Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Dimacke

Подводная лодка «Краб»

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

«Краб»

sub_krab_02.jpg

«Краб» — российская подводная лодка, построенная в 1912 году, первый в мире подводный минный заградитель, спроектированный Михаилом Петровичем Налётовым.Лодка была построена в Николаеве, на судоверфи «Наваль». 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, а в 1915 году лодка вошла в состав Черноморского флота Российской империи.

Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау», однако преобладает мнение, что те мины были выставлены с русских миноносцев, так как место подрыва лежит в заметном удалении от постановки «Краба».

В 1918 году «Краб» попал в руки германского, а затем морского командования Антанты. В апреле 1919 года подводный заградитель затопили в Северной бухте Севастополя. Для затопления заградителя на левом борту в районе рубки была сделана пробоина размером 0,5 м² и открыт носовой люк.

sub_krab_01.jpg

История:

Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки "Краб".

Окончательную его разработку вели специалисты завода "Наваль". Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

"Краб" был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь.

В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Подводная лодка "Краб" была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода "Наваль" в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота.

В июне 1913 года начались заводские испытания "Краба", а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Первым командиром "Краба" был назначен старший лейтенант А.А. Андреев.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых "вытеснителей") для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 г. Подводная лодка "Краб" вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период первой мировой войны "Краб" участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, несла позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

Первый боевой поход подводный минный заградитель "Краб" совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами "Краб" вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс".

Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года "Краб" был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подлодка вошла в состав Красного. Черноморского флота, 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами. 26 апреля 1919 года "Краб", в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты.

В 1934 году "Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла.

"Краб" лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем лодки решили производить этапами, т.е. переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении "Краба" из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под в корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность.

Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма "Краба" еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним.

В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 мин. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.

После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц "Краб" был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П. Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище - "Краб" - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении "Краба" - лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому "Краб" после подъема его у Севастополя сдали на слом.

 

 

ТТД:

Водоизмещение (надводное/подводное): 512/722 т.

Размеры: длина 52,73 м, ширина 4,33 м, осадка 3,96 м.

Скорость хода (надводная/подводная): 11,8/7,5 узлов.

Дальность плавания: 1200/19,6 миль (11,8/7,5 узловым ходом)

Силовая установка: 2 блока по 2 керосиновых двигателя суммарной мощностью 660 л.с., 2 электродвигателя суммарной мощностью 660 л.с.

Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет ( с 1916 года: 1 75/50 мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета), 2 457-мм торпедных аппаратов (носовые), 4 торпедных аппаратов Джевецкого, 60 мин заграждения.

Глубина погружения (рабочая): 50 м.

 

 

 

Информация взята:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Эмм... А как это относится к разделу Зарождения мореплавания и парусный флот? Тема интересная, но лучше перенести в другой раздел.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Эмм... А как это относится к разделу Зарождения мореплавания и парусный флот? Тема интересная, но лучше перенести в другой раздел.

Не знал в какую тему написать,модераторы надеюсь перенесут.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Не знал в какую тему написать,модераторы надеюсь перенесут.

Так раз подводная лодка была построена в 1912 году, то можно отнести ее к эпохе Первой мировой войны.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Так раз подводная лодка была построена в 1912 году, то можно отнести ее к эпохе Первой мировой войны.

Если будет нужно то модераторы перенесут тему.Скорей всего да :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
124 публикации
383 боя

Я так полагаю, что название лодки вызовет бурю эмоций :Smile_trollface:

 

ТС молодец, а есть ли еще какие-нибудь фото по этому "Краб"у ? :Smile_smile:

 

 

 

lodki70.png

krab.gif

 

 

 

Изменено пользователем boriska

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Я так полагаю, что название лодки вызовет бурю эмоций :Smile_trollface:

 

ТС молодец, а есть ли еще какие-нибудь фото по этому "Краб"у ? :Smile_smile:

Скажите пожалуйста нубу что такое ТС ? да Google тебе в помощь вот парочка

1328045839_pervyy-v-mire-podvodnyy-minnyy-zagraditel-podvodnaya-lodka-krab-rossiya1912.pngshema-krab.png

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 201 публикация

ТС - топикстартер, то есть "начавший обсуждение", он-же "автор".

Краб не подлодка - он всегда был "подводным минным заградителем", лучше исправить название. Ну и попросить модераторов снести куда-нибудь в историю Первой Мировой, потому как это туда.

Кроме того, раздел "Финал" в точности повторяет несколько абзацев раздела "История" - ну, либо там, либо там убрать это излишнее дублирование.

Изменено пользователем anonym_YNcre68GHd6B

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
124 публикации
383 боя

TC - Топик Стартер, а Топик - эта тема которую создал ТС :Smile_great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

ТС - топикстартер, то есть "начавший обсуждение", он-же "автор".

Краб не подлодка - он всегда был "подводным минным заградителем", лучше исправить название. Ну и попросить модераторов снести куда-нибудь в историю Первой Мировой, потому как это туда.

Кроме того, раздел "Финал" в точности повторяет несколько абзацев раздела "История" - ну, либо там, либо там убрать это излишнее дублирование.

Хорошо,спасибо за информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
13 публикаций
417 боёв

это относится к разделу Зарождения мореплавания и парусный флот? Тема интересная, но лучше перенести в другой раздел.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Но почему именно "Краб"?

Ну наверно потому что у краба есть длинные клешни,а эта первый в мире подводный минный заградитель.

Может быть из-за этого ИМХО

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
14 боёв

Спасибо за познавательную тему!Плюс за тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
27 публикаций
3 622 боя

Если кому интересно есть книга "Краб" - первый в мире подводный заградитель" Н. А. Залесский. У меня есть еще бумажный вариант))) а так ссылочка http://keu-ocr.narod.ru/Krab/Krab.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Если кому интересно есть книга "Краб" - первый в мире подводный заградитель" Н. А. Залесский. У меня есть еще бумажный вариант))) а так ссылочка http://keu-ocr.narod.ru/Krab/Krab.html

Спасибо, там много информации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×