходов и трех сторожевых кораблей. Прицельно выпустив две торпеды, Тураев добился попадания в войсковой транспорт «Сабине Ховальд» (5956 брт). Судно получило тяжелые повреждения, потеряло руль и винты, но осталось на плаву, один из перевозившихся отпускников погиб. Любопытно отметить, что выстрелы были произведены с дистанции 14 кбт, и, по-видимому, попавшая торпеда, стала самой дальней из всех выпущенных нашими подлодками за войну с успешным результатом.

 

Скрытый текст

Screenshot_97.thumb.png.7823705d61fbad6a69b5ef3eac6f92b3.png

 

Схема атаки С-12 27 октября 1942 г.

 

Скрытый текст

image.thumb.png.9b62dece90cd0e83e3d1f5cc3a03e962.png

 

Транспорт «Мальгаш» после попадания С-12.

 

  И напротив, следующая атака днем 27 октября была осуществлена после прорыва линии охранения с дистанции всего 3 — 4 кбт. Чтобы не попасть, подобно С-9, под таранный удар атакуемого судна, Тураеву пришлось уменьшить скорость до 2 узлов, на которых лодка фактически не слушалась горизонтальных рулей и сразу после выстрела показала на поверхности рубку. Благодаря этому командир наблюдал попадание торпеды в транспорт «Мальгаш» (6903 брт), который через пять часов буксировки сел на грунт у входа в аванпорт Либавы (спустя пару месяцев немцы подняли его и отремонтировали). Вторая торпеда прошла мимо цели, хотя из-за начавшейся бомбардировки на подлодке посчитали, что торпедировано еще одно судно. Для скорейшего ухода на глубину заполнили цистерну быстрого погружения, и лишь мастерство механика уберегло корабль от падения на грунт в этом мелководном районе. Маневрируя на ходу в течение 40 минут, С-12 подверглась ожесточенной (44 бомбы), но безрезультатной контратаке четырех сторожевиков. 9 ноября на С-12 закончились запасы продовольствия, экипаж вскрыл НЗ, а лодка легла на обратный курс.

 

Скрытый текст

Screenshot_100.thumb.png.67b22ebe498c98cc3d342bf480d7ffb2.png

 

Схема форсирования С-12 минного заграждения "Насхорн" 11 ноября 1942 г.

 

Скрытый текст

Screenshot_101.thumb.png.d8dab526f8a9f149bf4b5bc3b3fa8283.png

 

Схема подрыва С-12 на мине.

 

 

Спустя двое суток началось форсирование Финского залива, чуть было не закончившееся трагически: с интервалом в час "эска” подорвалась на двух минах. К счастью, она задела не за сами мины, а лишь за нижние части 25-метровых противотральных трубок КА, и взрывы прогремели в 20 с лишним метрах над кораблем. В первый раз из-за «вырубания батарейных автоматов субмарина потеряла ход и легла на грунт на глубине 80 м. И все-таки со дна пришлось всплывать, не дожидаясь устранения всех повреждений — наученный горьким опытом Тураев опасался начала преследования по масляному пятну. Через 62 минуты субмарина подорвалась вторично (фактически это была глубинная бомба сброшенная с финского ПЛО самолёта). Появилась течь в прочном корпусе, вышел из строя гирокомпас, но лодке утром 15 ноября удалось достичь точки рандеву со встречавшими катерами. 19 ноября она прибыла в Кронштадт. 62-дновный поход С-12 стал самым продолжительным крейсерством советской субмарины за всю Великую Отечественную войну.  За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток движения через Финский залив С-12 пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз! За этот поход командир был награжден орденом Красного Знамени.
 

Скрытый текст

Screenshot_102.thumb.png.b29d88ee7763c1ddc5b02ee235327e9d.png

 

В. А. Тураев, награжденный за поход орденом Красного Знамени, а так же медалью "За борону Ленинграда". Фото лето 1943 г.

Изменено пользователем Savatage
  • Плюс 11
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
990
[LST-V]
Глобальный модератор
1 643 публикации
1 444 боя

@Savatage

Проверьте текст, пожалуйста.

Он местами съехал из-за разного формата страниц.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 510
[W_AT]
Участник
1 788 публикаций
Сегодня в 19:19:41 пользователь DiA3 сказал:

@Savatage

Проверьте текст, пожалуйста.

Он местами съехал из-за разного формата страниц.

Готово.:Smile_honoring:

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 382
[QUANT]
Участник
1 050 публикаций
42 404 боя

ну особо то наши лодки не отличились в войну. единственно порадовал который титаник фашистский утопил, а так флот больше сливал и в портах стоял.

  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×