Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
andreir

Сообщество "DO Not Ask for Trouble" [DONAT]

В этой теме 69 684 комментария

Рекомендуемые комментарии

19 138
[9-MAY]
Участник, Коллекционер
7 016 публикаций
34 881 бой

Бумажные корабли? Резиновые ммм, леди. *** без градусов. 

Куда мир катится. Печальное зрелище. 

 

Завтра обновление?

В первый раз пропущу, к выходным с дачи приеду, посмотрю что и как.

Клиент 64, Директ 10.1 ...Даже и не знаю, потянет ли все это  мой старенький Мас. :-(

 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 229
[DONAT]
Бета-тестер, Коллекционер
421 публикация
Сегодня в 17:07:47 пользователь BETEPAH_OKCBA сказал:

А СС и Кремль - разные проекты.

 

Это не оправдание назвать самый могучий корабль советской ветки Кремлем. И Ленин тоже плохое название для линкора.

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 138
[9-MAY]
Участник, Коллекционер
7 016 публикаций
34 881 бой

А меня в теме про обнову минусят...Всего лишь про поддержку Мас ОС спросил...

Не любят нашего брата. 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 963
[9-MAY]
Бета-тестер
5 167 публикаций
16 701 бой
Сегодня в 17:00:36 пользователь Z0E сказал:

 

Зачем что-то придумывать? Там в серии должны были быть Советская Украина и Советская Белоруссия. 

Зарево от взрывающихся пуканов свидомых и прочих скорбящих по великому княжеству литовскому - это бесценно. :Smile_trollface:

Я не против Советской Белорусии, это была достойная республика бывшего СССР:Smile_honoring: Но, ВКЛ не трожь, это тоже, белорусская история, и тоже достойная.

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
206 707
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер, Лоцман
45 439 публикаций
31 267 боёв
Сегодня в 17:14:34 пользователь Z0E сказал:

 

Это не оправдание назвать самый могучий корабль советской ветки Кремлем. И Ленин тоже плохое название для линкора.

Ленин - абсолютно не в тему . согласен.

Кремль (если не трогать политику) - вполне вписывается в конву.

Сегодня в 17:15:20 пользователь Palych011255 сказал:

А меня в теме про обнову минусят...Всего лишь про поддержку Мас ОС спросил...

Не любят нашего брата. 

Сходил ; подправил. 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 229
[DONAT]
Бета-тестер, Коллекционер
421 публикация
Сегодня в 17:17:04 пользователь _JIukBuDaToP__ сказал:

Я не против Советской Белорусии, это была достойная республика бывшего СССР:Smile_honoring: Но, ВКЛ не трожь, это тоже, белорусская история, и тоже достойная.

 

ВКЛ - очень достойный проект построить российскую империю, альтернативный московскому. Но не сложилось.

Мне не нравятся пассажиры, пытающиеся положить его в фундамент своей русофобии. 

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
206 707
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер, Лоцман
45 439 публикаций
31 267 боёв

Что нас в политику потянуло ........... 21.gif

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 963
[9-MAY]
Бета-тестер
5 167 публикаций
16 701 бой
Сегодня в 17:24:05 пользователь Z0E сказал:

 

ВКЛ - очень достойный проект построить российскую империю, альтернативный московскому. Но не сложилось.

Мне не нравятся пассажиры, пытающиеся положить его в фундамент своей русофобии. 

А как ты хотел, ведь столько войн было с Москвой, конечно, это как фундамент для многих русофобов. Я к ним не отношусь, но мне обидно, что в нашей стране не чтят свою историю как положено. Но я уверен, что к нам вернётся погоня и бело- красно-белый.

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
206 707
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер, Лоцман
45 439 публикаций
31 267 боёв

Всем хорошего вечера !  :Smile_honoring:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
33 634
[LST-V]
Участник, Коллекционер
13 500 публикаций
22 639 боёв
Сегодня в 17:49:03 пользователь BETEPAH_OKCBA сказал:

Всем хорошего вечера !  :Smile_honoring:

И томного?:cap_like:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 505
[LGG]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
3 665 публикаций
39 029 боёв

"Морское Сражение "DONAT"

(статистика боёв)

Скрытый текст

2058048987_01.thumb.png.9702702a1027ec9691d93e4a9cc5f7f1.png

:Smile_honoring:

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
33 634
[LST-V]
Участник, Коллекционер
13 500 публикаций
22 639 боёв
Сегодня в 20:47:32 пользователь K0K0PELLI сказал:

"Морское Сражение "DONAT"

(статистика боёв)

