Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

SMS Emden (1925)

 

 

dec5dd799c4f.jpg

 

Доброго времени суток уважаемые форумчане продолжаем серию статей посвященную немецким легким крейсерам серии Emden. Предыдущая статья про корабль 1908 года  была выложена тут

 

Краткие ТТХ:

 

Водоизмещение стандартное 5600 т., 2 гребных винта, мощность двух турбоэубчатых агрегатов 46 000 л.с., скорость хода 29 узлов. Длина наибольшая 152,5 м, ширина 14,3, среднее углубление 5,35 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 5300 миль.
Бронирование: пояс 65-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм.
Вооружение: 8 — 150-мм орудий, 3 — 88-мм зенитки, 4 — 37-мм зенитки, 4 торпедных аппарата.

1fab6b27478e.gif

 

 

 

 

Проектирование и изменения в конструкции по ходу службы

 

 

52b3762aeec3.png

 

 

 

Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру "Ниобе", и можно было строить но­вый корабль ему на замену.

 

Перед конструкторами была поставлена трудная задача — уложиться в ограничения, как договорные, так и финансовые. Поэтому прихо­дилось ограничиваться переработкой проекта военного времени.

Основные элементы нового крейсера следую­щие: водоизмещение 6990 т (в полном грузу), 5600 т (стандартное), длина 155,1 м (наибольшая),

150,5 м (по ватерлинии), ширина 14,3 м, осадка 5,93 м (в полном грузу), 5,15 м (при стандартном водоизмещении).

Корпус делился на 23 водонепроницаемых отсека. Нумерация отсеков и шпангоутов шла, как это и было принято в германском флоте, из кормы в нос. Крупнейшими были отсеки №8 (кормовое или первое машинное отделение), №10 (носовые или второе машинное отделение) и №11 (котельное отделение № 2). Двойное дно простиралось со шпангоутов с № 20 до № 90 (56% длины корабля). Междудонное простран­ство использовалось для хранения жидкого топ­лива, котельной воды и балласта.

 

Бронирование в целом соответствовало стандартам конца первой мировой войны — корабль имел 50 мм пояс по ватерлинии и гори­зонтальное бронирование: палубу, которая про­тягивалась от румпельного отделения до 106 шпангоута, имела толщину в оконечностях 20 мм, в центре 40 мм. От палубы к поясу шел 40-мм скос под углом 40°. Бронировалась также и боевая рубка, наибольшая толщина ее брони равнялась 100 мм.

Главная энергетическая установка включа­ла 10 военно-морских котлов — 4 угольных и 6 нефтяных (они размещались в одном большом и двух малых котельных отделениях), 2 турбины Браун Бовери, каждая в отдельном отделении. Общая мощность механизмов составила 46500 л.с. Скорость хода равнялась 29,4 узла, даль­ность плавания 6750 миль при скорости 14 уз­лов, запас топлива: 875 т угля, 859 т нефти.

Электроэнергию для корабельных потре­бителей вырабатывали три дизель-генератора общей мощностью 42 киловатта напряжением в сети 220 вольт.

 

Первоначально планировалось установить на корабль 4 спаренных 150-мм установки с дли­ной ствола 50 калибров, но вскоре выяснилось, что послевоенная Германия не могла их изгото­вить. Зато в наличии были старые кайзеровские 150-мм орудия. Проект переработали, и "Эм­ден" вооружили 8 150-мм орудиями. Они распо­лагались таким же образом, как и на последних крейсерах военной постройки, за одним исклю­чением, орудие № 2 находилось возвышенно над баковым орудием № 1. Затем еще одна пара ору­дий стояла по бортам у носовой надстройки, еще одна пара смотрела в корму от второй тру­бы, одно орудие стояло на кормовой надстрой­ке и еще одно на юте. Бортовой залп состоял из 6 орудий.

 

Эти 150-мм установки имели следующие характеристики: станок С/16, угол возвышения +27°, угол снижения —10°, дальность стрельбы 16800 м, начальная скорость 885 м.сек., длина ствола 6558 мм, живучесть ствола 1400 выстре­лов, число нарезов 48, вес ствола и замка 5730 кг, вес люльки 2345 кг., общий вес установки 11 386 кг., вес снаряда 45,3 кг.

Был учтен опыт мировой войны, и систему управления огнем заметно модернизировали. Имелись три дальномера с базой 4 метра: один на топе фок-мачты, один на крыше боевой руб­ки, один на кормовой надстройке, визирные посты на крыльях мостика. Данные поступали в центральный артиллерийский пост, он находил­ся глубоко внизу, под запасным командным по­стом, который соединялся бронированной тру­бой с боевой рубкой.

Зенитная артиллерия состояла из 2-х, по­зднее 3-х 88-мм орудий с длиной ствола в 45 ка­либров. Характеристики орудий были следую­щими: начальная скорость снаряда 950 м/сек. вес замка и ствола 2500 кг. вес снаряда 9 кг. вес заряда 2,35 кг.

