Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Saenteks

Планирующая авиационная бомба FX1400 (Fritz X)

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
266 публикаций

Планирующая авиационная бомба FX1400 (Fritz X)

 

Управляемая авиабомба Hs.293 разработки Г. Вагнера полностью устраивала Люфтваффе в отношении боевой эффективности. Что касается финансовой и технологической стороны дела, то тут были претензии. Для массового производства требовалась более простая конструкция. Еще в 1938 году доктор М. Крамер начал эксперименты по повышению точности бомбы SC250. Как и Вагнер, он в конце концов пришел к выводу о необходимости оснащения бомбы серьезной аппаратурой наведения. В 1940 году наработки Крамера заинтересовали руководство Люфтваффе и его отправили продолжать создание нового боеприпаса на фирме Ruhrstahl. Одновременно с этим заказчики потребовали увеличить мощность боевой части будущей управляемой бомбы – подобно Hs.293 проект Крамера должен был основываться на имеющейся авиабомбе. На этот раз выбрали тяжелую бронебойную авиабомбу PC1400.

 

Общий вид авиабомбы FX1400

 

Изображение

 

Учитывая особенности исходной бомбы, Крамер стал разрабатывать соответствующий «обвес» и аппаратуру управления. Результатом работ по проекту FX1400 или Fritz X стал новый управляемый боеприпас, внешне значительно отличающийся от творения Вагнера. Корпус Fritz X отливался из стали и в некоторых местах имел стенки толщиной до 15 сантиметров. В средней части корпуса Х-образно устанавливались четыре крыла, а в задней – хвостовое оперение оригинальной формы. Четыре плоскости в форме плюса (два киля и стабилизатор с рулем высоты) были закрыты овальной деталью сложной формы. Там же в хвосте Крамер разместил аппаратуру управления и трассер для облегчения работы оператора бомбы. Из-за наличия трассера в хвостовой части корпуса в свое время появилась версия о ракетном двигателе, но ни в одной версии FX1400 оного не имела. Толстые стенки корпуса бомбы подтолкнули конструкторов к оригинальной идее ее применения. Бомбу Fritz X нужно было сбрасывать с большой высоты, не менее 4000 метров. Падая, бомба приобретает такую скорость, при которой может пробить палубу корабля и взорваться внутри. По этой причине бомба получила взрыватель с задержкой. Контактный взрыватель не предусматривался.

 

Первые опытные экземпляры бомбы FX1400 были доставлены на полигон под Карлсхафеном в феврале 1942 года. Правда, погодные условия не дали начать полноценные испытания. Несколько недель было потрачено на перебазирование испытателей в Италию, на полигон Фоджа. Могли ли тогда итальянцы догадываться, какие потери их флоту нанесут эти бомбы полтора года спустя! Fritz X были собраны гораздо аккуратнее первых Hs.293 и испытания шли довольно успешно. Большая часть времени уходила на обучение бомбардиров-операторов и на отработку радиоаппаратуры самолета и самой бомбы. К осени 1942-го летчики-испытатели смогли достичь вероятности поражения цели в 50%. При этом также выяснилось, что при сбросе бомбы с высоты не менее шести километров она способна пробить 130 миллиметров палубной брони. Попадание бомбы FX1400 в корабль – в сочетании с системой наведения и подрывом заряда с задержкой – как считали немцы, не оставляло морякам противника практически никаких шансов.

 

Осенью все того же 1942-го года на базе Грац было сформировано 21-е учебно-испытательное командование на самолетах Не111Н и Do217K. Целью его создания было обучение строевых летчиков использованию нового боеприпаса. Немного позже 21-е командование будет преобразовано в III группу 100-й бомбардировочной эскадры (III/KG100). «Боевое крещение» Fritz X состоялось только в конце июля 1943 года. Немецкие летчики обнаружили несколько английских кораблей на рейде Сиракуз и Аугусты. Было проведено две атаки и обе оказались неудачными.

 

FX1400(Fritz X) в полете

 

Изображение

 

Первое удачное применение произошло 9 сентября 1943 года, немецкие бомбардировщики вооруженные бомбами FX1400, атаковали итальянские корабли, которые направлялась на Мальту для сдачи союзникам. В соответствии с условиями перемирия, 9 сентября в три часа ночи основная часть итальянского флота, включая линкоры «Рома», «Витторио Венето» и «Италия» (бывший «Литторио»), шесть крейсеров и восемь эскадренных миноносцев, под командованием адмирала К. Бергамини вышла из Специи и направилась на Мальту для интернирования. В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была внезапно атакована с высоты 4-5 км при ясной солнечной погоде 11 немецкими бомбардировщиками Do-217, базировавшимися на аэродроме в Южной Франции.

 

В 15 ч 41 мин первая бомба попала в палубу в одном метре от среза правого борта между башнями № 9 и 11 артиллерийских установок калибра 90 мм. Пробив броневые палубы толщиной 45 и 112 мм, ряд переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем в районе котельных отделений № 7 и 8. Такой результат можно объяснить техническим разбросом времени замедления взрывателя. 0т взрыва были повреждены и затоплены котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения. Вышли из строя артиллерийские установки калибра 90 мм № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления стрельбой артиллерии среднего калибра. На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро исправили переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° с помощью креновой системы путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и линейный корабль сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.

Катастрофа разразилась после второго попадания. В 15 ч 51 мин управляемый снаряд поразил под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса главного калибра № 2 и 1 (Всего около 700 т боезапасов).

 

Очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра (масса 1400 т). Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. Несмотря на усилия команды по борьбе за живучесть, «Рома» переломился и затонул в 16 ч 18 мин.

 

Длящийся долгое время поединок брони и снаряда закончился на этот раз победой последнего и стоил жизни 1253 итальянским морякам, в том числе командующему флотом адмиралу К. Бергамини, погибшим при взрывах управляемых авиабомб и артиллерийских погребов, задохнувшихся и сгоревших во внутренних помещениях корабля, утонувших и умерших от ожогов и ран в госпитале уже после спасения. Линейный корабль «Италия», который так же подвергся атаке, получил повреждения, но все таки смог дойти до места назначения — порта Ла-Валлетта.

 

Конечно, здесь присутствовал немалый элемент везения (состоявшаяся вечером атака второй ударной волны из семи Do217 прошла безрезультатно), сыграло, безусловно, свою роль высокое мастерство штурмана унтер-офицера Ойгена Дегана из экипажа обер-фельдфебеля Курта Штайнборна, нанесшего роковой удар итальянскому флагманскому линкору. Но главное состояло в конструкции самих авиабомб планирующих и управляемых с самолета-носителя по радио.

 

Линкор "Рома" после бомбардировки авиабомбами FX1400 (9 сентября 1943 г.)

 

Изображение

 

 

Изображение

 

Американский крейсер "Саванна" после попадания авиабомбы FX1400 (11 сентября 1943 г.)

 

Изображение

Изображение

Изображение

 

Дальнейшее применение новой бомбы также оказалось не слишком успешным и выявило ряд недостатков. Большая высота сброса по факту оказалась проблемой: FX1400 нельзя было применять в условиях облачности ниже 4000 метров. Вторая загвоздка в применении планирующего «Фрица» крылась в радиоэлектронном противодействии со стороны англичан. Интересно, что точных данных о применении «глушилок» до сих пор нет. Зато известно, что англичане придавали средствам РЭБ большее значение, нежели немцы. Однако Крамер еще в 1941-м году разработал альтернативную систему наведения с передачей команд по проводу. Каждой бомбе полагалось две катушки: одна на консоли бомбы, другая – на консоли самолета-носителя. Общий запас провода составлял 30 километров для каждой бомбы. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы. Самолет оснащался передающим устройством FuG207 "Дормунд", а бомба - приемником FuG237 "Дуйсбург". Разрабатывалось также телевизионная система наведения. Однако ни теленаведение, ни управление по проводам не были применены в боевых условиях. Что касается самого радиоподавления, то относительно его эффективности имеются самые различные оценки. Западные союзники уделили ему достаточно много внимания. Немцы же, напротив, относились к радиоподавлению довольно скептически, очевидно, вследствие того, что их оценки результативности применения управляемых авиабомб были явно завышенными. Причем, несмотря на то, что реальная эффективность планирующих бомб постепенно снижалась, донесения об успехах продолжали оставаться вполне обнадеживающими. Германская военная разведка оказалось в данном случае также не на высоте. Эффективность вражеских помех так и осталась до конца не выясненной, так что готовая система управления бомбой по проводам осталась не востребованной.

 

Последняя проблема бомбы FX1400, как оказалось, «выросла» из того, что поначалу рассматривалось в качестве преимущества. Высокая бронепробиваемость была полезна при атаке тяжелых кораблей наподобие линкоров. А вот торговые суда и даже эсминцы разогнавшаяся бомба иногда просто пробивала насквозь. Взрыватель не успевал среагировать вовремя и подрыв заряда происходил только тогда, когда FX1400 уже находилась в воде. Само собой, должного эффекта такой взрыв не имел. Из-за всех причин вместе взятых бомбы Fritz X, по имеющимся данным, потопили только один корабль. Это был итальянский линкор Roma. Пять других итальянских, американских и английских кораблей были только серьезно повреждены.

 

Данные о применении управляемой бомбы Fx1400

 

Изображение

+ уничтожен

= поврежден прямым попаданием или близким разрывом

 

ТТХ

Длина: 3,26 м

Диаметр: 0,56 м

Масса: 1570 кг

Вес БЧ: 320 кг

Высота сброса: 4000-8000 м

 

Фото

 

Изображение

Изображение

 

Источники:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
175
[RN]
Альфа-тестер
1 666 публикаций
1 587 боёв

Неплохое видео связанное в фриц-икс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
518 публикаций

Немцы такие немцы. Неужели нельзя было протестировать попадания бомб по разным типам кораблей до их взятия на вооружение?

Линкор потопили,а более мелкие суда внезапно пробиваются насквозь.ПФфф. Гении.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Просмотр сообщенияSanguinius93 (20 Ноя 2013 - 01:37) писал:

Немцы такие немцы. Неужели нельзя было протестировать попадания бомб по разным типам кораблей до их взятия на вооружение?
Линкор потопили,а более мелкие суда внезапно пробиваются насквозь.ПФфф. Гении.
Изначально это виделось преимуществом. Хотя первая бомба попавшая в "Рому" пробила ее насквозь. Ну а к концу 1943 немцам уже было не до доведения этих бомб.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
15
[PF_10]
Старший бета-тестер, Коллекционер
138 публикаций
14 905 боёв

Любая война подстегивает научно-технический прогресс.....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
242 публикации
2 244 боя

Просмотр сообщенияpod7val (20 Ноя 2013 - 00:10) писал:

Неплохое видео связанное в фриц-икс.

Интересный фильмец! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций

Просмотр сообщенияmindfunk (20 Ноя 2013 - 03:31) писал:

П.С. если бы у Германии было запасов ресурсов как у США, мы сейчас говорили бы немецки, и кидали бы зиги.
Милый мой друже, если бы у Германии было бы ресурсов, как у США - в ней никогда не пришёл бы к власти такой контуженный горлопан, как ***. И война Германии не была бы нужна.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
380
[T_A_I]
Участник, Альфа-тестер, Коллекционер
434 публикации
30 002 боя

Просмотр сообщенияpod7val (20 Ноя 2013 - 00:10) писал:

Неплохое видео связанное в фриц-икс.

познавтельно однако :bajan:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
29 публикаций
43 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (20 Ноя 2013 - 10:38) писал:

Уверены?Ну-ну...
Полностью поддерживаю, однако Россия выступила числом)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияpod7val (20 Ноя 2013 - 00:10) писал:

Неплохое видео связанное в фриц-икс.

На самом деле фильм ни о чём с громадным количеством косяков.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 978
[FOGFL]
Бета-тестер кланов, Бета-тестер, Коллекционер
5 040 публикаций
10 719 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (20 Ноя 2013 - 10:38) писал:

Уверены?Ну-ну...

уверен на 99% процентов, т.к. Атомную бомбу построил немец, ракету немец, реактивный двигатель тоже как ни странно немец.

В 1938 г. Отто Ган, Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер открывают расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов. С этого и начинается разработка ядерного оружия хмм опять немцы, что как бы намекает нам.

Просмотр сообщенияSuperrat73 (20 Ноя 2013 - 15:21) писал:

Милый мой друже, если бы у Германии было бы ресурсов, как у США - в ней никогда не пришёл бы к власти такой контуженный горлопан, как ***. И война Германии не была бы нужна.

у нас в великой Империи пришел же к власти *** по имени Ленин, кстати революцию он замутил на кайзеровские марки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщенияMercenary85 (20 Ноя 2013 - 06:42) писал:

Изначально это виделось преимуществом. Хотя первая бомба попавшая в "Рому" пробила ее насквозь. Ну а к концу 1943 немцам уже было не до доведения этих бомб.
ну да потому что мы им интенсивно давали пинки и они отступали

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

атомную бомбу построил немец? я чего то не знаю? я думал американцы первые её сделали ох и тут амеров опередили

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
109 публикаций

Просмотр сообщенияtankman16476 (22 Ноя 2013 - 07:04) писал:

атомную бомбу построил немец? я чего то не знаю? я думал американцы первые её сделали ох и тут амеров опередили
Учи историю. крайний вариант смотри канал хистори

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
109 публикаций
2 749 боёв

Просмотр сообщенияmindfunk (20 Ноя 2013 - 03:31) писал:

Ну перестарались они с броне пробитием с кем не бывает, зато первые кто построил и применил управляемую бомбу, а еще гомогенную броню, реактивные самолеты, баллистические ракеты, перечислять можно ой как долго что подарил нам сумрачный тевтонский гений, чем мы пользуемся до сих пор и принимаем как данное.
П.С. если бы у Германии было запасов ресурсов как у США, мы сейчас говорили бы немецки, и кидали бы зиги.
С БЧ наверное перестарались, но имхо нужно было разработать аналоги более мелкого калибра для потопления меньших кораблей.
Что там получил сумрачный тевтонский гений? Гомогенную броню? ЛОЛ! Чо еще? Может нам еще наци спасибо сказать? Преклонение перед наци выглядит как минимум странно.
PS А по-немецки мы бы не говорили, потому что нас бы не было или были бы рабами. Им нужна была наша территория для своего народа. Кормить, строить государство для славян и других народов в их планы не входило. Надо бы это знать.

Просмотр сообщенияmindfunk (21 Ноя 2013 - 04:02) писал:

уверен на 99% процентов, т.к. Атомную бомбу построил немец, ракету немец, реактивный двигатель тоже как ни странно немец.
В 1938 г. Отто Ган, Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер открывают расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов. С этого и начинается разработка ядерного оружия хмм опять немцы, что как бы намекает нам.
у нас в великой Империи пришел же к власти *** по имени Ленин, кстати революцию он замутил на кайзеровские марки.
Чо уж там! Все придумали немцы! :teethhappy:  До такой степени утрировать - признак невежества.
Атомную бомбу немцы так и не получили. Была ошибка в расчетах. И кстати Лиза Мейтнер австриячка, да еще еврейского происхождения :tongue:
На самом же деле научные открытия и тд. во многих странах получают независимо и практически одновременно, так что это не говорит о том, что одни "умные", а другие "***".
Мало того наука в какой-то стране не изолирована. Ученые из разных стран обмениваются своими достижениями. Наука вообще интернациональна по большому счету. Какие-то научные открытия базируются на уже ранее известных, на опыте предыдущей науки, который получен разными странами.
Единственное с чем согласен, так это насчет Ленина. Империя это круто :glasses:
В общем диагноз - германофилия(нацифилия?). Лечение: показано слушать группу Злой Ой до полного выздоровления :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации

Да может у немцев и получалось все делать первым но не всегда доводили дело до конца. Какойто годик другой и такие бомбы уже в США не только как експиремент а на вооружении.

В США боевое применение управляемых авиационных бомб началось в декабре 1944 года. С помощью УАБ AZON и RAZON самолеты ВВС разрушили в Бирме железнодорожный мост, который ранее тщетно пытались уничтожить обычными авиабомбами. В 1945 году авиация ВМС уже имела на вооружении УАБ типа BAT с достаточно совершенной для того времени активной радиолокационной головкой самонаведения. Эти бомбы использовались для нанесения ударов по японским кораблям.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×