Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_8HxoBc8LYsKz

Броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин"

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
120 публикаций

"Адмирал Сенявин" в Кронштадте, осень 1896 года

Изображение

Место постройки: Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Заложен: 20.07.1892. Спущен: 10.08.1894. Укомплектован: 03.07.1897. Судьба: потоплен как мишень в 1936

Характеристика и оценка проекта

Предназначался для противостояния шведским броненосцам на Балтике. Отличался малой осадкой и сильным артиллерийским вооружением, был хорош для действий во внутренних морях и обороны побережья. Из-за плохой выделки 254-мм орудия не могли стрелять полным зарядом, что снизило дальность стрельбы.

Быстрое развитие иностранных флотов (в первую очередь германского) заставило к 1890 г. пересмотреть русскую 20-летнюю кораблестроительную программу (1883-1902 гг.). План усиления Балтийского флота на 1891-1895 гг. предусматривал в числе других постройку броненосных кораблей с малой осадкой и сильным артиллерийским вооружением, предназначенных для действий во внутренних морях и обороны побережья.

Одновременно с проработкой проекта предпринимались попытки получения сведений о зарубежных "новейших прибрежных броненосцах и канонерских лодках". С конца 1889 г. по июнь 1891 г. МТК под руководством старшего судостроителя Э. Е. Гуляева последовательно составлялись эскизные проекты броненосных кораблей водоизмещением от 3850 до 5500 т. Сравнивая их с иностранными, Э. Е. Гуляев пришел к выводу, что "при том же углублении и водоизмещении у нас может быть спроектирован и выстроен гораздо лучше защищенный броненосец". Уже после утверждения в июне 1891 г. эскизного проекта двухбашенного броненосца для Балтийского моря (водоизмещение 4100 т) возникла необходимость увеличить скорость на 1 уз за счет ослабления бронирования ("ввиду хода германских броненосцев 16 узлов"), а также установки новых скорострельных 152-мм орудий.

 

Работы на первом броненосном корабле (с февраля1892 г.- броненосцы береговой обороны) начались 16 июня, на втором -20 июля 1892 г., на третьем - 12 октября 1894 г. Торжественная закладка кораблей, получивших имена прославленных русских флотоводцев "Адмирал Ушаков" (Балтийский завод), "Адмирал Сенявин" и ."Генерал-адмирал Апраксин" (Новое адмиралтейство), состоялась 22 октября 1892" г., 8 апреля 1893 г. и 20 мая 1895 г. соответственно (водоизмещение по проекту 4126 т, наибольшая длина 86,4, ширина 15,9, осадка с нормальным запасом топлива 5,2 м, скорость 16 уз при индикаторной мощности механизмов 4250 л. с., нормальный запас топлива 214, полный 400 т). Проектом предусматривалась установка четырех 229-мм орудий (длина ствола 35 калибров) в двух башнях, четырех 152-мм скорострельных Канэ, шести 47-мм одноствольных, восьми 37-мм пятиствольных Гочкиса и двух 64-мм десантных Барановского. Первые два корабля типа "Адмирал Сенявин", как их называли в документах тех лет, планировалось ввести в строй в кампанию 1894 г. Учитывая недостаточные производственные мощности по выпуску судовых машин на Балтийском и Франко-Русском заводах, а также их большую загруженность, Морское министерство заказало для них главные механизмы в Англии. Контракты с фирмами "Хэмфрис Тэнант" и "Моделей" (соответственно 13 марта и 20 июля 1892 г.) предусматривали изготовление и монтаж машинно-котельных установок "Адмирала Сенявина" и "Адмирала Ушакова" к лету 1894 г. Кроме двух паровых машин тройного расширения (суммарная индикаторная мощность 5 тыс. л. с.) и четырех огнетрубных котлов (давление пара 9 атм) в состав каждой машинно-котельной установки входили опреснительные холодильники, испарители и т. д.; устанавливались трехлопастные гребные винты (диаметр 4 м) со съемными лопастями. Фирмы давали двухлетнюю гарантию на главные механизмы при условии плавания в течение этого срока наблюдающего инженера фирмы на каждом из броненосцев. В декабре 1893 г. руководство Франко-Русского завода обратилось с просьбой предоставить заказ на изготовление механизмов для броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Отечественное судовое машиностроение нуждалось в поддержке, поэтому Морское министерство пошло на заключение контракта (20 июня 1894 г.), несмотря на то, что стоимость таких механизмов на треть превышала английские. В разгар строительства броненосцев начал работать первый отечественный опытовый бассейн (весна 1894 г.); испытания прошли восемь вариантов моделей корпуса корабля этого тина, причем одна из них обеспечивала получение скорости на 0,5 уз больше проектной.