 

На крейсере были установлены 2 двухтруб­ных 500-мм торпедных аппарата, и могло разме­щаться на верхней палубе 120 мин. Система уп­равления торпедной стрельбой состояла из трех дальномеров. Они могли использоваться и для управления огнем 88-мм орудий. Один дально­мер находился на кормовой надстройке, два на крыльях мостика. Имелись и визиры.

 

bd68a112a645.png

 

Экипаж состоял из 19 офицеров, 445 мат­росов и старшин. Во время использования крей­сера в качестве учебного корабля: 29 офицеров, 445 матросов и старшин постоянной команды и 162 курсанта.

"Эмден" стал самым "модернизируемым" крейсером немецкого флота. Модернизации были разными от чисто косметических до суще­ственных. В 1926 г. изменена форма фок-мачты. Вместо своеобразного "тюльпана" появилась классическая мачта. В 1933-1934 гг. верфью-строителем была проведена большая модерниза­ция. Демонтированы угольные котлы, а вместо них установили 4 нефтяных военно-морских котла. Дальность плавания после этого состави­ла 5300 миль со скоростью 18 узлов. Запас топ­лива равнялся 1266 т нефти. С "Эмдена" сняли 500-мм торпедные аппараты, а вместо них уста­новили 533-мм, так как на вооружение флота по­ступили торпеды типа G-7a. Их характеристики были следующими: вес взрывчатого вещества 430 кг TNT; двигатель торпеды приводился в действие сжатым воздухом; дальность хода: 15000 м при скорости 30 узлов, 5000 м при ско­рости 40 узлов, 4500 м при скорости 45 узлов; установка углубления до 52 м. В 1938 г. на крей­сере появилась малокалиберная зенитная артил­лерия: 2 37-мм (вскоре число увеличилось до 4) и 18 20-мм орудий. Во время войны он исполь­зовался в качестве учебного корабля. Им всегда занимались во вторую очередь, но все-таки модернизировали. В 1940-1941 гг. на корабле установили размагничивающую обмотку, в 1942 г. еще кайзеровские 150-мм орудия сняли и вместо них установили 150-мм орудия моде­ли ТВК, предназначенные для вооружения но­вых эсминцев. 150-мм орудие ТВК С/36, на ла­фете С/36 имело следующие характеристики: калибр 149,1 мм., угол возвышения +30°., угол снижения —10°., начальная скорость снаряда 835 м/сек., живучесть ствола 1000 выстрелов, тип нарезов кубическая парабола., число наре­зов 44., максимальная дальность стрельбы 21950 м., вес снаряда 45,3 кг., вес заряда 6 кг., вес установки 16100 кг.

Бронирование щита: лобовое 10 мм, борт 6 мм.

 

Несмотря на использование крейсера как учебного корабля, в сентябре 1942 г. было реше­но заметно усилить его зенитное вооружение.

Планировалось демонтировать 150-мм орудие № 4, а на его месте установить спарен­ную 88-мм зенитную установку. Вместо кайзе­ровских 88-мм зенитных орудий должны были установить два спаренных 37-мм автомата по бортам, а в диаметральной плоскости спарен­ный 20-мм. Кроме них, одноствольные 20-мм ав­томаты планировали установить на прожектор­ной площадке и корме.

 

После "Новогоднего боя", в феврале 1943 г. от этого проекта пришлось отказаться. На крейсере были установлены два счетверенных 20-мм автомата, так называемые "фирлинги". Они находились на надстройке у бортового 150-мм орудия. Два одноствольных 20-мм автомата были установлены в кормовой части штурман­ского мостика. Перед отправкой в Скагерак в августе-сентябре 1944 г. вместо 88-мм орудий были установлены 105-мм орудия SKS/32. Ха­рактеристики его были следующими: начальная скорость снаряда 780 м.сек., угол возвышения +70°., угол снижения — 10°., живучесть ствола 4100 выстрелов, тип нарезов кубическая парабо­ла, число нарезов 32, вес замка и ствола 1765 кг., дальность стрельбы 15175 м., вес снаряда 15,1 кг., вес заряда 3,8 кг., общий вес патрона 24 кг., вес установки 23650 кг.

Бронирование щита: лобовая броня 12 мм, борт и основание 4 мм.

Два 40-мм автомата были установлены на мостике. В результате зенитная артиллерия со­стояла из 3 105-мм, 2 40-мм автомата системы "Бофорс", 20 20-мм (2 четырехствольных и 6 двухствольных).

 

Радиоэлектронное вооружение. В 1942 г. на "Эмдене" был установлена радиостанция FuMo-22. В конце 1944 г. на крейсере планиро­вали установить новую радиолокационную станцию FuMo-26 "Паллау" и систему обнару­жения работы вражеских радаров FuMo-6. Но после посадки на мель от этих планов отказа­лись. В конце войны установили радиолокаци­онную станцию FuMo-25.

