Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MuJlAIII

"Завод заводов"!

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

125
[FLD]
Старший альфа-тестер
386 публикаций
624 боя

Предисловие.

Мы пишем на форуме про флот, но забываем о самом главном, флота бы ни когда не было, если б не они.... судостроительные фабрики и заводы.

Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов.

Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.

Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях России.

Итак приступим.....

Я не буду рассказывать про все верфи и судоремонтные организации(предприятия).

Напишу очерк о Черноморском судостроительном заводе.

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве.

В разные времена он носил и другие имена - "Наваль", им. Андре Марти, им. Носенко, при этом оставаясь одним из двух крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, по строительству флота. Биография завода за 95 активных лет (1897-1992), что переменчивая муза Клио ему отпустила - просто потрясающая, от дредноутов Российской империи до порезанного на стапеле атомного авианосца.

.

ЧСЗ начинался в 1896-97 гг. как два разных соседних завода - «Наваль» (1897) и Черноморский механический и котельный (1896). При этом именно "Наваль" имел судостроительный профиль, и поэтому годом основания всего ЧСЗ считается 1897.

Завод сразу закладывался как главный для Черноморского флота, военного и торгового, однако свою роль он обрёл не сразу.

KqhK14DWeog.jpg"Сварочная" мозаика и якорь у въезда в "ЧСЗ"

Первый большой проект начался в 1898 году - изготовление и установка главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для русских броненосцев «Князь Потёмкин-Таврический», "Златоуст", "Евстафий", а также крейсера "Кагул", корпуса которых строились на Николаевском Адмиралтействе(им. 61 Коммунара).

В 1899 году на заводе состоялась первая политическая забастовка с участием 700 человек.

В 1901 году следует начало самостоятельного строительства кораблей: заложена серия эскадренных миноносцев.

В 1908 году "Наваль" поглощает соседний Черноморский завод и становится крупнейшим заводом Юга России. С этого времени начинается крупномасштабное строительство: подводные минные заградители, эсминцы класса "Новик", минные крейсеры.

Но рубежная веха - это 1911 год: на заводе заложено два линкора дредноутного класса. Это высший пилотаж судостроения и прогрессия технологий того времени. В данном случае, ради справедливости, я бы защитил Российскую империю: она осилила не только закладку и оснастку крупнейшего завода, создание цепочки кооперационных связей, но и быстрый его переход к вершине судостроительных технологий, всего за 14 лет.

Итак, в 1915 году верфь сдает императорскому флоту дредноут - линкор «Императрица Екатерина Великая».

Затем - революция и гражданская война. Она принесла заводу первый перерыв в деятельности с 1918 до 1925 года.

Когда страна немного очухалась от революционных бурь и пролитой крови, завод снова возвращается к своему предназначению, но под новым "революционным" именем - им. Андре Марти. Сперва стали строить лёгкие корабли и гражданские суда, затем перешли к более серьёзным проектам - крейсерам, лидерам эсминцев, эсминцам, крупносерийному строительству подлодок. Строили также ледоколы и понтонные комплекты. А в 1938 году, после генеральной реконструкции в ходе 2-й пятилетки, на заводе был заложен линкор "Советская Украина"(которому не суждено было быть достроенным).

К Великой Отечественной на воду был спущен птенец ЧСЗ крейсер "Молотов"

Изображение

повоевавший в 1941-43 гг.

Великая Отечественная принесла второй перерыв в судостроительстве с осени 1941 г. по лето 1944 г.

При этом, нужно особо отметить, что всю ценную технологическую оснастку, недостроенные корпуса на плаву, запасы судового металла и квалифицированные кадры были эвакуированы морем, параллельно с эвакуацией Одессы. Потери при этой операции были минимальные. Завод прекратил работать, но потенциал остался - что позволило в 1945 году достаточно быстро возобновить работу.

Немцы ушли с территории завода 27 марта 1944 г., разрушив 95% инфраструктуры и почти все здания, стапеля, цеха и эллинги.

Разрушение завода - парадоксальным образом - помогло перестройке его на новом технологическом уровне. Он был воссоздан в строительном смысле с нуля, однако при этом сохранив свои кадры, а также инструментальную оснастку. Я, правда, не нашёл сведений, влияли ли на завод репарации и трофейное оборудование, но надо признать, что возрождён он был быстро и уже в конце 1945 года начал работать в полную силу.

