Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
CKOTUHA

Вспомогательный крейсер Кригсмарине HSK-2 "Атлантис".

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Вспомогательный крейсер (Hilfskreuzer) "Атлантис" является самым результативным рейдером Кригсмарине. В конце марта 1940 года он вышел в поход, прорвал блокаду Северной Атлантики и бороздил морские коммуникации в водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Корабль провёл в своём единственном походе 622 дня, за это время пройдя 102 000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 145000 регистровых брутто-тонн (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине) и установив 92 мины у побережья Южно-Африканского Союза.

 

История судна.

 

Грузовое судно «Гольденфельс» (нем. Goldenfels) было спущено на воду 31 мая 1937 года на бременской верфи «Bremer Vulkan Schiffbau & Maschinenfabrik». Введено в экспуатацию 16 декабря 1937 года, передано в немецкое пароходство «Hansa Line» 27 янавря 1938 года.

 

 

Технические характеристики:

Изображение

 

Водоизмещение - 17600 тонн.

Двигатель - Два 6-цилиндровых двухтактных двигателя двойного действия производства "Bremer Vulkan, Bremen / Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg (MAN)" типа D 6 Zu 53/76, 7.600 л.с. , 210 об/мин

Максимальная скорость - 16 узлов.

Длина - 155,47 м.

Ширина - 18,69 м.

Осадка - 8,7 m

Экипаж - 45 человек, до 12 пассажиров.

 

Фотографии грузового судна "Голденфелс" в 1938 - 1939 годах:

 

Изображение

 

Изображение

 

 

После начала войны оно было реквизировано ВМФ Германии. Перестройка судна во вспомогательный крейсер (кодовое название «Шифф-16») началась 5 сентября 1939 года под руководством тридцатидевятилетнего фрегаттен-капитана (fregattenkapitän (капитана 2-го ранга)) Бернхарда Рогге на бременской верфи «Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG». Капитан сразу столкнулся с большим количеством трудностей, так как после Первой Мировой войны все наработки про рейдерам были уничтожены. Рогге даже несколько раз посетил К. А. Нергера — командира знаменитого вспомогательного крейсера «Вольф» — и получил от него много ценных практических советов. Немало времени отнимала и борьба с неповоротливой бюрократической машиной: так, один раз пришлось обращаться непосредственно к командующему флотом, чтобы получить такую, казалось бы, незначительную вещь, как четыре сигнальные ракетницы для абордажной команды.

 

"Голденфелс" на верфи проходит модернизацию.

 

Изображение

 

Установлено было следующее вооружение:

6 орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) (Боезапас -1.800 снарядов)

1 орудие калибра 7,5 cm (для предупредительных выстрелов)

1 37-мм зенитное орудие (боезапас 4.000)

2 20-мм зенитных орудия (боезапас 8.000)

4 Торпедных аппарата

92 мины типа EMC

2 Гидросамолета "H 114 B"

Изображение

 

Численность экипажа увеличена до 350 человек.

 

Список старших офицеров:

 

Kapitän-zur-See Bernhard Rogge

 

Adjutant: Leutnant-zur-See Dr Ulrich Mohr

 

First (Executive) Officer: Kapitänleutnant zur See Erich Kühn

 

Navigation Officer: Kapitänleutnant Paul Kamenz

 

Chief Engineer: Wilhelm Kielhorn

 

Gunnery Officer: Oberleutnant Lorenz Kasch

 

Radio Officer: Oberleutnant Adolf Wenzel

 

Administration Officer: Korvettenkapitän Fritz Lorenzen

 

Principal Medical Officer: Marine-Stabsarzt Dr. Georg Reil

 

Assistant Medical Officer: Dr. Hans-Bernhard Sprung

 

Meteorological Officer: Dr. Wolfgang Collmann

 

Demolition Officer: Leutnant Johann-Heinrich ‘Dynamite’ Fehler

 

Chief Petty Officer: Oberleutnant Wilhelm Pigors

 

Flying Officer: Leutnant Richard Bulla

 

Офицеры "Атлантиса" (фото)

 

Изображение

 

1 ноября 1939 года Бернхарду Рогге,было присвоено звание капитана-цур-зее (Kapitän zur See (капитан 1го ранга)). 19 декабря на крейсере состоялась торжественная процедура подъема боевого флага. В немецком флоте существовала традиция, согласно которой командиры сами выбирали для вспомогательных крейсеров наименования. Рогге назвал свой корабль «Атлантис» — «Атлантида».

 

Через два дня «Атлантис» покинул Бремен и направился в Киль. На новом месте началась жизнь, насыщенная учениями и тренировками. В этот период рейдер замаскировали под плавбазу — его покрасили в шаровый цвет, установили фальшивую второю дымовую трубу и деревянные макеты пушек. 31 января 1940 года корабль посетил командующий военно-морским флотом Германии гросс-адмирал Эрих Редер.

 

Замаскированный под плавбазу "Атлантис" со 2 "фальшивой" трубой.

 

Изображение

 

Мостик "Атлантиса"

 

Изображение

 

Бортовые 15-см. орудия.

