Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_384xVXV7vNjF

Есть ли жизнь на авианосцах или американские «кузницы победы»

В этой теме 66 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
900 публикаций

Уважаемые посетители форума, предлагаю вашему вниманию статью авторства уважаемого Vitzlipuzli

Жизнь на корабле – это постоянная война. Война с ржавчиной, оружием в которой служат зубило, щетка и краски.

Life on board ship is a constant battle with rust, in which the weapons are the chipping hammer, the wire brush, red lead, and gray paint.

Crossing the Line. A Bluejacket's Odyssey in World War II. Alvin Kernan

Мировые войны зачастую способствуют техническому прогрессу. И если Первая Мировая война в общественном сознании скорее ассоциируется с газовыми атаками и рядами колючей проволоки, то Вторая Мировая в умах большинства соседствует с «орудиями победы». Это боевые машины, которые переломили ход военных действий, будь то британские самолеты Spitfire, русские танки «Т-34» или американские авианосцы. Последние стали неотъемлемой частью военно-морской культуры, сыграв колоссальную роль на тихоокеанском театре военных действий. Они получили славу «кузниц победы», о чем свидетельствовали битвы при Мидуэе и Лейте, а так же множество других операций американского флота.

Изображение

Авианосец «Энтерпрайз» (CV-6) в гавани Сан-Франциско, 1939 год.

Авианосцы, как и любые боевые корабли, требовали тысяч добровольцев для формирования экипажей. Будущих моряков еще предстояло обучить и превратить в специалистов своего дела.

Изображение

Пилоты эскадрильи торпедоносцев (VT-13) на авианосце USS Franklin (CV-13) во время битвы при Лейте, 1944 год.

11 июня 1940 года Конгресс США одобрил строительство 12 новых баз для обучения военно-морских летчиков. Возведение этих объектов стратегического характера велось в рекордно короткие сроки. К примеру, одна из самых грандиозных баз, Корпус Кристи, выпустила своих первых летчиков уже 1 ноября 1941 года. При этом к моменту нападения на Перл-Харбор, 7 декабря того же года, ее строительство было окончено только на 70%.

Изображение

Истребительная эскадрилья VF-10, так же известная как «Мрачные жнецы» (Grim Reapers) на борту авианосца USS Enterprise (CV-6), 1942 год.

Такой массовый характер подготовки военных кадров не оставлял противнику никаких шансов в длительном противостоянии. Уже после первых поражений, битв в Коралловом море и при Мидуэе, императорский флот стал остро ощущать нехватку квалифицированных пилотов. В отличие от США, Япония не могла компенсировать потери летного состава флота в короткие сроки.Помимо летчиков, для обслуживания авианосцев также нужны были тысячи матросов-техников. На их плечи возлагались такие операции как ремонт, дозаправка, оснащение боевой подвеской. Весь огромный экипаж нужно было разместить на авианосце, обеспечить питанием и необходимыми средствами для выполнения боевых задач: запчастями, боеприпасами и техникой. Команды стандартных для первого этапа войны авианосцев типа USS Yorktown достигали двух тысяч человек.

Изображение

Экипаж авианосца USS Lexington (CV-2) вместе с приписанным к нему персоналом авиагруппы, 1930-ые

Непременным условием выживания авианосца в морской войне была его активная патрульная и противовоздушная служба. «Плавучие аэродромы», имевшие посредственное бронирование и слабое артиллерийское вооружение, постоянно находились в состоянии повышенной боевой готовности. Эскортные корабли, выделенные для их охраны, не всегда справлялись с потенциальной угрозой. Именно поэтому экипажи авианосцев работали по 14 – 16 часов в сутки: требовалось обеспечивать непрерывную работу патрульных групп, осуществлять разведку, оттачивать навыки взлета и посадки, слетанности авиагрупп, и наконец, быть готовыми к боевым вылетам на вражеские цели.

Изображение

Торжественная церемония по случаю пройденных 200 000 миль экипажем авианосца USS Copahee (CVE-12), 1945 год.

Матросский состав на авианосце размещался в общих каютах по шестьдесят человек. В таких бытовых условиях моряку обеспечивалось только спальное место, а так же пространство для небольшого рундука под форму и предметы личной гигиены. Офицеры располагались в небольших каютах, рассчитанных на два-четыре человека. И только высший командный состав мог рассчитывать на индивидуальные каюты, достаточно просторные для личных вещей, призванных скрасить часы досуга. Так один из офицеров с авианосца USS Hornet, командор Оскар Додсон, взял с собой на корабль коллекцию старых монет, не имевших серьезной нумизматической ценности, но памятных самому офицеру.

Изображение

Похороны младшего лейтенанта Юджина Бредшоу (Eugene Bradshaw) на борту эскортного авианосца USS Anzio (на 19 июля 1944 года носил имя USS Coral Sea CVE-12), 1944 год.

Как всегда на службе, вопрос питания экипажа являлся одним из ключевых. Согласно уставу, моряки принимали пищу в общей столовой, а офицеры – в кают-компании, где их обслуживали стюарды из числа матросского состава. Питание осуществлялось трижды в день, кроме того во время ночных вахт дозорные получали дополнительные порции кофе для поддержания тонуса. Порой имевшие доступ к казенным запасам моряки изобретали свои собственные рецепты «энергетиков», которым не было места в официальных меню ВМС США. Например, дежурные офицеры с авианосца USS Enterprise употребляли так называемое «лосиное молоко». В состав напитка входил кофе и *** крепостью 99%, которым по уставу полагалось протирать бомбовые прицелы.

Изображение

Загрузка провизии на борт авианосца USS Essex (CV-9), 1945 год.

Снабжение боевых кораблей всем необходимым было одной из сильнейших сторон флота США, но в военное время сбои все же случались. В первые месяцы войны авианосец USS Yorktown (CV-5), находившийся в боевом походе, начал испытывать нехватку продуктов. Рацион моряков неуклонно снижался. Чтобы хоть как-то поднять боевой дух экипажа, находчивый корабельный капеллан Гамильтон устроил аукцион. Единственным лотом на нем был последний на корабле стейк. На глазах у всего экипажа этот «деликатес», бережно накрытый прозрачным стеклянным колпаком, был торжественно пронесен по палубе авианосца под конвоем четырех морских пехотинцев, вооруженных как на параде винтовками М-1 Garand. Но это было только началом представления. Выигравшие аукцион счастливчики были со всеми почестями усажены за столик на самодельной сцене, смонтированной в районе второго самолетоподъемника. Ухаживала за победителями «миловидная официантка», роль которой играл один из матросов. В честь победителей предприимчивый капеллан устроил целое шоу для всей команды. Спонтанный праздник, в программу которого входил даже оркестр, помог поднять боевой настрой экипажа, утомленного вынужденной «картофельной диетой».

Изображение

Праздник Нептуна на борту авианосца USS Enterprise (CV-6), 1938 год

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
402 публикации

Среди военных будней некоторые матросы находили время и силы развивать свои навыки. Однажды к командиру авианосца USS Hornet пришла делегация матросов, служивших корабельными коками. По их словам, они хотели наравне со всеми участвовать в боевых действиях, а не просто «подавать еду и мыть офицерские тарелки».  Марк Митчер, командир корабля, согласился на эксперимент и назначил матросов в расчет зенитного орудия, а впоследствии специально уделял время их обучению на стрельбах. Через некоторое время этот расчет стал одним из самых результативных на корабле.

Изображение

Расчет зенитного орудия на авианосце USS Copahee (CVE-12), 1942 год.

