Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Pichugino

Броненосец "Ясима"

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
305 публикаций
113 боёв

Японский броненосец "Ясима".

5Kq5PD0K.jpg

ТТХ:

Эскадренный броненосец "Ясима"

Строился в Англии. Заложен в 1894 г., Броненосец вошел в строй 9 сентября 1897 г.

Водоизмещение 12 533 т, длина наибольшая 125,5 м, ширина 22,4 м, осадка 8 м. Мощность машин 14000 л.с., скорость 18 уз.

Броня (сталеникелевая): пояс по ВЛ 457- 356 мм, казематы 152-50 мм, барбеты башен 356-229 мм, башни 152 мм, палуба 63 мм, рубка 356 мм.

Вооружение: четыре 305-мм и десять 152-мм орудий, 24 мелкие пушки, 5 торпедных аппаратов. Всего построено 2 единицы: “Фудзи” и “Ясима” (оба — 1897 г.).

Был построен в Великобритании на верфи Армстронга в Эльсвике по заказу Японии. Во время русско-японской войны участвовал в блокаде и обстрелах Порт-Артура. 15 мая 1904 подорвался на мине, выставленной русским минным заградителем «Амур». Затонул при буксировке в порт.

Соединение японских броненосцев, следуя привычным курсом, наткнулось на минное заграждение. Первым в 9 часов 55 минут подорвался флагманский броненосец отряда «Хацусэ». Некоторое время броненосец оставался на плаву, что позволило японцам снять с него часть штаба во главе с командующим отрядом и половину команды. Неожиданно броненосец наткнулся на ещё одну мину, взорвался и почти мгновенно затонул. При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 нижних чинов и 12 вольнонаёмных служащих. Почти одновременно с первым подрывом «Хацусэ» второй броненосец «Ясима». направился к «Хацусэ» для буксировки, но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал «Сикисима», и корабли повернули назад. В 5 милях от острова Эткаунтер-рок оставленный экипажем «Ясима» накрыло волной, и корабль опрокинулся и затонул в Жёлтом море вне зоны видимости русских наблюдательных постов, что позволило японцам долгое время держать в секрете факт гибели «Ясима». После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки.

Вышедшие в атаку русские миноносцы успеха не имели, а остальные корабли Первой Тихоокеанской эскадры получили приказание уволить команды на берег.

Уничтожение двух из шести основных боевых кораблей японского флота стало значительным успехом русского оружия и поставило японцев в сложное положение. В дальнейшем в первую боевую линию японцы были вынуждены ввести новейшие бронированные крейсера «Ниссин» и «Кассуга», не могущие, однако, из-за недостаточной огневой мощи заменить собой потерянные броненосцы. Русский флот получил преимущество в количестве броненосцев, которым, однако, он не смог воспользоваться во время сражения в Жёлтом море.

История создания:

 

 

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца “Фудзи” и “Ясима”, подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы “Тэмз Айрон Уоркс” в Блэкуоле и “Армстронг” в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский “Ройял Соверин”. Правда, “Фудзи” и “Ясима” были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла (“Ясима” даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа “Фудзи” не превышала 16 узлов. “Ясима” отличалась от своего “систершипа” увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

 

 

Общая информация:

Ясима:

 

 

Броненосец "Ясима" заложили 28 декабря 1894 г. на верфи Армстронга (Armstrong C°) в Эльсвике (Elswick). Он получил заводской номер 625. Корабль спустили через четырнадцать месяцев (28 февраля 1896 г., т.е. ранее чем "Фудзи"). Броненосец вошел в строй 9 сентября 1897 г. Во время постройки его конструктор Филипп Уаттс (Philip Watts), приспосабливая базовые чертежи Дж. Макроу к особенностям завода, внес в них существенные изменения, срезав дейдвуд и установив балансирный руль. Первоначально такие рули были применены на миноносцах, позднее - на крейсерах и вот, наконец, появились на броненосцах. В японском флоте "Ясима" оказался первым кораблем такого типа. В результате, он имел малый радиус циркуляции (диаметром 253 м) при руле, переложенном 32° на борт.

Броненосец "Ясима".

Проект броненосца рассмотрели и утвердили в 1893 году. Согласно техническому заданию, корабль должен был иметь водоизмещение 12000 т (фактически он имел нормальное водоизмещение 12300 т, полное - 12517 т), броневой пояс по ватерлинии (из цементированной стали) толщиной 457 мм, вооружение из четырех 305-мм (в двух барбетах) и десяти 152-мм орудий и скорость хода не ниже 18 узлов. По контракту его механизмы должны развить не менее 10000 л.с. (с форсированной тягой 1350 л.с.), как у "Фудзи".

По внешнему виду и силуэту, бронированию и устройству броненосец был схож с "Фудзи", отличаясь (кроме срезанного дейдвуда) иным составом малокалиберной артиллерии: либо 24 3-фунтовые пушки, по одним источникам, либо 14 3-фунтовых и 10 2,5-фунтовых, по другим. По некоторым данным, "Ясима" имел не 10, как "Фудзи", а 14 цилиндрических котлов.

