2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #1 Опубликовано: 20 окт 2015, 10:45:01 (изменено) Так получилось, что по роду службы приходится иметь дело с энергетикой, а в частности и с паровым оборудованием. Чисто профессиональное любопытство завело меня в дебри судовых котлов, интересного там вагон и три тележки, но в первую очередь поражают конечно объемы и мощности. Как правило, у медали есть и оборотная сторона, огромное количество правил и нормативов по паровым именно котлам, как бы намекают на их потенциальную опасность - вот так любопытства ради потратил энное количество обеденного времени, на сбор кое-какой инфы и грубый расчет, а может ли собственно сердце корабля (энергоустановка на паровых котлах) послужить и причиной его адского бабаха. Зарегестрированных фактов гибели судов от взрывов котлов имеется достаточное количество, но по большей части это еще на заре паровых машин, а что если взять эпоху кораблей нашей горячо любимый WOWs? Ну если WOWs, то и подопытным кораблем будет "Бисмарк" - не зря же в свое время про него столько тем было создано. Итак, сердцем корабля служили 12 паровых котлов схемы Вагнера. Характеристики одного котла: паропроизводительность 50 тонн в час с рабочим давлением 58 Бар (атмосфер по нашему) и рабочим объемом воды 4,85 тонны. Схема котла, выделенный участок - коллектор парообразования: Теперь придется привести немного теории, ну вспомнить (или изучить) физику процесса. Без особой науки естественно. Температура кипения зависит от давления, при нормальных условиях это 100 градусов, в горах (где давление ниже) она может закипать и при 70 градусах по Цельсию, а что же происходит в котле? В закрытом сосуде, которым котел и является вода закипит при температуре 100 градусов и пар начнет давить на воду и остановит ее кипение, поэтому чтобы нормально расходовать пар при этом необходимо воду нагревать выше 100 градусов, нагрев ее к примеру до 160 градусов и прекратить подогрев и выпустить пар на работающую турбину, то водичка еще будет продолжать кипеть пока не снизится до 100 градусов. Т.е. фактически тепловая энергия будет все равно высвобождаться в парообразование, поэтому главным опасным фактором парового котла является не сам пар, а то количество перегретой воды, которое в нем содержится. И чем больше вода будет перегрета, тем больше в ней содержится тепловой энергии, которая в случае чего и бабахнет. Почему же собственно котел может бабахнуть? В случае нарушения его герметичности: механическое повреждение (попадание снаряда в котел) - давление сбросится и вся вода разом перейдет в состояние пара, причем с одного куба воды получится 1700!!!! кубов пара, чем больше была температура воды и быстрее сброс давления, тем катастрофичнее последствия... В котле "Бисмарка" вода нагревалась до температуры примерно в 160 градусов, объем 4,85 тонны...из них, зная схему котла можно прикинуть, что в перегретом состоянии находится примерно 2/3, т.е. 2910 кг, которые могу превратиться разово в 4 млн 947 тыс 4947 кубиков пара, страшно себе представить, что они могут натворить в замкнутом пространстве машинно-котельного отделения, а с учетом того, что котлы стояли попарно, то это количество надо умножить на 2. План энергоустановки "Бисмарка": Но все равно получается довольно абстрактно, попробуем оценить по достаточно грубым прикидкам отечественных специалистов в области безопасности, которые считают, что в 60 кг перегретой воды содержится энергии, как в 1 кг тротила. Путем не сложных действий получаем, что в одном отделении потенциально может рвануть почти 100 кг. В рамках одного отделения много, а вот для целого корабля класса линкор - маловато, даже если предположить, что взрыв одного отделения сможет спровоцировать последовательный взрыв еще 2-х, то...все равно недостаточно, чтобы его утопить... Вкратце подытожим - тепловой взрыв паровых котлов возможен в случае боевых повреждений, но для кораблей класса линкоров он не может уничтожить судно, но станет хорошей предпосылкой для его дальнейшего уничтожения противником из-за потери хода и прочих внутренних повреждений.Вот как-то так. Изменено 20 окт 2015, 13:24:58 пользователем GeorgeK30 30 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
136 Produm Старший бета-тестер 423 публикации 1 176 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 20 окт 2015, 10:56:21 (изменено) За интересную тему и расширение своего кругозора поставил + Только совет по оформлению, чуть читабельнее. Абзацы, несколько картинок и всё вообще будет, "на зэкс" Изменено 20 окт 2015, 11:55:31 пользователем Produm Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 318 anonym_aaONGdRWto1J Участник 1 253 публикации Жалоба #3 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:01:35 Обдуманно давно и без профильной службы и учебы. Пришел к тем же выводам. Даже безнаказанно избиваемый корабль гибнул не от котлов, а от затопления и последующего взрыва котла.Хотя последующий взрыв вообще не имеет значения, когда корабль уже под водой. Но плюс. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 066 [RA] own3d_by Бета-тестер 1 783 публикации 9 075 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:01:54 Прочитал с удовольствием, интересно. Молодчина, жирный плюс тебе Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 Samurai_Monk Альфа-тестер 59 публикаций 31 бой Жалоба #5 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:02:47 Жора, как всегда кратко, емко и интересно. Спасибо Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
