Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
del_58548517

Плавучий храм

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
896 публикаций

Случайно наткнулся на интересный кораблик- никогда не слышал от нем раньше:

Плавучий храм Николая Чудотворца

 

 

Плавучая церковь Николая Чудотворца — единственный в Российской империи корабль, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовал в 1910-х годах в Каспийском море.

5adf806f98570_St_Nicholas_floating_church5.thumb.JPG.2e0419d9414c889a4a40f48e169d5706.JPG

Благое намерение

Скрытый текст

Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н. Е. Янкову — человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 года он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги. Это был целый «плавучий город», располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с «населением» до 100 тыс. человек.  Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство «населения» в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 года ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.  На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила «ради экономии средств» купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм.

Приобретение и оборудование «духовного» судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тысяч рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами. Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тысяч рублей — сумма по тому времени немалая.

Перестройка судна

 

Скрытый текст

Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе «Пират», принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину.

 В 1858 году судоходное общество «По Волге» заказало в Англии на заводе «Ровенгиль-Залкелд» буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска. Здесь, в мастерских общества, пароход собрали, и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 метра, ширина чуть более 7 метров (с обносами 13 метров), высота по борту 2,2 метра и осадка с грузом около одного метра при грузоподъемности 32 тонны. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 лошадиных сил. Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.

Пароходу присвоили имя «Криуши». Под этим названием он проплавал до начала XX века, пока не был продан Минину, который и переименовал судно в «Пират».

В январе 1910 года судно было закуплено у Минина , о чем не преминули сообщить «Астраханские епархиальные ведомости».

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего «Пирата». Заказы разместили на местных заводах.

Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины и на несколько метров удлинили корпус судна.

 

В носовой части корпуса судна соорудили помещение храма святого Николая Чудотворца по проекту архитектора Карягина. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв. метров. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 человек молящихся.
Мастер Соломонов изготовил для храма красивый, орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами. Храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы — от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.

Доминирующей надстройкой «духовного» парохода была звонница, совмещенная с  рулевой рубкой, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта — священника, диакона и старосты. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где христиане брали святую воду.

На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера, трапезная-столовая для неимущих, и лазарет на несколько больных.

Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь, командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера Дамиана.

Вся команда парохода, кроме капитана и механика, состояла из священно- и церковнослужителей

5adf832aca621_St_Nicholas_floating_church4.JPG.8cdf9157494bf63308168131d2189000.JPG

История службы

 

Скрытый текст

6 сентября 1910 года плавучий храм вышел в свой первый рейс. В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов — все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из девяти человек.

По составленному расписанию в первую и последующие навигации плавучий храм посещал определённые для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 вёрст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещёных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

«Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…» -писал Фаворский Д. в 1910г.

Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тысяч рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду…

Перепрофилирование и дальнейшая судьба судна

 

Скрытый текст

В феврале 1916 г. газета «Московская копейка» писала: «прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в «износившийся пароход» и, как передает «Астр. Л.», продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь». Все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.

Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись — жизнь заставила людей решать другие проблемы. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.

Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые разрушали или использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.

Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно «Нечаянный» с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.

Потом оно было переоборудовано в плавучий театр и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название «Иосиф Сталин», а позднее «Моряна». В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

 

Ссылки

 

Изменено пользователем RustyBollard
  • Плюс 6
  • Круто 3
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
833
Участник
1 033 публикации
9 729 боёв

когда на луне сделают первые поселения там тоже будет храм и не один.

  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
55 697
[UN-SE]
Бета-тестер, Коллекционер
23 452 публикации

Раньше тоже не слышал про этот корабль.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 336
[MIMIK]
Участник, Коллекционер
3 450 публикаций
36 361 бой

Познавательно, большое спасибо:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
114
Участник
254 публикации
8 212 боёв

Ну, сейчас тоже плавучие храмы есть (хоть и не такие шикарные), как и храмы-поезда.

Я, глядя на заголовок, подумал, что про игровой кораблик речь будет :Smile_teethhappy:. А что? Что то типа "боевой баржи святого духа"!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
55 254
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Участник, Коллекционер
21 756 публикаций
25 512 боёв
Сегодня в 12:33:37 пользователь amaguk сказал:

Я, глядя на заголовок, подумал, что про игровой кораблик речь будет :Smile_teethhappy:. А что? Что то типа "боевой баржи святого духа"!

     Тише, тише - не раскрывай раньше времени фишку прокачки боевой баржи полировщика торпеды в порту...:cap_cool:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
698
[MRAK]
Участник
1 678 публикаций
14 036 боёв

Не слышал о таком - спасибо за расширение кругозора :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×