14 anonym_GZ5xXNyWeiWm Участник 78 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 21 сен 2012, 13:10:09 Тип «Акицуки» (допустимый вариант транслитерации - «Акидзуки», яп. 秋月, «Осенняя Луна», все корабли этого типа получили в качестве названий поэтические наименования луны и периодов лунного календаря) — серия японских эсминцев периода Второй мировой войны, спроектированных, как специализированные корабли для обеспечения ПВО быстроходных авианосных соединений. Всего в 1940—1945 годах были заложены 13 кораблей этого класса, из которых в строй вступили 12, строительство ещё четырёх запланированных было отменено в 1944 году. Водоизмещение 2701 т стандартное; 3700 т полное Длина корабля 134,2 м (132 по ватерлинии) Ширина корабля 11,6 м Осадка корабля 4,15 м Силовая установка 3 паровых котла типа «Кампон Ро-Го», 2 ТЗА типа «Кампон» Мощность 52000 л.с. Скорость 33 узла Дальность плавания 8300 миль на 18 узлах (запас топлива 1097 тонн) Экипаж 300 человек Артиллерия главного калибра 4×2 100-мм/65 Тип 98 мод.A Зенитная артиллерия 2×2 25-мм/60 зенитная пушка Тип 96 2×3 25-мм/60 Тип 96 к концу войны: до 48 × 25-мм/60 Тип 96 4 × 13,2-мм Тип 93 Противолодочное вооружение 1—2 бомбомёта Тип 93 2 бомбосбрасывателя 72 глубинные бомбы Торпедно-минное вооружение 1×4 610-мм торпедный аппарат Тип 92 мод.4 8 торпед Тип 93 Проект специализированного эсминца для противовоздушной обороны быстроходных авианосных соединений японского Императорского флота был разработан задолго до триумфального марша оперативного соединения адмирала Нагумо по Тихому и Индийскому океанам. Идея создания подобного корабля стала следствием наиболее дальновидных оценок возрастающей мощи морской (в первую очередь — палубной) авиации, сделанных на основании анализа боевых действий самолетов японских ВМС в ходе войны в Китае. Однако исторические реалии сложились так, что головной корабль серии — «Акицуки» — вошел в строй в июне 1942 года, на неделю опоздав к началу битвы у атолла Мидуэй. А всего из двенадцати кораблей данного типа, переданных в состав действующего флота до капитуляции Японии, только восемь успели «понюхать пороху», в том числе всего пять из них использовались по прямому назначению — в противовоздушных ордерах авианосцев. Объединенный флот получил четыре «акицуки» (стандартный штатный состав одного дивизиона ЭМ) только к апрелю 1943 года, и лишь в непродолжительный период, с июля по ноябрь 1944 года, одновременно действовали шесть кораблей этого типа. Поэтому специальные эсминцы ПВО не могли реализовать себя в том качестве, в котором были задуманы и созданы. В то же время они в полной мере поддержали высокую репутацию японских эсминцев, участвуя вместе с «классическими» кораблями этого класса в тяжелых ночных боях за Соломоновы острова, пройдя через горечь поражения в Филиппинском море и катастрофу японского флота в борьбе за Филиппины, проводив в последний поход исполинский «Ямато»... Задействованные почти во всех крупных операциях флота конца 1942 — начала 1945 годов «акицуки» подтвердили свое право считаться одними из лучших эскадренных миноносцев периода Второй мировой войны. А скрупулезный послевоенный раздел четырех оставшихся в строю эсминцев типа «Акицуки» между странами-победительницами (США, СССР, Великобританией и Китаем) лишний раз подчеркивает интерес к этим кораблям, проявляемый их бывшими противниками. Корабли ПВО для Императорского флота Появление информации о начале постройки английских крейсеров типа «Дидо» побудило Японию форсировать создание собственного корабля ПВО специальной постройки. Этот вопрос и без того уже стоял на повестке дня как результат оценки боевой деятельности японской морской авиации в войне с Китаем и как реакция на начало строительства в США эсминцев с универсальной артиллерией. Исходя из анализа развития сил флота японские адмиралы обратили внимание на полное несоответствие высоких ударных возможностей авианосцев (то есть их исключительной ценности для ведения наступательных действий) примитивным средствам обороны. Созданная в 1928 году 1-я ДАВ («Акаги», «Хосё») с мая 1933-го действовала как отдельный структурный элемент флота и в соответствии с организацией мирного времени имела на каждый авианосец по одному старому эсминцу. Последние в мирное время в основном занимались спасением экипажей аварийных самолетов (за что получили прозвище «спасатели стрекоз»), а в случае войны им надлежало — ни много ни мало — обеспечить авианосцам ближнюю ПВО и ПЛО! Не говоря уже о ничтожных возможностях зенитного вооружения японских эсминцев середины 30-х годов, на повестке дня вставал новый вопрос — эскортного сопровождения. Если радиус действия «Акаги» составлял 8200 миль на скорости 16 узлов, то для вводимого в строй «Сёкаку» это значение достигало 9700 миль при 18 узлах. Таким образом, старые эсминцы, используемые в качестве эскортных кораблей, объективно не могли справиться ни с той ни с другой задачей. Именно этот довод поставил крест на первоначальном варианте перевооружения в корабли ПВО двух легких крейсеров типа «Тенрю». Требовался принципиально новый корабль. Но какой? По мнению МГШ, такой, который мог действовать вместе с авианосцем, в том числе в штормовом море, то есть иметь большой радиус действия и обладать отличными мореходными качествами; быть способным спасать экипажи, а также самолеты в случае вынужденной посадки на воду; формировать мощный экран ПВО; обеспечивать ПЛО. Выбор эсминца в качестве базового класса для создания специализированного корабля ПВО был основан на целом ряде факторов. Во-первых, Япония к концу 30-х годов все еще не имела современных легких крейсеров, которые могли бы послужить прототипом для постройки корабля ПВО. Во-вторых, постройка современного корабля такого класса стандартным водоизмещением в 6000—7000 т должна была занять не менее двух лет. В остающееся до крупномасштабного конфликта на Тихом океане время Япония явно не успевала получить необходимое количество подобных кораблей ПВО. Зато стоимость и материалоемкость постройки 3000-тонного эсминца была в полтора — два раза ниже, чем легкого крейсера, при практически равной эффективности — меньшая боевая устойчивость и вооруженность компенсировались его большей маневренностью и скоростью. Кроме того, защищая авианосцы до последней возможности, эскортные корабли были обречены на большие потери. Даже более богатые, чем Япония, морские державы не могли позволить себе рассматривать легкие крейсера в качестве «разменной монеты». Наконец, в-третьих, только что поступившая на вооружение 100-мм 65-калиберная артиллерийская система типа 98 вполне годилась для эсминца, но была недостаточно мощной для крейсера. Разработка же нового орудия для крейсера ПВО дополнительно затянула бы создание корабля. В итоге МГШ остановил свой выбор на эскадренном миноносце. Новый подкласс кораблей получил обозначение «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эскортный эсминец». Основным компромиссом между теоретиками и тактиками стал отказ МГШ от требования максимальной скорости в 35 узлов — расчеты показали, что иначе водоизмещение необходимо будет увеличить до 4000 т. Дальнейшие корректировки проекта, получившего обозначение F51, не носили принципиального характера. Интересно лишь отметить исчезновение в окончательном варианте совершенно немыслимого в боевых условиях специального оборудования для спасения самолетов. Первые два эсминца ПВО типа «Акицуки» были заложены по бюджету 1939 года вместе с пятью «классическими» эсминцами типа «Югумо». На 1940-й выделялись средства на 6 «югумо» и 4 «акицуки». Далее, вплоть до 1946 года планировалось ежегодно заказывать по 10 «классических» и по 5 эсминцев ПВО. Но поскольку военная угроза становилась все очевиднее, по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 «югумо» и 10 единиц типа «Акицуки». Начавшаяся война скорректировала