51 RenamedUser_32274653 Участник 270 публикаций 1 840 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:10:03 Очень полезная инфа для расширения кругозора. + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 492 Yalomishte Старший альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший бета-тестер 6 847 публикаций 6 300 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:27:02 Спасибо за статью, читал с удовольствием Интересная аналитика. Не стоит забывать и о том, что машинное отделение таких кораблей еще и бронировалось соответственно, чтоб уменьшить шансы боевых повреждений. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 840 __Flesh_ Старший бета-тестер 4 634 публикации 2 543 боя Жалоба #8 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:29:38 Очень интересно и познавательно, спасибо за статью. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 285 udachi_Billi_Bonsu Участник 1 894 публикации Жалоба #9 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:33:03 к паровым котлам отношения не имел,а вот один интересный чудо-аппарат у меня взрывался , не знаю как там с кораблями а вот на даче у меня кухню нормально разнесло Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #10 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:35:39 За интересную тему и расширение своего кругозора поставил + Только совет по оформлению, чуть читабельнее. Абзацы, несколько картинок и всё вообще будет, "на зэкс" подредактировал Спасибо за статью, читал с удовольствием Интересная аналитика. Не стоит забывать и о том, что машинное отделение таких кораблей еще и бронировалось соответственно, чтоб уменьшить шансы боевых повреждений. ну по приложенному плану видно - что котельные разделены, поэтому то как раз катастрофических последствий быть и не должно Так вот нарыл еще статистики, были случаи катастроф именно из-за тепловых взрывов котлов и в 70-е годы уже. Вообще не думал, что тема зайдет с интересом, можно в принципе тему энергоустановок развить - там по материалам поле не паханное. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 492 Yalomishte Старший альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший бета-тестер 6 847 публикаций 6 300 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:39:04 (изменено) ну по приложенному плану видно - что котельные разделены, поэтому то как раз катастрофических последствий быть и не должно Так вот нарыл еще статистики, были случаи катастроф именно из-за тепловых взрывов котлов и в 70-е годы уже. Вообще не думал, что тема зайдет с интересом, можно в принципе тему энергоустановок развить - там по материалам поле не паханное. Тему можно и нужно развивать, я сам одно время хотел вести статьи на тему технического устройства кораблей, но хоть и механик по профессии, я все же далек от корабельной тематики. Хорошо если этим займется человек более близко знакомый с этим. Буду рад если вы продолжите в том же духе, а еще лучше если вы захотите писать свои статьи через наш журнал "Главный Калибр" Считайте это предложением Изменено 20 окт 2015, 11:39:29 пользователем Yalomishte Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #12 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:47:12 Тему можно и нужно развивать, я сам одно время хотел вести статьи на тему технического устройства кораблей, но хоть и механик по профессии, я все же далек от корабельной тематики. Хорошо если этим займется человек более близко знакомый с этим. Буду рад если вы продолжите в том же духе, а еще лучше если вы захотите писать свои статьи через наш журнал "Главный Калибр" Считайте это предложением можно подумать на эту тему Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 911 [DREAM] 3OJlOTA9l_PbI6KA Альфа-тестер, Альфа-тестер, Коллекционер 4 661 публикация 14 938 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:55:10 Жора, умничка. Очень интересно. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 688 anonym_lDnSF2n5MdfV Участник 9 053 публикации Жалоба #14 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:55:11 "Закину удочку" (подкину темку для будущей темки). Поинтересуйтесь вопросом, как вообще паровой котел/пар приводит в движение судно. Там нааааамного более интереснее все, чем процесс и условия образования пара в котле. Для начала раздумий немного подскажу: паровые котлы на судах гораздо эффективнее дизельных энергоустановок (КПД повыше будет), а вот по долговечности (моторесурсу) намного уступают последним....... Дерзайте. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
77 RenamedUser_31474683 Участник 307 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:56:07 Не зря корабли с паром называли самовары. Не обязательно взрыв котла, достаточно порыва магистрального трубопровода и огромное кол во пара моментально выбросит в машинное отделение. А это ошпаренные люди, большие температуры, время на отключение и ликвидацию аварии. Поистинне, опасный труд турбинистов и машинистов ( хорошо хоть уже время угля прошло, то и десятки тонн угля, перекиданного за вахту ) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 243 GeorgeK30 Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер 3 509 публикаций 4 251 бой Жалоба #16 Опубликовано: 20 окт 2015, 11:57:37 "Закину удочку" (подкину темку для будущей темки). Поинтересуйтесь вопросом, как вообще паровой котел/пар приводит в движение судно. Там нааааамного более интереснее все, чем процесс и условия