Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
DattaRinge2

Модель повреждения кораблей в бою.

В этой теме 74 комментария

Рекомендуемые комментарии

3 880
[YOKO]
Участник
4 647 публикаций
2 203 боя
Сегодня в 17:52:00 пользователь Cpt_Pollution сказал:

Неее, как у максима - это уже потом. А сначала - именно шланг в казенник. Да и вообще, тепловой поток зависит от перепада температур и теплоемкости среды. Температурный перепад при выстреле на порядок-два выше, чем при наливании воды в ствол (заметим, что контакт непосредственно с водой будет продолжаться доли секунды, потом только со слоем пара), теплоемкость пороховых газов при давлении 3000 атм по крацней мере не сильно ниже теплоемкости пара. Не забываем, что ствол - толстостенная массивная железяка из материала с высокой теплопроволдностью, ее масса на пару порядов больше массы нОлитой в него воды. Она просто не охладит его достаточно быстро для того, чтобы возникли деформации.

я в этом не спец... моя тема была когда то "Мосты и тунели" и "Зарубежная экономика" ... но я как ынтернечик, чуток понимающий в цифрах, отлично знающий черчение и мехмаш ;)...спасибо Советскому союзу!

 

Есть вот такое:

 

Скрытый текст

2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов

Основным источником тепла в артиллерийских стволах являются пороховые газы, имеющие высокое давление, скорость и температуру. Количество тепла, поступающего в ствол от поро­ховых газов, определяется не только их природой и параметрами состояния, но и временем воздействия на тот или иной участок ство­ла (рис. 2.17). Специфические особенности малокалиберной артил­лерии (высокий темп стрельбы, высокоэнергетические пороха, ма­лый вес, отстрел большого боекомплекта) приводят к высокому нагреву стволов, в том числе и от трения (до 25 % от общего коли­чества тепла).

Применение длинных тонкостенных стволов для танковых и про­тивотанковых пушек заставляет учитывать при анализе теплового состояния ствола тепло от солнечной радиации. Хотя его количест­во невелико относительно тепла, поступающего от пороховых га­зов, однако нагрев от него носит существенно односторонний ха­рактер, вызывая так называемый тепловой изгиб ствола. Этот изгиб может усугубляться технологической разностенностью ствола и су­щественным образом сказываться на точности стрельбы.

Влияние нагрева ствола на работу артиллерийского орудия ска­зывается по следующим направлениям.

1. Интенсивный нагрев внутренней поверхности ствола вызы­вает повышенный износ поверхности канала ствола, снижение жи­вучести ствола.

2. Нагрев ствола существенно влияет на условия работы веду­щих устройств снаряда и ведение снаряда по каналу. Тепловое расширение канала приводит к увеличению зазора между стенкой ствола и ведущими частями снаряда. Например, при прогреве стен­ки ствола до 400 °С зазор между центрирующим утолщением сна­ряда и полями нарезов может увеличиться более чем в два раза. На­грев относительно тонкого дульного участка ствола приводит к так называемому дульному раструбу, особенно ухудшающему условия.

htmlconvd-66n8Gq_html_65dfb32c11392131.jpg

3. Возникающий вследствие нагрева перепад температуры по толщине стенки ствола приводит к появлению тепловых (термиче­ских, температурных) напряжений, которые необходимо учитывать при оценке прочности ствола. Также необходимо учитывать и су­щественное изменение механических характеристик орудийных сталей с ростом температуры.

4. Падение упругих свойств материала ствола при нагреве ведет к снижению его жесткости, что в значительной мере увеличивает статический прогиб и динамический изгиб ствола при выстреле и тем самым увеличивает рассеивание снарядов. Кроме того, не­равномерный лучистый нагрев сечений ствола по контуру, нерав­номерный нагрев по длине, неодинаковое охлаждение от осадков и ветра вызывают дополнительный тепловой изгиб ствола, также отрицательно влияющий на точность стрельбы.

5. Нагрев вызывает тепловые деформации деталей ствольной группы, величины которых необходимо знать для установления обоснованных зазоров в соединениях элементов ствола между со­бой и с деталями лафета.

6. Разогрев ствола в каморной части и нагрев гильзы могут су­щественно влиять на условия работы гильзы при выстреле и ее экс­тракцию, а также на термостойкость боеприпаса при эксплуатации орудия, так как возможно самосрабатывание элементов боеприпаса в канале ствола при прекращении стрельбы или при перерывах в стрельбе, связанных с подготовкой стрельбы, с осечками, с нахо­ждением ствола в опасных зонах наведения и т. п. Особенно это важно для систем картузного заряжания и таких систем гильзового заряжания, у которых в перерывах стрельбы патрон остается в па­троннике. Несмотря на удаленность элементов боеприпаса от на­гретых поверхностей, со временем тепло может достигнуть их и вы­звать самосрабатывание. Для снаряда это время может составлять несколько минут, для заряда - несколько секунд. Для исключения самосрабатывания боеприпаса необходимо все стрельбы выполнять с соблюдением допустимых режимов огня, а при отработке конст­рукций артсистем проводить тщательный анализ теплового состоя­ния всех элементов ствола и боеприпасов.