  Показать содержимое

2058048987_01.thumb.png.9702702a1027ec9691d93e4a9cc5f7f1.png

:Smile_honoring:

Круто:Smile_great:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 505
[LGG]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
3 665 публикаций
39 029 боёв
Сегодня в 20:49:14 пользователь Glin_Ronin сказал:

Круто:Smile_great:

Спасибо :Smile_honoring:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
154 215
[FLD]
Бета-тестер
91 767 публикаций
15 735 боёв
В 23.04.2019 в 20:47:32 пользователь K0K0PELLI сказал:

"Морское Сражение "DONAT"

(статистика боёв)

  Скрыть содержимое

2058048987_01.thumb.png.9702702a1027ec9691d93e4a9cc5f7f1.png

 

В 23.04.2019 в 20:49:14 пользователь Glin_Ronin сказал:

Круто:Smile_great:

:Smile_honoring:

Присоединяюсь всеми фибрами!:Smile_honoring:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 138
[9-MAY]
Участник, Коллекционер
7 016 публикаций
34 881 бой

Всем хорошего дня и отличного настроения!!!

На даче лепота, птички как сбесились - орут спасу нет. Весна!!!

За бортом +2С.

 

Вчера приезжал кадастровый инженер, увидел мой домик, не выдержал и засмеялся.

Таких маленьких он еще не регестрировал...Ну и ладно. 

Пенсионера каждый обидеть может. 

 

 

Изменено пользователем Palych011255
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
21 514
[DONAT]
Старший бета-тестер, Коллекционер, Старший бета-тестер, Старший бета-тестер
15 616 публикаций
5 773 боя
В 23.04.2019 в 21:34:04 пользователь _JIukBuDaToP__ сказал:

Я, типа, распространяю заведомо ложную информацию. Ну-ну..

Вот что я думаю. Ваш потёртый пост не читал и не знаю, о чем он. Но вот какая штука...

Если вы не присутствовали лично на совещании, где принималось какое-то решение, любое ваше мнение о происходящем внутри компании/разработки - просто догадки. Соответственно - ложная информация. Как-то так...

 

 

ЗЫ.

Всем утра!

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
66 117
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Участник, Коллекционер
23 618 публикаций
27 068 боёв

Трямствуйте!


У господина Кондратьева увидел такие картинки:

Скрытый текст



_DSC6647

_DSC6649
 

Давай искать про ВВС Поволжской республики. Нашёл у того-же Кондратьева:

Скрытый текст

Казань брал...

Мало кто знает, что 10 сентября - знаменательная дата в истории наших ВВС. 10 сентября 1918 года успешно завершилась первая крупномасштабная боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия при активной поддержке авиации взяла Казань.

В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 самолетов различных типов под командованием летчика Константина Акашева. В ходе операции она совершила более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете около пяти тонн осколочно-фугасных бомб и 150 кг листовок. Боевых потерь не было, однако двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

Самый крупный налет состоялся вечером 19 августа, когда Казань одновременно атаковали 10 советских аэропланов. Пользуясь отсутствием у противника зенитных средств, они снижались до 100 метров, целясь в наиболее приметные дома. Акашев из задней кабины "Сопвича", который пилотировал летчик Кудлаенко, лично сбросил на белогвардейцев четыре пудовые бомбы. По докладам экипажей, вернувшихся с задания, во время налета центр города словно вымер, все люди прятались по подвалам. Тут и там виднелись брошенные извозчичьи пролетки, застыли на рельсах опустевшие трамваи и только носились, не разбирая дороги, обезумевшие от грохота взрывов лошади. В результате налета было разрушено здание дворянского собрания, несколько бомб упали на территории казанского кремля.

По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"

Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. Однако распорядиться ею народоармейцы не сумели, использовали редко и неэффективно, а при бегстве из города - бросили 30 аэропланов, ставших трофеями Красной армии. 
kazan-color
Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:

Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта. 

Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены народоармейские опознавательные знаки, представлявшие собой изображения георгиевских лент. 

Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая стрела на хвосте, вероятно, эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу. 

sviyajsk

spad-pavl-2

Самолеты Воздушной флотилии 5-й Армии на аэродроме в Свияжске, август 1918 г. 

pavlov-kazan

Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов. 

vuazen-kazan

Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армией. 
 
©В.Кондратьев.

Классненький журнал, оказывается, "Наука и Техника"... Чавойта залип я на него... 

Скрытый текст

Легендарные советские тяжелые атомные крейсеры отправляют в утиль

Судя по информации, поступившей из госкорпорации «Росатом», а также по материалам газеты «Известия» принято решение об утилизации тяжелых атомных ракетных крейсеров «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») проекта 1144 и «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе») проекта 11442. На это будет потрачено 750 млн. рублей.  

 

Атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан» считаются крупнейшими в мире после авианосцев. Это единственные боевые надводные корабли в составе российского флота с атомной энергетической установкой. Их дальность хода практически неограниченна. К тому же крейсеры могут работать в тяжелых климатических условиях, в том числе в арктическом регионе. Отметим, что по стандартам НАТО эти корабли характеризуются как «линейные крейсеры» ввиду их чрезвычайного размера и вооруженности.

krejser-petr-velikij.jpg

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Для ВМФ СССР и России было построено четыре атомных крейсера типа «Орлан»: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Строительство серии растянулось почти на четверть века - с 1973 по 1996 год. Пятый корабль проекта – «Адмирал Кузнецов» – так и не был заложен, а его название было передано тяжелому авианесущему крейсеру «Тбилиси». Три корабля отправились на Северный флот, а последний — «Адмирал Лазарев»  на Тихоокеанский. К настоящему времени в строю остался только один последний  корабль этого проекта — «Петр Великий».

krejser-admiral-ushakov.jpg

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Первенец серии «Орланов» — крейсер «Адмирал Ушаков», спущенный на воду в 1980 году, был выведен из состава флота в 2002 году и отстаивался в Северодвинске. Интересно, что апреле 2015 года на нем состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения корабля в составе ВМФ, но, к сожалению, свою сороковую годовщину  ветеран похоже уже не отметит. К тому же почти половину своей жизни корабль простоял у стенки никому не нужной грудой металла. 

admiral-naximov.jpg

«Адмирал Нахимов»

Крейсер «Адмирал Лазарев» был законсервирован на Дальнем Востоке с 1990-х годов. В 2002 году в одном из кубриков крейсера случился пожар, который тушили четыре часа, после чего корабль неспешно ремонтировали, вплоть до 2014 года. Их своих 35 лет жизни крейсер находился  в рабочем состоянии всего 12 лет, а в отстойнике провел в два раза больше – 23 года.

krejser-admiral-lazarev.jpg

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Лазарев", 2012 год.

По мнению бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала В. Селиванова: «…эти корабли были совершенными для своего времени, но их ресурс не безграничен. «Адмирал Ушаков» - первый советский атомный крейсер, он был передан флоту в 1980 году и прослужил больше жизненного срока в 30 лет. После этого наступает износ корпуса и основных систем корабля, поэтому капитально ремонтировать его смысла нет».

krejser-kirov.jpg

«Киров» уходит в последний поход

Отметим, что по той же информации в 2021 году кроме атомных крейсеров предусматривается утилизация и четырех атомных подводных лодок - большой атомной подводной лодки К-448 "Даниил Московский"  проекта 671РТМК  и трех атомных подводных ракетных крейсеров проекта 667БДР - К-221 «Петропавловск-Камчатский», К-232 «Подольск» и К-433 «Святой Георгий Победоносец».

 

©С.Шумилин.

Скрытый текст

Крейсеры ВМС Польши

Многие «малые» флоты всеми правдами и неправдами стремились включить в списки своих ВМС хоть один крупный корабль – броненосец, или хотя бы крейсер.

Руководство страны было уверено, что наличие в их флоте такой боевой единицы поднимет их влияние и повысит международный престиж государства. Однако строить самостоятельно эти корабли могли только самые богатые и развитые страны, что они охотно и делали, но за «большие деньги». Польша свободных средств не имела, но, тем не менее, в составе ее флота все-таки оказались крейсеры. История их появления настолько оригинальна, что заслуживает подробного рассказа.

 

  В 1917 году Антанта вернула независимость Польше. Образованная после окончания Первой мировой войны страна имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому «Польскому коридору» через территорию Германии. Польский флот образовался из 6 старых германских миноносцев, переданных Польше по Версальскому договору. Длина берего­вой линии молодого государства составляла всего 90 миль, одна­ко этот факт не смущал руководство новоявленного флота, и раз­работанная в 1920 году 10-летняя программа военного кораблестрое­ния предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораб­лей. Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов по курсу 1920 г!), ее нереальность была настолько очевидна, что она даже не ста­ла выноситься на обсуждение Сейма.

2.jpg

Французский бронепалубный крейсер I класса «Д’Антрекасто»

3.jpg

Боковой вид крейсера «Д’Антрекасто»

Несмотря на амбициозные проекты некоторых польских лидеров по созданию крупных боевых кораблей, самой большой реальной боевой единицей военно-морского флота Польши был минный заградитель «Гриф» («Gryf»; водоизмещение стандартное 2250 т, мощность машин 6000 л.с., скорость хода 20 узлов, длина наибольшая 103,2 м, ширина 13,2 м, среднее углубление 3,6 м. Вооружение: шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия, от 300 до 600 французских мин типа SM-5). Он был заложен в 1934 году на верфи французской фирмы «Огюстэн Норман», и должен был сочетать в себе свойства минного заградителя, учебного судна и государственной яхты президента Пилсудского (Józef Klemens Piłsudski; 1867—1935).

В 1927 году поляки купили у Бельгии бывший французский бронепалубный крейсер I класса «D’Entrecasteaux» («Д’Антрекасто»*), 1899 года постройки. В «молодости» это был весьма неплохой оригинальный корабль с тяжелой башенной артиллерией и умеренной ско­ростью. Предназначался для действий в отдаленных районах с жарким климатом: подводная часть корпуса была обшита деревом и покры­та медью, погреба боезапаса имели специальную сис­тему охлаждения. Водоизмещение нормальное 7995 т, основные размерения 117 х 17,8 х 7,5 м. ПМ – 2, ПК – 5, мощность ЭУ 14 500 л.с., скорость 19,2 узлов. Экипаж 559 человек. Вооружение: два 240-мм/40, по двенадцать 138-мм и 47-мм орудий, два 450-мм ТА.  Это были самые тяжелые орудия когда-либо устанавливавшиеся на французских крейсерах. Выбор необычного для крейсеров калибра объяснялся тем, что предполагалось применение «D’Entrecasteaux» против туземных укреплений, а также малых броненосцев второстепенных флотов. В таких обстоятельствах крупный калибр выглядел предпочтительнее скорострельных пушек. Для возможности ведения продольного огня из 138-мм орудия борта имели значительный завал. Башни главного калибра были защищены броней из никелевой стали толщиной до 250 мм. Восемь орудий калибром 138 мм расположены в казематах на главной палубе и 4 – на верхней палубе за щитами в средней части корпуса. Казематы и щиты имели броню толщиной 55 мм. Небольшая боевая рубка была прикрыта 250 мм броней. Толщина броневой палубы была 55 мм, скосы – 100 мм, Над ними располагалась противоосколочная палуба толщиной 20 мм и по бортам коффердам.

 

Скрытый текст

*Иосиф Антоний Бруни D'Eatrecasteaux – французский мореплаватель (1739–1793); первоначальное образование получил в иезуитской коллегии, откуда 15-ти лет был отдан во флот. В 1769 г., командуя фелукою, участвовал в покорении Корсики; в 1778 г., когда возгорелась война между Францией и Англией, получил в командование фрегат, на котором удачно отразил нападение двух корсаров, пытавшихся овладеть конвоируемыми им купеческими судами. В 1783 г. он получил назначение командовать французскою эскадрою в водах Ост—Индии. В это время он совершил с эскадрою замечательный переход из Индии в Китай, пройдя новым путем через Зондский архипелаг, кругом Mapианских и Филлипинских островов. Когда в 1791 г. было решено послать экспедицию для отыскания следов Лаперуза, Д'Антрекасто был назначен командовать ею. Умер от цинги на пути к Молуккским островам. Хотя одна из главных целей экспедиции, отыскание следов Лаперуза (Jean François de Galaup, comte de La Pérouse; 1741—1788?), не была достигнута, но, тем не менее, плоды этого плавания весьма богаты, не столько по важности открытий, сколько по числу и точности произведенных исследований.



К 1914 году скорость крейсера не превышала 17 узлов, однако его «поставили в строй». До 1916 года он действовал на Средиземном море, неоднократно обстреливал турец­кие позиции в Палестине и Сирии. За­тем оперировал в Ла-Манше, сопровож­дал конвои до Мадагаскара. Снова пе­решел на Средиземное море, где использовался преимущественно как вой­сковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии как блокшив. После расформирования бельгийского флота, продан в Польшу за 3 млн. франков на слом 07.03.1927 и отбуксирован в Гдыню, где его вместо распила «на иголки» ввели в состав ВМФ как «Król Władisław IV»*. В 1930 году корабль переименован в «Baltyk» («Балтик»). Использовался польскими ВМС как плавучая казарма и учебное судно ORP «Baltyk», стал главным учебным центром по подготовке специалистов для флота. В 1939 году захвачен немцами и в 1942 году разделан на металл.  

 

Скрытый текст

*Владисла́в IV (Władysław IV Waza; 1595—1648) — король польский и великий князь литовский с 6 февраля 1633 года (провозглашение избрания 8 ноября 1632), старший сын Сигизмунда III. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство (Семибоярщина) признало королевича Владислава царем и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. 27 августа (6 сентября) 1610 года, как русский царь, принял присягу московского правительства и людей, но в православие не перешел, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 года в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; в 1613 году царем был избран Михаил Федорович Романов, однако до 1634 года Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. В 1617 году Владислав, поощряемый польским Сеймом, неудачно попытался овладеть русским престолом, но ограничился территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно отказался от претензий на Россию по Поляновскому миру в 1634 году, уже будучи польским королем.



Но, как полноценный крейсер его учитывать, конечно же, не стоит, поскольку он в ВМФ Польши не был боевым кораблем, а использовался только в качестве блокшива. Ну, а описание в очередном альтернативно-историческом «шедевре» О. И. Тониной, как этот крейсер в 1939 году «изящным таранообразным носом хищно вспарывает морскую гладь», лихо воюет, обращая их в бегство, с немецкими линкорами (ну ладно бы только со старичком «Schleswig-Holstein», но ведь и на «Scharnhorst» замахнулся) и вывозит золотой запас страны – оставим на совести автора. Ольга Игоревна, безусловно «женщина приятная во всех отношениях», но даже и на нее поляки наверняка обиделись за такое откровенное издевательство над их «морской мощью».

4.jpg

Польский учебный корабль «Балтик». 

К началу Второй мировой войны реальные, а не альтернативные, польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщи­ков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели или интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 года польский флот под британским управлением получил первое пополнение – за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота – всего за годы войны польский флаг поднимался дву­мя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносца­ми, тремя подводными лодками и 10 ТКА из состава британского флота.  

Крейсер ORP «Dragon» (бывший HMS «Dragon») – получен от RN 15.01.43. «Dragon» («Дрэгон») — последний корабль первой серии британских крейсеров типа D был заложен на верфи компании «Scotts' Shipbuilding & Engineering Co. Ltd.» 24 января 1917 года, спущен на воду 29 декабря 1917 года. Постройка крейсера «Dragon» полностью завершилась 16 августа 1918 года.  19 декабря 1928 года корабль прибыл на верфь в Четеме для ремонта, по окончании которого 18 марта 1930 года получил назначение в 8-ю крейсерскую эскадру Вест-Индской морской станции. В североамериканских водах «Dragon» служил до вывода в резерв 16 июля 1937 года. 

5.jpg

Крейсер HMS «Dragon»
 

Крейсер вновь ввели в строй лишь перед самым началом войны, и в сентябре 1939 года «Dragon» числился в базировавшейся на Скапа-Флоу 7-й эскадре крейсеров Флота метрополии из состава Северного патруля. Это крейсерское соединение было сформировано из кораблей 7-й и 12-й эскадр под командованием вице-адмирала М. Хортона (Admiral Sir Max Kennedy Horton; 1883–1951) 6 сентября 1939 года для патрулирования в проливах между Шетландскими и Фарерскими островами, а также между Фарерскими островами и Исландией. В первые дни войны этим путем в германские порты пытались прорваться десятки немецких коммерческих судов, застигнутых войной в нейтральных портах. Вместе с торговыми судами стран-союзниц и нейтральных государств число остановленных для досмотра кораблей в первые три недели действий патрульных сил перевалило за сотню

До 1943 года он входил в состав британских королевских ВМС. Дальнейшая судьба крейсера «Dragon» приобрела неожиданный поворот. Командование военно-морского флота Польши во главе с вице-адмиралом Ежи Свирским (wice-admiral Jerzy Swirski; Георгий Владимирович Свирский, 1882–1959) еще с 1941 года добивалось передачи полякам во временное пользование на время войны (как сейчас говорят в лизинг) одного из строившихся крейсеров. Польские моряки, вероятно, очень рассчитывали получить крейсер типа «Colony». Ибо в постройке как раз находились целых три корабля этого типа, «Uganda», «Newfoundland» и «Ceylon», причем вступление в строй первых двух ожидалось в конце 1942-го – начале 1943 года, а третьего — полугодом позднее. Англичане, естественно, не были склонны передавать союзникам первоклассные новейшие корабли, тем паче, что сами испытывали в них острый недостаток, а, кроме того, вполне обоснованно считали, что поляки не имеют опыта использования кораблей крейсерского класса.

6.jpg

Капитан 1 ранга Е. Плавский (comandor Eugenius Plawski; 1895—1972)

Поэтому в июле 1942 года от британского Адмиралтейства поступило предложение передать PMW один из старых крейсеров типа D, как только такой корабль появится в составе резерва. При этом указывалось, что передача корабля может состояться в середине 1943 года, а к этому времени польское командование должно подготовить обученный экипаж, который решили сформировать из моряков, прибывших из Советского Союза. В январе 1942 года в соответствии с советско-польским соглашением, заключенным в августе 1941 года, из СССР в Великобританию прибыли 1100 польских моряков бывшей Пинской речной флотилии, взятых в плен в 1939 году и около двух лет находившихся в советских лагерях*. Из них, в основном, и сформировали большую часть команды крейсера. Кроме речников, в состав экипажа вошли некоторые члены команд польских кораблей, ушедших в Англию в 1939 году и поляки-эмигранты из Франции. В результате сформированный разношерстный экипаж только на треть состоял из людей, имевших опыт морских плаваний. Еще больше проблем было с подбором командных кадров. Из Советского Союза прибыло всего лишь несколько офицеров, да и то в основном не моряков, а речников из состава Пинской флотилии. Командиром крейсера еще в январе был назначен один из опытнейших польских морских офицеров командор (капитан 1 ранга) Е. Плавский (comandor Eugenius Plawski; 1895—1972).   

 

Скрытый текст

*Если военно-морской флот Польши оказал некоторое влияние на ход боевых действий при оккупации страны Германией, как напрямую, уничтожив аж четырех немецких моряков в ходе боя 2 сентября польских кораблей с немецкими эсминцами, так и косвенно – их потопление потребовало участия нескольких десятков самолетов люфтваффе, которые поэтому не были использованы на других участках фронта (правда, поляки пишут о 2 сбитых «юнкерсах», но немцы это опровергают), то речные корабли вообще не сделали ни одного выстрела по врагу и были героически затоплены своими экипажами. Флотилия базировалась на военный речной порт в Пинске и состояла из 6 речных мониторов, вооруженных 4 орудиями 7,5―10-см калибра, а также зенитными орудиями и пулеметами, 12 речных канонерских лодок, вооруженных пароходов и 30 моторных катеров, нескольких гидросамолетов и глиссеров. По разным данным в составе флотилии находились 41 офицер и 1422 подофицеров и матросов. Попали в плен не все – перед капитуляцией генерал Франтишек Клееберг ( Franciszek Kleeberg;1888—1941), принявший на себя командование польскими частями на Востоке, «разрешил» тем, кто родился на Полесье, вернуться домой, чем многие воспользовались. Монитор «Краков» под командованием капитана Ежи Войцеховского (Wojciechowski  Jerzy; 1915–2013) 17 сентября ушел на восток и прикрывал отход пограничной бригады на юго-запад. К 20 сентября корабль возвратился в Пинск, куда в это вре­мя уже вошли советские танки. После дозаправки топливом корабль сопровождал небольшой караван к Королевскому каналу по реке Пине. После успешного плавания конвой остановился на ночь около Янов Полески. Дальнейшее продвижение по Королевскому каналу оказалось заблокировано взорванным польскими саперами мостом. Команда не ре­шилась взорвать монитор в непосредственной близости от жилых домов, затопила его и эвакуировалась на юг по железной дороге. Даже и взятые в плен не все были отправлены в лагеря – 23 сентября 1939 г. Ворошилов и Шапошников приказали: «Военнопленных крестьян Западной Белоруссии и Западной Украины, если они представляют документы, удостоверяющие, что они действительно были мобилизованы и не поляки, разрешается освободить».



15 января 1943 года состоялась церемония передачи крейсера Польше во временное пользование на период войны. Свирский постановил, английского названия крейсера не менять (сходное название носил первый польский военный корабль, галеон «Smok» – т.е. дракон по-польски, построенный в 1571 году на верфи в Элъбите, Восточная Пруссия). Изменилась лишь аббревиатура принадлежности корабля HMS (His Majesty's Ship — Его Величества Корабль) на ORP (Okret Rzeczi Pospolitej — Корабль Речи Посполитой) «Dragon». Крейсер вошел в состав Флота метрополии, хотя и не был зачислен в какую-либо из эскадр. Кроме того, 12 января состоялась смена командира корабля: вместо назначенного начальником штаба PMW Е. Плавского командиром стал командор-поручник (капитан 2 ранга) Станислав Дзенисевич (Stanislaw Dzienisiewicz Tytus; 1897–1979). Период обучения экипажа закончился 6 февраля, на следующий день крейсер вышел из Гринока в Скапа-Флоу, куда прибыл 8 февраля. Вскоре «Dragon» был определен в 10-ю крейсерскую эскадру Флота метрополии, проходившую подготовку к десантной операции по высадке союзных войск на побережье Нормандии. Кораблям предстояла огневая поддержка высаживавшихся подразделений британской 3-й пехотной дивизии.  

7.jpg

Схема крейсера ORP «Dragon»

В 04.20  8 июля 1944 года «Dragon» атаковала немецкая человекоуправляемая торпеда «Neger» («Негер»), которая представляла собой «двухэтажный» комплекс в виде двух параллельно закрепленных торпед. Нижним «этажом» являлась обычная боевая торпеда G7е, а такая же верхняя торпеда служила транспортным средством. Поэтому вместо заряда взрывчатки (300 кг) в ее головной части поместили кабину водителя. В ней были установлены самые примитивные органы управления: акселератор, руль да рычаг пуска нижней торпеды. Прицел был самым простым — кольцо на кокпите и металлическая планка на носу торпеды. «Neger» мог пройти 48 миль со скоростью 4 узла. Пилот был втиснут в узкий кокпит, при этом его плечи и голова выступали над водой не более чем на 46 см.   

Впервые немцы применили такие торпеды в Ла-Манше в ночь с 5 на 6 июля, потопив два британских тральщика. Если быть точнее, «Neger» представлял собой нечто промежуточное между человеко-торпедой и сверхмалой подводной лодкой, управляемой единственным пилотом. Выпущенная старшим фенрихом-цур-зэе Карлом Подхастом (Oberrfähnrichn zur See Karl Heinz Potthast; 1924–2011) боевая торпеда попала в кормовое машинное отделение. Взрыв произошел по левому борту на уровне ватерлинии между дымовыми трубами. На крейсере сначала решили, что корабль напоролся на мину: именно такое сообщение было передано в 5.01 флажным сигналом на крейсер «Emerald» для передачи на штабной корабль. Никем не замеченный торжествующий Подхаст покинул район боя. Однако на пути в базу, после рассвета, его «Neger» был замечен британским тральщиком «Orestes» («Орестес») и потоплен огнем 20-мм автомата, раненный водитель попал в плен.  

8.jpg

Германская человекоуправляемая торпеда «Негер»

Около суток продолжалась борьба экипажа за живучесть, однако спасти корабль не удалось. Полузатопленный крейсер отбуксировали к отмели, где он был оставлен в качестве дополнительного элемента искусственного мола порта №4 Gooseberry под Арроманшем. Крейсер «Дрэгон» был исключен из списков кораблей польского флота 9 июля 1944 года. Его подняли только в начале 1950-х годов, после чего продали на металл. При взрыве погибли 26 членов польского экипажа, в том числе один офицер. С крейсера «Emerald» обнаружили в море тела еще трех польских моряков, которые после отдания им соответствующих воинских почестей захоронили в море. Тела девяти убитых так и оставались в затопленных отсеках корабля. Общее число раненых составило 14 человек, но 11 из них впоследствии умерли.   

9.jpg

Искусственный мол порта №4 Gooseberry

Для компенсации этой потери Польше был передан аналогичный крейсер «Conrad» (бывший HMS «Danae») — получен от RN 4.10.44.  Корабль был заложен 11 декабря 1916 года, спущен 26 января 1918-го, вошел в строй в июне 1918 года. В 1923 году крейсер был включен в эскадру особого назначения КВМС, использовавшуюся для пропагандистских целей. С 1927 по 1929 годы «Danae» («Даная») несла службу в качестве корабля сопровождения в 1-й эскадре крейсеров. Потом она отправилась в Великобританию на ремонт и модернизацию, которые продолжались до 1930 года. После ремонта она вошла в 8-ю эскадру крейсеров, базировавшуюся в Вест-Индии. В 1935 году законсервирована. В июле 1939 года, когда стало ясно, что Вторая мировая война уже неизбежна, корабль был возвращен в состав Королевских ВМС Великобритании.

Крейсер «Danae» к началу Второй мировой войны входил в состав 9-й эскадры крейсеров Южно-Атлантического командования. В январе 1940 года переведен на Китайскую станцию, где оставался до начала войны с Японией. 20.1.1942 вошел в состав так называемого Китайского соединения, сформированного для сопровождения конвоев в районе Сингапур – о. Ява. 28.2.1942 перешел в Коломбо и включен в состав Восточного флота. После ремонта в Тайне (1.8.1942 – 7.7.1943) вернулся в 4-ю эскадру крейсеров Восточного флота.   

10.jpg

Британский крейсер HMS «Даная»

Служба в водах Индийского океана продолжалась до марта 1944 года, когда вся конвойная группа получила приказ вернуться в метрополию, что было связано с началом подготовки союзных сил к проведению операции по высадке в Нормандии. По окончании операции вторжения  «Overlord» крейсер был выведен в резерв и 1 сентября направлен в Плимут, где в дальнейшем должен был использоваться в качестве плавучего склада в подчинении командования Портсмутского округа. Однако вскоре оказалось, что старому кораблю еще рано на покой, англичане решили передать его полякам, ибо он был однотипным с «Dragon», что позволяло избежать длительного процесса переобучения польского экипажа. 18-го июня 1944 года состоялось назначение польского командира корабля: им стал прежний командир крейсера «Dragon» командор С. Дзенисевич. После передачи Польше, до 23.1.1945 находился в ремонте, затем сопровождал союзные конвои в устье Шельды.  

Водоизмещение 4575/около 6000 т; основные размерения 136 x 14 x 4,9 м; 4 ТЗА, 6 ПК, мощность ЭУ 40 000 л.с., скорость 29 узлов, запас топлива 1060 т нефти, дальность плавания 5000 (15) миль. Бронирование: борт 25–76 мм, палуба 25 мм, рубка 76 мм, щиты орудий ГК 25 мм. Экипаж 460 человек. Вооружение: пять 152-мм/50, два 102-мм/45 орудия, 2 x 4 — 40-мм, 5 х 2 и 4 х 1 («Dragon») или 4 x 2 («Conrad») 20-мм зенитных автоматов, 4 x 3 — 533-мм ТА (только на «Dragon», сняты в 1944 г.). Состав вооружения приведен на момент передачи кораблей польскому флоту.   

11.jpg

Подъем польского флага на крейсере «Конрад»

В ходе ремонта поляками рассматривался вариант о переименовании «Данаи» в «Вильно» или «Львов», однако эти города по итогам Ялтинской конференции уже принадлежали СССР, и британцы, опасаясь возникновения конфликтной ситуации с Советским Союзом, сделать это не позволили. С мнением и интересами  СССР, в отличие от современной России, в этот период в Европе очень даже считались. Тогда кораблю решили дать нейтральное с точки зрения политики имя, «Конрад», в честь Джозефа Конрада (D. Conrad; 1857–1924), английского писателя польского происхождения (настоящее имя Юзеф Теодор Конрад Коженёвский).   

Впрочем, повоевать кораблю удалось всего 20 дней. Из-за сильного износа механизмов 12.2 — 29.5.1945 крейсер снова находился в ремонте. Уже после капитуляции Германии корабль прибыл в Вильгельмсхафен, затем совершил 8 рейсов к берегам Скандинавии, перевозя репатриантов. С начала 1946 года «Conrad»  находился в Розайте вместе с польскими эсминцами «Blyskawica», «Garland» и «Piorun». В феврале моряки этих кораблей приняли участие в маневрах Флота метрополии. 8 марта 1946 года польские корабли были выведены из состава Флота метрополии; теперь они были подчинены морскому командованию военно-морской базы в Розайте, образуя группу «Север». 15 апреля по соглашению с британским Адмиралтейством они совершили поход из Розайта в Плимут для встречи с экипажами базировавшейся там южной группы польских кораблей. В начале августа крейсер «Conrad» уже был готов к передаче Королевскому флоту, а часть экипажа переведена в Хелленсборо в Шотландии.

12.jpg

Крейсер «Конрад» модель

28.9.1946 крейсер был возвращен Великобритании и получил прежнее название «Danae», после чего польский экипаж отправили в лагерь PMW в Оукгемптоне. Но служба его под «Юнион Джеком» была совсем недолгой – 22.1.1948 корабль продали на слом «British Iron and Steel Corporation» (BISCO), а три месяца спустя, 27 марта, он прибыл на верфь фирмы Т.W.Ward в Барроу («Barrow Yard») для разделки на металл.

©Ю.Каторин.

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
33 634
[LST-V]
Участник, Коллекционер
13 500 публикаций
22 639 боёв

Всем здравствовать:Smile_honoring: 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
21 104
[DONAT]
Модератор, Коллекционер
9 601 публикация
20 979 боёв

Всем доброго утра и хорошего дня!

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 945
[DONAT]
Коллекционер, Старший бета-тестер
4 304 публикации
10 089 боёв

Доброй среды!

Ну, с патчем нас!

Скрытый текст

Как думаете, как обычно, или случится чудо и не будет косяков?

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×