амбициозные планы японских адмиралов. В строй удалось ввести только 12 кораблей. Постройка заложенного в январе 1945 года эсминца «Митицуки» уже в марте была остановлена (16% готовности). Корабль разобрали и большую часть материалов направили на производство взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед. Три последних из заказанных кораблей («Киёцуки», «Оцуки» и «Хацуки») не закладывались. Запланированные к постройке эсминцы типа «Арасикару», которые должны были стать развитием типа «Акицуки», получившие заводские номера 777—785 и аналогичные типа «Ямацуки» (№№ 5061—5083) так и остались на бумаге. Заказы на постройку эсминцев ПВО распределялись между государственными и частными кораблестроительными предприятиями примерно поровну. Строительство кораблей шло в нарастающем темпе. Если стапельный период первых «акицуки» занимал около года, а достройка и испытания до передачи флоту от 9 до 11 месяцев, то для последних эсминцев эти сроки составляли в среднем 9 и 4 месяца соответственно. В основном это достигалось за счет упрощения конструкции корпуса. Двенадцать переданных флоту кораблей принадлежали трем подтипам, а именно «Акицуки» (7), «Фуюцуки» (4) и «Ханацуки» (1), но только первые два имели различные номера проектов - F51 и F53. Корпус и компоновка Состав вооружения потребовал увеличения водоизмещения корабля. Если размеры наиболее совершенных японских эсминцев типа «Югумо» остались практически такими же, как у отслуживших по 15 лет кораблей типа «Фубуки», то «Акицуки» стал на 14,5 м длиннее, почти на метр шире, на 40 см увеличилась осадка, а полное водоизмещение возросло на 1200 т по сравнению с «Югумо». Корабли получили большой запас остойчивости, что позволило разместить четыре двухорудийных башни, расположенных в оконечностях одна над другой. Несмотря на это «акицуки» не имели проблем с «верхним» весом, свойственным многим японским эсминцам и миноносцам. Форма форштевня была различной у каждого подтипа: она менялась от традиционной изогнутой у кораблей первой серии к упрощенной прямой у последующих, в том числе — скошенной в подводной части. Корма имела округлую форму. При сборке широко применялась электросварка. Продолжающийся до фок-мачты полубак, расположенная ближе к левому борту система перезарядки торпедного аппарата, размещение катеров и шлюпок на «акицуки» были характерны для всех современных им японских эсминцев. Вместе с тем, подвергся коренной перепроектировке мостик, что было вызвано в первую очередь необходимостью обеспечить минимизацию «мертвых» зон для носовых башен ГК (расстояние от мостика до носовой возвышенной башни позволяло последней разворачиваться на 360°). В первый и единственный раз на японских эсминцах применили вывод дымоходов от всех трех котлов в одну трубу. В результате «Акицуки» приобрел своеобразный, отличный от других типов японских эсминцев силуэт, схожий с силуэтом легкого крейсера «Юбари». Размеры корабля, а также число и размещение на нем башен ГК стали дополнительными причинами того, что «акицуки» зачастую опознавались американскими летчиками и подводниками как крейсера, в том числе как тяжелые. В качестве спасательных средств новые эсминцы несли по два 11 - метровых моторных катера (по 60 л.с.) и два 12 - метровых баркаса Энергетическая установка Дополнительная длина корпуса «Акицуки» пошла на размещение четвертого снарядного погреба для башни ГК № 2, поэтому состав энергетической и силовой установок по сравнению с эсминцами предыдущих проектов не мог быть увеличен. ГЭУ располагалась по линейной схеме. В двух котельных отделениях находились три котла («Кампон Ро-Го» марка 3В модель 17) с пароперегревателями. Два котла в КО № 1, третий — в КО № 2. Давление пара — 30 кг/см2 при температуре 350 °С. Паровые турбины были аналогичны установленным на «Кагеро»: два ГТЗА «Кампон» вращали два трехлопастных винта. Незначительные отличия сводились к использованию более доступных в военное время материалов и унификации производства различных мелочей. Кроме того, максимальная скорость вращения гребных валов была снижена с 380 до 340 об/мин. Полная длина отсеков, занятых ГЭУ, составляла 51,5 м (КО № 1 - 17м, КО№2-9,2 м, МО № 1 - 13 м, МО № 2 - 12,3 М). По сравнению с «Кагеро», это было несколько больше, однако фактически размеры этих отделений даже сократились, поскольку в МО № 1 разместили электрические генераторы (имевшие на «Кагеро» отдельный отсек), а с обеих сторон КО, по правому борту от МО № 1 и по левому борту от МО № 2, расположили дополнительные топливные цистерны. Согласно спецификации, окончательно утвержденной в октябре 1941 года, движение крейсерской скоростью в 18 узлов требовало расхода топлива в 0,46 кг/ч на одну л.с. Дымовая труба высотой около 8 м имела изрядную парусность (да и вес: общая масса дымоходов и кожуха — 13т), поэтому для ее поддержки служили 6 стальных растяжек диаметром 8 мм. К кожуху трубы крепилось несколько паровых, воздухозаборных и выпускных труб, включая идущий по левому борту от основания мостика дымоход камбуза с характерным Н-образным концом. Эсминцы типа «Акицуки» отличались развитой системой принудительной вентиляции. Воздухозаборники котельных отделений располагались вокруг дымовой трубы, что позволяло дополнительно прогревать подаваемый в котлы воздух. Выходы вентиляции машинных отделений находились у основания первоначальной штатной позиции 25-мм орудий, вокруг прожекторной площадки и около кормовой возвышенной башни. Общий расчетный вес машинного оборудования «Акицуки» составил 724,5 т: машины — 214, котлы — 195,5, трубопроводы — 97, валы и винты — 92,5, вспомогательные механизмы — 55,5 т. Эсминец брал 78 т воды и 5,5 т машинного масла. На ходовых испытаниях вес машинного оборудования, запасов воды и масла составил 835 т, в полной нагрузке — 840. Площадь пера сбалансированного руля— 10,48 м2. Максимальный угол поворота руля на борт — 35°. Обеспечение увеличенного радиуса действия эсминцев ПВО потребовало существенного роста запасов топлива. Полная вместимость топливных танков составляла около четверти стандартного водоизмещения. На обычных флотских эсминцах это значение было в пределах 15%. Топливные цистерны помещались в основном в двойном дне, однако под дополнительные резервуары были отданы и другие полости, местами доходившие практически до самой верхней палубы. Система питания обеспечивала первоначальный расход топлива из наиболее высоко расположенных резервуаров. На ходовых испытаниях «Акицуки» развил максимальную скорость в 33,39 узла при мощности 52 193 л.с. и скорости вращения винтов в 343 об/мин (водоизмещение 3472 т). При перегрузке полная мощность повысилась до 54 763 л.с., скорость до 33,77 узла (при 348,2 об/мин). Стандартная скорость в 18,26 узла была получена при мощности в 4839 л.с. (161,2 об/мин). В этом случае потребление топлива составило 0,43 кг/ч на л.с. против 0,332 кг/ ч на одну л.с. при полной мощности. Вооружение Изюминкой всего проекта, собственно и превращающей корабль в специализированную боевую единицу противовоздушной обороны, должны были стать артиллерийское вооружение и системы управления зенитным огнем. Все созданные ранее в Японии типы эскадренных миноносцев, начиная с «фубуки», вооружались 127-мм орудиями с длиной ствола 50 клб., размещенными в двухорудийных башнях. Это было мощное орудие, превосходившее в дальности огня сопоставимые американские пятидюймовки почти на 4000 м! Под него японцы разработали семь различных типов орудийных установок. Наиболее совершенные башни типа D, установленные на эсминцах типа «Югумо» и «Симакадзе», по своему диапазону вертикальной наводки (-7°, +75°) на первый взгляд могли быть использованы для ПВО. Однако в действительности низкая скорость горизонтальной наводки в 4—6 град/с делала эту артиллерийскую систему для борьбы с самолетами практически бесполезной. Имевшиеся к тому времени на вооружении японского флота зенитные установки меньшей мощности (127-мм/40 клб. и 120-ММ/45 клб.) также не годились для вооружения эсминцев ПВО, так как в существующих вариантах являлись полуоткрытыми и не отвечали требованиям боя с надводными кораблями противника. Таким образом, артиллерия главного калибра для «Акицуки» создавалась параллельно с разработкой проекта эсминца, специально для данного типа корабля. Это была принципиально новая двухорудийная артиллерийская установка с электрогидравлическим приводом, размещенная в закрытой 30-тонной башне. Последняя поворачивалась на 12 град/с в горизонтальной плоскости, скорость вертикальной наводки составляла 16 град/с. Орудийную установку приняли на вооружение в 1938 году под наименованием тип 98 модель А. Данная артиллерийская система представляла собой один из немногочисленных видов вооружения, разработанных в Японии, и по своим качествам превосходивших все мировые аналоги (Сравнивая японское 100-мм орудие типа 98 с американским 127-мм Мк-32, следует иметь в виду, что последнее при своих весьма посредственных баллистических характеристиках обладало важным преимуществом: в его боекомплекте снаряды оснащались радиовзрывателями. Поэтому зенитный огонь американских эсминцев в целом был все же эффективнее, чем у «Акицуки»). Дебют артиллерии «Акицуки» — успешное отражение налета американских «летающих крепостей» 29 сентября 1942 года. Японские авторы Хори Мотойоси и Адзума Сеичи утверждают, что в тот день эсминец сбил два низколетящих В-17. Естественно, что в тех условиях (низколетящие, достаточно крупные и не слишком скоростные самолеты) восемь 100-мм орудий могли проявить себя с самой лучшей стороны. Некоторые японские источники утверждают, что, когда летом 1945 года бомбардировщики В-29 атаковали район ВМБ Куре с высоты более 9000 м, единственными зенитными орудиями, способными вести сколь-нибудь эффективный огонь по самолетам, оказались лишь стомиллиметровки «акицуки». Однако для достижения такой высоты даже для снаряда этой артсистемы требовалось около 20 с, что в совокупности с отсутствием радиовзрывателя и сугубо оптической наводкой давало весьма малую вероятность поражения цели. Огневая производительность артиллерии ГК «Акицуки» составляла более 2000 кг/мин, в то время как у стрелявшего почти вдвое более тяжелыми снарядами «Югумо» этот показатель едва достигал 1380 кг/мин. В боекомплект ГК входило по 300 снарядов на ствол (фугасных и некоторое количество учебных). Для достижения высоких характеристик артсистемы типа 98 в жертву была принесена живучесть ствола, составлявшая всего 350 выстрелов (у японской пушки типа 89 — до 1500, а у германской 105/65 зенитки — около 2950!). Несмотря на названный недостаток, установка оказалась весьма удачной и на ее основе для вводимых в строй крупных кораблей была разработана полузакрытая установка тип 98 модель А модификация 1. Правда, она успела попасть только на вооружение авианосца «Тайхо» и легкого крейсера «Ойодо», которые не получили реальных возможностей применить ее в бою. В 1930 году по японскому заказу французская фирма «Гочкис» разработала 25-мм зенитную пушку, которая в небольших количествах была закуплена Японией в 1934-м. Еще через два года на арсеналах в Йокосуке и Тоёкаве приступили к собственному производству стволов, дополненных пламегасителями типа «Рейнметалл», а также лафетов — первоначально для спаренных установок. Спаренную 25-мм зенитку под наименованием тип 96 модификация 1 приняли на вооружение 6 августа 1936 года, и до окончания Второй мировой войны она оставалась основной автоматической зенитной артсистемой Императорского флота. В 1941 году была разработана строенная установка, а через два года — одинарная. Последняя наводилась вручную, спаренные и строенные имели электропривод мощностью 1 л.с., с возможностью ручной наводки. Спаренная установка обслуживалась расчетом из семи номеров, строенная — девятью (вертикальный и горизонтальный наводчики, установщик прицела и по 2 заряжающих на ствол). Для 25-мм пушек использовались 4 вида снарядов: бронебойный, весом 262 г (заряда нет); общего типа (243 г, заряд 13,2 г); зажигательный (250 г, заряд 11,3 г); трассирующий (252 г, заряд 11,0 г). Каждый 4-й или 5-й снаряд в фугасной или зажигательной обойме был трассирующим. Вес одиночной установки на тумбе составлял 785 кг, спаренной — 1100 кг, строенной - 1800 кг. Среди зенитных малокалиберных пушек союзников орудие типа 96 было более сопоставимо с 20-мм «Эрликоном», но проигрывало 40-мм «Бофорсу» практически во всех отношениях. Если состав основного артиллерийского вооружения эсминцев типа «Акицуки» в течение войны не изменялся (На многих японских эсминцах башню ГК № 2 (возвышенная кормовая) к концу войны заменили на строенную 25-мм установку), то количество размещаемых на кораблях 25-мм орудий типа 96 непрерывно росло. Так, на этапе проектирования легкое зенитное вооружение ограничивалось двумя спаренными 25-мм автоматами, которые устанавливались на платформе между трубой и торпедным аппаратом, и первые корабли серии передавались флоту именно в таком виде. Впоследствии эсминцы получили дополнительные строенные 25-мм автоматы, стоящие на площадках побортно у трубы. В 1944 году на находившихся в строю «акицуки» сняли кормовой ПУАЗО и на его месте установили еще один строенный автомат. На ряде кораблей две дополнительных строенных установки появились по сторонам от прожекторной платформы. До 12 одиночных 25-мм автоматов были размещены на палубе. Например, на «Хацуцуки» общее число орудий типа 96 достигло 27. Усиление зенитного вооружения на оставшихся в строю единицах было продолжено в 1945 году. «Судзуцуки» имел 6 строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и 30 одиночных установок (всего 48 автоматов) без ослабления основного вооружения. К началу войны за Великую Восточную Азию 25-мм пушки являлись вполне удовлетворительным оружием, не имевшим в сравнении с аналогичными системами противника ни принципиальных преимуществ, ни значительных недостатков. Однако в ходе боевых действий изначально несущественные недостатки японских 25-мм автоматов особенно проявились за счет качественного роста боевых характеристик самолетов и совершенствования тактики авиации противника. Скорость наведения спаренных и строенных установок оставалась неудовлетворительной даже при использовании электропривода, а при ручной наводке снижалась еще больше. Сама конструкция прицелов оказалась не приспособленной для стрельбы по скоростным целям в условиях их быстрого горизонтального перемещения (К 1944 году американским летчикам был уже хорошо известен этот недостаток японской малокалиберной зенитной артиллерии, чем они успешно пользовались, рыская на курсе атаки). Значительная вибрация при стрельбе и недостаточная емкость магазина также отрицательно сказывались на точности огня и практической скорострельности. Малые вес снаряда и дальность огня 25-мм пушек не обеспечивали эффективного поражения пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев до момента применения ими оружия. Установка на эсминцах в июне 1944 года по четыре 13,2-мм автомата типа 93 (японская версия модели Гочкиса) мало что добавляла к реальным возможностям ПВО кораблей. Главной, оставшейся так и нерешенной, проблемой было отсутствие в японском флоте хорошей системы управления зенитным огнем для малокалиберной артиллерии. В результате произведенное в ходе войны весьма ощутимое увеличение числа 25-мм автоматов не принесло желаемых результатов. Существенная часть из дополнительно установленных пушек представляла собой одноствольный вариант, а условия хаотичного размещения по всему кораблю не позволяли организовать для них систему управления огнем. Выбор целей и способ ведения огня отдавались на откуп прислуге каждого конкретного орудия. В целом малокалиберная зенитная артиллерия японского флота до конца войны оставалась на уровне 1941 года. Для управления огнем 100-мм пушек служил ПУАЗО типа 94, созданный фирмой Nippon Optical Manufacture Company для 127-мм зенитных установок тяжелых кораблей в 1937 году. Он размещался в цилиндрической башенке, имевшей противоосколочное бронирование, и комплектовался 4,5-метровым стереоскопическим дальномером и четырьмя 8-см биноклями. Электромотор в 5 л.с. вращал башенку со скоростью 13 град/с, скорость поворота вручную составляла 9 град/с. Вертикальная наводка была ручной, ее максимальная скорость — 25 град/с. ПУАЗО обеспечивал измерение дистанции до цели в диапазоне от 3 до 15 км при максимальной скорости цели 150 м/с. Вес системы — 3,5 т. Расчет из семи наводчиков-операторов измерял дистанцию, высоту цели, курсовой угол, углы вертикального и продольного отклонения цели и передавал эти данные для обработки в зенитное вычислительное устройство. Механическое счетное устройство, обслуживаемое одним офицером и восьмью операторами, выдавало данные для стрельбы: полные углы наводки и время установки взрывателя, которые затем передавались орудийным расчетам. ПУАЗО типа 94 до конца войны оставался самым совершенным устройством управления зенитным огнем японского флота. Вместе с тем, нетрудно представить, что в условиях большого числа воздушных целей, одновременно атакующих корабль с различных направлений и высот, такая оптико-механическая система управления зенитным огнем не могла обеспечить своевременную обработку данных и осуществление целеуказания. Возможно, это соображение стало причиной демонтажа кормового директора в пользу строенного 25-мм автомата. Для обеспечения огня 25-мм автоматов применялся 2,5-метровый дальномер, устанавливавшийся между парой строенных автоматов на платформе перед торпедным аппаратом, а также два 1,5-метровых дальномера наверху мостика перед директором ГК. На площадках мостика имелись шесть (по три на борт) 12-см биноклей на стойках. Для ночного боя и передачи сигналов служил 110-см прожектор типа 92, дававший белый свет интенсивностью 12 800 кандел/м2 при силе тока 200 А и напряжении 80 В, что обеспечивало дальность подсветки целей на расстоянии 6000 м. Торпедное вооружение Культ торпедной атаки среди командования флота и экономические соображения, требующие создания более разносторонней боевой единицы, вызвали корректировку первоначального проекта, предполагавшего только артиллерийское вооружение, и корабли ПВО получили по одному поворотному четырехтрубному торпедному аппарату с устройством перезаряжания. После этого последовало изменение официальной классификации кораблей: вместо «судна ближнего эскорта» (Chokueikan) на эсминец (Kuchikukan). Японская 610-мм торпеда типа 93, стоявшая на вооружении японских крейсеров и эсминцев и прозванная за свои размеры «Long Lance» («Длинное копье»), имела выдающиеся боевые характеристики, обладая несравнимой с торпедами других стран комбинацией скорости, дальности хода и ударной силы. Годами шлифовавшаяся методика выучки экипажей японских кораблей для торпедных атак делала этот вид вооружения весьма грозным. Практически единственное, что могли противопоставить ему американцы, — ведение боя в условиях невозможности эффективного применения противником торпед: на пределе их дальности либо в виде неожиданных ночных огневых контактов вне прямой видимости с наводкой по данным радиолокации. Результатом экспериментов по использованию кислорода для движения торпед, начатых в японском флоте еще в 1917 году, стало принятие на вооружение 28 ноября 1935 года торпеды типа 93 модели 1 модификации 2. Она имела двухцилиндровый двигатель Уайтхеда с диаметром и ходом поршней 142 мм и 180 мм, максимальной мощностью в 520 л.с. при давлении кислорода в 38 атм. В качестве топлива использовалась смесь кислорода (запас для одной торпеды — 980 л при сжатии до 225 атм.) и керосина (128 л). Чтобы предотвратить взрыв при запуске, двигатель начинал работать на обычном воздухе, с последующим увеличением концентрации кислорода до 100%. Подаваемая насосом морская вода замещала расходуемое топливо и охлаждала двигатель. Торпедный аппарат типа 92 разработали в 1932 году и приняли на вооружение в 1934-м. На «Акицуки» была установлена самая совершенная во флоте модель 4 с приводом наводки от пневмомотора в 10 л.с., углом поворота в 360° и защитными щитами. Такие же торпедные аппараты стояли на эсминцах типа «Кагеро» и «Югумо». Выстрел производился сжатым воздухом. В экстренном случае для этих целей служил 600-граммовый заряд черного пороха. Скорость движения торпеды при выстреле составляла 11 — 12 м/с. Для перемещения торпед по кораблю в процессе погрузки служили рельсы, проходящие по левому борту. Запас торпед на эсминцах составлял 8 штук — по 4 в трубах торпедного аппарата и в устройстве перезарядки. Чтобы удовлетворить требования МГШ о повышении массы заряда торпед, в 1942 году длину баллона со сжатым воздухом уменьшили. Такая торпеда (тип 93 модель 3) с увеличенной боеголовкой и уменьшенным запасом топлива (750 л кислорода и 95 л керосина) и дальностью хода поступала на вооружение эсминцев японского флота в 1944—1945 годах. В целом можно говорить о явном превосходстве «Long Lance» над стандартными американскими торпедами. Кроме того, практически до лета 1943 года американцев преследовали неудачи из-за дефектов магнитных взрывателей и неточности удержания их торпедами заданной глубины хода. У военных моряков Японии таких проблем не было. Здесь уместна цитата официального историка ВМС США С.Э. Моррисона: «В течение 40 лет Императорский Японский флот приложил массу усилий для усовершенствования торпед, отработки тактики ночного боя и торпедных атак. Экипажи были обучены перезаряжать аппараты за считанные минуты, а все командиры были специалистами по торпедам. Ни американские, ни британские эсминцы не имели подобного оружия, методик и тренировок». Противолодочное вооружение Для борьбы с подводными лодками «Акицуки» нес типичное вооружение «стандартного» японского эсминца, основу которого составляло метательное устройство типа 94 (упоминаемое также в зарубежных источниках как «Y-пушка»). Это был бомбомет с двумя стволами, расположенными в виде буквы Y. Сила выбивного заряда, находящегося в камере у основания бомбомета, с помощью специальной рукоятки во время выстрела направлялась в один из стволов, выталкивая цилиндрическую глубинную бомбу, закрепленную на специальном штоке-обойме. Входя в воду, бомба освобождалась от обоймы и взрывалась на заданной глубине. Около бомбомета, ближе к корме, находился специальный стеллаж на 6 запасных бомб, что позволяло быстро осуществлять перезарядку. На эсминцах типа «Акицуки» устанавливались один или два таких бомбомета. Кроме того, глубинные бомбы могли сбрасываться с кормы эсминца обычным скатыванием по три штуки побортно. Средний вес применяемых глубинных бомб составлял около 250 кг, из которых до 100 кг приходилось на вес взрывчатого вещества. По штату их полагалось принимать 72 штуки. В качестве средства гидроакустики «Акицуки», как и большинство других японских военных кораблей, имел неплохие пассивные гидрофоны. Главными недостатками японского противолодочного вооружения были: невозможность ведения огня глубинными бомбами по носовым курсовым углам (что позволял американский бомбомет «хеджехог») и слабость гидроакустических средств поиска. В комплексе с порочностью имевшихся в Японии теоретических взглядов на методы ПЛО в целом применение японских эсминцев всех типов для борьбы с субмаринами противника обычно не давало желаемого результата. Подводя черту под описанием вооружения, следует отметить, что общий вес вооружения эсминцев типа «Акицуки» составлял 447 т, намного превышая соответствующие показатели для крейсера «Юбари» (324,3 т) и типичного флотского эсминца «Кагеро» ( 345,7 т). В основном это явилось следствием большего веса новых