Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aunt_Tom

"Белые слоны Сталина". Большой флот 1946-1955 (тема без картинок)

В этой теме 194 комментария

Рекомендуемые комментарии

295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

"особое, трудно объясняемое пристрастие к тяжелым крейсерам"


Здравствуй, дорогая аудитория.

Сегодня мы поговорим о кораблях, которые в игре когда-нибудь будут. Которые составят "топ" советских веток развития и про которые сотни тысяч хомячков будут кричать на этом самом форуме: "Отстой! "Советская Бессарабия" не нагибает!" И сейчас мы узнаем, почему не нагибает.

Корни нашего судостроения надо искать в конце 1920-х годов. Когда тов. Сталин впервые заговорил о том, что великой державе подобает иметь великий флот и "через пять лет мы будем строить линкоры". Через пять лет не получилось, получилось через десять и через несколько итераций "вчера проектировал флот, сегодня валишь лес и обратно". Проектанты и строители флота у нас отправлялись валить лес особенно часто, что метко характеризует достигнутые ими успехи.

В 1943-м году, когда стало ясно, что "эту войну СССР скорее всего уже не проиграет", высшие военные чины начали вновь задумываться о послевоенном будущем, в том числе и о будущем флота. Тут, наверное, будет уместно отметить, что у нашей страны есть география, чтоб ее перекосило, а эксперимент по "межтеатровому маневру главных сил флота" был поставлен З.П. Рожественским в 1905-м году и прошел он как-то не очень. Поэтому планы нашего Большого Кораблестроения всегда делались с поправкой на необходимость иметь четыре Больших Флота вместо одного и программам, от числа кораблей в которых выпучивались глаза даже у многое повидавших американских стратегов.

Справочно. На момент конца войны "ближайшее будущее флота" выглядело как несколько заложенных ЛК пр. 23, два киля ТКр пр. 69, недостроенные легкие крейсера 68-го проекта и эсминцы проекта 30. Легкие крейсера и эсминцы решили достроить, ЛК и ТКр пошли в разборку в силу плохого состояния корпусов и сильного морального устаревания (витала идея достроить "Сов. Союз", но решили не связываться).


Разработка "Десятилетней программы военного кораблестроения на 1946—1955 годы" напоминала матч по боксу.

В синем углу ринга находился Н.Г. Кузнецов, который как "представитель заказчика" требовал сбалансированный флот из кораблей, построенных с учетом опыта войны (в которой, напомню, все беды на корабль падали сверху). И даже авианосцы требовал. А артиллерийские корабли должны были иметь адекватное зенитное вооружение и средства управления огнем.

В красном углу стояла судостроительная промышленность.  Главной точкой зрения НКСП было то, что ее лидеры не хотели валить лес. Создание неведомого класса "кораблесамолетов", разработка новых приборов обещали, как это было до войны, кучи неизвестных проблем, срывы жестких сроков, и как неизбежное следствие -- долгие личные беседы с Лаврентием Палычем. Поэтому промышленность очень хотела делать то, что уже научилась -- строить легкие силы и проектировать тяжелые корабли (по возможности не доводя дело до закладки). А приборы? "Какие приборы? Вот схема Гейслера, надежная и проверенная временем!" В качестве рефери выступал И.В. Сталин и его "нездоровое пристрастие к тяжелым крейсерам".

Уже в первом раунде Кузнецов "пропустил удар" и из его рук были выбиты проекты эскадренного авианосца. В программе остались только два "малых". По окончании матча победа по очкам была присуждена НКСП , а Н.Г. сначала был назначен "руководителем военно-морских ВУЗ-ов", а потом отправлен на Дальний Восток, к лесоповалу поближе. Наркомом ВМФ стал И.С. Юмашев, в войну командовавший ТОФ, его замом -- Филипп "набежал на Констанцу и убежал из Севастополя" Октябрьский.


В результате старательного выполнения Программы, СССР получил следующее.

