Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
neva1993

Почему в СССР не строили авианосцы

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
81 публикация

В последнее время вопросы создания в нашей стране авианосцев (АВ) не сходят со страниц различных печатных изданий и активно дискутируются в социальных сетях. Однако для публикации и обсуждения информации, право на изложение которой имеют все, кто интересуется данной темой, необходимо хотя бы располагать минимумом достоверных сведений.

К сожалению, большинство участников оживленных споров, ссылаясь при аргументации на мнения различных военных и политических деятелей, никогда не видели реальных документов (в том числе протоколов правительственных заседаний) и не слышали реальных высказываний представителей военно-политического руководства страны, а потому строят свои умозаключения на основе активно циркулирующих слухов.

Попробуем внести ясность в эту проблему и рассказать о том, что было скрыто от простых граждан «грозными охранителями многих бесполезных тайн СССР и России».

Для начала разберемся: кто же не хотел в СССР строить авианосцы? Но для этого придется сделать небольшой экскурс в историю и назвать некоторые имена.

Первыми в 1918 году начали создавать АВ ВМС Великобритании, переоборудовав в авианосный корабль линкор (ЛК) «Фьюриос». Как полагало руководство королевского флота, авианосцы требовались для решения вспомогательных задач, в частности ослабления атаками самолетов линейных сил противника перед главным артиллерийским сражением, а также для прикрытия собственных линкоров от ударов неприятеля с воздуха.

В Японии и США строить авианосцы стали позже, но концептуальные взгляды на их применение были близки с точкой зрения на сей счет британских адмиралов (с некоторым отличием в Стране восходящего солнца). Японские и американские флотоводцы считали, что все АВ должны действовать в виде единого оперативного соединения для нанесения наибольших потерь главным силам врага до начала линейного артиллерийского боя, а не распределяться по эскадрам ЛК.

Исходя из этого понятно, почему в «большой» 10-летней программе строительства советского флота 1938 года значилось 15 линкоров и всего два авианосца да и планировалось создание «плавающих аэродромов» не в первом пятилетии. Тогда все полагали, что АВ являются вспомогательными кораблями. Командование ВМФ СССР намеревалось возложить на них обеспечение ПВО линейных сил и ведение разведки. Оно полагало, что раз советский флот в ту пору должен в первую очередь решать задачу обороны своей прибрежной зоны в закрытых морях, ПВО и разведку может обеспечить в большей степени береговая авиация, а авианосцы надо иметь дополнительно, на всякий случай.

Чтобы предвидеть огромное будущее АВ и, следовательно, строить их вместо ЛК, надлежало быть столь же гениальным и авторитетным военно-морским деятелем, как японский адмирал Ямомото. Да и сама морская авиация ВМФ СССР имела в основном разведывательно-истребительную направленность и слабые ударные возможности (ударных машин менее 15% всего парка самолетов), причем дальнейшее ее развитие также предполагалось в том же ключе. Таким образом, бросать упреки в адрес руководителей СССР и ВМФ 30-х годов за недостаточное внимание к АВ нет никаких оснований.

Концепция вспомогательного назначения авианосцев реализовывалась и в начале Второй мировой войны. Самолеты британских АВ торпедировали три итальянских линкора в базе «Таранто» в 1940 году, подбили в Атлантическом океане в 1941-м немецкий линкор «Бисмарк», который был затем потоплен артиллерийским огнем, нанесли повреждение итальянскому линкору «Витторио Винето» у мыса Матапан (только быстрое восстановление боеспособности и близость базы спасли корабль от участи «Бисмарка»).

Японцы, воспользовавшись опытом англичан, нанесли удар авианосным соединением по Перл-Харбору в декабре 1941 года и вывели из строя все линкоры Тихоокеанского флота США, потопив и повредив восемь американских ЛК. Однако только после сражений в Коралловом море и у острова Мидуэй в 1942-м АВ стали основными боевыми единицами ведущих флотов мира, причем не как корабли сами по себе, а в качестве мобильных аэродромов для авиации. Именно она превратилась в главную силу на море, победившую сперва надводные корабли, а затем – с 1944-го и подводные лодки. Кстати, еще раньше – в 1939–1940 годах люфтваффе, а не немецкие танки разгромило сухопутные войска Польши, Франции и Великобритании.

Сбылись пророческие слова русского военно-морского теоретика Н. Л. Кладо, произнесенные им еще в 1910 году: «…когда воздушная сила преодолеет препятствия, которые мешают ее развитию (главным образом малую грузоподъемность), она сразу займет главенствующее положение среди средств ведения войны...»

Великая Отечественная заставила серьезно задуматься советских адмиралов. На севере транспортные конвои для СССР с оружием и стратегическими материалами из США и Великобритании несли основные потери не от немецких субмарин, а от германской авиации. На Балтийском море попытка вначале держать корабли в Кронштадте под защитой мощной ПВО привела лишь к гибели ЛК «Марат», одного лидера, нескольких эсминцев и подлодок. В дальнейшем только маскировка и перебазирование кораблей в Ленинград спасли их от неминуемого уничтожения люфтваффе. На Черном море, пока немецкая авиация находилась в Крыму, она полностью вытеснила наши надводные корабли и даже подлодки из зоны досягаемости ее самолетов, обеспечила блокаду и захват Севастополя. Вплоть до конца 1943 года появление днем на расстоянии действия машин люфтваффе даже соединения надводных кораблей Черноморского флота приводило к его гибели. Как выяснилось, обеспечить ПВО кораблям в море береговыми истребителями оказалось возможным лишь на удалении 50–100 километров от берега, да и то лишь в некоторых случаях.