образования пара в котле. Для начала раздумий немного подскажу: паровые котлы на судах гораздо эффективнее дизельных энергоустановок (КПД повыше будет), а вот по долговечности (моторесурсу) намного уступают последним....... Дерзайте. водохим подготовка - долговечность напрямую зависит от качества воды в котле, опреснители *** - через 3-4 месяца останавливай котел на ремонт, а то и раньше хотя да - тематика интересная, будем развивать Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 688 anonym_lDnSF2n5MdfV Участник 9 053 публикации Жалоба #17 Опубликовано: 20 окт 2015, 12:04:16 водохим подготовка - долговечность напрямую зависит от качества воды в котле, опреснители *** - через 3-4 месяца останавливай котел на ремонт, а то и раньше хотя да - тематика интересная, будем развивать Верно, но и не совсем. Там дело не столько в самом котле, сколько в ГТУ (газо-турбинной установке). Турбина состоит из большого числа лопаток расположеных на валу, на которые воздействует пар. Создавая на лопатки турбины давление, пар приводит в движение вал и тем самым приводит в движение судно. Самым "больным местом" (или одним из самых "больных мест") являются именно лопатки турбины...... Вобщем так я сам сейчас все Вам и опишу. Итак довольно много уже расписал. Развивайте дальше, как Вы сами выше и написали. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 PoMkA_stalnoj Участник 24 публикации 151 бой Жалоба #18 Опубликовано: 20 окт 2015, 12:09:30 Спасибо ТС , оч познавательно !!! Плюсую однозначно . Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 562 panda_pandus Старший альфа-тестер 477 публикаций 9 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 20 окт 2015, 12:45:35 GeorgeK30 (20 Окт 2015 - 13:45) писал: Почему же собственно котел может бабахнуть? В случае нарушения его герметичности: механическое повреждение (попадание снаряда в котел) - давление сбросится и вся вода разом перейдет в состояние пара, причем с одного куба воды получится 1700!!!! кубов пара, чем больше была температура воды и быстрее сброс давления, тем катастрофичнее последствия... В котле "Бисмарка" вода нагревалась до температуры примерно в 160 градусов, объем 4,85 тонны...из них, зная схему котла можно прикинуть, что в перегретом состоянии находится примерно 2/3, т.е. 2910 кг, которые могу превратиться разово в 4 млн 947 тыс кубиков пара, страшно себе представить, что они могут натворить в замкнутом пространстве машинно-котельного отделения, а с учетом того, что котлы стояли попарно, то это количество надо умножить на 2. Если бы все было так, как написано, то и ядерную бомбу изобретать бы не потребовалось - можно бы было просто взорвать котел. Не отрицаю, что бабахнувший котел может натворить бед, но не могу видеть, когда так обращаются с физикой 1. 2910 кг воды - это не 2910 кубометров, а 2.91 кубометра, так что они теоретически могут превратиться в 4930 кубометров пара, а не в эти страшные миллионы. 2. Перегретая вода не перейдет в состояние пара вся. На то, чтобы превратить воду в пар, затрачивается огромная энергия, которая называется "теплота парообразования". Для воды удельная теплота парообразования равна 2260000 Джоулей на килограмм - столько энергии затратится на испарение килограмма воды. Удельная же теплоемкость воды (энергия, которая затрачивается на ее нагрев) равна 4200 Джоулей на килограмм на градус (или же ровно 1 калория). Если вода перегрета до 160 градусов, то на каждый ее килограмм приходится 4200 * 60 = 252000 Дж излишней энергии, которая и пойдет на превращение воды в пар. Этой энергии хватит, чтобы испарить 252000 / 2260000 = 0.11 кг. Получается, при взрыве котла только 11% перегретой воды превращаются в пар, остальные 89% превращаются в не перегретую воду (с температурой 100 градусов). Так что делим еще примерно на десять и получаем, что 2910 кг перегретой воды превратятся всего лишь в 4930 * 0.11 = 542 кубометра пара. 6 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
43 810 [LESTA] Shrimpbowl Участник 8 963 публикации 5 705 боёв Жалоба #20 Опубликовано: 20 окт 2015, 12:53:31 Если бы все было так, как написано, то и ядерную бомбу изобретать бы не потребовалось - можно бы было просто взорвать котел. Не отрицаю, что бабахнувший котел может натворить бед, но не могу видеть, когда так обращаются с физикой 1. 2910 кг воды - это не 2910 кубометров, а 2.91 кубометра, так что они теоретически могут превратиться в 4930 кубометров пара, а не в эти страшные миллионы. 2. Перегретая вода не перейдет в состояние пара вся. На то, чтобы превратить воду в пар, затрачивается огромная энергия, которая называется "теплота парообразования". Для воды удельная теплота парообразования равна 2260000 Джоулей на килограмм - столько энергии затратится на испарение килограмма воды. Удельная же теплоемкость воды (энергия, которая затрачивается на ее нагрев) равна 4200 Джоулей на килограмм на градус (или же ровно 1 калория). Если вода перегрета до 160 градусов, то на каждый ее килограмм приходится 4200 * 60 = 252000 Дж излишней энергии, которая и пойдет на превращение воды в пар. Этой энергии хватит, чтобы испарить 252000 / 2260000 = 0.11 кг. Получается, при взрыве котла только 11% перегретой воды превращаются в пар, остальные 89% превращаются в не перегретую воду (с температурой 100 градусов). Так что делим еще примерно на десять и получаем, что 2910 кг перегретой воды превратятся всего лишь в 4930 * 0.11 = 542 кубометра пара. 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию