Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
theizual

Видимость и маскировка кораблей

В этой теме 79 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
351 публикация
346 боёв

Практика маскирования кораблей имеет более чем полуторавековую историю. В морских условиях существует много способов оптического наблюдения, но почти всегда его результаты зависят от зрительного восприятия и условий наблюдения. Маскировка должна скрыть или изменить признаки корабля или его деятельности, поэтому способы оптической маскировки кораблей разделяют на следующие виды:

Маскировочное окрашивание

 

В 1854 году во время войны России с Англией и Францией, русские канонерские лодки стани окрашивать в серо-голубой цвет, приближающийся к цвету шхер. Это был первый известный случай организованной маскировки кораблей. Маскировачная окраска применялась на русских миноносцах и в русско-турецкой войне 1877-1878 гг , и в русско-японскую на кораблях порт-артурской эскадры. В иностранных флотах также постепенно стали переходить на защитную окраску кораблей, — в германском флоте в конце XIX века, во французском, итальянском и австрийском в период 1908—1910 гг. Английские корабли вплоть до 1914 г. сохраняли окраску корпусов в черный цвет, а надстроек в коричневатый, и только в 1914 г. англичане перекрасили крейсера и линейные корабли в темносерый цвет, а остальные корабли — в черный.

Таким образом, к первой мировой войне 1914—1918 гг. на всех флотах мира установилась окраска боевых кораблей в серые тона. Такая окраска преследовала цель уменьшить видимость кораблей при ведении артиллерийского боя.

Следующим крупным шагом в морской маскировке было введение камуфляжа кораблей. Причиной его появления явилось применение подводных лодок, способных незаметно подойти на близкое расстояние к кораблю для нанесения торпедного удара. Следовательно, надо было искать способы затруднить противнику ведение торпедных атак.

Идея камуфляжа заключалась уже не в уменьшении видимости кораблей, что не дало бы результатов на малых дистанциях боевых столкновений, а в искажении вида корабля и элементов его движения (курсового угла, скорости, дистанции до него), знание которых необходимо для расчета торпедной атаки.

Весной 1915 г. севастопольский художник Шпажинский предложил русскому морскому ведомству особую раскраску кораблей, которую он назвал «иллюзорной». По идее Шпажинского такая окраска должна была затруднить оценку дистанции корабля. Тогда же по его методу были окрашены старый броненосец Черноморского флота «Синоп» и несколько позднее на Балтийском флоте крейсера «Кондор» и «Беркут». Окраска имела характер правильных чередующихся пятен (наподобие шахматной доски), чередующихся прямых полос или треугольников и т. д. В таком виде она не решала поставленной задачи, так как правильность чередования пятен не затрудняла наблюдения, а поэтому принята не была. В 1916 г. к методу Шпажинского возвращались несколько раз, но эта работа проходила совершенно бессистемно и реальных результатов не дала. В первой мировой войне камуфляж применения в русском флоте не получил.

В 1917 г. в Англии под влиянием развернутой немцами неограниченной подводной войны были начаты работы по камуфляжу кораблей. Новые предложения были довольно примитивны. Например, на корабле накрашивались линии,имитирующие морские волны. Вполне Понятно, что такая раскраска могла дать какой-либо эффект на фоне волнующегося моря и отнюдь не способствовала маскировке корабля на фоне спокойного моря.

Во второй половине 1917 г. нашли широкое применение предложения лейтенанта морского резерва художника Нормана Вилькинсона, который поставил целью своих окрасок искажение курсового угла. Резкие контрасты и сильно искажающие пятна этих окрасок были хорошо видны на далеком расстоянии, но крайне затрудняли определение курса корабля, и вскоре камуфляж по системе Вилькинсона был распространен на весь торговый флот, а затем и на английские боевые корабли, оказавшая некоторое влияние на выбор рисунков камуфляжа и на русском флоте. Но это влияние было весьма кратковременным, так как принципы окраски Вилькинсона оказались неудовлетворительными потому, что сочетания красок по его способу не уменьшали видимость корабля.

Spoiler
  dazzle_camo.jpg
Позднее были найдены маскировочные решения, основанные на применении красок защитных тонов, которые вблизи искажали силуэт корабля, а на большом расстоянии уменьшали его видимость.

К этому же времени камуфляж кораблей был принят на флотах и таким образом получил окончательное признание.В период 1918—1939 гг. интерес к камуфляжу понизился, корабли были вновь окрашены одноцветной серой краской, и создавалось впечатление, что с окончанием войны камуфляжем кораблей более не занимаются. Однако на самом деле почти во всех флотах велась дальнейшая разработка вопросов морской маскировки. Результаты работы над вопросами маскировки дали себя знать с началом второй мировой войны. В 1939 г. камуфляж был сразу же введен на флотах всех воюющих стран. Более того, методы его были серьезно изменены и приобрели характер универсального решения задачи искажения элементов движения корабля и понижения его видимости на дальнем расстоянии.

Изображение

С 1940 г. работы по маскировке кораблей на флоте приобрели систематический характер, причем к разработке вопросов морской маскировки были широко привлечены видные ученые и многие научные лаборатории. Значительную роль в этих исследованиях играли ученые оптики и светотехники, которые разработали теорию видимости кораблей и научные основы их маскировки.