 

Изображение

 

Февраль прошел в различного рода учениях, причем много времени уделялось изменению силуэта корабля. В начале марта на HSK-2 скрытно загрузили боекомплект, и он оказался полностью готовым начать поход. Вернувшись из Берлина, Рогге объявил, что выход в море состоится 13 марта, чем привел в немалую тревогу своих людей, суеверных, как и все моряки. Посмеявшись, капитан-цур-зее успокоил экипаж, назначив отплытие на 23.55 12-го марта.

 

Выход в море.

 

Точно в этот срок «Атлантис» поднял якорь и вместе с двумя другими рейдерами — «Орионом» и «Виддером» — направился следом за старым эскадренным броненосцем «Гессен», использовавшимся в качестве ледокола, Кильским каналом в Северное море, где возле залива Яде предполагалось провести учебные стрельбы. В течение двух дней Рогге нещадно гонял свою команду, объявив 19 марта, что назад они возвращаться не станут, а пойдут в небольшую бухту Зюдерпип на побережье Шлезвиг-Гольштейна к северу от устья Эльбы. Там в ночь на 23 марта «Атлантис» впервые сменил облик, превратившись из двухтрубного вспомогательного судна немецкого флота, в норвежский сухогруз «Кнут Нельсон». Фальшивый «норвежец» простоял в бухте еще неделю, до 31-го, когда получил приказ выйти в море. В тот же день маскировка сменили еще раз — теперь в Зюдерпипе находилось советское судно «КИМ». Капитан-цур-зее лично проверил маскировку, обойдя рейдер на катере и оставшись довольным увиденным за исключением одной детали — советский флаг висел вверх ногами.

 

1 апреля «Атлантис» в сопровождении миноносцев «Леопард», «Вольф» и подводной лодки U-37 (корветтен-капитан Вернер Хартман) неторопливо направился на север. На его пути в Атлантику находилось три опасных участка: гигантское Фризское минное заграждение, которым британцы перегородили Северное море, узкий пролив между Шетландскими островами и побережьем Норвегии, а также район Датского пролива. К вечеру отряд прошел минное заграждение, и миноносцы повернули обратно. Уже ночью разыгрался сильный шторм, и Рогге отпустил субмарину, договорившись с Хартманом о новой встрече уже к востоку от Датского пролива.

 

Шторм в Датском проливе, ветер 10 баллов.

Изображение

 

С наступлением утра на горизонте наблюдатели заметили мачты, принадлежавшие двум военным кораблям противника. В течение нескольких часов «Атлантис» шел максимальным ходом, несмотря на непогоду. В результате роковой встречи удалось избежать. Около полудня состоялся еще один контакт, предположительно со вспомогательным крейсером противника, но и на этот раз все обошлось. Далее путь лежал к острову Ян-Майен, где после полудня 4 апреля состоялось рандеву с U-37, во время которого на лодку перекачали 25 тонн соляра. Получив сводку о погоде и ледовой обстановке с метеорологических судов WBS-3 «Фриц Хоман», WBS-4 «Хинрих Фреезе» и WBS-5 «Адольф Финнен», рейдер и лодка двинулись к входу в Датский пролив, огибая Исландию с севера. Совместное плавание продолжалось недолго из-за сильной непогоды, и Рогге распрощался с Хартманом, двинувшись на прорыв в Атлантику в одиночку. 8 апреля 1940 г. первый немецкий вспомогательный крейсер со времен Первой мировой войны вышел в Атлантику, пройдя траверз южной оконечности Гренландии мыса Фарвель.

Далее путь «Атлантиса» лежал на юг. Для экономии топлива он шел 10-узловым ходом на одном дизеле, постоянно уклоняясь от нежелательных встреч с торговыми судами. Вскоре на нем сменили маскировку, укоротив стеньги на одну перекладину и сняв «вороньи гнезда» с мачт. 16 апреля радисты принесли капитану-цур-зее радиограмму с коротким сообщением — «1814/16/57». Командование приказывало полным ходом идти в Южную Атлантику и начать действия на маршруте Кейптаун — Фритаун, хотя первоначальной задачей Рогге была постановка мин у мыса Доброй Надежды. Этим планировалось хоть как-то оттянуть морские силы союзников от Норвегии, недавно оккупированной Германией. 22-го «Атлантис» пересек экватор, но торжественно это событие отметили только через два дня. Так как нахождение советского транспорта в этих водах могло вызвать подозрение, то, перебрав очень большое количество кандидатов, Рогге и его адъютант лейтенант-цур-зее резерва Ульрих Мор составили список из 26 судов, под которые мог замаскироваться «Атлантис». В итоге выбор пал на японское «Касии-Мару» компании «Кокусай Кисен». 29 апреля работы завершили, и HSK-2 был готов начать боевые действия.

 

Боевые действия - в продолжении.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Боевые действия.

 

18 апреля 1940 года «Атлантис» получил задание выйти на судоходную трассу «Кейптаун — Фритаун», чтобы отвлечь часть сил Королевского ВМФ Великобритании от берегов Германии.