Работа, отнимавшая у экипажей авианосцев большую часть времени, почти не оставляла времени на отдых и развлечения. Однако, несмотря на все запреты, матросский состав находил возможность устраивать партии в карточные игры или в кости. Особую популярность на флоте имели споры и пари, естественно сопровождавшиеся денежными ставками. Они негласно поощрялись командным составом, использовавшим соревновательный элемент как стимул для матросов при боевой подготовке.  Обычно собирался небольшой «призовой фонд», стимулирующий интересы участников спора. Такие пари происходили на флоте повсеместно: во время тренировочных стрельб или любых других мероприятий. Даже война не была помехой азарту моряков, и «сделки» порой заключались прямо во время боя.

Изображение

Празднество в честь пересечения линии перемены дат на борту авианосца USS Hornet (CV-12), 1944 год.

Военное время также не отменяло морских традиций. Например, во флоте свято чтили обычай, связанный с «пересечением линии»: экватора, нулевого меридиана или линии перемены дат. Согласно интернациональной традиции происходило посвящение новичков, впервые пересекавших одну из этих «линий». По воле Нептуна – также выходца из числа матросов – они подвергались разного рода испытаниям, пройдя которые торжественно получали звание морских волков. На американском флоте эта традиция была настолько распространена, что ни ранг, ни возраст новичка не освобождали его от обязанности пройти инициацию. И хотя традиционная программа церемонии могла отличаться, главными ее элементами всегда были царь Нептун, его многочисленная свита и непосвященные моряки, которых ждали коварные испытания от распорядителей церемонии.

Изображение

Праздник Нептуна на борту авианосца USS Wasp (CV-7), 1942 год.

С линией перемены дат были связаны курьезные случаи, когда экипажи кораблей «путешествовали во времени», перескакивая календарные дни. Так в первые месяцы войны команда авианосца USS Hornet дважды отмечала Рождество, курсируя согласно боевому заданию в Тихом океане. По воспоминаниям экипажа, «первое» Рождество было отпраздновано с огромным размахом, а вот «следующее» утомленная команда встретила с меньшим энтузиазмом…Вообще Рождество даже в годы войны оставалось для моряков особым праздником. В декабре 1945 года USS Enterprise возвращался на родину. По воспоминаниям экипажа, вся команда мечтала провести первое после окончания войны Рождество в кругу родных и близких, но сильнейший шторм задерживал корабль в пути. Ранним рождественским утром USS Enterprise все же достиг американского берега в порту города Байонн, Нью-Джерси. Матросы торопились получить увольнительные и в спешке заканчивали дела на корабле, когда капеллан корабля получил сообщение из местного сиротского приюта. В нем говорилось, что ресурсы приюта не позволяют устроить даже специальный ужин по случаю Рождества, и мальчишки могут остаться без праздника.

Изображение

Празднование Рождества на борту авианосца USS Enterprise (CV-6), организованное для мальчишек из сиротского дома, 1945 год.

По тревоге был поднят весь экипаж авианосца. Моряки, истощенные после тяжелого похода, успели в считанные часы украсить USS Enterprise, приготовить торжественную программу и множество нехитрых лакомств для сирот. Как вспоминал позже Ричард Кейон, радист второго класса, в конечном счете не только 140 мальчишек из сиротского дома, но и сам экипаж USS Enterprise встретили на борту авианосца одно из лучших рождественских празднеств в своей жизни.Возможно, именно такая слаженность команды сделал этот корабль одним из самых легендарных авианосцев США. USS Enterprise получил 20 боевых звезд, то есть больше, чем любой другой американский корабль Второй Мировой войны.Десятки тысяч американских моряков, служивших на авианосцах Второй Мировой войны, сделали этот класс кораблей своего рода историческим феноменом. Экипажи авианосцев прошли через атаки камикадзе, сражения при Мидуэе и Лейте, а также десятки других значимых для победы США операций. Истории этих людей и их повседневной жизни в период службы могут рассказать о войне куда более красноречиво, чем долгие исторические хроники.

Источники:

  • Lisle A. Rose. The Ship That Held the Line. The USS Hornet and the First Year of the Pacific War. Naval Institute Press, 2005

  • Edward P. Stafford. The Big E: The Story of the USS Enterprise. Naval Institute Press, 2005

  • Alvin B. Kernan. Crossing the Line: A Bluejacket's Odyssey in World War II Crossing the Line: A Bluejacket's Odyssey in World War II. Yale University Press, 2007.

  • Robert J. Cressman. That Gallant Ship: U.S.S. Yorktown CV-5. Pictorial Histories Publishing Co., 1985.

  • Norman E. Berg. My Carrier War: The Life and Times of a Naval Aviator in WWII. Hellgate Press, 2001

  • Norman C. Delaney. Corpus Christi’s: University of the Air // Naval History. – 2013. – V. 27. – P.36-41.

  • Big E's 1945 Christmas Present: http://cv6.org/compa...counts/rkenyon/

  • Photographic History of the U.S. Navy: http://www.navsource.org/
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
204 публикации

Великолепный Энтерпрайз Йорктаунович с замечательным экипажем. Мой любимый корабль периода Второй Мировой.

Спасибо за увлекательную статью!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 702 публикации

Очень интересная статья) Благодарю)

 

Особенно тронула такая маленькая деталь, как "лосиное молоко" и зенитный расчёт из коков.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
47
[SQDGG]
Старший альфа-тестер
261 публикация
3 130 боёв

Статья хороша :popcorn: ,концовка так вообще несколько трогательная,спасибо Джеймс  :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Отличная статья, очень много интересностей, спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
20 098 боёв

статья интересная, но, простите, а что такое "разовая атака"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
435 публикаций
4 281 бой

Просмотр сообщенияCergio (29 Авг 2013 - 23:56) писал:

Статья хороша :popcorn: ,концовка так вообще несколько трогательная,спасибо Джеймс  :medal:
Вы хотели сказать "спасибо Джеймс и уважаемый Vitzlipuzli"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
8 публикаций
420 боёв

Просмотр сообщенияserjios (30 Авг 2013 - 02:16) писал:

статья интересная, но, простите, а что такое "разовая атака"?
Спасибо за наблюдательность. По мысли автора вместо "разовых атак" были атаки газовые.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
516 публикаций

Немножко о храбрости служивших на авианосцах. В интернетах нашел любопытное фото (см. под спойлером).

На фото — 10 ноября 1943 года. Крушение палубного истребителя Grumman F6F Hellcat на палубе Авианосца USS Enterprise. Бросившийся на помощь пилоту лейтенант Walter L. Chewning, Jr. помог ему спастись. На кадре он одной ногой стоит на горящем подвесном баке емкостью чуть более 560 литров.

Изображение

 

момента.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияPinkman26 (28 Авг 2013 - 17:42) писал:

В состав напитка входил кофе и *** крепостью 99%, которым по уставу полагалось протирать бомбовые прицелы.

Меня как русского человека терзают смутные сомнения, может быть у них был обычный ***, 96%?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
435 публикаций
4 281 бой

Просмотр сообщенияOCTPOB_B_MOPE (30 Авг 2013 - 17:02) писал:

Немножко о храбрости служивших на авианосцах. В интернетах нашел любопытное фото (см. под спойлером).
На фото — 10 ноября 1943 года. Крушение палубного истребителя Grumman F6F Hellcat на палубе Авианосца USS Enterprise. Бросившийся на помощь пилоту лейтенант Walter L. Chewning, Jr. помог ему спастись. На кадре он одной ногой стоит на горящем подвесном баке емкостью чуть более 560 литров.

момента.

Есть не в таком "синем" качестве.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
435 публикаций
4 281 бой

Просмотр сообщенияBugest (30 Авг 2013 - 17:08) писал:

Меня как русского человека терзают смутные сомнения, может быть у них был обычный ***, 96%?
Есть такая вещь как "абсолютирование этилового ***".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
77 публикаций
4 245 боёв

Спасибо за фото, очень много сказали лица жителей авианосцев. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
18 публикаций
580 боёв

Блин,всегда удивлялся как столько людей там живет и работает.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×