3 COJIDATUK Бета-тестер 15 публикаций 125 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:11:13 "25 июня два лидера - "Москва" и "Харьков" - вышли в море, чтобы обстрелять Констанцу. Эту ударную группу прикрывали крейсер "Ворошилов" и два эсминца. Корабли совершили переход ночью и на рассвете внезапно появились перед Констанцей. В 5 часов утра оба лидера открыли огонь, - вспоминает в своей книге "На флотах боевая тревога" бывший главнокомандующий ВМФ Н. Кузнецов. - По намеченным объектам было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтебаки... При отходе корабли дали большую скорость - 30 узлов и пошли на зигзаге; в итоге потеряли параваны... и лидер "Москва" подорвался. Раздался оглушительный взрыв, корабль переломился и затонул". Так на третий день войны в бою погиб один из советских лидеров. Поврежденный при обстреле Констанцы "Харьков" вернулся на базу, был отремонтирован и нес боевую службу до 1943 года; в сорок третьем его потопила вражеская авиация. На Балтике воевали лидеры "Ленинград" и "Минск", они участвовали в знаменитом таллинском прорыве, отражали атаки вражеских кораблей, подавляли своим огнем батареи противника, поражали живую силу. Пятый - тихоокеанский лидер "Баку" в 1942 году перешел Северным морским путем на Северный флот, отличился в боях и удостоился ордена Красного Знамени. История создания этих кораблей восходит к 1920-м годам, когда ведущие морские державы мира выработали новый класс кораблей - лидер эсминцев. Первая мировая война, неимоверно расширившая сферу боевого использования миноносцев, показала, однако, что главенствующая роль в нанесении торпедных ударов перешла к подводным лодкам. Но все-таки оставались боевые задачи, для выполнения которых требовались миноносцы как торпедные корабли: ночные атаки против одиночных кораблей и массированные дневные атаки против вражеских эскадр. Правда, здесь крупные современные эсминцы нашли серьезного конкурента в лице торпедных катеров или малых миноносцев, прикрываемых во время атаки крейсером. Но мощь торпедного залпа эсминца, способная нарушить боевой строй вражеских кораблей, побуждала морских специалистов изыскивать средства для применения этих кораблей в качестве торпедных. В 1920-х годах таким средством считался лидер эсминцев, мыслившийся как хорошо вооруженный, легкий, быстроходный, небронированный крейсер сравнительно небольших размеров. Как флагманский корабль соединения миноносцев, лидер должен был выводить их в атаку, а в группах лидеров участвовать в нападениях на вражеские конвои. Для выполнения таких задач и строились за рубежом первые корабли этого класса - корабли в 1500-1850 т водоизмещением, со скоростью хода 38-42 узла, дальностью плавания до 4-6 тыс. миль, вооруженные пятью-восемью 120-130-мм пушками и шестью торпедными трубами. Проектирование первого советского лидера поручили тому же конструкторскому бюро, которое спроектировало тральщик типа "Трал" и эсминец типа "Гневный". И выполнение задания стало серьезной школой для коллектива. Лидер типа "Ленинград" был первым столь крупным и мощным кораблем, спроектированным этим бюро. Материалов от царского флота не сохранилось, а на помощь иностранных фирм не приходилось рассчитывать. Все нужно было осваивать, разрабатывать и исследовать самим. Головной корабль, лидер "Ленинград", ходовые испытания которого начались в 1935 году, принес немало сюрпризов - приятных и неприятных. Так, выяснилось, что удельный расход пара на главные турбины значительно ниже расчетного и что гидродинамические качества корпуса выше, чем предполагалось. Использование этих запасов привело к тому, что скорость лидера оказалась почти на 4 узла выше проектной и составила 44 узла. Таков неожиданный итог неопытности и осторожности конструкторов, принявших при проектировании турбин и корпусов большие запасы. Лидеры типа "Ленинград" были достойными представителями своего класса. Вооруженные пятью 130-мм пушками, двумя четырехтрубными торпедными аппаратами и мощным зенитным вооружением, они представляли собой серьезного противника для вражеских кораблей. А три винта, приводимые в действие тремя турбинами, по 22 тыс. л.с. каждая, давали им преимущество в скорости и маневренности перед любым иностранным кораблем того времени. Кроме приятных неожиданностей, при проектировании и постройке лидеров оказалось немало сюрпризов неприятных, хотя и важных для приобретения опыта. При первых же испытаниях головного корабля обнаружилась сильная эрозия гребных винтов у комлей лопастей. После нескольких часов полного хода на лопастях вырубалась канавка шириной около 15 мм и глубиной 20- 25 мм. Заделка этих канавок самыми прочными инструментальными сталями ни к чему не привела. Так на лидерах типа "Ленинград" советские кораблестроители впервые столкнулись с кавитацией. Лишь после того, как гидродинамики научились вызывать эрозию на модели винта в кавитационной трубе, явление изучили и нашли средства борьбы с ним. В 1939 году, знакомясь с германским судостроением, наши специалисты узнали, что немецкие эсминцы страдали от кавитационной эрозии еще сильнее. Немцы пошли на снижение числа оборотов гребного винта, увеличение его диаметра, утолщение гребного вала и переделку дейдвудного устройства. Советским же конструкторам удалось решить задачу без существенных переделок не только гребного вала и дейдвудных устройств, но и самих винтов. Боевой опыт второй мировой войны не подтвердил построений военно-морских специалистов: ни в одном флоте мира лидерам не довелось выводить эсминцы в атаки против вражеских эскадр. Не довелось делать этого и советским лидерам. Но в суровых буднях войны в полной мере раскрылись боевые качества этих кораблей: наряду с эсминцами лидеры были настоящими "паровыми лошадьми" войны, уникальными по универсальности использования, успешно решавшими широчайший круг боевых задач. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
15 [7MORE] Impich Альфа-тестер 104 публикации Жалоба #2 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:16:43 Про сильное зенитное вооружение - это ты несколько преувеличиваешь - а в остальном отличная статься, спасибо! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
59 [LESTA] Guardmitr Разработчик 316 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:16:46 Если открываете тему, так будьте добры найти нормальный источник информации, а не детский рассказ из ТМ. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 COJIDATUK Бета-тестер 15 публикаций 125 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:18:53 (изменено) От куда? Из ТМ? А чем тебе эта информация не понравилась? Изменено 23 авг 2012, 11:20:52 пользователем COJIDATUK 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
59 [LESTA] Guardmitr Разработчик 316 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:21:05 COJIDATUK мы вроде на брудершафт не пили? Информации в этом топике реальной 0! 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 COJIDATUK Бета-тестер 15 публикаций 125 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:23:40 Открою тебе маленькую тайну. То, что на последней картинки внизу надпись "Техника молодёжи" не значит что я взял от туда информацию. Просто в интренете картинка такая встретилась. По поводу информации - это твое мнение. С этим я спорить не собираюсь. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 356 [V-C-T] Jorian Старший альфа-тестер 6 837 публикаций 42 боя Жалоба #7 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:30:20 Ну можно например отрезюмировать из Бурова: Цитата При проектировании лидеров не обошлось и без ошибок и неудачных технических решений. Так, обводы корпуса выбирали главным образом в угоду получения большой скорости. Однако при плавании на волнении корабль заливало и его скорость приходилось резко уменьшать. Недостаточной оказались общая и местная прочность корабля, не рассчитанные на плавание в условиях большой морской и океанской волны. При плавании на волнении свыше 5 баллов иногда образовывались гофры в настилах палуб, наружной обшивке и других местах. При плавании в ледовых условиях случались повреждения наружной обшивки, заклепочных швов по стыкам и пазам в районе ватерлии и ниже. Клепка корпуса впотай для снижения сопротивления воды и повышения скорости также уменьшала прочность заклепочных соединений и приводила к водотечности при близких к борту разрывах авиационных бомб. Опыт эксплуатации кораблей в условиях мирного времени, а особенно войны, выявил ряд других недостатков, которые необходимо было устранить. Это касалось усиления зенитного вооружения, установки размагничивающего устройства, броневой защиты открытых боевых постов, кранцев первых выстрелов, улучшения общесудовой изоляции, комплектования корабля личным составом и т. д. Но в целом лидеры пр. 1 и 38 к моменту их постройки и сдачи ВМФ были вполне современными кораблями; они подтвердили свою боеспособность в ходе Великой Отечественной войны. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
974 Ainen Участник 2 173 публикации 1 911 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:36:56 Ну и ледующую серию(не успевшую ИРЛ) до кучи. Отмечу, что 48-е - это развитие именно пр. 1 и пр. 38, а не 20И(Ташкента) http://smages.com/images/pr48.jpg Хотя Киевы достойны, по-хорошему, отдельной темы. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 COJIDATUK Бета-тестер 15 публикаций 125 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:42:30 Это лидер типа "Ташкент"? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 356 [V-C-T] Jorian Старший альфа-тестер 6 837 публикаций 42 боя Жалоба #10 Опубликовано: 23 авг 2012, 11:46:28 COJIDATUK (23 Авг 2012 - 14:42) писал: Это лидер типа "Ташкент"? Это лидеры типа "Ленинград" как указано в топике, а если про последний пост - то Киев :) а Ташкент это проект 20И Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
293 [LST-B] Black_Hunter Разработчик 4 636 публикаций 465 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 23 авг 2012, 12:25:09 Цитата Отмечу, что 48-е - это развитие именно пр. 1 и пр. 38, а не 20И(Ташкента) Тем не менее, влияние на него итальянского кораблестроения видно явно и отчетливо. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
974 Ainen Участник 2 173 публикации 1 911 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 23 авг 2012, 12:32:01 Black_Hunter (23 Авг 2012 - 15:25) писал: Тем не менее, влияние на него итальянского кораблестроения видно явно и отчетливо. Ну так и 1/38 имеют достаточно чёткие итальянские черты.Влияние Ташкента бесспорно, но основа - не он.Да и вообще(если, конечно, проблемы с мореходностью и прочностью корпуса действительно решили, как обещали) - 48 смотрится повыгоднее Ташкента.Хотя бы тем, что при практически тех же возможностях(правда, сильно подрезанной автономности) - не переразмерен. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 346 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 422 публикации 874 боя Жалоба #13 Опубликовано: 23 авг 2012, 15:50:04 COJIDATUK (23 Авг 2012 - 14:18) писал: От куда? Из ТМ?А чем тебе эта информация не понравилась? COJIDATUK (23 Авг 2012 - 14:23) писал: Открою тебе маленькую тайну. То, что на последней картинки внизу надпись "Техника молодёжи" не значит что я взял от туда информацию. Просто в интренете картинка такая встретилась.По поводу информации - это твое мнение. С этим я спорить не собираюсь. Гугл не фраер...Он все видит. :biggrin:http://historius.nar.../tm-ussr-03.htm Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
46 anonym_EpixPeqleWO7 Участник 338 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 23 авг 2012, 20:06:57 Что-то я не помню, чтобы у него было сильное зенитное вооружение... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 346 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 422 публикации 874 боя Жалоба #15 Опубликовано: 23 авг 2012, 20:11:18 kolesnikov_yaroslav (23 Авг 2012 - 23:06) писал: Что-то я не помню, чтобы у него было сильное зенитное вооружение... Изначально - нет.После модернизаций стало вполне на уровне. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_yvOeEDTtqh3c Участник 32 публикации Жалоба #16 Опубликовано: 28 авг 2012, 11:20:02 Дык это проблема всего класса. Строились разгонять стада обычных эсминцев и перестреливаться с лёгкими крейсерами, а основным противником ВНЕЗАПНО оказались всякие разные Суордфиши и Юнкерсы. В результате применительно к задачам, которые приходилось решать в ВМВ, оказались сильно дороже и не сильно полезней. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
128 Weraspid Старший альфа-тестер 215 публикаций 1 569 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 29 авг 2012, 05:21:43 Дык это проблема всего класса. Строились разгонять стада обычных эсминцев и перестреливаться с лёгкими крейсерами, а основным противником ВНЕЗАПНО оказались всякие разные Суордфиши и Юнкерсы. В результате применительно к задачам, которые приходилось решать в ВМВ, оказались сильно дороже и не сильно полезней. Да, ПМСМ, сам класс лидеров - понятие весьма субъективное. Т.к.каждая страна в него вкладывала свое понимание. Немцы,американцы и японцы их вообще не строили, точнее отдельные классы их эсминцев превосходили по мощности вооружения лидеры многих государств. Англичане с 38 года вообще не строили специализированные Flotilla Leader. А французские лидеры по огневой мощи уже приближались к легким крейсерам. Вообще, КМК, сама концепция лидера уходит к минным крейсерам и к началу ВМВ исчерпала себя. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
974 Ainen Участник 2 173 публикации 1 911 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 29 авг 2012, 14:04:03 американцы Эти таки строили. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
128 Weraspid Старший альфа-тестер 215 публикаций 1 569 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 29 авг 2012, 14:12:13 Эти таки строили. Ну не знаю. Шведе, 1938 об этом умалчивает. Серия "Портер" классифицируется в нем как эсминцы. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
974 Ainen Участник 2 173 публикации 1 911 боёв Жалоба #20 Опубликовано: 29 авг 2012, 15:16:24 Ну не знаю. Шведе, 1938 об этом умалчивает. Серия "Портер" классифицируется в нем как эсминцы. Я не про официоз. Французские контр-торпиллёры, к примеру, вообще сводились в отдельные формирования, и лидировать на них кого-то, видимо, никто даже не собирался. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию