Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Benson34

Тяжелые крейсера типа "Аоба"

В этой теме 64 комментария

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
210 публикаций
4 306 боёв

Тяжёлые крейсера типа «Аоба»

Изображение

Крейсер «Аоба» и его систершип «Кинугаса» представляли собой развитие проекта «Фурутака» при той же самой длине корпуса и незначительно увеличенной ширине по мидель-шпангоуту. «Аоба» и «Кинугаса» стали вторыми средними (позже их переклассифицировали в тяжелые) крейсерами, построенными японцами в духе Вашингтонского договора. Закладка крейсеров была одобрена в 1923 г. как компенсация постройки новых линкоров и линейных крейсеров, которые запрещалось Японии строить в 20-с годы по условиям Вашингтонского договора.

Заказы на постройку и проектирование.

Изображение
"Аоба" и "Кинугаса" после спуска на воду.
   3 июля 1922 года премьер и морской министр Томосабуро Като объявил Японии "Программу ограничения военно-морских вооружений", которая предполагала в дополнение к 18 кораблям, санкционированным к постройке в феврале-марте, заказать ещё 59 кораблей, включая 2 крейсера по 7100 Т и 4 по 10000 Т стандартного водоизмещения. Первая пара по 7100 Т (7500 т нормального водоизмещения) должна была повторять крейсера "класса А" №1 и №2, заказанные в июне, чтобы образовать с ними однородную эскадру из четырех кораблей. Четыре крейсера по 10000 Т также должны были образовать однородную эскадру, но строить их следовало по условиям Вашингтонского договора, который был подписан, но еще не ратифицирован. Постройку всех шести крейсеров санкционировала 46-я сессия японского парламента (27.12.1922-27.03.1923 г.) в рамках "Новой кораблестрои­тельной программы по замене кораблей по условиям Вашинг­тонского договора 1923 года". Крейсера по 7100 Т были названы крейсерами "среднего типа №1 и №2", а 10000-тонные - крейсерами "большого типа № 1 -№4". Средства на постройку выделялись под статьей "Затраты на строительство вспомо­гательных боевых кораблей", входящей в раздел "Затраты на строительство боевых кораблей" чрезвычайного бюджета, начиная с 12-го финансового года (1923/24). Оценочная стоимость 7100-тонного крейсера составила 15 млн иен, 10000-тонного - 21,9 млн иен.Как крейсера 1-го класса, оба получили названия по имен­ам гор. Крейсер "класса А" №3 назвали по горе Кинугасасан в префектуре Киото, а крейсер "класса А" №4 - по горе Аобасан в префектуре Мийяги. Оба имени использовались в японском флоте впервые, но так собирались назвать 8000-тонные крейсера программы "Флот 8-8" в 1920 году. Оба крейсера должны были повторять тип "Фурутака", но из-за введенных в процессе их постройки значительных модифика­ций их официально стали называть тип "Аоба".После подготовки проекта 10000-тонных крейсеров (будущие типа "Миоко") контр-адмирал Хирага был послан за границу.
   Пока Хирага находился за рубежами Японии, эти крей­сера, «Аобы», спроектировал Фухимото. Фухимото в процессе проектирования тес­но сотрудничал с представителями Импера­торского японского флота, из-за чего фухимотовские крейсера получились гораздо менее остойчивыми по сравнению с проек­тами,принадлежащими карандашу велико­го Хирага. С другой стороны, установка трех двухорудийных башен главного калиб­ра вместо шести одноорудийных позволи­ло освободить на крейсерах место под мон­таж катапульты больших размеров, способ­ной запускать гидропланы большего полет­ного веса, и под установку поворотных тор­педных аппаратов. Кроме того, на вооружение флота стали поступать более мощные 12-см зенитные орудия типа 10 года и МГШ решил поставить их на новые крейсера вместо 8-см зениток типа 3 года. Наконец, в 1926 году недостатки достроенных "Фурутака" и "Како", такие как малая высота дымовых труб и неудобная структура носовой надстройки, стали очевидны и их нельзя было не учесть при достройке "Аоба" и "Кинугаса". «Аоба» и «Кинугаса» стали первыми япон­скими крейсерами, проект которых изна­чально предусматривал наличие на борту катапульты для гидропланов.

Технические характеристики.


1) Водоизмещение.
  После достройки водоизмещение с 67% запасов достигло: 9820 на "Аоба" и 9930 т на "Кинугаса". Такая перегрузка привела к беспрецедентному увеличению средней осадки - с 4,496 м до 5,71 и 5,72 м. На целых 4 фута уменьшалась высота надводного борта, высота пояса над ВЛ, падала скорость и дальность плавания. Значительно ухудшалась и остойчивость (метацентрическая высота и диапазон остойчивости оказались хуже, чем у типа "Фурутака") - отчасти из-за понижения метацентра при увеличении осадки, но в основном из-за увеличения "верхнего" веса. Эта была цена, которую пришлось заплатить за двухорудийные башни, 12-см зенитки, катапульту и дополнительные кормовые надстройки. Несколько отличались размерения и коэффициенты корпуса. При водоизмещении для испытаний 9820 т длина по ВЛ у "Аоба" составила 183,58 м, ширина 15,83 м, средняя осадка 5,71.
2) Вооружение главного калибра.
  20-см/50-калиберные орудия типа 3 года были установлены в двухорудийных башнях модели "С", которые спроектировал инженер С.Хада. Эти принятые на вооружение в 1926 году установки имели угол возвышения 40°, что обеспечивало дальность стрельбы 26700 м, и заключались в башни с главным (боевым) и нижним (энергетическим) отделениями, центральным стволом, вращающимся вместе с орудийной платформой. Центральный ствол проходил вниз до самого двойного дна. Боевое отделение башни защищалось 25-мм плитами стали НТ со всех сторон. Как и на типе "Фурутака", снарядные и зарядные погреба размещались на одном уровне под складской палубой. Поэтому подъемники, проходящие внутри центрального ствола башни, опускались в одно и то же перегрузочное отделение под этой палубой.Установка 157-тонных двухорудийных башен вместо одноорудийных "полубашен" модели "А" позволила увеличить дальность стрельбы, повысить скорострельность (теоретичес­ки 5 выстр./мин., практические 0,67 при максимальном возвышении), снизить утомляемость прислуги, особенно, работающей на подаче боезапаса, сделать подачу более надежной и защищенной. Однако это привело к увеличению веса почти на 126 т. К тому же двухорудийные башни оказались слишком большими для этих крейсеров - после испытательных стрельб корпус и палубу вокруг кормовой башни пришлось укреплять.
3) Зенитные орудия дальнего действия.
  На корабли установили по четыре 12-см/45-калиберных зенитных орудия типа 10 года, появившихся на флоте в 1926 году. Сначала они исполь­зовались на одиночных установках модели "В" без щитов (вес с орудием 7,8 т), с ручным обслуживанием. На время готов­ности этих крейсеров 12-см орудия обеспечивались снарядами 3 типов; все были приняты на вооружение в 1926 году, имели заряд в латунной гильзе и головной взрыватель двойного дейс­твия (30 или 50 с): фугасный снаряд желтого цвета с "начин­кой" из пикриновой кислоты и 5,06-кг зарядом пороха 35С , пристрелочный снаряд зеленого цвета и "легким" зарядом пороха 20С и учебный снаряд черного цвета с дистанционным взрывателей и "облегченным" зарядом пороха 35С . В 1929 году этот фугасный снаряд ("роллед стил шелл") и взрыватель двойного действия на 50 с сняли с вооружения, а вместо них приняли снаряд "коммон" или фугасный №4 и "звездный" (осветительный). В 1932 году добавили еще учебный снаряд. С 1929 года все снаряды, кроме пристрелочных, имели три типа зарядов в латунных гильзах. "Звездные" 12-см снаряды с успехом прошли испытания на "Аоба" во время ночных маневров 1928 года.
4) Катапульта.
  Хотя оба крейсера укомплектовали в сентябре 1927 года без катапульт, возможность ее установки предус­мотрели при изменении проекта в 1925 году. В мае 1928 года в Хиросимской бухте успешно закончились испытания катапульты типа Куре, установленной в носовой части палубы старого броненосца "Асахи", с которой запускался гидроса­молет типа 15. В конце месяца катапульту типа Куре №1, работающую на сжатом воздухе, установили на "Кинугасе", который и стал первым кораблем императорского японского флота с катапультой. Ровно через год такую же катапульту установили в Йокосуке на "Аоба". В 1929 году оба крейсера получили по гидросамолету типа 15, которые находились на них до конца 1931 года. Еще через год крейсера получили гидросамолеты типа 90 №2, которые несли до конца 1936 года.
5) Управление стрельбой.
  - вспомогательный пост управления стрельбой ПС и кормовые 3,5-метровые дальномеры типа 14 размещались за грот-мачтой;
  - кормовые 90-см прожекторы типа "SU" для уменьшения взаимного влияния дальше разнесли друг от друга: левый стоял между трубами, а правый перед самой грот-мачтой;
  - из-за возросшей дальности стрельбы в башнях №2 и №3 установили дополнительные 6-метровые дальномеры типа 14 (бинокулярного совмещающего типа) с дальностью действия 35000 м; на дистанции 25000 м ошибка составляла 235 м, на 20000 м - 191 м и на 10000 м - 48 м.
6) Энергетическая установка и механизмы.
  "Кинугаса" имел турбозубчатые агрегаты типа Кавасаки-Кертис, идентичные ТЗА на "Како", а "Аоба" - ТЗА типа Мицубиси-Парсонс, как и "Фурутака". На ходовых испытаниях "Кинугаса" достиг максимальной скорости 34,5 узла при мощности 106000 л.с. и водоизмещении чуть меньшем 9000 т. Поскольку на новых крейсерах установили более мощные вспомогательные механизмы, мощность электрических генераторов повысили с 315 кВт (на типе "Како") до 450 кВт (2 по 90 и 2 по 135 кВт).
7) Броневая защита.
  Бронепояс длинной 79,9 м имел толщи­ну 76,2 мм, высоту 4,12 м и был установлен с наклоном в 9 градусов к вертикали.Бронирование палубы составляло 35-32 мм.