27 октября 1893 г. состоялся спуск на воду "Адмирала Ушакова", а 10 августа 1894 г. - "Адмирала Сенявина". Их постройка совпала с принятием на вооружение русского флота орудий нового типа, отличавшихся от прежних большей длиной ствола, а значит, и начальной скоростью снаряда. Кроме того, введение 10-дюймовых (254-мм) орудий взамен 9-дюймовых (229-мм) объясняется также желанием иметь вместо прежнего ряда калибров более равномерный (203, 254, 305-мм) для удобства выбора калибра артиллерии при проектировании кораблей, Аналогичные орудия Военное ведомство приняло для береговых батарей, с которыми предстояло взаимодействовать новым броненосцам. Ре-шение о вооружении 254-мм орудиями длиной 45 калибров вместо предусмотренных проектом стало чуть ли не главной причиной значительной перегрузки броненосцев и задержки со вступлением в строй (через 5 лет с начала работ). Первые восемь орудий, заказанные Обуховскому заводу для "Адмирала Ушакова" и "Адмирала Сенявина", приняли в серийное производство без отработки опытных образцов. Испытания в 1895-1896 гг. на Охтинском морском полигоне показали, что уменьшение массы орудия сказалось на его прочности; потребовалось ограничить заряд, а следовательно, и дальность стрельбы.

Еще в 1892 г. проводился конкурс на лучший проект башенной установки для двух 254-мм орудий; участвовали в нем как русские заводы, так и ряд иностранных фирм (Металлический, Путиловский, "Армстронг", "Уитворт", "Кайль", "Батиньоль", "Канэ"). Победили "Уитворт" и Путиловский завод, однако руководство последнего запросило за каждые две установки более низкую цену (по 310 тыс. руб.), что и решило исход дела. На первых двух броненосцах артустановки были с гидравлическим приводом, на "Генерал-адмирале Апраксине", впервые в русском флоте, - с электрическим; кроме того, они имели больший угол возвышения орудий (35° против 15 на первых двух), что увеличило дальность стрельбы с 60 до 73 кабельтовых и допускало скорострельность 1 выстрел в полторы мин. Применение башенных установок с электрическим приводом, без сомнения, прогрессивный шаг в отечественном кораблестроении того времени, даже несмотря на то, что масса каждой установки возросла по разным причинам со 144 до 255 т, а стоимость на 20%.

Бронирование первых двух броненосцев в основном соответствовало проекту. Броневой пояс длиной по ватерлинии 53, высотой 2,1 (с погружением в воду на 1,2 м) имел на протяжении машинных и котельных отделений толщину 254 мм с утонением к нижней кромке до 127; к носу и корме толщина плит также уменьшалась (203 мм). Для защиты от продольного огня по концам броневого пояса поставили носовой (203) и кормовой (152) траверзы, от которых к оконечностям шла карапасная палуба (50 мм). Поверх поясной брони располагалась броневая палуба (25 мм), на которой вокруг машинного люка устанавливались броневые 65-мм гласисы высотой 0,76 м. В связи с изменением в 1894 г. проектной формы башен главного калибра их вертикальную броню уменьшили с 203 (по проекту) до 178 мм, оставив толщину брони труб подачи снарядов (152) и боевой рубки (178) прежней. Еще задолго до испытаний первых двух броненосцев стало очевидным, что в окончательном виде они будут иметь значительную перегрузку. Чтобы избежать этого, на третьем корабле решили уменьшить на полтора дюйма (38 мм) толщину броневого пояса и носового траверза, заказав их "гарвеированными", а кормовую башню сделать одноорудийной.

Доставленные осенью 1893 г. из Англии главные механизмы летом 1894 г. установили на корабли, однако броненосцы оказались не готовы к испытаниям, поэтому механизмы частично разобрали и законсервировали на зимнее время, что контрактом предусматривалось. Испытания механизмов на "Адмирале Ушакове" начались в навигацию 1895 г. без вооружения и бронирования, а требуемую осадку обеспечили путем наполнения водой части междудонных и бортовых отделений. После увеличения в доке шага винтов (их подбор опытным путемобычное по тем временам дело), корабль 27 октября 1895 г. вышел на официальные 11,5-часовые испытания; при водоизмещении 4020 т, индикаторной мощности машин 5769 л. с. он показал полную скорость 16,1 уз.

12 ноября 1899 г. "Генерал-адмирал Апраксин" вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву и в 3 ч ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности о. Гогланд. Наибольшая пробоина площадью около 28 м2 оказалась в днище (12-23 шп.), через нее в носовые отделения хлынула вода. Вскоре из-за недостаточной герметичности главной переборки (24 шп.), а также пастила второго дна затопило и носовое котельное отделение. В декабре потерпевший аварию корабль оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол "Ермак". С работами по спасению броненосца связано и первое практическое применение изобретения А. А. Попова - радиосвязи. Известия о положении корабля с о. Гогланд передавались по радио на ближайшую (в 43 км) телеграфную станцию и затем дальше. Многочисленные предложения, порой фантастические, о снятии броненосца печатались в газетах. В конце концов созрел следующий план: просверлить в камне отверстия и заложить в них динамитные патроны. Сверление гранитного монолита с помощью алмазного бура, насаженного на соединенные между собой штанги общей длиной 23 м, и установленных на льду станков, вращающихся вручную, оказалось весьма нелегким делом. За 10 ч удалось проделать одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит. Только после успешного окончания подрывных работ "Ермаку" 11 апреля 1900 г. удалось снять броненосец с камней.

Во время русско-японской войны все три броненосца вошли в состав отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, направляющегося на усиление уже находившейся в пути 2-й Тихоокеанской эскадры. В Либаве корабли прошли докование, в числе прочих были сделаны работы по установке дальномеров Барра и Струда, оптических прицелов, радио-телеграфов. 2 февраля 1905 г. эскадра с помощью ледокола "Ермак" вышла на внешний рейд.

Поход стал серьезным испытанием не только для экипажей, но и самих броненосцев, построенных для Внутренних морей; при свежей погоде в океане они начинали зарываться носом, принимая волну до носовой башни; при следовании против волны скорость падала до 1-3 уз. В штормовом Бискайском заливе крен достигал 28°, на "Генерал-адмирале Апраксине" стали пропускать воду заклепки и швы борта, в жилых помещениях офицеров и команды скопилась вода. Переход в тропиках для неприспособленных к продолжительным плаваниям в таком климате кораблей стал невероятно трудным. Взятый сверх всякой нормы уголь завалил все свободные помещения вплоть до офицерских. Только таким образом удалось увеличить запас топлива до 550 т, благодаря чему дальность плавания достигла 3400 миль 8-9-узловым ходом ( расход 30 т в сут.). В результате перегрузки броневой пояс полностью оказался под водой, водоизмещение, например. "Адмирала Сенявина" превышало 5400 т .

26 апреля 1905 г., после 83 дней нелегкого пути, отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова соединился со 2-й Тихоокеанской эскадрой у бухты Ван-Фонга (нынешний Вьетнам). Почти сразу же трубы прибывших кораблей по образцу 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала 3. П. Рожественского перекрасили из черного в желтый цвет (с черными каемками наверху), а мачты - в светло-шаровый.

Все три броненосца участвовали в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. В результате полученных в дневном бою повреждений "Адмирал Ушаков" отстал от эскадры, и его командир капитан 1 ранга В. Н. Миклуха-Маклай (брат знаменитого исследователя Новой Гвинеи) решил самостоятельно прорываться во Владивосток. На следующий день японские крейсеры "Ивате" и "Якумо" настигли броненосец, который после неравного 30-минутного боя получил тяжелые повреждения; командир отклонил предложение о сдаче и погиб вместе с кораблем. Остатки 2-й Тихоокеанской эскад-ры под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, окруженные 15 мая превосходящими силами противника у о. Дажелет, были вынуждены сдаться. Переименованный в "Окиносиму" "Генерал-адмирал Апраксин" десять лет использовался в качестве учебного корабля, а затем блокшива (исключен из списков японского флота в 1926 г.), на два года пережил -его "Мисима" - бывший "Адмирал Сенявин".

Такова печальная судьба этих броненосцев, как и многих других кораблей - участников проигранной царским самодержавием бесславной войны. Промежуточной кораблестроительной программой 1895 г. (на период 1896-1902 гг.) предусматривалась постройка еще четырех броненосцев береговой обороны. Однако оперативно-тактические взгляды руководства на использование русского флота изменились, в результате чего решили строить только один такой корабль. В декабре 1899 г. был утвержден эскизный проект броненосца водоизмещением 5300 т, а в сентябре следующего года даже последовал приказ начать его постройку, однако вскоре после разбивки на плазе работы приостановились и больше уже не возобновлялись. Дальнейшего развития в русском флоте броненосцы береговой обороны не получили.

 

Служба

20.07.1892 г. - начало работ.

29.08.1892 г. - зачислен в список судов Балтийского флота.