Авианосцы. Все проекты были отменены сразу после того, как Н.Г. Кузнецову указали "направление на северо-восток"

Линейный корабль пр. 24. Усердно проектировавшийся до самой смерти ИВС монстр, к 1951-му году слоник "разбух" в водоизмещении аж до 80 килотонн, причем надо обратить внимание, что даже его предок ЛК пр. 23 "Советский Союз" был больше, чем американские "Айовы". Основная часть водоизмещения уходила на броню и чудовищную противоторпедную защиту. Главный калибр -- 9х406 (очень хотели 9х457, но опомнились, что "ствола нет и не ожидается"). Зенитное вооружение значительно слабее, чем у "Айов", потому что по мнению проектировщиков "ПВО соединения должно обеспечиваться кораблями охранения". После того как Сталин на одном из совещании обмолвился "если делать вам нечего -- занимайтесь линкором", вопрос о закладке исчез с повестки дня

"Малый линкор". В какой-то момент ЦНИИ-45 сошел с ума и начал прорабатывать "малый" ЛК с вооружением из одной-двух башен ГК в носовой части. Основная идея была в том, что "исчерпание боеспособности" корабля по расчетам наступает раньше, чем выходят из строя обе группы башен ГК и поэтому не имеет смысл ставить кормовую. Линкор имел усиленную защиту с носовых курсовых углов и должен был мчаться на врага аки торпедный катер. "Малым" корабль был очень условно, так как с водоизмещением 44 килотонны был больше линейного крейсера пр.82 и ненамного меньше все той же "Айовы". Ретивая мысль проектировщиков не сдерживалась уже ничем, ибо "в июле 1951 года министром стал вернувшийся из опалы Н.Г. Кузнецов, относившийся к созданию нового линкора резко отрицательно, в силу чего флот перестал проявлять какую-либо активность в этом вопросе".

Тяжелые крейсера пр. 82. Ну, на самом деле, с их водоизмещением и 305мм главным калибром -- линейные крейсера, конечно. Красивые хищные корабли, очень внушительно смотрящиеся на моделях и рисунках. Проект, усердно подталкиваемый лично Сталиным (все опять посмотрели на эпиграф) дотащили аж до закладки килей. Защита традиционно очень мощная (опытовый отсек "Сталинграда" потом в Севастополе усердно долбали первыми образцами ракет, без особого успеха), зенитное вооружение традиционно так себе. Особенно после того, как количество вспомогательной артиллерии резко уменьшили, чтобы "разогнать" корабль до 35 узлов. Но главная проблема проекта даже не в этом, а в банальной целесообразности -- целей в океане для крейсера с 305мм орудиями уже не было, американские "Аляски" встали на консервацию сразу после сдачи флоту.

Легкие крейсера пр. 68-бис. Сначала был построен первый советский крупный корабль -- крейсер "Киров". На него посмотрели, подумали и сделали чуть модифицированную версию по имени "Максим Горький". По итогам ощупывания "МГ" родился проект крейсера 68 "Чапаев", постройка которого началась в 1938-м году. Вот 68-бис это и были, по сути, чуть причесанные по итогам войны "Чапаевы", продукт 15-летней доработки проекта 1932-го года. Трехорудийные 152мм башни, 37мм зенитные автоматы и низкопроизводительные, но неубиваемые котлы -- все, как в старые добрые времена. А! Еще, в результате оптимизации бронирования, у кораблей была расширена, по сравнению с "Кировыми", пресловутая "зона свободного маневрирования". Заложили 25 штук, флоту успели сдать, слава Прогрессу, всего 14. Пароходы долгое время, до появления "флота Горшкова", были самыми крупными кораблями ВМФ СССР и "гордо несли флаг Советского Союза в Мировом океане". Достойная задача, но четырнадцати вымпелов для этого все-таки многовато. Интересующиеся могут посмотреть в Новороссийске на "Михаила Кутузова".

Эсминцы проекта 30-бис. Самая большая серия надводных кораблей в истории советского ВМФ -- забабахали аж 70 штук. Корабль тоже "хорошо освоен промышленностью" ибо как и крейсер является небольшим улучшением довоенного проекта (пр.30, что очевидно). Есть такой общеизвестный тезис, что "военные всегда готовятся к прошедшей войне". Так вот, поскольку 30-й проект был воплощением вылизанного "до блеска" ТЗ на эсминец межвоенного периода, то мы можем сказать, что "зобисы" -- лучшие эсминцы Первой Мировой войны. Предназначенные для артиллерийских дуэлей с себе подобными и выхода в торпедную атаку сквозь разрывы в кильватерной колонне линкоров. "Поворот на 180 градусов от Гранд-флита" под прикрытием 30-бисов у Шеера получился бы просто идеально. А вот для категории "заложенные в 1947-м году" эсминец с десятью торпедными трубами, неуниверсальным главным калибром и ЗА в лице семи 37мм автоматов смотрелся... странно.

Подводные лодки. В числе прочих Наркомсудпром с разгону построил и сдал флоту 53 "малютки" XV-й серии. Nuff said.


Итого. Итого с 1947-го по 1953-й год СССР ударными темпами воздвиг второй по численности в мире военно-морской флот. Далеко переплюнув Британию и чуть не достав до США. Применимость этого флота была более чем сомнительна, ибо в послевоенных реалиях корабли могли действовать только в пределах "зонтика ПВО" с береговых аэродромов. Ну и оборудование военно-морских баз не угналось за таким скачком численности флота, поэтому ресурс кораблей в очень большой степени был израсходован пребыванием на необорудованных стоянках и длительным ожиданием очередных ремонтов. Как кто-то где-то метко сформулировал, "в связи с резким прогрессом в области вооружения и управления, руководству СССР требовалось срочно куда-то выбросить народные деньги".
  • Плюс 26

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

а почему без картинок ?

а вообще  написано неплохо прочитал с удовольствием.

Изменено пользователем Tomas_Plein

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (17 Сен 2013 - 12:33) писал:

а почему без картинок ?
Чтобы не затрудняли восприятие текста

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

можно было и под спойлер засунуть . хотя как я понимаю здесь больше не про корабли а про саму  послевоенную концепцию флота.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияTOP__GAMER (17 Сен 2013 - 12:44) писал:

если нет картинок то и не кому не будет интересно
Тебе - точно. Не нагружай мозг, лобовую кость расколет.
ТС, + однозначно.
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 034 боя

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (17 Сен 2013 - 12:51) писал:

Тебе - точно. Не нагружай мозг, лобовую кость расколет.
ТС, + однозначно.
думаю, не раскролет. там как минимум  5 см покругу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (17 Сен 2013 - 12:40) писал:

можно было и под спойлер засунуть . хотя как я понимаю здесь больше не про корабли а про саму послевоенную концепцию флота.
К сожалению, тогда ЦА ограничивается только просмотром картинок и начинает требовать убрать под спойлер текст, чтобы не мешал

Картинки есть в гугле, да они и только мешать будут. К примеру, "Сталинграды" (как и "Кронштадты") -- очень красивы, но это не отменяет их полной ненужности

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

Отличный материал! За иронию и сарказм +  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Цитата

"Малый линкор".
Это вот это?

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (17 Сен 2013 - 13:55) писал:

Это вот это?
Ага. "Три плюс два" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (17 Сен 2013 - 13:59) писал:

Ага. "Три плюс два" :)
Как-то не рыба и не мясо. Или они всерьез прорабатывали вариант эдакой биремы с абордажной командой на борту?
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (17 Сен 2013 - 14:04) писал:

Как-то не рыба и не мясо. Или они всерьез прорабатывали вариант эдакой биремы с абордажной командой на борту?
Они уже просто курили траву -- флот ясно сказал, что линкоры ему не нужны.

Прорабатывали вариант боя на острых углах потому, что посчитали, что бронирование борта недостаточно. Значит надо сокращать эффективную площадь цели
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (17 Сен 2013 - 14:19) писал:

Они уже просто курили траву -- флот ясно сказал, что линкоры ему не нужны.
Кстати, если не затруднит, то напишите подробно о том, почему в СССР, вплоть до развала, так и не построили ни одного авианосца. Полноценного, а не 1143 и его развитий.
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (17 Сен 2013 - 14:24) писал:

Кстати, если не затруднит, то напишите подробно о том, почему в СССР, вплоть до развала, так и не построили ни одного авианосца. Полноценного, а не 1143 и его развитий.
В данный момент я не готов, совсем не моя эпоха. Надо копать и хорошо бы, чтобы копал не я :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (17 Сен 2013 - 14:34) писал:

В данный момент я не готов, совсем не моя эпоха. Надо копать и хорошо бы, чтобы копал не я :)
Можно ограничиться хотя бы периодом до 50-х.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (17 Сен 2013 - 14:37) писал:

Можно ограничиться хотя бы периодом до 50-х.
А "до 50-х" я идею обозначил. Промышленность очень жестко дала понять, что не спроектирует и не построит. Ни-за-что. Да и тов. Сталин, несмотря на гигантоманию, задач отрыва от родных берегов перед флотом не ставил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Если честно, то фотографий все-таки не хватает.

Когда читаешь материал, то хочется посмотреть на то, о чем пишется.

 

Разделять аудиторию по принципу "если тебе нужны фото, то твой интеллект неизбежно стремится к нулю" - не совсем корректно.

Я например другие статьи на этом форуме читал и не заметил, чтобы их авторы, расширяя и дополняя темы фото и видео материалами, делали это в расчете

на одобрение восторженной толпы ***ов.

 

У автора конечно свой взгляд и подход на такие вещи, но лично я считаю, что теме не хватает оформленности.

Естественно мое мнение - это всего лишь мое мнение и естественно - может не совпадать с мнением автора и аудитории.

Извиняюсь, если был резок в высказываниях.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 275 боёв

Отлично, давно ждал подобной темы. Собственно, после долгого общения по поводу ЧФ.

Спасибо. Есть некоторое сходство по глобальности задумок с современной концепцией развития флота из этой темы http://forum.worldof...ения-и-возможн/, а вот что получается из всего этого видно далеко не сразу.

Собственно, как тогда, так и сейчас не поставлены четкие цели. Что в итоге должен делать флот?

Вариантов полно и из-за разности во мнениях и получается такая неразбериха. У США все было гораздо проще, да так оно и остается.

1 вариант: нужен многофункциональный флот для борьбы с любым противником в любой точке света. У США есть что-то подобное сейчас, но в конце ВМВ еще находилось в зачаточном состоянии из-за чего и существовали мысли о постройке этих самых "слонов".

Под этот же вариант подходят подпункты:

-получить как можно больший вес во внешней политике, так сказать "поиграть мускулами"

-по-максимуму отодвинуть вероятного противника от своих границ и поиграть на своем чувстве защищенности

2: нужны силы с ограниченной боевой мощью с возможностью решения ограниченного круга задач в разных частях земного шара

Наверное это то к чему сейчас стремится Китай. Да и наши пытаются восстановить часть советского флота.

Понятно, что такой флот диктовать другим государствам на внешнеполитической арене не очень-то и позволит, но тут остается вопрос, а надо ли диктовать?

Во время холодной войны в СССР, скорее всего был создан именно такой тип флота.

3: нужны силы для защиты собственных территорий, в том числе всяких нефтяных бассейнов и т.д.

Для послевоенной экономики была единственная посильная задача. Да и сейчас, как мне кажется, самый приемлемый вариант для России. Но тут есть проблема: современная геополитика толкает на защиту своих интересов в сильно удаленных точках Земли, например: Куба, Венесуэла и др.

4:а нафиг вообще флот нужен? Что такое флот?

Вариант, которым можно охарактеризовать Ельцинское время.

В итоге: несмотря на любые меры, невозможно создать флот, игнорируя экономику и возможности производства.

Да, и я, как и 1L1dan был бы благодарен за подобную аналитику в другие временные периоды.

Изменено пользователем Doktar

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×