Характерной особенностью процесса нагрева ствола является то, что промежуток времени, в течение которого ствол получает тепло для каждого отдельного выстрела, составляет доли секунды, а само тепло воспринимается в течение выстрела лишь тонким сло­ем металла, прилегающим к поверхности канала ствола. Это хорошо видно по экспериментальным кривым температуры внутреннего слоя ствола 130-мм орудия для моментов времени от 5 до 25 мс (рис. 2.18). Практически на расстоянии 1,5 мм от поверхности ствола температура в момент выстрела не повышается, а на глубине 1 мм не превосходит 100 °С. В то же время в слое толщиной 50... 100 мкм,

непосредственно примыкающем к поверхности, температура со­ставляет несколько сотен градусов, а в орудиях особо высокой мощности и скорострельности на последних выстрелах достаточно длинной очереди (серии) может достигать точки плавлении ору­дийной стали.

После выстрела тепло распространяется в глубину стенки и к на­чалу следующего выстрела температура по толщине стенки не­сколько выравнивается, но градиент остается значительным. Вели­чина его определяется временем перерыва между выстрелами ин­тенсивностью охлаждения (естественного или искусственного), теплопроводностью материала ствола.

На рис. 2.19 приведены расчетные температурные кривые оди­ночного выстрела (а), для серии из трех выстрелов (б) и очереди из восьми выстрелов (в). Обратим внимание на сдвиг максимума тем­пературы во времени для средней (кривая 2) по толщине точки и осо­бенно для наружной поверхности (кривая 3) по отношению к по­верхности канала (кривая) вылета снаряда. Все это отрицательно сказывается на точности стрельбы.

 

htmlconvd-66n8Gq_html_1ffc44710f666965.jpg

3. Возникающий вследствие нагрева перепад температуры по толщине стенки ствола приводит к появлению тепловых (термиче­ских, температурных) напряжений, которые необходимо учитывать при оценке прочности ствола. Также необходимо учитывать и су­щественное изменение механических характеристик орудийных сталей с ростом температуры.

4. Падение упругих свойств материала ствола при нагреве ведет к снижению его жесткости, что в значительной мере увеличивает статический прогиб и динамический изгиб ствола при выстреле и тем самым увеличивает рассеивание снарядов. Кроме того, не­равномерный лучистый нагрев сечений ствола по контуру, нерав­номерный нагрев по длине, неодинаковое охлаждение от осадков и ветра вызывают дополнительный тепловой изгиб ствола, также отрицательно влияющий на точность стрельбы.

5. Нагрев вызывает тепловые деформации деталей ствольной группы, величины которых необходимо знать для установления обоснованных зазоров в соединениях элементов ствола между со­бой и с деталями лафета.

6. Разогрев ствола в каморной части и нагрев гильзы могут су­щественно влиять на условия работы гильзы при выстреле и ее экс­тракцию, а также на термостойкость боеприпаса при эксплуатации орудия, так как возможно самосрабатывание элементов боеприпаса в канале ствола при прекращении стрельбы или при перерывах в стрельбе, связанных с подготовкой стрельбы, с осечками, с нахо­ждением ствола в опасных зонах наведения и.т.п. Особенно это важно для систем картузного заряжания и таких систем гильзового заряжания, у которых в перерывах стрельбы патрон остается в па­троннике. Несмотря на удаленность элементов боеприпаса от на­гретых поверхностей, со временем тепло может достигнуть их и вы­звать самосрабатывание. Для снаряда это время может составлять несколько минут, для заряда - несколько секунд. Для исключения самосрабатывания боеприпаса необходимо все стрельбы выполнять с соблюдением допустимых режимов огня, а при отработке конст­рукций артсистем проводить тщательный анализ теплового состоя­ния всех элементов ствола и боеприпасов

Характерной особенностью процесса нагрева ствола является то, что промежуток времени, в течение которого ствол получает тепло для каждого отдельного выстрела, составляет доли секунды, а само тепло воспринимается в течение выстрела лишь тонким сло­ем металла, прилегающим к поверхности канала ствола. Это хорошо видно по экспериментальным кривым температуры внутренне­го слоя ствола 130-мм орудия для моментов времени от 5 до 25 мс (рис. 2.18). Практически на расстоянии 1,5 мм от поверхности ствола температура в момент выстрела не повышается, а на глубине 1 мм не превосходит 100 °С. В то же время в слое толщиной 50... 100 мкм, непосредственно примыкающем к поверхности, температура со­ставляет несколько сотен градусов, а в орудиях особо высокой мощности и скорострельности на последних выстрелах достаточно длинной очереди (серии) может достигать точки плавления ору­дийной стали.

После выстрела тепло распространяется в глубину стенки, и к на­чалу следующего выстрела температура по толщине стенки не­сколько выравнивается, но градиент остается значительным. Вели­чина его определяется временем перерыва между выстрелами, ин­тенсивностью охлаждения (естественного или искусственного), теплопроводностью материала ствола.

На рис. 2.19 приведены расчетные температурные кривые оди­ночного выстрела (а), для серии из трех выстрелов (б) и очереди из восьми выстрелов (в). Обратим внимание на сдвиг максимума тем­пературы во времени для средней (кривая 2) по толщине точки и, осо­бенно для наружной поверхности (кривая 3) по отношению к по­верхности канала (кривая 1).

Для ликвидации или уменьшения отрицательного влияния на­грева на работу ствола на практике часто приходится прибегать к ус­тановлению предельных режимов стрельбы и предусматривать пе­рерывы в стрельбе для охлаждения ствола. Это приводит к ухуд­шению боевых свойств орудий, так как при естественном охлаждении существенное снижение температуры ствола может быть достигнуто только при длительных перерывах в стрельбе, со­ставляющих десятки минут. Например, ствол среднего калибра, на­гретый до температуры 300...350 °С, охлаждается на воздухе до температуры 100 °С за 30...60 мин, а для охлаждения до температу­ры окружающего воздуха требуется 2...3 часа в зависимости от ка­либра орудия и внешних условий.

В целях уменьшения нагрева стволов, его отрицательного влияния на работу орудия и для обеспечения более высоких режи­мов огня в некоторых типах орудий (например, в корабельных) на­ходят применение так называемые холодные пороха (пороха с по­ниженной температурой горения), а для большинства орудий флегматизаторы, позволяющие уменьшить тепловое воздействие выстрела на ствол. Помимо этого, применяют и другие конструк­тивные мероприятия, такие, как увеличение толщины стенки (для пушек малого калибра), увеличение наружной поверхности с по­мощью ребер или радиаторов и т. п.

Более эффективной мерой борьбы с нагревом и его нежела­тельными последствиями является искусственное охлаждение стволов. Виды искусственного охлаждения стволов различны, од­нако в основе всех способов лежит одна и та же техническая мысль: тепло, поступающее в ствол при стрельбе, передается под­вижному охлаждающему агенту, который воспринимает его полно­стью или частично и уносит с собой.

Непрерывное охлаждение. Межслойное охлаждение наиболее эффективно из разновидностей непрерывного охлажде­ния. Оно сочетает в себе в полной мере достоинства непрерывного охлаждения и в определенной мере достоинства периодического охлаждения: непрерывность теплосъема и подвод охладителя близ­ко к поверхности канала ствола, чем обеспечивается интенсивное охлаждение. Стволы с межслойным охлаждением имеют свобод­ную или скрепленную трубу с продольными канавками для прохо­да жидкости по поверхности контакта внутренней и наружной труб Канавки для охладителя могут быть отдельно как на трубе (рис 2 20, б) или кожухе (рис. 2.20, а), так и на трубе и кожухе со­вместно (рис. 2.20, в). Форма поперечного сечения канавок может быть различна: полукруглые, прямоугольные, трапецеидальные и т. д.

htmlconvd-66n8Gq_html_ed27aa515986c184.jpg

 

Рис 2.20 Схемы поперечных сечений стволов с межслоиным охлаждением

Обычное количество их от 8 до 50. По длине кожух и труба могут иметь посадки с натягом или зазором, обусловленные требуемыми запасами прочности по стволу. С точки зрения эффективности межслойного охлаждения, целесообразно размещать канавки на трубе, как на наиболее нагретом слое. Но в силу экономических и технологических соображений канавки располагают иногда на ко­жухе, так как при этом отпадают операции получения канавок на лейнере, что выгодно, если предусматривается его замена. Конст­рукцию с канавками на трубе и кожухе одновременно следует счи­тать нетехнологичной.

Наружное охлаждение Ствол с наружным охлаждением пред­ставляет собой трубу-моноблок, воспринимающую всю нагрузку от выстрела. Поверх трубы одет кожух с кольцевым зазором, предна­значенным для циркуляции охлаждающей жидкости. Так, в много­ствольной пушке ГШ-6-30К в полость между стволами нагнетается жидкость и, проходя вдоль стволов, охлаждает их (рис. 2.21).

 

htmlconvd-66n8Gq_html_7a6f1370898f29a7.jpg

 

Рис 2.21 Система охлаждения пушки ГШ-6-30К

1 - ствол, 2 - трубка, 3 - кожух 4 - насос 5 - емкость, 6 - трубопровод

 

htmlconvd-66n8Gq_html_21141c0b6d3e5b94.jpg

 

Рис. 2.22 Системы охлаждения ствола ГШ-301

Эта система охлаждения требует наличия емкости, насоса, системы подвода и отвода жидкости, достаточно сложной схемы уплотни­телей.

В авиационных пушках ГШ-301 и ПШ-ЗОК охлаждению под­вергается наиболее нагретая часть ствола (район начала нарезов) путем воздействия на наружную поверхность перегретым паром. Схема работы охлаждающего устройства показана на рис. 2.22, где на стволе 1 расположена емкость 4 с охлаждающей жидкостью 2, запираемая клапаном 3. При стрельбе ствол и кожух (емкость) ра­зогреваются, передавая тепло жидкости, которая начинает испа­ряться. При повышении давления пара клапан срабатывает, и пар устремляется по проточкам, нанесенным на наружной поверхности ствола, охлаждая последний. Отработанный пар выпускается в ат­мосферу, расход жидкости при этом невелик, что можно отнести к достоинствам схемы.

Возможно также наружное оребрение трубы для увеличения площади поверхности, соприкасающейся с воздухом.

Межслойно-наружное охлаждение. Очень часто, в особенности при длинных стволах, целесообразным оказывается сочетание на длине ствола межслойного и наружного охлаждения, то есть меж­слойно-наружное непрерывное охлаждение. При данном виде ох­лаждения казенная часть ствола, воспринимающая максимальное давление пороховых газов и подвергающаяся максимальному на­греву, выполняется по схеме межслойного охлаждения, а дульная часть ствола, где толщина стенки меньше, - по схеме наружного охлаждения.

Периодическое охлаждение. Внутреннее (форсуноч­ное) охлаждение является охлаждением в промежутках между вы­стрелами. Это наиболее эффективный тип периодического охлаж­дения. После каждого выстрела внутрь ствола через специальные форсунки под давлением впрыскивается определенное количество охлаждающей жидкости или газожидкостной смеси. При этом зна­чительная часть тепла, поступившего на поверхность канала при выстреле, сразу же отводится. Жидкость может впрыскиваться как от насоса с внешним приводом, так и от автоматического устройст­ва, использующего энергию выстрела (пушка НН-30). Данный тип охлаждения позволяет использовать штатные стволы с минималь­ными конструктивными доработками для осуществления охлажде­ния, обеспечить высокую эффективность охлаждения в наиболее теплонапряженной части ствола. Наряду с этим имеются сущест­венные недостатки: невозможность обеспечить равномерность ох­лаждения ствола по его длине и периметру из-за ограниченности числа форсунок и длины факела струи; трудности в обеспечении надежного функционирования и живучести форсунок, подвер­гающихся засорению и эрозии; необходимость автоматической до­зировки количества подаваемой жидкости.

Охлаждение ствола после очереди выстрелов является наибо­лее старым способом периодического охлаждения. Сущность ох­лаждения после очереди выстрелов заключается в том, что после стрельбы в предельно допустимом (из условия нагрева ствола) ре­жиме делается перерыв и в канал ствола подается жидкость. При­чем, охлаждение может производиться либо по замкнутому циклу, когда сквозь разогретый ствол прокачивается ограниченный объем жидкости, либо на выброс, когда жидкость испаряется или слива­ется через дульный срез. Главным недостатком этого способа ох­лаждения является необходимость перерыва стрельбы на сравни­тельно длительное время (свыше 5 мин) для установки и снятия приспособления и собственно охлаждения.

Комбинированное охлаждение. Требования современного боя по режимам ведения огня не всегда могут быть обеспечены одним из рассмотренных видов охлаждения стволов. Требуется примене­ние одновременно непрерывного охлаждения ствола в сочетании с периодическим (форсуночным), то есть комбинированного охла­ждения. Такое охлаждение, хотя и сложнее в конструктивном от­ношении, позволяет добиться наибольшей эффективности охлаж­дения.

 

Под редакцией

Чл.-кор. РАРАН А.А. Королева и чл.-кор. МАНПО В.Г. Кучерова

Допущено министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» направления подготовки дипломированных специалистов «Оружия и систем вооружения»

 

Если кому интересно скину всю инфу в ЛС

 

Физические основы устройства и функционирования стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия. Часть 1. Физические основы устройства и функционирования стрелково-пушечного, и артиллерийского оружия: Учебник для вузов / Под ред. чл.-кор. РАРАН А.А. Королева и чл.-кор. МАНПО В.Г. Кучерова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 560 с.

ISBN 5-230-04088-2

В учебнике изложены вопросы устройства и функционирования стрелково-пушечного и артиллерийского оружия. В нем обобщены и систематизированы сведения о современном ствольном оружие. Особое внимание обращено на описание физических основ действия оружия в целом и его отдельных механизмов. Даны основы анализа механизмов с точки зрения их рациональной компоновки и обеспечения надежного функционирования. В приложение к книге приводятся справочные данные о стрелково-пушечном и артиллерийском вооружение.

Книга будет полезна также инженерно-техническим работникам, занимающимся вопросами устройства и действия стрелково-пушечного и артиллерийского оружия.

Изменено пользователем FJedi_1
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 598
[SU-35]
Участник, Коллекционер
9 929 публикаций
27 710 боёв
Сегодня в 17:05:02 пользователь FJedi_1 сказал:

 

Есть вот такое:

Ну там про автоматы с высоким темпом, по 1000...1500 в/мин на ствол. А так - не вижу противоречий со сказанным мной -тепловой напор при выстреле многократно превышает тепловой напор при нОливании воды.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 880
[YOKO]
Участник
4 647 публикаций
2 203 боя
Сегодня в 18:14:16 пользователь Cpt_Pollution сказал:

Ну там про автоматы с высоким темпом, по 1000...1500 в/мин на ствол. А так - не вижу противоречий со сказанным мной -тепловой напор при выстреле многократно превышает тепловой напор при нОливании воды.

я и не спорю, но поливанием водой, очень рисковое дело, на что наверное и шли...любят пить француское шипучее ;).... 

 

там про всё...

Изменено пользователем FJedi_1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 540
[MAHAN]
Модератор
4 359 публикаций
15 142 боя

А как у "Шилки" стволы охлаждали (или меняли) при нагреве после длительной стрельбы?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
269
[7SINS]
Участник, Коллекционер
724 публикации
В 24.08.2024 в 23:31:05 пользователь mauzerrrrrr сказал:

Стальной каленый, канал ствола хромирован.

На машине моторы сейчас обычно из алюминия. Раньше гильзы были стальные, сейчас алюсил и напыление на стенках цилиндров. Нанотехнолгии блин!

хром для устойчивости к коррозии и влияния порохового нагара на металл а не от перепада температуры. Да и была ли тогда технология хромирования и использовали ли ее на флоте, вот вопрос. На сколько это вообще рационально в отношении артиллерийского, корабельного ствола? Хром занимает буквально микроны а металла при выходе снаряда из ствола срезается гораздо больше.

Изменено пользователем DattaRinge2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 880
[YOKO]
Участник
4 647 публикаций
2 203 боя
Сегодня в 18:46:56 пользователь 1977VelvetRabbit сказал:

А как у "Шилки" стволы охлаждали (или меняли) при нагреве после длительной стрельбы?

там написано.. жидкостная система охлаждения

 

точнее вот

Основание с башней ЗСУ-23-4

Скрытый текст

1. Устройство станины, люлек, механизмов  наведения и стопорения

 

Основание с башней (рис. 1) предназначено для размещения АЗП-23, силовых приводов наведения, радиолокационного приборного комплекса РПК-2 и экипажа. Состоит из основания, броневой башни, станины и погона.

 

 3-1.png

Рис.1. Основание с башней

 

Основание - сварная неразъемная конструкция для размещения элементов  ЗСУ.

Броневая башня предназначена для защиты расчета и аппаратуры ЗСУ от различных поражающих факторов. Сварена из броневых листов и крепится к основанию.

Станина служит для размещения люлек с автоматами. Представляет сварную конструкцию из стальных и броневых листов, крепится к башне.

Погон обеспечивает вращение основания с башней. Состоит из 2 колец - неподвижного и подвижного, вращающегося за счет шаров, размещенных между ними. Неподвижное кольцо крепится к корпусу самохода, подвижное – к основанию.

 

Люльки  являются  качающейся частью АЗП-23, на которых установлены автоматы, механизмы ручного заряжания и перезаряжания, шланги системы охлаждения, механизмы сброса заглушек стволов.

   

3-2.png

Рис.2. Верхняя люлька

 

Верхняя  (рис. 2) и нижняя (рис. 3) люльки по устройству аналогичны, соединены между собой тягой, на каждой люльке крепится по два автомата.

Движение на качающуюся часть передается от редуктора вертикального наведения через два зубчатых венца на нижней люльке.

 

 

3-3.png

Рис.3. Нижняя люлька

 

Заглушки стволов (рис. 4) предохраняют стволы автоматов от попадания в них пыли, грязи, снега и пр. Имеется два механизма сброса заглушек – для верхних и нижних автоматов. Сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части (± 7°), закрываются вручную после ее стопорения при угле возвышения, равном 14°.

   

3-4a.png

Рис.4а. Заглушки стволов сняты

  

3-4b.png 

Рис.4б. Заглушки стволов надеты

 

Механизмы наведения и стопорения (рис. 5) служат для наведения и стопорения АЗП-23 в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Механизм наведения включает механизмы горизонтального и вертикального наведения, а механизм стопорения - горизонтальный стопор и стопор качающейся части.

Механизм горизонтального наведения служит для поворота башни по азимуту и включает в себя горизонтальный редуктор, маховик ручного наведения и механизм переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой РУЧНАЯ - СИЛОВАЯ. При этом наведение  осуществляется или маховиком вручную, или силовыми приводами наведения.

Механизм вертикального наведения служит для перемещения качающейся части пушки по углу места и состоит из редуктора вертикального наведения, маховика ручного наведения, механизма переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой МАХОВИК - СИЛОВАЯ.

Горизонтальный стопор служит для стопорения вращающейся части в походном положении. Стопор размещен в основании установки. При вращении маховика стопора его фиксатор стопорит погон основания с башней.

Стопор качающейся части служит для стопорения ее по-походному. Рукоятка стопора имеет два положения - СТОПОР и НАВОДКА. Стопорение осуществляется при угле возвышения качающейся части, равном 14°.

 

 

3-5.png 

Рис.5. Механизмы наведения и стопорения

 

 

2. Системы питания автоматов, охлаждения стволов  и электрооборудования

 

Система питания автоматов (рис. 6) предназначена для обеспечения автоматов патронами во время стрельбы и отведения стреляных гильз, звеньев и осечных патронов.

Системы питания с правой и левой подачей имеют одинаковую конструкцию и включают: патронную коробку, большой и малый подающие рукава, секторные лотки, лебедку, щиток и козырек.

Патронная коробка служит для размещения патронной ленты с патронами. Она имеет два отсека с подавателями: для верхнего автомата на 520 патронов, для нижнего - на 480. Отсеки закрыты крышками.

   

3-6.png

Рис.6. Система питания автоматов

 

Большой и малый подающие рукава служат для подвода ленты с патронами из коробки к секторным лоткам.

Секторные лотки служат для подачи патронов в ленте в приемное окно автомата и досылания первого патрона в подающий механизм автомата.

Лебедка служит для укладки патронной ленты в коробку при загрузке боекомплекта с земли.

Щиток и козырек обеспечивают сброс звеньев в звеньесборник при любых углах возвышения качающейся части.

Патронная лента (рис. 7) металлическая, рассыпная, состоит из отдельных звеньев.

  

3-7.png

Рис.7. Патронная лента

 

Принцип работы системы питания основан на подаче ленты с патронами из коробок через рукава и лотки к автоматам. Для подачи используется энергия подвижных частей автоматов и часть энергии отката автоматов.

 

Система охлаждения стволов (рис. 8) предназначена для охлаждения стволов  при стрельбе и состоит из блока охлаждения, бака и шлангов.

Блок охлаждения расположен в правой части основания и состоит из электродвигателя, редуктора и насоса.

Электродвигатель через редуктор вращает вал насоса производительностью 80 л/мин, который подает  охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

Охлаждающая жидкость: летом - вода с антикоррозийной присадкой, зимой – антифриз.

Бак емкостью 85 л расположен в левом переднем отсеке АЗП-23. В баке имеется окно с указателем уровня охлаждающей жидкости.

Для циркуляции жидкости в системе применяются гибкие резиновые шланги, защищенные снаружи проволочной оболочкой.

Включение системы охлаждения производится до открытия огня одним из 3 способов:

1) тумблером ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке огня командира ЗСУ;

2) кнопкой ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке управления блока Т-55 оператора поиска;

3) предохранительным рычагом на спусковой педали оператора поиска.

О включении системы свидетельствует загорание лампы ОХЛАЖДЕНИЕ на пульте командира.

При работе системы охлаждения жидкость по шлангам циркулирует по  кожухам охлаждения стволов и сливается в бак, где она охлаждается.

 

 

3-8.png

Рис.8. Система охлаждения стволов

 

 

Система заряжания и перезаряжания служит для взведения подвижных частей автоматов. В ее состав входят система  пневматической перезарядки и механизмы ручного заряжания и перезаряжания.

Основной является пневматическая перезарядка, а ручная - дублирующая.

Система пневматической перезарядки (рис. 9) состоит из компрессора, 2 основных и 1 резервного баллонов сжатого воздуха, трубок и клапанов.

При работе системы компрессор нагнетает сжатый воздух давлением 65 атм. в баллоны. При нажатии кнопок ПЕРЕЗАРЯДКА любого из автоматов на пульте командира ЗСУ, сжатый воздух по трубопроводам поступает на механизм пневмоперезарядки автомата и отводит подвижные части в заднее положение (ставит затворную раму на шептало). При наличии осечного патрона он извлекается из патронника и попадает в звеньесборник.

При отказе компрессора к системе подключается резервный баллон, с давлением сжатого воздуха 150 атм.   

 

 

3-9.png

Рис.9. Система пневматической перезарядки

 

Механизмы ручного заряжания и перезаряжания (рис. 10) устанавливаются на каждом автомате. В его состав входят: рукоятка, тросы, вращающиеся барабаны, цепь и толкатель.

При работе механизма оператор вытягивает рукояткой трос до отказа. При этом тросы и цепь через барабаны перемещают толкатель, за счет чего подвижные части автомата отходят назад. Осечный патрон извлекается и попадает в звеньесборник.

 

 

3-10.png

Рис.10. Механизм ручного заряжания и перезаряжания

 

Электрооборудование АЗП-23 служит для управления стрельбой автоматов, сигнализации их готовности к стрельбе, осуществления пневмозаряжания каждого автомата, управления работой системы охлаждения стволов, отсчета числа оставшихся патронов в каждой патронной коробке и поджига газовоздушной смеси в отсеке автоматов.

В состав электрооборудования входят пульт командира, рукоятка огня, спусковая педаль, счетчик остатка патронов, двигатель насоса системы охлаждения стволов, система поджига газовоздушной смеси и блокировки.

Пульт командира (рис. 11) обеспечивает управление и наблюдение за работой АЗП-23. На нем установлены все органы управления и сигнализации.

 

 

3-11.png

Рис. 11. Пульт командира

 

Рукоятка огня (рис. 12) командира ЗСУ и спусковая педаль (рис. 13) оператора поиска служат для включения системы охлаждения и открытия стрельбы.

 

3-12.png

Рис. 12. Рукоятка огня

  

3-13.png

Рис. 13. Спусковая педаль

 

Счетчик остатка патронов предназначен для отсчета количества патронов, оставшихся в патронной коробке.  

Двигатель насоса системы охлаждения стволов обеспечивает работу насоса, подающего охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

Система поджига газовоздушной смеси воспламеняет газовоздушную смесь, образующуюся при стрельбе.

 

В электрической схеме предусмотрены следующие блокировки:

а) запрещающие стрельбу:

- при углах возвышения стволов ниже значения, установленного переключателем ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛОВ на пульте командира (от 0 до 40°), при ведении огня вблизи своих войск, в лесу, перед препятствием;

- при открытом люке механика – водителя;

- при отключенной системе охлаждения стволов;

- при нахождении цели вне зоны поражения, определяемой СРП;

 

б) исключающие включение силовых приводов наведения:

- при стопорении вращающейся и качающейся части АЗП-23 по-походному;

- при открытом люке механика – водителя;

- при открытой дверке звеньесборника.   

 

Для стрельбы при выходе какой-либо из блокировок из строя имеется режим АВАРИЙНАЯ СТРЕЛЬБА, включающийся тумблером на пульте командира.

 

 

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 540
[MAHAN]
Модератор
4 359 публикаций
15 142 боя
Сегодня в 18:45:09 пользователь FJedi_1 сказал:

там написано.. жидкостная система охлаждения

 

точнее вот

Основание с башней ЗСУ-23-4

 

Благодарю. Больше по этой теме не оффтопим. Это было для сравнения, так как косвенно связано с комментами по теме. Для моделирования повреждений кораблей в бою.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 880
[YOKO]
Участник
4 647 публикаций
2 203 боя
Сегодня в 19:52:08 пользователь 1977VelvetRabbit сказал:

Благодарю. Больше по этой теме не оффтопим. Это было для сравнения, так как косвенно связано с комментами по теме. Для моделирования повреждений кораблей в бою.

на кораблях стояли другие зенитки..подругому название, но система та же..

Изменено пользователем FJedi_1
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 015
[SEAL]
Участник
2 947 публикаций
4 006 боёв
Сегодня в 18:44:44 пользователь DattaRinge2 сказал:

Да и была ли тогда технология хромирования и использовали ли ее на флоте, вот вопрос. На сколько это вообще рационально в отношении артиллерийского, корабельного ствола? Хром занимает буквально микроны а металла при выходе снаряда из ствола срезается гораздо больше.

Была, использовали. Срезается не хром со ствола а медный ведущий поясок со снаряда.

Сегодня в 18:44:44 пользователь DattaRinge2 сказал:

хром для устойчивости к коррозии и влияния порохового нагара на металл а не от перепада температуры.

Вы спросили какой там ствол, я ответил. 

Сегодня в 17:46:56 пользователь 1977VelvetRabbit сказал:

А как у "Шилки" стволы охлаждали (или меняли) при нагреве после длительной стрельбы?

Принудительное постоянное охлаждение тосолом. Батя служил на Шилке, рассказывал.

Изменено пользователем mauzerrrrrr

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
269
[7SINS]
Участник, Коллекционер
724 публикации
Сегодня в 04:33:41 пользователь mauzerrrrrr сказал:

Была, использовали. Срезается не хром со ствола а медный ведущий поясок со снаряда.

Также "расстреливался" и ствол орудия. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 015
[SEAL]
Участник
2 947 публикаций
4 006 боёв
В 25.08.2024 в 08:09:26 пользователь DattaRinge2 сказал:

Также "расстреливался" и ствол орудия. 

Сильно медленнее. А хром еще и снижает силу трения снаряда о стенки ствола. Заявленная живучесть стволов тех же марк 12 была 4600 выстрелов. У пулемета тоже живучесть ствола высокая, но второй номер зачем-то носит запасной...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
269
[7SINS]
Участник, Коллекционер
724 публикации
В 26.08.2024 в 16:14:37 пользователь mauzerrrrrr сказал:

Сильно медленнее. А хром еще и снижает силу трения снаряда о стенки ствола. Заявленная живучесть стволов тех же марк 12 была 4600 выстрелов. У пулемета тоже живучесть ствола высокая, но второй номер зачем-то носит запасной...

При таких мощностях как корабельное орудие сила трения ствола это не то о чем заботятся)))

Хром же просто защита от порохового нагара, который в сочетании с водой (а волы в море дофига) образует кислоты разрушающие металл ствола. 

К примеру при выстреле Доры срезался чуть ли не под см стали. Но в корабельных орудиях этот износ был гораздо меньше. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 015
[SEAL]
Участник
2 947 публикаций
4 006 боёв
Сегодня в 08:48:40 пользователь DattaRinge2 сказал:

При таких мощностях как корабельное орудие сила трения ствола это не то о чем заботятся)))

Хром же просто защита от порохового нагара, который в сочетании с водой (а волы в море дофига) образует кислоты разрушающие металл ствола. 

К примеру при выстреле Доры срезался чуть ли не под см стали. Но в корабельных орудиях этот износ был гораздо меньше. 

Вот поэтому у Доры и не  было живучести ствола в 4600 выстрелов. Там хромировать смысла нет. А на малых калибрах есть. Инженеры американские видимо недалекие были, что ствол у МК12 хромировали, Вам же  виднее... Все равно срежет. Хромирование канала ствола не только защищает ег от коррозии при контакте со сгоревшими проховыми газами еще и при высокой влажности, но и снижает коэффициент трения. Сейчас для этого активно стали внедрять нитрид титана. В стрелковом оружии точно, правда дорого это... Стволов с покрытием из нитрида титана не видел, но затворы есть точно.

Вот снаряд для пушки МК12, внимательно смотрите на rotating band... Медное кольцо для верно Вами подмеченной обтюрации и входа в нарезы. Многие решения комплексные, а не только для одной цели.

5in38cal_Semifixed_Ammunition.JPG

Все, все умолкаю.

Изменено пользователем mauzerrrrrr

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 540
[MAHAN]
Модератор
4 359 публикаций
15 142 боя
В 24.08.2024 в 21:33:41 пользователь mauzerrrrrr сказал:

Была, использовали. Срезается не хром со ствола а медный ведущий поясок со снаряда.

Вы спросили какой там ствол, я ответил. 

Принудительное постоянное охлаждение тосолом. Батя служил на Шилке, рассказывал.

 

Сегодня в 08:48:40 пользователь DattaRinge2 сказал:

При таких мощностях как корабельное орудие сила трения ствола это не то о чем заботятся)))

Хром же просто защита от порохового нагара, который в сочетании с водой (а волы в море дофига) образует кислоты разрушающие металл ствола. 

К примеру при выстреле Доры срезался чуть ли не под см стали. Но в корабельных орудиях этот износ был гораздо меньше. 

Товарищи, ваши публикации отдаленно к теме имеют отношение, но допустимы как разовые, со сравнительной информацией. Давайте ближе к теме, а то в оффтоп уходите. Ориентируемся как если бы мы хотели ответить на первый пост автора темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×