Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Black_Hunter

"Кидо бутай". Рождение легенды.

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

В данной работе проведена попытка проследить путь зароджения авианосцев и авианосных соединений IJN от самого появления кораблей такого типа до окончания Второй Мировой войны, когда эти соединения в Японии фактически перестали существовать. Поскольку авианосцы являются не «кораблями в себе», а частью флота, то хронология появления этих кораблей привязана к существовавшим кораблестроительным программам Японии и существующим политическим обстоятельствам того времени, оказывавших порой самое большое влияние на судьбу кораблей этого класса, наверное как ни в какой другой стране. В результате этого обстоятельства разобраться в том пестром составе фактически разнотипных, по большей части, авианосцев очень сложно для неспециалистов или не знатоков японского императорского флота. Так что попробуем «сжато» рассказать и пройти весь путь появления, становления, рассвета и заката Воздушного флота IJN.

Подробные ТТХ и боевые действия отдельных кораблей рассматриваться в данной статье не будут, иначе эта статья превратится в книгу.

Садитесь поудобнее и доставайте поп-корн...

 

Гл.1. Предвоенные годы и Первая Мировая Война.

 

 

В 10.1906 г. Император Муцухито, учитывая опыт войны с Россией и активизацию США на Тихом океане и Дальнем Востоке, потребовал от военного руководства страны сформировать Политику обороны. Особое внимание обращалось на усиление американского флота. Тотсутаро Сато в новой версии своей работы, известной как «Трактат об имперской обороне», предложил довести состав флота до 8 линкоров и 4 броненосных крейсеров. Теоретически, такой флот позволял Японии одержать верх в морском бою, а значит и во всей войне в целом, практически над любым противником, в т.ч. и над США. Взяв за основу «Трактат» новый морской министр вице-адмирал Минору Сайто (сменил на этом посту Гоннохиойё Ямамото) с премьер-министром Кинмочи Сайониджи, при участии руководства Армии, после целого ряда совещаний, разработали систему взглядов на военное строительство в Японии. Это нашло свое отражение в документе, который так и назывался — «Политика Имперской обороны».

После сессии парламента 4.04.1907 г. этот документ был переработан в законопроект, который определял направления развития вооруженных сил Японии на ближайшие 11 лет. Среди потенциальных противников помимо России фигурировали США и Франция. В части касающейся флота законопроект предполагал создание ядра флота из 8 линкоров и 8броненосных крейсеров со сроком службы не более 8 лет.

Однако появление «дредноутов» поставило крест на большинстве этих планов. Кораблестроительная гонка начиналась заново.

В 9.1911 г. Минору Сайто представил парламенту переработанную «Программу по созданию нового флота». В соответствии с ней предполагалось в течение 1912 - 1919 финансовых годов заказать 7 дредноутов, 2 крейсера 1-го класса (по конструкции являвшихся развитием английских линейных крейсеров типа «TIGER»), 5 крейсеров 2-го класса (так называемой «средней» модели), 2 крейсеров-разведчиков («специального» назначения), 26 ЭМ и 10 ПЛ.

Формально постройка ни одного из этих кораблей узаконена не была, но в 1912 г. было решено заложить в Японии 3 крейсера 1-го класса, конструктивно повторявших «КОНГО» (несмотря на требования флотских офицеров усилить на этих кораблях бронирование) и ЛК (дредноут) «ФУСО». Кроме того, была одобрена постройка заложенных еще в 1910 г. ЛКР «ЧИКУМА», «ХИРАДО» и «ЯХАГИ» с 8 152-мм орудиями.

В 1912 г. умер император Муцухито. Его сын, унаследовавший престол, практически утратил контроль над Армией и Флотом, что позволило их руководителям беспрепятственно реализовывать свои планы. В рамках "Программы по созданию нового флота", не принятой парламентом, на средства для обычного пополнения флота в 1913-1914 гг. были заказаны второй корабль типа «ФУСО» — «ЯМАСИРО» и 4 турбинных ЭМ.

Внимательно отслеживая тенденции развития морской авиации, японцы приспособили морской транспорт «ВАКАМИЯ МАРУ» водоизмещением 7600 тонн, спущенный на воду в 1901 году, для базирования на нем двух гидросамолетов Farman. Осенью 1913 года этот корабль впервые участвовал в военно-морских маневрах.

Spoiler
Изображение

ГАТ «ВАКАМИЯ»

1.09.1914 г. «ВАКАМИЯ МАРУ», перестроенный в базу гидросамолетов и получивший наименование «ВАКАМИЯ», принял участие в осаде гавани Цзинь Тао. Корабль нес 4 ГСМ (2 в разобранном виде), которые сначала совершали разведывательные полеты, а затем наносили бомбовые удары по немецким кораблям. В качестве бомб использовались артиллерийские снаряды. Во время одного из боевых вылетов летчикам удалось потопить немецкий минный заградитель.

В 4.1914 г. Минору Сайто на посту министра ВМС сменил вице-адмирал Муцуро Ясиро. Он представил Отделу обороны правящего комитета новые предложения по доведению флота до состава «8-8». В этом документе указывалось на то, что Япония, по состоянию на 1914 г., не обладала кораблями, способными хоть как-то решить задачу борьбы с флотами ведущих морских держав и в первую очередь США. При этом, находившиеся в постройке дредноуты, ввиду своей малочисленности, оказывались практически бесполезными. Хотя отдел обороны правящего кабинета разделял взгляды Муцуро Ясиро, по политическим соображениям было решено представить парламенту программу  «Флот 8—4» как план обычного пополнения корабельного состава. Её суть сводилась к доведению числа линейных кораблей до 8 («СЕТЦУ», «КАВАЧИ», «ФУСО», «ЯМАСИРО» + 4 вновь заказанных), достройке 4 линейных крейсеров типа «КОНГО» (классические броненосные крейсера планировалось вывести во вторую линию, а наиболее устаревшие сдать на слом), заказу 3-х высоко автономных крейсеров-разведчиков с 200-мм орудиями, 20 турбинных ЭМ и 6 ПЛ. Парламент одобрил эту программу и дал санкцию на закладку в 1915 г. дредноутов «ИСЕ» и «ХИУГА», но в конце 1914 г. отменил свое решение, сославшись на начало войны в Европе.

Выступив в качестве союзницы Великобритании, Япония получила возможность осуществлять лишь те операции, которые были направлены на обеспечение ее собственных интересов. Захват Шандуня и германских островных колоний в Тихом океане ничего не стоил и задача экстренного усиления флота считалась второстепенной. Все средства, выделенные на текущее кораблестроение. МГШ был вынужден сосредоточить на уже заложенных ЛК «ИСЕ» и «ХИУГА». Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь в конце 1915 г. после того, как Япония, предъявив Китаю 21 требование, фактически превращала его в колонию. Вашингтон встал на сторону «Новой» республики, что вызвало бурное недовольство Токио.

К этому моменту ВМС возглавлял вице-адмирал Томосабуро Като. Он вновь представил отделу обороны программу «Флот 8-4». Хотя ситуация для ее рассмотрения в парламенте сложилась благоприятная, дебаты продолжались более 3 месяцев и только 24.02.1916 г. был принят ее усеченный вариант, известный как «Программа нового военного кораблестроения 1916 г.». В соответствии с ним предполагалось заложить ЛК с 410-мм орудиями («НАГАТО»), 2 ЛКР водоизмещением 3000 т, вооруженных 4 140-мм орудиями(«ТЕНРЮ» и «ТАЦУТА»), турбинный ЭМ, 3 ПЛ и вспомогательный ТН. Закладка всех этих кораблей была осуществлена лишь в 1917 г. К 7.1916 г. Томосабуро Като повторно представил программу «Флот 8-4», дополнив её двумя линейными КР (программа «Флот 8-6»), но из-за роспуска парламента обсуждение запросов Флота отложили на неопределенный срок.

В 8.1916 г. Конгресс США утвердил закон о «Трёхлетней кораблестроительной программе». Ввиду усиления американской морской мощи Совет министров Японии в 7.1917 г. настоял на созыве специальной сессии парламента и в конце концов «Программа строительства флота 8-4» была принята. Она предусматривала постройку в течении 7 лет (1917-1924 гг.) 3-х ЛК с 410-мм орудиями («МУЦУ», «КАГА» и «ТОЗА»), 2-х линейных КР с 410-мм орудиями(«АМАГИ» и «АКАГИ») 9 ЛКР, 27 ЭМ, 18 ПЛ и 3 вспомогательных судов. Причем на типах «КАГА» и «АМАГИ» число орудий ГК планировали довести до 10, против 8 на «МУЦУ» и «НАГАТО». Строительство «МУЦУ», «КАГА» и «ТОЗА» было решено начать в рамках бюджета 1918-1919 гг. Начало постройки линейных КР предусматривалось бюджетом на 1920-1921 гг. Но «КАГА» и «ТОЗА», из-за необходимости переработать проект с учетом опыта Ютландского сражения, заложили лишь в 1920 г.

Изображение

Изображение

Таким образом «НАГАТО» и «МУЦУ» стали первой парой ЛК программы «Флот 8-8», принятой несколько позже — в 1918 г. Не вдаваясь в детали боевых характеристик этих дредноутов, заметим, что они были первыми японскими линейными кораблями с 410-мм орудиями и скоростью хода выше 26 узлов.

В конце 1917 г. парламенту была представлена «Программа строительства флота 8-6», призванная узаконить заказ линейных КР «АМАГИ» и «АКАГИ». В принципе, эту программу одобрили, но силу законопроекта она получила лишь 12.03.1918 г. на 40-й сессии парламента.

По докладу начальника Кораблестроительного отдела (4-го отдела) МТД закладку «АМАГИ» и «АКАГИ» можно было ожидать лишь в 1920 г., а «АСИТАКА» и «АТАГО» — в 1921 г. Решение о постройке 4-х линейных КР типа «АМАГИ» трансформировало программу «Флот 8-6» в программу «Флот 8-8», но официальное признание этого факта последовало позже - в 1920 г.

После окончания 1-й Мировой войны программа «Флот 8-6» превратилась в орудие политики. По финансовыми экономическим причинам она была трудновыполнима, но японцы понимали, что ни  Великобритания, ни США не смогут (либо не захотят) отвечать адекватными мерами ввиду сложившегося соотношения линейных сил. И поэтому в конце 1918 г. на совещании у премьер-министра морской министр вице-адмирал Томосабуро Като указал на возможность и необходимость реализации этой программы как гаранта господства Японии в южной части ТО. В случае необходимости, утверждал министр, несмотря на превосходство американского флота, он мог бы быть разбит в артиллерийском бою японскими тяжелыми кораблями.

Кроме того, для этих целей планировалось привлечь корабельную авиацию. Начальник МГШ при этом доказывал техническую возможность достижения высоких боевых качеств кораблей при их сравнительно небольшом водоизмещении, сокращающем расходы на постройку и эксплуатацию. Руководители флота нашли понимание у премьер-министра, а затем и императора. Как следствие, была разработана «Программа строительства флота 8-8». 2.06.1919 г. Ее одобрил Совет министров, а в 6.1920 г. утвердил парламент.

Суть этой программы сводилась к созданию ядра флота из 8 ЛК и 8 ЛКР с 410-мм артиллерией. В дополнение к ним планировалось построить КР – «скауты» (КР «большой» модели) и океанские ЭМ, которых должны были лидировать КР «средней» модели. В соответствии с этой программой по бюджету на 1920 -1921 гг. были заложены ЛК «КАГА» и «ТОЗА», постройка которых предусматривалась программой «Флот 8-4» 1917 г.

Гл.2  Вашингтонский договор 1922 г.

В июле 1921 г. японское правительство решило принять участие в переговорах по ограничению морских вооружений и урегулированию проблем, связанных с Восточной Азией и ТО. Конференция началась в Вашингтоне в ноябре 1921 г. На ней Япония рассчитывала добиться если не паритета с флотами Англии и США, то хотя бы более выгодного, чем на конец 1921 г., соотношения сил. В феврале 1922 г. Вашингтонский договор был подписан. Он положил конец строительству тяжелых артиллерийских кораблей и, как следствие, — программе «Флот 8-8».

Конференция дала определения различным классам боевых кораблей, установила для каждого пределы водоизмещения и разрешенный тоннаж по основным классам для стран-участниц.

По мнению большинства специалистов, результаты конференции являлись поражением Японии. Установленное соотношение линейных флотов США, Англии и Японии 5:5:3 не было желательным. Более того, оба потенциальных противника сохраняли свои наиболее современные и мощные линкоры, в то время как у Японии оставались лишь 6 ЛК, из которых только «НАГАТО» и «МУЦУ» считались вполне современными. Некоторым утешением были линейные КР типа «КОНГО», один из которых надлежало вывести из состава флота. Однако слабая защита делала их практически непригодными для боя с тяжелыми кораблями вероятных противников. Вашингтонский договор отнес все КР (за исключением линейных) к категории: «вспомогательные надводные корабли для боя», ограничив их стандартное водоизмещение 10000 т, а калибр главной артиллерии 8" (203 мм). Число КР, равно как и остальные их элементы, не ограничивалось. Последнее обстоятельство и послужило толчком для бурного развития легких сил японского флота в 20 - 30 гг.

