Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_wbCie5O60w4h

Эскадренный миноносец "Завидный"

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
34 публикации

dde09c325dccf0687cd45139653d7f35.jpg

Миноносец "Завидный" Черноморского флота на переходе морем

dd17aea25eb1213529617c677b64a2c0.jpg

Миноносец "Завидный" и эсминец "Счастливый" Черноморского флота на переходе морем (1915 г.)

96e6f1f68d06391ba955c7357d61cc45.jpg

Миноносец "Завидный" Черноморского флота

 

Фото модели судна с Николаевского музея судостроения и флота

e4b68a4a301d65a3f8b6e6f5d8516d29.jpg53a589af015c68ef0babb34544c731d6.jpg8dc2f455277b64422269872fb7332085.jpg88aec89aad90fd6b3a2db4e8ffdfceaa.jpg

d6203fde8468ef22866847775474d99f.jpgСудно создавалось в рамках судостроительной программы на 

1882—1902 год. Изначально планировалось строить судно на Балтийском море, после чего своим ходом перегонять в Черное море. По понятным причинам заказ перенесли в Николаев на верфь "Наваль" ( сейчас "Черноморский судостроительный завод"). "Завидный" строился по чертежам 350-тонного миноносца типа "Буйный", но с незначительными 

изменениями. По опыту полученному в плавании прототипа камбуз был вынесен на верхнюю палубу, установлена грот-мачта, был расширен хвостовой мостик и разделено помещение для офицеров. Изменения так же коснулись и вооружения - был убран носовой торпедный аппарат, уменьшено количество торпед до четырех, а калибр двух оставшихся торпедных аппаратов увеличили с 381 мм до 457 мм.

Строительство корабля начато 22 марта 1902 года, в тот же день зачислен в списки судов ЧФ. Спущен на воду весной 1903 года и вступил в строй уже в конце того же года.

В 1911-1913 прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов, так же было заменено вооружение.


Так как к началу войны судно уже устарело, то в выдающихся сражениях участия не принимало. В основном операции "Завидного" заключались в блокадной службе у берегов Турции и налетах в составе эскадр на морские коммуникации и прибрежные базы противника. С "Завидного" были установлены мины у пролива Босфор.

Из выдающихся битв "Завидный" участвовал в Эрзерумской наступательной операции (10 января - 16 февраля 1916 года). В ходе операции в общем было уничтожено почти 500 плавсредств противника.

 Украинское знамя впервые было поднято на судне в июле 1917 года.

12 октября 1917 года "Завидный" первый из Черноморского флота поднял украинский флаг и отказался его снимать. В тот же день в газетах был опубликован манифест экипажа.

Текст манифеста

Тогда же черноморцы приняли известие про украинизацию на Балтийском флоте. На ознаменование этого события, по предварительной договоренности с командованием флота, все корабли и порты черноморского флота на один день подняли украинские знамена и просигналили флажками «Хай живе вільна Україна». Украинцы Севастополя устроили в честь этого многотысячный марш и парад возле памятника адмиралу Нахимову. 15 ноября 1917 года все корабли черноморского флота целые сутки не опускали украинские знамена и сигнал «Слава Українській Народній Республіці».

 

Но на протяжении декабря большевики, при помощи террора и агитации смогли «обольшевичить» почти весь Черноморский флот. Уже 3 декабря 1917 все корабли минной бригады, кроме эсминца «Завидный», подняли красный флаг, опустив при этом украинские и Андреевские знамена. «Завидный» обошел такой участи и продолжал держать украинский флаг.

 

24 декабря, после захвата дредноута "Воля" крейсер "Память Меркурия" и эсминец "Завидный" ушли в единственный на тот момент украинский порт - Одессу.

Однако, в январе 1918 году все же были захвачены большевиками, после чего был выведен обратно в Севастополь. Но 29 апреля 1918 над кораблем вновь взвился украинский флаг. 1 мая корабль все равно оставался под украинским знаменем (несмотря на вывод большевиками части флота). 3 мая корабль был захвачен немцами, которые переименовали его в "R 13" и укомплектован своим экипажем.

В ноябре 1918 возвращен в состав украинского флота и должен был быть переименованным на "Полковник Шрамченко" но был захвачен анго-французскими интервентами. 24 апреля 1919 вместе с еще несколькими кораблями ЧФ был подорван англичанами. 29 апреля корабль был захвачен большевистскими войсками, но уже 24 июня части РККА были выбиты с города белогвардейцами.

 

Отрывок протокола Центральной Рады.

Центральная Рада 14 января 1918 года приняла временный закон про флот Украинской Народной Республики.

1) Российский Черноморский флот, как военный, так и транспортный провозглашается флотом Украинской Народной Республики и исполняет обязанности по охране побережья и торговли на Черном и Азовском морях.

2) Знаменем Украинского военного флота является: полотнище в двух – синем и желтом – цветах. В кряже синего цвета – исторический золотой трезубец с белым внутренним полем в нем.

3) Знаменем Украинского торгового флота является полотнище в двух – синем и желтом цветах.

4) Украинская Народная Республика принимает на себя все обязанности Российской власти по Черноморскому флоту и содержанию его и портов.

5) С времени провозглашения этого закона все боевые и транспортные российские корабли на Черном и Азовском морях поднимают вишеупомянутые знамена Украинской Народной Республики. 

8c12c5f28ef962f507340a3cb21514f5.png

Скриншот документа с сайта доктора исторических наук П. Гая-Ныжика

 

Дальнейшая судьба

 После второго занятия Севастополя частями РККА 14 ноября 1920 кораблю было присвоено новое имя - "Марти". В состав флота корабль больше не включался, его собирались восстановить и он даже стоял на капремонте, но в мае 1922 его законсервировали. После консервации вопрос о его ремонте больше не поднимался и в 1923 его начали разбирать на металл. 21 ноября 1925 корабль окончательно исключен из состава флота.

 

Водоизмещение: ≈ 400 тонн.

Длинна: 64.2 м.

Ширина: 6.4 м.

Осадка: 2.85 м.

Бронирование: отсутствует как таковое.

Силовые установки: 2 паровые установки на 4 котла, общей мощностью 5500-6000 л.с.

Скорость хода: 24 узла.

Дальность плавания: ≈ 1500 морских миль.

Экипаж: 72.

Корпус:

Наружная обшивка - 4-5 мм

Палуба: стальная, 3.5-6.5 мм

Рубки: 6.25 мм

Отсеки корпуса:

1. Таранный;

2. Цепной ящик;

3. Минное с помещением для команды;

4. Артиллерийский погреб;

5. Котельное отделение №1;

6. Котельное отделение №2;

7. Машинное отделение;

8. Каюты офицеров и кондукторов;

9. Кормовой кубрик;

10. Провизионная кладовая;

11. Ахтерпик.

Вооружение:

- 2 75-мм орудия;

- 3 7.62-мм пулемета;

- 2 надводных 457-мм торпедных аппарата;

После капремонта в 1911-1913:

2 75 мм орудия;

- 2 надводных 457-мм торпедных аппарата;

- 18 мин заграждения.

С 1916:

- 2 75 мм орудия;

- 3 7,62-мм пулемета;

- 2 надводных 457-мм торпедных аппарата;

- 18 мин заграждения.

 

22 марта 1902 года - начало строительства судна. День его включения в состав флота.

Весна 1903 - спущен на воду.

Зима 1903 - вступил в строй.

1911-1913 - капитальный ремонт корпуса и механизмов судна.

10 января - 16 февраля 1916 года - Эрзерумская наступательная операция в которой участвовал "Завидный".

Июль 1917 - впервые поднят флаг Украины над судном.

12 октября 1917 - экипаж судна поднял украинское знамя и отказался его опускать.

24 декабря 1917 - уходит из Севастополя в Одессу.

Январь 1918 - судно захвачено большевиками.

29 апреля 1918 - над кораблем вновь поднят украинский флаг.

3 мая 1918 - корабль захвачен немцами и переименован на "R 13".

Ноябрь 1918 - возвращен в состав украинского флота.

24 апреля 1919 - подорван англичанами.

29 апреля 1919 - вновь захвачен большевиками.

14 ноября 1920 - Севастополь вновь занят РККА и судно переименовано на "Марти".

Май 1922 - судно законсервировано.

1929 - судно начали разбирать на металл.

21 ноября 1925 - корабль окончательно исключен из состава флота.

ru.wikipedia.org

http://www.hai-nyzhnyk.in.ua

Изменено пользователем anonym_wbCie5O60w4h
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 316
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

ТС, Вас не затруднит привести тему с соответствии с регламентом раздела?

Изменено пользователем Darth_Vederkin
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
201
Участник
509 публикаций

Такс уважаемые пользователи. Прекратите видеть политику в каждом углу, особенно в исторических темах и там где ее нет. 

 

Источники подтверждены. 

 

Обсуждайте корабль, а не сторонние предметы. Благо это нарушение ПФ. 

 

С ув. Аурик.

 

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 316
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

ТС,

1. Доработайте тему в части оформления и информации: на форуме достаточно тем к которым можно обратиться за примером.

2. Документов по службе ЭМ в РИФ и РККФ достаточно много. Не затруднит ли Вас привести документы о службе корабля во флоте УНР? 

 

ЗЫ. На Мамчака ссылаться не стоит...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×