Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_10692832

Карронада. Что это такое?

В этой теме 85 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Изображение


Здравствуйте, уважаемые форумчане! :smiles:  Пока я готовлю тему о крейсерах, которую обещал, я решил немного отвлечься и отвлечь вас, дабы рассказать о карронадах. Так уж случилось, что я залез в рубрику, в которой я никогда раньше не писал - вооружение. Поэтому для меня это будет что-то новое и интересное, надеюсь, что и для вас тоже. Итак, приступим...

История появления.



Изображение

Карронада. Что это за орудие, чем и как стреляет? Примерно такими же вопросами задавались все ведущие мировые державы XVIII века, когда в 1774 году появилось известие, что в Англии появилось новое орудие потрясающей разрушительной силы. Попытки умолчать о новом изобретении приводят к тому, что об этом изобретении узнает весь мир. Так же случилось и с карронадами.
Вскоре стало ясно, что речь идёт о коротких (длина канала ствола до 10 калибров) чугунных гладкоствольных пушках, изготовлявшихся Карронским (Саrron) литейным заводом в Шотландии в графстве Штирлинг. Поэтому если я где-то буду называть их «карронадами», а где-то «каронадами» сильно не ругайтесь, здесь все дело в лингвистике и особенностях перевода.
Появление каронад подготовлено историческим процессом развития войны на море и стало ответом на постоянно обострявшуюся проблему низкой эффективности артиллерийского огня на фоне значительно возросшей боевой устойчивости деревянных судов. Проще говоря – слишком живучи были наши с вами кораблики.
Плохая эффективность артиллерийского огня вызывала много неприятных вопросов к создателям корабельной артиллерии. Ответом на этот вызов и стали каронады.

Изображение
Чарльз Гайскон

Идею этого орудия предложил генерал Роберт Мелвилл примерно в 1759 году. Но, изобретателем каронады считается англичанин Чарльз Гаскойн, молодой шотландский инженер, которому ко времени создания орудия было всего 30 лет. В 1759 году он поступил на службу в Карронскую железоделательную компанию и благодаря своей энергии и таланту через десять лет стал её управляющим. В эти годы под его руководством и была создана каронада. Стоит заметить, что  последние двадцать лет жизни провёл в Российской империи, где занимался производством артиллерийских орудий и руководил некоторыми заводами.
Поэтому справедливо сказать, что изобретение карронадж приписывают как Мелвиллу, так и Гайскону. Первоначально орудия этого типа именовались также в честь своих создателей: меллвилиады и гасконады.


Принцип действия.


Изображение
Давайте же рассмотрим, в чем заключается принцип действия и использования карронад. Дело в том, что при одинаковой массе с пушкой каронады имели значительно больший калибр, но дальность стрельбы - меньше, а точность - хуже, чем у пушек. В результате чего это было достигнуто? А главное зачем?
Казалось бы, что все вопросы можно снять увеличением калибра орудий. Чем больше ядро, тем больше наносимые им повреждения, но увеличение калибра орудия имело свой предел, при превышении которого выгоды не компенсировали связанных с этим потерь. Тяжёлые орудия снижали темп стрельбы. Они быстрее разрушали судно, на котором были установлены, а также уменьшали его остойчивость и ухудшали мореходность.
Так ядра 30- и 48-фунтовых пушек, попадая в деревянный корпус судна, создавали пробоины диаметром 6,46 и 7,7 дюймов. По степени опасности такие пробоины практически одинаковы. И ту и другую можно было легко и быстро заделать. Преимущество большого ядра только в том, что от него образуется больше щепы, которая, разлетаясь в стороны, поражает экипаж.
Поэтому увеличение веса ядра и орудия было неоправданным.

Изображение
заряжание

Но существовал ещё один путь. По теории, сила удара снаряда пропорциональна его энергии. Она определяется массой снаряда и его скоростью при встрече с целью. Следовательно, можно увеличивать массу ядра за счёт определенного уменьшения его скорости.
Это теоретическое положение и реализовали при создании каронады. При весе, равном весу 6-фунтовой пушки каронада имела калибр 32 фунта, соответственно масса её ядра была больше. Но заряд каронады весил (примерно 1/15 веса снаряда) меньше, чем у пушки, в связи с чем скорость снаряда была меньше. При попадании в деревянное судно такое ядро вызывало очень сильный удар и не пробивало, а ломало и крушило обшивку борта.

Изображение

В то время морской бой вёлся на короткой дистанции, поэтому некоторое снижение дальности и ухудшение точности стрельбы уже не имели значения. Зато уменьшение заряда позволило облегчить орудие примерно до массы, соответствовавшей 70 снарядам. В связи с этим представлялось очень выгодным заменить длинные, тяжёлые и неудобные в обслуживании пушки лёгкими орудиями, требовавшими меньше прислуги, удобными в бою и наносившими гораздо больше разрушений.
Она предназначалась для стрельбы ядрами, разрывными снарядами и картечью в ближнем морском бою. Для обеспечения хороших баллистических качеств своего детища Гаскойну пришлось значительно изменить технологию отливки и повысить точность обработки стволов. Теперь ствол отливали в виде целой болванки, а канал высверливали. Вся технология производства тщательно охранялась как секретная информация.


Ну что же, вот мы с вами и рассмотрели историю и причины появления карронад. В следующем посте мы с вами познакомимся со строением этого вида оружия. :wink:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Изображение

Продолжаем...
Возможно, что кому-то понадобиться небольшой "словарик" с различными артиллерийскими терминами, обозначающими какие-либо части орудия. Вот:
Словарик.


Тарель -  закругленная часть казны у старинных орудий.
Распал -расширение канала близ дульного среза, которое делалось в гладких орудиях для уменьшения сбивания дульной части от ударов снарядом при заряжании.
Камора - гладкостенная часть канала артиллерийского орудия, предназначенная для помещения в ней заряда.
Цапфы - небольшие выступы цилиндрической формы на середине ствола орудия, вставляемые в цапфенные гнезда станка.
Винград-все гладкие длинные орудия, а также частью нарезные пушки, заряжаемые с дула, на конце казенной части имели прилив, называемый винградом. Винград имел вообще разнообразное очертание, однако чаще всего он делался в виде шара, соединенного шейкой с казной орудия, или же боковые его поверхности представляли плоскости и в винграде делалось сквозное отверстие. В. служил для облегчения вспомогательных действий с орудием, как, напр.: при перевозке, при наложении орудия на лафет и т. п., причем к винграду прикреплялся канат или брюк.

Меры длины и веса
1 фунт = 0,454 килограмма
1 дюйм = 2,54 сантиметра
1 сажень = 2,134 метра


Вооружились словариком и вперед в бой!

Особенности строения.


Изображение

Самые большие каронады - калибром 96 фунтов - имелись в русском флоте. Широко распространёнными считались калибры от 24 до 68 фунтов.
Длина канала с каморой для каронад всех калибров составляла 7,437 клб. Длина цилиндрической каморы находилась в пределах 0,628 - 0,788 клб. Диаметр каморы: 0,888 - 0,9 клб.
Коническую камору имели только 96-, 48- и 30-фунтовые каронады производства 1830 - 1840 годов.
Во избежание появления трещин в дульной части ствола, каронады имели распал, необходимый и для того, чтобы уменьшить разброс вылетавшего из ствола пламени, опасного для своего судна.

Изображение

С этой же целью было установлено минимально допустимое расстояние выдвижения орудия за пределы борта. Для открытой батареи кораблей и фрегатов оно равнялось 16,5 дюйма.
Ствол каронад отливали из чугуна. Его усреднённая длина для разных калибров составляла: для 48 фунтовых - 77 дюймов, для 36 фунтовых - 68,1 дюйма и для 24 фунтовых - 59,5 дюйма. В отличие от пушек ствол каронады имел только казённую и дульную части.
Винград имел отверстие в вертикальном направлении. В него входил подъёмный винт, который обеспечивал более точную и лёгкую наводку орудия в вертикальной плоскости. Подъёмный винт приводился во вращение одним человеком (в крайнем случае - двумя), в то время как для подъёма казённой части пушки гандшпугами зачастую требовались четверо.

Spoiler

Изображение
Вид сзади чугунной 24-фунтовой каронады
1 - винград (прицельный винт не показан);
2 - винградное ухо;
3 - прилив с прорезью для прицеливания;
4 - поддон, которым казённая часть ложилась на опорную точку станка;
5 - проушина

Изображение

Характерным отличительным признаком каронад стало отсутствие цапф. Вместо них внизу, вблизи центра тяжести ствола, имелась проушина в виде кольца, куда вставлялась железная ось, заменявшая цапфы.
Типовая каронада представляла из себя орудие калибра 5,95 дюйма. Длина канала его ствола с каморой - 44,25 дюйма, всего орудия - 59,5 дюйма, дульной части - 26,89 дюйма, длина казённой части - 17,35 дюйма, длина винграда и торели - 15,24 дюйма.
Характерные особенности: канал ствола заканчивался небольшим закруглением - скатом и переходил в цилиндрическую камору с полушарным дном. Обычно длина цилиндрической каморы у каронад была, в пределах 0,628 - 0,788 клб. У этого образца длина каморы со скатом равнялась одному калибру. Диаметр каморы - 5,41 дюйма, что составляло 0,9 клб, при установившейся норме 0,888 - 0,9 клб. Более поздние образцы 96-, 48- и 30-фунтовых каронад производства 1830 - 1840 годов имели коническую камору с плоским дном.
Запал шёл под прямым углом к оси орудия и имел стандартный диаметр для использования скорострельной трубки. В приливе находилась раковина, но сам прилив был увеличен для крепления прицела, замка или ударника. В передней части канала ствола имелся распал. Внизу торели и казённой части находился поддон - прилив, которым казённая часть ложилась на опорную точку станка. Над торелью и на фризах в начале и в конце дульной части выполнялись приливы с прорезями для прицеливания.

Особенности станка.


В отечественной морской артиллерии для каронад использовались американские, английские и Конгревовы станки, а также станок Борисова. Американские и английские станки - без колёс, а Конгревовы - с колёсами.

Spoiler

Изображение
Станок Борисова для 24-фунтовой каронады:
1 - станок;
2 - опора станка;
3 - колесо опоры;
4 - брус платформы;
5 - задняя подушка;
6 - основа станка;
7 - упор подъёмного винта;
8 - проём порта;
9 - горбыль;
10 - ось;
11 - направляющий брус станка;
12 - отверстие для лопаря;
13 - гак крепления лопаря;
14 - бортовая подушка;
15 - передняя подушка платформы;
16-обух;
17-блок платформы;
18-блок станка
Американскому каронадному станку, самому простому по устройству, были присущи и серьёзные недостатки, которые осложняли его боевое использование. Накат орудия к борту после заряжания требовал значительных усилий. Кроме того, во время выстрела часто происходил перекос всей системы. Передний конец станка часто упирался в кромку нижнего косяка порта. Всё это ещё больше затрудняло накат. Дуло орудия мало выдвигалось за пределы борта, поэтому пламя, выбрасываемое из ствола, могло опалить борт.
В английском станке эти дефекты исправили. Однако он получился более сложным, накат орудия к борту по-прежнему требовал значительных усилий, а отдача при выстреле оказалась резкой и беспокойной.
Помимо этих недостатков, станки английского и американского типов были ещё слишком длинными, и это затрудняло их размещение в открытых батареях кораблей и судов. Чтобы справиться с этой проблемой, в русском флоте был разработан станок Борисова. Его главной особенностью стала укороченная платформа. Одновременно были внесены и другие усовершенствования.
Платформа станка состояла из двух брусьев толщиной 6 дюймов, скреплённых двумя подушками. Снизу внутренние края брусьев усиливались металлическими оковками. Станок скользил по верхней поверхности брусьев. Внизу станка имелся направляющий брус, который входил в зазор между брусьями платформы.
Он удерживал станок на платформе и обеспечивал его движение взад и вперёд, исключая какие-либо перекосы.
Снизу у заднего и переднего краёв платформы крепились подушки. Переднюю часть платформы делали в виде полукруга. Её клали на бортовую подушку и крепили к ней железным штыром, который удерживал платформу на месте во время выстрела. После 1861 года на подушках платформ стали делать железные оковки в виде петли, а железный штыр заменили медным.
Горизонтальная наводка обеспечивалась платформой: её передняя часть поворачивалась вокруг штыра, а задняя перемещалась по палубе. Верхняя поверхность платформы находилась точно на уровне нижнего косяка порта. Это позволяло орудию выдвигаться на достаточное расстояние вперёд. В задней части платформы по бокам находились обухи, за которые крепились поворотные сезни.
Эти же обухи использовали при креплении орудия по-походному.
При этом заднюю часть платформы поворачивали вправо до тех пор, пока отверстие в железной планке не совместится с отверстием в бортовом обухе. Затем платформа крепилась к бортовому обуху болтом.
Основу станка составляла толстая доска с двумя чугунными горбылями. Они имели вид небольшого возвышения и были установлены сверху на передней части доски. В середине доски к её нижней поверхности крепился направляющий брус. Снизу направляющего бруса закреплялись два блока для закладки лопарей. Ось вертикальной наводки проходила через проушину каронады и фиксировалась чугунными горбылями к доске. В задней части станка имелись два обуха, в которые закладывались боковые тали.
По бокам станка в его задней части крепились две опоры, колёса которых катились по палубе. Внутренние грани опор прилегали к наружным поверхностям платформы. Благодаря этому, опоры, как и направляющий брус, удерживали станок на платформе и обеспечивали его ровное, без перекосов, движение по платформе. При откате задняя часть станка выходила за пределы платформы и поддерживалась опорами. Колёса отливали из чугуна, на них были установлены храповые механизмы, которые значительно тормозили откат и позволяли колесу свободно вращаться при накате орудия к борту.
Накат орудия к борту после выстрела производился с помощью лопарей и системы блоков, установленных на станке и по бокам в передней части платформы. Сверху передней подушки закреплялся гак, к которому в свою очередь крепились концы лопарей. От этого гака лопари шли к блокам на направляющем брусе станка, затем к боковым блокам платформы и через специальные отверстия в боковой поверхности платформы выводились наружу.
В целом, станок Борисова был более удобным и компактным, что позволяло использовать его даже в условиях очень ограниченного свободного пространства палубы. Однако его, пусть даже очень полезные, новшества не устраняли коренные недостатки станка, к тому же наличие опор делало станок более сложным, а колёса опор при откате портили палубу.
Несмотря на небольшие размеры, станок использовался точно так же, как и для более крупных орудий. Такие орудия ставили на баркасы, десантные суда и небольшие парусники. При относительно небольшом весе станок легко накатывался к борту.
У малых судов порты отсутствовали, поэтому орудие стояло на палубе или на специальных опорах. На небольших баркасах имелось всего одно орудие, а на более крупных судах ставили батарею до четырёх орудий. Обычно они использовались для поддержки десанта или высадочных партий. Количество боеприпасов на малом судне было весьма ограниченным, поэтому орудие предназначалось как средство устрашения или для краткосрочного обстрела близких целей.