Ходовые испытания броненосца "Ясима" были проведены четырьмя месяцами позднее "Фудзи" в июле 1897 г. По расчетам, он должен был развивать скорость хода 16,5 уз. при мощности механизмов в 10000 л. с. и 18 узлов при 13690 л. с. На испытаниях броненосец с открытыми кочегарными отделениями в продолжение шести часов развивал скорость хода 17,26 узлов (средняя скорость, выведенная по результатам четырех пробегов на мерной миле, составила 17,73 узла). С форсированной тягой (при давлении воздуха в кочегарных отделениях 1,5 атм.) машины развили мощность 14057 л. с., а средняя скорость в продолжение четырехчасового пробега оказалась равной 19,2 узлов (средняя скорость четырех пробегов на мерной миле определилась в 19,47 узлов). Далее, при первом официальном зачетном испытании с форсированной тягой, в течение 4-х часов средняя скорость составила 18,7 узлов (19,06 узлов максимальная). Машины при этом развили 14075 л.с., и, как сообщалось, "пар к ним доставлялся котлами в изобилии".

Вторую пробу, продолжавшуюся в течение 6 часов, произвели с естественной тягой и с открытыми кочегарными отделениями (среднее число индикаторных сил, замеренное на этом испытании, равнялось 9750, средняя скорость - 17,26 узла и 17,73 узла за четыре пробега на мерной миле). Английские журналы указывали, что последняя величина могла бы быть поддержана и в продолжение всех шести часов пробы, что было бы желательно, но ввиду происходившей в то время стачки сборщиков механизмов, у машин находились сравнительно неопытные рабочие, и время пробега было сокращено.

Интересными оказались материалы об испытаниях поворотливости этого корабля, выявившие по тем временам чрезвычайно малый диаметр его циркуляции. Ф. Уаттс, проектировавший "Яшиму", справедливо считал маневренные качества весьма важным элементом, и ему удалось в высокой степени "одарить" этими качествами свое новое творение. Этому благоприятствовали не только удачные обводы корпуса, но и, как уже упоминалось, срезанный на значительном расстоянии кормовой дейдвуд и балансирный руль, имевший большую площадь.

Броненосец "Ясима" (Наружный вид и вид сверху)

Еще в 1877 г. по предложению Вильяма Фруда Ф. Уаттсу поручили подготовить для кораблестроительного комитета доклад по результатам изучения маневренных качеств броненосца "Инфлексибл" и опытного исследования тех значений крена, который получали разные корабли при своих поворотах. Ему удалось воспользоваться представившимися тогда же возможностями и начертить траектории движения корабля под влиянием действия на него руля и нанести на эти траектории точные положения, которые занимал корабль в различные моменты поворотов по отношению к кривым. Испытания эти проводились в Портленде в том же 1877 г. на броненосце "Тандерер" с целью определения углов его крена при поворотах.

На этих испытаниях Уаттс и установил, что большое сопротивление при поворотах оказывается именно кормовым дейдвудом. Он воспользовался этими испытаниями, чтобы исследовать движение корабля под действием руля, зарегистрировал параметры и доказал, что кормовой дейдвуд оказывает при повороте большее сопротивление, чем какая-либо другая часть корабля. Тогда же Уаттс и предложил лишить дейдвуда все корабли, проекты которых разрабатывались в то время в адмиралтействе. Но поддержки тогда он не встретил. Впоследствии ему все-таки разрешили осуществить эту идею в несколько измененном виде в проекте броненосца "Полифемус" ("Polyphemus"), а затем она была применена к малым судам английского флота. Корабли же, строившиеся в Эльсвике, ранее других стали отличаться отсутствием кормового дейдвуда.

Возвращаясь к броненосцу "Ясима", мы видим у него срезанным почти весь кормовой дейдвуд и большой балансирный руль. В других отношениях "Ясима" оставался схожим со многими другими кораблями, построенными Эльсвикской фирмой. Общая форма броненосца отличалась V-образными носовыми поперечными сечениями, а кормовые же сечения оказались весьма острыми и имевшими сильно развитую Y-образную форму. Его боковые наружные кили оказались значительно отодвинутыми вдоль корпуса вперед, что также содействовало улучшению поворотливости. Частные наблюдения над поворотливостью броненосца "Ясима" делались неоднократно, но официальные испытания состоялись 14 июля 1897 г. Испытания эти проводились при различных положениях руля на борт, но всегда при начальной скорости броненосца, равной 17,5 узлов.

Схема циркуляции броненосца "Ясима".

Рассматривая результаты испытаний поворотливости броненосца "Ясима", интереснее всего обратить внимание на кривую, описанную именно осевой точкой, чем на те, что были описаны центром тяжести броненосца или его кормой, так как касательная к любой точке кривой, описанной осевой точкой, совпадала с проекцией диаметральной плоскости корабля и тем самым точно указывала собой то направление, в котором "Ясима" двигался продольно. Именно с этой кривой приходилось иметь дело при решении задач, связанных с вопросом о поворотливости кораблей.

Таким образом, когда руль "Ясима" был положен на борт, для чего, кстати, требовалось 8 с, осевая точка, пока броненосец поворачивался на все 360°, двигалась по кривой, очень близко приближавшейся к окружности, а после же его поворота на 180° касательная к кривой движения осевой точки оказывалась параллельной первоначальному курсу корабля, причем расстояние между этими двумя линиями, т. е. между проекцией диаметральной плоскости после поворота броненосца на 180° и продолжением его первоначального курса, и определяло собой тактический диаметр броненосца "Ясима".

Если бы требовалось повернуть корабль на обратный курс, то рулевому пришлось бы только отпустить руль и задержать броненосец как раз перед окончанием его поворота на 180°, а в итоге новый курс оказался бы параллелен первоначальному. Кривая же, описанная центром тяжести "Ясима", никаких данных о направлениях его движения не давала, но, тем не менее, именно она характеризовала движение корабля, рассматриваемого как движение какой-то массы, и должна была приниматься в расчет во всех динамических задачах, например, тех, в которых рассматривались бы крены этого корабля при его поворотах, причем мгновенная ось, вокруг которой поворачивался броненосец, должна была приниматься совпадающей с центром этой самой окружности, которую описывал центр тяжести корабля.

Одной из самых замечательных особенностей броненосца "Ясима" явилось почти полное отсутствие у него стремления уклониться от прямого курса. Как свидетельствовали современники, при руле "прямо" корабль долгое время шел заданным курсом, не требуя ни малейшего изменения положения руля. В то же время броненосец оказался весьма чувствителен даже к перекладке руля на малые углы. С поворотом руля на 5° "Ясима" совершал поворот с тем же радиусом, при котором "Тандерер" смог бы повернуть при руле, полностью переложенном на борт.

Казалось неизбежным, что "Ясима" должен был значительно крениться под влиянием центробежной силы при поворотах на большой скорости хода со столь малым радиусом циркуляции, и это действительно имело место. Замеренные при поворотах "Ясима" фактические значения крена в каждом случае оказывались близкими к тем, что были получены ранее расчетным способом. Конечно, большой угол крена при поворотах на полном ходу вызывал большие опасения и никакой выгоды не сулил, но, принимая во внимание поворотливость этого броненосца, с ним смирились, если учесть, что при более низких скоростях хода, с рулем, переложенным на борт, "Ясима" поворачивался в пределах, близких к своему тактическому диаметру.

По данным журнала "United Service Institution", результаты испытаний показали, что "Ясима" далеко оставлял за собой в отношении быстроходности все другие суда своего класса и обладал гораздо лучшими эволюционными качествами, чем какой-либо другой броненосец.

До ухода корабля из Англии на нем провели достаточно объемные испытания торпедных аппаратов. Но если на "Фудзи" аналогичные испытания, закончившиеся успешно, были на скоростях хода 16 узлов и ниже, то для "Ясима" было принято решение произвести испытания и при более высоких скоростях -до 17,5 узлов. На первой пробе 27 августа сделали несколько выстрелов сначала "на стопе", а затем последовательно на 15, 16 и 17 узлах. В результате выявилась необходимость произвести ряд доработок, связанных с установкой аппаратов.

Дальнейшие испытания проходили в устье р. Тайн 15 сентября на различных скоростях вплоть до 17,5 узлов. Торпедный аппарат, из которого было уже сделано 150 (!) выстрелов, вел себя безупречно. По словам упомянутого выше журнала, отмечено, что отклонение торпед, выпущенных из аппаратов даже на 17-узловом ходу, настолько мало, что его можно было не принимать во внимание. При испытаниях артиллерии сделали по три выстрела из каждого 305-мм и 152-мм орудия и по четыре из малокалиберных пушек, что и по нынешним понятиям совсем немало. Мардер (Marder) в его "Анатомии британской морской мощи" ("Anatomy of British Sea Power"), ссылаясь на свой источник, писал, что Япония предлагала передать "Ясима" и его собрата в распоряжение британского адмиралтейства во время англо-германского кризиса в начале 1896 г. Англо-японский союз действовал, война с Китаем была выиграна, поэтому наверняка такое предложение имело место. Тем более, что при серьезном конфликте их бы попросту могли реквизировать, как это позднее было сделано с "Султаном Османом I" ("Sultan Osman I").

В 1901 г., во время перевооружения, численность экипажа "Ясима" составляла 736 человек. К началу русско-японской войны "Ясима" входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г.

"Ясима" принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г. "Ясима" был привлечён и к первой бомбардировке Порт-Артура 10 марта 1904 г., принёсшей крепости крайне малый материальный ущерб. Он также принял участие и во второй бомбардировке 22 марта, где "Фудзи" и "Ясима" были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

Продольный разрез, внешний вид и план барбетных установок стоявших на броненосцах "Фудзи" и "Ясима".

Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, "Ясима" 15 мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 5 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, незаметно (днём ранее) поставленном минным заградителем "Амур". Пятью минутами позже другая мина поразила и "Хатсусе".

Поврежденный корабль взял на буксир броненосец "Шикишима". Состояние "Ясима" неуклонно ухудшалось. Повреждённый корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41 м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера "Сума" и "Такасаго". Вскоре после этого броненосец затонул.

Хотя японцы прекрасно умели секретить информацию о своих потерях, мнение о том, что потеря "Ясима" была сохранена ими в тайне до окончания битвы при Цусиме (весной следующего года), выглядит сомнительно. В. Семенов в книге "Расплата" писал, что "По японским сведениям, в тот день, в виду Порт-Артура, в расстоянии 10 миль проходили в строе кильватера броненосцы "Хатсусе", "Ясима" и "Шикишима" и легкие крейсера "Касаги" и "Тацута".

"Хатсусе" пошел ко дну через 50 сек. после того, как наткнулся на мину. "Ясима", также наткнувшись на мину, с трудом держался на воде (не дошел до Японии, затонул по дороге), и оставались один броненосец и два легких крейсера, хлопотавших около подбитого, почти погибающего "Ясима".

Русские источники свидетельствуют: "про участь броненосца "Ясима" до сих пор было только известно, что 2 (15) мая русские офицеры в Порт-Артуре видели с Сигнальной горы, что один из броненосцев типа "Фудзи" наскочил на подводную мину в 10 милях от Ляоте-шана, был взят на буксир и уведён в Японию броненосцем "Хатсусе", с тех пор о "Ясима" не было никаких сведений. Но недавно в осведомлённом английском журнале "Engineer" появилось извещение о том, что повреждённый броненосец типа "Фудзи" был броненосец "Ясима" и что во время буксирования его в Сасебо он затонул, не дойдя 20 миль до порта".