Договор оказал большое влияние и на развитие авианосцев в течение последующих 10 лет. По договору стандартное водоизмещение авианосца не должно было превышать 27000 тонн, срок службы не менее 20 лет, а калибр орудий – не более 203-мм. Для более мелких орудий (включая 127-мм) никаких лимитов не установили. Корабли водоизмещением до 10000 тонн исключались из этой категории, что позволяло строить небольшие носители гидросамолетов или авиатендеры без использования разрешенного тоннажа.

Каждая из сторон могла построить любое количество АВ, но их суммарное водоизмещение ограничивалось цифрами, указанными в седьмом приложении. Для Великобритании и США оно составляло 135000 тонн, для Франции и Италии – 60000 тонн и для Японии – 81000 тонн.

Всем странам разрешалось достроить по два ЛК или  линейных КР в виде АВ. При этом водоизмещение каждого не должно было превышать 33000 тонн. АВ, переделанный из КР, мог иметь 8 пушек калибра не более 203-мм, а АВ, построенный по специальному проекту – не более 10 таких орудий.

В этот период Япония обладала крупнейшей армией в мире, что не принималось во внимание договаривающимися сторонами. Установленное соотношение линейных сил флотов вынудило Великобританию и США выступить гарантами безопасности Японии в западной части Тихого океана, что развязало руки японской Армии, которая в 1931 г.захватила Манчжурию. В феврале 1922 г. постройка всех тяжелых артиллерийских кораблей, начиная с «КАГА» и «ТОЗА» была приостановлена на неопределенный срок.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Гл.3 Первый АВ.

 

После окончания войны развитие морской авиации продолжалось по пути оснащения самолетами крупных надводных кораблей. Здесь японцы снова воспользовались опытом англичан, которые еще в 1917 году начали оборудовать свои линейные КР взлетными платформами, предназначенными для взлета истребителей «Пап-Сопвич» с колесным шасси. Платформы закреплялись на орудийных башнях ГК. Главным условием успешного взлета был разворот башни против ветра.

Японцы установили подобную платформу на одной из башен ЛК «ЯМАСИРО» и провели серию полетов истребителя Gloster Mars Mk II, разработанного в Великобритании специально для ВМС Японии.

Однако при такой системе самолет не имел возможности возвратиться на свой носитель, поэтому дальнейшего развития она не получила. Вместо платформ для сухопутных самолетов корабли стали оснащать катапультами для поплавковых машин и летающих лодок, которые могли совершать посадку на воду вблизи корабля.

Другой путь внедрения авиации в военно-морской флот предусматривал постройку специальных кораблей, оборудованных сплошной полетной палубой по типу британского АВ «АРГУС». Для его реализации японцы изменили кораблестроительную программу 1919 г., включив в нее пункт о строительстве двух АВ.

Первый корабль решили построить на базе заложенного в декабре 1919 г. танкера «ХИРЮ», а второй – по отдельному проекту. Разработка документации на переделку танкера в АВ была завершена в 1920г.. В ней принимали участие специалисты из Британской военной миссии, которые помогали Японии в создании собственных ВМС.

Сначала предполагалось вооружить корабль смешанной авиагруппой, состоящей из гидропланов и самолетов с колесным шасси, но в ходе строительства от первых отказались. 13 ноября 1921 г. корабль спустили на воду под именем «ХОСЁ» («Hosho» - «Полет феникса») и достраивали его как полноценный авианосец со сплошной полетной палубой и ангаром на 21 самолет. После спуска на воду его отбуксировали на верфь ВМС в Йокосуке, где осуществлялась окончательная достройка.

Spoiler
Изображение

Изображение

В июне 1922 г. планировалось начать постройку экспериментального «малого» КР и ввести в строй АВ «ХОСЁ» (введен в состав флота 27 декабря 1922 года).  Одновременно были выделены средства на проведение проектных работ, связанных с переоборудованием «АМАГИ» и «АКАГИ» в АВ. Постройка всех этих кораблей, санкционированная парламентом лишь в марте 1923 г., прежде всего, предназначалась для поддержания активности судостроительных верфей.

 

Одним из способов достижения паритета с флотом США, в условиях договорных  ограничений, МГШ считал палубную авиацию. Работы шли по 2 направлениям.

Во-первых, предполагалось переоборудовать в АВ недостроенные тяжелые артиллерийские корабли программы «Флот 8-8» «АКАГИ» и «АМАГИ» (последний был разрушен во время землетрясения 1.09.1923 г. и заменён на «КАГА»), а во-вторых, каждый из ЛК и КР оснащался одним или несколькими гидросамолетами (ГСМ), которые могли бы быть использованы для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня.

Новая политика имперской обороны была провозглашена 28.02.1923 г. В соответствии с ней МГШ подготовил новую кораблестроительную программу, одобренную в феврале 1924 г. морским министром Такечи Такарабе. Программа предусматривала в период 1925 - 1931 гг. постройку АВ в 27000 т (в дополнение к переоборудованным «АКАГИ» и «КАГА») и других кораблей (КР, ЭМ, ПЛ и вспомогательных судов).

Её отклонила финансовая комиссия парламента, что по мнению МГШ, осложняло ситуацию, особенно после утверждения в апреле 1924 г. конгрессом США «Закона о крейсерах», предполагавшего постройку 8 «договорных» КР водоизмещением в 10000 т. Вице-адмирал Такечи Такарабе был вынужден предоставить парламенту новую программу, предполагавшую замену 49 «устаревших» кораблей 43 новыми. Эту программу также отклонили, за исключением 4 ЭМ «специального» типа (№№ 35 - 38)

5.08.1926 г. финансовой комиссии парламента Такечи Такараби представил 4-й вариант кораблестроительной программы. В соответствии с ней планировалось построить 4 КР класса «А», 16 ЭМ «специального» типа, 4 ПЛ и 8 вспомогательных судов. Под влиянием американского «Закона о крейсерах» комиссия частично одобрила предложения морского министра и выделила средства на 2 КР класса «А», 9 ЭМ, 4 ПЛ и 3 вспомогательных судна. Кроме того, финансировалось завершение работ по переоборудованию в АВ линейного КР «АКАГИ» и ЛК «КАГА» (вступление в строй планировалось соответственно на 1927 г. и на 1928 г.).

Изображение

АВ «АКАГИ» (1930г.)

 

Изображение

АВ «КАГА» (1930г.)

Гл.4 «Новая замещающая кораблестроительная программа 1927г.»

 

 

В марте 1927 г. первоначальную программу все же утвердили, за исключением ЭМ, ПЛ и 3 вспомогательных судов. Она получила название «Новая замещающая кораблестроительная программа 1927г.». В рамках «Новой замещающей кораблестроительной программы 1927 г.» по бюджету на 1928 - 1929 гг. заложили АВ «РЮДЗЁ» водоизмещением в 10000 т, которое в соответствии с Вашингтонским договором позволяло не учитывать его при подсчете общего разрешенного тоннажа АВ.

Следует отметить, что Япония с первых дней создания океанского флота стремилась создать не просто большой флот. Каждый корабль в этом флоте должен был превосходить соответствующий ему по классу корабль вероятного противника. Поэтому появление корабля, заведомо меньшего, чем корабли вероятных противников (США и Великобритании) , может быть объяснено только чрезвычайными обстоятельствами. Обстоятельств этих было два: во-первых, собственно Вашингтонский договор 1922 года, ограничивающий общий тоннаж АВ, но исключавший корабли до 10000 тонн из-под всяких ограничений, а во-вторых, господствовавшая в то время теория, согласно которой АВ обладали низкой боевой живучестью и могли быть легко выведены из строя вражеской авиацией. Поэтому количество АВ считалось более важным, чем их качество и размеры. Ну а тот факт, что маленький АВ был гораздо дешевле большого, стал дополнительным плюсом в условиях финансового кризиса в стране.

Первоначальный проект предусматривал одноярусный ангар и 24 самолета, но японским адмиралам этого оказалось мало и они потребовали «втиснуть» в то же водоизмещение двухъярусный ангар и 48 самолетов. Результатом стала солидная перегрузка, проблемы  с остойчивостью, мореходностью и прочностью корпуса, которые потребовали серьезных переделок. Корабль вошел в состав флота только в 1936г., хотя постройка была закончена еще весной 1933г. Но не смотря на все проблемы, именно на «РЮДЗЁ» были успешно опробованы многие конструкторские решения, примененные позднее на других японских АВ постройки 1930-х годов: конструкция дымовых труб, оборудование полетной палубы и расположение МЗА.

 

Spoiler
Изображение

АВ «РЮДЗЁ» (1933г.)

 

Изображение

АВ «РЮДЗЁ» (1941г.)

К моменту принятия «Новой замещающей кораблестроительной программы 1927 г.» МГШ закончил очередную редакцию инструкции морского боя. В ней основной упор в деле борьбы с ЛК вероятного противника делался на ночные атаки ЭМ, лидируемые 5500-тонными КР. На КР класса «А» возлагалась задача разведки и защиты ядра флота от атак ЭМ и торпедной атаки тяжелых кораблей противника. Новая редакция инструкции морского боя сохраняла прежнюю структуру флота и его организацию. Следующей попыткой ограничить морские вооружения стала Женевская конференция, проходившая в период с 20.06 по 4.08.1927 г. Она закончилась провалом, что привело к стремлению США довести свой флот до равенства с флотом Великобритании. В качестве ответной меры японский МГШ начал работу над «Новой  кораблестроительной программой», которая должна была последовать за программой 1927 г. В августе 1928 г. начальнику МГШ вице-адмиралу Качисабуро Номура был представлен соответствующий рапорт. В нем предлагалось построить 5 ЛК по 35000 т и 6 КР по 5000 т. Обсуждения предложений продолжались до февраля 1929 г., пока не стало известно, что в соответствии со «Вторым законом о крейсерах», принятым конгрессом США, к 1935 г. планировалось ввести в строй американского флота 23 10000-тонных КР. Великобритания сразу стала искать пути политического урегулирования вопроса. Тем временем японцы решили заменить в разрабатываемой программе 5000-тонныекрейсера на 10000-тонные с 203-мм артиллерией. После обсуждения в апреле 1929 г. проекта программы бюджетной комиссией парламента число10000-тонных КР сократили до 4, сославшись на финансовые проблемы. Программу постройки 4 КР класса«А» должна была принять 57-я сессия парламента, намеченная на декабрь 1929 г. Из этих кораблей, известных как «улучшенный ТАКАО», первую пару планировали заложить по бюджету 1930 - 1931 гг., а вторую — 1931- 1932 гг.

Гл.5 Лондонский договор 1930 г.

 

В конце концов рассмотрение «Новой кораблестроительной программы» в парламенте было отложено, т.к. японское правительство приняло предложение английского премьер-министра участвовать в Лондонской конференции по морскому разоружению. Конференция завершилась 22.04.1930 г. подписанием, соответствующего договора.

Это событие имело следующие последствия: во-первых, число японских крейсеров класса «А» (с 203-мм орудиями) ограничили 12 единицами, что заставило прекратить работу над кораблями типа «улучшенный ТАКАО»; во-вторых, Японии до 1938 г. разрешалось построить КР с орудиями калибром не более 155-мм (КР категории «В») суммарным водоизмещением 50955 т. и наконец, в-третьих, тоннаж ЭМ определялся водоизмещением не более 1500 т и миноносцев — в 600 т.

Статья 4 этого договора запрещала строительство АВ стандартным водоизмещением менее 10000 тонн, а статья 3 уточнила определение «авианосец», установленное Вашингтонским договором 1922г. – теперь этот класс включал в себя и корабли стандартным водоизмещением меньше 10000 тонн. В результате японскому императорскому флоту для строительства новых АВ осталось всего 20100 тонн стандартного водоизмещения. МГШ предложил заложить в счет этого тоннажа 2 АВ водоизмещением по 10050 тонн каждый.

По замыслу инициаторов конференции, подобные ограничения недолжны были позволить японскому флоту достичь паритета боеспособности легких сил с флотами Великобритании и США. Но события приняли совсем иной оборот.

На ряде совещаний между начальником МГШ и морским министром было решено предоставить парламенту новую кораблестроительную программу с заведомо завышенными требованиями. В частности, предлагалась постройка 112 боевых кораблей в течение7 лет. Среди этих кораблей были 5 ЛК по 35000 т, 2 АВ, 2 вспомогательных АВ, 6 КР категории «В» по 5000 т, 5 больших ЭМ (по 1400 т), 32 средних ЭМ (по 1000 т) и 32 ПЛ. Одновременно МГШ составил специальный доклад, в котором указывалось, что потенциальными противниками Японии на морях являются США и Великобритания и что все ограничительные соглашения не отвечают интересам страны. Резюмируя этот доклад начальник МГШ указывал на необходимость их денонсации и создание таких боевых кораблей, которые по своим боевым возможностям превосходили бы корабли аналогичных классов вероятных противников.