двухорудийных башен и установки четвертой башни ГК. Вместе с тем, вес вооружения по отношению к стандартному водоизмещению корабля для «Акицуки» составлял 12,7%, тогда как для «Кагеро» — 14,2%. Таким образом, эсминцы ПВО отнюдь не были перегружены вооружением, как это может показаться на первый взгляд. Радиолокационное оборудование С осени 1942 года отставание Японии в вопросах создания и боевого использования средств радиолокации стало все сильнее сказываться на результатах морских боев. Практически только к битве у Лейте в октябре 1944 года японские корабли получили радиолокационные станции, сравнимые с примененными англичанами в бою у мыса Матапан за три с половиной года до этого. Три первых корабля типа «Акицуки» вступили в строй без радаров и получили их в ходе модернизации в 1943 году (Первым из эсминцев ПВО РЛС получил «Хацуцуки»). Первоначально это была РЛС типа 21. Для размещения вращающейся «матрасной» антенны (3,6x2 м или 3,6x3 м) этой РЛС конструкция фок-мачты была изменена, на ней оборудовали специальную площадку. Вместо радара типа 21 эсминцы могли нести РЛС типа 22 со своеобразной антенной «рогового» типа (два рупора, нижний — для передачи, верхний для приема сигнала), крепившейся на той же площадке. РЛС типа 13 поступила на вооружение в марте 1943 года и использовалась для обнаружения воздушных целей в подразделениях ПВО сухопутных войск, а также на флоте. Приемопередающей антенной служила фазированная решетка «лестничного» типа, устанавливавшаяся сначала на грот-мачте, а к концу войны дополнительно и на фок-мачте (на кораблях, использующих РЛС типа 22). В 1943—1944 годах японцы предпринимали попытки приспособить РЛС типа 22 для управления артиллерийским огнем, но без особого успеха (приборная ошибка радара достигала 700 м). Практически до конца войны в Японии не было создано систем обнаружения работы РЛС противника. Невысокие технические характеристики аппаратуры и низкий уровень подготовки операторов не позволяли использовать радар так же эффективно, как это делали американцы и англичане. Оценка проекта Эсминцы типа «Акицуки» стали одними из самых современных кораблей Императорского флота, принимавших участие во Второй мировой войне. Корабли получили наиболее совершенное вооружение, средства радиолокации и управления огнем из имевшихся в японском флоте; максимально возможно для своего класса и уровня развития японской науки и промышленности сочетали оборонительные и наступательные качества. Несколько меньшая скорость по сравнению с «классическими» эсминцами представляется вполне допустимой, учитывая специализацию корабля. Недостатки же радиолокационного оснащения и противолодочного вооружения «Акицуки» были присущи всем японским кораблям Второй мировой войны. Проект «Акицуки» одним из первых среди японских эсминцев не принес проблем с «верхним» весом, хотя на корабле разместились 4 двухорудийные башни ГК по линейно-возвышенной схеме. Высокой оценки заслуживают также мореходные и маневренные качества: по этому показателю японские эсминцы превосходили большинство своих американских и английских собратьев. Достигнутый радиус действия в 8000 миль на скорости 18 узлов — великолепный результат для корабля такого водоизмещения(Эсминцы типа «Югумо» имели 5000/18; практически все японские тяжелые крейсера — 8000/14 (кроме типа «Тоне» — 8000/18), старые легкие — 5000/14). Установка на «Акицуки» торпедного вооружения на первый взгляд теряет смысл. Однако заказчики и проектировщики, учитывая экономическое положение Японии, стремились создать как можно более разностороннюю боевую единицу, и активное использование четырех эсминцев этой серии в кампании на Соломоновых островах, вылившееся в непосредственные столкновения с надводными силами противника, в полной мере оправдало наличие торпедного вооружения. В ходе боевых действий эсминцы типа «Акицуки» продемонстрировали неплохую для кораблей своего класса живучесть. Наиболее ярким примером является «Судзуцуки», оставшийся на плаву после того, как 16 января 1944 года он лишился обеих оконечностей в результате двух торпедных попаданий, а в другой раз вернувшийся на базу кормой вперед после боя 7 апреля 1945 года. Подводя итог, можно с полным основанием утверждать, что в целом эсминцы типа «Акицуки» представляли собой превосходные универсальные боевые единицы, высоко ценимые на флоте. В то же время оснащение американских кораблей боеприпасами с радиолокационными взрывателями и индивидуальными системами управления огнем 40-мм автоматов вывело ПВО флота США на качественно иной уровень. К концу Второй мировой войны «Акицуки» по боевым возможностям уже заметно уступали американским эсминцам, но это было следствием общего отставания Японии в области науки и техники — в первую очередь, радиоэлектроники и автоматики. Вместе с тем, век специализированных артиллерийских кораблей был недолог. Боевой опыт убедительно доказал, что эффективность противовоздушной обороны соединений флота в море достигается сочетанием трех обязательных компонентов: высокими техническими качествами систем ПВО кораблей — зенитной артиллерии всех калибров и радиолокационного оборудования; принятием верных тактических решений при действиях в районах возможного применения противником авиации, в том числе непосредственных мер по построению ордеров ПВО; наличием собственного воздушного прикрытия. Качественный скачок в развитии военной техники в послевоенный период обесценил артиллерийские корабли ПВО так же стремительно, как когда-то востребовал их. Корабли серии Акицуки Название /Номер / Судоверфь / Закладка / Спуск на воду / Вступление встрой Акицуки (秋月) / 104 / ММК, Майдзуру / 30 июля 1940 / 2 июля 1941 / 11 июня 1942 потоплел подлодкой "Халибат" 25 октября 1944 г. Тэрудзуки (照月) / 105 / МЗ, Нагасаки / 13 ноября 1940 / 21 ноября 1941 / 31 августа 1942 потоплен торпедными катерами PT-37 и PT-40 11 декаюря 1942 Судзуцуки (涼月) / 106 / МЗ, Нагасаки / 15 марта 1941 / 4 марта 1942 / 29 декабря 1942 плавучая зенитная батарея с июня 1945, пущен на слом в 1948 Хацудзуки (初月) / 107 / ММК, Майдзуру / 25 июля 1941 / 3 апреля 1942 / 29 декабря 1942 потоплен американскими крейсерами и эсминцами 25 октября 1944 Ниидзуки (新月) / 108 / МЗ, Нагасаки / 8 декабря 1941 / 29 июня 1942 / 31 марта 1943 потоплен американскими крейсерами и эсминцами 6 июля 1943 Вакацуки (若月) / 109 / МЗ, Нагасаки / 9 марта 1942 / 24 ноября 1942 / 31 мая 1943 потоплен палубной авиацией США 11 ноября 1944 Симоцуки (霜月) / 360 / МЗ, Нагасаки / 6 июля 1942 / 7 апреля 1943 / 31 марта 1944 потоплен подлодкой «Кавэлла» 25 ноября 1944 Фуюдзуки (冬月) / 361 / ММК, Майдзуру / 8 мая 1943 / 20 января 1944 / 25 мая 1944 тяжело повреждён миной 20 августа 1945, пущен на слом в 1948 Харацуки (春月), Внезапный / 362 / СКК, Сасэбо / 23 декабря 1943 / 3 августа 1944 / 28 декабря 1944 передан СССР 7 июля 1947, учебное судно с 1949, плавучая казарма с 1 января 1955, пущен на слом 4 июня 1969 Ёидзуки (宵月), Фэнь Ян / 363 / Урага, Йокосука / 25 августа 1943 / 25 сентября 1944 / 31 января 1945 передан Китаю 29 августа 1947, отошёл Тайваню в 1949, пущен на слом в 1963 Нацудзуки (夏月) / 364 / СКК, Сасэбо / 1 мая 1944 / 2 декабря 1944 / 8 апреля 1945 передан Великобритании 25 августа 1947, после изучения пущен на слом в Японии в 1948 Митидзуки (満月) / 365 / СКК, Сасэбо / строительство остановлено в марте 1945, разобран на стапеле в том же году Ханадзуки (花月) / 366, DD-934 / ММК, Майдзуру / 10 февраля 1944 / 10 октября 1944 / 26 декабря 1944 передан США в июне 1947, после изучения пущен на слом в Японии в 1948 Оцуки (大月) / 367 / МЗ, Нагасаки / заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 Хадзуки (清月) / 368 / ММК, Майдзуру / заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 Киёцуки (葉月) / 369 / ММК, Майдзуру / заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 Источник: А.В. Орел "Эсминцы типа Акицуки", Морская коллекция 05.2001, ну и куда же без Википедии )) 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
14 anonym_GZ5xXNyWeiWm Участник 78 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 21 сен 2012, 13:11:46 Служба Акицуки (головного корабля серии) Головной корабль серии — эсминец «Акицуки» («Осенняя Луна») —на протяжении всего своего боевого пути использовался по прямому назначению чаще других однотипных ему эсминцев. Находясь в ордерах ПВО авианосных соединений, он принял участие в трех крупномасштабных сражениях —у Восточных Соломоновых островов, в Филиппинском море и у мыса Энганьо. Первым командиром «Акицуки» был коммандер Кога Ясудзи, а первым боевым заданием эсминца стало сопровождение тяжелого авианосца «Дзуйкаку» в период приготовлений японского флота к контратаке американских сил вторжения в районе Алеутских островов. 29 июня корабль оставил базу ВМС в Йокосуке и сопровождал лайнер «Кама-кура Мару» с войсками на борту до Макассара, затем вернулся в метрополию. После несостоявшегося столкновения в северных водах «Акицуки» был переброшен на юг Тихого океана, в район Соломоновых островов. 13 августа эсминец в эскорте транспорта боеприпасов «Нару-то Мару» вышел из Йокосуки в Рабаул. Высадка американских войск на Гуадалканал вынудила японское командование перенацелить на борьбу за этот остров армейские и морские части, первоначально предназначенные для действий на Новой Гвинее. Основные силы Объединенного флота были переразвернуты на южное направление с главной базой на атолле Трук. Попытка сбросить американский десант в море с ходу закончилась полным провалом (элитный 28-й пехотный полк полковника Ичики Киёнао был полностью уничтожен), поэтому к осуществлению доставки на Гуадалканал новых сил японские штабы подошли основательнее. Предполагая нахождение в непосредственной близи от Гуадалканала авианосцев противника, японское командование привлекло к участию в операции крупные силы флота. 19 августа из Рабаула вышел японский войсковой конвой (5 транспортов, перевозивших 1500 человек морской пехоты), сопровождаемый легким крейсером «Дзинцу» и 5 эсминцами. Восточнее него шли силы прикрытия, включавшие авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё», линейные корабли «Муцу», «Хией» и «Кирисима», 9 тяжелых и два легких крейсера, гидроавиатранспорт «Читозе», 17 эсминцев. Высадку назначили на ночь 23 августа. Отряд в составе «Рюдзё», тяжелого крейсера «Тоне» и двух эсминцев, обеспечивающих ближнее прикрытие десантных сил, должен был стать приманкой для атак американской палубной авиации, в то время как два тяжелых авианосца под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити могли бы нанести удар по американским кораблям. «Акицуки» вошел в эскорт Ударной группы адмирала Нагумо. Обнаружив 20 августа корабли противника, американцы направили им навстречу два оперативных соединения, включавших авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз», линкор, 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев. Бой авианосных соединений, начавшийся во второй половине дня 24 августа, вылился в серию последовательных взаимных ударов палубной авиации. Японцы потеряли «Рюдзё», гидроавиатранспорт получил повреждения. У американцев пострадал «Энтерпрайз», которому пришлось уйти на ремонт в Пёрл-Харбор. С наступлением ночи противоборствующие силы разошлись. Фактически в битве у Восточных Соломоновых островов японцы понесли поражение, так как не смогли ни разгромить американские морские силы, ни подавить их ключевой опорный пункт на Гуадалканале — аэродром Гендерсон-Филд. А 25 августа американские самолеты нанесли такой ущерб транспортному конвою, что его дальнейшее движение к Гуадалканалу потеряло смысл (погибли самый крупный из транспортов «Кинрю Мару» и эсминец «Муцуки», легкий крейсер «Дзинцу» получил повреждения; тяжелые потери понесли силы десанта). Высадка войск на Гуадалканал была отменена. Аэродром Гендерсон-Филд стал настоящим камнем преткновения для японского флота. Получался замкнутый круг: американская авиация(палубная и базирующаяся на Гендерсон-Филд) не позволяла кораблям микадо приблизиться к острову, а для уничтожения аэродрома артиллерийским огнем, авиацией либо десантом японский флот должен был прорваться к Гуадалканалу. Пока высшее военное руководство японских сил в регионе решало эту головоломку, разрабатывая стратегию дальнейших действий, а почти все тяжелые корабли вернулись на Трук и в Рабаул, «Акицуки» влился в ряды «стандартных» эсминцев, начавших беспримерную по интенсивности и самоотверженности деятельность по доставке подкреплений на Гуадалканал. Проведя почти весь сентябрь в составе основных сил флота, маневрировавших к северу от Соломоновых островов, «Акицуки» к концу месяца прибыл на передовую базу на о.Шортленд, перенеся на переходе (29 сентября) без повреждений налет американских В-17 с Эспириту-Санто. 3 октября «Акицуки» совместно с эсминцами «Маикадзе» и «Новаки» обеспечивал прорыв к Гуадалканалу гидроавиатранспорта «Ниссин». 7 октября «Акицуки» был включен в 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. В начале октября адмирал Микава решил провести крупную операцию силами 8-го флота. Предполагалось, что отряд контр-адмирала Йосима в составе гидроавиатранспортов «Ниссин» и «Читозе» в сопровождении 5 эсминцев сможет за одну ночь прорваться к Гуадалканалу и доставить не только пехоту, но и тяжелое вооружение, боеприпасы и другие грузы. «Акицуки» под флагом контр-адмирал Такама Тамоцу возглавил эсминцы эскорта («Асагумо», «Нацугумо», «Муракумо», «Сираюки») и в составе сил Йосима 12 октября вышел к Гуадалканалу. 11 октября в 21.48 отряд кораблей 8-го флота, прикрывающий корабли Йосима (три тяжелых крейсера 6-й дивизии и два эсминца), на траверзе мыса Эсперанс в 8 милях от о.Саво неожиданно подвергся сосредоточенному артиллерийскому обстрелу, налетев на оперативное соединение контр-адмирала Н.Скотта (4 крейсера, 5 эсмияцев). В результате схватки крейсер «Фурутака» и ЭМ «фубуки» погибли, флагман 6-й дивизии «Аоба» получил повреждение; командир дивизии контр-адмирал Гото Аритомо был смертельно ранен. Американцы потеряли эсминец; еще два крейсера и эсминец были повреждены. Адмирал Такама приказал «Муракумо», «Нацугумо» и «Сираюки» следовать для спасения экипажей, погибших в ночном бою кораблей. «Акицуки», «Асагумо» и гидроавиатранспорты повернули к Шортленду. Тем временем воздушная разведка американцев обнаружила проводившие спасательные работы эсминцы. Вызванные пикировщики и торпедоносцы утром потопили «Муракумо», а к пяти часам вечера и «Нацугумо». Операция 8-го флота была сорвана, что вызвало исключительно резкую реакцию японского командования. Пытаясь взять реванш, в ночь на 14 октября линкоры «Конго» и «Харуна», а в ночь на 15-е — тяжелые крейсера «Тёкай» (под флагом самого Микава) и «Кинугаса» буквально перепахали Гендерсон-Филд артиллерией главного калибра. Одновременно к мысу Тассафаронга подошли корабли контр-адмирала Йосима и приступили к разгрузке, практически на виду у американской морской пехоты, оборонявшей аэродром. С рассвета 15 октября по все еще производящим высадку японцам стали наносить удары самолеты противника (американцам удалось компенсировать разрушение аэродрома на Гуадалканале привлечением авиации с других островных ВПП). Прервав разгрузку, японцы отошли на север, планируя к ночи вернуться к Гуадалканалу. Выгрузиться успели только два пехотных полка и батарея гаубиц. 17 октября японские эсминцы (включая «Акицуки») вновь покинули Шортленд, но вскоре были возвращены назад: Объединенный флот готовился к крупному сражению, призванному обеспечить доставку на Гуадалканал 2-й дивизии 17-й армии и ее последующее наступление. Для прикрытия перевозки войск морем и сковывания ответных действий противника привлекались практически все силы Объединенного флота, находившиеся в регионе. Наступление частей 2-й дивизии, начатое 21 октября, через четыре дня захлебнулось. Тем временем японский флот, возлагая надежды на успех армии, крейсировал севернее Соломоновых островов. Вечером 24 октября кто-то из штабистов 2-й дивизии, получив доклады от командиров полевых подразделений, ведущих бои на подступах к Гендерсон-Филд, поспешил доложить «наверх» о захвате аэродрома как о свершившемся факте. Получив это известие, японское командование срочно привело в движение корабли 8-го флота. Утром 25 октября 4-я эскадра эсминцев контр-адмирала Такама вышла к Гуадалканалу, намереваясь при поддержке артиллерии высадить десант в непосредственной близи от аэродрома. Такама разделил свои корабли на две группы. В группу высадки входили эсминцы «Акацуки», «Икацути» и «Сирацую». Ударную группу вел сам Такама на легком крейсере «Юра». Она включала «Акицуки», «Мурасаме», «Самидаре», «Харусаме», «Юдати». На подходе к месту высадки эсминцы первой группы обнаружили отряд американских вспомогательных кораблей, совершавших транспортный рейс между Тулаги и Гуадалканалом, и открыли по ним огонь. Минный заградитель (бывший эсминец) «Зейн» получил повреждения, но сумел оторваться от противника, буксир «Семинол» и патрульное судно YP-284 были потоплены. Однако в результате артиллерийских «упражнений» японцев операция из-за утраты элемента внезапности была сорвана. Контратака пяти пикировщиков корпуса морской пехоты с Гуадалканала, огонь американских береговых батарей и налет шести В-17 вынудили адмирала Такама начать отход. Снаряд с берега попал в башню № 3 «Акацуки», погибло 4 человека. «Икацути», подвергшийся пулеметному обстрелу с самолета, временно потерял управление. Флагман 4-й эскадры «Юра», получивший 5 бомбовых попаданий, пришлось оставить (Такама перешел на «Мурасаме») и добить торпедами. «Акицуки», участвовавший в приеме людей с крейсера, в результате близкого разрыва бомбы получил повреждения корпуса и некоторое время был лишен хода. Слаженная работа экипажа позволила ему отступить на север вместе с остальными кораблями 4-й эскадры. Чтобы пробиться к Гуадалканалу и осуществить доставку подкреплений на остров, на помощь 8-му флоту пришли основные силы Объединенного флота под командованием адмирала Нагумо, что привело к сражению у Санта-Крус. Японцы смогли потопить авианосец «Хорнет» и эсминец, повредить «Энтерпрайз», линкор, крейсер и эсминец, заплатив за это повреждением авианосца «Сёкаку», тяжелого крейсера «Тикума» и эсминца «Теруцуки», а также гибелью 70 лучших экипажей палубной авиации. После катастрофы при Мидуэе, происшедшей всего полгода назад, такая цена победы в далеко не решающем бою, была слишком велика. Главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Ямамото Исороку был крайне недоволен результатами сражения: Нагумо отстранили от руководства 3-м флотом и назначили командиром ВМБ Сасебо. Тем временем «Акицуки» 27 октября бросил якорь в Рабауле, где он четыре дня простоял пришвартованный к плавмастерской «Хаккаи Мару». Корабль подлатали для перехода в метрополию, куда он вышел 1 ноября в составе эскорта других калек: «Сёкаку» и «Тикума». Переход занял 6 дней, и по прибытию в Йокосуку «Акицуки» был поставлен в док для ремонта. Возвращение его в строй состоялось 16 декабря 1942-го. В последний день года он вместе с авианосцем «Дзуйкаку» отправился из Йокосуки на Трук, куда прибыл 4 января. А через два дня под флагом командующего 10-й эскадрой эсминцев контр-адмирала Кимура Сусуму направился на фронт — через Рабаул к Шортленду. 19 января «Акицуки» вышел в море на помощь торпедированному транспорту «Миохо Мару», однако сам стал жертвой подводной атаки. Субмарина «Наутилус» (SS-168) поразила эсминец в правый борт двумя торпедами, но все еще плохое качество американских торпед спасло корабль — взорвалась лишь одна. Погибло 14 членов экипажа, 63 человека (включая адмирала Кимура) получили ранения. Несмотря на частичное затопление машинного отделения и опасное напряжение элементов набора корпуса, «Акицуки» смог держать 20-узловой ход и вернуться в базу на Шортленде. Затем он перешел на Трук, где персонал плавмастерской «Акаси» устранил повреждения к 11 марта. Корабль оставил Трук, сопровождая транспорт «Токио Мару» до Сайпана. 14 марта, как только эсминец вышел с рейда Гарапан (о.Сайпан), случилась серьезная авария. Поврежденный взрывом торпеды «Наутилуса» и укрепленный на скорую руку киль эсминца не выдержал нагрузки и лопнул под мостиком. Корпус корабля деформировался, через образовавшуюся трещину хлынула вода, и «Акицуки» едва не затонул. Вспомогательная канонерка «Соей Мару» отбуксировала эсминец к берегу, и корабль во избежание гибели был посажен на грунт. На приведение эсминца в состояние, обеспечивающее его безопасную буксировку в Японию, ушло три месяца. С помощью оборудования спасательного судна «Мацуноури Мару» мостик и носовые башни «Акицуки» демонтировали. Только 24 июня на буксире транспорта «Синко Мару» он смог начать переход в Нагасаки, где в начале июля был поставлен в док. 26 июля Кога отстранили от командования эсминцем — вероятно, на него возложили вину за недостаточный контроль за ходом ремонта, что привело к аварии. 8 октября 1943 года на его место назначили Огата Томо, опытного офицера с идеальным послужным списком. Огата начал войну командиром эсминца «Араре», который сопровождал Ударное соединение адмирала Нагумо, начиная с рейда к Пёрл-Харбору и до битвы у Мидуэя. «Араре» был потоплен американской подлодкой в июле 1942 года, но половина экипажа, включая командира, была спасена. 31 октября ремонт «Акицуки» был закончен. В конце ноября эсминец в эскорте «Сёкаку» и «Читозе» совершил поход до Трука. Потом были транспортные переходы к Кваджелейну и в Кавиенг. Во время последнего похода эсминец без повреждений перенес налет американской авиации (1 января 1944 г.), принял участие в помощи экипажу торпедированного транспорта «Киёдзуми Мару». 1 февраля вместе с основными силами флота «Акицуки» ушел из Трука на Палау, а с 16 до 21 февраля был переход на новую базу в Лингга-Роудз (в районе Сингапура). Японский флот отступал, оставляя так эффектно завоеванные рубежи, оборона которых теперь стоила слишком дорого. В связи с потерями в марте 1944 года силы Объединенного флота прошли реорганизацию. Был создан 1-й Мобильный флот под командованием вице-адмирала Одзава Юсабуро. Именно ему поручили осуществить план операции «А» и таким образом попытаться перехватить стратегическую инициативу в свои руки. План сводился к одновременному удару силами 1-го Воздушного и 1-го Мобильного флотов (базовой и палубной авиацией) по американским силам вторжения. Главная роль в операции отводилась силам 1-го Воздушного флота. Боевая задача моряков ограничивалась уничтожением примерно одной трети американских авианосцев, что должно было позволить японским островным гарнизонам нанести поражение вражескому десанту в прибрежной полосе. 16 мая соединения 1-го Мобильного флота сосредоточились в гавани Тавитави в юго-западной части Филиппин. С 11 июня американская палубная авиация начала бомбить японские базы на Марианских островах (Гуам, Сайпан, Рота, Тиниан), 13 июня к воздушной штурмовке подключились линкоры и крейсера, а к островам подошли мощные силы вторжения. В тот же день 1 -и Мобильный флот начал боевое развертывание. Ядром флота, выходящего навстречу американцам, было Соединение «А» вице-адмирала Одзава в составе: 5-й ДАВ («Тайхо», «Сёкаку», «Дзуйкаку»), 5-й ДКР («Хагуро» под флагом контр-адмирала Хасимото Синтаро, «Миоко»), 10-й ЭЭМ («Яхаги» под флагом контр-адмирала Кимура, 7 ЭМ). В числе 7 эсминцев 10-й эскадры, находившихся в ее составе, были все четыре действующих «акицуки» из шести имевшихся в составе флота («Судзуцуки» и «Фуюцуки» стояли в доках в метрополии). Но вместо ожидаемого трумфа японцам довелось испытать горечь сокрушительного поражения. Грандиозная морская битва, известная в Японии как бой у Марианских островов, а в США — как сражение в Филиппинском море, была проиграна еще до вечера 20 июня, когда начался воздушный налет на японские корабли, точнее, утром 19 июня, когда флагман Одзава — новейший авианосец «Тайхо» — получил роковую торпеду с американской подлодки «Альбакор». «Акицуки» принял участие в спасении остатков экипажа флагманского авианосца, в ходе сражения оставался в эскорте Соединения «А», а затем вместе с флотом вернулся в японские воды, где оставался до октября, занимаясь боевой учебой. Последний его выход в море состоялся 20 октября 1944 года, когда соединение адмирала Одзава покинуло Внутреннее море и взяло курс на юг. Одзава имел задачу отвлечь на себя ударные авианосцы 3-го американского флота и этим дать возможность линкорам и тяжелым крейсерам вице-адмиралов Курита Такео, Нисимура Сейдзи и Сима Кийохиде нанести поражение американцам непосредственно на месте высадки. Для приманки были выделены авианосцы 3-й ДАВ («Дзуйкаку» под флагом Одзава, «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода»), линкоры «Хьюга» и «Исэ» контр-адмирала Масуда Тиаки, легкие крейсера «Ойодо», «Тама», «Исудзу» и 8 эсминцев (включая «Акицуки», «Хацуцуки», «Вакацуки», «Симоцуки»). Кроме того, Одзава располагал отрядом обеспечения из двух танкеров и шести малых эскортных кораблей. Поставленная задача была выполнена. В то время, когда Курита вел бой у острова Самар, вице-адмирал Одзава сумел сковать силы 38-го оперативного соединения. Бой, произошедший к северо-востоку от мыса Энганьо, представлял собой непрерывные атаки американской авиации и интенсивное маневрирование японского отряда. Остававшиеся у Одзавы к утру 25 октября самолеты были быстро сбиты более опытными и имеющими подавляющее численное превосходство американскими летчиками. Затем торпедоносцы и бомбардировщики TF-38 занялись японскими кораблями. Вскоре после 9.00 «Акицуки» получил торпедное попадание. Корабль потряс сильный взрыв, и эсминец, продержавшись на плаву только 5 минут, пошел ко дну (в точке 20°29' N, 126°30' Е). Потопление корабля вначале было отнесено на счет палубного торпедоносца, но впоследствии выяснилось, что «Акицуки» атаковала подводная лодка «Хэлибат» (SS-232). Японским эсминцам удалось подобрать из воды лишь несколько человек из экипажа «Осенней Луны», включая коммандера Огата... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 anonym_5r9nhwOckiGT Участник 421 публикация Жалоба #3 Опубликовано: 21 сен 2012, 13:12:06 ...ну и куда же без Википедии )) Википедия - обитель знаний! :Smile_great: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Zeulot Бета-тестер 109 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 21 сен 2012, 13:13:18 Википедия - обитель знаний! :Smile_great: Нет он пошел в библиотеку и сконспертировал с учебников. :Smile_smile: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
14 anonym_GZ5xXNyWeiWm Участник 78 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 21 сен 2012, 13:20:22 Википедия - обитель знаний! :Smile_great: Не, скорее уж ориентиров и быстрых табличек)) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 RenamedUser_6837200 Участник 194 публикации Жалоба #6 Опубликовано: 21 сен 2012, 14:21:08 Хорошая темка) добавлю от себя наименования кораблей )) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
15 [7MORE] Impich Альфа-тестер 104 публикации Жалоба #7 Опубликовано: 21 сен 2012, 15:52:08 (изменено) А на фото под спойлером точно он? Очень смущает отсутствие второй арт установки Изменено 21 сен 2012, 15:52:16 пользователем Impich Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
14 anonym_GZ5xXNyWeiWm Участник 78 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 21 сен 2012, 16:58:53 Из серии Акицуки) увеличте фото - там название на борту. Да и больше 100 милиметровки в качестве ГК никому из эсминцев не ставились Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Dimacke Альфа-тестер 327 публикаций 3 боя Жалоба #9 Опубликовано: 22 сен 2012, 15:04:02 А на фото под спойлером точно он? Очень смущает отсутствие второй арт установки А вы,я смотрю знаток ? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #10 Опубликовано: 22 сен 2012, 15:26:17 А на фото под спойлером точно он? Очень смущает отсутствие второй арт установки Японская 100-миллиметровка оказалась весьма интересной в части конструкторских решений, и союзники снимали башни для изучения. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 anonym_J2f4DOooah9T Участник 260 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 22 сен 2012, 21:09:54 Тема интересная и хорошо оформлена, ТС +, однозначно. Но все же, мне кажется, в начале темы надо поставить фото самого родоначальника японских эсминцев этого типа - "Акидзуки", а не "Фуюдзуки" (5.1944). (фото размером 3183х1991) Фото "Фуюдзуки" (размер фото 1581х800) Ссылка на книгу: А.В. Орел "Эсминцы типа Акицуки", Морская коллекция 05.2001 А на фото под спойлером точно он? Очень смущает отсутствие второй арт установки Под сполером на фото эсминец "Нацудзуки" после капитуляции Японии. Военно-морская база.(1945) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
15 [7MORE] Impich Альфа-тестер 104 публикации Жалоба #12 Опубликовано: 23 сен 2012, 12:57:07 Под сполером на фото эсминец "Нацудзуки" после капитуляции Японии. Военно-морская база.(1945) Спасибо Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_274890 Участник 4 публикации 752 боя Жалоба #13 Опубликовано: 24 сен 2012, 03:58:33 Спасибо, очень интересно. + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 177 Silvers_Cat Викигвардия, Коллекционер 1 699 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 17 окт 2012, 15:01:06 (изменено) Сейчас как раз такой собираю из бумаги и картона... Фуюзуки http://www.navarin.r...products_id/685 Изменено 17 окт 2012, 15:01:20 пользователем RusSolo Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 ACI Участник 68 публикаций 999 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 15 ноя 2012, 14:02:59 занятно Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
7 FEDOT91 Участник 71 публикация 171 бой Жалоба #16 Опубликовано: 15 ноя 2012, 17:54:31 Наши лучше =) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #17 Опубликовано: 15 ноя 2012, 18:09:30 Наши лучше =) У Вас есть с чем сравнить?: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
116 kosakovitchilia Альфа-тестер, Коллекционер 2 448 публикаций 37 233 боя Жалоба #18 Опубликовано: 15 ноя 2012, 21:57:51 Наши лучше =) какой проект----если 30 то сами моряки считали, что они хуже чем 7, а других у нас не было(если не считать ташкента) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_VM0wVXjruqLu Участник 7 публикаций Жалоба #19 Опубликовано: 10 дек 2012, 19:36:57 Прямого аналога типа "Акидзуки" не существовало, так как во всём остальном мире специализированные корабли ПВО с очень большой дальностью плавания делались с размерами лёгких крейсеров, а не эсминцев. И правильное читать всё же "Акидзуки", так как известна фотография головного корабля на ходовых испытаниях, на которой видно название, написанное на борту катаканой (включая и знак рэндаку, дающий такое прочтение): Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #20 Опубликовано: 10 дек 2012, 19:48:43 Прямого аналога типа "Акидзуки" не существовало, так как во всём остальном мире специализированные корабли ПВО с очень большой дальностью плавания делались с размерами лёгких крейсеров, а не эсминцев. А чем плохи "самнеры" и "гиринги" в качестве кораблей ПВО? Да и у британцев тоже затесались четыре "эрзаца" - ЭМ типа L/M с 4х2/102. Правда вышло случайно, но тем не менее именно они педалировали разработку универсальной 114-мм для ЭМ. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию