Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Большая Корабельная Энциклопедия. Большой противолодочный корабль проекта 61 "Скорый"

В этой теме 24 комментария

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Изображение

Всем привет, друзья! С вами, как всегда тов. Замухрышкин, и сегодня мы поговорим о корабле, который когда-то был частью моей жизни. На протяжении трех лет… Это большой противолодочный корабль (БПК) проекта 61 «Скорый».
Второе официальное название кораблей серии – БПК типа «Комсомолец Украины», в которую входило 20 противолодочных кораблей, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1962 по 1973 годы. Состояли на службе с 1964 по 1991 год в составе ВМФ СССР и с 1991 года в составе ВМФ РФ. Правда, на службе остался лишь один корабль из двадцати – «Сметливый». Но сегодня мы рассмотрим только историю «Скорого».

Технические характеристики (для БПК «Скорый»):


Водоизмещение: 4460 т.
Размеры: длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.
Скорость хода максимальная: 39 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.
Вооружение:
Артиллерийское: 2х2 76-мм АК-726 (600 снарядов)
Зенитное ракетное: 2 ЗРК "Волна" (16 ракет)
Торпедное: 1х5 - 533-мм (5 торпед)
Бомбовое: 2 РБУ-6000 (96 бомб), 2 РБУ-1000 (24 бомбы)
1 вертолет Ка-25 на ВПП
Экипаж: 22 офицера, 244 старшин и матросов

История создания


Часть первая, теоретическая.
Конец 1950-х и 1960-е гг. — это эпоха больших перемен в истории военно-морского флота, эпоха новых возможностей и новых вооружений. В первую очередь это было связано с появлением ядерных ракет морского базирования, которые превратили подводные лодки в стратегическое оружие. Появление же на подводных лодках ядерных силовых установок многократно увеличило их автономность, дальность плавания, подводную скорость и как следствие — серьёзность создаваемой ими угрозы.
Вторая серьёзная угроза на море — новые скоростные реактивные самолёты и крылатые ракеты, которые сделали традиционные артиллерийские зенитные комплексы практически бесполезными при массированной атаке с воздуха.
В качестве противодействия новым угрозам началась активная разработка нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения подводных лодок и скоростных воздушных целей. Вначале ракетные комплексы ПВО и ПЛО устанавливались на переоборудованных артиллерийских крейсерах времён Второй мировой войны, однако к началу 1960-х гг. назрела необходимость в ракетных кораблях специальной постройки. В США в зависимости от специализации эти корабли получили название эскортных эсминцев или ракетных лидеров, в СССР за этими кораблями закрепилось название «большой противолодочный корабль».
Важной особенностью этого периода развития морских вооружений была небольшая дальность (сотни километров) ядерных ракет морского базирования, что вынуждало подводные лодки вплотную приближаться к морским границам противника. Таким образом, противолодочные заслоны вблизи собственных границ до появления ядерных ракет большой дальности являлись важным фактором стратегического сдерживания. Кроме того, противолодочные корабли должны были обеспечить боевую устойчивость своих подводных лодок, развёрнутых у побережья противника.
В СССР необходимость создания специализированных ракетных противолодочных кораблей была осознана в конце 1950-х годов, когда выяснилось, что наш флот не обладает адекватными мерами противодействия современным американским штурмовикам и атомным подводным лодкам. Было решено создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проект 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — небольшими ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стал корабль проекта 61.
Часть вторая, практическая.
Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: «противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море».
На основании ОТЗ Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок и оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации, как и на кораблях без подкилевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15% (на 400 т). При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР от 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Минсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбиностроении был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей проекта 61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).
Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шпангоута до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ, как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы - по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения кораблей проекта 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.
Таким образом, впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК этого типа имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в проекте 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец и крейсер.
Что касается «Скорого», он был заложен 20 апреля 1970 г на заводе имени 61 коммунара в Николаева и уже через шесть месяцев (в октябре) был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, хотя спущен на воду он был только 26 февраля следующего 1971 года, вступив в строй 23 сентября 1972 года. А 31 октября того же года «Скорого» включили в состав Черноморского флота, где я и служил на нем.
Стоит отметить, что в 1976-1978 годах по специальному проекту 61МЭ были построены 5 кораблей для военно-морских сил Индии. Они стали первыми крупными боевыми кораблями, построенными для зарубежных заказчиков.

Состав серии


Изображение

Боевое применение


С 5 по 24 октября 1973 года, находясь в зоне военных действий, «Скорый» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, с 23 июня по 22 сентября 1974 – Египта, а с 4 июля по 14 октября следующего же года обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. В мирных целях посещал Сплит (Югославия) в 1973 и 1975 годах, Порт-Луи в Маврикии, Дакар в Сенегале в 1974 году и в 1978 – Пирей в Греции.