В конечном итоге руководство Флота смогло убедить парламент и императора в необходимости коренным образом изменить морскую политику. МГШ выработало новую кораблестроительную программу, которая предполагала постройку 4 крейсеров по 8500 т, 18 ЭМ по 1400 т, АВ в 9850 т и 9 ПЛ. Эту программу 7.10. 1930 г. представили премьер-министру Осачи Хамагучи.

Однако эти предложения были отклонены как слишком дорогостоящие. Вскоре новый министр ВМФ вице-адмирал Або Кийокасу (с 3.10.1930 г.) представил новый (2-й по счету) вариант программы, который постигла судьба 1-го варианта. В конце концов премьер-министр выдвинул компромиссное предложение, которое одобрили морской министр и начальник МГШ. Оно предусматривало постройку до 12.1936 г. 4 КР по 8500 т, 12 ЭМ по 1400 т и 9 ПЛ. Эту программу, известную как «Программа 1931 г. по замене вспомогательных кораблей», а впоследствии как «Первая программа по замене кораблей», приняли 11.11.1930 г. на очередной (59-й) сессии парламента.

В 1934 г. после того, как под давлением Армии, японское правительство решило денонсировать все ограничительные договора, МГШ предложил вернуться к первоначальному варианту программы 1931 г., ставшему впоследствии «Второй программой по замене кораблей» 1934 г. Она предусматривала постройку до 12.1938 г. 41 корабля, в т.ч. 2 АВ (в рамках договорных ограничений), 2 КР по 8450 т, 12 ЭМ по 1400 т,6 миноносцев и 3 ПЛ.

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Гл.6 «Томодзуру» и инцидент с Четвертым флотом.

 

 

Предложения МГШ не встретили возражений ни у премьер-министра, ни у парламента и кораблестроительную программу 1934 г. приняли. Однако ее реализация была задержана двумя важнейшими событиями.

Во-первых, это катастрофа, происшедшая с новейшим миноносцем «ТОМОДЗУРУ». 12.03.1934 г. При выполнении учебной ночной атаки против ЛКР «ТАЦУТА», он перевернулся на высокой волне из-за потери остойчивости. Как выяснила специально созданная следственная комиссия, во главе с начальником МГШ вице-адмиралом Като, катастрофа произошла из-за значительной перегрузки корабля вооружением и ошибок в теоретических расчетах. Как оказалось, эти ошибки были присущи всем проектам кораблей программы 1931 г. и их пришлось соответствующим образом переработать.

Кроме того, воспользовавшись ситуацией, руководство Флота добилось выделения дополнительных средств на модернизацию ранее построенных АВ, ЛК и КР. Эти работы проводились в 1934 - 1937 гг. и были связаны с совершенствованием систем вооружения и, в первую очередь, зенитной артиллерии. «АКАГИ» и «КАГА» прошли полную модернизацию и получили одну сплошную взлетную палубу и увеличенный двухъярусный ангар. Часть орудий крупного калибра с них была снята.

Spoiler
Изображение

Изображение

Второй причиной, задержавшей реализацию программы 1934 г., стал инцидент с Четвертым флотом. Это соединение, состоявшее в основном из кораблей новейшей постройки, было собрано для проведения больших флотских маневров и в частности, отработки задачи нанесения торпедных ударов по ЛК противника. 26.09.1935 г. оно попало в тайфун к востоку от Мияко. В результате ряд КР и ЭМ получили серьезные повреждения, связанные со слабостью сварных конструкций и малой остойчивостью 10.10.1935 г. был создан «Экстренный Совет по исследованию характеристик». Деятельность Совета привела к значительному изменению технологий и очередной модернизации кораблей, известной как «Вторые работы по улучшению». Все это потребовало привлечения дополнительных средств и изменения проектов строившихся кораблей.

Вместе с тем, не смотря на обстоятельства, реализация программы 1934 г. продолжалась. По бюджету на 1934 - 1935 гг. заложили 8450-тонный ТКР «ТОНЕ», 4 ЭМ , миноносец «КИИ» (типа «ОТОРИ») и АВ «СОРЮ». Последний строился в соответствии с договорными ограничениями. В связи с тем, что Лондонский договор ограничил еще и строительство крейсеров, пару новых АВ предполагалось сначала вооружить крейсерскими орудиями и обеспечить крейсерской защитой. Считалось что такие корабли смогут действовать не только как АВ, но и как КР, сократив, таким образом, отставание от США в количестве кораблей этого класса.

Однако вышедший на испытания АВ «РЮДЗЁ», показавший проблемы с остойчивостью  и затем катастрофа «ТОМОДЗУРУ» поумерили требования МГШ, в результате чего появился проект G-9, по которому и был заложен АВ «СОРЮ».

По бюджету на 1935 - 1936 гг. были заложены  ТКР «ЧИКУМА», 3 ЭМ и АВ «ХИРЮ» (однотипный с АВ «СОРЮ»), причем японцы открыто объявили о том, что суммарное водоизмещение их АВ будет превышать лимиты Лондонского договора.

АВ «СОРЮ» и «ХИРЮ» считались однотипными кораблями, но из-за отказа от договорных ограничений водоизмещение последнего было увеличено до 17156 тонн, что дало возможность улучшить остойчивость и провести другие модификации.

 

Изображение

Официально «Четвертое приготовление», утвержденное парламентом 16.09.1936 г., было вызвано продолжением войны с Китаем, но фактически являлось началом подготовки японского флота к войне с США. Ему предшествовали первые три «Приготовления», заключавшиеся в реквизировании для нужд Флота торговых судов и постройке эскортных кораблей, торпедных катеров и десантно-высадочных средств. Суть «Четвертого приготовления» заключалась в ускорении ремонта и модернизации кораблей, приведении их в боевую готовность к декабрю 1940 г. Кроме того, принимались меры к более быстрой реализации кораблестроительных программ.

К этому следует добавить, что в Японии имелось несколько быстроходных вспомогательных кораблей, которые в соответствии с их "теневой" судостроительной программой предусматривалось быстро переоборудовать в АВ, если в том возникнет необходимость.

 

Гл.7 «Третья программа по замене кораблей 1937г.»

 

 

Одновременно с реализацией программы 1931 г.и 1934 г. премьер-министр, военный министр и руководители Флота в связи с окончанием действия Вашингтонского договора проводили совещания, посвященные разработке новой политики обороны. Результатом этих совещаний стало принятие в 1936 г. новой военно-морской доктрины, предусматривавшей отказ от каких-либо ограничений в военном кораблестроении.

Главным направлением экспансии была выбрана юго-западная часть Тихого океана и Тихоокеанское побережье Азии. В числе вероятных противников фигурировали США, СССР, Китай и Великобритания. Для достижения поставленных целей Япония к 1945 г. должна была иметь 12 ЛК (не старше 20 лет), 10 АВ, 20 КР класса «А», 8 КР класса «В» (6000 т), 14 лидеров флотилий по 6000 т (по другим данным — 13), 96 ЭМ (не старше 16 лет) и 70 ПЛ (не старше 13 лет). Из этих кораблей предполагалось сформировать так называемую 1-ю линию, состоявшую из 2-х флотов. Первый флот или Главные силы, включали бы в себя 2 ДЛК (8 кораблей), ДАВ (2 корабля), 2 ДКР (8 КР класса «В»), 3флотилии ЭМ (48 кораблей) и 4 эскадры ПЛ (40 кораблей).

Второй флот или Разведывательные силы (так называемые Силы ночного боя), состояли бы из ДЛК (4 корабля, до определенного момента планировалось использовать ЛК типа «КОНГО»), 4 ДАВ (8 кораблей) 5 ДКР (20 КР класса «А»), 3 флотилии ЭМ (48кораблей) и 2 эскадры ПЛ (20 кораблей). С оперативно-тактической точки зрения корабли обоих флотов должны были действовать следующим образом. При приближении линейных сил противника, Второй флот в темное время суток должен был прорывать охранение тяжелых артиллерийских кораблей и наносить по ним торпедный удар. В случае, если противник продолжал наступление, в бой вступал Первый флот и дальше события должны были развиваться по классической схеме артиллерийского поединка времен ПMB. Наряду с этим японцы, пожалуй первые в мире, занялись вопросом нанесения массированного удара по кораблям противника с воздуха. Они довольно ясно представляли себе место АВ в предстоящей войне и активно разрабатывали приемы их боевого использования. Достаточно сказать, что уже в 1936 г. допускалась возможность полного уничтожения линейных сил лишь одной палубной авиацией.

31.03.1937 года парламент принял «Третью программу по замене кораблей». Эта программа, кроме прочих судов, предусматривала постройку ЛК типа «ЯМАТО» и 2 АВ по 25000 тонн каждый. Основой для нового проекта АВ послужил проект АВ «СОРЮ», однако возросшее водоизмещение позволило улучшить практически все характеристики. Головной корабль проекта «СЁКАКУ» заложили в июне 1937г. в Йокосуке. Второй АВ «ДЗУЙКАКУ» заложили в октябре 1939г. в Кобе.

 

Spoiler
Изображение

Изображение

Для отработки тактики массированного использования палубной авиации был сформирован специальный отряд АВ — «Ударное авианосное соединение». В него включили «КАГА» и «АКАГИ» (1-я ДАВ), «СОРЮ» и «ХИРЮ» (2-я ДАВ), строившиеся «ДЗУЙКАКУ» и «СЁКАКУ».

Одним из основных создателей концепции массированного применения авианосных соединений был контр-адмирала Одзава.

Изображение

   Дзисабуро Одзава (2.10.1886г. – 9.11.1966г.) — адмирал японского императорского флота во Вторую мировую войну. Он был последним командиром Объединённого флота. Многие военные историки считают его самым способным японским главнокомандующим. В 1925—1933 Одзава служил на различных командных должностях, за исключением 1930-го года, когда он был отправлен с визитом в США и Европу. 15.10.1934г. он был назначен командиром КР «МАЙЯ» и через год — командиром ЛК «ХАРУНА». 1.12.1936г. он был повышен в звании до контр-адмирала. Он продолжал служить на различных командных должностях, вплоть до главнокомандующего Объединенным Флотом в 1937г. и директора императорской военно-морской академии (6.09.1941г.).

После аннулирования заказа на 3-й корабль типа «СЁКАКУ», освободившиеся средства МГШ направил на приобретение дополнительного числа ЭМ с усиленным ПВО, а в рамках так называемого «Четвертого приготовления» начались работы по переоборудованию в АВ лайнеров «ИДЗУМО МАРУ» («ХИЙЁ») и «КАСИВАРА МАРУ» («ДЗУНЬЁ»).

 

В 1941 г. были поставлены на переоборудование лайнеры «НИТТА МАРУ» («ЧУЙЁ»), "КАСУГА МАРУ" («ТАЙЁ») и «ЯВАТА МАРУ» («УНЬЁ»).

 

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Гл.8 Подготовка к войне за Великую Восточную Азию. Отказ от договорных  ограничений.

 

 

Приняв «Третью программу по замене», Япония практически перестала соблюдать какие либо договорные обязательства. Вскоре последовал отказ от участия во 2-й Лондонской конференции по ограничению морских вооружений. В 1937 г. японская армия захватила Центральный Китай. В ходе боев пострадал посол Великобритании и была потоплена американская канонерская лодка «PANAY». Хотя правительство США и приняло извинения Японии, оно начало оказывать всестороннюю помощь Чан-Кай-Ши. Вмешательство США в «китайский инцидент» способствовало затягиванию войны против Китайского национального правительства, а это, в свою очередь, ставило Японию на грань экономической катастрофы, так как по состоянию на 1937 - 1940 гг. ее промышленный потенциал был сопоставим с потенциалом такой страны как Бельгия. Руководители Флота отдавали себе отчет в бесперспективности войны на море с таким противником как США, но в силу сложившихся традиций и главным образом под давлением Армии, продолжали настаивать на всемерном обновлении корабельного состава.

Вместе с тем, реализация «Третьей» программы в полном объеме была поставлена под вопрос. Из-за отсутствия производственных мощностей 2 ЛК с 460-мм орудиями пришлось включить в 6-летнюю программу 1939 г. По бюджету 1936 - 1937 гг. заложили ЛК«ЯМАТО», а на 1937-1938 гг. — ЛК «МУСАСИ». По тем же причинам временно приостановили постройку 3-го АВ по проекту «ДЗУЙКАКУ».

В декабре 1937 г. была завершена детальная проработка«Четвертой программы по замене». Из-за обострившейся международной обстановки и японо-китайского конфликта, парламент согласился выделить средства на ее реализацию, но потребовал от руководства флота детального отчета о расходах. В рамках «Четвертой программы по замене», по бюджету на 1938 -1939 гг. заказали ЛК «СИНАНО» (3-йв серии ЛК типа «ЯМАТО») и ЛК № 111 (4-й в серии ЛК типа «ЯМАТО»), но из-за загруженности судостроительных заводов их заложили лишь в 1940 г. По бюджету1940 - 1941 гг. предполагалась закладка ЛК № 797 (5-йв серии ЛК типа «ЯМАТО») и по бюджету 1941 - 1942 гг.— ЛК № 798, который, вопреки первоначальным планам, должен был иметь на вооружении 508-мм орудия (развитие ЛК типа «ЯМАТО»). Однотипный корабль (ЛК№ 799) планировали заказать по бюджету 1942 -1943 гг. Из-за ограниченных возможностей верфей было решено отказаться от дальнейшей закладки АВ и переоборудовать в них строившиеся крупнотоннажные лайнеры и торговые суда, реквизированные флотом у частных судовладельцев. Исключение составил АВ «ТАЙХО», заказанный в рамках «Третьей программы по замене» по бюджету на 1940 - 1941 гг.

Spoiler

Изображение

АВ «ТАЙХО»

Пока шли работы над «Четвертой» программой «китайский инцидент» привел Японскую политику в тупик. В стремлении свергнуть правительство Чан-Кай-Ши, Армия начала расширять масштабы войны. В 1940 г. она вторглась во французский Индо-Китай.

В ответ США выразили протест и увеличили помощь правительству в Цунцине. По заверению командования Армии, сопротивление китайцев могло бы быть сломлено, если перерезать дорогу в Бирму. Это позволяло закончить войну в кратчайшие сроки и разрешить проблему экономической зависимости Японии от доставки сырья с Борнео, Малайи, Суматры и Явы. Оптимизм Армии совершенно не разделял Флот, но

тем не менее, командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото приказал разработать соответствующий план ведения войны на море с США и Великобританией.

По своей сути этот план придерживался стратегии «ограниченной войны» и не предусматривал завоевания господства на всей акватории Тихого океана.

Он изначально исключал полную победу над США и ограничивался изоляцией и захватом юго-восточной Азии. В случае достижения этой цели, японский флот должен был контратаками предотвратить какие либо попытки противника вернуть захваченные территории и заставить его признать поражения как свершившийся факт. План Ямамото был проверен и отработан на флотских маневрах в августе 1941 г., а затем в ходе совместной с Армией штабной игры в Токио 2-3.09. 1941 г. Возможно, Ямамото стремился избежать военного противостояния США, но он отлично знал, что нападение на британские и голландские колонии неизбежно втянет их в войну. Для того, чтобы нейтрализовать Тихоокеанский флот США на первые 6 месяцев начала кампании и был разработан план нападения на Перл-Харбор. Основным автором плана нападения на Перл-Харбор был один из талантливых офицеров штаба – капитан-лейтенант Минору Генда.

В конце концов Императорский генеральный штаб предписал Объединенному флоту выполнение двух задач: уничтожение американских, английских и голландских воздушных сил в южной части Тихого океана и оказания поддержки Армии в захвате богатых сырьевых районов. Однако начало боевых действий было тесно увязано с миссией в Вашингтоне адмирала Номура и посла в США Курусу, которые пытались урегулировать вопрос дипломатическим путем, после того как США, наложили на Японию финансовое и экономическое эмбарго. На момент начала переговоров Япония располагала флотом, способным нанести мощные удары по корабельным группировкам и обеспечить захват островов в южной части Тихого океана. Вместе с тем, адмирал Ямамото еще в 1940 г. отметил, что возможности флота позволят обеспечить успех только в первые 6 месяцев(или год) кампании, а в случае, если война затянется на 2 — 3 года исход ее был неясен.

11.11.1940 г. было сообщено о начале «Первой фазы выполнения подготовки к экспедиции». В ходе ее выполнения Объединенный флот прошел соответствующую реорганизацию и были завершены работы над тактическими наставлениями по использованию палубной авиации. 1-й этап подготовки завершился реквизированием около 800000 т торгового тоннажа.

Гл.9 Рождение «Кидо бутай».

 

 

10 апреля 1941 г. Все 4 находившихся на тот момент в строю японских больших и средних АВ («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») вместе с малым АВ «Рюдзё» были сведены в 1-й Воздушный Флот, командующим которым был назначен вице-адмирал Нагумо Тюити. Так была заложена основа легендарного Авианосного ударного соединения (лучше известного по своему японскому названию «Кидо бутай»), которое за 6 месяцев своего существования прославилось, наверное, больше, чем любое другое соединение японского флота за всю его историю.

В июне 1941 г. МГШ предложил парламенту «Пятую программу пополнения флота». Она была разработана с учетом возможных потерь в ходе предстоящих боевых действий и в этом смысле представляла особый интерес. Парламент утвердил «Пятую» программу в октябре 1941 г. В соответствии с ней планировалось в 1942 - 1948 гг., дополнительно к «Четвертой» программе, заказать 159 боевых кораблей суммарным водоизмещением около 650000 тонн.

Эта программа интересна еще тем, что впервые в японском флоте бала введена классификация АВ. Так, все корабли, имевшие бронирование и не менее 70 самолетов различных типов отнесли к АВ 1-го класса или к тяжелым АВ. На них возлагалась задача уничтожения авианосных и линейных сил противника массированными ударами палубной авиации. Тяжелые АВ должны были взаимодействовать с Первым флотом или проводить самостоятельные крейсерские операции. Эталоном (образцом) для кораблей этого класса должен был стать заложенный 10.06 1941 г. «ТАЙХО». Одной из его отличительных особенностей были бронированная полетная палуба, совершенная система подводной защиты, единая конструкция дымовой трубы и островной надстройки.

К 1948 г. МГШ планировал заменить все имеющиеся во флоте тяжелые АВ («КАГА», «АКАГИ», «СЁКАКУ», «ДЗУЙКАКУ», «СОРЮ» и «ХИРЮ») на 8 кораблей типа «ТАЙХО». Вместе с тем, желая получить проект, переработанный с учетом боевого опыта, МГШ решил не включать в бюджет на 1941 - 1942 гг. их постройку.

Другим подклассом стали легкие АВ. К ним относили корабли, не имевшие броневой защиты и принимавшие на борт до 70 самолетов. Легкие АВ были призваны обеспечивать деятельность Второго флота и в случае необходимости прикрывать его с воздуха, вести разведку и наносить удары по легким силам противника. За образец был выбран «ХИРЮ», проект которого переработали с учетом требования палубных пилотов.

Уже в ходе войны появился подкласс эскортных АВ — кораблей перестроенных из судов гражданского флота, способных нести истребители и бомбардировщики с неполной боевой нагрузкой. Зачастую они не имели возможности обеспечить посадку на борт своих самолетов и использовались в основном для транспортных целей.

Несколько особняком стояли базы ГСМ. Кораблей специальной постройки было 3 — «ЧИТОСЭ», «ЧИЙОДА» и «МИДЗУХО». Они предназначались для обеспечения воздушной разведки линейных и разведывательных сил флота, эскортной службы при конвоях и нанесения локальных ударов по береговым объектам.  Минный заградитель «НИССИН», вошедший в состав флота 27.02.1942 г., помимо 700 мин заграждения мог брать на борт до 12 ГСМ, которые использовались исключительно для разведки.

 

Spoiler
Изображение

Надо сказать, что в классификации японских АВ существует путаница. Объясняется это тем, что МГШ зачастую их группировал не по конструктивным особенностям, а исходя из оперативно-тактической целесообразности. Так, например, «СОРЮ» и «ХИРЮ» не имели бронирования, но зато их авиагруппы насчитывали свыше 70 самолетов и с началом боевых действий оба корабля в официальных документах классифицировались как тяжелые АВ.

Гл.10 Война за Великую Восточную Азию.

 

Ошеломляющие успехи при реализации 1-й фазы Тихоокеанской кампании привели к пересмотру кораблестроительной политики. Работы начались еще в апреле 1942 г. Первоначально МГШ решил приостановить постройку ЛК и за счет освободившихся средств заказать сразу 5 тяжелых АВ типа «ТАЙХО» (заказы №№ 801, 802, 5021 - 5023) и 15 АВ типа «УНРЮ», являвшихся развитием «ХИРЮ» и классифицировавшихся как легкие АВ. Некоторые источники относят последние к подклассу тяжелых АВ, но это не совсем верно, т.к. они практически не имели броневой защиты и соответствующего числа самолетов, хотя их размеры были достаточно велики. На постройку АВ парламент выделил дополнительные средства, но из-за ограниченных возможностей судостроительной промышленности в 1942 г. заложили только 3 корабля типа «УНРЮ».

После поражения у острова Мидуэй стало ясно, что война принимает затяжной характер и МГШ был вынужден обратиться в Высший военный совет с предложением отказаться от реализации всех кораблестроительных программ и выработать новую, отвечающую текущим потребностям флота. Эта программа была разработана и принята парламентом в конце 1942 г. Она известна как «Второй вариант программы 1942 г.».

По существу, в ней повторялся «Первый» вариант 1942 г., но окончательно прекращалась достройка уже заложенных ЛК типа «ЯМАТО», за исключением «СИНАНО», который переоборудовали в АВ. Аннулировали заказы на линейные КР, КР типов «усовершенствованный «МОГАМИ» и усовершенствованный «ОЙОДА», а постройку остальных ЛКР — приостановили.

 

Spoiler
Изображение

АВ «СИНАНО»

Недостроенный ТКР «ИБУКИ» (головной в серии «усовершенствованный «МОГАМИ») начали переоборудовать в легкий АВ.

 

Изображение

Одновременно было решено перестроить в АВ базы ГСМ «ЧИТОСЭ», «ЧИЙОДА», «НИССИН» и несколько крупных судов гражданского флота.

 

Изображение

В 1942 г. заложили АВ «УНРЮ», «АМАГИ» и «КАЦУРАГИ» (все типа «УНРЮ»), поставили на переоборудование в АВ все базы ГСМ, пассажирские лайнеры «АРГЕНТИНА МАРУ» («КАЙО») и германский «SCHARNCHORST» («СИНЬЁ»).

В 1943 г. заложили АВ «КАСАГИ», «АСО» и «ИКОМА» (типа «УНРЮ»). Но все эти усилия японского судостроения были ничтожны по сравнению с экономическим потенциалом США. Уже осенью 1943 г. американский флот имел бесспорное преимущество над своим противником по всем классам боевых кораблей и мощи палубной авиации, что позволяло наносить концентрированные удары в любой точке Тихого океана, и в конечном итоге решило исход всей войны в целом.

С потерей островов Джильберта и Маршалловых островов японцы осознали, что их стратегия обороны оказалась разрушенной. Императорский флот по существу утратилсвое значение т.к. не был в состоянии остановить американское наступление в центральной части Тихого океана. Вся надежда теперь возлагалась на базовую и армейскую авиацию. Если провести анализ японского кораблестроения, начиная с конца 1943 г. и вплоть до окончания войны, то станет очевидным, что в этот период оно постепенно приходило в упадок.

Начиная с января-апреля 1944 г. усилия японских военных кораблестроителей были сосредоточены на ремонте поврежденных кораблей или их модернизации, постройке торговых судов, ПЛ и достройке АВ, имевших высокую степень готовности. После поражения в Филиппинском море японцы окончательно провалили план войны на Тихом океане и в течении почти 10 месяцев оборона по сути держалась на фанатизме личного состава Армии и Флота. В этот период работы на АВ постепенно сворачивались из-за отсутствия подготовленных авиагрупп, а все усилия и средства были брошены на малые ЭМ и эскортные корабли. Какие либо специальные кораблестроительные программы не разрабатывались. Число и тип закладываемых кораблей определялись исходя из текущих нужд флота и имеемых возможностей.

А с капитуляцией Японии закончилась и эта страница развития императорского флота.

 

"Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец" (с) народ

:biggrin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияArdRaeiss (22 Авг 2012 - 16:52) писал:

Wall of text! Ничего, почитаю.
А про планы на развитие проекта Тайхо нет ничего?
По G-15 (развитие "Тайхо") здесь пока ничего, кроме пары строк. Бумага по большей части. В чистую "хронологию" и "историографию" не вписывается, картинок нет.
По нему нужна отдельная тема для холиваров. Или совместная "Тайхо и Г-15".
Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
974
Участник
2 173 публикации
1 911 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (22 Авг 2012 - 16:55) писал:

По G-15 (развитие "Тайхо") здесь пока ничего, кроме пары строк. Бумага по большей части. В чистую "хронологию" и "историографию" не вписывается, картинок нет.
По нему нужна отдельная тема для холиваров. Или совместная "Тайхо и Г-15".
http://smages.com/im.../taihokaicl.jpg
Попроще в масс строительстве(оптимизация жеж!), +2 спарки 100/65,учёт опыта первого серийного(перекомпоновка некоторых постов).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 702 публикации

Хотелось бы ещё про Тайхо узнать. Читал про этот проект - очень интересный корабль получался, со множеством хороших технических решений. Но повоевать, по сути, не успел, в отличие от тех же Сёкаку и Дзуйкаку (корабли-легенды!). При другой обстановке на Тихоокеанском ТВД, полагаю, Тайхо зарекомендовал бы себя самым лучшим образом.

Хотя - по ТТХ и по отзывам американские Эссексы превосходили Тайхо, а если учитывать, сколько их смогли построить - итог войны это бы всё равно не изменило.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×