Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Der_Inqisitor

Тяжелые японские крейсера типа "Тонэ". Проект, служба, тактика в игре.

В этой теме 84 комментария

Рекомендуемые комментарии

190
[DV-R]
Модератор, Коллекционер, Старший альфа-тестер
467 публикаций
15 289 боёв

«Thank God I have done my duty» («Слава Богу, я выполнил СВОЙ долг»).

адмирал Г.Нельсона.



Доброго времени суток, Уважаемые форумчане.

Как и обещал, предлагаю описание единственных в своем роде тяжелых крейсеров Страны Восходящего Солнца.

Изображение

Japanese heavy Cruiser HIJMS Chikuma.

Для начала немного преамбулы:


Столкнувшись с необходимостью прекратить строи­тельство крейсеров с 203-мм орудиями, начальник японс­кого МГШ адмирал Н.Танигучи 27 июня 1930 года одно­временно с предложением новой кораблестроительной прог­раммы разработал план увеличения их числа за счет наме­ченных к постройке шести крейсеров с 155-мм артилле­рией ("класса В" по японской классификации). Четыре крейсера стандартным водоизмещением 8500 Т (типа "Могами") вошли в "Первую программу по замене кораб­лей 1931 года", а два оставшихся по 8450 Т предлагались к постройке среди 78 кораблей программы с началом в 1934/35 финансовом году (Секретный приказ МГШ №154 от 6 мая 1933 года). По традиции и эта программа прошла долгий путь бесконечных сокращений и компромиссов. Сначала, как обычно, министр финансов сократил коли­чество кораблей до 23-27. Флот не успокоился и 10 июля МГШ представил новый вариант, включавший 54-57 ко­раблей. После многократных изменений состава прог­раммы в октябре кабинет министров сказал своё последнее слово - 48 боевых и вспомогательных кораблей общим стандартным водоизмещением 137350 Т и общей стоимос­тью 431688000 иен. Эта программа была принята 20 марта 1934 года на 62-й сессии парламента (26.12.1933-26.03.1934 г.) под названием "Вторая программа по замене кораблей 1934 года". Строительство пары крейсеров "клас­са В" по 8450 Т планировалось закончить в 1937 году.


Япония начала тотальное перевооружение своей основной военной составляющей - флота.

Описание проекта и постройка:


Проект.

За основу проекта новых крейсеров, получившего обозначение "С-38", был взят проект "Могами". Поскольку стандартное водоизмещение уменьшалось всего на 50 Т, в выданном МГШ техзадании (Секретный приказ №199 от 14 июня 1933 года) указывалось то же вооружение (15 15,5-см орудий в 5 башнях, 8 12,7-см зениток в спарках, 12 61-см ТА в строенных установках, 2 катапульты и 4 гидросамолета), но скорость уменьшалась на 1 узел (36 узлов при мощности 150000 л.с.), а дальность плавания на 18 узлах повышалась до 10000 миль. Повышение крейсерской скорости и дальности плавания стало следствием решения МГШ возложить на новые корабли, кроме стандартных для крейсеров "класса А" и типа "Могами" задач, ещё и задачу сопровождения авианосных соединений. Но, благодаря полученному опыту с преды­дущими крейсерами, вскоре стало ясно, что в пределах указанного водоизмещения выполнить эти требования не удастся. К тому же катастрофа с "Томодзуру" и "Инцидент с 4-м Флотом" показали слабость корпусов и плохую остой­чивость кораблей последних проектов. Поэтому решили по­жертвовать одной башней ГК и сосредоточить все четыре башни в носовой части. Поэтому требования МГШ к новым крейсерам пришлось изменить:
Водоизмещение (станд./на испыт.) 8450/12500 Т
Мощность = скорость 150000 л.с.= 36 уз.
Дальность (на скорости) 8000 (18 уз.) миль
Вооружение 12 15,5-см (4x3), 10 12,7-см (5x2) 12 61-см ТА (4x3), 2 катапульты, 6 ГСМ

Установкой всех башен в носу устранялось сразу несколько проблем: сокращалась броневая цитадель; улучшалась прочность корпуса и мореходность корабля за счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю; умень­шался разброс залпов ГК и улучшалось поведение корабля как артиллерийской платформы; уменьшался "верхний" вес; появлялась возможность усилить зенитное вооружение; тор­педные аппараты ещё дальше относились в корму, что уменьшало риск повреждения носовой надстройки и энер­гетической установки при взрыве кислородных торпед; ос­вобождалось достаточно места для размещения авиационного оборудования, которое, к тому же, не подвергалось воздейст­вию дульных газов при стрельбе башенных орудий. Последнее позволяло увеличить авиагруппу, что делало эти корабли наиболее подходящими для действия в составе ударного авианосного соединения. Ведь в японском флоте разведка в таких соединениях возлагалась именно на корабли сопро­вождения.
Кроме того, был учтен недостаток проекта "Могами", где башни №3 и №4 были конструктивно связаны с шельтердеком, что при больших нагрузках на корпус приводило к их зак­линиванию. Правда, при таком количестве "плюсов" имелись и "минусы". Концентрация всей артиллерии в носовой части повышала риск выхода из строя нескольких башен при одном попадании (хотя велика ли разница - три или четыре башни сгруппированы вместе?!), уменьшались сектора обстрела башен и появлялась "мертвая зона" на кормовых курсовых углах. На проектировавшихся примерно в то же время линко­рах типа "Ямато" также рассматривалось много вариантов с носовым расположением башен ГК. Но для кораблей, которые должны были стать основой мощи императорского флота, не рискнули принять такую схему и в конце концов остановились на традиционной: две башни в носу, третья в корме.
Проект крейсеров типа "Тоне", подготовленный Фудзимото и Едзаки, характеризовался некоторыми новшествами, отчасти введенными на типе "Могами": наклонный броневой пояс, сужающийся книзу и переходящий в противоторпедную переборку, новая система контрзатопления и осушения отсе­ков с аварийным постом управления, значительно улучшенные жилые условия для длительных действий в тропиках, а также более надежные вспомогательные механизмы. Да и вообще, многие специалисты считали его наиболее сбалансированным и удачным среди проектов больших японских крейсеров. Хотя, возможно, в большей степени здесь сказывалась его необыч­ность - ведь других кораблей с четырьмя башнями в носу в мире больше никогда не было.

Классификация.