Декоративная маскировка (изменение вида корабля)

 

Кроме маскировки кораблей окрашиванием, уже в войну 1914—1918 гг. делались попытки маскировать их и другими техническими средствами, среди которых большое распространение получила декоративная маскировка. К ее приемам относились: установка на кораблях фальшивых труб и мачт, изменение силуэта корабля с помощью фальшбортов и ложных надстроек и т. д. Этот вид маскировки больше всего использовался англичанами на судах-ловушках, боровшихся против немецких подводных лодок и немцами для маскировки вспомогательных крейсеров-рейдеров.

Spoiler
Изображение

Изображение

Также декоративной маскировкой пользовались для укрытия кораблей, стоящих у берега.

Изображение

Дымовая маскировка

Первое применение дымовой маскировки кораблей относится к гражданской войне 1862 г. в Америке. Для получения дымовых завес в корабельных топках жгли содержащее много смолы дерево, от неполного сгорания которого получалась черная дымовая завеса. Под прикрытием таких завес флоту южан удавалось прорывать блокаду и отрываться от противника.

Использование дымовых эазес для маскировки кораблей привлекло внимание флотов различных стран, В войне 1914—1918 гг. этот вид маскировки применялся уже достаточно широко посредством созданной специальной дымовой аппаратуры. Исследования показали, что черные дымовые завесы за счет неполного сгорания топлива имеют недостаточные маскирующие свойства и недостаточную стабильность. Это заставило перейти к применению белого тумана, образуемого взаимодействием хлорсульфоновой кислоты и серного ангидрида с влагой воздуха.

После окончания первой мировой войны на всех флотах продолжалась серьезная работа по усовершенствованию дымообразующих веществ и дымовой аппаратуры. В частности, велись работы по применению дымовых завес морской авиацией с целью прикрытия кораблей.

Световая маскировка

Еще во время русско-японской войны 1904—1905 гг. в ночное время на русских кораблях для наружного освещения применялись синие лампы. В 1914—1918 гг. синий свет использовался также для светомаскировки и на других флотах.

Углубленная теоретическая и практическая разработка вопросов светомаскировки, начатая в 1939 г. в связи со второй мировой войной, нашла свое отражение и на флотах. Кроме синих ламп, на кораблях стали применяться источники света пониженного накала и светящиеся (люминесцирующие) материалы. Начали использовать также различные источники ультрафиолетового облучения в сочетании со светящимися знаками, шкалами приборов и указателями.

Тема будет дополняться...

Изменено пользователем theizual
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Орион и тут в главной роли.  :great:

"Вершина" эволюции - видимости и маскировки кораблей - это погружение его под воду - ПЛ.

Цитата

Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность.
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Изображение

Как назвать сий вид маскировки?
ЗЫ: Признал в нем финский Ильмаринен
Изменено пользователем slists

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Просмотр сообщенияslists (24 Окт 2013 - 13:03) писал:

Изображение

Как назвать сий вид маскировки?
Маскировка 80 level :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
195 публикаций

Просмотр сообщенияslists (24 Окт 2013 - 13:03) писал:

Spoiler
Изображение
Как назвать сий вид маскировки?
ЗЫ: Признал в нем финский Ильмаринен

'Островной' ?
(Если с такой маскировкой в океане . . .)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Просмотр сообщения3MEI_ (24 Окт 2013 - 13:25) писал:


'Островной' ?
(Если с такой маскировкой в океане . . .)


Изображение
хитрые горячие финские парни

Изменено пользователем slists

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
12 812 боёв

Вот это - хамелионокатер!!!

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

Просмотр сообщенияslists (24 Окт 2013 - 13:03) писал:

Изображение

Как назвать сий вид маскировки?
ЗЫ: Признал в нем финский Ильмаринен
Поделитесь секретом, по каким признакам признали?
А я говорю что это Вяйнямёйнен
Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций

Вот пример отечественной маскировки. Линейный корабль "Марат" в 1941 году.

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Просмотр сообщенияlerov (24 Окт 2013 - 14:16) писал:

Поделитесь секретом, по каким признакам признали?
Эту высочайшую башенку не спутаешь ни с чем!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
227 публикаций

Просмотр сообщенияslists (24 Окт 2013 - 13:38) писал:


Изображение
хитрые горячие финские парни


Это уже маскировочный "беспредел"  :veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

"крейсера «Кондор» и «Беркут»".

Упустили важное уточнение. Это крейсера Отдельного корпуса морской стражи (морские пограничники). Но камуфляж они получили уже после их мобилизации в состав флота. Поэтому, не крейсера, а посыльные суда (именно в таком качестве они числились в составе Балтфлота).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
351 публикация
346 боёв

Просмотр сообщенияGuardmitr (24 Окт 2013 - 14:32) писал:

Вот пример отечественной маскировки. Линейный корабль "Марат" в 1941 году.


Изображение

а что это у него с кормой случилось?
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщенияtheizual (24 Окт 2013 - 15:54) писал:

а что это у него с кормой случилось?
Правильнее будет спросить - что у него случилось с носовой частью?))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций

Это фото еще до того как с ним что-то случилось)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
351 публикация
346 боёв

Просмотр сообщенияchoock (24 Окт 2013 - 16:18) писал:

Правильнее будет спросить - что у него случилось с носовой частью?))
на фото корма.

Просмотр сообщенияGuardmitr (24 Окт 2013 - 16:27) писал:

Это фото еще до того как с ним что-то случилось)))
а что за дыра у него в корпусе сразу за башней?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×