29.12.1892 г. - зачислен в I ранг судов; зачислен во 2-й флотский экипаж.

08.04.1893 г. - официальная закладка.

10.08.1894 г. - спуск на воду.

03.07.1897 г. - укомплектован.

09.09.1902 г. - перечислен в 6-й флотский экипаж.

23.10.1904 г. - перечислен в 9-й флотский экипаж.

Во время русско-японской войны вошёл в состав I Отдельный отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, направляющегося на усиление уже находившейся в пути 2-й Тихоокеанской эскадры.

26.04.1905 г. - соединился со 2-й Тихоокеанской эскадрой у бухты Ван-Фонг.

Участвовал в Цусимском сражении. Сдался японцам утром 15 мая 1905 г.

31.08.1905 г. - исключен из списков Флота. Был включён в состав японского флота под названием "Мисима".

В 1928 г. - исключен из списков японского флота. Стал базой подводных лодок, затем блокшив "Хайкан N7".

В 1936 г. - потоплен как мишень.

Кораблём командовали

капитан 1 ранга П.С.Остелецкий 2-й (01.01.1893 - 26.01.1898);

капитан 1 ранга А.П.Плаксин (26.01.1898 - 26.04.1899);

капитан 1 ранга А.С.Загорянский-Кисель 1-й (26.04.1899 - 07.01.1902);

капитан 1 ранга В.В.фон-Линдестрем (07.01.1902 - 09.09.1902);

капитан 1 ранга М.А.Мордовин 1-й (09.09.1902 - 06.12.1903);

капитан 1 ранга М.В.Князев 1-й (06.12.1903 - 25.10.1904);

капитан 1 ранга С.И.Григорьев 1-й (25.10.1904 - 15.05.1905)

Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй)

Размерения:

Длина между перпендикуляра­ми

81,9 м

Длина по ВЛ

84,8 м

Длина максимальная

86,4 м

Ширина 15,9 м

Осадка проектная

5,2 м

Водоизмещение:

нормальное 4 126 тонн

фактическое 4 792 тонн

Вооружение:

254мм/45 орудия 2х2

120мм/45 орудий 4х1

47мм орудий

6х1

37мм орудий

18х1

63,5мм (дес.) орудий

2х1

Минно-торпедное вооружение: 4х1 381-мм подводных торпедных аппарата (в 1904 г. 2 ТА в оконечностях сняты)

Бронирование: гарв

пояс по ВЛ (53x2,14 м) нос - 203 мм, середина - 254 мм (нижняя кромка - 127мм), корма - 203 мм

носовой траверз 203 мм

кормовой траверз 152 мм

башни 178 мм

барбеты

152 мм

рубка

178 мм

палуба 25 мм (над поясом) - 51 мм (оконечности)

Механизмы: 2 вала ГТР, 4 цилиндрических котла; 4.250 л.с. = 16 уз. / на испытаниях 5.327 = 16,1 уз.

Скорость: 16 узлов

Запас топлива: 214 / 400 тонн

Дальность плавания: 3 400 миль на 9 узлах при 550 т угля

Экипаж: 21 офицер и 385 нижних чинов, в 1905 г. 422-424

схемы

 

Spoiler
Продольный разрез и верхняя палуба

1111.JPG

Трюм, продольный разрез и план корпуса с указанием водонепроницаемых отсеков

1113.JPG

При подготовке темы использованы материалы:

Сулига С. Корабли Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Часть 1. Российский флот.- Якутск, 1993

1000.JPG

Изменено пользователем anonym_8HxoBc8LYsKz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

ребят раньше такого не было (возможно я техническое днище) не могу прикрепить изображения ни к топику ни даже к этому сообщению - пишет превышен размер - допустимый 500 - размер уже вложенных 431кб как следущее сообщение может быть связано с топиком по объему информации?

UPD

прошу прошения создавал тему про один корабль - удалил и продолжил про другой, по этому не в той ветке форума, позже перенесу

В мcком проливе он оказался единственным из 24 кораблей главных сил обеих сторон не получившим прямых попадании, имея троих раненых от близких разрывов. 28 мая 1905 года был сдан японцам, а те переименовали его в "Мишима". Быстро введенный в строй корабль поддерживал японские войска у о. Сахалин. Весной 1907 года броненосец тяжело поврежден взрывом боеприпасов, но был вновь отремонтирован и оставлен в составе флота. В 1914 году участвовал в операциях против Циндао. В 1918 году переоборудован в ледокол. В 1928 году исключен из списков флота и с 1936 года - блокшив. Его превратили в корабль-цель и потопили в 1936 году на стрельбах.

Изменено пользователем anonym_8HxoBc8LYsKz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Для вставки изображений пользуйтесь хостингом картинок и изображений.

Изображение

Цитата

По тактико-техническим элементам броненосцы типа "Адмирал Сенявин" не только не уступали кораблям своего класса в германском, датском и шведском флотах (на 1899 год), но и имели ряд преимуществ, обусловленных сравнительно выгодным сочетанием калибра главной артиллерии, системы ее размещения и защиты. В условиях Балтики броненосцы "Адмирал Сенявин" вполне удовлетворяли своему назначению, а их вступление в строй имело особое значение в связи с необходимостью освоения башенных электрических приводов, принятых уже для будущих эскадренных броненосцев.

А. Е. Тарас "Энциклопедия броненосцев и линкоров"

Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Да уж...догадаться послать в океанский поход броненосцы береговой обороны Балтийского моря...."великие" умы сидели у власти тогда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 264 боя

Один хороший человек по советовал.

Кстати фото в инете достаточно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
17 публикаций
77 боёв

Просмотр сообщенияDmitrym_ (24 Окт 2013 - 10:14) писал:

Мне кажется, мелькание затрудняет чтение.
ну да) парень с  аватаром переборщил)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

Просмотр сообщенияlerov (24 Окт 2013 - 10:32) писал:

Для вставки изображений пользуйтесь хостингом картинок и изображений.

Просмотр сообщенияmatvey_blin (24 Окт 2013 - 11:04) писал:

Один хороший человек по советовал.
...
Кстати фото в инете достаточно.
меня по работе отвлекали  :ohmy:   а так фотохостинг я уже нашел и переоформлю тему будет время дома
картинок тоже нашел предостаточно, но спасибо за помощь

Просмотр сообщенияMightmaREI (24 Окт 2013 - 11:34) писал:

ну да) парень с  аватаром переборщил)
если мешает читать можно пальцем закрыть  попробую найти что либо менее раздражающее

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 публикации
225 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (24 Окт 2013 - 11:04) писал:

Да уж...догадаться послать в океанский поход броненосцы береговой обороны Балтийского моря...."великие" умы сидели у власти тогда.
Не думаю, что был большой выбор...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
227 публикаций

Просмотр сообщенияMatsuo (24 Окт 2013 - 11:04) писал:

Да уж...догадаться послать в океанский поход броненосцы береговой обороны Балтийского моря...."великие" умы сидели у власти тогда.

А были еще варианты? Зачем строить броненосцы, если не для большого плаванья. Или они все должны в портах стоять, чтобы их лицезрели?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
405
[KAIGU]
Альфа-тестер
744 публикации
9 882 боя

http://s1.ipicture.r...24/VSC44Dyx.jpg

Корпус броненосца "Адмирал Сенявин" перед спуском на воду, Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, август 1894 года.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

Просмотр сообщенияlyulko (24 Окт 2013 - 22:31) писал:

Вроде нет(
аву уже сменил
больше фотографий

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

+ изменил основное фото в топике
Изменено пользователем anonym_8HxoBc8LYsKz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Просмотр сообщенияT0M_Sawyer (25 Окт 2013 - 07:47) писал:

аву уже сменил
больше фотографий

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

+ изменил основное фото в топике
А у вас есть информация об этих фото.Где?Когда? :eyesup: Очень интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

Просмотр сообщенияPichugino (31 Окт 2013 - 17:42) писал:

А у вас есть информация об этих фото.Где?Когда? :eyesup: Очень интересно.
Ищу  :ohmy:  где то было, просто источников слишком много.
пока добавлю про сверстников броненосцев таблицей

Характеристики броненосцев, спроектированных в 1880-х годах


                                            |Задание                                                                                  |В действительности
                                                       |                                                                                                                         |
Название, год спуска на воду          |
Водоизмещение, т        Главное вооружение (количество — калибр в мм)          |Водоизмещение, т            Главное вооружение (количество — калибр в мм)

«Адмирал Нахимов», 1885                7400                              4—229; 10—152                                                             8524                                 8—203; 10—152

«Екатерина II», 1886                          9217                             3—305                                                                            11048                               6—305; 7—152

«Император Александр II», 1887        7500                             1—305; 4—229                                                                9244                                 2—305; 4—229: 8—152

«Гангут», 1890                                   6000                             5—229                                                                            около 7000                       1—305; 4—229; 4—152

«Двенадцать апостолов», 1890          7000                             8—229                                                                             8433                                4—305; 4—152

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация

судьба печальная , ну может в игре увидим

То время вообще было во многом тяжёлое и печальное, на мой взгляд

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×