Как и крейсера типа "Могами", новые корабли сначала официально относились ко 2 классу или "классу В" (нео­фициально легкие крейсера), а 31 марта 1938 года в связи с предстоящей заменой орудий на 20-см их переклассифици­ровали в крейсера 1 класса или "класса А" (неофициально тяжелые крейсера).

Заказы на постройку.

Два 8450-Тонных крейсера были заказаны как "крейсера среднего типа №№5-6" фирме Мицубиси в Нагасаки, где уже строился крейсер "Микума". Стоимость одного корабля оценивалась в 31265000 иен или 3700 иен на тонну стандар­тного водоизмещения. Киль первого крейсера заложили на стапеле, освободившемся в мае 1934 года после спуска "Микума". Со вторым пришлось повременить из-за отсутствия свободных мест постройки.

Названия.

Как крейсера 2 класса, новые корабли в соответствии с решением морского министра Минору Сайто от 1913 года были названы по именам рек. 1 августа 1931 года крейсер №5 назвали "Тоне" (река Тоне в провинции Ибараки севернее Токио на о.Хонсю), а крейсер №2 - "Тикума" (или Чикума - так называлась река в префектуре Нагано на о.Хонсю). Оба имени уже использовались в императорском японском флоте.
Именем "Тоне" ("Топе") назвали построенный военной вер­фью Сасебо легкий крейсер, заказанный ещё в рамках послед­ней перед русско-японской вечной программы 1903 года (заложен 17 ноября 1905 года, спущен 24 октября 1907 года, укомплектован 15 мая 1910 года) и исключенный из списков 1 апреля 1931 года. В качестве "Хайкан №2" он использовался для различных испытаний и в апреле 1933 года был потоплен авиацией у Амами-Осима. Имя "Тикума" (или "Чикума" -"Chikuma") прежде носил легкий крейсер, головной в серии турбинных быстроходных кораблей с единым главным ка­либром, который построила та же верфь по программе 1907 года (заложен 1 апреля 1909 года, спущен 1 апреля 1911 года, укомплектован 17 мая 1912 года). Исключен из списков 1 апреля 1931 года, получив обозначение "Хайкан №3". Дальнейшая его судьба неизвестна.

Сроки постройки и данные по верфям.

Название "Тоне" "Тикума"
Временное обозначение Крейсер "среднего" типа №5 Крейсер "среднего" типа №6
Бюджет 1934/35 1935/36
Дата присвоения названия 1.08.1935 1.08.1935
Заложен 1.12.1934 1.10.1935
Спущен 21.11.1937 19.03.1938
Укомплектован 20.11.1938 20.05.1939
Строитель: корпус/механизмы верфь фирмы Мицубиси, Нагасаки верфь фирмы Мицубиси, Нагасаки
Номер на верфи №600 №670

Модификация проекта.

Испытания "Могами" в марте 1935 года показали недостаточную прочность сварных соединений корпуса. Затем последовал "Инцидент с 4-м Флотом". По распоря­жению руководства флотом сварочные работы пришлось приостановить и перейти к традиционной клепке. К тому же 31 декабря 1936 года истекал срок действия Вашинг­тонского договора и буквально 1 января 1937 года МГШ приказал произвести планируемую замену 15,5-см трехорудийных башен на 20-см двухорудийные на всех шести крейсерах "класса В". В результате ещё находившиеся на стапелях "Тоне" и "Тикума" достраивались как тяжелые или "класса А" и не потребовали модернизации, как тип "Могами". При этом пришлось отказаться от пятой 12,7-см спарки в кормовой части, зато число 25-мм автоматов увеличили до 12 (6x2) вместо стандартных восьми (4x2). Все эти изменения сказались на сроках постройки. "Тоне" был спущен с 8-месячной задержкой, когда мень­ше месяца оставалось до планового ввода в строй. Стап­ельный период "Тикума" затянулся до 30 месяцев, а затем корабль ещё 14 месяцев достраивали на плаву. Дополнительную задержку со вводом в строй вызвала нехватка достаточного количества 20-см башен.


А теперь рассмотрим более подробно характеристики корпуса в сравнении с классом "Могами":


Общие данные по водоизмещению и размерениям.

"Могами" "Тоне"
Дата 1937/38 1938
Длина полная, м 200,6 201,6
Длина по ВЛ, м 198,3 198,0
Длина между п. п., м 189,0 189,1
Ширина максимальная 20,51 19,42
Ширина по ВЛ, м 19,152 18,53
Ширина шельтердека, м 20,6 18,06
Высота от киля до ВП, м 10,75 10,90
Средняя осадка, м* 6,1 6,47-6,55
Высота ВП над водой (при проектной осадке) нос/середина/корма, м (5,5) 8,0/5,5/4,9 (6,225) 7,475/4,93/4,625
Водоизмещение: стандарт. Т / нормальн./ полное, т 12400/14112/15057 11213/13110/ 15200

* оценивалось для нормального водоизмещения на испытаниях с 67% запасов.

Коэффициенты корпуса при водоизмещении с 67% запасов

"Могами" (1935 г.) "Кумано"(1937 г.) "Тоне" (1938 г.)
Главные размерения, м 197x18x5,5 198x20,2x5,9 198x19,4x6,225
Коэффициент полноты водоизмещения 0,5587 0,5560
Цилиндрический коэффициент продольной полноты 0,6310 0,6325
Коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,8855 0,8770
Коэффициент полноты ватерлинии 0,7340 0,7300
Максимальная погруженная площадь в средней части 88 м2 105 м2
Отношение длины к ширине 10,944 9,81 10,21
Отношение осадки к длине 0,0279 0,0298 0,0314
Отношение ширины к осадке 3,2750 3,4250 2,96

Особенности конструкции корпуса.

Как и крейсера "класса А", "Тоне" и "Тикума" имели волнообразную форму верхней палубы со значительным подъемом к носу. Но в корме корпус был повышен, поскольку экономить на его весе было уже не обязательно. Форштевень имел характерную S-образную форму и большой развал шпангоутов, а конструкция носа усиливалась за счет умень­шения носовых шпаций до 600 мм. В отличие от крейсеров "класса А" на крейсерах этого типа бортовая броня не прохо­дила по внешней обшивке, а от места стыка со скосом бронепалубы резко уклонялась внутрь корпуса. Ниже ватерлинии имелись небольшие були, за счет которых ширина корпуса увеличивалась до 19,42 м, делая эти корабли более устойчивыми на бортовой качке.
Японцы в стремлении получить высокую скорость при относительно небольшом водоизмещении и мощном воору­жении, чрезмерно заостряли обводы своих крейсеров в оконеч­ностях. Но корабли с острыми обводами приобретали отв­ратительную килевую качку, поскольку носовая часть при размахе не всплывала на волне, а прорезала ее. Положение усугублялось низким надводным бортом и перегруженными оконечностями: корпуса японских крейсеров имели большой момент инерции относительно поперечной оси. В данном же случае сосредоточение артиллерии ГК в носовой части (центр тяжести за счет надстройки и последних башен смещался к середине) и более полным ее обводам получалась более устойчивая артиллерийская платформа.

Остойчивость.

Благодаря уменьшению "верхнего" веса и более оптималь­ной форме корпуса эти крейсера имели лучшую остойчивость, чем их ближайшие "собратья" типа "Могами": например, метацентрическая высота при нормальной нагрузке состав­ляла 1,57 м.


"Броня крепка"...


Защита.

Система защиты крейсеров типа "Тоне" повторяла защиту крейсеров типа "Могами" и проектировалась для противо­стояния как от артогня (от 20-см снарядов в районе погребов и от 15,5-см по МКО), так и против торпед и ныряющих снарядов. Наклонная бортовая сужающаяся книзу броня в верхней части служила бортовым поясом от снарядов, а в нижней являлась ПТП. Благодаря уменьшению числа башен толщину брони кое-где удалось увеличить.

Вертикальная защита.

Защита механизмов обеспечивалась наклонным от верти­кали на 20" поясом высотой 5,6 м (от двойного дна до 1,1 м над водой - здесь и далее имеется в виду вертикальная проек­ция) и длиной 67,8 м. В верхней половине (высота 2,5 м, из которых 1,4 м находилось ниже ВЛ) пояс набирался из 65-100-мм (сужение на нижних 0,7 м) плит стали NVNC, а в нижней - из 34-мм (18+16) стали DS. Верхняя кромка пояса соединялась со скосами броневой средней палубы.
Погреба на протяжении 43,4 м защищались равномерно сужающимся книзу поясом из стали NVNC высотой 4,5 м, проходившим под тем же наклоном от нижней палубы (НП) до двойного дна. На верхней кромке его толщина составляла 145 мм, на нижней (в 1,4 м под ВЛ) - 55 мм. Ниже пояс переходил в 45-мм ПТП. Верхняя кромка крепилась к плоской броневой 56-мм (в этой части) НП из брони CNC.
Пространство между бортовой обшивкой и внутренним поясом, переходящим в ПТП, делилось на водонепроницаемые отсеки, причем в районе ПТП эти отсеки использовались для хранения топлива и котельной воды. Остальные нефтяные и водяные цистерны располагалась в двойном дне. Толщина стенок буля ступенчато увеличивалась книзу: от 12 мм у верхней кромки пояса до 18 мм у места стыка ПТП с днищем.
Прямая поперечная переборка между механизмами и погребами над НП а также кормовая переборка МО выполнялись из 105-мм плит стали NVNC. Погреба ниже НП защищались с носа также прямой переборкой из стали NVNC толщиной 100-140 мм.

Горизонтальная защита.

Обеспечивалась плитами из стали CNC над механизмами на уровне СП и над погребами на уровне НП. Бронепалуба над механизмами в средней части была плоской и имела толщину 31 мм, а у бортов имелись 2,6-метровые скосы под углом 20° к горизонту, толщина которых составляла 65 мм. Наличие скосов позволяло экономить вес за счет уменьшения высоты пояса. Нижняя 56-мм бронепалуба над погребами была плоской.

Защита остальных частей.

Наклоненные внутрь на 22° дымоходы выше уровня СП защищались плитами брони NVNC высотой 0,95-1,075 м и толщиной 100 мм (внешние) или плитами высотой 1,35 м из 70-мм брони CNC (внутренние). Шахты вентиляторов из КО защищались 65-мм плитами из стали CNC. Рулевой привод и рулевые посты в самой корме закрывались с бортов 100-мм плитами стали NVNC, спереди и сзади 3 5-мм плитами из стали CNC, а сверху (на уровне СП) - 31-мм плитами стали CNC.
Боевая рубка, включая рулевой пост и аварийный пост управления № 1, имела стены из 100-мм плит и 50-мм крышу (сталь NVNC) - гораздо больше, чем на всех крейсерах "класса А".
Барбеты башен ГК над НП вплоть до мамеринцев имели только 25-мм противоосколочные стенки из стали CNC, a кольца, в которых вращались центральные штыри над НП набирались из криволинейных плит стали NVNC высотой 2,5 м и толщиной 75-100 мм для башни №2 или высотой 1,5 м и толщиной 75 мм для башен №№1, 3 и 4.

А теперь - самое интересное... :eyesup:


Вооружение.


Вооружение главного калибра.

Восемь 20-см/50 орудий типа 3 года №2 (203-мм), еще до окончания постройки кораблей установленных вместо плани­руемых 12 155-мм, размещались в четырех двухорудийных башнях модели "Е" в носовой части корпуса с возвышенной второй. Эти башни с углом возвышения 55° создавались на основе башен модели «Е », но несколько отличались разме­рами, поскольку структура корпуса сначала проектировалась под 3-орудийные башни 155-мм орудий. В результате постоянного усиления вооружения ГК на японских тяжелых крейсерах 18 кораблей 6 типов в конце концов несли башни 7(!) проектов - беспрецедентный пример в истории военного кораблестроения. Желание обхитрить потенциальных про­тивников в мирное время бумерангом ударило по японскому флоту в годы войны. Не говоря уже о том, что постоянная замена башен на крейсерах отняла у японцев много времени и средств, такое отсутствие унификации не могло не сказаться в ходе боевых действий, когда поврежденные башни просто было нечем заменить и их просто снимали, уменьшая ударную мощь кораблей. Это случилось и с «Аоба» (башни модели «С»), и с «Майя» (модель «Е »), и с «Могами» (модель «Могами»).
На типе «Тоне» первые три башни располагались по схеме «пирамида», принятой на типах «Миоко» и «Такао», а четвертую развернули стволами назад, чтобы до минимума свести мертвую зону на кормовых углах. Вторая и четвертая башни имели 8-метровые дальномеры. Боезапас (120 снарядов на орудие) состоял из бронебойных типа 91, "коммон" типа 91, "коммон" типа 0 и типа 3, осветительных типа "В" и учебных. Несмотря на отказ от универсальности 20-см орудий, японцы считали возможным привлекать их для дальней ПВО (до 20000 м), но только для заградительного огня по низко летящим самолетам.

Зенитные орудия дальнего действия.

«Тоне» и «Тикума» получили стандартный набор из 8 12,7-см орудий типа 89 в спаренных установках со щитами модели "А " модиф.1, расположенных на шельтердеке по бокам от дымовой трубы очень близко друг к другу. Нормальный боезапас насчитывал по 200 унитарных выстрелов на орудие, максимальный - по 210. Подача боезапаса производилась четырьмя подъемниками по той же; схеме, что и на типе «Мога­ми». Помещения готового боезапаса располагались у основа­ния трубы в непосредственной близости от установок.

Зенитные автоматы.

Ближнюю (до 3000 м) ПВО на этих кораблях несколько усилили заменой 13-мм пулеметов на платформах перед носовой надстройкой двумя спарками 25-мм автоматов типа 96, доведя их общее число стволов до 12 по сравнению со стандартными 8. Нормальный боезапас состоял из 2000 снарядов на ствол. Более широкое расположение установок по длине корпуса обеспечивало полное полусферическое прикрытие корабля, тогда как на крейсерах «класса А» и типе «Могами» 4 спарки размещались у дымовых труб, имея из-за большого количества платформ и мостиков вокруг ограни­ченные углы обстрела в корму и оставляя не прикрытой носовую четверть, за которую «отвечали» 13-мм пулеметы.

Торпедное вооружение.

Благодаря концентрации башен ГК в носу, торпедное вооружение из четырех поворотных 3-трубных 61-см аппа­ратов типа 90 модели 1 удалось сместить дальше в корму, что позволило обойтись без спонсонов. Аппараты располагались по два на борт под шельтердеком и могли выпускать торпеды через специальные порты. В отличие от типа «Могами» «Тоне» и «Тикума» между портами ТА имели и порт для погрузки торпед с небольшим краном.
Каждая труба ТА имела систему быстрой перегрузки как на типе "Могами". Всего на борт принималось по 24 кислород­ные торпеды типа 93 модель 1:12 в аппаратах и 12 резервных.

Устройства управления стрельбой.

Катастрофа с «Томодзуру» сказалась на форме и размерах носовой надстройки этих крейсеров даже в большей степени, чем на типе «Могами». Ее сделали короче и уже, за счет чего высоту удалось увеличить: включая шельтердек, она нас­читывала 8 ярусов. Верхние два яруса занимали башенки директора ГК типа 94 и дальномерного поста типа 94 с 6-метровым бинокулярным совмещающим дальномером типа 14, градуированными стереотрубами и биноклями для обнару­жения целей; имелся также бинокль для горизонтального наводчика башни дальномерного поста. Внутри центрального ствола имелось помещение для передачи данных стрельбы в башни ГК. Ниже располагались ходовой и сигнальные мостики с большим количеством биноклей, закрытых наблюдательных постов, парой 60-см сигнальных прожекторов, постами управления боевыми прожекторами, устройствами управления торпедной стрельбой и 1,5-метровыми штурманскими даль­номерами. Вторая башенка директора ГК располагалась перед треногой грот-мачтой, а еще два 8-метровых дальномера типа 14 - в башнях ГК. Остальное оборудование СУАО ГК было стандартным для японских тяжелых крейсеров конца 30-х годов.
Система УЗО 12,7-см орудий включала два новых дирек­тора типа 94, размещенных вместе с 4,5-метровыми даль­номерами в отдельных башенках по бокам носовой надстройки на цилиндрических платформах. Это были первые крейсера, получившие эту новейшую японскую систему, заметно пре­восходившую предшествующую - типа 91. Основное отличие систем УАО ГК и УЗО заключалось в том, что вторая выдавала к орудиям кроме углов наводки еще и время срабатывания взрывателей.
Зенитные автоматы дистанционно управлялись при помощи системы типа 95 с синхронизаторами Уорд-Леонарда. Носовая пара установок обслуживались директором, распо­ложенном над ними в башенке на лобовой части носовой надстройки, а кормовые - двумя такими же директорами, установленными рядом с резервным директором ГК.
Для ночного боя предусматривалось три 110-см прожектора типа 92: два на платформах по бокам дымовой трубы (над носовыми 12,7-см установками) и один на надстройке за трубой (там находилась главная радиорубка), т.е. на борт могли действовать два прожектора. Два поста управления типа 94 (левого и правого борта) стояли в башенках по бокам носовой надстройки.
Система УТС состояла из двух директоров типа 91 модели 3 и двух визирных постов типа 93 по бокам компасного мос­тика. Дополнительный пост управления торпедной стрельбой стоял на верхушке фок-мачты.

Авиационное вооружение.

Усиление авиационного вооружения на японских тяжелых артиллерийских кораблях на «Тоне» и «Тикума» достигло апогея. Японский МГШ считал, что с помощью бортовых гидросамолетов самых мобильных боевых единиц флота, которыми считались тяжелые крейсера, он сможет контроли­ровать большую часть Тихого океана, своевременно обнару­жить американский флот и наносить ему беспокоящие удары на протяжении всего времени до контакта главных сил. Немаловажная роль отводилась гидросамолетам и в ночном бою, когда они должны были освещать противника при проведении массированных торпедных атак. Понятно, что при таких видах на использование бортовой авиации, 3-4 само­летов уже считалось недостаточно.
На предыдущих тяжелых крейсерах усиление авиагруппы и эффективность ее использования вступали в противоречие не только с остальными видами вооружения (пространство и вес), но и с расположением орудий ГК. При стрельбе кормовых башен стоящие открыто самолеты могли быть повреждены дульными газами и даже стать причиной опасного пожара. А. о запуске их в воздух во время боя можно было и не думать. Серьезной была проблема с повреждениями самолетов, нахо­дившихся вне ангаров, на переходах в штормовом океане.
С освобождением от артиллерии кормовой части корпуса на типе «Тоне» большинство проблем решалось. Корабли получили по две новейшие 19-метровые пороховые катапульты типа Куре №2 модели 5 на бортовых спонсонах сразу за грот-мачтой, мощный подъемный кран с длинной стрелой, а также развитую рельсовую систему с шестью поворотными плат­формами и транспортными тележками для хранения и пере­мещения самолетов последних типов. В кормовой части шельтердека можно было разместить 4 готовых к старту гид­росамолета типа 95: 2 на катапультах и 2 на поворотных платформах. Дальше в корме на верхней палубе имелись места для трех более тяжелых ГСМ типа 94, которые можно было быстро подать под стрелу крана и установить на катапульты. Еще один самолет со сложенными крыльями мог храниться в небольшом ангаре перед грот-мачтой. По бокам дымовой трубы хранились запасные плоскости и поплавки.
По проекту авиагруппа насчитывала 8 машин: по 4 ти­па 94 и типа 95. Однако из-за проблем с хранением и об­служиванием число первых пришлось сократить до двух. Реально же в первый год войны оба крейсера, ставшие «гла­зами» ударного авианосного соединения 1-го Воздушного Флота, несли по 5 ГСМ (2 типа 94 и 3 типа 95), а затем - по 4 (2 и 2).


Двигатель.


Энергетическая установка и механизмы.

По составу и расположению энергетическая установка, включая вспомогательные механизмы, практически повторяла окончательный проект «Могами», хотя при той же суммарной мощности в 152000 л.с. ожидалась более реалистичная скорость 35 узлов.

Турбины.

Корабли имели по четыре турбоагрегата типа Канпон, каждый из которых располагался в своем МО и на полном ходу вперед развивал 38000 л.с. при 340 об./мин. на гребном валу. Машинные отделения (два носовых и два кормовых) разделялись продольной и поперечными переборками. Передние МО (№1 и №2) работали на внешние валы, а кормовые (№3 и №4) - на внутренние. Гребные винты имели диаметр 3,8 м. Каждый турбоагрегат состоял из трех турбин переднего хода (высокого, среднего и низкого давления), которые зубчатыми передачами выводились на один вал, и турбины заднего хода (10000 л.с., 220 об./мин. на гребном валу), размещенной в корпусе ТНД. Два агрегата носовых МО имели ещё по турбине крейсерского хода, соединенной черед редуктор с ТСД.
На полном ходу ТКХ отсоединялись от валов ТСД и пар от котлов проходил прямо на первую ступень ТВД. На крейсерском пар сначала проходил ТКХ, затем ТВД, ТСД, ТНД и поступал в конденсор. Весь турбоагрегат, включая ТКХ, ТВД, ТСД и ТНД, на крейсерском ходу развивал на валу мощность 3750 л.с. при 140 об./мин. гребного винта, а при перегрузке 5750 л.с. при 165 оборотах. Предельные цифры на испытаниях - 10000 л.с. при 200 оборотах (суммарно 20000 л.с.).

Котлы.

Пар для турбоагрегатов вырабатывали восемь водо­трубных котлов типа Канпон модели В. Рабочее давление составляло 22 атмосферы, температура - 300°С, но на входе в турбины параметры пара понижались до 17 атмосфер и 285°С. Котлы располагались каждый в своем отделении (нечетные по левому борту), разделенных продольной переборкой по ДП, и каждые два котла обслуживали «свой» турбоагрегат. Из-за носового расположения башен ГК и перемещения надстройки к середине корпуса (фактически оно стояла над четырьмя носовыми КО) дымоходы носовых КО пришлось сильно изогнуть назад. В верхней части дымоходы объединялись в массивную трубу, повторяя форму, введенную на «Юбари» и повторенную на типе «Могами». Воздухозаборники вентиляторов носовых КО были вынесены перед надстройкой, а кормовых КО - по бокам дымоходов над шельтердеком.

Выходная мощность и скорость.

На официальных испытаниях в сентябре 1938 года «Тоне» при мощности 152189 л.с. и водоизмещении 14097 т показал скорость 35,55 узла, а «Тикума» 29 января 1939 года при 152915 л.с. и 14080 т - 35,44 узла.

Дальность плавания.

При запасе нефти 2690 т по проекту ожидалась 8000-мильная дальность плавания на скорости 18 узлов. Фак­тических данных, основанных на результатах испытаний, в наличии не имеется.


Экипаж, обитаемость, различия.


По проекту экипаж насчитывал 874 человека, из ко­торых 55-58 приходилось на офицерский состав. Жилые условия соответствовали повышенным стандартам, вве­денным на типе «Могами»: около 0,1 м3 на человека, ста­ционарные койки вместо подвесных, улучшенная вентиля­ция, бытовые условия. Главное отличие состояло в замене шумных осевых вентиляторов жилых помещений привычными центробежными.
Обычно корабли несли по 8 моторных шлюпок : 2 12-метровых, 2 11-метровых, 3 9-метровых и одну 8-метро­вую. Хотя их состав на обоих кораблях различался. Два 9-метровых катера в мирное время хранились на поворотных шлюпбалках по бокам Фок-мачты, а остальные - на киль­блоках у грот-мачты, откуда могли спускаться на воду самолетным краном.
Оба корабля имели незначительные отличия в носовой надстройке: некоторые сигнальные огни, трапы и антенны располагались на разной высоте или с разных бортов.


Изображение

Японский тяжелый крейсер «Тонэ» в море после выхода из Хасирадзимы.
На фото запечатлены первые мили пути Первого мобильного соединения к Мидуэю. «Тонэ» входил в состав 8-й дивизии крейсеров под командованием контр-адмирала Абэ Хироаки для прикрытия авианосцев адмирала Нагумо.


Деятельность до начала войны на Тихом океане.


После ввода в строй оба корабля были прикреплены к военно-морскому округу Куре и образовали 8-ю эскадру. Начались интенсивные учения, в ходе которых большое внимание уделялось отработке взаимодействия с ударным авианосным соединением. Согласно японской практике разведка и поиск противника должна была вестись бортовыми ГСМ, чтобы освободить все палубные самолеты для их непосредственно задачи - нанесению ударов по кораблям и береговым объектам. Артиллерийские стрельбы «Тоне» и «Тикума» показали гораздо меньший разброс залпов, чем на других крейсерах с 20-см орудиями. Эскадра совершила несколько походов вокруг метрополии и в воды Китая, крейсера прошли плановое докование на базе в Куре и к осени 1941 года могли считаться вполне боеспособными единицами.
Планы атаки Перл-Харбора - главной базы флота США на Тихом океане - были окончательно подготовлены к исходу октября, а 7 ноября главнокомандующий флотом адмирал Ямамото назначил дату атаки на воскресенье 8 декабря (Токийское время). В соответствии с планом операции авиа­носное соединение вице-адмирала Нагумо, в состав которого в качестве единиц прикрытия входила 8-я эскадра крейсеров (вместе с линкорами 3-й эскадры "Хией" и "Кирисима", флаг командующего соединением поддержки вице-адмирала Микавы на "Хией"), в течение 10-18 ноября поэшелонно ушло из базы в Куре во Внутреннем море и к 22 числу сосредоточилось в бухте Танкан (Хитокаппу) на самом большом острове Курильской гряды - Эторофу (Итуруп). Это было подходящее место для секретного рандеву — на берегах окруженной уже заснеженными сопками бухты имелась только радиостанция, небольшой бетонный пирс и три рыбацкие хижины.
25 ноября был получен приказ Ямамото о выходе на следующий день и в 6 часов утра корабли начали вытягиваться из окутанной густым туманом бухты в штормовой океан. "Тоне" и "Тикума" было суждено первыми из тяжелых крейсеров импе­раторского флота начать боевые действия против США...


Служба.

"Первая Фаза" (декабрь 1941 года)

Прикрывая все 6 крупных авианосцев, которыми распо­лагала Империя (1-я, 2-я и 5-я дивизии 1-го Воздушного Флота: «Акаги», «Kara», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку», «Дзуйкаку»), к Гавайским островам приближались и последние два японских тяжелых крейсера - «Тоне» и «Тикума».

Удар по Перл-Харбору.


Эта блестящая операция японского флота достаточ­но хорошо известна и многократно описана в литерату­ре, поэтому коснемся только участия в ней крейсеров «Тоне» и «Тикума». Прямо сказать, оно было маловы­разительным. В 5.30 7 декабря (8-го по Токийскому вре­мени), когда соединение Нагумо было примерно в 240 милях строго на север от атолла Оаху, с их катапульт стартовали два гидросамолета, имевшие задачу уточ­нить положение американских кораблей в гавани. Спус­тя полчаса за ними с палуб всех шести авианосцев стар­товали ударные группы. Но напрасно ведущий первой ударной волны и координатор второй капитан 2-го ранга Футида ждал сообщений от посланных вперед разведчиков. Они молчали. Пауза грозила затянуться, поэтому Футида приказал начать атаку. Несмотря на этот незначительный сбой в самый ответственный мо­мент, результаты превзошли все ожидания. Из состава Тихоокеанского Флота США адмирала Хасбенда Киммеля погибли линейные корабли «Аризона» и «Оклахома», корабль-цель «Юта» (старый дредноут), эсминцы «Кассин» и «Дауне»; затонули и сели на дно гавани (позднее подняты и возвращены в строй) линко­ры «Вест Виржиния», «Калифорния» и «Невада», минзаг «Оглала»; повреждены линкоры «Теннеси», «Мэриленд» и «Пенсильвания», крейсера «Хелена», «Гонолулу» и «Релей», эсминец «Шоу», гидроавиатранспорт «Кертис», плавмастерская «Вестал». На аэродромах Оаху было уничтожено 188 самолетов и еще 159 получи­ли повреждения. Японцы же потеряли всего 29 палубных самолетов, а их корабли, так и не обнаруженные американцами, никакие потерь и повреждений не понес­ли. Удовлетворенный результатом и не имеющий сведе­ний о находящихся где-то в море американских авиа­носцах, осторожный Нагумо дал приказ на отход. Са­молеты вернулись на отходившие полным ходом в севе­ро-западном направлении авианосцы. Так с самого начала нерешительность японских адмиралов при от­сутствии достоверных данных о противнике не позволи­ла развить успех.
Удалившись на безопасное расстояние, соединение Нагумо повернуло на запад. «Тоне» и «Тикума» вместе с авианосцами 2-й дивизии «Сорю» и «Хирю» и несколь­кими эсминцами стали готовиться к оказанию помощи силам вторжения на атолл Уэйк.


Захват атолла Уэйк.


Захват Уэйка, идеального непотопляемого авианос­ца в самом центре Тихого океана, потребовал серьезных усилий, поскольку его гарнизон был значи­тельнее (27 офицеров и 422 солдата корпуса морской пехоты, включая летчиков, 10 офицеров флота и 58 моряков, не считая связистов, служащих авиакомпании и рабочих-контрактников), а оборона включала не­сколько береговых батарей 127-мм и 76-мм калибра. На аэродроме имелось 12 устаревших (без брони и протектированных бензобаков) истребителей "Уайлдкэт" (F4F-3), перелетевших 4 декабря с авианосца «Энтерпрайз».
Десантное японское соединение дожидалось сигнала на атолле Кваджелейн (Маршалловы острова). Атака началась 8 декабря с налета 36 двухмоторных бомбар­дировщиков с островов Рой и Намур (входят в атолл Кваджелейн). В ночь на 11-е к Уэйку приблизилось Со­единение Вторжения контр-адмирала Кадзиока (флаг на крейсере «Юбари»). На двух старых, переделанных в патрульные корабли, эсминцах находилось 450 десант­ников, а войска для гарнизона разместили на двух сред­них транспортах, прикрываемых крейсерами «Тенрю», «Тацута» и 6 эсминцами. Верный японским морским традициям Кадзиока решил на рассвете принять бой с береговыми батареями в кильватерной колонне с крей­серами во главе (сам - на головном «Юбари»), но точ­ный огонь американцев и активность их авиации спута­ли все планы. В результате эсминцы «Хаяте» и «Кисагири» погибли, а остальные корабли получили разной степени повреждения. Это был единственный за всю войну на Тихом океане случай, когда береговые батареи отбили высадку противника.
Вторую атаку продумали более тщательно. Темпы были потеряны и американцы могли послать на помощь гарнизону мощные морские силы из авианосцев, крейсе­ров и эсминцев. 13 декабря из Трука вышла 6-я эскадра в сопровождении эсминцев, которая должна были при­крывать высадку с востока - наиболее вероятного на­правления возможного противодействия американского флота, в частности авианосного соединения контр-адмирала Флетчера. Спустя трое суток от соединения Нагумо отделилось Авианосное Соединение Поддержки контр-адмирала Хироаки Абе (флаг на «Тоне») из авиа­носцев «Сорю» и «Хирю» (по 54 самолета на каждом), 2 крейсеров 8-й эскадры и двух эсминцев, задачей ко­торого было нанесение авиаударов по укреплениям Уэйка и кораблям противника. 20 декабря с Кваджелейна на тех же патрульных кораблях и 4 транспортах вы­шли десантные силы, сопровождаемые тремя крейсера­ми контр-адмирала Кадзиока и 7-8 эсминцами, с рас­четным временем прибытия к цели в ночь на 23-е. Авиа­разведка возлагалась на 28 гидросамолетов транспорта «Читосе» («Титосе»). С 12 по 19 декабря на атолл авиа­ция с Кваджелейна совершила 6 ночных налетов (максимально 51 бомбардировщик за налет), а в пред­рассветные часы американские укрепления бомбили 4-моторные летающие лодки с атолла Майдзуро.
Утром 21 декабря с маневрирующих в 200 милях на NW от Уэйка «Сорю» и «Хирю» поднялась первая вол­на из 29 пикирующих бомбардировщиков в сопровож­дении 18 истребителей, а днем последовала атака базо­вой авиации. На следующий день удар нанесли 39 па­лубных самолетов. К вечеру, когда десантные суда заня­ли исходные позиции, на атолле не осталось ни одного самолета, а береговые батареи были выведены из строя. Высадка началась в 0235 23 декабря одновременно в нескольких местах. Лишенный поддержки гарнизон Уэйка капитулировал. Подходившие к нему соединения авианосцев «Лексингтон» и «Саратога» были отозваны, морского боя снова не получилось. Соединение Абе легло курсом на Кобе, а 6-я эскадра 10 января вернулась в Трук.


В завершение "Первого Этапа", проводилась опера­ция "С" Сакусен - удар силами Авианосного Соедине­ния вице-адмирала Нагумо по английскому Восточному Флоту на острове Цейлон. Это соединение (5 тяжелых авианосцев, 4 линкора типа «Конго», тяжелые крейсера «Тоне» и «Тикума», легкий «Абукума», 11 эсминцев и 6 танкеров) 26 марта вышло из бухты Старинг близ Кендари и I апреля вошло в Индийский океан.

"Операции Второго Этапа" (май-июль 1942 года).

Операция "MI" Сакусен (июнь 1942 года).


В этой операции ТКР "Тоне" входил в состав Ударного Авианосного (1-е Мобильное) Соединения вице-адмирала Тюити Нагумо, состоящее из 1-й («Акаги» под флагом Нагумо, «Kara») и 2-й дивизий («Хирю» под флагом контр-адмирала Тамона Ямагучи, «Сорю»), прикрытия из 8-ой эскадры крейсеров («Тоне» под флагом командующего прикрытием контр-адмирала Хироаки Абе, «Тикума») и 2-го отряда 3-й эскадры лин­коров («Харуна», «Кирисима»), завесы эсминцев контр-адмирала Сусуму Кимуры на флагмане 10-й флотилии крейсере «Нагара» (12 эсминцев 4-го, 10-го и 17-го диви­зионов), 5 танкеров.

Сражение у атолла Мидуэй 4-5 июня 1942 года.

Послав для атаки Мидуэя 108 самолетов, Нагумо оставил на авианосцах еще 93, вооруженных для атаки американских кораблей, которые могли появиться в любую минуту. Для их обнаружения между 04.35 и 04.42 с катапульт крейсера «Тикума» и двух линкоров старто­вали 3 гидросамолета. Четвертый самолет с «Тоне» по техническим причинам задержался с вылетом на полча­са, и эта задержка, по сути, решила исход сражения. В течение двух часов эти разведчики не обнаружили ниче­го, зато около 7 часов на флагманском «Акаги» получи­ли радиограмму от ведущего первой волны лейтенанта Томонага: "Необходима вторая атака". Самолетов на атолле не оказалось (все они заблаговременно вылетели для атаки японского соединения), но рано или поздно они должны были вернуться. На перевооружение удар­ных самолетов для действия по береговым объектам требовалось около часа напряженной работы. Их опус­тили в ангары, поскольку палубы следовало освободить для посадки первой волны. И здесь, в 07.28 пришло не­ожиданное сообщение от гидросамолета с «Тоне», воз­вращавшегося назад: "десять надводных кораблей противника по пеленгу 10°, дистанция 240 миль от Мидуэя. Курс 150°, скорость более 20 узлов". Поскольку в сооб­щении ничего не говорилось об авианосцах, Нагумо решил ничего не менять и заняться столь незначитель­ной целью потом - когда появится время. Но через 15 минут после совещания со штабом Нагумо изменил свое решение и отдал приказ всем авианосцам: "Приготовиться атаковать вражеское соединение. Оста­вить торпеды на тех самолетах, где их еще не успели заменить на бомбы". Затем он радировал гидросамолету с «Тоне»: «Определите класс кораблей, с которыми под­держиваете контакт». Пилот ответил в 08.09: "У против­ника пять крейсеров и пять эсминцев". Но через 11 ми­нут последовало: "Противника сопровождает корабль, похожий на авианосец". Что и говорить, немногослов­ный парень был этот пилот! А обнаружил он соединение Флетчера с авианосцем «Йорктаун».
Авианосец «Хирю», благодаря цепкости гидросамолета с «Тоне», который преследовал соедине­ние Флетчера, постоянно радируя его координаты, су­мел отомстить, двумя последовательными атаками по­вредив «Йорктаун» 3 бомбами и 2 торпедами (в левый борт). Пылающий корабль с заклиненным рулем и 26-градусным креном был оставлен экипажем, а его само­леты стали садиться на «Энтерпрайз» и «Хорнет».

Общий итог операции.

Что и говорить, они были катастрофичные для Япо­нии. Все четыре лучших авианосца погибли вместе со всеми самолетами (от 252 до 272 машин по разным ис­точникам - в зависимости от того, сколько самолетов приписывают «Kara», поскольку на остальных было по 63) и большинством опытнейших летчиков. Например, на «Хирю» из 150 человек летного персонала осталось в живых не более 20. Общие потери в экипажах также были огромны: «Акаги» 221, «Kara» около 800, «Хирю» 416, «Сорю» 718 человек (по японским данным). Сюда же надо добавить погибших «Микума» и «I-164» и тяже­ло поврежденный «Могами».
У американцев погиб «Йорктаун», добитый 6 июня двумя торпедами подлодки «I-168», и одновременно торпедированный с ним эсминец «Хэмменн» (на нем погибло 9 из 13 офицеров и 72 моряков из 228). И хотя потери американцев в самолетах были также большие (всего 113 самолетов, из которых 61 погиб в боях, 41 потеряли по операционным причинам, 11 затонули с «Йорктауном»), многих летчиков удалось подобрать гидросамолетами и подводными лодками. А 7 июня к 16-му ОС присоединился «Саратога», который передал на «Энтерпрайз» и «Хорнет» 34 самолета. Спрюэнс дальше хотел повести авианосцы на север, чтобы атако­вать японские корабли у Алеутских островов, но Нимитц, разгадавший намерение Ямамото завлечь Флетчера в ловушку (была получена радиограмма открытым текстом, якобы от американского линкора, с просьбой о помощи), приказал 16-му ОС вернуться в Перл-Харбор. Но главным итогом операции было даже не то, что японцы потеряли много кораблей и цвет своей палубной авиации, так и не сумев захватить Мидуэй, а переход инициативы в войне на море в руки США и их союзни­ков


P.S. Касательно тактики пока материал ищу. Приветствуются фотографии, аргументированная критика, разумные предложения. Все, что будет необходимо для дополнения - включу в первый пост.

Источники:
http://wunderwaffe.n..._Cr_1/index.htm
http://ru.wikipedia....
Изменено пользователем Der_Inqisitor
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
979 боёв

ух  тыы  :popcorn: сколько  полезной  инфы. большое  спасибо сегодня  приду  с  работы по читаю  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Тема хорошая, ждем тактики будем обсуждать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
190
[DV-R]
Модератор, Коллекционер, Старший альфа-тестер
467 публикаций
15 289 боёв

Просмотр сообщенияLexxRed (21 Июн 2013 - 07:42) писал:

Тема хорошая, ждем тактики будем обсуждать.

Я только приведу тактику, которую использовали в то время. А насчет игровой предлагаю устроить холиварчик  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Просмотр сообщенияDer_Inqisitor (21 Июн 2013 - 07:57) писал:

Я только приведу тактику, которую использовали в то время. А насчет игровой предлагаю устроить холиварчик  :glasses:
Судя по большой вариации вооружения, тяжелые крейсера особенно японские это универсалы. "Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик" (с) Из того какое вооружение игрок сделает сильнее, такая и тактика применения будет в игре.
Короче спец по нечему  :eyesup:
Изменено пользователем LexxRed

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Ну класс, что сказать еще? Ну вот теперь сделаем новый раздел библиотеки.

Кстати, смотри - у тебя там табличка сравнений есть. В текстовом виде она смотрится неважно. Можно её сделать в экселе с ровными колонками, а потом сделать скрин экрана и вставить в сообщение картинкой. Тем более что у тебя картинок в сообщении не 10, всунуть можно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (21 Июн 2013 - 09:08) писал:

Ну класс, что сказать еще? Ну вот теперь сделаем новый раздел библиотеки.
Кстати, смотри - у тебя там табличка сравнений есть. В текстовом виде она смотрится неважно. Можно её сделать в экселе с ровными колонками, а потом сделать скрин экрана и вставить в сообщение картинкой. Тем более что у тебя картинок в сообщении не 10, всунуть можно.
Я тоже с хотел переложить, только сделать диаграмму.

Изображение

Изменено пользователем LexxRed

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Отличный материал.Спасибо.

 

Но может быть лучше будет смотреться фраза японского адмирала в заголовке?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
395 публикаций

Очень интересная тема - осмелюсь выложить - выше Вами показанную фотографию "Тоне" в цвете )

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 401 бой

Информативная и не плохо оформленная тема"+"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
190
[DV-R]
Модератор, Коллекционер, Старший альфа-тестер
467 публикаций
15 289 боёв

Просмотр сообщенияLexxRed (21 Июн 2013 - 08:04) писал:

Судя по большой вариации вооружения, тяжелые крейсера особенно японские это универсалы. "Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик" (с) Из того какое вооружение игрок сделает сильнее, такая и тактика применения будет в игре.
Короче спец по нечему  :eyesup:
А вот это интересный момент. Разные стволы - разный класс. Интересно, как это будет реализовано в игре... :eyesup: и да, судя по описанию тактики морских сражений японцы делали именно универсальные корабли. Как полностью ознакомлюсь с документом - выложу сюда и документ, и свои соображения.

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (21 Июн 2013 - 09:08) писал:

Ну класс, что сказать еще? Ну вот теперь сделаем новый раздел библиотеки.
Кстати, смотри - у тебя там табличка сравнений есть. В текстовом виде она смотрится неважно. Можно её сделать в экселе с ровными колонками, а потом сделать скрин экрана и вставить в сообщение картинкой. Тем более что у тебя картинок в сообщении не 10, всунуть можно.
По быстрому делал, пришлось оставить в таком виде. Разумеется, переделаю  :izmena: Но есть маааленькая проблема. На вундерваффе я нашел кучу картинок с изображением чертежей, и хотел бы их вставить. Жалко, что хостинг не входит в список... придется их перезалить на подходящий)

Просмотр сообщенияMatsuo (21 Июн 2013 - 10:07) писал:

Отличный материал.Спасибо.

Но может быть лучше будет смотреться фраза японского адмирала в заголовке?
Ну раз все решили ставить одну фразу вначале как признак отношения к одной теме... Но идея мне нравится, в свободное время поищу что-нибудь подходящее, спасибо за предложение  :honoring:

Просмотр сообщенияADMIRAL_FLOTA_USSR (21 Июн 2013 - 11:31) писал:

Очень интересная тема - осмелюсь выложить - выше Вами показанную фотографию "Тоне" в цвете )
Изображение
Фото просто шик, спасибо  :great:   обязательно добавлю в шапку.
Изменено пользователем Der_Inqisitor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Отличная статья! С удовольствием прочёл!

Хм, интересный такой крейсер получился: нет никакого сильно выраженного вида вооружения. Одним словом - универсал)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
62
[PRUD]
Альфа-тестер
284 публикации
4 936 боёв

Про Перл-Харбор хотелось бы по-больше инфы, и не той мути что в фильмах показывают ;р +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×