Ну вот мы поговорили и о строении. Но разобрав столько информации, было бы глупо не привести хоть один пример из боевого применения карронад.


Своё боевое крещение новые орудия получили в 1775 году во время войны за независимость в Северной Америке и показали себя чрезвычайно эффективными в стрельбе по деревянным судам с близкой дистанции.
В 1805 году каронады были приняты в качестве вспомогательного вооружения. Бриги и люгера вооружались только каронадами.
Во второй четверти XIX века в связи с переходом к однокалиберному вооружению кораблей и фрегатов их главным вооружением стали 36-фунтовые пушки, а 24-фунтовые каронады в качестве дополнительного вооружения размещались на открытых батареях. В связи с этим пришлось отказаться от использования каронад большого калибра.
Для судов меньшего водоизмещения - бригов, тендеров, шхун и люгеров каронады являлись основным вооружением.
Однако эти орудия из-за малой дальности стрельбы оказались неэффективными на бомбардирских кораблях. Когда корабль находился в составе эскадры, они практически не использовались, а в одиночном плавании каронады не обеспечивали оборону от судов неприятеля, поскольку для этого требовались дальнобойные орудия.


Изображение
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

В ближнем бою и в умелых руках каронады оказывались очень сильным оружием. Особенно наглядно это проявилось во время боя брига «Меркурий» 14 мая 1829 года с двумя турецкими линейными кораблями («Селимие» и «Реал-бей»). Основным вооружением брига были 18 каронад калибром 24 фунта, а одна такая каронада в ближнем бою вполне сопоставима с 36-фунтовой пушкой. Но на «Меркурии» их было всего 18 (по 9 с каждого борта), а на двух турецких кораблях -184 орудия разного калибра.
Русские канониры показали своё полное превосходство. Удачными выстрелами они разбили рангоут сначала одного, а затем и второго турецкого корабля, что и решило исход сражения. Таким образом, всего 18 каронад, плюс, конечно, умение и мужество русских моряков, позволили одержать победу над в разы превосходящими силами турок.


