5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 12 авг 2016, 00:42:33 (изменено) Крейсер проекта 66 «Москва» – проект тяжёлого крейсера ВМФ СССР, разрабатывавшийся в 1947–1954 годах. По своеобразной советской классификации именовался средним крейсером, так как занимал промежуточное место между лёгкими крейсерами проекта 68-бис и «тяжёлыми» (фактически линейными) крейсерами проекта 82. Проектировался с расчетом на достижение превосходства над американскими тяжёлыми крейсерами типа «Де Мойн». К началу 1950-х годов разработка зашла в тупик, была отвергнута флотом и прекращена на стадии откорректированного эскизного проекта. Общие сведения Проект 66 явился последним в СССР, а скорее всего и в мире, проектом тяжёлого артиллерийского корабля, предназначенного для уничтожения кораблей противника своей артиллерией в морском бою. Этот проект, разрабатывавшийся с учётом опыта Второй мировой войны и внедрения самых последних для начала 50-х годов XX века достижений отечественной военно-морской науки и техники, как бы замыкал собой эволюцию тяжёлых артиллерийских кораблей Российского Императорского флота: линкоров типа «Севастополь», «Императрица Мария» и «Император Николай I», линейных крейсеров типа «Измаил», советских линкоров типа «Советский Союз» и тяжёлых крейсеров типов «Кронштадт» и «Сталинград». Все эти корабли должны были воплощать силу и мощь страны, но по разным, однако сходным причинам большинство из них достроить не удалось. Что касается крейсера проекта 66, то его проектирование было доведено лишь до завершения разработки корректированного проекта. Дальнейшая разработка этого артиллерийского корабля в условиях проходившего в середине XX века интенсивного развития и совершенствования новых видов морского оружия, в первую очередь ракетного (корабельного и авиационного), вполне закономерно была признана нецелесообразной. Тем не менее сам процесс разработки и рассмотрения проекта нашего последнего тяжёлого артиллерийского корабля, вероятно, представит определённый интерес для любителей истории военного кораблестроения. Советский флот вышел из войны, обладая лишь шестью более или менее современными лёгкими крейсерами проектов 26 и 26бис, к которым присоединились два лёгких крейсера – бывшие германский «Nurnberg» и итальянский «Emanuele Filiberto Duca d Aosta». Для противоборства флотам западных стран, обладавших подавляющим количественным и качественным превосходством перед отечественным ВМФ – они явно не годились. В связи с этим в конце августа 1945 года был разработан и подписан план военного судостроения на 1946-1955 годы. По этому плану ВМФ СССР к началу 1956 года должен был иметь в своём составе следующие корабли: - 9 линейных кораблей; - 12 тяжёлых крейсеров с 220-мм артиллерией главного калибра; - 30 тяжёлых крейсеров с 180-мм артиллерией главного калибра; - 54 лёгких крейсера со 152-мм артиллерией главного калибра; - 6 эскадренных и 6 малых авианосцев; - 132 больших эскадренных миноносца; - 226 эскадренных миноносцев; - 168 больших, 204 средних и 123 малых подводных лодок. В отличие от флотов западных стран, в ВМФ СССР главной ударной силой по-прежнему считались тяжёлые артиллерийские корабли (сравнительно немногочисленные линкоры и значительно более многочисленные крейсера), а авианосцам по существу отводилась роль средства обеспечения их боевой устойчивости при атаках авиации и подводных лодок. Основное внимание в этих предложениях уделялось крейсерам. Именно по количеству кораблей этого класса намечалось достигнуть паритета с флотами США и Великобритании. Говоря об общей направленности строительства флота (а точнее о второстепенной роли авианосцев), И.В. Сталин сказал, что «в ближайшие 10-15 лет наши эскадры будут защищаться. Другое дело, если вы собираетесь идти в Америку… Так как нам этого не нужно, то мы не обязаны напрягать нашу промышленность». Между тем, в результате выполненного военно-морской академией исследования тактических свойств лёгких крейсеров в главном морском штабе возникла идея создания крейсера нового типа «большой ударной силы» с 220-мм артиллерией, скоростью хода 36-38 узлов и с облегчённым бронированием. Общее техническое задание ВМС на такой корабль было утверждено 30 октября 1947 года. В начале 1951 года было предписано срочно приступить к созданию для отечественного флота «средних» крейсеров, превосходящих новейшие американские тяжёлые крейсера по калибру артиллерии, дальности ей стрельбы и скорости хода. Были определены калибр артиллерии – 220 мм и водоизмещение – около 24 000 т. Проект предполагалось утвердить через полтора года, а головной корабль сдать ВМФ в 1957 году. 27 ноября того же года утвердили общее техническое задание ВММ на такой корабль (проект 66). Основные положения ОТЗ сводились к следующему. Назначение корабля. Ведение успешного боя с крейсерами, вооружёнными 203-мм артиллерией, и уничтожение лёгких крейсеров противника. Подавление береговых батарей среднего калибра и разрушение береговых сооружений противника. Придание устойчивости действиям соединений лёгких сил флота. Водоизмещение, размерения и силуэт корабля. Стандартное водоизмещение – около 22 000 т. Полное водоизмещение около 26 000 т. Размерения корабля определяются в процессе проектирования. Силуэт корабля должен быть схожим с силуэтом тяжёлого крейсера проекта 82. Вооружение. Артиллерийское. Главный калибр: 9 – 220-мм орудий в трёх трёхорудийных башнях, с начальной скоростью снаряда в 950-1000 м/с и дальностью стрельбы около 50 км.Универсальный калибр: 8 – 130-мм орудий в четырёх двухорудийных нестабилизированных башнях. Расположение башен линейное, по две башни в носу и корме.Зенитный калибр ближнего действия: 24 – 45-мм автомата в шести счетверённых установках. 24 – 25-мм автомата в шести счетверённых установках. Защита. Бронирование цитадели: борт – 150 мм, палуба – 90 мм. Бронирование борта и палубы в оконечностях должно обеспечивать непроникновение внутрь корабля осколков 203-мм снарядов. На корабле должны быть предусмотрены бортовая и днищевая противоминная защита на всем протяжении цитадели. Сопротивляемость ПМЗ взрыву устанавливается в процессе проектирования. Мореходные и манёвренные качества. Скорость хода. Дальность плавания и автономность. Мореходность должна обеспечивать плавание корабля на всех морских театрах при любом состоянии моря и погоды. Мореходные качества корабля должны обеспечить использование оружия при состоянии моря до 8 баллов. Диаметр циркуляции корабля не должен быть более пяти длин корабля. Скорость хода – не менее 35 узлов. Дальность плавания – 5 000 миль. Автономность – 20 суток. Разработка эскизного «проекта 66» была поручена ЦКБ-17 Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения, который был завершён к сентябрю 1952 года. Окончательная доводка и корректировка проекта была завершена в мае 1953 года. Основные тактико-технические элементы по корректированному эскизному проекту вышли следующие:Вооружение: 3×3 – 220-мм артиллерийских установок 4×2 – 130-мм артиллерийских установок 6×4 – 45-мм артиллерийских установок 6×4 – 25-мм артиллерийских установокБронирование: - главный бортовой пояс – 155-мм - палубы – 50+70-мм - палубы над погребами боезапаса – 50+90-ммВодоизмещение: - стандартное – 26 230 т - полное – 30 750 тГлавные размерения: - длина наибольшая – 252,5 м - ширина наибольшая – 25,7 м - осадка средняя – 8,35 мСкорость полного хода – 34,5 узлаМощность ГЭУ – 3×70 000 л.с.Экипаж – 1 428 человек Исходя из общей оценки тактико-технических данных крейсера «Проект 66» и результатов проведённых семи тактических игр можно сделать следующие выводы: Крейсер проекта 66 по сравнению с крейсерами типа «Де Мойн» обладает неоспоримыми преимуществами в дальнобойности артиллерии главного калибра, весе и разрушительном действии снаряда, а так же в бронировании цитадели. Наряду с этими положительными качествами – обладает целым рядом недостатков, основными из которых являются: Несоответствие между слишком большим водоизмещением корабля и его ударной мощью (вооружение явно было недостаточным для такого водоизмещения). Огромные размеры корабля, большая высота надводного борта и надстроек. Малый боекомплект орудий главного калибра, позволяющий надёжно вывести из строя только один лёгкий крейсер типа «Кливленд». О выведения из строя крейсера типа «Де Мойн» говорить не приходится. Низкая скорострельность орудий главного калибра. Количество универсальной артиллерии явно недостаточно для самообороны корабля при отражении атак авиации и лёгких сил противника. Стремление обеспечить скорость в 34-35 узла повлекло за собой увеличение мощности и веса механизмов, а, следовательно, и водоизмещения корабля. Значительным недостатком является отсутствие бронирования кормовой оконечности. Форма корпуса, конфигурация наружных устройств и надстроек не учитывают возможности применения противником атомного оружия. Исходя из результатов исследования, предлагаемый проект крейсера пр. 66 из-за недостаточной ударной мощи артиллерии (низкой скорострельности и малого боекомплекта главного калибра) не обеспечивает основного своего тактического назначения – успешной борьбы с крейсерами типа «Де Мойн». Поэтому строительство крейсеров пр. 66 в данном предлагаемом виде без внесения изменений, повышающих мощь артиллерии – нецелесообразно. Учитывая всё это, в конце сентября 1954 года проект 66 среднего крейсера был закрыт, так же было прекращено и строительство нового судостроительного завода в Совгавани, где планировался к закладке новый крейсер. Заключение Корректированный эскизный проект 66 среднего крейсера стал последним проектом крупного артиллерийского корабля, разработанным в СССР, да, вероятно, и во всём мире. С позиций сегодняшнего дня существовавшее в 1952-1954 годах намерение строить такие корабли можно объяснить лишь тем, что, согласно некоторым данным, их предполагалось использовать в качестве кораблей обеспечения боевой устойчивости перспективных авианосных группировок. Однако для использования пр. 66 в таком качестве потребовалась бы его серьёзная доработка, прежде всего в части усиления зенитного вооружения. Принимая во внимание, что одновременная постройка двух таких крупных и близких по размерам кораблей, как авианосец и средний крейсер, явилась бы в то время крайне проблематичной, отказ от проекта 66 выглядит вполне оправданным. Гладкопалубный сварной корпус корабля с тремя палубами, тремя платформами, вторым дном и 20 главными поперечными переборками должен был иметь продольную систему набора, исключая районы днища и бортов в пределах цитадели, где предусматривалась поперечно-продольная система. Основным материалом корпуса являлись сталь СХЛ-4 и конструкционная броневая стал АК-17, из которой должны были выполняться наружная обшивка (26-16 мм), настил второго дна (22 мм) и часть настила 2-ой платформы в пределах цитадели, а также некоторые другие ответственные конструкции, включая ледовый пояс в оконечностях, шельфы поперечных переборок, выгородки постов в надстройках, фок- и грот- мачты. Сталь 3с применялась для малонапорных переборок, шахт, выгородок и части фундаментов. Лёгкие разделительные переборки и выгородки в сухих помещениях предусматривались из алюминиево-марганцевых сплавов. В состав рулевого устройства входили два полубалансирных руля площадью по 20 м2, обеспечивающие радиус циркуляции около 4,6 длин корабля по КВЛ. Рули устанавливали в зоне воздействия струи воды от бортовых гребных винтов. Рулевые машины с электроприводом. В соответствии с ТТЗ бронирование предусматривалось почти по всей длине корабля: забронирована как цитадель протяжённостью около 60% от длины корабля по КВЛ, так и оконечности от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до кормовой переборки румпельного отделения. Схема и толщины вертикального бронирования цитадели выбраны из условия обеспечения защиты жизненно важных помещений корабля от воздействия 203-мм бронебойных снарядов массой 152-кг с начальной скоростью 762 м/с. Оригинал Горизонтальное бронирование (палубы над погребами боезапаса ГК и УК, крыши башен ГК) принято из расчёта обеспечения его непробития тем же снарядом на дистанции до 150 кб (28 000 м), соответствующих предельной дальности стрельбы 203-мм орудий тяжёлых крейсеров ВМС США. Вне указанных погребов бронирование палуб обеспечивает их непробитие на дистанциях до 130 кб (24 000 м). Такое бронирование, кроме того, защищает жизненно важные помещения корабля от воздействия фугасных авиабомб массой до 500 кг (ФАБ-500). В районе погребов боезапаса ГК предусматривалась также установка 75–90-мм броневых плит и в подводной части, обеспечивающих защиту от 203-мм недолётных бронебойных снарядов при тех же курсовых углах и дистанциях, что и основное бронирование. Верхняя палуба в районе цитадели – 50-мм плиты из броневой стали АК-4. Средняя палуба в районе цитадели – 70-мм гомогенные плиты между погребами боезапаса ГК и УК, 90-мм гомогенные плиты над погребами боезапаса ГК и УК, 20-мм броневая стал от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до румпельного отделения. Оригинал Бортовое бронирование. Главный бортовой пояс цитадели между средней палубой и отметкой на 1,6 м ниже ватерлинии нормального водоизмещения – 155-мм гомогенные броневые плиты. Верхний броневой пояс в районе цитадели между верхней и средней палубами – 50-мм гомогенные броневые плиты. Борт в оконечностях на уровне главного бортового пояса от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до румпельного отделения – 20-мм броневые плиты из стали марки АК-3. Борт румпельного отделения – 155-мм гомогенные броневые плиты между нижней палубой и скулой и 50-мм броневые плиты из стали АК-18 между скулой и полом румпельного отделения. Носовой траверз цитадели – 50-мм пояс между верхней и средней палубами по ширине от борта до барбета носовой башни ГК, 170-мм пояс от средней палубы до высоты около 3 м от основной плоскости, 145-мм пояс выше второго дна и 50-мм пояс ниже него. Кормовой траверз цитадели – 50-мм пояс между верхней и средней палубами по ширине от борта до барбета кормовой башни ГК, 135-мм пояс от средней палубы до высоты около 2 м от основной, 50-мм нижний пояс, доходящий до наружной обшивки. Носовой траверз румпельного – 40-мм пояс между средней и нижней палубами, 155-мм пояс от нижней палубы до 1-ой платформы. Кормовой траверз румпельного отделения – 155-мм пояс от нижне палубы до 1-ой платформы. Бронирование артиллерии. Подвижная броня башен ГК – 300-мм лобовая стенка, 265-мм задняя, 180-мм бортовые. 135–145-мм крыша. Барбеты башен ГК – 180 мм в передней части и 155 мм в задней. Подвижная броня башен УК – 25 мм. Барбеты башен УК – 20 мм. Защита 45-мм и 25-мм автоматов – 10 мм. Прочее местное бронирование. Подводное бронирование в районе погребов боезапаса ГК – 90-мм и 50-мм гомогенные броневые плиты, навешанные на продольные переборки бортовой подводной защиты. Противоосколочные 20-мм переборки, отстоящие от бортов на 2,5 м, в районе погребов ГК и УК. Оригинал В основу проектирования конструктивной подводной защиты корабля в районе цитадели были положены следующие основные требования: - бортовая конструктивная подводная защита (БКПЗ) должна исключить попадание забортной воды за внутреннюю продольную переборку при контактном взрыве у борта ФАБ-500, с зарядом тротила массой 250 кг, и при неконтактном взрыве торпеды или мины, с зарядом тротила массой 600 кг, на расстоянии 7 м от наружной обшивки борта. - днищевая конструктивная подводная защита должна исключить попадание забортной воды внутрь отсеков боевого назначения при взрыве заряда тротила массой 250 кг в 4 м от наружной обшивки днища или 700 кг в 7 м от неё. - конструкция бортовой защиты, а также расположение машинно-котельной установки должны обеспечить сохранение не менее 1/3 мощности главных механизмов при взрыве торпеды или мины с зарядом тротила массой 600 кг на расстоянии 7 м от наружной обшивки днища. БКПЗ простирается от носового траверза до кормового, включает две броневых продольных переборки, образующие камеру расширения и камеру поглощения, заполняемую на 85% топливом или водой. Глубина защиты в средней части корабля – 2,55 м, у носового траверза – около 3 м, а в кормовой части – около 7 м. Главная энергетическая установка корабля включает три ГТЗА мощностью по 70 000 л.с. и девять главных котлов паропроизводительностью по 110 т/ч. ГТЗА и котлы полностью унифицированы с тяжёлым крейсером проекта 82. Проектом предусматривалось полное эшелонирование ГЭУ, которая размещается в трёх эшелонах – по одному машинному и одному котельному отделению в каждом. Такое расположение полностью отвечает требованию ТТЗ о сохранении ГЭУ 1/3 её мощности при контактном взрыве торпеды или мины у борта. Два вспомогательных котла паропроизводительностью по 15 т/ч располагаются в надстройке на верхней палубе. Паропроводы выполнены по кольцевой схеме с перемычками в каждом эшелоне. Как показали модельные испытания, проведённые в бассейне ЦНИИ-45, расчётная скорость полного хода корабля на глубокой воде при волнении до трёх баллов, при мощности на валах 210 000 л.с. и частоте их вращения 200 об/мин, составит 34,% узла. В тех же условиях скорость крейсерского хода 24 узла обеспечивается при мощности 54 600 л.с., скорость оперативно-экономического хода 18 узлов – при мощности 22 200 л.с. По данным ЦНИИ-45, на волнении до 5 баллов скорость полного хода остаётся практически той же, что и на тихой воде, а при 7 баллах снизится до 33,8 уз. Дальность плавания корабля оперативно-экономическим ходом (18 узлов) при запасе топлива 3 970 т (без учёта мёртвого запаса) должна составить 5 000 миль. Вооружение 220-мм корабельная пушка СМ-40– советское корабельное орудие калибра 220 мм. Орудия типа СМ-40 в трехорудийных башенных установках СМ-6 предназначались для вооружения тяжёлых крейсеров проекта 66 ВМФ СССР. Орудие и установка были спроектированы ЦКБ-34. Орудие было представлено на испытания в 1954 году. Отказ от строительства крейсеров проекта 66 привел к прекращению дальнейшей разработки орудия СМ-40 и башенной установки СМ-6. Три башенные артустановки главного калибра СМ-6 (разработчик ЦКБ-34 МОП) с тремя 220-мм орудиями каждая имели углы вертикального наведения от -4 до +50° и углы обстрела при углах возвышения 4° от 0 до 145° на борт (две носовые башни) и от 30 до 180° (кормовая башня). Предусматривалось автоматическое дистанционное и полуавтоматическое, а так же ручное управление их наведением. Во второй и третьей башнях размещались радиодальномеры «Грот». В башнях была осуществлена раздельная подача боезапаса к каждому орудию и возможность ведения огня, как залпами, так и раздельно каждым орудием. Расчётная скорострельность составляла 5,8 выстрела на ствол в минуту. В основных погребах 220-мм боезапаса размещалось 900 комплектов выстрелов, в дополнительные погреба, в перегрузку, могло приниматься ещё 180 снарядов и 360 полузарядов (при внештатном хранении). Снаряды в каждом из основных шести погребов, расположенных на нижней палубе и 1-ой платформе, хранились во вращающемся снарядном барабане, охватывающем снарядное перегрузочное отделение башни. В дополнительных погребах внештатного хранения снаряды размещались на стеллажах. Основные снарядные погреба оборудовались устройствами для перегрузки снарядов из дополнительных погребов и подъёмно-опускными лотками для передачи снарядов из вращающихся барабанов на питатели элеваторов башен. Для управления стрельбой артиллерии главного калибра при центральной наводке предусматривалась система ПУС «Молот-66» в обеспечении командно-дальномерного поста, командно-визирного поста и двух РЛС типа «Залп» (носовой и кормовой). Автономное управление стрельбой двух носовых и кормовой башен осуществлялось с помощью двух башенных радиодальномеров «Грот». Система ПУС обеспечивала выработку данных для стрельбы по двум наблюдаемым (с помощью оптики и радиолокации) или временно скрывающимся морским целям, по двум невидимым береговым целям с использованием ориентира или по карте, или при корректировке огня с самолёта на дистанции до 300 кб (55 000 м). А так же по наблюдаемым воздушным целям на самооборону в пределах угла возвышения орудий с использованием башенных систем ПУС. Сосредоточенная централизованная стрельба нескольких кораблей по одной цели могла обеспечиваться радиосвязью. Длина ствола - 65 калибровДальность стрельбы - 49 км (260 кб.)Масса снаряда - 176 кгНачальная скорость снаряда - 985 м/сМаксимальная скорострельность - 5,8 выстр/мин. (при максимальном возвышении снижалась до 3,2 выстр/мин)Боезапас - 100 выстрелов на каждый ствол. БЛ-109А (2М-109) В 1946 году ОКБ-172 разработало технический проект двухорудийной универсальной башенной установки БЛ-109 для лидеров и эсминцев. В первом квартале 1947 года ОКБ-172 закончило рабочие чертежи БЛ-109 с расчетом установки на эсминцы проекта 30бис. Изготовление БЛ-109 планировалось на Ленинградском металлическом заводе, а качающихся частей – на заводе «Большевик». Однако позже было решено, что последний будет изготавливать установки полностью. Завод «Большевик» собрал 6 установок. Установка БЛ-109 на эсминцы проекта 30бис требовала доработки в техническом проекте корабля, с чем не согласилось Министерство судостроительной промышленности, и на эсминцы вновь стали ставить старые башни Б-2ЛМ. В 1948 году ОКБ-172 выпустило эскизный проект двух башен БЛ-109А на линейных ледоколах типа «Сталин». По шесть башен БЛ-109А планировалось установить на строившихся тяжелых крейсерах проекта 82. В марте 1953 года работы по крейсерам проекта 82 были прекращены. К тому времени завод «Большевик» успел сдать 12 качающихся частей БЛ-109А. Летом 1953 года система БЛ-109 была переименована в 2М-109. Ствол БЛ-109 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Привод ручной. Канал ствола БЛ-109 идентичен каналу ствола СМ-2–1. Боеприпасы и баллистические данные полностью совпадают с СМ-2–1. Подача боеприпасов осуществлялась постоянно движущейся цепью. Досылатель гидропневматический. Накатник пневматический. Четыре башенных артустановки универсального калибра БЛ-109А (разработчик ОКБ-43 МОП) с двумя 130-мм орудиями каждая размещались в диаметральной плоскости линейно-возвышенно и попарно в носовой, и кормовой частях корабля. Они имели углы вертикального наведения от -8° до +83° и углы обстрела при углах возвышения 2° от 0° до 140° на борт (носовые башни) и от 40° до 180° (кормовые башни). Предусматривалось автоматическое дистанционное и местное силовое, а так же ручное управление их наведением. Во второй и третьей башнях размещались радиодальномеры «Штаг-Б». Расчётная скорострельность составляла 15 выстрелов в минуту. В пяти погребах 130-мм боезапаса, расположенных на нижней палубе, предусматривалось совместное хранение снарядов (в стеллажах навалом с прокладками из пенькового троса между рядами) и гильзовых зарядов (в сотовых стеллажах с индивидуальными креплениями для каждого) на 1 600 выстрелов. Кроме того, в перегрузку принималось 260 снарядов и 236 зарядов. Из погребов выстрелы подавались восемью цепными электрическими подъёмниками, производительностью 18 подач в минуту каждый, в подбашенные отделения, где перегружались в башенные подъёмники. В подбашенных отделениях каждой артустановки предусматривались кранцы на 32 снаряда и 6 зарядов. Система ПУС должна была обеспечивать оперативную выработку данных центральной наводки для автоматической, полуавтоматической и ручной наводки орудий при стрельбе по воздушной цели, идущей со скоростью до 300 м/с (1 080 км/ч). По морской цели со скоростью до 60 узлов, а так же по видимой или невидимой (с использованием видимого ориентира) береговой цели. Скорострельность – 8-15 выстрелов в минутуНачальная скорость снаряда – 950-1000 м/сМаксимальная дальность стрельбы – 32 000 м Легкое зенитное вооружение крейсера включает в себя: 6х4 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ 6х4 25-мм автоматов 4М-120 (БЛ-120) Зенитный калибр ближнего действия включал шесть счетверённых 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ (разработчик ЦКБ-7 МОП) и шесть счетверённых 25-мм автоматов БЛ-120 (разработчик ОКБ-43 МОП), расположенных побортно в средней части корабля. 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ С обойменным боепитанием обладали темпом стрельбы 135-160 выстрелов в минуту, но при длине непрерывной очереди до 50 выстрелов. Непосредственно на артустановке в среднем может находиться по 62 патрона ствол. Они имели дистанционное, местное силовое, а так же ручное наведение и объединялись в четыре батареи (две по два автомата и две по одному). Автоматы каждой батареи могли управляться дистанционно от собственных радиолокационных систем «Фут-Б», получающих целеуказание от РЛС «Фут-Н». Шесть погребов 45-мм боезапаса располагались на нижней палубе. В каждом из них штатно размещалось на полочных стеллажах по 400 металлических ящиков с 8 патронами в каждом и ящики с 800 обоймами для них. Набивка обойм патронами предусматривалась в погребах, после чего обоймы, снаряжённые 4 патронами, подавались цепными электрическими подъёмниками (производительность каждого не менее 18 подач в минуту) прямо к автоматам. В непосредственной близости от них размещались выполненные из 10-мм броневой стали кранцы первых выстрелов общей вместимостью 1 920 патронов (10% от штатного боезапаса). В перегрузку можно было принять ещё 1 296 патронов. Скорострельность - 135-160 выстрелов в минутуНачальная скорость снаряда - 1080 м/с Максимальная дальность стрельбы - 11 100 м 25-мм автоматы 4М-120 (БЛ-120) С коллиматорными прицелами, так же объединённые в четыре батареи, имели только местное силовое и ручное наведение. В шесть погребов 25-мм боезапаса на нижней палубе принималось по 4 000 патронов в металлических магазин-коробках ёмкостью по 60 ед., размещаемых на полочных стеллажах. В перегрузку в каждый погреб может приниматься ещё по 1380 патронов. Подача боезапаса из погребов на верхнюю палубу и далее на площадки к автоматам предусматривалась с помощью шести погребных и перегрузочных цепных электрических подъёмников производительностью 8 магазинов в минуту каждый. В кранцах первых выстрелов могло быть размещено 12% штатного боезапаса. На верхней палубе предусматривались места и крепления для учебных 57-мм стволиков (для орудий главного калибра) и 45-мм для УК и ЗКБД. Скорострельность - 270-300 выстрелов в минутуНачальная скорость снаряда - 910 м/с Максимальная дальность стрельбы - 4 800 м Расчётное время погрузки на корабль всего артиллерийского боезапаса со стоящих у борта артиллерийских барж составляло 16 часов. Васильев А.М., Морин А.Б. Средний крейсер адмирала Н.Г. Кузнецова проект 66. — Санкт-Петербург: Гангут, 2013. — 69 с. Тяжёлые крейсера проекта 66 (wiki.wargaming) Изменено 30 дек 2017, 08:55:27 пользователем Reindas 45 3 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 12 авг 2016, 00:48:47 Игровые особенности, модули, снаряжение, модернизации и тактика в бою Итак, после краткой исторической справки, которая касается, правда, только эскизной жизни данного корабля, мы подошли к наиболее интересным моментам. Поначалу этот крейсер был мне не очень понятен. Точнее сказать, совершенно не понятен. Большой, огромный, неповоротливый. Напоминающий скорее линкор, чем крейсер. И из боя в бой всё выходили какие-то косяки, непонятки. То неверный манёвр, то не вовремя манёвр. То в порт от ваншота. То авиация заберёт за заход-другой. То на торпеды сяду у ближайшего архипелага. РЛС уже не давала того эффекта, что давала на Чапаеве или Донском. Мало того, что не понимаешь в каком случае её использовать, так ещё орудия на свой лад стреляют. Появился как-то разлёт снарядов непонятный. Так ещё и перезарядка не давала реализовать огневой потенциал за столь короткое время действия РЛС, В общем, по прошествии 10 боёв – меня одолевали какие-то негативные эмоции. И я даже жалел, что прокачал этот крейсер. Потому что я его абсолютно не мог понять. Не мог понять роли его в бою. Не мог понять его сути. Что это такое и для чего оно нужно. Однако я не сдавался. И всё же решил разобраться в этом крейсере как нужно. Рассмотреть его сильные и слабые стороны. Сравнить их с одноклассниками. Более подробно изучить схему бронирования. Подобрать стратегию. Найти место данного крейсера в той цепочке событий, в которую его поместили. На начальном этапе я решил просто сравнить Москву с остальными представленными крейсерами на 10-ом уровне. А точнее: - с элегантным и изящным коллегой из страны Восходящего солнца (которого иначе величают «Сенджо» или «местная имба») - крейсером «Зао».- практичным и целенаправленным крепышом с Запада (или просто «диким миномётом»… ну или «бермудский треугольник» для авиации») - крейсером «Де Мойн».- а так же с самым настоящим «тевтонцем», носящим фамилию одного из рейхспрезидентов - крейсером «Гинденбургом». И вот с этого момента я и начну повествование. - Запас прочности. По этому параметру наша уважаемая матушка «Москва» просто бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды. 65 400 единиц боеспособности. Это самый высокий показатель на уровне. Причём с таким отрывом от конкурентов – что о-го-го … - Маневренность. Немножко спорный параметр. Но лишь немножко. Москва является одним из самых быстрых крейсеров на уровне, разделяя эту позицию вместе с японским крейсером «Зао». Однако «Москва» является ещё и самым маневренным крейсером, если рассматривать со стороны радиуса циркуляции. Он просто наименьший на уровне. Т.е. «Москва» держит очень приличную максимальную скорость, так ещё и совершает циркуляцию по наименьшему радиусу среди всех одноклассников. Отрицательным моментом, конечно, является скорость перекладки рулей. По этому параметру наш крейсер близок скорее к линкору, чем к полноценному крейсеру. Ну, что ж, увы … - Бронирование. Очень спорный момент. С одной стороны - бронирование у «Москвы» - достойное похвалы. Причём похвалы просто с большущей буквы. С другой стороны - занимает буквально таки последнюю строчку из нашего списка. Однако давайте разберёмся по порядку. Почему бронирование «Москвы» достойно похвалы, спросите вы ? Всё очень просто. Из-за самой обыкновенной банальности. Которая выражается именно в толщинах брони. Бортовая 155-мм броня, 50-мм казематы, 170-мм носовой траверз, да 120-140-мм броневая палуба – сильно отодвигают наш крейсер от стандартных представителей крейсеров. И делают из него, скорее, линейного крейсера. И тут вы явно задаётесь вопросом, так почему же всё таки с другой стороны он занимает последнее место ? Тут всё ещё проще. В отличие от других крейсеров 10-го уровня, «Москва» - очень большой крейсер с сильно выступающей цитаделью из воды. Которая защищена только 155-мм бронепоясом, расположенным просто прямо без единого угла наклона и почти по всей длине корпуса (от первой носовой башни до кормовой). Поэтому в прямой борт может накидывать даже эсминец со 127-мм орудием и пробивать цитадель. Естественно, только с близкой дистанции. Но сам факт … Другие крейсера или нежели линкоры пробивают цитадель «Москве» с любой дистанции. Естественно, в прямо подставленный борт. Поэтому так и выходит. По цифрам – всё очень здорово ! Просто 10 баллов из 10 ! А вот схема и компоновка бронирования, увы… Лишь слабенькая «троечка»… - Главный калибр. Главный калибр «Москвы» обладает и очень сильными достоинствами. Но одновременно и достаточно неприятными недостатками. К достоинствам сразу можно отнести просто колоссальнейшую дальность стрельбы, которая ставит нас в один ряд с линкорами даже 10-ых уровней. Начальная скорость снаряда, баллистика, бронепробитие – все эти параметры просто на высочайшем уровне. Вне всякой конкуренции. Стрельба даже на 20 км особа проста. И не вызывает особых сложностей. Скорострельность крейсера тоже не вызывает особых неудобств. Хотя и занимает третье место среди остальных крейсеров, уступая «Де Мойну» и «Гинденбургу». Урон от бронебойного снаряда, как и от фугасного – достаточно велик ! Однако. Всё же малое кол-во орудий в залпе не даёт должного результата. Вес осколочно-фугасного залпа достаточно низок. И лишь на немного превосходит таковой у «Де Мойна». Но «Де Мойн» возьмёт свой за счёт скорострельности. Т.к. в минуту он отправляет на 4 залпа больше. Чтоб очень много. Весь бронебойного залпа так же не очень велик. И превосходит опять таки только «Де Мойна». Однако американец опять возьмёт своё за счёт скорострельности. Вот тут и получается, что за баллистику и дальность стрельбы расплачиваться приходится самым низким ДПМ-ом на уровне. Не важно, чем стреляя. Так же отмечается не очень хорошая кучность снарядов. Наблюдается некоторый разброс при стрельбе на дальние дистанции. Который не очень комфортен. - Противоторпедная защита. Тут «Москва» просто лидер. И в этой категории на голову обскакивает своих конкурентов, обладая просто великолепной противоторпедной защитой. В цифрах это целых 28% срезки урона торпед. Самый высокий показатель на уровне. - ПВО. За лидерство в этой номинации борются «Де Мойн» и «Гинденбург». Их ПВО настолько мощное и устрашающее - что авианосцы предпочитают облетать эти крейсера через соседнюю карту. Далее за ними следует «Зао». Ну и замыкает этот список наша «Москва» Однако, ПВО у «Москвы» тоже нельзя назвать плохим. Оно у него достаточно конкурентоспособное и может защитить свой крейсер от непрошеных гостей с воздуха. Так же, у Москвы оно самое дальнобойное, если подходить к вопросу буквально. Плюс ко всему, запас прочности и лучшая манёвренность – дадут свой эффект. Поэтому, «Москву» можно смело передвинуть на 3-ью строчку по силе ПВО-вооружения. А «Зао» сместить на 4-ую.- Торпедное вооружение. Лидерство в этой области принадлежит крейсеру «Зао». Его торпеды очень мощные. Достаточно дальнобойные. И их очень много. Недостатком является только угол их пуска и расположение. Торпеды «Гинденбурга» - скорее как последний аргумент. Однако, всё же хорошо, что они есть. «Де Мойн» и «Москва» же вообще не попадают под эту номинацию. Потому что торпедным вооружением они попросту обделены ... Итогом сравнения выходит следующее: «Москва» обладает, как и ярко выраженными плюсами, так и ярко выраженными минусами. Которые сильно противоречат друг другу. Противоречивость заключается в следующем: с одной стороны, крейсер обладает РЛС; мощной ПТЗ, относительно хорошей манёвренностью; хорошим бронированием, если рассматривать его под острыми углами атаки. Однако битва на передовой может принести горечь и печаль. И дело тут не в торпедах, откуда не возьмись. Дело тут уже в вовремя незамеченном залпе от кого-нибудь слева по борту, или справа по борту. И если такой залп летит в борт «Москвы», можно уже мысленно готовиться к отходу в порт. Потому что это будет похоже на «Numerous penetration». Тоже самое может провернуть и авианосец, чтоб устранить ещё одну угрозу с прифронтовой полосы. А ПВО, всё-таки, не выделяется чем-то сверхъестественным. Так ещё и отсутствие торпедного вооружения не даст быстро устранить какую-либо угрозу, появившуюся откуда-не возьмись. Ну, если только не рассматривать тот способ, что был выше… Ну да ладно. Поэтому стоит, скорее всего, отбросить эти плюсы куда-нибудь в дальний ящик. В тёмный уголок. И просто забыть про них. И рассматривать тактику именно дальнего бойца. Используя по большей части как раз таки плюсы баллистики, настильности, дальнобойности. И не стоит бояться дистанции стрельбы. Благо, «Москва» обладает великолепнейшей баллистикой. Стрелять – одно удовольствие. Поэтому, держимся в одном ряду с линкорами, а то и позади них. Стреляет «Москва» ничуть не хуже этих «толстяков с большими пушками». РЛС нам пригодится уже не в наступлении, а в обороне. Если эсминцу так хочется – пускай подходит. Милости просим. Тут уже и линкор-другой фокусом поможет. А ПВО, усиленное заградительным огнём, вместе с зенитным вооружением линкоров – даст отпор кому угодно. Даже имперскому крейсеру вместе с Дартом Вейдером… Манёвренность поможет уклониться от залпа с дальней дистанции. Благо, радиус циркуляции позволит быстро среагировать на угрозу. «Москва» – это этакий крейсер всё же дальнего боя. Играть на нём нужно, скорее, как на линкоре, чем на обычном крейсере. Тактик, модернизаций, как и умений для командира – не так уж и много. Есть всего парочка работоспособных вариантов. Остальные же, просто любительские, не дающие должного эффекта. Из всего вышесказанного теперь можно точно выделить плюсы и минусы данного крейсера. Плюсы: - Запас прочности; - ПТЗ; - Манёвренность; - Дальность стрельбы ГК (наивысшая. 19,4 км); - Бронирование (если рассматривать именно толщину бронирования в цифрах); - Главный калибр (если рассматривать баллистику, дальнобойность, бронепробитие);Минусы: - Высокая заметность; - Бронирование (если рассматривать структуру и компоновку); - Главный калибр (если рассматривать скорострельность, точность и кучность, вес залпа); - ПВО; - Отсутствие торпедного вооружения и авиации. Ну, а теперь рассмотрим модернизации, снаряжение, умения командира и тактику. Модули - Основное вооружение. Модификация 1. Очень полезная модернизация. Повышает живучесть башен Главного калибра. И повышает хорошо. Что является серьёзным бонусом. Однако, "Погреба боеприпасов. Модификация 1" - тоже достаточно полезная модификация, предотвращающая буквально от нежданной детонации. Но, этим модулем можно пренебречь, если есть флажные сигналы, защищающие от детонации. - Система борьбы за живучесть. Модификация 1. Ну, что я могу сказать по этому поводу… Рули и двигателя данному крейсеру практически не ломают и не выводят из строя. Разве что, только прямое попадание торпедой или бронебойным артиллерийским снарядом внушительного калибра. Бронирование рулевых узлов и машинных агрегатов – очень внушительное. Так же позволит немного снизить входящий урон от торпед при попадании в ПТЗ. Бонус маленький, но приятный. - Системы наведения. Модификация 1. Данная модификация усилит точность. То, что как раз таки нашему крейсеру необходимо. Ведь бой и стрельба будут проходить как раз таки на дальние дистанции. - Энергетическая установка. Модификация 2. Данная модернизация взята с учётом того, что игра на этом крейсере будет проходить от манёвра (да-да, всё из-за отсутствия маскировки). А манёвры будут заключаться как раз таки в постоянных сменах курса, ускорения и замедления. Вот поэтому и данная модернизация. - Рулевые машины. Модификация 3. Как я и говорил в предыдущем пункте. Манёвр позволит этому крейсеру жить и выживать. - Орудия главного калибра. Модификация 3. Базовой дальности стрельбы предостаточно. Тем более стрелять на дистанцию выше 19 км и наносить хоть какой-либо урон из 220-мм орудий - дело сомнительное. Тем более предыдущие модификации подразумевают бой как раз таки на средних дистанциях от манёвра. А тут понадобится скорострельность. Снаряжение Стандартная конфигурация- Аварийная команда II. Так сказать, бригада быстрого реагирования с огнетушителями, досками, сварочными аппаратами, мешками с песком, аптечками и так далее. В кратчайшие сроки устранят пожары, затопления и любые недомогания среди экипажа. Рекомендую вторую версию, та, что платная. У этих ребят и огнетушители лучше будут, да и сами они более тренированы. Что даст выигрыш в 30 секунд во времени отката. А это очень весомо. Особенно если есть острая необходимость использования.- Заградительный огонь ПВО II. Очень полезное снаряжение. Особенно в момент налёта авиации. При использовании повышает урон всех аур ПВО на 300%. Рекомендую именно платную версию «Заградительного огня». Кроме ускорения перезарядки или так называемого «отката» на 60 секунд, что весомо. Получаем ещё один дополнительный заряд использования. Что так же очень хорошо. - Поисковая РЛС II. Очень интересное снаряжение. Знакомое вам с предыдущих крейсеров этой ветки. Может сильно расстроить и огорчить эсминца, который ошивается в непосредственной близости от нашего крейсера. Однако есть два таких неприятных момента у этого снаряжения. Это время работы, всего 25 секунд, и время отката - от 2 до 3 минут. И тут я вам просто категорически советую брать именно платную версию. И дело совершенно не в том, что получите ещё один дополнительный заряд использования. А в том, что сократите время перезарядки оборудования на 1 минуту. Что очень серьёзно по временным рамкам игры.- Ремонтная команда II. Позволяет восстанавливать 9 150 единиц очков боеспособности (самое высокое количество восстанавливаемых хитпоинтов на уровне). Количество раз для использования – 2 раза у стандартной ремонтной команды, 3 раза у платной ремонтной команды и 4 - при наличии платной ремонтной команды и суперинтенданта. Различия между бесплатной и платной – не только во времени отката, а как в и догадались - в ещё одном дополнительном использовании. Так что, рекомендуется именно платная. Умения командира В общем, вот такой вот список умений у моего командира: По самим умениями расскажу более подробно. Многим это явно будет интересно. Первый уровень умений: Мастер-заряжающий - весьма полезное умение. Особенно в тех случаях, когда идёт быстрая смена приоритетов, по которым будет вестись стрельба. К примеру, на фланге вы ведёте огонь по линкору, который попеременно движется то носом, то острым курсом. У вас заряжены фугасные снаряды. И вот, в тот момент, как вы захотели дать очередной залп - на более близкой дистанции показался крейсер бортом. Вот тут бы жахнуть по нему бронебойным залпом ! И тут поможет бонус от этого умения. Сократит вдвое перезарядку. Итог: через 6,75 секунды (вместо 13,5) можно будет дать залп бронебойными. Артиллерийская тревога - весьма полезное умение. Особенно для крейсера. И, тем более, не столь живучего и бронированного. Не за всем же можно уследить. И тем более за теми, кто захочет выстрелить по "Москве" из-за острова или с другого направления. А это умение оповестит о возможном покушении на прочность и жизнеспособность крейсера и побудит к действиям по маневрированию. Второй уровень умений: Мастер-наводчик - взято, по большей части, из-за того, что больше то особо и брать нечего. Конечно, можно рассмотреть бонусы от повышенной готовности, мастера на все руки или отчаянного. Но, они настолько мелочны в рассмотрении этого крейсера и всех последующих, что особого толка я в них не увидел. Так пусть хотя бы орудия быстрее наводятся на цель. Так же в случае Дмитрия Донского и Москвы - это умение компенсирует падение скорости горизонтального наведения башен ГК из-за модуля в шестом слоте. А точнее "Орудия главного калибра. Модификация 3". Третий уровень умений: Базовая огневая подготовка - по большей части, это умение было взято для увеличения среднего урона установок ПВО на 20%. Время от времени, да и не только время от времени, приходится отражать налёты авиации или помогать в отражении налётов. А есть ещё сильно упоротые авианосцы, которые прямо и норовят потопить вот именно вас. Ну, флаг им в руки. Пускай пробуют и стараются. А мы, тем временем, будем фармить самолёты потихоньку. Четвёртый уровень умений: Мастер маскировки - с этим умением дистанцию засвета можно снизить вплоть до 15,8 км. Что уже лучше, нежели базовые 18 км. Цифра очень приятная, сама по себе. Конечно, не позволит реализовывать множество тактик и тактических ходов, но и крейсер уже не будет светиться на всю карту с респауна. Уже что-то. Ручное управление огнём ПВО - взято для увеличения урона дальней универсальной ауры на 100% при фокусе вражеских авиагрупп. К примеру, без этого умения урон от дальней ауры составляет 112 единиц. А с этим умением - 224 единицы урона в секунду по группе. Весьма полезное умение при отражении авианалёта. Усиленная огневая подготовка - это умение увеличит дальность стрельбы установок ПВО, что более качественно отразится на его эффективности. Примечание: вместо Мастера маскировки можно взять Суперинтендант или Взрывотехника. Ну, это если сильно не хватает зарядов дополнительного снаряжения или шанс поджога фугасными боеприпасами кажется мал. Подводя итог: представленный набор умений командира не обязательный к применению. Он лишь отражает тот вариант (из огромного множества) с которым мне наиболее комфортно играть. В вашем же случае, уважаемый читатель, он может быть совершенно иным. Таким, с которым будет комфортно играть именно вам. Итак, вот ваш корабль собран, оснащён и готов идти в свой первый бой. За очками опыта, которые впоследствии пойдут на самое обыкновенное складирование. Ну, или на перевод в свободный... Прокачка и выведение в топ Прокачка «Москвы» не вызовет никаких трудностей от слова совсем. Потому «Москва» сразу же в топовом состоянии. Купил, снарядил и вышел в бой. Только командира переобучить. И всё. Вот так всё выглядит Тактика в бою Как и говорилось выше – тактик у этого крейсера не так много. Буквально таки, нет особого выбора. Все, по большей части, упираются в бой на дальних, либо средних дистанциях. Тут не нужно куда-либо рваться и идти на передовую. А то можно нахвататься от всех подряд со всех сторон. И кто-то да попадёт в наш прямой борт и оторвёт пол крейсера. Так что в самом начале боя никуда не торопитесь. Не рвитесь на точку, не рвитесь с другими крейсерами в раш по флангу. И тем более с «Зао» или «Де Мойном». Эти приятели смогут накидывать здорово из «инвиза», а все тумаки и сливки собирать будете вы. В лучшем случае, можете составить компанию «Гинденбургу». В чём то вы с ним похожи. Это в дальности стрельбы и в конкретном засвете. Светиться вы будут практически одинаково. И в одинаковой степени получать. Что уже не так обидно. Но, рассматривать всё же лучше отряды, состоящие из линкоров. «Москва», по большей части тоже линкор. И действовать нужно соответствующе. В начале боя немного повремените. Потом перемещаетесь от одной точки к другой, отстреливая тех, кто попадает в зону досягаемости. Чередуя боеприпасы, соответственно. Если вражеский линкор бортом – можете стрелять даже бронебойными. И даже если это Монтана или Ямато. Не важно. Даже им можете снести цитадель. Если видите, что враг на фланге постепенно отступает, а союзники начинают продавливать направление – двигайтесь вместе с ними. Но не рвитесь вперёд. Не нужно брать на себя излишний фокус. Иначе это может плохо закончиться. Если вам нужно развернуться – не старайтесь это сделать между залпами линкора. Не успеете. Как не пытайтесь. Оторвут вам пол лица. А то и вовсе сломают ваншотом. Борта у «Москвы» очень «мягкие». Поэтому просто перестаньте стрелять по цели, постарайтесь уйти в «инвиз». Исчезнуть из засвета. Для этого просто не стреляйте 20 секунд. Пропадаете из засвета и спокойно отходите. Не нужно пятиться задом, думая, что в таком варианте вы неуязвимы. Нос крейсера, как и траверз – великолепно пробиваются даже 406-мм орудиями. Поэтому при удачном попадании вражеского линкора – можете потерять носовые башни и, опять-таки, – пол крейсера. Так что старайтесь уходить в «инвиз» и маскироваться. И потом совершать нужные вам манёвры. Если на фланге обитает «Зао» в «инвизе» – не нужно с ним соревноваться и стараться его переиграть. Тем более если «Зао» играет на ретираде (отступлении). Лучше смените фланг, отойдите на вторую линию. Незачем рваться вперёд и зря терять очки прочности. «Де Мойн» не сильно опасен. Тем более на дистанциях свыше 15 км. Там он заложник своей баллистики. А для нашей баллистики – просто замечательная цель. На дистанциях ближе 10 км – «Москве» может не поздоровиться. Так что не допускайте подобных ситуаций. «Гинденбург» достаточно опасен. Как на бронебойных, так и на фугасных. Однако и сам он тоже уязвим. Его ЭУ легко вышибается фугасными снарядами «Москвы». Если попадать ближе к корме. С линкорами лучше не бодаться в одиночку. Это не очень хорошая затея. Лучше нападать на них отрядом из двух-трёх крейсеров или в компании с другими линкорами. Эсминцы достаточно опасны. В данной ситуации не особо поможет РЛС. Даже если вы его засветите. Потопить всё равно не успеете. Не хватит времени. В этом случае есть вариант поставить РЛС, но тогда станьте ужасно уязвимы для любого авианосца. Так что не стоит идти на такой риск. «Не поворачивайтесь к врагам спиной»… А точнее, не показывайте им корму под прямым углом. Из-за того, что она большая и полукруглая – получить снаряды прямо в неё с последующим пробитие траверза – да запросто. Если нужно отступать и отходить – держите угол при отходе. Чтобы снаряды попадали по корме под углом и рикошетили. От борта, либо от кормового траверза. Так будет куда безопаснее. Внимательно следите за небом да воздушным пространством. Не проспите авианалёт. Не старайтесь сразу использовать заградительный огонь. Грамотный авианосец просто вмиг отведёт группы и переждёт действие заградительного огня. Активируйте его, когда самолёты в ваших аурах преодолеют примерно 40% дистанции. Тогда уже авианосец не станет возвращать свои группы. А продолжит их вести вперёд. И попадёт под сильный сосредоточенный огнь всех аур ПВО под заградительным огнём. Сразу же отворачивайте от звеньев. Старайтесь увеличивать дистанцию между вами и группами. Но не идите линейно по одной траектории. Старайтесь всегда быть перпендикулярно курсу бомбардировщиков. Чтоб минимизировать попадания по себе. Не опасайтесь сильно торпедоносцев. Под заградительным огнём их веер достаточно расширяется, что позволит спокойно проскочить между торпедами. В худшем случае получив максимум 1-2. Главное, получить минимум бомбовых попаданий по себе. Тем самым, уберечь ПВО. Чем грамотнее вы сыграете против авианалёта – тем сильнее дадите понять авианосцу, что вы не лёгкая добыча и так просто вас не взять. И, скорее всего, авианосец больше не полетит на вас. Поэтому игра на крейсере «Москва», скорее, тихая и спокойная. Не нужно спешить куда-то, рваться на передовую или идти в первых рядах. В таком случае – ничего хорошего из этого не получится. Моментально попадёте под фокус, растеряете все очки боеспособности и героически пойдете ко дну. Держите дистанцию. Она – ваш самый лучший союзник. Желательно, чтоб всегда под боком был кто-нибудь из союзников. Перемещаетесь между точками, берёте в фокус и обстреливаете наиболее опасные цели. По бортам стреляете бронебойными и сшибаете цитадели. В общем, выполняете стандартную роль, присущую линейным крейсерам. Коим «Москва», скорее всего, и является. Т.е. стандартная роль линкора. Но только не такновать носом и сдавать кормой. Этот вариант не сработает. Пробьют носовой траверз. Пробьют барбеты носовых башен и сделают очень больно. А точнее, доведут до не играбельного состояния. И напоследок я вам дам пару советов... Во-первых, «Москва» – не такой крейсер, которым все его представляют. Он не обычный крейсер. Это нечто другое. Попадающее под определение «Большого крейсера». Или, скорее, «Линейного крейсера». Маневренный агрессивный бой – не про «Москву». Действуйте осторожно и аккуратно. Не торопитесь. Успеете. Куда не будете успевать – сможете дострелить. Благо, дистанция стрельбы более чем достаточная. Грамотно выбирайте цели. А ещё лучше, выбирайте бортовые проекции всех возможных целей. Если на фланге никто не подставляет борт – заряжаете фугасы и даёте понять, что так просто им не будет. Во-вторых, не подставляйте борт. Никогда. Никому. Ни в коем случае. Держитесь всегда острым ромбом. Либо на острых углах атаки. Если уж довелось атаковать какой-нибудь линкор или другой крейсер – идите острым углом. Постепенно меняя курс. В момент выстрела лёгкий подворот, залп со всех трёх башен. А затем опять отворот и увеличение угла. Но не становитесь ровно перпендикулярно врагу. Правило 14,3 калибров даст о себе знать. Лучше уж пусть это правило сработает на тонкой носовой обшивке. А снаряды отрикошетят от далее расположенного траверза. В-третьих, комбинируйте боеприпасы. У «Москва» оба типа достаточно хороши. И сильные фугасные, и сильные бронебойные. Однако, если противник к вам бортом – не упускайте возможность пробить ему цитадель. Фугасными боеприпасами всегда успеете пострелять. Будут и линкоры на острых углах атаки. Будут к вам просто носом, постепенно сдавая назад. Да и крейсера на острых углах атаки. Поэтому используйте бронебойные, как видите кого-то, кто активно подставляет прямой борт. И переходите на фугасные боеприпасы, если никто борт больше не подставляет. В-четвёртых, запомните, торпед, как и самолёта-разведчика у вас нет. В ближний бой идите в случае крайней необходимости. «Москву» не боятся в ближнем бою. Как раз таки из-за отсутствия торпед. Поэтому только в случае крайней необходимости идти в ближний бой. Самолёта-разведчика тоже нет. Помните об этом. Торпеды либо засветятся у самого борта, либо их засветит союзнический корабль. Ну или вы словите их от носа до кормы. Помните это, если решите идти в ближний бой. Не стоит на этом крейсере слишком сильно переоценивать свои возможности. Они у этого крейсера достаточно велики, но и сильно ограничены. Если ассоциировать этот крейсер с музыкой – то для игры на нём подойдёт классика или инструментальная. Бах, Чайковский, Рахманинов… Ну, или просто дуэт скрипки и фортепиано. Сильный рок или быстрая ритмичная музыка не подойдут к стилю игры на этом крейсере. Захочется быстрых и стремительных действий. А любое неаккуратное действие – приведёт к плачевным последствиям. Так что, тихая спокойная музыка вместе с продуманным стилем игры. И тогда этот крейсер покажет то, на что способен в таком исполнении. Медиа часть от заокеанских коллег: Удачных боёв и попутного ветра, командиры ! … 114 6 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 175 [PF_V] Kubatai Старший бета-тестер, Коллекционер, Старший бета-тестер, Старший бета-тестер 2 677 публикаций 13 117 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 12 авг 2016, 01:21:59 Традиционно отличный гайд.. Всегда приятно почитать... 3 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 728 [GD] HoffnungsloserJosefBoese Старший бета-тестер, Коллекционер 2 407 публикаций 18 008 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 12 авг 2016, 01:28:45 (изменено) Видно сразу - Работа проведена гигантская, со знанием дела и пониманием объекта обзора, поэтому однозначный лайк за труды, способ подачи и объём информации ! Изменено 12 авг 2016, 02:22:08 пользователем HoffnungsloserJosefBoese 9 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
22 675 [KGB] Sedoj_LV Разработчик, Коллекционер 10 060 публикаций 17 968 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 12 авг 2016, 02:40:55 еще бы добавил, что данный крейсер противопоказан в качестве первой десятки в порту. и маловато видео гайдов по нему. проходящий урон от ББ по противнику, меня пару раз провоцировал ворваться на нем, и я сразу предсказуемо огребал. ошибок не прощает вообще, этакий скорострельный, картонный ЛК, который очень сильно и часто "любят" Изюмы, Айовы, Монтаны и Ямато Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
6 740 [-ZOO-] WarXed Старший бета-тестер, Коллекционер 11 602 публикации 29 178 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 12 авг 2016, 03:14:05 (изменено) Нафига музыку тыкнул? Ек макарек Это блин видео само заиграло %) как так %) Изменено 12 авг 2016, 03:16:07 пользователем WarXed Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 068 3HAJI_6bI_nPuKyn Бета-тестер, Коллекционер 6 123 публикации 19 165 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 12 авг 2016, 03:37:30 (изменено) Молодец! Спасибо огромное за гайд, как раз последнюю десяточку докачиваю и скоро Москва будет в порту! Изменено 12 авг 2016, 03:37:48 пользователем 3HAJI_6bI_nPuKyn Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 12 авг 2016, 03:48:10 (изменено) интересно.кто то дочитал эту фигню до конца? Читает тот - кому интересно. Тому, кому не интересно - вообще не заходит в подобные темы. Для таких есть каналы на Youtube и разного рода видео-гайды. Судя по всему, вы из второй категории. Так зачем было тогда оставлять свой комментарий ? P.S. Да, и, если прям так хотелось взять цитатой целый пост - так хоть под спойлер спрятали бы Изменено 12 авг 2016, 03:51:44 пользователем Reindas 4 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 060 [MEL] Gibson1979 Старший бета-тестер, Коллекционер 3 339 публикаций 36 369 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 12 авг 2016, 03:52:20 Кто пробовал установить на Москву модернизацию на скорострельность за счёт поворота башен? На Гинденбурге она заходит на ура, там башни и так быстро вращаются. Насколько на Москве станет некомфортно в плане поворта башен. Считаю, что на Москве это важно, так как это всё-таки крейсер, а не линкор. Я лично упорол Москву в ПВО (дальность 8.2 км) и выбрал нестандартное решение для первого слота, взял модернизацию на живучесть ПМК/ПВО. Из соображений, что самих установок ПВО у Москвы мало и сконцентрированны они в центре корабля, потеря любой из них, сразу на значительный процент снижает общую эффективность. На третьем уровне я взял перк на обнаружение торпед и думаю, что совершил большую ошибку. Москва корабль для дальнего боя и уклоняться от торпед ей особо и не нужно. Лучше бы потратил 3 очка на что-нибудь другое. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 12 авг 2016, 03:59:27 (изменено) Кто пробовал установить на Москву модернизацию на скорострельность за счёт поворота башен? На Гинденбурге она заходит на ура, там башни и так быстро вращаются. Насколько на Москве станет некомфортно в плане поворта башен. Считаю, что на Москве это важно, так как это всё-таки крейсер, а не линкор. Я лично упорол Москву в ПВО (дальность 8.2 км) и выбрал нестандартное решение для первого слота, взял модернизацию на живучесть ПМК/ПВО. Из соображений, что самих установок ПВО у Москвы мало и сконцентрированны они в центре корабля, потеря любой из них, сразу на значительный процент снижает общую эффективность. На третьем уровне я взял перк на обнаружение торпед и думаю, что совершил большую ошибку. Москва корабль для дальнего боя и уклоняться от торпед ей особо и не нужно. Лучше бы потратил 3 очка на что-нибудь другое. Не стоит ... Башни и так не шибко быстро перекладываются с борта на борт. А с этим модулем и вовсе станет 34 секунды на поворот на 180 градусов. Да и тем более, башни уже не будут успевать за циркуляцией корпуса. Что не очень хорошо... И дистанция огня уменьшается до 19 км. А чем ближе к врагу - тем всё сложнее уворачиваться. Хотя, тут уже на любителя. У всех ведь разные стили игры P.S. Возможно, в нынешних реалиях и интересен будет вариант со скорострельностью. Но там и бдительность нужна, и ГАП, по всей видимости Изменено 12 авг 2016, 04:02:26 пользователем Reindas Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 060 [MEL] Gibson1979 Старший бета-тестер, Коллекционер 3 339 публикаций 36 369 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:06:02 Я не стал увеличивать дальность стрельбы, 19,4 км меня вполне устраивают. Москве надо плавать с Линкорами, она может стать центром ордера, 8.2 км зоны ПВО это много. Когда выйдет 0.5.10, хочу в отряде с 2 Курфюрстами поиграть, это должно быть интересно;-) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:14:30 (изменено) Я не стал увеличивать дальность стрельбы, 19,4 км меня вполне устраивают. Москве надо плавать с Линкорами, она может стать центром ордера, 8.2 км зоны ПВО это много. Когда выйдет 0.5.10, хочу в отряде с 2 Курфюрстами поиграть, это должно быть интересно;-) ПВО у неё дальнее. Это факт. Но вот сила этого ПВО оставляет желать лучшего. Хотя если, как вы говорите, объединить эту ауру с дальними аурами Курфюстов (55-мм Герат) - то, возможно, что-то из этого и получится P.S. Однако, я описал именно те варианты, что будут проще для новичков или тех, кто только сел на этот крейсер. Более агрессивные тактики не рассматривал. Потому что тут нужно не дюжее умение и хороший скилл, чтобы их реализовывать. Пусть сперва ребята привыкнут к этому крейсеру и его особенностям. А потом уж экспериментируют с тем, что им покажется лучшим вариантом Изменено 12 авг 2016, 04:25:54 пользователем Reindas Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 001 Razboynick77 Коллекционер 5 231 публикация 12 276 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:28:46 Шикарно сделано! Хорошая работа! Докачаю кэпа, вернусь на "Москву") Или... Задоначу) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
13 patrickbateman1987 Участник 97 публикаций 6 934 боя Жалоба #14 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:44:15 Подскажите пожалуйста. Я никогда не демонтировал модернизации, поэтому не знаю как там происходит. Сейчас осталось немного дублонов, которые давали на сброс навыков - хочу снять пару модернизаций. Вопрос: с Донского на Москву они точно подойдут? И еще: читал, что часто уничтожают кормовую башню на Москве. Так ли это? Следовательно, модернизацию на прочность башен стоит предпочесть остальным? На Донском довольно часто уничтожали башни, а до него такого не было. И помогает ли модернизация на точность? 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:49:51 (изменено) Подскажите пожалуйста. Я никогда не демонтировал модернизации, поэтому не знаю как там происходит. Сейчас осталось немного дублонов, которые давали на сброс навыков - хочу снять пару модернизаций. Вопрос: с Донского на Москву они точно подойдут? И еще: читал, что часто уничтожают кормовую башню на Москве. Так ли это? Следовательно, модернизацию на прочность башен стоит предпочесть остальным? На Донском довольно часто уничтожали башни, а до него такого не было. И помогает ли модернизация на точность? Скажем, я не сталкивался с тем, чтоб мне уничтожали башни. Заклинивали - да. Но не уничтожали. Ну как происходит... Демонтаж модернизации на склад за 25 дублонов. Просто снимается и перемещается на так называемый склад модернизаций. Потом ты её можешь установить на другой корабль без особых проблем. Кто его знает, помогает эта модернизация ил нет. Да, уменьшает разброс на 7%. Но что такое 7% ? ... Возможно, часть выстрелов проходят более точнее с ней, чем без неё. Однако, во втором слоте больше не из чего выбирать. Либо Модернизация на точность, либо на ПВО. Тут уже больше зависит от того, как намереваешься играть и какого стиля придерживаться Изменено 12 авг 2016, 04:50:40 пользователем Reindas 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
13 patrickbateman1987 Участник 97 публикаций 6 934 боя Жалоба #16 Опубликовано: 12 авг 2016, 04:53:38 (изменено) Спасибо. Я просто где-то на форуме читал, что модернизации могут не подходить к последующему кораблю. Нет такого получается? Изменено 12 авг 2016, 04:56:19 пользователем patrickbateman1987 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 862 Reindas Участник 4 640 публикаций 5 108 боёв Жалоба #17 Опубликовано: 12 авг 2016, 05:07:49 Спасибо. Я просто где-то на форуме читал, что модернизации могут не подходить к последующему кораблю. Нет такого получается? Есть исключения. Такие, как модификации авианосцев и некоторых премиум кораблей. Так же некоторые модификации американских линкоров Но они единичны. В 90% случаев все модификации совместимы с разными кораблями 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 967 anonym_rRTDOt6kF4F3 Участник 2 531 публикация Жалоба #18 Опубликовано: 12 авг 2016, 05:34:19 (изменено) >Сразу же отворачивайте от звеньев Наверное, имеется в виду звенья бобров? Потому как против торперов наоборот надо отворачивать НА звено. Изменено 12 авг 2016, 05:39:29 пользователем anonym_rRTDOt6kF4F3 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
13 patrickbateman1987 Участник 97 публикаций 6 934 боя Жалоба #19 Опубликовано: 12 авг 2016, 05:36:31 Есть исключения. Такие, как модификации авианосцев и некоторых премиум кораблей. Так же некоторые модификации американских линкоров Но они единичны. В 90% случаев все модификации совместимы с разными кораблями Спасибо. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 220 [FE_B] _BPA4_TTCUXYIIIKU_ Бета-тестер, Коллекционер 2 926 публикаций Жалоба #20 Опубликовано: 12 авг 2016, 06:00:02 Считаю что гайд можно было и дополнить, нету варианта перков с взрывотехником, нету варианта раскачки через досылатель. Лично я играю с досылателем и взрывотехником через маскировку, результат один из лучших по серверу, странно что этих вариантов просто нету вообще в гайде. 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию