Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Alseerz

Гибель ДПЛ “С-80” пр.644 СФ 27 января 1961 года.

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
100 публикаций
1 бой

Из журнала “Тайфун” №9 2000 г. (28 вып.)

Изображение

ПЛ построена в 1951 г. по пр.613. Многоцелевая средняя ДЭПЛ. С июля 1957 по апрель 1959 г. прошла модернизацию по пр. 644 . ( установлены 2 побортно расположенных кон-тейнера в одном кормовом блоке с 2 крылатыми ракетами ). В результате переоборудования из-за установки нового астронавигационного комплекса “Лира -2” , прочных аварийно - балластных цистерн и ракетных контейнеров некоторым изменениям подверглись надстройка и ограждение прочной рубки. Артиллерийское вооружение и запасные торпеды сняли, а для повышения остойчивости добавили балластный киль, в который из надстройки перенесли 18 баллонов ВВД.

Изображение

Конструктивно в пр. 613 предусматривалось всего 16 т запаса водоизмещения. Перегрузка приводила к снижению запаса плавучести и остойчивости ПЛ.

В половине шестого утра 25 января 1961 г. С-80 под командованием к. 3 ранга А.А. Ситар-чика вышла в море на несколько суток для отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Сверх численности -56 человек штатного состава - на борту находилась часть второго экипажа с его командиром к. 3 ранга В.А. Николаевым. На С-80 в море вышли 15 офицеров, 16 старшин и 37 матросов основного и резервного экипажей.

По своему техническому состоянию , подготовке л\с С-80 в новом учебном году была введена в 1 линию и готова квыполнению задач, свойственных данному классу кораблей.

Последнее донесение с ПЛ поступило около 00.30 27 января.Это было сообщение о погоде в районе , где она находилась - в Баренцевом море севернее полуострова Рыбачий. В установленное время С - 80 на связь не вышла и в дальнейшем на запросы не отвечала.

21 сутки проводилась интенсивная поисковая операция. Следов гибели ПЛ обнаружить не удалось.

Предположительная версия гибели ПЛ выдвинютая гос. Комиссией в 1961 г. : “на ПЛ произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урага- на не смог справиться”. В примечаниях не исключались и “другии причины гибели”.

Затонувшую ПЛ обнаружили 23 июня 1968 г. в точке с координатами: 70 гр. 01 мин. 23 сек . НОРД. И 36 гр. 35 мин . 22 сек. ВЕСТ. На глубине 196 м. В результате внешнего осмотра с помощью спускаемой наблюдательной камеры было установлено , что погибшая лодка лежит на грунте на ровном киле с креном на Пр.Б. Корпус видимых повреждений не имеет. На лодке и вблизи нее наблюдалось большое количество рыболовных снастей.

В 20.30 24 июля 1969г. в результате проведения операции “Глубина” ПЛ С-80 была поднята на поверхность.

Изображение

Сразу же после подьема и осущения отсеков Гос.Комиссия приступила к осмотру корабля и восстановлению драматических событий.

Внешне ПЛ не имела механических повреждений. Только ПМУ - антенна РЛС “Флаг” , используемая для наблюдения за водной поверхностью, была погнута- за него цеплялись рыбаловные тралы. ГР находились в положении “на всплытие”, ВР переложен на Пр.Б. Все входные люки задраены. Более того , когда осушили все семь отсеков ПЛ, она сохраняла плавучесть и могла держаться на поверхности без посторонней помощи. ПК ниже ВЛ оказался непроницаемым.

1, 5, 6, 7 отсеки разрушений не имели, а 2, 3 и 4 были загромождены сорванными с фундаментов механизмами, деревянными обломками и людскими телами. Весь этот хаос покрывал слой ила, грязи , коррозионных остатков металла и обрастаний живых обитателей подводного мира. Обе переборки 3 отсека были разорваны силой, которая стремилась искалечить корабль и все живое по направлению из кормы в нос. В 4 ( аккумуляторном) отсеке палуба была выгнута вверх на 100 мм. Несколько аккумуляторов провалились в цистерну сквозь разрушенную крышу.

Следов пожара обнаружено не было. Некоторые системы оставались в исправном состоянии и могли быть использованы по прямому назначению. Найденные на корабле часы свидетельствовали о том, что катастрофа произошла в считанные минуты. Всего найдены 21 часы с сохранившимися стрелками - по ним с точностью до нескольких минут установили время гибели С-80: 27 января 1961 года в 01.30. Это время подтверждают сделанные карандашом и хорошо сохранившиеся записи, найденные в записной книжке штурмана. Последняя запись сделана 27 января в 01.27. В др. Журналах записи разобрать невозможно - морская вода разьела чернила. Записи об аварийной ситуации не нашли.

Подробный осмотр всех механизмов и систем позволил установить , что ПЛ была затоплена через открытую захлопку РДП.

В 23.22 26 января 1961 г. ПЛ стала под РДП. Правый дизель работал средним ходом на винт. Нагрузку на генератор для получения излишней энергии на работающие электродвигатели не подключали .

Над Баренцевым морем господствовала суровая полярная ночь. Дул порывистый холодный ветер. Брызги соленой воды, попадая на железо, превращались в лед. Волны, периодически захлестывали оставшиеся на поверхности ВУ, не смывая образующиеся корочки льда. Лодку сильно качало.

Экипаж на КП и БП по БГ №1.

Около половины первого ночи КПЛ на очередном сеансе связи с берегом доложил метеосводку в районе: волнение моря - 6 баллов, температура воды - -5 гр. С. Никаких тревожных сигналов о возникших проблемах на корабле он не передавал.

Дальше пошли странности

Весь оф \ состав был собран в кают-компании 2 отсека. Там же присутствовали КПЛ основного и резервного экипажей.

( Ночью , по БГ№1 !!! ). Военный совет ??? По какому поводу ???

Непосредственно ПЛ управляли СПК и ВО из боевой рубки. ВИМ

КБЧ-5 , вышел в 4 отсек

???!!!

Причина заставившая его покинуть ЦП неизвестна

.

ПЛ шла со скоростью 5,3 узла. Боцман , управлявший КГР и НГР , не удержал глубину. Волна захлестнула воздушную шахту РДП. Обмерзший поплавковый клапан не сработал. Обогрев поплавкового клапана отключен.

Вода в трюме 5 отсека постоянно откуда - нибудь появлялась. Удаление ее за борт ВОС было обычным делом, а “больным местом” дежурного моториста являлась сухость трюмов. Поэтому, “хлебнув” глоток соленой воды в трюм дизельного отсека , ВИМ советовал боцману не “проваливаться”. Вода по воздухопроводу РДП диаметром 450 мм устремилась внутрь ПК.

В первые секунды поступление воды в 5 отсек не было обнаружено: не слышно из-за шума работающих дизелей и не видно из-за того, что шахта подачи воздуха заканчивалась под палубным настилом. В отсеке заметили поступление воды только тогда, когда вращающаяся линия вала своей шинно-монтажной муфтой начала разбрызгивать ее по отсеку. Носовой и кормовой трюмы оказались затопленными водой. Через 10 сек. Дизель стал создавать в отсеке вакуум. Его пришлось аварийно остановить с докладом в ЦП о поступлении воды. ВО из боевой рубки дал команду машинным телеграфом “самый полный вперед” свободному главному двигателю ЛБ с целью во что бы то ни стало обеспечить ход. Штурман сделал запись: “1.27. Остановлены оба винта”. Боцман переложил все рули “на всплытие”.

В обязанности вахтенного трюмного в ЦП входило управление воздушной захлопкой РДП. В суматохе сложившейся ситуации трюмный совершил ошибку: среди 5 одинаковых манипуляторов, расположенных вблизи друг от друга, он механически повернул манипулятор устройства “Лира” на “опускание”. Астронавигационный комплекс “Лира” в тот момент не использовался, к тому же указателей предназначения манипуляторов не было. Сознавая, что он свою задачу выполнил , трюмный более не делал никаких попыток закрыть захлопку гидравликой или вручную. Вода стремительно затапливала 5 отсек, нарастал дифферент на корму.

Прошло 20 секунд. Мотористы после аварийной остановки дизеля выполнили ПМ по герметизации отсека и переключению муфты для обеспечения работы двигателей подводного хода. Стали закрывать второй запор шахты подачи воздуха к дизелям. Для его закрытия нужно было вручную сделать 11 полных оборотов. Они сделали 8 оборотов на закрытие. Под напором воды погнулся шток клапана. Прекратить поступление воды стало невозможно.

Осталась последняя надежда на аварийное всплытие. Это решение мог принять КБЧ-5, оценив положение, но что-то заставило его находиться в другом отсеке. ПЛ теряла ход. Дифферент достиг 20 гр. на корму. Глубина нарастала.

Прошло 30 секунд. В ЦП поняли , что создалась гибельная ситуация, и приняли решение на продувание балласта. В отсеках начали выполнять ПМ по БЗЖ. Из-за большого дифферента эти действия были крайне затруднены, а переход из отсека в отсек невозможен. В полузатопленном 5 отсеке 2 человека еще возились со вторым запором РДП возле носовой переборки, когда остальные мотористы вышли в 4 отсек и пытались создать воздушное противодавление в двух смежных отсеках.

Прошло около 40 секунд. При продувании ЦГБ была совершена последняя ошибка : не использовалась система быстрого продувания аварийно-балластной цистерны №5. В 6 отсеке по невыясненной причине электрики не выполнили команду ВО на дачу хода гребными электродвигателями. Состояние ПЛ стало критическим: скорость упала до нуля, дифферент - 45 градусов на корму. Лодка остановилась и замерла. Преодолеть отрицательную плавучесть и подняться на поверхность ей не хватило сил и запаса ВВД. Медленно набирая вертикальную скорость кормой вниз, С-80 провалилась на глубину.

Прошло около 60 секунд. Дифферент достиг 60-80 гр. При этом значительная часть воздуха стравливалась из продутого объема ЦГБ. ПЛ потеряла подводную непотопляемость. Со скоростью около 5 м\с С-80 вошла на 15 м в грунт. Н=196 м. ( Н пред. ПЛ=200 м ). ПК выдержал давление воды. Забортная вода продолжала поступать внутрь ПК. Переборки расчитаны на Р=2-18 кг/см.

Первыми погибли 2 моториста, создавшийся дифферент не позволил им выйти в 4 отсек. От поступающей воды и созданным подпором воздуха Р в отсеке достигло 5 кг/см. кв. ,при котором в АЯ разрушалась крыша цистерны замещения “специзделия” ( КР ). 6 элементов АБ провалились в цистерну. Цепь батареи оказалась разорванной, прекратилась подача электроэнергии на все механизмы и электроприводы. Питание Всп. Механизмов осуществлялось не параллельно с 2 АЯАЯ, а только со второй группы. Правда этот факт никакой роли в трагедии не сыграл.

Переборка на 65 шп между 3 и 4 отсеками разрушилась взрывом на большом пространстве. Ударной волной сметены все преграды на пути в нос , сорвана крышка нижнего рубочного люка, искорежены каюты, раздавлены приборы, разорвана переборка во 2 отсек ( расчитана на 2 кг/ см кв.) Переборка в 1 отсек -отсек убежище - выдержала. Все те , кто находился в трех отсеках и боевой рубке погибли.

Прошло около 3 минут. Давление в разрушенных отсеках сравнялось с забортным. Вода , за исключением примерно 40 м куб. В носовой части 2 отсека, заполнила все свободное пространство. Дифферент отошел до 15 гр. Стрелки найденных в ЦП и 7 отсеке механических дифферентометрах замерли на отметках 14 и 16 гр. соответственно . В 3 из 7 отсеках оставалось в живых 24 человека.

Прошло около 10 минут. Кормовая переборка 5 отсека на 92 шп. Выдержала давление 19кг\ см. кв. Однако через неплотности переборочных сальников и клинкетов вентиляции происходило постепенное затопление 6 отсека. Л\с ничего поделать не смог. Когда возникла угроза затопления переборочной двери, электрики организованно перешли в 7 отсек. Двери герметично задраили.

Все это время подводники продолжали предпринимать меры к спасению. Они продували ЦГБ, используя командирские группы ВВД. Затем решили выйти из затонувшей ПЛ. Отдраив нижний входной люк, опустили тубус, приготовили 5 ИДА. Но на поверхность никто не вышел: может быть, потому , что не смогли или не успели, а может быть , потому что на 14 человек имелось только 10 ИДА-51. Они погибли вместе.

Когда вода заполнила электротехнический отсек и давление в нем превысело 2 кг\см. кв., переборка на 104 шп. Дала трещину, и вода быстро затопила концевой отсек.

Прошло около 6 часов. Дольше всех противостоял напору л/с 1 отсека. Хорошо обученные моряки выполнили все мероприятия по АТ. Их действия были грамотными и последовательными. Они отключили командирскую группу ВВД от разрушенных центральных отсеков и продули носовую группу ЦГБ, пытаясь увеличить дифферент на корму и тем самым уменьшить глубину до 120 м, с которых предусмотрен инструкцией самостоятельный выход из ЗПЛ, отдали АСБ для обозначения своего места. В 1 отсеке создалось давление от фильтрации газов из воздушной подушки 2 отсека. Эти газы и давление усугубили положение людей. Подводники держались до последнего. 4 включились в ИДА, а 1 - в бесполезный в данной ситуации противогаз.

ТАК ПОГИБ ЭКИПАЖ С-80.

Изменено пользователем Alseerz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
109 публикаций

жалко подлодок нету в кораблях) а их добавление в общую кучу..

ну оч сомнительно, под єту тему реально делать отдельную игру, возможно даже с компанией, есть же Сайлент Хантер)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Тема очень интересная, но можно было часть текста под спойлер спрятать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
113 публикации

интересная история!

чем-то напомнила фильм "72 метра"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
39 публикаций

Личный состав 1 отсека держался геройски. Но почему все же не использовали ИДА, ведь готовились? Не успели, сломались морально? Вечная память им.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
308 публикаций
191 бой

отличная тема!и вообще очень интересно узнать о подводных лодках побольше!автору огромное спасибо за отличную тему! :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Тема отличная только оформление отвратительное, переносы после копирования так и не убраны ! Создается впечатление что текст автор не читал!

Теперь по теме. Лодку нашли только через 7 лет после трагедии и то случайно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
116 публикаций
2 452 боя

Хорошая тема только вот печально что в игре не будут ПЛ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
100 публикаций
1 бой

Просмотр сообщенияRobbinGooD (19 Ноя 2013 - 11:06) писал:


переносы после копирования так и не убраны !

Где?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
15 публикаций
1 216 боёв

трагическая случайность... цепочка трагических случайностей.

Если бы ошибки экипажа не наложились друг на друга, то лодка, наверное, не затонула бы. А тут и боцман не удержал глубину и моторист был с другой лодки, потому и ошибся (Вместо того, чтобы перекрыть вентиль, он стал открывать его), непонятно почему действия и решения офицерского состава были настолько заторможены. Вообщем эта гибель ещё полна загадок. Вечная память..

Изменено пользователем ClaBuKk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
208 публикаций
1 346 боёв

 На данной лодке была маленькая хитрость. Запорный клапан шахты РДП закрывался в сторону, противоположную клапанам на других лодках. Прикоманированный матрос, пытаясь закрыть клапан, крутил его до тех пор, пока не свернул шток. При этом клапан так и не закрыл.

"72 метра" Покровский написал как раз по этому случаю, единственное есть художественное добавление. И в книге Покровского, как то больше позитива, чем в фильме, в книге оставшиеся имели исправные аппараты и.... должны были с утра начать выход из затонувшей лодки.

Но конечно, выйти никто не смог...реально.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×