3 мая 1940 года британский сухогруз «Сайентист» (6199 брт, 1938 г.), принадлежавший «Т. & Дж. Харрисон», стал первой жертвой «Атлантиса». Он направлялся из Дурбана в Ливерпуль, имея на борту 2500 т кукурузы, 1150 т хромовой руды, 2600 т коры австралийской акации и ряд других товаров.

Одной из задач "Атлантиса" являлась постановка минного заграждения у мыса Игольный близ побережья Южной Африки. HSK-2 предстояло выставить заграждение из контактных якорных мин типа ЕМС у мыса Игольный. Вначале Рогге увел свой корабль в Индийский океан, а когда оказался на маршруте, ведущем из Австралии в Южную Африку, повернул обратно. 10 мая в отличную погоду «Атлантис» подошел к месту операции, находившемуся всего в пяти морских милях от мыса, начав в 20.45 постановку. Через четыре часа заграждение из 92 мин протянулась до точки находившейся в 26 милях от побережья. Рискованная операция прошла без *** и задоринки, после чего рейдер вновь направился в Индийский океан для действия на торговом маршруте Дурбан — Австралия в районе между 25° и 28° ю.ш. Уже 13 мая с маяка на мысе Игольный поступило сообщение о взрыве. Англичане направили туда флотилию тральщиков и объявили этот район закрытым из-за дрейфующих мин, чем немало озадачили немцев, прослушивавших радиосообщения. Впоследствии выяснилось, что минрепы оказались не приспособленными для бурных южноафриканских вод, и многие мины просто-напросто сорвало с якорей. Из-за этого эффективность постановки оказалась нулевой и ни одно судно не получило повреждений. Всего же тральщикам удалось обезвредить только семь мин. Капитан-цур-зее вначале казался довольным, но узнав, что берлинское радио выдало в эфир хвалебное сообщение об успешной операции немецкого рейдера у южной оконечности африканского континента приведшей к значительным потерям, пришел в ярость из-за нарушения режима секретности. Следующей неприятность стало британское сообщение из Коломбо о том, что в южных водах находится германский рейдер, замаскированный под японское судно. Так «Атлантис» стал фигурировать в документах британского Адмиралтейства как «Рейдер „С“». Пришлось еще раз менять маскировку, и 22 мая "Касии-Мару" превратился в голландский "Аббекерк" компании «Vereenigge Nederlansche Scheep Vaarts My, NV».

По сентябрь 1940 года "Атлантис" действовал в Индийском океане, замаскировавшись под датское судно "Аббекерк", затем под норвежское судно "Тарифа".

С октября 1940 г. "Атлантис" вёл рейдерство в Тихом океане.

В ноябре Рогге решил дать отдых команде, пополнить запасы свежей пресной воды и провести ремонт «Атлантиса». Для этих целей он выбрал пустынные острова Кергелен, принадлежавшие Франции. Рейдер двигался в юго-западном направлении до 1 декабря, пока радисты не перехватили сообщение с другого вспомогательного крейсера — «Пингвин» — о том, что тот направляет в Европу призовой танкер «Шторштадт» с дизельным топливом и пленными. Рогге немедленно связался с Берлином и попросил организовать встречу. Рандеву было назначено в точке «Тульпе» (34°47` ю.ш./59°55` в.д.), расположенной в 900 милях к юго-востоку от Мадагаскара. Рейдеры встретились 8 декабря. Командир «Пингвина» капитан-цур-зее Эрнст-Феликс Крюдер стал первым немцем не из команды «Атлантиса», ступившим на его палубу впервые за более чем триста дней плавания. Вечером пришел и «Шторштадт». Тут же началась перекачка 1670 т топлива, закончившаяся с наступлением новых суток. В обратную сторону передали продовольствие и свежую воду. Тем временем экипажи обменивались визитами. На следующий день радисты получили поздравительную телеграмму, подписанную гросс-адмиралом Редером. В ней говорилось, что 7 декабря капитан-цур-зее Бернхард Рогге был награжден Рыцарским крестом. Вечером «Пингвин» продолжил плавание. На следующие сутки «Атлантис» расстался и с танкером, на который к этому времени перевели 124 пленных. Еще два моряка с рейдера пополнили призовую команду «Шторштадта». 11 декабря РВМ передало очередной приказ о награждении моряков Железными крестами. Торжественную церемонию провели в тот же день.

14 декабря на горизонте показались туманные вершины гор Кергелена. Вначале на берег отправилась десантная партия из девяти человек под командованием лейтенанта Мора. Они обследовали поселок французских китобоев в бухте Порт-Кувре залива Газелле и нашли его пустынным и заброшенным еще с 1936 года. Местом для стоянки Рогге выбрал небольшую бухточку, являвшуюся ответвлением залива. Однако когда корабль входил в узкий проход, то напоролся носовой часть на одинокую скалу, торчавшую из грунта словно игла. Пробоина пришлась как раз в то место, где находился один из резервуаров с пресной водой. Спустившийся под воду водолаз доложил о том, что повреждения, по его мнению, очень серьезные, если даже не безнадежные. После этого Рогге и старший механик обер-лейтенант-цур-зее Вильгельм Кильхорн сами отправились под воду. Их оценка оказалась не столь пессимистичной. Командир приказал как можно больше разгрузить носовую часть. Авральные работы продолжались более двух суток, в результате чего рейдер осел на корму на 8,5 градусов. Утром 16-го было предпринято три попытки сойти с камня, дав полный ход, но они оказались тщетными. Однако судьба явно благоволила Рогге и «Атлантису» — внезапно пришедшая с океана большая пологая волна одним движением освободила корабль.

"Атлантис" на стоянке в бухте Газелле.

Spoiler

Изображение

 

Стоянка в бухте Газелле продолжалась двадцать шесть дней. За это время удалось полностью устранить повреждения корпуса, а также отремонтировать и перебрать двигатели. Цистерны полностью наполнили свежей пресной водой. Изменился и облик рейдера. Теперь он маскировался под норвежский сухогруз «Тамезис» компании Вильгельмсена: с верхней надстройки удалили крышу, передвинули дефлекторы вентиляторов, укоротили мачты, перекрасили надстройку и расширили трубу. В итоге корабль выглядел более приземисто, чем на самом деле. Вся команда смогла некоторое время размять ноги на берегу, поохотится на кроликов и уток, а также немного отдохнуть от корабля и общества друг друга. Булла на гидросамолете каждый день вылетал на разведку, исследуя с воздуха острова и близлежащие воды. Кроме этого немцы отметили Рождество, во время празднования которого еще 15 человек получили Железные кресты 2 класса, и наступление нового, 1941 года. Однако сочельник оказался омраченным трагическим случаем со старшим матросом Бернхардом Германом, упавшим на палубу во время покраски дымовой трубы. Он получил тяжелые переломы бедренных костей обеих ног и скончался 29 декабря.

14-16 февраля  "Атлантис" встретился с "Адмиралом Шеером", который при этом заправился дизтопливом из танков захваченного танкера "Кетти Бровиг", несмотря на сообщение из штаба о том, что данное топливо "караманному линкору" не подходит.

"Атлантис" в течение дрейфовал с выключенными дизелями вдоль маршрута Фритаун — Кейптаун, пока в 0.10 18 мая сигнальщики не заметили на горизонте два корабля, при ближайшем рассмотрении оказавшимися британскими линкором "Нельсон" и авианосцем "Игл". Они прошли курсом на север всего в 6400 метрах за кормой вспомогательного крейсера. Еще никогда Рогге и его команда не находились в такой критической ситуации, однако военное счастье и на этот раз было к ним благосклонно.

В октябре 1941 года Рогге направил корабль к мысу Горн. Моральный дух команды весьма понизился из-за длительного нахождения в море.  Тогда Рогге, что бы поднять моральный дух команды, решил сделать высадку на сушу. Для этого он выбрал небольшой атолл Вана-Вана (20°72` ю.ш./139°82` з.д.), принадлежащий к островам Туамоту. 10 октября «Атлантис» бросил якорь в лагуне атолла и находился там два дня. За это время весь экипаж побывал на берегу и смог немного отдохнуть. Покинув этот райский уголок, рейдер двинулся дальше на юго-восток. Очередными пунктами его маршрута стали знаменитый остров Питкэрн и остров Хендерсон, причем у последнего «Атлантис» сделал короткую остановку, и на берегу побывала небольшая десантная партия. 18 октября рейдер поднял якорь и вновь двинулся на юго-восток по направлению к мысу Горн. На его борту царило радостное настроение, так как все понимали, что теперь корабль идет к родным берегам. Через 11 дней «Атлантис» проливом Дрейка, пройдя в 95 милях к югу от мыса Горн, вышел в Атлантику.

Последние дни "Атлантиса".

 

Теперь путь корабля лежал на север. Однако, 8 ноября, когда он фактически совершил кругосветное путешествие, от РВМ поступил приказ передать часть топлива подводной лодке U-68 (корветтен-капитан Карл-Фридрих Мертен). Встреча крейсера и лодки состоялась 13 ноября в 530 милях к юго-западу от острова Св. Елены, но из-за плохой погоды им пришлось перейти на 80 миль к северу. Через три дня Мертен, пополнив запасы топлива, свежей воды и продовольствия, ушел в сторону африканского побережья, а Рогге двинулся на запад — теперь ему предстояло обслужить U-126 (капитан-лейтенант Эрнст Бауэр), рандеву с которой было назначено на 22 ноября. Очевидно при расставании и была сделана последняя фотография "Атлантиса"

"Атлантис" за 6 дней до гибели.

Spoiler

Изображение

 

На следующий день на рейдере начались работы по превращению его в голландский теплоход «Полифемус» (6269 брт) компании «Океаан», а механики занялись ремонтом и профилактикой двигателей. Так как у Рогге имелся небольшой запас времени, то он решил поохотиться в здешних водах, для чего начал отправлять на разведку гидросамолет. 18-го летчики доложили о контакте, который при ближайшем рассмотрении оказался «нейтралом». На следующий день они вновь обнаружили какое-то судно, однако цель оказалась слишком быстроходной и рейдер не смог ее догнать. 21-го при посадке «Арадо» потерпел аварию, что весьма огорчило капитана-цур-зее.

Ранним утром 22 ноября 1941 г. "Атлантис" дрейфовал в условленном месте (4°21? ю.ш./18°50? з.д.). Ждать U-126 пришлось недолго, и сразу же после ее появления началась заправка. Рогге пригласил Бауэра на завтрак в свою каюту, желая услышать последние новости. Вскоре Кильхорн попросил разрешения начать ремонт одного из дизелей из-за заевшего клапана. Никто из немцев и не подозревал, что до гибели рейдера, прошедшего три океана, оставалось всего несколько часов — к месту рандеву 25-узловым ходом шел английский тяжелый крейсер «Девоншир». Его гидросамолет «Уолрус» заметил лежавшее в дрейфе неизвестное судно и доложил об этом на крейсер, который в этом момент находился в сорока милях. "Девоншир" оказался здесь не случайно — британцы уже могли читать немецкие сообщения и знали, что в этом районе находится судно снабжения подводных лодок.

HMS "Девоншир" ("Devonshire")

 

Изображение

 

В 8.16 наблюдатели обнаружили появившийся на горизонте корабль, и уже через три минуты Рогге знал, что перед ним тяжелый крейсер. Для того, чтобы скрыть силуэт и представить как можно меньшую цель для снарядов, он приказал срочно развернуть корабль к противнику кормой. U-126 настолько быстро погрузилась, что ее командир остался на борту рейдера. В это же время с «Девоншира» вновь взлетел гидросамолет для обследования неизвестного судна. К несчастью для немцев, пилот сразу заметил тянувшийся за кормой заправочный шланг, нефтяные пятна, и погружавшуюся подводную лодку. Он тут же условленным сигналом известил об этом командира крейсера кэптена Р. Д. Оливера. В 8.37 «Девоншир» выпустил в сторону рейдера два предупредительных снаряда, упавших рядом. Рогге понимал, что уйти не удастся, даже если бы работали оба дизеля, но надеялся потянуть время, чтобы лодка смогла выйти в атаку на крейсер. Капитан-цур-зее приказал остановиться и развернуться бортом к противнику, передавая при этом стандартные сигналы бедствия от имени «Полифемуса» — «RRR… неизвестный корабль приказывает мне остановиться…». Эта тактика принесла свои плоды: Оливер не исключал возможности, что перед ним действительно мирное союзническое судно, остановленное немецкой лодкой. Тогда он запросил у Адмиралтейства информацию, где в этот момент находится «Полифемус», а в ожидании ответа продолжал держать "Девоншир" на расстоянии семи с половиной миль, постоянно меняя курс и скорость. К тому же, своим сигналом немцы добавили подозрений, так как к этому времени он уже изменился и состоял из четырех букв «R», а не трех как ранее. Вскоре с "Уолруса" доложили, что неизвестный является тем самым кораблем, чьи фотографии были опубликованы в журнале "Лайф" и который потопил "Замзам". Наконец, в 9.34 Фритаун ответил, что остановленное судно не может быть «Полифемусом», и через минуту "Девоншир" открыл огонь на поражение.

Уже третьим залпом англичане добились попадания — снаряд угодил в крышку люка трюма, где находился гидросамолет, разрушив ее и вызвав несколько пожаров. С этого момента участь «Атлантиса» была решена. Последующие снаряды вывели из строя электрическое управление рулем, в результате пришлось перейти на ручное. Затем последовали попадания в торпедный отсек и кормовую рубку. Рогге приказал поставить дымовую завесу и под ее прикрытием сбросить скорость на полтора узла, в надежде хоть на время обмануть противника. Как только рейдер окутали густые клубы дыма, командир отдал приказ покинуть судно, а Фелеру и его людям подготовить корабль к взрыву. В 9.43, когда завеса практически рассеялась, и на борту уже почти никого не осталось, "Девоншир" продолжил стрельбу, сделав в общей сложности 30 залпов. Последовали попадания в трюмы №№ 4 и 5, шлюпочную палубу и мостик. После этого второй штурман Пигорс и Рогге последними, как они думали, покинули "Атлантис". Однако через некоторое время на палубе показался один из радистов, остававшийся на посту чуть ли не до самого конца корабля. В 9.58 взорвался носовой погреб боезапаса и рухнула фок-мачта. Через шестнадцать минут сработали подрывные заряды и "Атлантис" начал тонуть кормой вперед. В 10.16 он навсегда скрылся под волнами в точке с координатами 04°20` ю.ш. и 18°35` з.д.

Оливер, помня о том, что поблизости находится подводная лодка, не стал спасать находившихся в воде людей. Крейсер остановился только для того, чтобы подобрать свой гидросамолет, и ушел. Тем временем Рогге приказал собраться вокруг него всем спасшимся, среди которых, кроме экипажа "Атлантиса", находились семеро подводников, пленный американец с "Замзама" и один скотч-терьер.

Экипаж "Атлантиса" на лодках после гибели корабля.

 

Изображение

 

Перекличка позволила установить, что погибло пятеро моряков. Вскоре рядом всплыла U-126, и Бауэр устроил головомойку своему первому помощнику Нойберту за то, что тот не атаковал крейсер. Оказалась, что Нойберт принял первый залп по рейдеру, за атаку лодки глубинными бомбами и увел ее на глубину. Теперь перед Рогге стояла проблема — что делать дальше. Капитан-цур-зее принял решение идти к побережью Бразилии, до которого было 950 миль, располагая моторным вельботом, двумя стальными спасательными шлюпками и несколькими надувными плотами. Бауэр смог впихнуть внутрь субмарины 55 человек, еще 52 разместил на палубе в спасательных жилетах, после чего взял на буксир целый караван и в 16.00 двинулся на запад со средней скоростью в шесть-семь узлов. Англичане выслали два корвета "Эстер" и "Маргарит", но те пришли к месту гибели рейдера, когда немцев там уже не было В ходе это путешествия, длившегося 74 часа, умерло еще два человека.

Путь домой.

 

26-го на горизонте показалось судно снабжения подводных лодок "Питон" и через час экипаж "Атлантиса" разместился на его борту. Вечером следующего дня U-126, пополнив запасы продовольствия, воды и топлива, ушла к берегам Франции, а снабженец двинулся на север. Но уже с наступлением новых суток РВМ прислало приказ его командиру корветтен-капитану Людерсу повернуть обратно и идти в точку, расположенную в 700 милях к югу о. Святой Елены для рандеву с лодками U-68 и U-A (корветтен-капитан Ганс Экерман). Так что возвращение домой для моряков с "Атлантиса" откладывалось.

30 ноября в назначенном месте появилась U-68, а на следующий день — и запоздавшая U-A. Тут же началось снабжение лодок всем необходимым. Но англичане уже знали и об этой операции. В 15.30 на горизонте снова показался тяжелый крейсер. Теперь это был «Дорсетшир» под командованием кэптена Э. У. С. Эгара. История повторилась, и в 18.21 уже «Питон» затонул, оставив на воде 414 человек (27°53` ю.ш. и 03°55` з.д.). Как и в случае с «Атлантисом», лодки не смогли защитить своего снабженца — на U-68 возникли проблемы при аварийном погружении, a U-A хоть и произвела два залпа, выпустив пять торпед, но в цель не попала.

Когда информация о гибели "Атлантиса" и "Питона" дошла до вице-адмирала Карла Дёница, в полночь 2 декабря он отдал приказ U-124 (капитан-лейтенант Йохен Мор) и U-129 (капитан-лейтенант Нико Клаузен) принять участие в спасении экипажей потопленных судов. Клаузен появился на следующий день и принял почти всех моряков с "Питона". Мор же присоединился к каравану только перед рассветом 5 декабря, получив от Рогге выговор за опоздание. В итоге все люди смогли разместиться на борту лодок. 12 декабря пришел очередной приказ из Берлина, согласно которого субмаринам следовало идти к островам Зеленого Мыса, где их будут ожидать итальянские подводные лодки.

Подводная лодка U-68 со спасенными членами экипажей "Атлантиса" и "Питона".

Spoiler

Изображение

 

Свидания с союзниками произошли в период с 14 по 18 декабря. При этом U-A передала на "Луиджи Торелли" 55 человек, a U-68, U-129 и U-124 — по 70 на "Энрико Тацолли", "Джузеппе Финци" и "Пьетро Кальви" соответстенно. Первой в Сен-Назер после полудня 23 декабря пришла "Торелли".

Встреча итальянской подводной лодки "Луиджи Торелли" со спасенными немецкими моряками. Сен-Назер, 23 декабря 1941 г.

 

Изображение

 

Следом за ней 25-го поочередно с разницей в несколько часов — «Тацолли», U-68 и U-A. Через два дня объявились U-129 и «Кальви». Последними прибыли "Финци" (28-го) и U-124 (29-го). Одиссея капитана-цур-зее Бернхарда Рогге и его команды окончилась.

По прибытии в рейх на экипаж "Атлантиса" пролился дождь из наград и поощрений. 31 декабря в берлинском отеле "Кайзерхоф" состоялась официальное чествование моряков, на котором гросс-адмирал Редер объявил о награждении Рогге Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту за номером 45. Весь экипаж был удостоен знаками участника похода на вспомогательном крейсере (Hilfskreuzer Kriegsabzeichen). Б. Рогге в январе 1942 г. получил специальный серебряный вариант с позолотой, украшенный бриллиантами.

Тогда же командир рейдера отдал свой последний приказ «Экипаж распущен». По окончании приема моряки отправились в почти двухмесячные отпуска, по окончании которых вновь собрались вместе уже в Вильгельмсхафене. Там все получили повышения в чинах и были распределены в другие подразделения.

Потопленные корабли.

 

"Scientist" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 03-05-1940 водоизмещение 6.199 тонн

"Tirranna" сухогруз, страна приписки Норвегия, захвачен 10-06-1940 водоизмещение 7.230 тонн

"City of Bagdad" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 11-07-1940 водоизмещение 7.506 тонн

"Kemmendine" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 13-07-1940 водоизмещение 7.769 тонн

"Talleyrand" сухогруз, страна приписки Норвегия, потоплен 02-08-1940 водоизмещение 6.732 тонн

"King City" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 24-08-1940 водоизмещение 4.744 тонн

"Athelking" танкер, страна приписки Великобритания, потоплен 09-09-1940 водоизмещение 9.557 тонн

"Benarty" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 10-09-1940 водоизмещение 5.800 тонн

"Commissaire Ramel", Пассажирский лайнер, страна приписки Франция, потоплен 20-09-1940 водоизмещение10.061 тонн

"Durmitor" сухогруз, страна приписки Югославия, захвачен 22-10-1940 водоизмещение 5.623 тонн

"Teddy" танкер, страна приписки Норвегия, потоплен 09-11-1940 водоизмещение 6.748 тонн

"Ole Jakob" танкер, страна приписки Норвегия, захвачен 10-11-1940 водоизмещение 8.306 тонн

"Automedon" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 11-11-1940 водоизмещение 7.528 тонн

"Mandasor"сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 24-01-1941 водоизмещение 5.144 тонн

"Speybank" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 31-01-1941 водоизмещение 5.154 тонн

"Ketty Brövig" сухогруз, страна приписки Норвегия, захвачен 02-02-1941 водоизмещение 7.301 тонн

"ZamZam" Пассажирский лайнер, страна приписки Египет, потоплен 17-04-1941 водоизмещение 8.299 тонн

"Rabaul" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 14-05-1941 водоизмещение 6.809 тонн

"Trafalgar" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 24-05-1941 водоизмещение 4.530 тонн

"Tottenham" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 17-06-1941 водоизмещение 4.762 тонн

"Balzac" сухогруз, страна приписки Великобритания, потоплен 22-06-1941 водоизмещение 5.372 тонн

"Silvaplana" сухогруз, страна приписки Норвегия, захвачен 10-09-1941 водоизмещение 4.793 тонн

Итого нанесен ущерб союзникам в 145.968 т.

 

Теперь небольшой экскурс в биографию капитана "Атлантис".

 

Изображение

Бернхард Рогге, родился 4 августа 1899, в Шлезвиге в семье госслужащего.

На флоте с 1 июля 1915 г. На линейном крейсере «Мольтке» участвовал в Ютландском бою, затем служил на легких крейсерах «Штральзунд» и «Пиллау», став 13 декабря 1917 лейтенантом-цур-зее. В 1919 г. ненадолго вышел в отставку, вернувшись обратно на флот через год. В 20-х годах Рогге служил на старых бронепалубных крейсерах «Аркона» и «Амазоне», затем яхте «Ашта» и учебном корабле «Ниобе», пребывание на которых навсегда отставило в его сердце любовь к парусным судам. Командование заметило несомненную педагогическую жилку в молодом моряке, после чего практически вся остальная довоенная служба Рогге оказалась связана с обучением будущих офицеров нового германского флота. Так, в 1930–1931 гг. он в должности офицера по учебной части совершил дальний поход на легком крейсере «Эмден», по окончании которого в течение трех лет служил в Учебной инспекции ВМС. В 1935–1936 гг. Рогге — первый офицер на легком крейсере «Карлсруэ», а затем свершилась его мечта — он получил под свое командование учебный парусник Кригсмарине «Горх Фок» (1936–1938 гг.). В феврале 1938 г. Рогге провел испытания новейшего парусного учебного корабля «Альберт Лео Шлагетер», став после их окончания его командиром. Он оставался на этой должности до 6 сентября 1939 г., когда получил назначение на HSK-2 для комплектования команды и подготовки корабля к походу.

Он был приятным, добродушным человеком, но в тоже время, в том, что касалось службы, всегда считал все задачи выполнимыми, в зависимости от подхода. Он проводил собеседования с каждым из офицеров и с многими нижними чинами, назначенными в его команду, отсейвая тех, кто по его мнению не подходил под его требования (кстати, таких было около 50%).

Помимо его организаторских способностей, знаменитой уравновешенности и удивительного инстинкта выживания, Рогге был настоящим джентельменом, которого уважал весь экипаж и многочисленные пленники его корабля.

Даже в самых трудных ситуациях, он оставался спокойным, даже под обстрелом "Девоншира", не отдавал приказа открыть огонь по крейсеру, находящемуся вне зоны поражения орудий, а приказал затопить корабль, до того как корабль будет на 100% опознан как рейдер. Причем тем самым он спас жизни экипажа.

Рогге был награжден Рыцарским крестом Железного креста (за номером 45) (1940) и Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.

Так же он и его экипаж получили памятный знак экипажа вспомогательного крейсера, но самому Рогге был вручен эксклюзивный знак с брилиантами.

Изображение

Повышен до контр-адмирала в 1 марта 1943 г. с назначением начальником штаба учебной инспекции, ровно через 2 года получил вице-адмирала. Рогге назначается командиром так называемой «Боевой группы Рогге», в которую входили тяжелые крейсера «Принц Ойген», «Адмирал Шеер» и «Лютцов». Это последнее соединение крупных кораблей Кригсмарине в марте — апреле 1945 г. занималось артиллерийским обстрелом с моря наступающих вдоль побережья Балтики частей Красной Армии. Война окончилась для бывшего командира «Атлантиса» 8 мая 1945 г., после получения указания из Берлина, когда он отдал последний приказ "Спустить флаг" на его флагмане «Принц Ойген», стоявший в Копенгагене. Наверное, по иронии судьбы, одним из английских кораблей прибывших в гавань датской столицы, для интернирования кораблей Рогге оказался тот самый HMS «Девоншир».

В июле вице-адмирала интернировали, но уже 14 сентября он был освобожден из заключения и официально вышел в отставку. После войны в течение короткого времени Рогге служил чиновником в администрации земли Шлезвиг, затем около десяти лет занимался частным бизнесом, работая в различных морских торговых компаниях экспертом и менеджером, а в 1955 г. организовал собственную консалтинговую фирму.

Когда же были возрождены военно-морские силы ФРГ — Бундесмарине, то он одним из первых вернулся на флот, став 1 июня 1957 г. контр-адмиралом и командующим 1-м военно-морским округом (Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург).

С 15 апреля 1958 г. Рогге — одновременно командующий всеми силами НАТО в Северной Германии. 31 марта 1962 г. он вышел в отставку по политическим мотивам.

Оставив воинскую службу, Рогге продолжил заниматься бизнесом, совмещая его с общественной деятельностью. Еще в 1955 г. отставной адмирал опубликовал книгу «Под десятью флагами» о походе «Атлантиса». Она имела успех и даже была экранизирована — в 1960 г. режиссер Дуилио Колетти на кинокомпании «Парамаунт» снял фильм с одноименным названием. В 1956 г. примеру своего командира последовал и его адъютант Ульрих Мор, выпустив книгу «Рейдер-призрак». В 1968 г. Рогге переиздал свои мемуары, сделав их более детальными. Нужно еще добавить, что у бывших членов команды «Атлантиса» долгое время существовала традиция регулярных встреч, первая из которых состоялась в Гамбурге еще в 1946 г.

29 июня 1982 года вице-адмирал Бернхард Рогге умер у себя дома в Гамбурге в возрасте 83 лет.

Последнее фото "Атлантиса" с автографом Бернхарда Рогге.

Изображение

 

Видео нарезка из сцен, снятых на "Атлантисе" (спасибо introdimus)

 

 

Спасибо за внимание.

Предыдущая тема, вспомогательный крейсер "Пингвин":

http://forum.worldof...рейсер-пингвин/

 

Источники:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Спасибо!

Ждал продолжения после вашей темы про "Пингвин".

Наверно имеет смысл в обеих темах добавить ссылки друг на друга.

Хорошая подача информации и оформление! Респект! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Просмотр сообщенияchoock (07 Дек 2013 - 04:13) писал:

Спасибо!
Ждал продолжения после вашей темы про "Пингвин".
Наверно имеет смысл в обеих темах добавить ссылки друг на друга.
Хорошая подача информации и оформление! Респект! :great:

Отличная идея, так и сделаю, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
787 боёв

хорошая  тема объедини...  и  будет  все  супер гуд   :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Просмотр сообщенияkefir033 (07 Дек 2013 - 08:33) писал:

хорошая  тема объедини...  и  будет  все  супер гуд   :great:

Не думаю, что это хорошая идея. Прошлую тему некоторые до конца не дочитали, в ней поход очень подробно расписан. А если туда добавить еще и Атлантис, то до него никто не дочитает даже.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияkefir033 (07 Дек 2013 - 08:33) писал:

хорошая тема объедини... и будет все супер гуд :great:
Однозначно не стоит. Эта тема отличная и раскрыта если не на 100%, то практически на 99%. Про "Пингвин" - вообще шедевр. Если же попытаться в одну тему запихать все вспомогательные крейсера Кригсмарине, то получится либо поверхностная компиляция, либо огромный многослойный "талмуд", в котором будет трудно ориентироваться. Тем более, с учетом того, что практически любой из этих "бывших грузовых судов" обладает послужным списком большим, чем у многих кораблей основных классов. Так что с удовольствие ждем продолжения. А обе уже написанные темы - в закладки.
Небольшое видео о "боевых буднях" вспомогательного крейсера "Атлантис" ("Рейдер С"):

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

Спасибо большое за тему, очень подробно все в ней описано, читал с удовольствием все, даже списке потопленных кораблей! Незнаю есть ли смысл от +, но я его поставил. Буду ждать Ваших новых тем

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
63 публикации

Досталось экипажу изрядно, пережить 2 потопления. Если б британцы не читали сообщения немцев думаю Атлантис себя еще показал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
10 587 боёв

Цитата

Небольшое видео о "боевых буднях" вспомогательного крейсера "Атлантис" ("Рейдер С"):

Спасибо большое за видео, если не возражаете - прикреплю к теме.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияCKOTUHA (07 Дек 2013 - 14:58) писал:

Спасибо большое за видео, если не возражаете - прикреплю к теме.
Конечно не возражаю. Повторюсь еще раз - отличная тема. Рад, что смог помочь дополнить и без того интересную статью. Удачи Вам в дальнейших трудах.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×