После войны завод воссоздаётся и становится многопрофильным "заводом заводов" кораблей, обгоняя все три ленинградских "брата" по масштабу. Начинается самый длительный период его расцвета (1945-1991).

Изображение

В это время он строит не только "военку", но и много другое - ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы и перегрузчики ракет, плавбазы подлодок, плавмастерские, супертраулеры-рыбовозы, БМРТ, суда для исследования морского дна, танкеры, балкеры. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР. Среднетоннажные суда строились на поточно-позиционной линии, как конвейер. Строились также доки для других заводов, понтоны и авианосный испытательный комплекс "Нитка".

Изображение

Однако самой яркой страницей завода было строительство авианесущих кораблей для океанского флота Советского Союза.

При этом завод шёл постепенно к усложнению, осваивая и накапливая всё более сложные технологии и самое ценное - опыт. Сперва были построены пара вертолётоносцев проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград"),

Изображение

затем перешли к строительству более крупных носителей - авианесущих крейсеров типа "Киев", проект 1143.

Изображение

В начале 1980-х переоснащается на новом уровне стапель "0"

Изображение

и там начинается следующий, более сложный этап - строительство авианосцев с базированием полноценных самолётов (проект 1143.5), а не вертикального взлета, как на типе "Киев". Заложены два корпуса, из них один успешно достроен и сдан флоту ("Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"),

 

Изображение

а второй - "Варяг" - не успел до распада СССР. 1 января 1992 года он встретил уже у достроечной стенки, в 75% готовности, но увы.

В 1988 году завод переходит на следующий уровень сложности - накопленный опыт и конструкторская кооперация с Невским ЦКБ (г.Ленинград) позволил перейти к строительству полноразмерного тяжелого авианосца, уже без всяких "но" - закладывается атомный авианосец "Ульяновск" (проект 1143.7).

 

проект

Изображение

на стапеле

Изображение

Водоизмещение, по разным данным, от 74.000 до 85.000 тонн, четыре реактора, резервные дизельные двигатели, авиакрыло в 70-72 самолёта, включая самолёты ДРЛО. Это уже был полноценный лидер и ядро ударной флотской группировки, сопоставимый с классом "Нимиц". К вводу в строй корабль планировался на ноябрь 1995 г.

До 1 января 1992 года "Ульяновск" (на фото) успели построить на 25% и сформировать корпус на стапеле "0", однако развал СССР, введение НДС Гайдаром и последовавший коллапс кооперационных связей с Россией прекратил все работы. В феврале 1992 года новое украинское правительство быстренько издаёт распоряжение о разборке корпуса авианосца на металл и реализацию металла за рубеж.

С "Варягом" было посложней - он уже был достроен на 75% и начал оснащаться. Туда в 1993 г. приезжали Кучма и Черномырдин, но решения никакого не приняли. А потом российскому руководству стало уже не до кораблей и флота, после быстрой приватизации промышленности и дефолта-1998. В общем, корабль ржавел у причала.

 

Изображение

 

В конце концов, корпус "Варяга" купили китайцы и увели его на буксире к себе. Сейчас планируется превратить его в учебный авианосец для накопления опыта, китайским флотом и промышленностью.

Крах СССР провёл чёрный водораздел в биографии - "завод заводов" практически перестал работать, сдав уже заложенные среднетоннажные суда. Сейчас жизнь там немного теплится, что-то пытаются, но используется только 5% мощностей (1/20), кое-что сдается в аренду, но в целом завод не работает.

Квалифицированные кадры разбежались, многие уже на пенсии - третий перерыв в работе гиганта затянулся уже на 19 лет - намного дольше, чем в годы войн и революций, и с более печальным результатом.

Источники

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций


Просмотр сообщенияvoffko45 (27 Ноя 2013 - 13:32) писал:

Предисловие.
Мы пишем на форуме про флот, но забываем о самом главном, флота бы ни когда не было, если б не они.... судостроительные фабрики и заводы.

Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов.

Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.

Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях России.
Итак приступим.....

Я не буду рассказывать про все верфи и судоремонтные организации(предприятия). Напишу очерк о Черноморском судостроительном заводе.

