Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_Hi26MssMH4uq

Битва за атолл Мидуэй

В этой теме 166 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
402 публикации

4 июня 1942 года началась битва у атолла Мидуэй. Результатом этого кровопролитного сражения стало уничтожение четырех японских авианосцев: Акаги, Кага, Сорю и Хирю.

 

 

Изображение

 

Изображение

Авианосец Акаги

 

Американцы же потеряли всего один авианосец из трех, принимавших участие в сражении, - Йорктаун.

 

Изображение

Авианосец США Йорктаун, пораженный японской торпедой, 4 июня 1942 года.

 

Японские эскадренные авианосцы, потерянные при Мидуэе, принимали участие еще в нападении на Перл-Харбор. Их потопление означало крах планов японского военно-морского командования. Обладая ограниченными возможностями для ведения войны, японские стратеги полагались на качественное превосходство над противником в линкорах, однако помимо этого императорский флот делал ставку на широкомасштабное использование авианосцев и палубной авиации. С уничтожением четырех эскадренных авианосцев - Сорю, Хирю, Акаги и Кага - японцы теряли свое преимущество. И это означало одно - крах планов «молниеносной войны» против США.

 

 

Изображение

Горящий японский авианосец Хирю, утро 5 июня 1942 года.

Затяжного конфликта Япония выдержать не могла, - ресурсы островного государства не позволяли эффективно противостоять мощнейшей американской экономике. На момент битвы при атолле Мидуэй на императорских верфях строились один эскадренный и один легкий авианосцы, кроме того, шла перестройка в авианосец бывшего пассажирского лайнера. Для сравнения, американская промышленность в это же время готовилась выпустить три эскадренных и девять легких авианосцев.

 

Со сражением при Мидуэе также связано расхожее мнение, что в результате кровопролитных боев фактически была уничтожена вся элита военно-морской авиации императорского флота, находившаяся на авианосцах. Между тем, исследования новейшего времени позволяют пересмотреть распространившееся в послевоенных работах заблуждение о колоссальных потерях японских летчиков 4 июня 1942 года. Благодаря публикациям японских документов военного времени удалось установить потери летного состава императорского флота в битве при Мидуэй. Они составили 110 человек, из которых 66 были пилотами. В то же время на авианосцах США погибло 186 человек летного состава и среди них 94 пилота. Центральное значение, однако, имели потери в корабельном составе, - промышленность японской империи не могла в короткие сроки возместить четыре потопленных при Мидуэе эскадренных авианосца.

 

 

 

Изображение

Американский палубный пикирующий бомбардировщик Дуглас SBD «Даунтлесс» над горящим японским крейсером Микума, 6 июня 1942 года.

Тем, кто интересуется историей битвы у атолла Мидуэй, поможет приведенный ниже список книг по этой теме, куда включены классические исторические исследования и мемуары участников:

  • «Сражение у атолла Мидуэй» (сборник) 2001.

  • Lisle Abbott Rose, «The Ship that Held the Line: The USS Hornet and the First Year of the Pacific War» 2002.

  • Самуэль Морисон, «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942» 2003.

  • Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway” 2005

  • Samuel E. Morison, “Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 - August 1942” 1949.

  • Hiroyuki Agawa, “The Reluctant Admiral: Yamamoto and the Imperial Navy” 1982.

  • Samuel E. Morison, “Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 - August 1942” 1949.

  • Mitsuo Fuchida, Masatake Okumiya “Midway: The Battle that Doomed Japan. The Japanese Navy's Story” 1955.

  • В заметке были использованы фотографии с сайта: http://www.history.n...dway/midway.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 214 публикации
87 боёв

Спасибо, было интересно почитать и посмотреть(всегда нравились исторические фотографии с места событий)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
676 публикаций
6 022 боя

Эх, Уайт сегодня жжет - куча ответов в "вопросах разработчикам" у летунов, у нас 2 темки, опять же.) Спасибо!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Ничего,реванш неизбежен.Только союзники изменятся СЛЕГКА.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Спасибо, сам думал писать статейку про это сражение. Ладно, переключусь полностью на Нельсона.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

спасибо за анализ !+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
839 публикаций
2 239 боёв

Интересно, напомнили вы мне про мою тему о Хирю, ох и намучился я с нею  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
198 публикаций
2 668 боёв

Автор П.Далл "Боевой путь Императорского японского флота"

   «Решающая битва» адмирала Ямамото

Самолеты, выделенные для атаки Мидуэя, начали взлетать в 4.30, к 4.45 все находились в воздухе, построились и взяли курс на цель. В это время авианосцы находились в 210 милях от Мидуэя. После старта самолетов они пошли к острову со скоростью 24 узла. 4 авианосца подняли 36 торпедоносцев, 26 истребителей и 36 пикировщиков. Торпедоносцы несли тяжелые бомбы весом почти 1800 фунтов. Зная, что авиация с Мидуэя может контратаковать, 4 корабля подняли 36 истребителей воздушного патруля. Нагумо имел на всякий непредвиденный случай еще 126 самолетов, кроме поднятых в воздух. Как только радар на Мидуэе обнаружил атакующих, прозвучала общая тревога, и к 6.00 все самолеты, способные летать — примерно 120 штук — были подняты в воздух. Однако энтузиазм пилотов не соответствовал качеству самолетов. Когда истребители морской пехоты попытались перехватить противника, «Зеро» в свою очередь атаковали их. Американские истребители («Буффало» и «Уайлдкэты») не могли состязаться с «Зеро», которые пилотировали закаленные в боях летчики. Теперь наступил черед зенитной артиллерии. В 6.34 японские бомбардировщики начали атаку. Налет продолжался 20 минут, а с 7.20 до 7.30 японцы строились для обратного полета. Однако повреждения, которые они причинили, не могли серьезно повлиять на обороноспособность Мидуэя. 17 из 27 истребителей морской пехоты погибли, остальные были тяжело повреждены.

На Восточном острове были уничтожены командный пункт морской пехоты и столовая, тяжело повреждена электростанция. На сей раз японцы не повторили ошибки при налете на Пирл-Харбор и на Песчаном острове были уничтожены нефтехранилища и ангары гидросамолетов. На складах бушевали пожары, горели бензохранилища, госпиталь. Но жертв было немного, и взлетные полосы остались целыми.

Потери японцев в самолетах оказались тяжелыми. Хотя американские истребители не сбили ни одного бомбардировщика, зенитный огонь был плотным и точным. Всего было потеряно 38 самолетов, а 29 получили тяжелые повреждения и стали небоеспособны — 67 самолетов из 108, стартовавших утром. В результате у японцев осталось всего 167 самолетов против 230 на американских авианосцах. Если бы адмирал Ямамото не оставил при себе легкий авианосец «Хосё» (11 истребителей и 8. торпедоносцев), а авианосец «Дзуйхо» (12 истребителей и 12 бомбардировщиков) — со 2 Флотом, то у японцев было бы 210 самолетов. Если добавить «Рюдзё» (16 истребителей и 21 торпедоносец) и «Дзуньё» (22 истребителя, 21 бомбардировщик, 10 торпедоносцев), участвовавшие в Алеутской операции, то они могли иметь до 300 самолетов. Распыление сил лишило Ямамото столь нужных самолетов, и американцы получили превосходство в авианосной авиации.

Пока шла атака Мидуэя, адмирал Нагумо приказал тяжелым крейсерам «Тикума» и «Тонэ» поднять самолеты для разведки и противолодочного патрулирования, что они и сделали с 4.35 до 5.00. Нагумо явно не ожидал встречи с вражеским оперативным соединением, для него авиаразведка была просто скучной формальностью. Хотя эти 2 крейсера имели 10 гидросамолетов, они отправили всего 4 самолета на разведку и 3 для патрулирования. Кроме того каждый из его линкоров имел по 3 гидросамолета, 1 гидросамолет находился на легком крейсере «Нагара». В конце концов к этому можно было привлечь и авианосные самолеты. Нагумо полагался на данные разведки, которая утверждала, что американские авианосцы находятся в южной части Тихого океана. У Нагумо были более неотложные проблемы, так как его контратаковали самолеты с Мидуэя, и ему следовало организовать посадку вернувшихся в 8.40 самолетов первой волны.

В 5.53, когда американцы на Мидуэе получили первое предупреждение о приближении японских самолетов, вся их авиация была поднята в воздух. Истребители должны были перехватить японские самолеты, а бомбардировщики и торпедоносцы — атаковать японские авианосцы. Планировалась совместная атака. Американцы имели 6 «Авенджеров» и 4 В-26 (вооруженных торпедами к удивлению их пилотов, принадлежавших ВВС), 16 пикировщиков «Доунтлесс» корпуса морской пехоты и 16 бомбардировщиков В-17 ВВС.

Атаку авианосцев можно назвать какой угодно, но не скоординированной. 6 «Авенджеров», за которыми следовали колонной 4 В-26, не встали дожидаться остальных и в 7.15 устремились прямо на «Акаги». Японские истребители и зенитки сбили 4 «Авенджера», пятый врезался в палубу «Акаги» и упал в море. Только один, тяжело поврежденный, сумел вернуться на Мидуэй. Они не добились попаданий, японские авианосцы сумели защитить себя сами.

Японский военный дневник так описывает происходившее:

4.30 Атака горизонтальных бомбардировщиков с Мидуэя отбита истребителями и кораблями охранения.

5.00 «Тонэ» поднял самолет № 4 на разведку.

5.20 Нагумо отдал приказ, если позволят условия, провести второй налет на Мидуэй. Считалось, что самолеты (на авианосцах) должны сменить (торпеды) на бомбы.

5.32 Замечены вражеские летающие лодки (PBY).

5.55 Сообщение самолета № 1 с «Тонэ», «Вижу 15 вражеских самолетов, летящих к вам». Адмирал Нагумо решил, что они взлетели с Мидуэя.

6.34 Началась атака Мидуэя.

7.00 Командующий налетом сообщил: «Требуется вторая атака Мидуэя».

7.05 Началась атака самолетов с Мидуэя. Большая часть истребителей прикрытия пошла на перехват. Большинство вражеских самолетов сбиты. Повреждений нет.

7.15 Никаких сообщений о вражеском флота от самолетов-разведчиков, достигших предельных точек поиска. Адмирал Нагумо приказал готовить вторую атаку Мидуэя.

7.28 Самолет № 4 с «Тонэ» передал: «Вижу 10 кораблей, возможно неприятельских. Пеленг 10° от Мидуэя. Дистанция 240 миль. Курс 150'». Штаб флота указывает на некоторую неопределенность донесения, но считает, что это не создает проблем.

7.45 Самолет № 4 с «Тонэ» передает метеорологическую обстановку в районе нахождения вражеского флота. Нагумо решает, что имеется вражеское соединение с авиацией. Считается, что там есть авианосец (авианосцы). Решил атаковать. Приказал вооружить самолеты торпедами. Вражеское ОС примерно в 200 милях.

7.50 Начинают возвращаться самолеты после атаки Мидуэя.

8.09 Самолет № 4 с «Тонэ» передает, что враг имеет 5 крейсеров и примерно 5 эсминцев.

8.20 Самолет № 4 с «Тонэ» сообщает, что вражеское соединение имеет 1 корабль, похожий на авианосец. (Нагумо) решает использовать вернувшиеся самолеты после дозаправки для удара на север.

8.30 Высланы 2 самолета-разведчика.

8.40 Начинают садиться самолеты, вернувшиеся после атаки Мидуэя.

9.18 Все сели.

Таким было положение адмирала Нагумо. Его пилоты сообщили, что требуется второй налет на Мидуэй. Он уже имел готовую к вылету вторую волну на палубах «Акаги» и «Kara», но самолеты были вооружены торпедами и бронебойными бомбами для атаки американских кораблей. Однако его авиационный офицер капитан 2 ранга Минору Гэнда, убедил адмирала, что второй налет на Мидуэй более важен. В 9.18 началось перевооружение и заправка уцелевших самолетов первой войны для повторной атаки Мидуэя. «Сорю» и «Хирю» было несколько легче, потому что у них на палубах стояли пикировщики с бомбами. В то время «Акаги» и «Kara» были крайне уязвимы. Наличие бомб, торпед и бензина на палубах могло привести к катастрофе. Ангарные палубы тоже выглядели не лучше, так как там перевооружались самолеты торой волны. Из-за спешки механики просто не могли складывать снятые бомбы и торпеды как следует.

Затем, когда разведывательный самолет заметил американское соединение, в состав которого входил по крайней мере 1 авианосец, Нагумо передумал и приказал поднять самолеты с ангарной палубы на полетную, чем бы они не были вооружены, а с полетной — опустить в ангар. Но так как авианосцы не могли одновременно поднимать и опускать самолеты, Нагумо требовалось для этого определенное время. Его корабли находились в нужном строю, и потребуется всего несколько минут, чтобы поднять воздух вторую волну, которая уничтожит американское соединение. Ведь его место теперь было точно известно японцам. Однако американцы не дали Нагумо этих самых минут. За этот час он совершил самые страшные ошибки в этой войне.

В течение ночи и раннего утра 3 — 4 июня Оперативные Соединения 16 и 17 маневрировали в районе, выбранном для боя. Они руководствовались сообщениями о примерном положении японского Ударного авианосного соединения. В 4.30 «Йорктаун» поднял 10 пикировщиков, чтобы те осмотрели сектор 180° к северу на расстояние 100 миль. Японский авианосный флот, находящийся примерно в 200 милях к западу, только что поднял первую волну для атаки Мидуэя. В 5.34 радио «Энтерпрайза» перехватило сообщение, что замечены японские авианосцы. Затем в 5.45 было принято сообщение с Мидуэя, что приближаются вражеские самолеты. В 6.03 пришло новое сообщение о позиции «2 вражеских линкоров и 2 авианосцев». Хотя все координаты были не слишком точны, эти сообщения значительно сокращали район поисков. Адмирал Спрюэнс, человек осторожный, решил, что должен сблизиться с врагом на 100 миль, прежде чем поднимать ударную волну, чтобы не рисковать потерей самолетов от нехватки топлива. Но его самолеты на самом деле имели радиус действия около 200 миль и после совещания с членами штаба, которые убедили его не слишком заботиться о топливе, Спрюэнс разрешил полет на расстояние 200 миль. Он выслушал сообщения с Мидуэя и решил попытаться застигнуть японские авианосцы в момент возвращения их самолетов после атаки острова.

Боевой ордер американских авианосных соединений очень походил на японский. Но 3 американских авианосца не действовали единой группой. Даже 2 корабля ОС 16 маневрировали раздельно, каждый со своими кораблями прикрытия, образующими кольцо вокруг авианосца. Японцы также давали каждому из своих авианосцев отдельное круговое прикрытие. Но на первой стадии боя они были застигнуты в едином строю «коробочкой».

В 7.02 Спрюэнс приказал поднимать все самолеты, и к 8.06 вся его авиация находилась в воздухе. Эта ударная волна состояла из 20 истребителей «Уайлдкэт», 67 пикировщиков «Доунтлесс» и 29 торпедоносце «Дивастейтор». («Дивастейтор» был очень уязвимым самолетом. Его максимальная скорость равнялась 200 милям в час. Чтобы добиться попадания ему следовало выходить на цель на малой высоте с небольшой скоростью и сбрасывать торпеду недалеко от цели.) Он также поднял 18 истребителей воздушного патруля и еще 18 держал на палубах, чтобы сменить их. Не желая дожидаться, пока ОС 17 поднимет свои самолеты, Спрюэнс отбросил план скоординированной атаки, и отправил свои пикировщики вперед в 8.45.

Тем в 8.38 временем «Йорктаун» поднял 17 пикировщиков «Доунтлесс», 12 торпедоносцев «Дивастейтор» и 6 истребителей «Уайлдкэт». Флетчер придержал половину самолетов на авианосце на случай, если понадобятся подкрепления. Он отложил старт самолетов и оставил такой большой резерв потому, что не был уверен, что атакующее соединение состоит всего из 4 авианосцев. Он также выслал воздушный патруль из 12 «Уайлдкэтов».

