Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
FirefighterVLG

Проект подводного миноносца "Матрос Петр Кошка"

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
223 публикации
192 боя

Изображение

Приветствую всех читателей форума World of Warships! В моей сегодняшней теме вы узнаете обо всем, что так или иначе связано с таким проектом Е. В. Колбасьева, как проект подводного миноносца, получившего название в честь Петра Кошки – выдающегося матроса, легенды обороны Севастополя во время Крымской войны.
Для начала поговорим о самом «созидателе»:


Русский изобретатель в области морского дела Евгений Викторович Колбасьев родился 3 июня (15 июня по новому стилю) 1862 года в Одессе.
В 1883 году Е.В. Колбасьев окончил петербургское Морское училище. С 1891 года он служит преподавателем Кронштадтской водолазной школы. Работа на этом посту позволила ему раскрыть свой талант изобретателя: именно в эти годы Е.В. Колбасьев разрабатывает конструкцию корабельного и подводного телефонов, а также создает систему телефонной связи с водолазом. Колбасьеву принадлежит авторство оригинального способа подводного освещения.
В 1893 году лейтенант Е.В. Колбасьев организовал в Кронштадте мастерскую по производству водолазного снаряжения и телефонных установок для кораблей. Позже именно в этой мастерской серийно строились судовые радиостанции системы А.С. Попова. Е.В. Колбасьев — автор оригинальной конструкции плавучей мины и нескольких проектов подводных лодок, в одном из которых предусматривалась установка торпедных аппаратов системы Колбасьева, обеспечивавших залповую стрельбу.
В 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строжайшей секретности, корабельный инженер Николай Николаевич Кутейников построил по проекту Е.В. Колбасьева электрическую подводную лодку, известную под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Е.В. Колбасьева). Подлодка предназначалась для «подвижных минных батарей Порт-Артура».

Теперь же взглянем на ТТХ проекта, а потом разберем, что стало потом:


Класс: подводный миноносец
Название: Петр Кошка
Конструктор (проектная организация):
- проект: кап. 2 ранга Е. В. Колбасьев;
- строитель: Н. Н. Кутейников
Место постройки, строительная организация: г. Кронштадт, Мастерские Кронштадтского порта
Заложен: 1901
Спущен на воду: 1902
Вступил в строй: ? 1903 (ЧФ)
Конец карьеры: до 1907
Общее водоизмещение - 20 тонн;
Скорость надводного хода – 8,6 узлов;
Скорость подводного хода – 6 узлов;
Дальность плавания в надводном положении – 40 миль (скорость 4 узла);
Дальность плавания в подводном положении – 15 миль (скорость 3,5 узла);
Проектная глубина погружения – 20 м;
Время погружения – до 20 минут.
Размеры судна:
- длина – 15,2 м;
- ширина – 1,27 м;
- высота – 3,05 м;
Конструктивный тип – однокорпусная;
Вооружение:
- совковые 381-мм торпедные аппараты – 2;
Энергоустановка:
- тип – электродвигатель;
- количество – 6;
- мощность двигателей – 4 л.с.
Экипаж:
3 человека (включая 1 офицера)

Вот, что писала газета того периода об этом:

Цитата

«Подводный крейсер лейтенанта Колбасьева.
Морское ведомство решило в самом непродолжительном времени приступить к постройке подводного крейсера по проекту известного изобретателя лейтенанта Колбасьева. Таких судов нет ни в одном флоте. Крейсер 3000 тонн водоизмещением, стоимость его 1 ½ мил. рублей. Он в состоянии будет проплыть расстояние Кронштадт - Владивосток с средней скоростью в 20 узлов в час без пополнения запаса нефти. Под водой, без пополнения запаса воздуха для команды, крейсер может продержаться до 6 час.»
Итак, в 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строгой секретности, корабельным инженером Николем Николаевичем Кутейниковым по проекту, разработанному лейтенантом Евгением Викторовичем Колбасьевым, была построена электрическая подлодка, известная под названием «Петр Кошка» (она же подводный миноносец лейтенанта Колбасьева).


Аккумуляторные батареи общей массой 4000 кг обеспечивали в подводном положении дальность плавания 15 миль при скорости 3,5 узла, или 40 миль при скорости в 4 узла в надводном положении. Расчетная глубина погружения – 20 м. На заданной глубине лодка автоматически удерживалась специальным прибором (аналог «аппарата глубины» Пераля).
Экипаж судна – 3 человека (2 унтер-офицера и 1 офицер). Лодка несла две 381-миллиметровые торпеды в аппаратах совкового типа, установленных снаружи в верхней части корпуса в ДП в корме и в носу. Совкообразные торпедные аппараты отличались малой надежностью и в 1903 году во время испытаний дважды отказывали.
Корпус подводной лодки собирался из 9 секций, которые были оснащены всеми необходимыми механизмами. Масса самой тяжелой секции равнялась 1600 кг. Секции при сборке соединялись при помощи болтов. В разобранном виде субмарину транспортировали в стандартном железнодорожном вагоне. Для полной сборки требовалось 6 часов. Таким образом, именно Кутейников и Колбасьев являются создателями секционного метода создания субмарин, нашедшего в годы Второй мировой войны широкое применение. Правда, об этом их изобретении никто в ту пору не узнал.
Кроме сборно-разборной конструкции, подводной лодки имела еще одну уникальную особенность – расположение всех 6 гребных валов под углом 20 град. к диаметральной оси корпуса. Авторов проекта считал, что такое размещение валов должно было сделать подводный аппарат особенно маневренным. Однако в результате подлодка получилась чрезвычайно рыскливой. Даже незначительное изменение оборотов любого из 6 электродвигателей приводило к отклонению от заданного курса. Также, действовать в открытом море лодке не позволяла незначительная дальность плавания.
Непотопляемость подводной лодки обеспечивалась заполнением пробковой массой части объема судна. Три носовые и три кормовые секции служили для размещения механизмов управления ГР, балластных цистерн и АБ.
Планировалась использовать следующую тактику применения данной подлодки. Коммерческий пароход, плавающий под нейтральным флагом, заходит во вражеский порт (или бросает на внешнем рейде якорь). В спец. отсеке внутри судна собирается лодка и под покровом темноты ее краном опускают в воду. Субмарина бесшумно подходит к выбранной цели и атакует ее. Затем судно покидает акваторию порта, дожидаясь свою плавбазу за его пределами.
Это полуэкспериментальное подводное судно, создавалось в обстановке строгой секретности. По информации большинства источников подводную лодку в списки флота даже не зачисляли (но по данным Александрова Ю.И. это судно является первой торпедной подлодкой зачисленной в состав Российского флота), а в документах морского ведомства информации о ней практически нет. Служба подлодки тоже проходила в режиме строжайшей секретности. Предположительно субмарина несла Андреевский флаг, однако официально не числилась в списках флота. Возможно, это связано с диверсионным предназначением судна.


Изображение


Эскизный проект подводной лодки "Петр Кошка" 1 - горизонтальный руль; 2 - мина Уайтхеда; 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромотор; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедный аппарат; 8 - гребной винт; 9 - соединительные болты секций

Во многих источниках говорится о переброске этой подводной лодки в Порт-Артур, где якобы ее уничтожили при угрозе захвата противником. Но это история маловероятна, поскольку не осталось ни единого воспоминания от защитников, где бы данный факт подтверждался. Опираясь на воспоминания Крылова А.Н., который видел эту субмарину в Санкт-Петербурге в 1902 году и в Севастополе в 1907 году, можно утверждать, что подлодку в августе 1902 года отправили в Севастополь, где после 1907 года она и закончила свои дни. К сожалению, этот проект не получил дальнейшего развития. До переоборудования в плавбазу дело так и не дошло.
В дальнейшем Колбасьев Е.В. продолжил разработку проектов подводных лодок. В некоторых источниках речь идет более чем о 10 проектах разработанных им. В конце 1903 г. Колбасьев начал разрабатывать проект подлодки водоизмещением 175 тонн и длиной 47 метров. Некоторые источники утверждают, что эта субмарина была построена в Севастополе, а также спущена на воду. Но это маловероятно, возможно проект остался на бумаге, а та подлодка, с которой работали в плавдоке Севастопольского порта, являлась все той же подлодкой «Матрос Петр Кошка».
Источники


http://ru.wikipedia.org/
http://topwar.ru/
Военно технический сборник "Бастион"

Благодарности


Спасибо Zamuchryshkin за превью

Другие темы


Спасибо за прочтение!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Цитата

Е.В. Колбасьев в период с 1908 по 1090 год
Поправь. А так вроде как все отлично.
Отлично!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
223 публикации
192 боя

Просмотр сообщения1L1dan (08 Авг 2013 - 17:55) писал:

Поправь. А так вроде как все отлично.
Упс, этого вообще не должно быть в этом выпуске  :veryhappy:
Спасибо за внимательность.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияDesantnik_VDV_RF (08 Авг 2013 - 18:04) писал:

Упс, этого вообще не должно быть в этом выпуске  :veryhappy:
Спасибо за внимательность.
Не за что  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 946 боёв

Цитата

Вот, что писала газета того периода об этом:

Цитата

Морское ведомство решило в самом непродолжительном времени приступить к постройке подводного крейсера по проекту известного изобретателя лейтенанта Колбасьева. Таких судов нет ни в одном флоте. Крейсер 3000 тонн водоизмещением, стоимость его 1 ½ мил. рублей. Он в состоянии будет проплыть расстояние Кронштадт - Владивосток с средней скоростью в 20 узлов в час без пополнения запаса нефти. Под водой, без пополнения запаса воздуха для команды, крейсер может продержаться до 6 час

Цитата

в 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строгой секретности, корабельным инженером

Ничего себе тайны мадридского двора! Газеты пишут, и все секретно. Прикольно. Да.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
242 публикации
2 290 боёв

Не плохо!+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
71 публикация

хорошая статья

только мне до сих пор не понятна доктрина, и суть применения такой машины

 

типа что-то среднее между подлодкой и эсминцем?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Угу. Эстонским эсминцем, который м-е-е-дленно и никудта не торопьясь, на восьмиузловой скорости гоняется за 16-и узловыми броненосцами  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
57 публикаций
995 боёв

за статью спасибо,познавательно,вот только надобность подобного "плав средства" не понятна..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Спасибо. Думаю, при условии,её применения с плавбазы с заходом в порт, лодку быстро бы вычислили. Не стали же для неё переделывать 2-3 парохода

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
121 публикация
58 боёв

Интересный миноносец, но не особо мощный) Спасибо за инфу :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
45 публикаций
1 982 боя
Цитата

В 1902 г., заведуя бассейном, сижу я раз в своем кабинете и что-то считаю. Докладывают, что меня желает видеть капитан 2-го ранга Колбасьев.

— Проси.

Входит в мой кабинет:

— Я к вам с приказанием от начальника Главного морского штаба.
Я встал.

— Начальник штаба приказал поместить в бассейн мою подводную лодку, держать ее совершенно секретно. Сколько постов часовых вам надо?

— Женька, перестань ломать ***; никаких постов мне не надо, поставлю твою лодку вдоль стены, устрою кругом нее забор из теса, сверху закрою брезентом, скажи, что тебе надо...

— Видишь ли, моя лодка особенная, разборная, из шести отсеков, каждый из которых в отдельности можно грузить на верблюда и перевезти в Персидский залив, там собрать; все это совершенно скрытно.

Привез он свою посудину из шести отсеков, длиною метра по два. Поместил я его лодку в бассейн, зашил ее кругом досками. Спрашивает он меня как-то:

— Как ты думаешь, выдержит эта лодка погружение на 100 футов?

— Нет, не выдержит.

— А сколько выдержит?

— Футов шесть.

— Что же надо делать, чтобы выдержала хоть 60 футов?

— Надо подкреплять.

Стал он ее подкреплять и надоедать мне и Бубнову с расчетами подкрепления. Тогда я ему говорю:

— Возьми бумагу и запиши, как рассчитывать балку, стойку, распорку и пр. Теперь считай сам, ни к кому не приставай.

Стал он сам считать.

— Я должен тебя предупредить, через неделю в воскресенье приедет в бассейн отец Иоанн Кронштадтский святить лодку. Отслужит молебен, назовет ее «Матрос Кошка». Надень вицмундир, приедет Дубасов, разное начальство, скажи служащим, что могут быть на молебне, но должны надеть праздничное платье.

— Что же, святи лодку: по Ньютону, вездесущие божие сопротивления движению тел не оказывают.

Через неделю приехал отец Иоанн, отслужил молебен, освятил лодку, освятил воду в бассейне, было всякое начальство.

Подсчитал Колбасьев подкрепление на 60 фут. Оказалось, что лодка тонет; решил он обшить ее слоем пробки толщиною фута в два. Стал вырабатывать пробку, склеивая ее из множества слоев особым клеем.

— Ведь знаешь, эта пробка представит броню. Я стану за половиной отсека — стреляй в меня из винтовки.

— Хоть ты и ***, но я в каторгу идти не хочу. Пойдем рядом в научно-техническую лабораторию, поставим твой отсек, за ним 2-дюймовую доску и будем стрелять. Я говорю, что пуля пробьет пробку, стальную обшивку и доску. Давай держать пари: если пробьет, то ты поставишь к завтраку шесть дюжин твоих устриц, три бутылки белого. Если не пробьет, — плачу я.

— Идет.

Пуля пробила пробку, сталь, доску, и увидел Колбасьев, что пробка — не броня. Попутался он еще месяца два и увез лодку в Севастополь. Прошло шесть лет.

1 января 1908 г. я был назначен на пост Главного инспектора кораблестроения, а в сентябре — исполняющим должность председателя Морского технического комитета.

По этой должности стал я знакомиться с секретными делами. Смотрю: «Дело Колбасьева».

Читаю письмо его к адмиралу Дубасову, бывшему председателем Технического комитета, начинающееся так: «Дорогой Федор Васильевич, вот уже месяц, что я работаю в бассейне. От Крылова и Бубнова я все перенял и теперь свободно делаю всякие расчеты...»

Затем ряд других писем и, наконец: «Дорогой Федор Васильевич, издержался я на лодку; оказалось, что она мне обошлась в 50 ООО руб., будьте добры, похлопочите мне такое возмещение моих расходов» (а красная цена лодки тысячи три). Затем в конце расписка: «Талон к ассигновке 50 ООО руб. получил. Е. Колбасьев».

Пришлось мне в 1907 г. быть в Севастополе. Лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила и на верблюдах в Персидский залив ее не возили.

 

Академик Крылов А.Н. "Мои воспоминания".

Неплохой распил бабла был...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
141
[MAD-B]
Старший бета-тестер, Коллекционер
401 публикация
9 176 боёв
14 часа назад, Rheinmetall_Borsig сказал:

 

Академик Крылов А.Н. "Мои воспоминания".

Неплохой распил бабла был...

Да уж. Ничего то в России матушке не меняется:Smile_sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×