28 июля, как известно, этот броненосец в морском сражении не участвовал. Японцы имели основания скрывать его гибель, так как, по предположениям русских офицеров, вероятно, рассчитывали в скором времени заполнить его опустевшее место в списках новым судном, контрабандным способом добытым на стороне. В то время в Англии для Японии строились два броненосца, "Катори" и "Кашима" (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т.

После падения Порт-Артура адмирал Того в своём приказе по флоту благодарил команды всех судов за их блестящую службу отечеству и при этом перечислил все погибшие суда, но об утрате "Ясима" он ни одним словом не обмолвился. Известно было, что вся команда броненосца была спасена". Не исключено, что на нашей второй эскадре ожидали встретить в бою "Ясима" и другие новоприобретенные корабли: союз Британии и Японии при поддержке США продолжал действовать.

 

 

Фудзи:

 

 

j39USGIE.jpg

В 1897 г. два броненосца первого класса "Фудзи" и "Яшима" пришли в Японию. Они стали для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества, обеспечить стране Восходящего Солнца ту политическую роль Британии Востока, которой она задалась в конце XIX века. В эти годы морское министерство страны возглавлял вице-адмирал Ямамото Гомбей, его заместителем был контр-адмирал Сайто, а подчинявшийся им директор бюро военного кораблестроения контр-адмирал Сасоу руководил проектированием и заказом новых кораблей. К большому удовлетворению англичан, японцы в последнее время разместившие ряд заказов на постройку кораблей во Франции, решили заказать оба корабля в Англии с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии у британских прототипов "Роял Соверен" и "Ринаун". Но артиллерия главного калибра значительно от них отличалась: на "Роял Соверен" стояло 4 343-мм орудия, на "Ринаун" 4 254-мм. По этому параметру "Фудзи" ближе подходил к броненосцу "Маджестик", имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с установленными в них 305-мм орудиями, но уже 40-калиберными против 35-калиберных на "Маджестик". Впоследствии такие орудия установили на более поздние британские броненосцы типа "Формидейбл". В нашей литературе корабль первоначально именовался "Фудзияма" ("Fusi-Yama") по имени священной японской горы.

Эскадренный броненосец "Фудзи" был заложен 1 августа 1894 г. по кораблестроительной программе 1893 г. в первую очередь для противодействия двум китайским броненосцам, упомянутым выше, на верфи фирмы "Теймз Айрон Уоркс" (Thames Iron Works Company) в Блекуолле (Blackwall) по проекту Д. Макроу (G.G. Mackrow). Его спустили на воду 31 марта 1896 г., и он вошел в строй 17 августа 1897 г. Как и однотипный "Яшима", строившийся параллельно на верфи Армстронга, к войне с Китаем он уже не успел, так как был заложен именно в тот день, когда она была объявлена. Но в его конструкцию постарались внести возможно допустимые изменения, учитывавшие ее результаты, в первую очередь от сражения при Ялу, и коснувшиеся артиллерии главного и среднего калибра и системы бронирования.

Первоначально на ранней стадии эскизных проработок предполагалось ограничиться водоизмещением броненосца всего в 8000 т, но затем оказалось, что построить удовлетворительный корабль при таком малом водоизмещении уже нельзя. Действительно, эта величина лишь ненамного превышала водоизмещение первоначальных вероятных противников "Тинг Иен" и "Чен Иен", хотя тогда уже стоило думать и о будущем.

После самых тщательных проработок приняли водоизмещение в 12450т. Первоначально корабль проектировался со следующими данными: размерения: 112,8 х 22,3 х 7,9 м, водоизмещение 12250/12450 т. Броневой пояс толщиной от 457 мм, утоньшаясь к оконечностям до 406 мм, должен был прикрывать лишь центр корабля и иметь длину 69 м. Толщина брони барбетов башен проектировалась в 356 мм, а броневой палубы 63 мм. Машины должны были развивать 14000 л.с. и обеспечить 18-узловую скорость. Ожидалось, что стоимость каждого из двух броненосцев без вооружения обойдётся в 5000000 золотых рублей. Как окончание постройки,так и их вооружение планировалось к началу 1898 г., что и было выполнено.

Фактически главные размерения очень незначительно отличались от проектных: длина между перпендикулярами составила 114 м, по ватерлинии 118,8 м, наибольшая 122,6 м, ширина 22,4 м, осадка 8,08 м при нормальном запасе угля 700 т. Полный запас угля равнялся 1200 т, чего хватало на прохождение 4000 миль 10-узловым экономическим ходом (по другим данным, на 3000 миль). Запасы топлива были заметно меньше, чем на прототипах. Нормальное водоизмещение "Фудзи" составило 12320 т, полное 12649 т.

Корпус набирался из стали, а двойное дно поднималось вдоль бортов до броневого пояса, имея продольные крепления - стрингеры по всей длине корабля. 181 водонепроницаемый отсек обеспечивал его непотопляемость (из них 36 находилось в двойном дне, 70 под броневой палубой, а 18 - над ней в оконечностях, 29 на нижней палубе, 6 - в главной и 22 отсека в цитадели). Для повышения остойчивости на протяжении половины длины броненосца имелись боковые кили шириной 0,76 м. Стальной таран, находясь ниже ватерлинии на 3,96 м, выступал от носового перпендикуляра на 3,81 м.

Броненосец первым в японском флоте, в отличие от "Фусо" и "Чин Иен", уже изначально оснащался сетями противоторпедного заграждения, которые долго прожили на всех флотах. Например, только в середине 20-х годов японские линкоры типа "Фусо" при модернизации лишились этих "украшений".