«Хорнет» поднял 35 «Доунтлессов» и 10 «Уайлдкэтов». Они должны были соединиться с 15 торпедоносцами. Но из-за плохой видимости торпедоносцы оторвались от остальных самолетов. Тем временем Нагумо, приняв самолеты, повернул свое соединение на 90° на N0. 45 истребителей и бомбардировщиков «Хорнета» не обнаружили японские авианосцы и вообще не участвовали в бою. Но его 15 «Дивастейторов» нашли «Кагу» и атаковали самостоятельно, без истребительного прикрытия или помощи пикировщиков.

Японские истребители воздушного прикрытия обрушились на колонну «Дивастейторов», летящую в 50 футах над водой. С расстояния 8 миль загрохотали зенитные орудия, сразу начав находить жертвы. Ни один из этих самолетов не сумел добиться попадания. Все они были сбиты японцами. Японский военный дневник сухо констатирует: «9.18 Вражеские авианосные самолеты начали торпедную атаку. Истребители защищают. Сбита большая часть торпедоносцев».

Эскадрилья торпедоносцев «Энтерпрайза» тоже оторвалась от истребителей сопровождения и атаковала «Кагу» через 10 минут после самолетов «Хорнета». Судьба их оказалась той же самой. «Зеро» и зенитный огонь были эффективной защитой, многие атакующие были сбиты до того, как успели сбросить торпеды. Но даже те, кто успел это сделать, попаданий не добились. 10 из 14 самолетов были сбиты.

Третья группа торпедоносцев, взлетевшая с «Йорктауна», в 11.00 атаковала «Сорю» в сопровождении 6 истребителей. Снова попаданий не было, и лишь 5 самолетов прорвались, чтобы сбросить торпеды. Истребительное сопровождение было раздавлено «Зеро», и все атакующие самолеты кроме 2 были сбиты. Всего же из 41 «Дивастейтора» уцелели только 6. Попаданий не было ни одного.

В японском военном дневнике имеется любопытная пометка, относящаяся к 10.00. «Разведывательный самолет сообщает, что неприятеля в точке, которую указал самолет № 4 «Тонэ», нет. Это не было сообщено офицеру связи». Такая информация могла быть очень полезной в авианосной игре в кошки-мышки, когда нужно обнаружить врага и следить за ним. Капитан 1 ранга Томео Каку с «Хирю» сумел ее использовать. 3 американских авианосца, подняв самолеты, пошли на S.

Несмотря на свою сокрушительную неудачу, торпедоносцы заложили основу для успеха последовавших атак. Японские авианосцы маневрировали так резко, отражая их атаку, что не смогли поднимать новые самолеты для усиления воздушного патруля. Кроме того, японские истребители спустились вниз, оставив авианосцы беззащитными перед атаками пикировщиков. Зенитчики и наблюдатели тоже оказались, неготовы к появлению высоко летящих самолетов. Строй авианосцев нарушился, «Хирю» оторвался от остальных и теперь шел значительно севернее.

Однако все-таки следует признать, что эта атака торпедоносцев закончилась полной неудачей. Самолеты, которые должны были лететь вместе, потеряли друг друга. Часть самолетов не нашла врага, чтобы атаковать и своих, чтобы защитить. Место японских авианосцев было известно, но курс часто менялся. Спрюэнс поднял пикировщики с «Энтерпрайза» и «Хорнета» в 7.52, раньше торпедоносцев, которые были тихоходнее и более уязвимы, и для которых истребительное прикрытие было жизненно важным. Бомбардировщики «Энтерпрайза» прибыли в указанную точку в 9.30 и не нашли ничего. Более того, они оторвались от истребителей сопровождения, которые ошибочно приняли торпедоносцы «Хорнета» за бомбардировщики «Энтерпрайза». Эти истребители заметали японские авианосцы в 9.10, но не нарушили радиомолчание. К несчастью для пилотов торпедоносцев «Хорнета» они просто кружили на высоте 19000 футов, дожидаясь приказов со своего авианосца.

Пикировщики «Энтерпрайза» искали врага на юго-западе, потом в 9.35 повернули на север. В 9.55 случилось событие, которое изменило ход войны. Был замечен эсминец «Араси», идущий на высокой скорости на N0. Бомбардировщики «Энтерпрайза» немедленно последовали за ним, правильно решив, что эсминец идет на соединение с авианосцами.

Ранее утром американская подводная лодка «Наутилус», следуя указания самолетов с Мидуэя, обнаружила, что находится в самой середине Авианосного Ударного Соединения. Японцы атаковали ее глубинными бомбами в 9.00, но вреда не причинили. «Наутилус» в 9.20 поднялся перископную глубину. В 9.25 он выпустил торпеду по линкору, но промахнулся, потом снова нырнул и перенес новую атаку глубинными бомбами. «Араси» возвращался к авианосцам после атаки «Наутилуса», когда самолеты «Энтерпрайза» заметили его.

Если бы не эта улыбка фортуны, 17 пикировщикам «Йорктауна» пришлось бы атаковать вражеские авианосцы без всякой поддержки. Самолеты «Йорктауна» взлетели в 8.06, и командир группы капитан-лейтенант Максвелл Р. Лесли правильно вычислил, где будет находиться вражеский флот. Он и нашел его сразу после 10.00. Планом боя предусматривалось, что пикировщики атакуют перед торпедоносцами, но самолеты «Йорктауна» не стали ждать, чтобы провести скоординированную атаку. Как раз когда гибли торпедоносцы «Йорктауна», его пикировщики устремились с высоты 14500 футов на «Сорю». Они почти не встретили противодействия, так как японский воздушный патруль и зенитные орудия были заняты отражением атаки низколетящих торпедоносцев.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияKenkel (12 Июн 2013 - 00:51) писал:

Автор П.Далл "Боевой путь Императорского японского флота"
   «Решающая битва» адмирала Ямамото
Самолеты, выделенные для атаки Мидуэя,
..........................................
Они почти не встретили противодействия, так как японский воздушный патруль и зенитные орудия были заняты отражением атаки низколетящих торпедоносцев.
Иииии...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 133
Старший бета-тестер, Коллекционер
2 385 публикаций

Приятно смотреть на такую проработку тематики - чувствуется что разработчикам нравится то что они делают... Это показательно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
198 публикаций
2 668 боёв

М-м-м хорош далие...<br /><br /><strong class="bbc">«Сорю»</strong><br />

«Сорю», как и 3 остальных авианосца, находился в трудном положении. Полетная палуба была забита так и не стартовавшими пикировщиками, а остальные самолеты авианосца (исключая истребители воздушного патруля) заправлялись и перевооружались в ангаре. Повсюду валялись бомбы и торпеды, были открыты бензопроводы. Авианосец был исключительно уязвим для пикировщиков.<br />

Хотя процент попаданий для такого слабого сопротивления был невысок — попали всего 3 — 1000-фн бомбы из 13 — они легли слишком хорошо. Первая взорвалась сразу перед носовым элеватором, вторая попала ближе к левому борту перед центральным элеватором, а третья взорвалась слева от кормового элеватора. Первая бомба прошла на ангарную палубу, взрыв швырнул плиту носового элеватора прямо на мостик. Вторая бомба взорвалась среди самолетов на полетной палубе, и взрывы бомб, торпед и бензина превратили палубу в пылающий ад. Третья бомбы пробила полетную палубу и вызвала страшные разрушения на корме. Атака длилась с 10.25 до 10.30, при этом не погиб ни один самолет «Йорктауна». «Сорю», весь объятый пламенем, сотрясаемый взрывами боеприпасов, потерял управление и остановился вскоре после 10.40. Капитан, видя, что пожары выходят из-под контроля, в 10.45 приказал экипажу покинуть корабль. Подошли соседние корабли и принялись вылавливать спасшихся из воды. Тяжелый крейсер «Тикума» в 11.12 прислал катер, чтобы помочь спасательным работам. Спасенных передавали на эсминцы «Хамакадзэ» и «Исокадзэ».<br />

Адмирал Нагумо, который не знал о положении «Сорю», в 16.55 передал по радио приказ 2 эсминцам-спасателям отойти на NW, прикрывая авианосец. «Исокадзэ» ответил: «Сорю» не может двигаться самостоятельно». Запрашивая инструкции по прикрытию, он добавил: «Нельзя ожидать, что «Сорю» сможет дать ход, даже если пожары потухнут». Этот же ответ «Исокадзэ» повторил в 18.02: «Не думаю, что «Сорю» сможет следовать своим ходом. Спасенный экипаж покинул корабль». Вскоре после попадания бомб командир «Сорю», капитан 1 ранга Янагимото, получил тяжелые ожоги и был вынужден сдать командование. Его штаб не раз пытался убедить капитана перейти на другой корабль, но он упрямо отказывался. Примерно в 10.45, приказав экипажу покинуть корабль, Янагимото бросился в огонь, чтобы найти смерть в бою (сенси).<br />

Около 19.00 пожары на «Сорю» забушевали еще яростнее. Адмирал Нагумо на борту легкого крейсера «Нагара» организовал пожарную партию и начал готовиться перебросить ее на борт «Сорю». Но в 19.12 авианосец начал тонуть и ушел под воду через 3 минуты. Уже под водой, в 19.20, на нем произошел сильный взрыв, отметив место погребения корабля. Точно установить количество жертв невозможно. Штатный экипаж корабля составлял 1103 человека, но на борту было много гражданских и новобранцев. Неофициальная цифра потерь принята 718 человек.<br /><br /><strong class="bbc">«Акаги»</strong><br />

37 пикирующих бомбардировщика с «Энтерпрайза», разделенные на 2 эскадрильи под командованием капитан-лейтенанта Кларенса Мак-Клоски вскоре после 10.00 наконец заметили 3 японских авианосца. Лидер ударной волны приказал одной эскадрилье атаковать «Акаги», а второй — «Кагу». «Акаги» оказался точно в таком же положении, как и «Coрю» — беззащитный, застигнутый врасплох. «Доунтлессы» спикировали до высоты 1600 футов, прежде чем сбросить бомбы, но лишь 2 из них попали в цель. Одна врезалась в край среднего элеватора, вторая попала в кормовую часть ближе к левому борту. (Уцелевшие офицеры «Акаги» отмечали, что «вражеские пикировщики атаковали отважно».) Взрывы и пожары немедленно превратили «Акаги» в развалину. Первая бомба попала в шахту элеватора и взорвалась среди сваленных на ангарной палубе бомб и торпед. Одно это попадание было бы роковым. Вторая бомба взорвалась среди самолетов, менявших бомбы на торпеды. Опять пожары от взрывающихся бомб, торпед, бензина, пронеслись по полетной палубе. В 10.29 капитан 1 ранга Тадзиро Аоки приказал затопить бомбовые и торпедные погреба. Носовые погреба были затоплены сразу, но на корме это сделать не удалось, так как задрайки дверей были уничтожены взрывом. Однако пожар в кормовом погребе был порушен после того как аварийная партия сумела пробиться через шахту переднего элеватора. Для этого потребовались 2,5 часа упорной работы. В 10.32 Аоки приказал задействовать углекислотные огнетушители в ангаре. Однако это не остановило пожары. Через минуту «Акаги» пришлось повернуть влево, чтобы уклониться от атаки 4 торпедоносцев. Затем в 10.З6 встала его правая машина, и скорость упала до 12 узлов. В 10.40 был замечен одинокий американский торпедоносец, «Акаги» повернул, чтобы встретить атаку носом. В этот момент его руль заклинило, и все машины встали. «Акаги» оказался в очень трудном положении, так как из всего вооружения действовали лишь 25-мм автоматы № 1 и № 2, расположенные в самом носу. Однако торпедоносцы не причинили вреда. Главной опасностью для «Акаги» стали медленно расползающиеся пожары. Капитан приказал всю оставшуюся энергию переключить на водяные помпы, но так как они были повреждены, то не могли обеспечить нужного напора.<br />

В 10.43 взорвался истребитель, стоящий рядом с мостиком, выметя весь персонал с мостика и уничтожив радиорубку. После этого умолкло радио «Акаги». Адмирал Нагумо понял, что пожары не потушить, кроме того ему требовалась связь, чтобы командовать Авианосным Ударным Соединением. Поэтому он решил перенести флаг. Он и его штаб в 10.46 перешил на эсминец «Новаки», а потом на легкий крейсер «Нагара».<br />

К 11.00 Аоки уже час не получал никаких известий из машинного отделения. Он послал еще одну ремонтную партию с приказом исправить руль или погибнуть. Однако это помогло лишь на короткое время. В 11.20 пламя на полубаке вспыхнуло с новой силой. После этого капитан приказал весь личный состав, не занятый тушением пожаров, перевести на эсминцы «Новаки» и «Араси». Через 5 минут снова начали взрываться бомбы и торпеды в ангаре, пожары усилились. Капитан и пожарная партия были изгнаны с полетной палубы на якорную, где они пытались продолжать борьбу.<br />

Когда они оказались на якорной палубе, корабельный механик сообщил о полном уничтожении рулевого и машинных отделений, ангарной палубы, всех центров связи. Аоки приказал: «Постараться потушить все пожары вне полетной палубы». Очевидно он еще надеялся изолировать ангар и, используя углекислый газ, потушить пожары. Но к 13.00 Аоки исчерпал все средства спасения корабля. В 13.38 он приказал спасать портрет императора. Через 12 минут «Акаги» окончательно остановился и беспомощно дрейфовал на волнах. Около 15.00 пожары на палубе забушевали с новой силой. Носовая часть была уничтожена взрывами. К 16.00 экипаж и раненые были эвакуированы на эсминцы.<br />

Капитан 1 ранга Аоки упрямо пытался сохранить свой корабль. В 18.20 он послал группы уточнить состояние машинного отделения, но жар погнал людей назад. В 19.15 старший механик сообщил, что корабль совершенно не может двигаться. Капитан уже знал, что пожары полностью вышли из-под контроля, и так как авианосец потерял ход, он сообщил адмиралу Нагумо, что снимает остатки экипажа. Было решено потопить «Акаги» торпедами эсминцев. В 19.25 капитан приказал команде покинуть корабль, и к 20.00 эсминцы «Араси» и «Новаки» сняли последних людей.<br />

На якорной палубе «Акаги» произошел яростный спор. Штаб Аоки убеждал его покинуть корабль, однако он отвечал, что судьба «Акаги» и его собственная судьба. Неохотно штабные позволили ему привязаться на якорной палубе. Все видели, что Аоки улыбается. Но авианосец тонул медленно, и командир летной боевой части Мацуда вместе с другими членами штаба вернулся в 0.30 на «Акаги» и силой перетащил Аоки на «Араси».<br />

5 июня в 4.50 пришел приказ адмирала Ямамото: «Выпустить 4 торпеды Тип 93 с дистанции 1000 — 1500 метров». «Акаги» затонул в 5.00. Официально считается погибшим 221 человек. Это очень мало, учитывая пожары и взрывы, имевшие место. (Нормальный экипаж составлял. 1630 человек, в том числе 63 человека штаба Нагумо.) Спасшиеся были переведены на линкор «Муцу».<br /><br /><strong class="bbc">«Kaгa»</strong><br />

Атака и потопление «Kara» были похожи на происшедшее с «Акаги». Внезапно из облаков на него вывалились 9 пикировщиков. Так как все сосредоточили внимание на торпедоносцах, наблюдатели слишком поздно заметили пикировщики «Энтерпрайза». «Kaгa» круто повернул вправо и поставил плотную огневую завесу. Однако он получил попадания 4 бомбами. Первая взорвалась в кормовой части, вторая и третья вблизи носового элеватора, последняя в центре полетной палубы. Носовая часть корабля была окутана дымом пожаров и взрывающихся боеприпасов. Когда начали падать первые бомбы, капитан приказал поворачивать. Это был его последний приказ. Третья бомба взорвалась прямо перед мостиком, разнеся стоящие там самолеты, уничтожив саму полетную палубу и убив почти всех на мостике, в том числе капитана. Последняя бомба прошла на ангарную палубу и взорвалась там с ужасной силой. На полетной палубе истребители закончили перевооружение, но не успели взлететь. Командир боевой летной части Такахиса Амагаи, находившийся на мостике, не получил серьезных ранений и принял на себя командование кораблем. Было сделано все возможное, чтобы погасить пожары, однако они были слишком сильны даже для углекислотных огнетушителей. Когда Амагаи решил, что пожары невозможно взять под контроль, он в 13.25 приказал перенести портрет императора на эсминец «Хагикадзэ». Он также решил снять команду и поделал нескольких человек в машинное отделение сообщить об этом, так как телефонная связь отказала. Но пожары были такими сильными, что никто не сумел пробиться вниз.<br />

Около 17.00 был отдан приказ «Покинуть корабль». Эсминцы «Хагикадзэ» и «Майкадзэ» сняли уцелевших. В 18.00 Ямамото приказал 4 ДЭМ («Араси», «Хагикадзэ», «Новаки», «Майкадзэ»): «Ожидать приказов и охранять «Kaгa». Позднее он передал: «Вы образуете ударное соединение и отвечаете за «Kaгa» и «Сорю». Наконец, в 19.25 взорвалось носовое бензохранилище, и «Kaгa» затонул. Его обычный экипаж составлял 1708 человек, но, как всегда точное количество людей на борту осталось неизвестно. Считается, что погибли около 800 человек, большей частью машинная команда.<br /><br /><strong class="bbc">«Хирю»</strong><br />

Среди всеобщего замешательства, вызванного атаками базовой и авианосной авиации против Ударного Авианосного Соединения, «Хирю» и его охранение оказались чуть севернее 3 пострадавших авианосцев. Поэтому «Хирю» остался цел и сумел выслать 2 группы самолетов для атаки «Йорктауна», который сам оторвался от Оперативного Соединения 16. Обе японские ударные волны добились попаданий, но в то же время понесли огромные потери. Всего на авианосце осталось 5 пикировщиков, 4 торпедоносца и 6 истребителей, которые патрулировали в воздухе. Командир «Хирю» капитан 1 ранга Каку знал, что поблизости находятся еще несколько американских авианосцев, хотя не знал, сколько именно. Поэтому Каку запланировал третью атаку. Сначала она была назначена на 16.30, потом ее отложили до 18.00, чтобы люди успели поужинать. Эта задержка оказалась роковой.<br />

Когда летчики «Хирю» ужинали, со стороны солнца внезапно выскочили 13 бомбардировщиков, еще 11 атаковали линкоры и крейсера сопровождения. Атака была абсолютно внезапной. Прозвучала боевая тревога, и «Хирю» начал маневр уклонения. Первые 3 бомбы прошли мимо, но потом авианосец подряд получил 4 попадания. Первый взрыв швырнул плиту носового элеватора прямо на мостик. Все 4 бомбы легли кучно: 2 в средней части полетной палубы, 2 — впереди мостика. Полетная палуба была практически уничтожена. В нескольких местах вспыхнули пожары. Начали взрываться бомбы и торпеды, валявшиеся на ангарной палубе, и вызвали серьезные разрушения. Но, несмотря на повреждения, авианосец сохранил скорость 30 узлов.<br />

Вся команда, кроме артиллеристов, была брошена на тушение пожаров. Однако их возможности были ограниченными, так как большая часть противопожарных средств погибла. Люди начали таскать воду в ведрах. «Хирю» шел в центре круга диаметром 10 миль, образованного кораблями охранения. 4 эсминца подошли к борту авианосца, заливая огонь из шлангов. Корабль еще держал 28 узлов, хотя отважная машинная команда была обречена.<br />

Наконец пламя прорвалось на нижние палубы, и машины встали. Механики предприняли отчаянную попытку спастись, так как из-за жары и огня больше не могли оставаться на своих постах. Однако стальные плиты отсеков разогрелись докрасна, и спастись сумели немногие. Корабль начал принимать воду, и вскоре получил крен 15°. Примерно в 1.58 прогремел взрыв, после которого пожары вспыхнули с новой силой. Стало ясно, что корабль уже нельзя спасти. Капитан 1 ранга Каку, получив разрешение командира 2 дивизии авианосец контр-адмирала Ямагути, державшего флаг на «Хирю», в 2.30 приказал экипажу готовиться покинуть корабль. Экипаж собрался в 2.50, Каку и Ямагути спустились с мостика. Портрет императора был вручен одному из лейтенантов, обязанному сохранить его в целости.<br />

Произошла очень волнующая сцена. Каку и Ямагути произнесли трогательные речи, убеждая людей, что победа придет и уверяя, что никто не повинен в гибели корабля. Потом оба офицера обменялись ритуальными чашками воды. Флаг был спущен и экипаж запел национальный гимн «Кимигаё». Наконец в 3.15 капитан приказал экипажу покинуть корабль. Первым был офицер, несущий портрет императора. Потом и остальной экипаж перешел на эсминцы «Кадзэгумо» и «Макигумо». Капитан 1 ранга Каку и адмирал Ямагути остались на борту и не разрешили своим штабным офицерам сделать то же самое. Презирая опасности, они несколько минут любовались красотой луны, а потом спустились в свои каюты и совершили ***.<br />

Последний приказ Ямагути адресовал эсминцу «Макигумо» — торпедировать «Хирю». Эсминец выпустил 2 торпеды, но только 1 из них попала в цель. Решив, однако, что теперь авианосец обязательно затонет, эсминец повернул назад, чтобы присоединиться к легкому крейсеру «Нагара», на котором теперь находился адмирал Нагумо. Но рано утром разведывательный самолет с легкого авианосца «Хосё» обнаружил, что «Хирю» все еще держится на воду, а на палубе видны люди, размахивающие фуражками. Когда адмирал Нагумо получил это сообщение, он отправил эсминец «Таникадзэ» в указанную точку спасти людей. Однако «Таникадзэ» был атакован самолетами с Мидуэя и сильно запоздал, к этому времени «Хирю» уже затонул. Эсминцы оставили на борту авианосца около 70 человек. 35 из них спаслись, так как сумели спустить шлюпку и были позднее подобраны американским эсминцем. Кроме того, спаслась часть японских пилотов. После гибели авианосцев они были вынуждены садиться на воду, и 27 человек были подобраны американскими кораблями и летающими лодками. Всего на «Хирю» погибли 416 человек, большей частью машинная команда.<br /><br /><strong class="bbc">«Йорктаун»</strong><br />

К 10.30 4 июня 3 из 4 авианосцев японского Ударного Авианосного Соединения были небоеспособны. Однако уклонившийся к северу «Хирю» оставался в строю. Японские разведывательные самолеты обнаружили американские авианосцы, но неправильно определили их координаты. Так как «Йорктаун» адмирала Флетчера оторвался от «Энтерпрайза» и «Хорнета», японские разведчики донесли нечто вроде «от 1 до 4 авианосцев». (4 у них получилось из-за двойного счета кораблей ОС 16.) Хотя быстрая потеря 3 авианосцев была нокаутирующим ударом, японские штабные офицеры полагали, что эти атаки серьезно подорвали мощь американских авиагрупп. Адмирал Нагумо считал, что бой еще можно свести к приемлемому результату, а то и вообще победить. К нему подходили мощные подкрепления, 2 Флот вице-адмирала Нобутакэ Кондо мчался к месту боя со скоростью 28 узлов, а в 200 милях позади него находился Объединенный Флот адмирала Ямамото. Каждое соединение имело по 1 легкому авианосцу. Можно было отозвать авианосцы «Рюдзё» и «Дзуньё» с Алеутских островов. Адмирал Ямамото пока не отказался от идеи захватить Мидуэй или навязать американцам решающее сражение. Но теперь его планы целиком зависели от «Хирю».<br />

Адмирал Нагумо, покидая «Акаги», передал тактическое командование адмиралу Хироаки Абэ, командиру сил прикрытия Ударного Авианосного соединения. В 10.50 Абэ передал координаты «Йорктауна» на «Хирю» и приказал атаковать немедленно, всеми имеющимися силами. Учитывая количество атаковавших американских торпедоносцев, японцы решили, что те имеют 2 авианосца.<br />

«Хирю» использовал торпедоносцы для налета на Мидуэй, поэтому лишь его пикировщики имели нужное для атаки авианосца вооружение. Оставшиеся торпедоносцы были перевооружены торпедами. В 10.58 «Хирю» выслал первую ударную волну — 18 пикировщиков и 6 истребителей. Ударная группа получила координаты «Йорктауна», полученные гидросамолетом №5 тяжелого крейсера «Тикума» и уточненные по дальнейшим сообщениям. В это время на «Хирю» садились самолеты с 3 поврежденных авианосцев, в том числе «Зеро» воздушного патруля с «Акаги». Примерно в полдень «Хирю» поднял 9 истребителей воздушного прикрытия и начал готовить торпедоносцы. Нагумо постарался обеспечить максимальную ПВО авианосцу, собрав все имеющиеся корабли.<br />

«Йорктаун» тоже начал готовиться к ожидаемой контратаке. Радар обнаружил первую волну самолетов «Хирю» на расстоянии 40 миль. Но ее силы серьезно переоценили — 30 — 40 самолетов. «Йорктаун» держал в воздухе 12 истребителей воздушного патруля. На палубе стояли еще 12 истребителей, которые только что заправились и еще 3 истребителя, участвовавшие в атаке японских авианосцев. Над головой, ожидая посадки, кружили уцелевшие пикировщики, которые недавно потопили «Сорю». Когда японцы приблизились, бомбардировщики были отосланы прочь, бензиновые насосы выключены, подготовлены углекислотные огнетушители, усилен воздушный патруль. 2 крейсера и 6 эсминцев, прикрывавшие «Йорктаун», приготовились к бою. Незадолго до полудня японские пикировщики начали атаку. 3 бомбы попали в «Йорктаун». Первая взорвалась на полетной палубе, вызвав пожары палубой ниже. Вторая попала вблизи дымовой трубы и уничтожила 3 котельных вентилятора. Повреждение дымоходов привело к тому, что в топках 5 из б котлов «Йорктауна» погас огонь. Машины встали. Скорость «Йорктауна» сначала упала до б узлов, а потом он вообще остановился. Третья бомба взорвалась глубоко в корпусе, на четвертой палубе, однако быстрое затопление и использование углекислого газа предотвратили возгорание бензина и взрывы боеприпасов. Так как вторая бомба уничтожила все средства связи, радар и штурманскую рубку, в 13.15 адмирал Флетчер перенес флаг на тяжелый крейсер «Астория» и приказал тяжелому крейсеру «Портленд» взять авианосце на буксир. Но котлы «Йорктауна» были целы, и когда удалось наладить вентиляторы, к 13.40 все его 4 машины снова заработали, и авианосец дал 20 узлов. Палубная команда возобновила заправку истребителей, и казалось, что «Йорктаун» снова будет при деле.<br />

Тем временем «Хирю» поднял вторую волну: 10 торпедоносцев и 6 истребителей. Такое маленькое число обусловили тяжелые потери при атаке Мидуэя. Как и раньше, самолет № 5 «Тикумы» навел самолеты «Хирю» на «Йорктаун». Несмотря на плотный зенитный огонь и противодействие истребителей японские самолеты вышли в атаку. Снова экраны радара вовремя показали атакующих, и «Йорктаун» отправил 12 имеющихся истребителей на перехват. Тем не менее, решительные японские пилоты прорвались, хотя и потеряли 5 торпедоносцев из 10 и 3 истребителя из 6. 2 торпеды попали в левый борт «Йорктауна» в 14.30, после взрывов вспыхнули пожары. Бензиновые цистерны левого борта были разорваны, руль авианосца заклинило, он получил крен на левый борт. Положение осложнялось тем, что во время спешного ремонта в Пирл-Харборе не была целиком восстановлена водонепроницаемость корпуса. Опасаясь, что корабль скоро перевернется, капитан 1 ранга Эллиотт Бакмастер в 15.00 приказал экипажу покинуть его. 2270 человек были сняты эсминцами.<br />

Адмирал Флетчер решил оставить «Йорктаун» и присоединиться к адмиралу Спрюэнсу. Желая оказаться поближе к месту завтрашнего боя и избежать атаки гипотетического пятого авианосца, ОС 16 и 17 отходили на О до сумерек, а потом повернули, чтобы блокировать севере-восточные подходы к Мидуэю. Эсминец «Хьюз», оставленный охранять «Йорктаун», сообщил, что «Йорктаун» можно попробовать спасти. Поэтому от рифа Френч Фригейт был выслан буксир «Вирео», чтобы организовать буксировку. Позднее к «Вирео» присоединился эсминец «Гуин». «Йорктаун» имел крен 25° на левый борт и сел носом, но все-таки держался на плаву. Поэтому Флетчер и Бакмастер решили попытаться спасти его. На помощь спасательному отряду были посланы эсминцы «Хамманн», «Бэлч» и «Бенхэм». «Хамманн», подойдя к правому борту авианосца, высадил спасательную партию, остальные 4 эсминца образовали кольцевую завесу диаметром 2000 ярдов вокруг поврежденного корабля.<br />

Однако завеса оказалась дырявой. В 7.00 японский разведывательный самолет обнаружил «Йорктаун» и сообщил его координаты и состояние. Адмирал Ямамото отправил подводную лодку 1-168 (5 июня обстреливала Мидуэй) к этому месту. Субмарина прошла внутрь завесы и в 13.30 выпустила 4 торпеды. 1 прошла мимо, 2 попали в «Йорктаун», пройдя под килем «Хамманна», четвертая переломила пополам несчастный эсминец. «Хамманн» затонул в течение 3 минут, а упрямый «Йорктаун» продержался до на воде 6.00 7 июня.<br /><br />

010188_02.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
198 публикаций
2 668 боёв

Конец боя при Мидуэе

Трудно представить, что творилось на борту флагманского корабля Ямамото, линкора «Ямато». Всего лишь за несколько часов 4 гигантских авианосца, ураганом промчавшиеся от Гавайев до Индийского океана, получив при этом ни единой царапины, погибли. Казалось, что Ямамото был оглушен известием о гибели «Акаги», «Kara» и «Сорю». Временно вспыхнула надежда, когда пришло сообщение, что «Йорктаун» потоплен, а «Хирю» все еще на плаву, невредим и продолжает сражаться. Сначала он был изумлен самим фактом присутствия здесь американских авианосцев, потом адмирал не хотел верить, что их не 2, и потому «Хирю» в очень сложной ситуации. Более того, скоро его Объединенный Флот должен был прибыть в район боя. Поэтому, Ямамото полагал, что еще не все потеряно.

В 12.20 4 июня он приказал Алеутскому Второму Ударному Соединению и 2 Флоту Кондо идти на рандеву с его Главными Силами к северо-западу от Мидуэя. 5 июня в 12.00 он приказал транспортам с войсками временно отойти на северо-запад. По мере развития событий, его информация становилась все более полной и точной, и Ямамото начал понимать, что ситуация сложилась крайне тяжелая. Теперь он точно знал, что в начале боя американцы имели 3 тяжелых авианосца, уа после 17.00 пришло известие, что выведен из строя последний из японских. Тем не менее, он упрямо не желал сдаваться. В 19.15 он переедал по радио своим командирам, что враг отходит на восток, его следует догнать и уничтожить. Все соединения вместе с Объединенным Флотом должны предпринять внезапную атаку Мидуэя и захватить его, после чего все корабли должны соединиться в 3.00 5 июня. Адмирал Нагумо сообщил в 21.30, что он перенес флаг на «Нагару» и остался охранять беспомощный «Хирю» от вражеских кораблей, находящихся поблизости. Нагумо считал, что у американцев еще остались по меньшей мере 2 авианосца. Он добавил, что если американские авианосцы предпримут новую атаку против его соединения, он не сможет ей противодействовать и потому не сумеет помочь Объединенному Флоту в планируемой ночной битве. Нагумо продолжал отход на NW, прикрывая «Хирю». Получив это сообщение, Ямамото решил, что Нагумо слишком консервативен и в 0.55 заменил его адмиралом Кондо. Для Кондо все еще оставался в силе приказ ночью обстрелять Мидуэй.

Кондо уже начал бросок к острову, когда получил приказ ночью обстрелять его. Он выстроил свои 8 тяжелых, 1 легкий крейсер и 10 эсминцев в линию с интервалами 4 мили между кораблями и пошел на N0, чтобы атаковать Мидуэй и попытаться найти американцев. Легкий крейсер «Дзинцу» и его 10 эсминцев находились неподалеку. 2 линкора, 2 тяжелых крейсера и 12 эсминцев Нагумо тоже были всего в 125 милях от Кондо. Позади этих сил находились 2 быстроходных линкора «Хиэй» и «Конго». Кондо отделил 7 дивизию крейсеров («Судзуя», «Кумано», «Могами», «Микума») под командованием адмирала Такео Курита, чтобы они в 2.00 обстреляли Мидуэй. Но силы адмирала Ямамото находились слишком далеко позади Ударного Авианосного Соединения, и Кондо передал, что не может начать обстрел ранее 3.00. Но в итоге его соединение буквально через час, на рассвете, могло оказаться под ударом бомбардировщиков с американских авианосцев. А у Ямамото были все основания считать, что они недалеко. Главные Силы Кондо, идущие следом за 7 дивизией крейсеров тоже могли оказаться в опасности. Имея только 2 легких авианосца с 31 самолетом на борту, японцы потеряли надежду на ночное генеральное сражение. Вместо этого перед ними встала перспектива дневного боя, в основном между американскими самолетами и японскими кораблями. В 2.55 5 июня Ямамото неохотно скомандовал общее отступление. Различные корабли должны были встретиться в назначенной точке северо-западнее Мидуэя. Силы Кондо, кроме 7 дивизии крейсеров, присоединились к Главным Силам в 8.15. Корабли Нагумо подошли в 13.00. Операция Ml была отменена, и больше о ней не вспоминали.

Адмирал Спрюэнс всю ночь действовал крайне осторожно. Его авиагруппы сильно поредели, и он совсем не желал, чтобы ОС 16 и 17, имевшие совершенно недостаточные силы сопровождения, натолкнулись на японскую армаду, пусть даже и потерявшую все 4 авианосца. Его авианосцы в ночной битве оказались бы совершенно бесполезными, так как пилоты не были обучены ночным посадкам. Более того, он не мог знать наверняка, что рядом нет еще какого-нибудь японского авианосца. Поэтому всю первую половину ночи он шел на О, чтобы не столкнуться с превосходящими силами Ямамото. В полночь он повернул назад, чтобы прикрыть Мидуэй с северо-востока, если на следующий день бой возобновится.

К тому времени, когда Ямамото отдал приказ об общем отступлении, 7 дивизия крейсеров и эсминцы «Асасио» и «Арасио» находились всего в 80 милях от Мидуэя. Впереди их подстерегала опасность, так как 3 американские подводные лодки все еще находились западнее Мидуэя. «Тамбор» заметила соединение Куриты, идущее к Мидуэю. Когда Курита повернул назад, была замечена и сама лодка. В 1.18 прожектором был передан сигнал «красный-красный» (срочный поворот 45° влево). В это время крейсера шли кильватерной колонной — «Кумано», «Судзуя», «Микума», «Могами». Штурман «Могами», думая, что крейсер слишком далеко от «Микумы», довернул его на несколько градусов вправо, чтобы сомкнуть строй. Однако он видел не «Микуму», а «Судзую» В результате он протаранил «Микуму» в левую раковину. Сначала казалось, что сильнее пострадал «Могами», так как его носовая часть до башни № 1 завернулась под прямым углом вправо, и повсюду вспыхнули пожары, тогда как на «Микуме» были только разорваны нефтяные цистерны левого борта. Адмирал Курита оставил 2 эсминца и «Микуму» охранять поврежденный «Могами», а сам на полной скорости поспешил на назначенное рандеву. Скорость «Могами» упала до 12 узлов, а за «Микумой» волочился нефтяной хвост.

На рассвете с Мидуэя на разведку были отправлены все имеющиеся PBY. За ними последовали 12 армейских В-17. Подводная лодка I-168 ночью обстреляла остров, «Тамбор» сообщила о замеченных японских тяжелых крейсерах, которые идут к Мидуэю с востока, поэтому на острове приготовились ко всяким случайностям. В 6.30 РВУ сообщила, что видит 2 линкора в 125 милях от Мидуэя. Они движутся на восток, травя нефть. В-17 немедленно получили приказ атаковать их, но не смогли найти потенциальные жертвы. 2 Воздушное Крыло морской пехоты немедленно отправило с Мидуэя все уцелевшие самолеты морской пехоты: 6 «Доунтлессов» и 6 «Виндикейторов». В 7.45 они заметили нефтяное пятно, которое навело их на поврежденные японские корабли. Атака началась в 8.05. «Доунтлессы» атаковали с пикирования, «Вивдикейторы» спланировали на цель. Зенитный огонь был плотными и точным.

Самолеты добились только 6 близких разрывов, но 1 «Виндикейтор» получил тяжелые повреждения и врезался в кормовую башню «Микумы». Пламя разлетелось по палубе и было затянуто вентилятором машинного отделения правого борта. Погибла вся машинная команда в этом отделении. Теперь уже «Микума» имел скорость меньше, чем «Могами». Остальные 3 корабля потерь и повреждений не имели. В 8.28 японцев атаковали 8 «Летающих крепостей», но попаданий не добились.

Адмирал Спрюэнс продолжал осторожничать. Сообщение о крейсерах Куриты, идущих на восток в 90 милях от Мидуэя указывали, что бой может возобновиться. Невнятные сообщения PBY о горящем «Хирю» заставили его поверить, что японцы имеют поблизости 2 тяжелых авианосца, хотя 1 из них поврежден. Когда американские пилоты в последний раз видели «Хирю», их атаковали «Зеро». На самом деле это был бездомный воздушный патруль «Хирю», но адмирал Спрюэнс вполне мог заподозрить, что они взлетели с другого авианосца. 5 июня в 6.00 он расположил свое соединение в 130 милях северо-восточнее Мидуэя. Через 2 часа Спрюэнс двинулся на запад и начал поиски противника. Если где-то рядом находятся японские авианосцы, именно они должны стать первой целью. Он поднял 26 пикировщиков с «Хорнета» и 32 — с «Энтерпрайза». Они обыскали 30-мильную дугу на северо-западе, но не обнаружили ничего. Уже возвращаясь, они заметили эсминец «Таникадзэ», который был послан удостовериться, что «Хирю» затонул. Теперь он возвращался к Авианосному Ударному Соединению. У «Таникадзэ» и без того выдался горячий денек. Его дважды атаковали В-17, а теперь на эсминец обрушились 56 пикировщиков. Тем не менее, благодаря искусному маневрированию, он не только не получил ни царапины, но даже сбил 1 пикировщик.

Наконец адмирал Спрюэнс отбросил надежду атаковать главные силы Ямамото и занялся тем, что лежало поближе — 2 поврежденными крейсерами. В 20.40 он двинулся на запад, чтобы атаковать их утром 6 июня. В 8.00 с «Хорнета» взлетели 26 пикировщиков и 8 истребителей. В 10.45 с «Энтерпрайза» взлетели 31 пикировщик, 3 торпедоносца, 12 истребителей. В 13.30 «Хорнет» поднял еще 24 пикировщика и 8 истребителей.

Во время первой атаки «Могами» в 9.45 получил 2 попадания. Одно пришлось в башню № 5, перебив весь расчет. При второй атаке крейсер в 12.30 получил еще 2 попадания и теперь горел от носа до кормы. Во время третьей атаки в 14.45 погибли все 90 человек в одном из машинных отделений. Несмотря на все повреждения, крейсер 14 июня сумел добраться до Трука, хотя потом простоял на верфях до 10 июля 1943 года.

Однако совершенно такой же «Микума» не пережил атаки. Во время первых двух атак он получил такие тяжелые повреждения, что капитан приказал команде покинуть корабль. «Арасио» из-за пожаров не смог подойти к борту, поэтому людям пришлось прыгать в воду, и эсминец принимал экипаж из воды. Во время третьей атаки в 14.45 взорвались торпеды «Микумы», и эсминцы немедленно оставили крейсер. Он затонул ночью. На следующий день «Арасио» получил приказ удостовериться, что «Микума» погиб. Однако эсминец обнаружил только пятна нефти и плавающие обломки, хотя сумел спасти еще 1 человека. Из 888 человек экипажа «Микумы» было спасено только 240. Потери «Могами» не известны, но на нем погибло не менее 300 человек.

Практически все японские корабли, начиная с 4 июня хотя бы раз попали под воздушную атаку, хотя серьезных потерь и повреждений больше не было. Например, 6 июня линкор «Харуна» подвергся атаке пикировщиков, но остался цел.

Бой у Мидуэя завершился. Войска полковника Итики, которые должны были захватить Мидуэй, отправились обратно на Сайпан, а тяжелые крейсера «Хагуро» и «Мьёко», эсминцы «Асагумо», «Минэгумо», «Нацугумо» и гидроавианоеец «Титоеэ» были отправлены на Уэйк, чтобы имитировать радиообмен. Планировалось завлечь Спрюэнса и его авианосцы к Уэйку, где их смогли бы атаковать гидросамолеты «Титосэ» и базовые самолеты с Уэйка. Тем временем Объединенный Флот вернулся в воду метрополии. Японскому народу не сообщили о гибели 4 авианосцев. Экипажам запретили увольнения на берег, журналистов задержали на кораблях, чтобы сохранить в тайне размеры катастрофы. Лишь спустя много времени японцы узнали о потерях в этой решающей битве. Японские потери были тяжелыми: 2200 моряков и большая часть летчиков с 234 самолетов погибли, и Япония так и не смогла подготовить им замену. Были потоплены 4 тяжелых авианосца и 1 тяжелый крейсер.

Мидуэй ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оказался решающей битвой на Тихом океане. Если бы японцы выиграли этот бой, вряд ли бы это привело к поражению Америки, но войну затянуло бы изрядно. Зато поражение сразу поставило крест на японском флоте и предопределило окончательное поражение Японии. Ведь ее промышленная мощь не могла сравняться с американской в производстве вооружений. Даже получив ресурсы Южных Морей, она не смогла обезопасить линии снабжения от ударов авиации и подводных лодок.

Почему адмирал Ямамото потерпел поражение при Мидуэе? Командующий и его штаб должны оценивать ситуацию, используя всю имеющуюся в их распоряжении информацию. Если информация неполная или неточная, они должны предполагать самое худшее. Ямамото наоборот предполагал наличие благоприятной ситуации и из этого строил свои планы. Его главной ошибкой было ничем необоснованное предположение, что в районе острова не будет американских авианосцев. Ведь его пилоты в бою в Коралловом море сообщили, что «Лексингтон» и «Йорктаун» были потоплены. Командующий не может действовать на основе такой информации — он должен иметь доказательства, а надежных доказательств гибели «Йорктауна» не было. Ямамото также предположил, что «Хорнет» и «Энтерпрайз» все еще в юго-западной части Тихого океана. Его даже не оправдывает то, что он не знал о расшифровке кода JN-25, что привело к спешной переброске американских авианосцев в Пирл-Харбор. В любом случае он должен был считать, что авианосцы находятся в Пирл-Харборе и могут быть высланы к Мидуэю до 4 июня. Действительно, он пытался выяснить, что происходит в Пирл-Харборе перед высадкой на Мидуэй, но операция К провалилась и 30 мая была отменена. В итоге Ямамото не имел надежной информации о кораблях в Пирл-Харборе. Не имеет оправдания позднее развертывание подводных лодок. То, что они не обнаружили американцев, лишь укрепило веру Ямамото, что их здесь нет. Поэтому его оценка положения исходила из наиболее благоприятных предположений, не подкрепленных никакими фактами.

Из этих же предположений было произведено развертывание его многочисленных соединений. Авианосцы Нагумо должны были сокрушить оборону Мидуэя и уничтожить любые американские корабли, которые появятся поблизости. Если для вторжения на Мидуэй потребуется поддержка, мощное соединение Кондо могло обстрелять остров и прикрыть высадку 5000 солдат, СМДЧ. Ямамото был твердо уверен, что американский флот постарается нанести контрудар, и как можно скорее. Его Объединенный Флот был разбросан на участке в 500 миль от авианосцев Нагумо до линкоров Кондо. Следовало сосредоточить все японские силы, и они легко уничтожили бы любые американские силы, предпочтительно в ночном бою.

Адмирал Нагумо действовал в точном согласии с оценками Ямамото. Из его поведения ясно видно, что он просто не ожидал появления американских авианосцев. Любопытный момент. Нагумо не знал об отмене операции К из-за слабости своих радиоприемников, хотя во время боя он имел связь с Ямамото. Возможно, никто просто не подумал сообщить Нагумо, что операция К отменена. В любом случае, убеждение Нагумо, что она продолжается, укрепило его веру в отсутствие американских авианосцев.

Авиаразведка Нагумо совершенно не соответствовала ситуации. Он просто выслал 4 гидросамолета с крейсеров. Прежде чем начать атаку Мидуэя, Нагумо должен был дождаться их сообщений, и только если они ничего не найдут наносить удар по острову. Самолеты Мидуэя не причинили вреда его Ударному Авианосному Соединению. Замешательство при перевооружении самолетов после сообщения самолета № 4 с «Тонэ», заметившего вражеские авианосцы, также было следствием несовершенства средств связи.

То, что не были сосредоточены все японские авианосцы, включая «Рюдзё» и «Дзуньё», тоже было ошибкой. Ямамото мог сосредоточить тяжелые авианосцы в одном месте, а легкие — в другом. Он мог рассредоточить легкие авианосцы, используя их для ведения воздушной разведки. Мидуэй был такой битвой, что присутствие 4, даже 2 легких авианосцев могло полностью повернуть ход событий. Можно только удивляться, зачем Ямамото держал «Хосё» при своих главных силах, которым не могли угрожать никакие американские самолеты (Кроме, может быть, В-17, которых никто не опасался). И, если между Кондо и Нагумо было всего 200 миль, зачем нужен был Кондо легкий авианосец «Дзуйхо»?

Странно, но Ямамото, который был создателем тактики массированного применение авианосцев, четко показал, что по-прежнему остается «линкорным адмиралом». Похоже, он был уверен: что бы не сделал Нагумо, Мидуэй будет захвачен, после чего ночной бой принесет окончательную победу японскому флоту.

Следует кое-что сказать и в пользу Ямамото. Он проявил смелость и предусмотрительность, отменив операцию, так как в случае ее продолжения, японцы могли натолкнуться днем на 2 авианосца, не имея никакого воздушного прикрытия. В результате могла случиться еще более ужасная катастрофа. Можно предположить, что когда подтвердилось известие о гибели «Хирю», Ямамото понял, что война проиграна. Однако, как верный слуга императора, он постарался сделать все; что было в его силах. Поэтому Объединенный Флот вернулся на базы и в период 10-14 июля был реорганизован. Начали вырабатываться новые планы, соответствующие новым требованиям. Возможно был прав выдающийся японский политолог Масао Маруяма, когда пытался объяснить подсознательное отношения японцев к судьбе — «Икиои». Он говорил, что выражение «Ко наримасита» — «Так и случится», приемлемо, для японцев. В то же время японская логика отвергает «Ко симасита» — «Я (или кто-то) должен сделать так, чтобы это случилось». Поэтому, если рок предрешил, что так должно быть, то адмирал Ямамото остается командующим Объединенным Флотом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
337 публикаций

Факты не просто интересные.

Я бы даже больше сказал. Это сражение стало не только поворотным на ТОТВД, но и поворотным во всем мировом военном судостроении, в тактике и стратегии, в принципах формирования доктрин и т.д.

Полная беспомощность и невостребованность линейных кораблей просто поставила мир перед фактом: толщина брони и калибр орудий уже "не тащат". Побеждают высокоточные боеприпасы (в реалиях того времени - пикирующие бомберы), разведка и электроника (радары и СУАО).

Так что те несколько часов реально перевернули всё с ног на голову.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

На европейском и атлантическом ТВД как бы не все так однозначно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 201 публикация

Просмотр сообщенияPVolk (21 Июн 2013 - 13:57) писал:

Полная беспомощность и невостребованность линейных кораблей просто поставила мир перед фактом: толщина брони и калибр орудий уже "не тащат".

А потом был залив Лейте... Где уже авики показали, что они далеко не вездесущщи, а линкоры ещё очень даже очень, при правильном подходе. Собственно, даже у Мидуэя шансы на это были - но сие уже альтернатива. Но как раз там линкоры вполне могли дело вывернуть обратно и "дожать" сражение - правда, в дальней перспективе потеря 4 авиков этим практически никак не компенсировалась.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×