 

 

Авианосец "Л.И. Брежнев"

8y2yelktnq0l.jpg

 

Ставка на подлодки

  Показать содержимое

 

Авианесущий крейсер пр. 1143 "Новороссийск"

xo9z21jvnzy5.jpg

 

 

Средство ПВО

  Показать содержимое

 

 

Советский авианосец "Варяг"

n1asvx3spyg9.jpg

 

Фантастические предложения

  Показать содержимое

 

источник : http://vpk-news.ru/articles/9320

 

Изменено пользователем neva1993

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
96 публикаций
Изменено пользователем StarTac

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
81 публикация

Я не доктор наук по истории. Очевидно, что материал не я сам писал. Кстати , источник указан. Увидел, решил поделиться. 

Изменено пользователем neva1993

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
285
Бета-тестер
480 публикаций

Тема очень сложная, с ней до сих пор не определились и не пришли к единому мнению большинство пром. развитых стран.

А про СССР и говорить нечего, прошлое во мраке тайн засекреченных. На яву лишь болтовня и мемуары

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Причина простая: ума не хватало власть предержащим.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
35 публикаций
93 боя

Ну может быть их не было потому что самолеты у СССР не были столь скоростными  чтобы разогнаться, ну или не могли корабль сделать

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  Цитата

Ну может быть их не было потому что самолеты у СССР не были столь скоростными  чтобы разогнаться, ну или не могли корабль сделать

 

Эм... Вы сами поняли, что сказали?...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
72 публикации
104 боя

Мда поздновато они дернулись создавать АВ. Конечно и ракетная отрасль сыграла свое. Если бы не было ставки на ракеты, возможно не смогли бы Гагарина в космос отправить. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
81 публикация
  В 28.03.2014 в 16:07:45 пользователь Dilandualb сказал:

 

Эм... Вы сами поняли, что сказали?...

хДД самолет, был медленный, и ахахха и... и фуух, и полосы разгона на авианосце было ему мало. Ибо для взлета скорость он не успевал набрать) Фууух, примерно это он имел ввиду)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
72 публикации
104 боя
  В 28.03.2014 в 17:21:22 пользователь neva1993 сказал:

хДД самолет, был медленный, и ахахха и... и фуух, и полосы разгона на авианосце было ему мало. Ибо для взлета скорость он не успевал набрать) Фууух, примерно это он имел ввиду)

Тут наверное не скорость учитывается, а время набора взлетной скорости. Вот ее самолетам и не хватало) Это теперь уже форсажи и т.д.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
81 публикация

Та не . Не думаю что скорости не хватало. Как то это странно. :) АВ были, и значит со взлетом проблем не было 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  Цитата

Если бы не было ставки на ракеты, возможно не смогли бы Гагарина в космос отправить. 

 

Так не было ставки на ракеты до 1957. :) Была Р-7, которую пилили-пилили, и которая как ни старались - летала плохо. Ладно бы это, но Р-7 еще и была громоздкой и неуклюжей, крайне неудобной для военных целей.

 

На фоне прогресса американского "Атласа" - который был и компактнее и надежннее - в ЦК КПСС все чаще начали задаваться вопросом: "а на что это наш Королев народные денежки тратит?!" Королев понял, что еще немного - и Р-7 прикроют на фиг. И выдвинул идею спутника.

Изменено пользователем Dilandualb

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
[ZABLR]
Альфа-тестер
59 публикаций

Автору спс за интересную и содержательную тему:glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
48 публикаций

{lang:macro__view_post}58sd (28 Мар 2014 - 17:36) писал:

Тема очень сложная, с ней до сих пор не определились и не пришли к единому мнению большинство пром. развитых стран.

А про СССР и говорить нечего, прошлое во мраке тайн засекреченных. На яву лишь болтовня и мемуары

Согласен нам смертным всех тайн не узнать



Тема норм от меня+
 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций
2 боя
  В 28.03.2014 в 19:14:15 пользователь mentesha73 сказал:

тема гуд, но сложная.

 

неужели генералы поздно поняли что нужны авианосцы?!

а может быть они поняли,что АН как раз таки вообще не нужны

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
70 публикаций
2 322 боя

Будет война с америкой тогда будут авианосцы,а пока все войны у нас были на суши,надобности в них не было.))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 398
[LST-W]
Альфа-тестер
20 432 публикации
874 боя
  В 31.03.2014 в 18:58:05 пользователь MADALF сказал:

Будет война с америкой тогда будут авианосцы,а пока все войны у нас были на суши,надобности в них не было.))

 

Когда это будет - будет уже поздно строить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
70 публикаций
2 322 боя

 

  В 31.03.2014 в 19:00:50 пользователь Darth_Vederkin сказал:

 

Когда это будет - будет уже поздно строить.

Но этого не будет.))

Изменено пользователем MADALF

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×