Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RalphMirebs

Подземная база флота Порто-Палермо в Албании

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
58 публикаций

Добрый день.

В силу своего хобби я изучаю различные послевоенные фортификационные сооружения.

В мае ездил в Албанию на тамошнюю полузаброшенную подземную базу флота.

По итогам написал статью в свой ЖЖ

Предлагаю тут копию - может быть будет кому-нибудь интересно.

 

Материал большой, львиную долю спрятал под кат.


После Второй Мировой Войны, Албания провозгласила себя социалистическим государством. Лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа любил и уважал Сталина, поддерживал СССР в послевоенной внешней политике, при этом не забывая про просьбы товаров и кредитов. И Советский Союз, взялся всячески помогать молодому коммунистическому режиму. Не обошлось и без военного строительства. База флота Пашалиман, что находится близ города Влёра, была построена в значительной степени советскими специалистами. Туда же были переведены двенадцать советских подводных лодок проекта 613, на которых служили и обучались как смешанные экипажи. Обсуждался даже проект огромного, трех с половиной километрового туннеля, насквозь полуострова Карабурун и размещения в нём значительной части флота. Разумеется, СССР старался не только ради албанцев. Отличное передовое место базирования на Средиземноморье было весьма привлекательно в условиях холодной войны.

 

Через некоторое время после смерти Сталина, Хрушёв начал кампанию по десталинизации и развенчиванию культа личности. Энвер не принял этого и отношения между странами начали постепенно портиться. В марте 1961 года Албания отказалась передавать военно-морскую базу Пашалиман под управление главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами Варшавского договора. К лету восемь советских подводных лодок покинули базу и у албанцев осталось лишь четыре (лишь те, у которых были смешанные экипажи). К тому моменту Албания уже была готова к разрыву всех отношений, включая дипломатические с СССР (что и произошло позже) и начала переориентироваться на Китай.

 

Это была небольшая историческая справка и показ расстановки сил на начало периода, о котором пойдёт мой рассказ. Суть в том, что Албания, после ухода СССР, начала строительство другой военно-морской базы, на этот раз подземной в местечке Порто-Палермо. Информации, а тем более исторических сведений, по этой тематике весьма мало в Интернете, а та, что находится исключительно на албанском языке, что усложняет поиск и перевод.

 

P1290678a.jpg

 

продолжение под катом
 

Скрытый текст

Подземная военно-морская база в Порто-Палермо была задумана премьер-министром и министром обороны Албании Мехметом Шеху. Внутри планировалось размещение ракетных катеров, которые должен был поставить Китай. В найденных мною источниках имеется определённое разночтение. Одни из них говорят о катерах с четырьмя торпедами, другие о ракетных катерах. Исходя из состава китайского флота того времени, я склоняюсь к тому, что все-таки имелись ввиду ракетные катера, а именно советская разработка проекта 205, которые производились в Китае по лицензии. Эти катера несут на борту по четыре противокорабельные ракеты.

 

Базу начали строить в первой половине 60х годов. Строительство, согласно албанским источникам, продолжалось около 20 лет, что достаточно много. Например, похожую по конфигурации и объёмам выработок подземную базу в Крымской Балаклаве строили 8 лет. Но, с другой стороны, не стоит сравнивать производственную и научную мощь СССР и Албании. К тому же, объект в Порто-Палермо могли строить с перерывами или этапами (например, сперва пройти основной туннель, а лишь после арсенал) которые и растянулись на два десятилетия. Интересная деталь - внутри нет дембельских надписей раньше 84 года, что косвенно указывает на сдачу объекта в начале 80х годов. Воспоминания Албанских моряков указывают на вторую половину 70х годов. Именно тогда произошла ссора с Китаем и, возможно, несколько лет база стояла в консервации пока правительство решало - что же с ней делать.

 

Смуту вносит некий внутренний документ от 21 декабря 1951 года из архива ЦРУ, в котором говорится о том, что убежища для подводных лодок в Порто-Палермо начали строить в 1950го при участии советских специалистов и готовы скоро закончить.

Вот он

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R009200040012-7.pdf

 

Но возникает вопрос - как они могли построить его за два года, когда Балаклаву строили восемь лет? И зачем там вели строительство, если сооружение базы в Пашалимане началось лишь в конце 1957 года, а в начале 50х никаких подлодок у албанцев и в помине не было. Замечу, что в документе не говорится о том, что убежища подземные, а время войны немцы строили бункера для своих подлодок в виде бетонных коробок.

Ещё о работах в том районе сообщается тут

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R000200120004-6.pdf

 

Интересная запись от 1953 года

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00810A001600020001-1.pdf


Разведка докладывает, что "лишь иное место подходит для строительства укрытий для подводных лодок в районе Порто-Палермо. Наблюдатели сообщают, что природные пещеры были расширены, но причина этого не определена". И далее идет комментарий о том, некто считает, что несмотря на слухи о убежищах для подлодок по всему албанскому побережью, они скорее всего находятся лишь (перечисляются места, включая наше). А слухи преднамеренно фабрикуются албанцами."

 

Вообще, истерия американцев по поводу убежищ для подлодок весьма занятна.

Вот в этом документе 1950 года

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00926A002800010010-1.pdf

они всерьёз считают, что на Албанском острове Сазани находятся три подземные галереи, вмещающие 12-15 подводных лодок каждая".

 

Исходя из всего этого, могу предположить вывод, что Порто-Палермовское сооружение никак не существовало в начале 50х годов, а лишь привиделось некоторым американским агентам.

Итоги истории с уже построенным сооружением весьма печальны, ведь поскольку в конце 70х годов Албания поссорилась и с Китаем, то ракетные катера она так и не получила. Однако, албанские подводные лодки всё же побывали внутри сооружения. С июня 1986 по март 1987 года они базировались внутри - их перегнали туда с базы Пашалиман. Оправили их туда политическим решением - правительству нужно было хоть как-то оправдать строительство.

 

Теперь поговорим о устройстве самой базы. Для начала схема для общего понимания.

 

PP1t.jpg

 

PP2.jpg

 

PP3.jpg

 

PP4.jpg


Кроме картинки привожу ссылку на простую схематичную трёхмерную модель подземных выработок - после загрузки её можно крутить мышью или клавиатурными стрелочками, а колёсиком приближать и удалять.
http://www.mirebs.com/fotki/euro/palermo/PP_base.html


Признаюсь, что мне не удалось сделать точные замеры. Но на стенах местами встречаются пикетажные отметки, согласно которым длина канала составляет около 630 метров. Глубина канала не большая - видно дно. Техническая справка: осадка ракетного катера проекта 205 - 2.6 метра и ширина 7.6 метров, а у подводной лодки проекта 613 - средняя осадка 4.5 метров при ширине 6.64 метра). Туннель водного канала совершенно прямой. С одной стороны с ним сопрягается (посуху) арсенал и командно-технический блок. Никаких вентиляционных или эвакуационных стволов нет.

 

Несмотря на двадцатилетний срок строительства, полностью базу так и не построили. Внутри значительное число не завершённых заделов, а одни внутренние ворота даже не устанавливали. На 2018 год внутри почти полностью отсутствует оборудование, хотя на снимках 2010-2012 года видны дизели, щитовые и многое другое.

Разберём конструкцию базы более подробно, начав с южного портала. Портал выходит в бухту, рядом на берегу выстроена наземная инфраструктура базы. Формально, база действующая, но фактически она брошена - отсутствует вменяемый периметр, большинство зданий пусты и разграблены. Из кораблей швартуются катера береговой охраны. Ниже привожу фотографию южного портала.

P1290647.jpg


Вход в подземный канал перегорожен железобетонными двустворчатыми воротами, причем нижняя секция у них отсутствует и в сооружение можно заплыть, как говорится, вручную.

P1290690a.jpg

 

P1290692.jpg


Толщина ворот сантиметров с тридцать, они висят на петлях и приводились в действие стальными тросами, пропущенными через серию шкивов. Запоры ворот не закрыты, но приваренная сверху стальная балка не даёт им открыться. Тросы тянула лебёдка, установленная в боковой нише (сохранившаяся лишь в северной части сооружения)

P1290689.jpg

 

P1290689bw.jpg

 

P1290767.jpg


Сразу за воротам по сторонам канала начинались бетонные пешеходные бортики с периодическими нишами с кнехтами. Так же уходят ответвления (по одному с каждого их концов канала) в серию небольших петляющих блоков, заканчивающихся закрытыми гермодверями аварийными входами. Петляние блоков обусловлено необходимостью гашения ударной волны при возможном взрыве снаружи.

P1280681.jpg


Продолжим движение вдоль канала. Тут должны были быть смонтированы ещё одни защитные ворота, перекрывающие весь канал. В своде сделали характерную арку-направляющую, прошли нишу под лебедку и установили крепеж для блоков. А с противоположного конца тоннеля задела под вторые ворота нет. Наверное, это связано с тем, что в случае военных действий удар бы пришёлся по бухте, по наземным сооружениям базы, а именно к ним выходит южный портал. Именно поэтому со стороны наиболее вероятной атаки планировали установить дополнительные защитные ворота. Ходок, уходящий в сторону я не исследовал, но по некоторым данным он не тупиковый и ведёт наружу.

P1290700.jpg

 

P1290697bw.jpg

 

P1290703.jpg


Через несколько десятков метров, высота свода канала увеличивается в два раза, организуя рабочее пространство для подъёмного крана-балки. Кран ездил по двум направляющим вдоль оси канала и сохранился до настоящего времени в отличном состоянии.

P1290713.jpg

 

P1290717.jpg

 

P1290717bw.jpg


Кроме крана внутри смонтирована железобетонная трапеция для проведения погрузочно-разгузочных работ и
несколько неглубоких боковых ниш, в которые уходят её "ноги". Железобетонная конструкция не упирается в свод канала, между ними есть небольшой промежуток. Поэтому эта конструкция не опора для усиления свода. В верхней части трапеции из бетона выступают закладные для монтирования перегрузочных устройств. Возможно, что тут планировалась установка полиспастов для подъёма катеров из воды для обслуживания винтов и днища. Самое красивое место в сооружении, по моему мнению.

P1290680.jpg

 

P1290681.jpg

 

P1290681bw.jpg

 

P1290711.jpg

 

P1290711bw.jpg

 

P1290709.jpg

 

P1290709bw.jpg


На дальней границе действия крана, по одному из бортиков начинается узколейка. По ней из арсенала должны были подвозить боеприпасы. Для удобства приёма изделий на погрузку, бортики здесь поднимаются на полтора метра вверх. Свод же, наоборот, понижается, но не до прежней высоты.

P1290719.jpg

 

P1290719bw.jpg


На противоположной стороне канала узколейки нет, а бетонный бортик становится стальным навесным мостиком. К сожалению, металл мостиков по всему сооружению очень изъеден, местами отсутствуют опоры и есть большой риск его обвала.

P1290724.jpg


Двигаемся дальше. Через несколько метров после начала узколейки, вправо уходит ответвление к арсеналу. Но о нём я расскажу позже. Узколейка продолжает свой путь и через некоторое расстояние (примерно середина туннеля) блок расширяется влево. В пространстве между бортом и дальней границей свода возведен двухэтажный дом-мастерская.

P1290725.jpg

 

P1290725bw.jpg

 

P1290730.jpg

 

P1290730bw.jpg

 

P1290735.jpg

 

P1290735bw.jpg

 

P1290755.jpg

 

P1290755bw.jpg

 

P1290750.jpg

 

P1290737.jpg


Первый этаж это большой одно объёмный зал с остатками станков. Второй этаж коридор и кабинеты по обе его стороны. Между этажами можно перемещаться по лестнице или через вертикальную шахту. Кроме этого, на первом этаже в сторону уходят один малый и один достаточно крупный блок, в котором сохранились остатки оборудования.

P1290746.jpg

 

P1290743.jpg

 

P1290738.jpg

 

P1290742.jpg


Тут я остановлюсь на занимательной особенности албанской военки, а именно обделке бетонных сводов. Львиная доля их сооружений стоит в простом бетоне, со следами строительной опалубки, но в отдельных местах бетон обделан цветным пластиком, листы которого достаточно плотно подогнаны. Вряд ли дело в эстетике, скорее всего это бюджетный вариант металлоизола. Обратите внимание на снимок блока - дембельские надписи нанесены прямо на бетон, а края пластика под сводом оборваны. Вряд ли моряки лезли под листы и писали годы службы под ними. Уверен, что пластика не было и при жизни объекта - под потолком был, а на стены пожалели. В дополнении фотография с примером полной обделки пластиком с другого албанского объекта.

P1280611.jpg
 

Вернёмся к каналу и продолжим путь. После блока с домом, тоннель возвращается в обычной ширине. Тут смонтированы две направляющие для крана, но сам кран не установлен. Возможно, что импровизированный мостик перекинутый через канал когда был или должен был стать частью того самого крана.

P1290736.jpg

 

P1290736bw.jpg

 

P1290733.jpg

 

P1290733bw.jpg


Немногим далее тоннель опять уширяется влево. На этот раз там просто вода - тут могли разойтись два кораб**. В стене пройдено две неглубокие ниши. Из-за гнилых пешеходных мостиков это самое труднодоступное место в сооружении.

P1290759.jpg

 

P1290760.jpg


Далее по тоннелю аналогичный блок с краном. Кран присутствует, но бетонной трапеции нет, хотя боковые ниши под опоры пройдены. У границы блока заканчиваются рельсы узкоколейки. В торце перепада высоты свода видна тёмная овальная забутовка - это выход строительной штольни через которую раскрывали блок. Аналогичная есть и на южной стороне.

P1290766.jpg

 

P1290766bw.jpg

 

P1290762.jpg


После этого тоннель идет до северного портала, упираясь в плотно запертые ворота, уходящие под воду. Свободно проплыть под ними уже не получится. Более того, ворота обшиты металлом.

P1290769.jpg

 

P1290770.jpg

 

P1290771.jpg

 

P1290773.jpg


Вид северного портала и ворот снаружи.

P1290776.jpg

 

P1280672.jpg

 

P1280675.jpg

 

P1280677.jpg


Демонстрация размеров ворот в сравнении с человеческой фигурой.

DSC09843.jpg


Отдельно стоит упомянуть достаточно крупные заделы боковых блоков находящиеся после кранов. Доступ к ним возможен лишь через железные мостки, что крайне усложняет исследование. В один мы смогли зайти, другой сфотографировали с противоположного берега.

DSC09876.jpg

 

P1290722.jpg


Теперь пройдем в транспортировочную штольню с узколейкой. Она уходит в сторону от канала пол острым углом и вскоре выходит в блок с разворотным кругом.

P1290668.jpg

 

P1290669.jpg


Справа к нему примыкают несколько боковых помещений. Если продолжить движение вперёд, то попадаешь в командно-технический блок в котором, по стороне одной стороне от штольни, расположено множество комнат. В дальнем конце блока находится выход из горы, отделённый бетонными гермозатворами. Блок с разворотным кругом достаточно длинный и по большей части является торпедным (ракетным) арсеналом. Обделан пластиком, разделен по длине на две секции. Кроме того, на старых фотографиях видны торчащие из стен стеллажи для торпед или ракет. Ныне все стеллажи срезаны на металл.

P1290664.jpg


Примерно посередине торпедного хранилища, направо уходит ещё одна штольня. Она выходит в помещение ещё одно арсенала (возможно минный арсенал). Здесь обделка цветным пластиком самая выдающаяся, очень напоминающая 3D-развертку для текстурирования. Под потолком небольшой кран. В дальнем конце арсенала выход из сооружения на поверхность. Иным способом сюда можно попасть по транспортной штольне, что уходит вбок перед командно-техническим блоком.

P1290660.jpg

 

P1290662.jpg

 

P1290652.jpg

 

P1290653.jpg


Будущее подземной базы туманно, ведь как фортификации подобные сооружения потеряли актуальность ещё в 70е годы прошлого века. В 2010 году дизайнерскому бюро Элизабеты Террагни было поручено разработать дизайн-проект превращения старой базы в музей.

Некоторые итоги работы можно изучить на сайте дизайнерского бюро http://www.terragni.eu/inglese pagine web/28 albania/01 albania.html

Особый интерес представляет страница старых фотографий, на которых видно некоторое оборудование. Ниже привожу фотографию современного состояния этого помещения.

ET01.jpg

 

P1290675.jpg


Летом 2016 года в множество интернет изданий, включая российские, опубликовали заметку о том, что
музей откроют в 2017 году https://lenta.ru/news/2016/06/20/portopalermo

Однако, как вы уже догадались, ничего подобного не произошло.

Однако, вряд-ли базу будут использовать в будущем по-назначению и её превращение в музей весьма вероятно.

 

Оригинал статьи https://ralphmirebs.livejournal.com/225750.html

Изменено пользователем RalphMirebs
  • Плюс 24
  • Круто 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций

Внешние ссылки на 3D-модель и архивы ЦРУ вставились как-то криво, а как редактировать текст в виде HTML-кодов, а не визуально я не нашел.

Прошу модераторов поправить, по возможности, эти ссылки

Изменено пользователем RalphMirebs

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
14 076 публикаций
Сегодня в 21:18:35 пользователь RalphMirebs сказал:

Предлагаю тут копию - может быть будет кому-нибудь интересно.

Спасибо :)

Сегодня в 21:18:35 пользователь RalphMirebs сказал:

продолжение под катом

большую часть фото можно вообще убрать - они однотипные, если не одинаковые :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
Сегодня в 01:39:05 пользователь Rikki_Tikki__Tavi сказал:

Спасибо :)

большую часть фото можно вообще убрать - они однотипные, если не одинаковые :)

Статья изначально была рассчитана на аудиторию фортификаторов)

Для них это ещё мало фото... :)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
939
[FUR-S]
Старший бета-тестер
1 563 публикации
11 994 боя

Спасибо:Smile_great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
14 076 публикаций
Сегодня в 21:41:01 пользователь RalphMirebs сказал:

Статья изначально была рассчитана на аудиторию фортификаторов)

Для них это ещё мало фото... :)

При публикации могли бы сделать скидку на наше ЦА :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
Сегодня в 01:42:58 пользователь Rikki_Tikki__Tavi сказал:

При публикации могли бы сделать скидку на наше ЦА :)

Я с конца бета-теста не играл до прошлой недели.

Вот вернулся недавно и ещё не разобрался в порядках :))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 256
[ADULT]
Участник
3 002 публикации
29 494 боя

ТС проделана большая работа, уважение ему за это, и интересно изложено.

Вопрос. Автор фотографий вы? Если да,  то как как вы попали на объект, свободный проход?

В Балаклаве была у нас экскурсия, проплывали мимо знаменитой подводной базы, но внутрь не пустили. Правда это было давно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
Сегодня в 01:45:03 пользователь guglog сказал:

ТС проделана большая работа, уважение ему за это, и интересно изложено.

Вопрос. Автор фотографий вы? Если да,  то как как вы попали на объект, свободный проход?

В Балаклаве была у нас экскурсия, проплывали мимо знаменитой подводной базы, но внутрь не пустили. Правда это было давно.

Да, автор фотографий я.

Пролез внутрь ночью, там всё равно почти не охраняется...

 

А в какую базу вас не пустили? В Балаклавскую когда она ещё не была музеем?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 256
[ADULT]
Участник
3 002 публикации
29 494 боя
Сегодня в 21:47:33 пользователь RalphMirebs сказал:

Да, автор фотографий я.

Пролез внутрь ночью, там всё равно почти не охраняется...

 

А в какую базу вас не пустили? В Балаклавскую когда она ещё не была музеем?

Смелость города берёт, да ещё ночью :cap_like:.

Не пустили в Балаклавскую, в так называемый «Объект ГТС 825». Но музея в те времена там ещё не было. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
Сегодня в 01:52:06 пользователь guglog сказал:

Не пустили в Балаклавскую, в так называемый «Объект ГТС 825». Но музея в те времена там ещё не было. 

Понятно... В России из четырёх подземных баз для подлодок лишь Крымскую сделали музеем.

Остальные вообще недострои разной степени готовности... (((

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
138
[1_BCH]
Участник
670 публикаций
5 937 боёв

Автор, спасибо!

А нет ли у вас подобного по кольскому полуострову, норвегии. я бы почитал!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
Сегодня в 02:48:03 пользователь sashuk сказал:

Автор, спасибо!

А нет ли у вас подобного по кольскому полуострову, норвегии. я бы почитал!

Норвегии нет, не был (

Кольский в процессе работы. Если выйдет - создам тему.

  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 393
[FPC]
Участник, Коллекционер
1 453 публикации
17 427 боёв

Отличительная особенность всей албанской фортификации -  в абсолютной неприспособленности к ведению современной, на тот период времени, войны (строя с расчётом на применение противником ЯО и химического оружия, в бункерах не устанавливались ФВУ).

И данная база ПЛ не исключение. Достаточно получить серьёзную неисправность ПЛ на выходе, как все остальные запирались в тоннеле.

В дополнение к этому, на постройку всех бункеров/укрытий и т.д. Албания тратила колосальные средства, в результате чего оказалась в итоге беднейшей страной в Европе. к 90-м годам в стране не было даже полноценной телефонной сети и телевидения.

Изменено пользователем StarPom_76
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13 228
Старший бета-тестер, Коллекционер
7 978 публикаций

Большое спасибо,очень интересно,и конечно Вам плюс за работу +

  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
332 публикации
Сегодня в 14:39:01 пользователь RalphMirebs сказал:

Внешние ссылки на 3D-модель и архивы ЦРУ вставились как-то криво

Ссылка на 3D модель у меня не работает. Насчёт архивов ЦРУ это не изображения, а PDF документы их можно разве что вставить отдельными файлами в сообщение, но как изображения они не будут отображаться. В общем пусть будет по ссылке как вы сделали. :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
91
[GACHI]
Старший бета-тестер
237 публикаций
3 876 боёв

Ради таких тем и стоит заходить на форум. Спасибо за интересную статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 336
[MIMIK]
Участник, Коллекционер
3 450 публикаций
36 361 бой

Большое спасибо:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 550
[RA-V]
Старший бета-тестер, Коллекционер
8 829 публикаций
28 252 боя

Может автора заинтересует?

Скрытый текст

Если только автор точно указал город где он якобы живет , то гораздо ближе Албании. (Aobadai?)

Изменено пользователем ADM_MAKAPOB

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×