Ну вот мы и подошли к концу. Однако, я не прощу себе, если не покажу вам, как стреляют карронады. Машины времени у меня конечно же нет, но вот видео с исторической реконструкции есть. Итак смотрим.


Спасибо всем тем, кто дочитал до конца. Всего хорошего и попутного вам ветра. :honoring:

При написании статьи использовались:


Журнал "Моделист-конструктор" за 27.02.2013

Wikipedia

http://dic.academic.ru/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
13 176 боёв

Первый "+" с меня :popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

Узнал что то новое , за труды +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Всем спасибо! Если есть какие-то чертежи, рисунки, фотографии или видео, прошу выкладывать сюда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Поздравляю с очень качественной темой! Молодец! С большим интересом прочёл.

Не грех и продолжить про виды вооружений (первым делом про мортиру!!! :smiles: )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Крайне неплохо. :great:

Можно еще добавить, что в то время парусников сила корабля измерялась в весе бортового залпа. В чистом весе ядер. Поэтому на появление карронад повлияла и эта система взглядов. Еще бы! Перевооружив фрегат с 12-фнт пушек на 24-фнт карронады теоретически боевая сила корабля значительно увеличивалась. (Вес ядер же увеличивался) Поэтому во многих флотах появляются такие "жертвы моды" как карронадные фрегаты. Эта мода правда довольно быстро прошла и карронады стали использовать более осмысленно - как орудия верхних орудийных палуб и надстроек вместе с тяжелыми пушками, стоявшими на нижних палубах. Именно такие сбалансированные по вооружению корабли надолго остались в составе флотов разных стран и получили широкое распространение.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (14 Май 2013 - 17:31) писал:

Не грех и продолжить про виды вооружений.
Заманчивое предложение. :smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
252 публикации

Странно но количество сообщений с + не всегда совпадает с количеством плюсов. :veryhappy:  :veryhappy:  Сам плюсую. Спасибо.

Изменено пользователем HOPMAHH__

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (14 Май 2013 - 18:05) писал:

Крайне неплохо. :great:
Можно еще добавить, что в то время парусников сила корабля измерялась в весе бортового залпа. В чистом весе ядер. Поэтому на появление карронад повлияла и эта система взглядов. Еще бы! Перевооружив фрегат с 12-фнт пушек на 24-фнт карронады теоретически боевая сила корабля значительно увеличивалась. (Вес ядер же увеличивался) Поэтому во многих флотах появляются такие "жертвы моды" как карронадные фрегаты. Эта мода правда довольно быстро прошла и карронады стали использовать более осмысленно - как орудия верхних орудийных палуб и надстроек вместе с тяжелыми пушками, стоявшими на нижних палубах. Именно такие сбалансированные по вооружению корабли надолго остались в составе флотов разных стран и получили широкое распространение.
Добавить конечно можно, но пока я не решаюсь тревожить такое нежное и мягкое создание, как движок форума. Лучше я как-нибудь рано утречком зайду и кое-что подправлю. Хотя, пока делал эту тему, никаких проблем и трудностей не наблюдал.
P.s. за информацию спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (14 Май 2013 - 20:37) писал:

Молодец, отличную тему организовал :great: Однозначно "must read")
Спасибо!
P.s. Я сначала тебя чуть было не узнал с новым аватаром :) Непривычно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияSAn4eG26 (14 Май 2013 - 22:42) писал:

Познавательно. Автору Спасибо +  :tongue:

Просмотр сообщенияv_moreman (14 Май 2013 - 22:53) писал:

замечательно спс+
Благодарствую :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщенияShellback (14 Май 2013 - 18:25) писал:

Заманчивое предложение. :smiles:

+ Молодца!

Следующую тему в этом направлении пили про "КУЛЕВРИНУ"  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
676 публикаций
6 024 боя

Интересная информация, большущее спасибо.) Сам вот о каронадах узнал из игры Empire: Total War, где корабли с этим видом вооружения были этакими дамагерами-слэшерами  :hiding:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Молодцы русские моряки, на бриге дали жару сразу двум линейным турецким кораблям! Очень интересный материал! + :smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×