При проектировании сначала планировались две мачты с двойными боевыми марсами для скорострельной артиллерии, но в итоге боевые марсы остались по одному на каждой мачте. По сравнению с низкобортным "Чин Иен", "Фудзи", получивший на одну палубу больше, был вполне мореходным кораблем и, как "Роял Соверен" или французские корабли, имел заметный завал борта внутрь, сделанный и для экономии веса в верхней части корпуса и для достижения более плавной качки.

Броненосец, как и "Чин Иен", имел броневой пояс лишь в средней части, но изготовленный из гарвеированной стали, выделанной на заводах Каммеля и Виккерса, защищавший его на длине 69 м и имевший высоту 2,4 м (закрывая собою машинные, котельные отделения и основания барбетов, но оставляя нос и корму без прикрытия). При нормальной осадке, т. е. при отсутствии существенной перегрузки, главный пояс возвышался над ватерлинией на 0,9 м.

Броненосец "Фудзи" (Наружный вид и вид сверху. 1905 г.)

Наибольшая толщина пояса была в его верхней части, в районе машинного и котельных отделений, и составляла 457 мм (что соответствовало 826-мм железной брони "Фусо"), утоньшаясь к низу до 229 мм, а к оконечностям сначала до 406 мм и далее до 356 мм в районе барбетов. Броневые траверзные переборки, соединявшие обе оконечности пояса, имели толщину: носовая - 356 мм, кормовая - 305 мм. В 1895 г., когда корабль строился, в нашей литературе указывалось, что "для защиты от анфиладного (продольного) огня главная и нижняя палубы будут перегорожены броневым щитом в 6 дюймов толщины." Наши специалисты ожидали такую толщину траверзных переборок, но, как видим, броня по возможности утолщалась, и они ошиблись почти вдвое. В оконечностях этого броневого каземата возвышалось по одному барбету, защищённому бронёй из стальных плит, имевших дифференцированную толщину: со стороны, обращенной к противнику, в верхней части до батарейной палубы, где не было защиты пояса и траверзов, - 457 мм, в нижней, под их прикрытием - 229 мм; с тыльной стороны - 102 мм.

Плоская броневая палуба толщиной 64 мм настилалась непосредственно над главным броневым поясом, прикрывая собой котлы и машины. Отсутствие у нее скосов явилось существенным недостатком, отмеченным современниками. В оконечностях от основания пояса, как и на "Чен Иен", к носу и корме шли карапасные броневые палубы той же 64-мм толщины, располагаясь несколько ниже ватерлинии, причем носовая имела в среднем наклон в 5°, а кормовая заметно меньше. Над главным поясом в средней части находился еще один, толщиной 102 мм, но более короткий, длиной всего 46,9 м и высотой 2,4 м. От его оконечностей под углом к диаметральной плоскости шли броневые переборки той же толщины. Боевая рубка, помещавшаяся позади носового барбета, защищалась броней в 356 мм.

Размещённые в барбетах орудия главного калибра имели для защиты прислуги вращающиеся броневые купола со стальной броней толщиной в лобовой части - 152, сверху - 76 (по иным данным, тоже 152), а с бортов и тыла - 102 мм. Кроме того, над каждым куполом возвышалось по небольшой защищенной (76-мм броневыми плитами) командирской башенке для управления орудиями главного калибра непосредственно из башен. Под защитой барбетов находились механизмы для поворота и заряжания, подачи снарядов с зарядами, а также гидравлические стопоры, автоматически удерживавшие орудийные платформы от разворота при выстреле из одного орудия (аналогичные описанным на броненосце "Тинг Иен").

Снарядные и зарядные погреба размещались под броневой палубой. Подача боезапаса осуществлялась по бронированным трубам. Все входы и выходы на броневую палубу цитадели, всякие другие отверстия, а также дымовые и вентиляторные трубы окружались коффердамами высотой 0,9 м, т. е. в итоге возвышались над ватерлинией на 1,8 м, или броневыми гласисами. Помещения для бортовых торпедных аппаратов и хранения зарядных отделений торпед находились ниже ватерлинии, то есть под надежной защитой главного пояса, хотя помещение носового аппарата не бронировалось.

Броненосец "Фудзи" Повреждение башни полученное в Цусимском бою.

Вся броня общим весом 3000 т (24% нормального водоизмещения) изготавливалась на заводе Кеммеля и К° (Cammel & С°) по способу Гарвея (обработка касалась только толстых плит пояса и траверзов, а тонкая броня, например, палуб и крыш барбетов, была стальная). Угольные ямы уже традиционно разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.

Артиллерийское вооружение, заказанное на заводе Армстронга и К°, состояло из четырех 305-мм сорокакалиберных пушек весом 49,6 т каждая (по конструкции аналогичных орудиям кораблей класса "Маджестик"), размещенных попарно в двух грушевидных барбетах (оснащённых гидравлическими приводами для поворота); десяти 152-мм сорокакалиберных скорострельных; двадцати 47-мм 40-калиберных (3 фн) и четырех 47-мм 33-калиберных (2,5 фн) скорострельных Готчкисса (по другим данным, четыре 37-мм).

Лишь четыре 152-мм орудия получили казематы шестиугольной формы с броней толщиной 152 мм в лобовых и 51 мм в остальных частях, включая их крыши, расположенные над главным поясом в батарейной (главной) палубе симметрично от миделя (углы обстрела по 120°). Другие шесть установили выше, на верхней палубе открыто, и они имели стальные щиты, укрепленные на орудийных станках. Два из этих орудий располагались на миделе и имели углы обстрела по 120°, а четыре - симметрично относительно носового и кормового мостиков с углами обстрела по 150°. Все 152-мм орудия размещались на спонсонах для получения возможно больших углов обстрела.

В батарейной же палубе вне цитадели, по четыре в каждой оконечности, размещались 8 47-мм орудий. 4 малокалиберных орудия располагались на мостиках, 4 - на надстройке, 4 - на верхней палубе в центре корабля и 4 - на боевых марсах. По другим данным, первоначально батарея малокалиберных орудий размещалась следующим образом: 4 - на главной палубе в оконечностях (что не подтверждается примером последующих кораблей), 12 - на верхней палубе и мостиках, 4 - на шельтердеке (навесной палубе) и 4 - на марсах.

Один из прототипов ("Роял Соверен") имел два барбета грушевидной формы, в каждый из которых устанавливалось два 67-тонных орудия, которые каждый раз для заряжания приводились в диаметральную плоскость в определенное фиксированное положение, а крыши барбетов были покрыты тонкой плоской стальной защитой. "Фудзи" и "Яшима" также сохранили барбеты грушевидной формы с подъёмниками, выступающими в задней части каждого, отчего барбеты имели такую форму, но пушки уже защищались выступавшими вверх куполами.

Форма их барбетов означала, что орудия также заряжались только в фиксированном (вдоль диаметральной плоскости) положении. Но полное круговое заряжание все-таки стало возможным на "Фудзи" (правда, лишь в ограниченный период времени), что удалось благодаря размещению в задних нишах его куполов малого числа снарядов и зарядов вместе с установкой там же вторых гидравлических прибойников. Эти прибойники уже могли заряжать орудия при любом их положении в горизонтальной плоскости до тех пор, пока боекомплект ниш не иссякал, и орудийные платформы приходилось вновь разворачивать в исходное положение вдоль диаметральной плоскости для его пополнения. Такую систему заряжания можно назвать условно круговой, но она, оставаясь все-таки пока еще несовершенной, давала серьезную экономию времени по сравнению с применявшейся тогда на "Роял Соверен".

Оба снарядных погреба 305-мм орудий размещались непосредственно под барбетами, а зарядные - под ними (т.е., наоборот, если сравнить с "Роял Соверен"). Расположение башен с орудиями главного калибра в оконечностях позволяло им иметь секторы обстрела 270° (по 135° на борт), что было выгоднее, чем у носовой башни "Чин Иен", имевшей всего 255°.

В 1901 г., ранее запланированного срока, "Яшима" и "Фудзи" частично перевооружили: 20 47-мм пушек заменили без особого труда на 16 76-мм сорокакалиберных, оставив лишь четыре скорострельных на марсах. По другим данным, заменили только 16 47-мм орудий на равное число 76-мм, а батареи на боевых марсах и шельтердеке оставили прежние. Пять торпедных аппаратов, как и орудия главного калибра, оставили без изменений. "Фудзи" оказался первым в японском флоте броненосцем с расположенной в шахматном порядке артиллерией среднего калибра на максимально возможном друг от друга расстоянии для снижения уязвимости от снарядов.

Торпедное вооружение переместили ниже ватерлинии, и оно в итоге состояло из четырех подводных бортовых аппаратов, расположенных попарно в носу и в корме, и одного носового, надводного (первоначально планировалось шесть аппаратов и 2 миноноски 2-го класса). Полный запас торпед Уайтхеда калибром 457 мм равнялся 15 (по 3 на каждый аппарат). Кроме того, на броненосце находились две миноноски второго класса (длиной 17,1 м), имевшие аппараты для метательных мин и паровой катер (длиной 12,8 м), имевший приспособления для постановки мин.

Броненосец "Фудзи" после модернизации. 1912 г.

Главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and C°) в Депфорде и состояли из двух вертикальных трехцилиндровых машин тройного расширения, работавших каждая на свой винт. Они развивали при умеренно форсированной тяге 13500 инд. л.с. Диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления составляли соответственно 1016, 1498,6 и 2235,2 мм при ходе поршня 1143 мм.

Пар к машинам поступал от десяти цилиндрических котлов обыкновенной трубчатой системы (огнетрубных с обратным ходом дыма), с рабочим давлением 10,9 кгс/см2. Каждый котел имел четыре топки. Котлы размещались в четырёх водонепроницаемых отсеках вдоль корпуса (в носовых по три, а в кормовых по два). Освещение на броненосце было электрическое, и он, как и однотипный "Яшима", оснащался пятью прожекторами. Две дымовые трубы, расположенные вдоль диаметральной плоскости, были : носовая, имевшая выход от шести котлов, круглой формы, а кормовая от четырех котлов овальной.

В марте 1897 г. провели предварительные испытания машин броненосца "Фудзи". На первом пробеге прошли 40 миль и зарегистрировали мощность 10200 инд. л.с. (при числе оборотов: у левой машины - 108, у правой - 109,3 в минуту), развив средний ход - 16,8 уз. Давление пара в котлах при испытаниях было 10,6 кгс/см2. На другой день производилась проба машин при форсированной тяге: всего сделано шесть 10-мильных пробегов, во время которых машины развили мощность 14100 инд. л. с. при числе оборотов у левой машины 120 , у правой 120,3 об/мин, (давление пара в котлах 10,7 кгс/см2, а давление в котельных отсеках 1,5 атм). Средняя скорость на этих пробегах составила 18,5 уз. Приводились данные и о достижении кораблем скорости 19,25 уз. Во время пробегов производились также испытания рулевых машинок, на которых выяснили, что на самом полном ходу руль перекладывался с борта на борт за 15 сек.

Броненосец "Фудзи" (Наружный вид корабля в 1912 и 1945 г.)

В начале девяностых годов прошлого века кораблестроители начали разработку маскировочной окраски для военных кораблей. Так в русской первой эскадре и владивостокском отряде приняли темный зеленовато-серый цвет, в германском флоте - светло-серый и после ряда колебаний в английском, а за ними и в японском - в темно-серый, которым они красились и во время войны с Россией. Такую первоначальную окраску получил и "Фудзи". Экипаж "Фудзи" первоначально состоял из 35 офицеров и 637 матросов (достигая временами 688 человек). В 1901 г. он состоял из 741 человека. Броненосец проходил ремонт и перевооружение в 1901 г.

Во время русско-японской войны "Фудзи" под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском, где получил до 17 попаданий и едва не погиб.

В 1910 г. "Фудзи" капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны "Фудзи" оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Но тем не менее он нёс вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца "Микаса".

1 сентября 1922 г. его исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Но позднее его корпус возвратили к жизни и переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус "Фудзи" продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Йокосуку в 1945 г. В 1948 г. его разобрали на металл.

 

 

 

 

Так же существует версия что японское командование пыталось скрыть факт потопления броненосца «Ясима». Цитата из книги: "События 15 мая для японского военного командования стали настоящим потрясением. Еще бы: линейные силы флота сократились на треть! Теперь у адмирала Того оставалось всего четыре броненосца 1 класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их будет шесть. Кроме того, на Балтике полным ходом шла комплектация Второй Тихоокеанской эскадры, в которую, как ожидалось, войдут еще восемь броненосцев. Японии противопоставить им было нечего: собственные верфи строить большие корабли еще не могли, а заказанные в 1903 году в Англии броненосцы «Касима» и «Катори» не имели никаких шансов вступить в строй в течение ближайших полутора лет. Да и вообще, поставка боевых кораблей стране, находящейся в состоянии войны, тогдашними международными соглашениями категорически запрещалась. Оставалось уповать на сохраняющийся перевес Японии в броненосных крейсерах, но это служило слабым утешением. Паритет сил на море Страну восходящего солнца не устраивал, ей было необходимо безоговорочное господство — иначе обеспечить бесперебойное снабжение сухопутной армии в Маньчжурии не представлялось возможным.

Поскольку «Ясима» затонула довольно далеко от берега, а русских кораблей поблизости не было, японцы засекретили факт ее гибели. Хотя информация о потере броненосца все же появилась в прессе, точных данных на этот счёт не имелось, и русские моряки даже год спустя, накануне Цусимского боя, ожидали встретить «Ясиму» в числе своих противников.

 

 

Фото:

 

 

d51476eeb286ff1827f44da930a3fb98.jpg

08ddd2e244066cceb32127d00f9662d8.jpg

a05f07b6789f0f1f532faa082ba1b881.jpg

2bc9318aa95659609371ffb7fc1a0345.jpg

3dbc96927324f0a93b27be8eb50e126c.jpg

 

 

Источники:

http://ru.wikipedia.org/

http://www.battleshi...93/history.html

Изменено пользователем Pichugino

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Тема, по моему мнению, не очень. Почему? Объясняю. Информации по этому броненосцу не так много, и поэтому тема именно о нем заведомо будет небольшая. Лучше уж было создать тему про уничтожение двух броненосцев Японского флота. А здесь получилось небольшое описание корабля и резкий переход к его уничтожению.

И еще, Yandex и Google, как поисковики, не являются источниками информации, они лишь помогают найти ее.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Тема, по моему мнению, не очень. Почему? Объясняю. Информации по этому броненосцу не так много, и поэтому тема именно о нем заведомо будет небольшая. Лучше уж было создать тему про уничтожение двух броненосцев Японского флота. А здесь получилось небольшое описание корабля и резкий переход к его уничтожению.

И еще, Yandex и Google, как поисковики, не являются источниками информации, они лишь помогают найти ее.

Я согласен с тем, что информации о нём не много.Но всё же думаю что читателям этого вполне хватит для общего ознакомления.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 821 бой

Эскадренный броненосец "Ясима" 2500х1846

 

 

c468a382269282376b7462de79b7c572.jpg

3bbf579f59f706f75e6070e987f61492.jpg

 

 

Эскадренный броненосец "Фудзи" 2500х1846

 

 

6a8e02c17e5f7643153b4579d9f1e6ef.jpg

28c71a1283f65c8cc9cc2ede168d828d.jpg

4c64f34a35a98f1db433de4203460ab3.jpg

fbb1b4364c4e9108a2605c2d31d2d1e1.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Эскадренный броненосец "Ясима"

 

 

c468a382269282376b7462de79b7c572.jpg

3bbf579f59f706f75e6070e987f61492.jpg

 

 

Эскадренный броненосец "Фудзи"

 

 

6a8e02c17e5f7643153b4579d9f1e6ef.jpg

28c71a1283f65c8cc9cc2ede168d828d.jpg

4c64f34a35a98f1db433de4203460ab3.jpg

fbb1b4364c4e9108a2605c2d31d2d1e1.jpg

 

 

Да, я видел эти фотографии.Спасибо что выложили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
706
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 116 публикаций
1 500 боёв

Могу ли я уточнить: что может стоило рассказать тогда про всю серию данного корабля, и рассмотреть историю доблестной или не очень службы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
81 публикация

схватки критиков...( осторожно кругом профи)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
1 161 публикация
4 911 боёв

Могу ли я уточнить: что может стоило рассказать тогда про всю серию данного корабля, и рассмотреть историю доблестной или не очень службы.

 

Да хватит вам на человека наезжать. Вполне неплохой пост по сравнению с остальными.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
706
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 116 публикаций
1 500 боёв

Да хватит вам на человека наезжать. Вполне неплохой пост по сравнению с остальными.

где вы там увидели наезд? оО я дал совет как улучшить сообщение, дополнить так сказать, чтоб было более интересно

Адвокатов развелось-то...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
59
[LESTA]
Разработчик
316 публикаций

Информация по этим броненосцам имеется, главное поискать. Самый информативный способ это англоязычные источники, самый простой, недавно вышедшая книга "Триумфаторы Цусимы", где достаточно подробно расписана их история создания и службы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Я согласен с тем, что информации о нём не много.Но всё же думаю что читателям этого вполне хватит для общего ознакомления.

Хочу просто посоветовать ТС не относится к читателям этого форума так поверхностно.

"этого вполне хватит для общего ознакомления"... лично мне слух режет.

Или этот такой ответ-полунамек на комментарий XAPDPOKEP - "да видел я это, только мне лень было их вставлять". А как еще по другому можно понять такой ответ?

Вы и правда считаете, что этому форуму достаточно простенькой справочки, полученной по элементарному запросу в поисковике?

Или вы считаете нас недостойными более серьезного и уважительного отношения?

Вы ведь не выбрали раздел форума для "просто поговорить", вы выбрали исторический раздел. И наверное рассчитывали на какую то оценку своей работы.

Вам скорее всего мало интересно мое личное мнение, но я не в восторге от этой темы.

 

Единственное что могу посоветовать, то это постараться изменить свое отношение и к форуму, и к своим времязатратам(чтобы не в пустую).

Попробуйте внимательно почитать эту тему

http://forum.worldof...ческое-пособие/

Возможно это поможет вам по другому взглянуть на подачу и оформление публикуемой информации. Особенно в таком серьезном разделе, как этот.

Я искренне надеюсь, что в дальнейшем вы не повторите подобную ошибку, но и не остановитесь из-за небольшой(это и в правду не сильный "наезд" :trollface: ) критики на достигнутом.

На самом деле, как мне кажется, подножку вам поставила ваша собственная лень, так как тему начали "за здравие". Очень надеюсь на доработку темы. Желаю удачи!

И еще... не совсем понял некоторое несоответствие названия темы и дальнейшего описания ТТХ другого броненосца. Про то, что информация в основном о гибели корабля, вам уже сказали.

 

 

Японский броненосец "Ясима".

ТТХ:

Эскадренный броненосец “ФУДЗИ”, Япония, 1897 г.

Строился в Англии. Заложен в 1894 г., спущен на воду в 1896 г.

Водоизмещение 12 533 т, длина наибольшая 125,5 м, ширина 22,4 м, осадка 8 м. Мощность машин 14000 л.с., скорость 18 уз.

Броня (сталеникелевая): пояс по ВЛ 457- 356 мм, казематы 152-50 мм, барбеты башен 356-229 мм, башни 152 мм, палуба 63 мм, рубка 356 мм.

Вооружение: четыре 305-мм и десять 152-мм орудий, 24 мелкие пушки, 5 торпедных аппаратов. Всего построено 2 единицы: “Фудзи” и “Ясима” (оба — 1897 г.).

Был построен в Великобритании на верфи Армстронга в Эльсвике по заказу Японии. Во время русско-японской войны участвовал в блокаде и обстрелах Порт-Артура. 15 мая 1904 подорвался на мине, выставленной русским минным заградителем «Амур». Затонул при буксировке в порт.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Хорошо, предложения приняты.Буду дополнять тему.

 

И еще... не совсем понял некоторое несоответствие названия темы и дальнейшего описания ТТХ другого броненосца. Про то, что информация в основном о гибели корабля, вам уже сказали.

Так как "Фудзи" и "Ясима" систершипы. “Ясима” отличалась от своего “систершипа” увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В теме это описано.

 

Нашёл более подробную информацию об этих систершипах. Если найдёте ошибки, укажите на них пожалуйсто.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций
513 боёв

Да хватит вам на человека наезжать. Вполне неплохой пост по сравнению с остальными.

 

Солидарен

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Хорошо, предложения приняты.Буду дополнять тему.

 

Так как "Фудзи" и "Ясима" систершипы. “Ясима” отличалась от своего “систершипа” увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В теме это описано.

 

 

Я не возражаю и не оспариваю очевидное. ТТХ "Фудзи" не лишние и конечно же не мешают. Просто не могу понять, почему не указать ТТХ "Ясимы" в теме о нем.

Тема дополняется - это хорошо! Удачи!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Я не возражаю и не оспариваю очевидное. ТТХ "Фудзи" не лишние и конечно же не мешают. Просто не могу понять, почему не указать ТТХ "Ясимы" в теме о нем.

Тема дополняется - это хорошо! Удачи!

Немного исправил ТТХ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
49 публикаций
1 599 боёв

Лишним информация не будет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
267 публикаций

Я согласен с тем, что информации о нём не много.Но всё же думаю что читателям этого вполне хватит для общего ознакомления.

Молодец-правильно :honoring: Мыж новое узнаем благодоря тебе и таким как ты)) СПС

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
5 публикаций

Человек старается, а вы все готовы обрубить на корню. Хорошая и информативная темка, хоть и мало инфы. Автору спс :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×