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве.
В разные времена он носил и другие имена - "Наваль", им. Андре Марти, им. Носенко, при этом оставаясь одним из двух крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, по строительству флота. Биография завода за 95 активных лет (1897-1992), что переменчивая муза Клио ему отпустила - просто потрясающая, от дредноутов Российской империи до порезанного на стапеле атомного авианосца.
.
Spoiler

Николаевская верфь в 1900 году
Изображение
ЧСЗ начинался в 1896-97 гг. как два разных соседних завода - «Наваль» (1897) и Черноморский механический и котельный (1896). При этом именно "Наваль" имел судостроительный профиль, и поэтому годом основания всего ЧСЗ считается 1897.
Завод сразу закладывался как главный для Черноморского флота, военного и торгового, однако свою роль он обрёл не сразу.
KqhK14DWeog.jpg"Сварочная" мозаика и якорь у въезда в "ЧСЗ"
Первый большой проект начался в 1898 году - изготовление и установка главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для русских броненосцев «Князь Потёмкин-Таврический», "Златоуст", "Евстафий", а также крейсера "Кагул", корпуса которых строились на Николаевском Адмиралтействе(им. 61 Коммунара).
В 1899 году на заводе состоялась первая политическая забастовка с участием 700 человек.
В 1901 году следует начало самостоятельного строительства кораблей: заложена серия эскадренных миноносцев.
В 1908 году "Наваль" поглощает соседний Черноморский завод и становится крупнейшим заводом Юга России. С этого времени начинается крупномасштабное строительство: подводные минные заградители, эсминцы класса "Новик", минные крейсеры.
Но рубежная веха - это 1911 год: на заводе заложено два линкора дредноутного класса. Это высший пилотаж судостроения и прогрессия технологий того времени. В данном случае, ради справедливости, я бы защитил Российскую империю: она осилила не только закладку и оснастку крупнейшего завода, создание цепочки кооперационных связей, но и быстрый его переход к вершине судостроительных технологий, всего за 14 лет.
Итак, в 1915 году верфь сдает императорскому флоту дредноут - линкор «Императрица Екатерина Великая».

Изображение


Затем - революция и гражданская война. Она принесла заводу первый перерыв в деятельности с 1918 до 1925 года.
Когда страна немного очухалась от революционных бурь и пролитой крови, завод снова возвращается к своему предназначению, но под новым "революционным" именем - им. Андре Марти. Сперва стали строить лёгкие корабли и гражданские суда, затем перешли к более серьёзным проектам - крейсерам, лидерам эсминцев, эсминцам, крупносерийному строительству подлодок. Строили также ледоколы и понтонные комплекты. А в 1938 году, после генеральной реконструкции в ходе 2-й пятилетки, на заводе был заложен линкор "Советская Украина"

Изображение

(которому не суждено было быть достроенным).
К Великой Отечественной на воду был спущен птенец ЧСЗ крейсер "Молотов"

Изображение

повоевавший в 1941-43 гг.
Великая Отечественная принесла второй перерыв в судостроительстве с осени 1941 г. по лето 1944 г.
При этом, нужно особо отметить, что всю ценную технологическую оснастку, недостроенные корпуса на плаву, запасы судового металла и квалифицированные кадры были эвакуированы морем, параллельно с эвакуацией Одессы. Потери при этой операции были минимальные. Завод прекратил работать, но потенциал остался - что позволило в 1945 году достаточно быстро возобновить работу.
Немцы ушли с территории завода 27 марта 1944 г., разрушив 95% инфраструктуры и почти все здания, стапеля, цеха и эллинги.
Разрушение завода - парадоксальным образом - помогло перестройке его на новом технологическом уровне. Он был воссоздан в строительном смысле с нуля, однако при этом сохранив свои кадры, а также инструментальную оснастку. Я, правда, не нашёл сведений, влияли ли на завод репарации и трофейное оборудование, но надо признать, что возрождён он был быстро и уже в конце 1945 года начал работать в полную силу.
После войны завод воссоздаётся и становится многопрофильным "заводом заводов" кораблей, обгоняя все три ленинградских "брата" по масштабу. Начинается самый длительный период его расцвета (1945-1991).

Изображение

В это время он строит не только "военку", но и много другое - ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы и перегрузчики ракет, плавбазы подлодок, плавмастерские, супертраулеры-рыбовозы, БМРТ, суда для исследования морского дна, танкеры, балкеры. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР. Среднетоннажные суда строились на поточно-позиционной линии, как конвейер. Строились также доки для других заводов, понтоны и авианосный испытательный комплекс "Нитка".

Изображение

Однако самой яркой страницей завода было строительство авианесущих кораблей для океанского флота Советского Союза.
При этом завод шёл постепенно к усложнению, осваивая и накапливая всё более сложные технологии и самое ценное - опыт. Сперва были построены пара вертолётоносцев проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград"),

Изображение


Изображение

затем перешли к строительству более крупных носителей - авианесущих крейсеров типа "Киев", проект 1143.

Изображение

В начале 1980-х переоснащается на новом уровне стапель "0"

Изображение

и там начинается следующий, более сложный этап - строительство авианосцев с базированием полноценных самолётов (проект 1143.5), а не вертикального взлета, как на типе "Киев". Заложены два корпуса, из них один успешно достроен и сдан флоту ("Адмирал Кузнецов"),

а второй - "Варяг" - не успел до распада СССР. 1 января 1992 года он встретил уже у достроечной стенки, в 75% готовности, но увы.
В 1988 году завод переходит на следующий уровень сложности - накопленный опыт и конструкторская кооперация с Невским ЦКБ (г.Ленинград) позволил перейти к строительству полноразмерного тяжелого авианосца, уже без всяких "но" - закладывается атомный авианосец "Ульяновск" (проект 1143.7).
Водоизмещение, по разным данным, от 74.000 до 85.000 тонн, четыре реактора, резервные дизельные двигатели, авиакрыло в 70-72 самолёта, включая самолёты ДРЛО. Это уже был полноценный лидер и ядро ударной флотской группировки, сопоставимый с классом "Нимиц". К вводу в строй корабль планировался на ноябрь 1995 г.
До 1 января 1992 года "Ульяновск" (на фото) успели построить на 25% и сформировать корпус на стапеле "0", однако развал СССР, введение НДС Гайдаром и последовавший коллапс кооперационных связей с Россией прекратил все работы. В феврале 1992 года новое украинское правительство быстренько издаёт распоряжение о разборке корпуса авианосца на металл и реализацию металла за рубеж.
С "Варягом" было посложней - он уже был достроен на 75% и начал оснащаться. Туда в 1993 г. приезжали Кучма и Черномырдин, но решения никакого не приняли. А потом российскому руководству стало уже не до кораблей и флота, после быстрой приватизации промышленности и дефолта-1998. В общем, корабль ржавел у причала.

В конце концов, корпус "Варяга" купили китайцы и увели его на буксире к себе. Сейчас планируется превратить его в учебный авианосец для накопления опыта, китайским флотом и промышленностью.
Крах СССР провёл чёрный водораздел в биографии - "завод заводов" практически перестал работать, сдав уже заложенные среднетоннажные суда. Сейчас жизнь там немного теплится, что-то пытаются, но используется только 5% мощностей (1/20), кое-что сдается в аренду, но в целом завод не работает.
Квалифицированные кадры разбежались, многие уже на пенсии - третий перерыв в работе гиганта затянулся уже на 19 лет - намного дольше, чем в годы войн и революций, и с более печальным результатом.
Источники
Что то половина фотографий не открывается.
И правильное название корабля - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
P.S.
Цикл статей про крупнейшие судостроительные верфи страны это вообще было бы здорово.
А то и правда, есть целый раздел на форуме, посвященный кораблестроению, а про "кузницу" вроде как не очень много сказано.
Надеюсь сегодняшний "наезд" силовиков на "Северную верфь" не испортит общей картины в будущей статье о ней.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
214 публикации
как то неудобно читать заголовок темы, одно предложение к левому краю другое к правому и так несколько раз. Теперь и плюс поставить не стыдно)
Изменено пользователем prizrak83

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
54 публикации
34 боя

Как и везде, с развалом СССР, развалили всю промышленность. И военную и гражданскую. Автору +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
125
[FLD]
Старший альфа-тестер
386 публикаций
624 боя

Просмотр сообщенияchoock (27 Ноя 2013 - 14:09) писал:

Что то половина фотографий не открывается.
И правильное название корабля - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
P.S.
Цикл статей про крупнейшие судостроительные верфи страны это вообще было бы здорово.
А то и правда, есть целый раздел на форуме, посвященный кораблестроению, а про "кузницу" вроде как не очень много сказано.
Надеюсь сегодняшний "наезд" силовиков на "Северную верфь" не испортит общей картины в будущей статье о ней.
поправил. не пускает форум много фоток говорит в вашем сообщении много фотографий пришлось убрать некоторые

Просмотр сообщенияprizrak83 (27 Ноя 2013 - 14:18) писал:

как то неудобно читать заголовок темы, одно предложение к левому краю другое к правому и так несколько раз.
поправил

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияvoffko45 (27 Ноя 2013 - 14:50) писал:

поправил. не пускает форум много фоток говорит в вашем сообщении много фотографий пришлось убрать некоторые
На этот случай вы бронируете словом резерв следующее сообщение и туда вставляете изображения...После вставки информации слово резерв убирается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
125
[FLD]
Старший альфа-тестер
386 публикаций
624 боя

Просмотр сообщенияesoess1 (27 Ноя 2013 - 15:01) писал:

На этот случай вы бронируете словом резерв следующее сообщение и туда вставляете изображения...После вставки информации слово резерв убирается.
Хорошо приму во внимание. Спс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
37 публикаций
72 боя

хорошая подрорка с картинками, мне очень понравилось "+" за труды твои

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
154 публикации

К стати про крейсера проекта 1123, кто знает почему их порезали ?  Я конечно не эксперт мирового класса по ВМФ, но как мне кажется это были шикарные платформы для модернизации ...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
60 публикаций
422 боя

Хорошая статья, автору респект!

По поводу того, что завод простаивает ................ печалько, однако как мне кажется Украине он просто не нужен. Если бынаходился в он в России, возможно и работал бы, однако далеко не факт!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
53 публикации

Просмотр сообщенияNavrock (28 Ноя 2013 - 23:46) писал:

К стати про крейсера проекта 1123, кто знает почему их порезали ?  Я конечно не эксперт мирового класса по ВМФ, но как мне кажется это были шикарные платформы для модернизации ...


Так их фактически и модернизировали. Проект 1143. А потом перестройка, развал и тп. тд. Не до этого стало.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
125
[FLD]
Старший альфа-тестер
386 публикаций
624 боя

Просмотр сообщенияNavrock (28 Ноя 2013 - 23:46) писал:

К стати про крейсера проекта 1123, кто знает почему их порезали ?  Я конечно не эксперт мирового класса по ВМФ, но как мне кажется это были шикарные платформы для модернизации ...

Просмотр сообщенияVolk_NN (02 Дек 2013 - 17:01) писал:

Так их фактически и модернизировали. Проект 1143. А потом перестройка, развал и тп. тд. Не до этого стало.
Совершенно верно. Из проекта 1143 в строю пока один Адмирал Кузнецов, а остальные, в связи с развалом СССР, прекратили. Хотя перспектива светила огромная

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
153 публикации
2 384 боя

Просмотр сообщенияchoock (27 Ноя 2013 - 14:09) писал:



Что то половина фотографий не открывается.
И правильное название корабля - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
P.S.
Цикл статей про крупнейшие судостроительные верфи страны это вообще было бы здорово.
А то и правда, есть целый раздел на форуме, посвященный кораблестроению, а про "кузницу" вроде как не очень много сказано.
Надеюсь сегодняшний "наезд" силовиков на "Северную верфь" не испортит общей картины в будущей статье о ней.
А через 1й отдел пройдет темка? :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщенияHAPOKLYK (08 Дек 2013 - 20:34) писал:

А через 1й отдел пройдет темка? :glasses:
Нема таких ужо... упразднили... а жаль.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[Z0V-]
Участник
43 публикации
4 299 боёв

http://topwar.ru/78763-letchiki-sf-nachali-trenirovki-v-krymu-na-trenazhere-nitka.html 

 Хорошие новости -НИТКА опять работает. НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО.Николаев жалко, те кому он достался больше там авианосцы строить не будет.:( 

 Есть два варианта.

 Как ни крути - авианосцы России нужны,ну тут или Север или четка подождать (пока созреет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
383
[SZF35]
Участник
799 публикаций
5 878 боёв

 

 Как ни крути - авианосцы России нужны,ну тут или Север или четка подождать (пока созреет)

Нужны. Но только после того, как будет обеспечено их базирование у стенки, а не на бочке и когда построят к ним корабли сопровождения и снабжения. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×