Основные характеристики


Водоизмещение

Стандартное — 9088 т;полное — 11 660 т

Длина

176,8/183,5/185,2 м

Ширина

17,6 м

Осадка

5,7 м

Бронирование

Пояс — 76 мм;палуба — 32…35;башни — 25 мм;барбеты — 25 мм

Двигатели

4 ТЗАParsons («Кунигаса» — Curtis)

Мощность

110 000 л. с. (81 МВт)

Скорость хода

33 узла (61,1 км/ч)

Дальность плавания

8223 морских миль на 14 узлах

Экипаж

657 человек

Вооружение

Артиллерия

3 × 2 — 203-мм/50,4 × 1 — 120-мм/45

Зенитная артиллерия

4 × 2 — 25-мм/60,2 × 2 — 13,2-мм пулемёта

Минно-торпедное вооружение

2 × 4 — 610-мм ТА

Авиационная группа

1 катапульта, 2 гидросамолёта
Изображение

Боевая служба.


   На момент начала Второй мировой вой­ны крейсера «Фурутака» и «Како» входили в 6-ю эскадру, которой командовал адмирал Гото Аригомо. Эскадра оперировала в во­дах Гуама, а 23 декабря 1941 г. действовала против острова Уэйк. Затем эскадра бази­ровалась на Трук, откуда принимала учас­тие в сражения у островов Голландской Индии. 6-я эскадра покинула Трук. чтобы принять участие в нападении на Рабаул, Новая Британия, и Кависнг. Новая Ирлан­дия, 23 января 1942 г. Пока крейсера находились в Рабаулс, Трук подвергся ударам американской палуб­ной авиации с авианосцев TF11. Крейсера провели поиск авианосца «Лек­сингтон», который успехом не увенчался. После пополнения запасов на Труке крей­сера ушли на юг. к Рабаулу, где действовали вместе с 18-й дивизией. Затем корабли 6-й дивизии вместе с легким авианосцем «Сёхо» прикрывали ог­нем десант на Тулаги. Тяжелый крейсера тогда повреждений не получили, но «Сёхо» был потоплен во время сражения в Корал­ловом море 7 мая 1942 г. Затем, 8 мая 1942 г., «Фурутака» и «Кинугаса» эскортирова­ли авианосец «Сёкаку», в то время как «Аоба» и «Како» прикрывали отход конвоя с силами вторжения в Порт-Морсби. После этого похода крейсера 6-й дивизии ушли на заводской ремонт в Куре, после ремонта они вернулись на Трук, а затем отправились на маневры в залив Реката.
   После высадки американцев на Гуадал- канале, все четыре крейсера 6-й дивизии покинули пролив Мовс, соединившись в Рабауле с тяжелым крейсером «Чокай». Крейсера под командованием адмирала  Микава в водах острова Саво в ночь с 8 на 9 августа 1942 г. вступили в бой с американс­кими кораблями. В ту роковую для ВМС США ночь на дно пошло четыре американ­ских крейсера. Пять японских крейсеров израсходовали за бой 1020 снарядов калиб­ра 203 мм и 45 торпед тип 93. Дистанция боя неожиданно получилась очень короткой - менее 5000 м, а ведь японский флот долго и упорно тренировался в ведении сраже­ний в ночное время, причем на гораздо боль­ших дистанциях. Разрывы снарядов японс­кие офицеры прекрасно видели в отличные бинокли Никон и Кэнон, без груда коррек­тируя огонь артиллерии своих кораблей. Американские же корабли к тому же были прекрасно оснащены прожекторами и осве­тительными снарядами, вдобавок самолеты с японских крейсеров подсвечивали  крей­сера янки осветительными бомбами и раке­тами. В цель попало примерно 10 % снаря­дов. выпушенных японскими крейсерами и пять или шесть торпед. Австралийский крейсер «Канберра» получил не менее двад­цати прямых попадания 203- и 120-мм сна­рядов. два попадания торпедами. Тяжелый крейсер флота США «Чикаго» получил не­сколько попаданий снарядами крупного ка­либра, а торпеда тип 93 оторвала у корабля носовую часть. «Чикаго» остался на плаву, его отремонтировали, но - от судьбы не уй­дешь: 30 декабря 1943 г. «Чикаго» был тор­педирован в водах Соломоновых островов японским самолетом-торпедоносцем. Тяже­лый крейсер «Винсеннес» затонул после попадания в него двух или трех торпед, вы­пущенных японскими крейсерами. Тяжелые крейсера «Астория» и «Куинси» были от­правлены на дно артиллерией японских ко­раблей. хотя американские источники гово­рят о попадании в эти крейсера торпед. Американские крейсера не имели торпедных аппаратов, а японские их несли. Так командо­вание японским флотом убедилось в правиль­ности своего решения, принятого в пику мне­нию конструктора Хирага, в отношении со­хранения торпедного вооружения на тяжелых крейсерах. Крейсер «Чокай» получил повреждения ответным огнем с американских крейсеров «Куинси» и «Астория», после чего его при­шлось увести в Рабаул на ремонт. «Аоба» был поражен снарядом в левый борт в рай­оне торпедного аппарата, после чего на крейсере разгорелся пожар. Торпеда из тор­педного аппарата уже была выпущена, по­этому пожар не вызвал детонации «рыбки», а сам пожар ликвидировали. Крейсер опе­ративно отремонтировали в Кавиенге. Крей­сер «Кинугаса» был поражен 203-мм сна­рядом, запущенным из пушки крейсера ВМС США «Винсенесс», но снаряд не взор­вался. а нормально сработавший 5-дюймо­вый снаряд эсминца «Паттерсон» (типа «Бэгли») серьезного ущерба японскому крейсеру не нанес. Если «Чокай» ушел в Рабаул, то крейсера 6-й дивизии вернулись в пролив Мове.
   На пути к проливу, 10 авгу­ста 1942 г.в крейсер «Како» попали три торпеды, выпушенные американской субма­риной S-44. «Како» перевернулся и затонул всего за пять минут, став вторым японским крейсером, погибшим в годы Второй миро­вой войны (первым был крейсер «Микума»), Крейсер «Како» официально исключили из списков императорского японского флота 15 сентября 1942 г. Три уцелевших крейсера 6- й дивизии произвели необходимый ремонт, пополнили запасы, после чего ушли на якор­ную стоянку в Шортлэндз.
   Крейсер «Чокай» и корабли 6-й дивизии (уже без «Како») покинули Шортлэндз  для проводки конвоев на Гуадалканал. На якор­ную стоянку крейсера вернулись 26 авгус­та, не получив никаких повреждений.
   Оче­редной выход состоялся 10 октября 1942 г. Тогда перед крейсерами вышестоящее ко­мандование поставило задачу бомбардиро­вать артиллерийским огнем авиабазу морс­кой авиации в Хендерсон-Филд с целью обеспечения проводки очередного конвоя с подкреплениями для гарнизона Гуадалканала. Главный калибр крейсеров открыл огонь по аэродрому с расставленными на стоян­ках самолетами зажигательными снарядами. Японцы были не прочь повторить в водах острова Саво свою августовскую викторию. Ан нет - на крей­серах и эсминцах ВМС США появились радары. Появление американской эскадры под командованием контр-адмирала Нор­манна Скотта стало для японской 6-й диви­зии крейсеров сюрпризом. «Фурутака» за короткий срок получил несколько прямых попаданий снарядами калибра 8 и 5 дюй­мов, от которых загорелись заправленные кислородом торпеды тип 93. Крейсер запо­лыхал. превратившись в отменную мишень для канониров американских крейсеров и эсминцев. Пожар вывел из строя машинное отделение корабля. Крейсер ушел навсегда в воду острова Саво - третий японский крей­сер. погибший во Второй мировой войне. В крейсер «Аоба» попало 24 8- и 5-дюймовых снаряда, был убит адмирал Того Аритомо, командовавший 6-й дивизией крейсеров с 15 сентября 1941 г. две башни главного ка­либра крейсера вышли из строя. «Аоба» и «Кинугаса» вышли из боя, чтобы перезаря­дить орудия бронебойными снарядами. Не­поврежденный «Кинугаса» открыл огонь прямой наводкой с дистанции 7000 км по неожиданно попавшему в луч прожектора американскому легкому крейсеру «Бойз». В американский крейсер вонзилось восемь 203-мм снарядов, на «Бойз» загорелся по­греб 155-мм снарядов, но как ни странно, «Бойз» уцелел - через пробоину в борту в погреб боезапаса хлынула вода, погасившая пожар. Два снаряда пушек «Кинугасы» по­пали в тяжелый крейсер «Солт Лэйк Сити», впрочем, не причинив последнему серьез­ного ущерба.
   Два уцелевших в сражении японских крейсера вернулись на следующий день к якорной стоянке у островов Шорт-лэндз. Флагманом 6-й дивизии стал крейсер «Кинугаса». «Аоба» ушел на Трук, где его инспектировал адмирал Ямамото,отме­тивший необходимость постановки кораб­ля в заводской ремонт. Крейсер ушел в Куре, где его по прибытии немедленно поставили в сухой док. В ночь с 14 на 15 октября 1942 г. крей­сера «Чокай» и «Кинугаса» обстреляли Хен­дерсон-Филд, после чего благополучно вер­нулись в Шортлэндз. После очередной опе­рации по прикрытию конвоев 6-я дивизия крейсеров была расформирована.
Гибель «Кинугасы»
  Крейсер «Кинугаса» придали 8-му флоту для заме­ны сил адмирала Микава, которые ушли на ремонт в Японию. Крейсера «Чокай», «Кинугаса», «Майя» и «Сузуя» в который раз обстреля­ли Хендерсон-Филд. Обстрел получился удачным, однако на обратном пути к Шортлэндзу утром 14 ноября японские корабли были атакованы южнее островов Новая Ге­оргия самолетами с авианосца «Энтерпрайз В 09.15 крейсер получил попадание 227-кг бомбы, сброшенной самолетом "Донтлесс" (SBD-3) младшего лейтенанта Роберта Гибсона из состава эскадрильи VB-10. Бомба, разрушив носовую часть мостика около установок 13-мм автоматов, проникла глубоко внутрь корабля и взорвалась на нижней палубе под ватерлинией, что привело к большому затоплению и крену на левый борт. При взрыве погибли командир капитан 1 ранга Macao Сава (на должности с 20 августа 1941 года) и старший офицер. В командование кораблем вступил торпедный офицер. Контрзатопление с правого борта позволило временно спрямить крейсер, но вскоре крен увеличился до 7°. В 09.50 близкий разрыв 454-кг бомбы, сброшенной "Донтлессом" из эскадрильи VS-10 (ведущий капитан 3 ранга Джеймс Ли) около кормы, вызвал взрыв цистерн с авиабензином, вывел из строя рулевую машину и увеличил затопление. Через два часа, несмотря на все усилия экипажа взять затопления под контроль,"Кинугаса" опрокинулся на левый борт и затонул в 11.50 к SW от Рендовы (координаты 09°6' ю.ш., 158°14' в.д.). Погибло 511 членов экипажа, 146 человек подобрали эсминцы «Макигумо» и «Кадзагумо». Из боевого состава император­ского японского флота крейсер «Кипугаса» был исключен 15 декабря 1942 г.
   Из пер­вых четырех японских тяжелых крейсеров «в живых» оставался только находившийся на ремонте в Куре «Аоба». Ремонт «Аобы» был завершен 15 февраля 1943 г. - по срав­нению с американцами японцы ремонтиро­вали крупные корабли много дольше. В ходе ремонта на крейсере «Аоба» усилили зенит­ное вооружение, установили направляющие для сброса глубинных бомб.
   По завершению ремонта крейсер «Аоба» покинул Куре и ушел на Трук, где в командование кораблем вступил достойный самурай Ямамори Каменосуке. Из Трука корабль отозвали на Рабаул, а потом посла­ли на якорную стоянку (это так тогда назы­валось) в пролив Мове, куда «Аоба» и при­шел 4 марта 1943 г. Почти год прошел с тех пор, как «Аоба» мирно покачивался в про­ливе на якорях вместе с другими крейсера­ми 6-й дивизии. За год тишина покинула эти благословенные места. На якорной стоянке крейсер атаковали бомбардировщики В-17.
   «Крепости» стелились над самой водой, что­бы бомбы после сброса отрекошетили от водной поверхности в борт крейсера - топ- мачтовое бомбометание. Одна 225-кг ***­ла в район авиационной катапульты, вызвав взрыв двух находившихся в торпедных ап­паратах торпед тип 93. Сильные поврежде­ния получил корпус и машинное отделение. Хирага был прав в отношении излишества торпед на тяжелых крейсерах. Легкий крей­сер «Сендай» пытался буксировать крейсер «Аоба» на Трук, но в конечном итоге ввиду опасности затопления корабля вынужден был посадить «Аобу» на мель. Через не­сколько дней к крейсеру подошло спасатель­ное судно «Ямабико Маару», которое отка­чало из отсеков корпуса воду, после чего на пробоины завели пластыри и «Сендай» смог  возобновить буксировку «Аобы» на Трук. На Труке высокие начальники осмотрели крейсера, приняв решение опять отправить корабль на ремонт в Куре. В сухой док крей­сер «Аоба» был поставлен I августа 1943 г. 25 февраля 1944 г. крейсер «Аоба» по­кинул сухой док базы Куре. В Сингапуре крейсер модернизировали под использова­ние в качестве флагмана 16-й дивизии. «Аоба» выполнил несколько транспорт­ных рейсов между Сингапуром и острова­ми Голландской Индии и южной частью Филиппин - к этому времени Япония лиши­лась большей части своих грана юртов, а тс. которые уцелели, уже не могли прорывать блокаду, учиненную американским флотом. Планировался рейдсрский поход в Индийс­кий океан совместно с крейсерами «Тоне» и «Чикума». но его отменили. «Аоба» про­должал доставлять людей и грузы изолиро­ванным японским гарнизонам до 4 июля 1944 г., когда его поставили на текущий ре­монт в Лингга Роад, Сингапур.
   После ре­монта во время совместного с легким крей­сером «Кино» перехода в Манилу, крейсер «Аоба» получил попадание одной из шес­ти выпущенных субмариной «Брим» тор­пед. Торпеда взорвалась в машинном отде­лении японского корабля. Крейсер «Кино» отбуксировал «Аобу» в военно-морскую базу Кавите, что недалеко от Манилы. Здесь крейсер неоднократно подвергался налетам американской авиации - бомбы падали ря­дом, но ни одна в корабль не попала. «Аобу» в который раз отремонтировали, но не до конца. Крейсер ушел в Куре, где его 12 сен­тября 1944 г. поставили в сухой док. Аме­риканцы не оставили «Аобу» и в Курс: вол­на за волной накатывали палубные самоле­ты с американских авианосцев на повреж­денный японский крейсер, который к тому же стоял в сухом доке. Зенитная артилле­рия крейсера была включена в состав ПВО базы Куре, для чего корабль вывели из дока и притопили на мелководье рядом с воен­но-морской верфью.
Гибель «Аобы»
28 июля ставший зе­нитной батареей крейсер подвергся мощно­му удару самолетов авианосного соедине­ния TF 38. «Аоба» получил фаталь­ное попадание 225-кг бомбой, которая взор­валась в межпалубном пространстве. В тот же день в крейсер попало еще не менее трех 225-кг бомб, сброшенных с «Либерейтора». Корпус корабля просто развалило. Из спис­ков императорского японского флота крей­сер «Аоба» исключили 20 ноября 1945 г.

Фото.

Изображение


Изображение
Кинугаса
Изображение
Аоба
Изображение
Аоба
Изображение
Аоба
Изображение
Аоба во время налёта 28.07.45г
Изображение
Аоба после гибели.

Использованные материалы и литература:
http://ru.wikipedia....90%D0%BE%D0%B1%D0%B0%C2%BB
С. В. Сулига - Японские тяжёлые крейсера ч 1-2.
Ю. И. Александров - Тяжёлые крейсера Японии (часть I)
Squadron/Signal publications - Japanese Heavy Cruisers of World War II in action
Eric LaCroix - Japanese Cruisers of the Pacific War
P.S. Статья дополнится второй частью по КРТ "Фурутака"
  • Плюс 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Проснулся а тут такое красава лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
577
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 452 публикации
1 272 боя

Вот это "песня души"! + заслужил.

 

 

Пы.Сы.Одно немного портит "фигуру"-наличие множества грамматических ошибок.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
210 публикаций
4 306 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (25 Июн 2013 - 10:21) писал:

Вот это "песня души"! + заслужил.


Пы.Сы.Одно немного портит "фигуру"-наличие множества грамматических ошибок.
Да ладно,множества :teethhappy: Ворд ругался только на непонятные названия типа Аоба Кинугаса Хендерсон-Филд. :glasses:Да,кое где,лишние пробелы и тире.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Статья очень понравилась! Молодец!!!

ИМХО, может только размер чуточку поменьше сделать, чтобы трафик не ело. :hiding:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
210 публикаций
4 306 боёв

Забавно,все пишут про хорошее оформление,но по содержанию или его критике только один пост. :teethhappy:

Я не придираюсь,просто трудно составить для себя образ идеальной статьи . :teethhappy:

Пожалуйста,отписывайте,что на Ваш взгляд не хватает в данной статье:чертежей,фотоматериалов,более подробных ТТХ,более подробных описаний операций,в которых принимали участие корабли,описанные в данной статье.

Ваша критика будет полезной и обязательно будет учитываться при подаче следующих материалов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияBenson34 (25 Июн 2013 - 15:19) писал:

Забавно,все пишут про хорошее оформление,но по содержанию или его критике только один пост. :teethhappy:
Я не придираюсь,просто трудно составить для себя образ идеальной статьи . :teethhappy:
Пожалуйста,отписывайте,что на Ваш взгляд не хватает в данной статье:чертежей,фотоматериалов,более подробных ТТХ,более подробных описаний операций,в которых принимали участие корабли,описанные в данной статье.
Ваша критика будет полезной и обязательно будет учитываться при подаче следующих материалов.
Ну можно было бы (на мой взгляд) еще и чертежики прицепить (на разные года модификаций), но сейчас уже вряд ли ты его туда всунешь.  :eyesup:
Вполне достойно и наполнение и оформление.  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
210 публикаций
4 306 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (25 Июн 2013 - 16:44) писал:

Ну можно было бы (на мой взгляд) еще и чертежики прицепить (на разные года модификаций), но сейчас уже вряд ли ты его туда всунешь.  :eyesup:
Вполне достойно и наполнение и оформление.  :great:
Был выбор: воткнуть схемки из Лакруа или цветастенькую боковинку...Эстетика победила :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×