Дальнейшая судьба «Скорого»


Писать о судьбе каждого корабля серии не считаю нужным, так как это нудная и практически бесполезная, местами схожая информация, но о судьбе «Скорого» умолчать, как понимаете, не могу.
В период с 30.07.1982 г. по 16.09.1985 г. корабль прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. А исключен из состава флота он был 22 ноября1997 г., после чего разделан на металл в июне 1998 г. в Инкермане.

Внимание!
Иллюстрации кораблей данной серии представлены в следующем посте!

Источники

1) Wikipedia.org
2) http://flot.sevastopol.info
3) Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах.

Предыдущая статья БКЭ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Иллюстрации:

1) БПК проекта 61 у Минной стенки в Севастополе - Скорый и Красный Кавказ (слева направо)

 

Изображение

 

2) БПК "Скорый" в Инкермане перед разборкой на металлом в 1998 году

 

Изображение

 

3) "Скорый" в Севастополе - 1974 год

 

Изображение

 

4) "Скорый" в открытом море - 1988 г

 

Изображение

 

5) Спуск флага на корабле - 22 ноября 1997

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
839 публикаций
2 239 боёв

Спасибо за информацию.

 

P.S. наконец то нормальная тема! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияJoker_DK (23 Июн 2013 - 14:12) писал:

Хорошая тема, и иллюстрации понравились) Я так понял Вы служили на нём?
Правильно поняли :)

Просмотр сообщенияKibiki (23 Июн 2013 - 14:00) писал:

"Явление Христа народу"
Не Христа, а Замухрышкина, если быть точным  :eyesup:

Просмотр сообщенияKamikadze_CD (23 Июн 2013 - 14:10) писал:

Спасибо за информацию.
P.S. наконец то нормальная тема!
Как же я рад) А рекламщикам корабликов мы поставим штампик " :tongue: "
Изменено пользователем Zamuchryshkin

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Замухрышкин СПС за тему и за штампик.+

Уважаю людей с чувством юмора.

Изменено пользователем BioFog

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[SZF35]
Бета-тестер
81 публикация
12 172 боя

Замухрышкин + ,продолжай в том же духе !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
125 публикаций
2 709 боёв

Ай да Замухрышкин, ай да молодца, лови плюс.

P.s Какая тема будет завтра?:)

Изменено пользователем Johannsen

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияBioFog (23 Июн 2013 - 15:04) писал:

Замухрышкин

Просмотр сообщенияPetro601 (23 Июн 2013 - 15:28) писал:

Замухрышкин

Просмотр сообщенияJohannsen (23 Июн 2013 - 16:25) писал:

Ай да Замухрышкин, ай да молодца
Скоро "Замухрышкин" брендом станет... Пойду получать патент  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Просмотр сообщенияZamuchryshkin (23 Июн 2013 - 16:26) писал:

Скоро "Замухрышкин" брендом станет... Пойду получать патент  :teethhappy:
Почему бы и нет.Все с чего то начинается.
Даешь бренд "Замухрышкин" :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияJohannsen (23 Июн 2013 - 16:25) писал:

P.s Какая тема будет завтра?:)
Завтра никакой не будет, т.к. я улетаю в Турцию, прилечу только ночью, поем и сразу в кроватку. А вот послезавтра, если там компьютер раздобуду - ждите новую рубрику.
ЗЫ - Свой комп взять не могу по определенным причинам, но флешку все же возьму. Там как раз двухнедельный запас тем.

Просмотр сообщенияBioFog (23 Июн 2013 - 16:46) писал:

Почему бы и нет.Все с чего то начинается.
Даешь бренд "Замухрышкин" :medal:
Подумаем, посмотрим, запатентуем (с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
444 публикации

Интересно, как и всегда!  :great:

Перефразирую вопрос, какая тема будет следующая?  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияWOTWPBSG (23 Июн 2013 - 18:16) писал:

Интересно, как и всегда!  :great:
Перефразирую вопрос, какая тема будет следующая?  :glasses:
Новая тема, новая рубрика. Про корабль тема будет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

столько кораблей вывалили на форум шо я ужо забыл половину

скопипастил и тяп ляп готова тема

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
820 публикаций
1 237 боёв

Никита, спасибо, как всегда приобрел много нового!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Альфа-тестер, Бета-тестер, Викигвардия
1 328 публикаций
242 боя

Просмотр сообщенияsid2508 (23 Июн 2013 - 18:38) писал:

столько кораблей вывалили на форум шо я ужо забыл половину
скопипастил и тяп ляп готова тема
Чувак, скопипасть, вывали на форум, и если твоя тема наберет более 10 плюсов и 10 положительных отзывов, я тебе на акк в танках 1000 голды кину. Ах, ну да, тебе же моя голда не нужна будет, ты и так хорошо все сделаешь...

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (23 Июн 2013 - 18:38) писал:

Никита, спасибо, как всегда приобрел много нового!
Да не за что пока благодарить особо, Саш, патент на бренд я еще не получил...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×