 

 

 

Начало создания и заграничные походы

 

 

49ff9229f2cb.jpg

 

Заложен 8 декабря 1921 г. на Казенной Во­енно-морской верфи в Вильгельмсхафене. Пер­воначально получил обозначение Neubau A. "Ersatz Niobe", по другим данным, "Ersatz Ariadne". Стапельный период затянулся из-за экономических и политических проблем (ввода французской армии в Рурскую область). 7 янва­ря 1925 г. состоялась торжественная церемония спуска и крещение корабля, который назвали "Эмденом". Он унаследовал свое имя от про­славленного рейдера первой мировой войны. Речь во время церемонии произнес командую­щий военно-морским флотом адмирал Ганс Ценкер. Крестной матерью нового корабля ста­ла фрау Юта фон Мюллер, вдова командира первого "Эмдена".

 

Достройка на плаву шла быстро. 15 октяб­ря 1925 г. крейсер передали военно-морскому флоту, на нем подняли флаг, вымпел и начались испытания. "Эмден" стал 100-м кораблем, построенным Вильгельмсхафенской верфью для не­мецкого флота.

 

Основным недостатком корабля стала форма фок-мачты. Позднее ее устранила верфь-строитель. Командование немецкого флота при­няло решение использовать крейсер как учеб­ный и приписать его к станции Северного моря. Нос корабля украшал "Железный крест", унас­ледованный от первого "Эмдена". После про­хождения индивидуального курса боевой подго­товки "Эмден" принимал участие в больших осенних маневрах 1926 г. Затем его вернули на верфь, где были проведе­ны работы с трубами и рангоутом и после крат­кой подготовки к кругос­ветному плаванию, 14 но­ября 1926 г. "Эмден" выходит в море из Вильгельмсхафена. Крейсер обогнул Африку. Новый 1927 год его моряки встретили в океане. За­тем корабль посетил ряд портов Восточной Азии. 15 марта 1927 г. "Эмден" прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые ос­трова), к могиле своего предшественника. Со­стоялась траурная церемония памяти 133 моря­ков, погибших в бою с крейсером "Сидней". В дальнейшем крейсер посетил Японию, ряд пор­тов на Аляске и на западном побережье Север­ной Америке, обогнул Южную Америку и 1928 год встретил на рейде Рио-де-Жанейро. В следу­ющие три месяца крейсер посетил ряд портов Центральной Америки, зашел на Азорские ост­рова и в испанский порт Виллагарсиа. 14 марта 1928 г. дальнее плавание окончилось, "Эмден" прибыл в Вильгельмсхафен.

 

С марта по декабрь крейсер занимался бо­евой подготовкой в немецких водах. Командир для "Эмдена" с октября 1928 по октябрь 1930 года был подобран уникальный. Это был Лотар фон Арно де ля Перье (1886-1941) — выдающий­ся подводный ас первой мировой войны, этот офицер осуществил заграничный поход корабля с пропагандистскими целями.  В отли­чие от среднего немецкого офицера, он имел склонность к дипломатии. Он мог легко поддер­живать контакт с иностранцами и быть приме­ром для курсантов. После командования "Эмденом" он ушел в отставку и с 1932 по 1938 гг. преподавал в турецкой военно-морской акаде­мии. После возвращения в Германию получил звание вице-адмирала. В 1940-41 г. Лотар фон Арно де ля Перье был старшим военно-морским начальником на разных территориях Западной Европы. Но в конечном итоге этот выдающий­ся человек погиб в авиакатастрофе.

 

Поздней осенью началась подготовка ко второму дальнему плаванию. 5 декабря 1928 г. "Эмден" вновь вышел из Вильгельмсхафена. На этот раз он пошел в Средиземное море, нанес ви­зит в Константинополь, затем через Суэцкий канал проследовал на Восток и посетил голлан­дские владения в Индонезии, Австралию и Га­вайские острова. Далее корабль совершил дружеский визит в порты западного побережья Со­единенных Штатов Америки, прошел Панамс­ким каналом, посетил порты Латинской Амери­ки, зашел в Лас-Пальмос и 13 декабря 1929 г. вернулся в Вильгельмсхафен. Морякам в награ­ду дали возможность встретить Рождество и Но­вый год в кругу семьи. Несмотря на все морские суеверия, крейсер в третий раз вышел в море 13 января 1930 г. Во время этого похода "Эмден" посетил Мадейру, Сан-Томас, Нью-Орлеан, Кингстон (Ямайка), Сан Хуан (Пуэрто-Рико), Чарльстон. На обратном пути зашел в Лас-Пальмос и Санта-Круз и прибыл в Вильгельмсхафен 13 мая.

 

Затем крейсер становится к заводской стенке для прохождения текущего ремонта. Пос­ле его завершения и испытаний он снова в даль­нем плавании. "Эмден" можно было видеть в Виго, бухте Суда (остров Крит), Порт-Саиде, Адене, Кочине, Коломбо, Тринкомали, Порт Блэр (Port Blair) Сабанге, Бангкоке, Виктория Хафен (остров Лабуан), Маниле, Нанкине, Шанхае, Нагасаки, Осаке, Нии Тиме, Хакодате, Отаре, Иокогаме, Гуаме, Батавии. Во время это­го плавания произошло вторичное посещение Кокосовых островов и места последнего боя первого легендарного "Эмдена".

Затем началось возвращение в Германию. Были произведены заходы в следующие порты: Маврикий, Дурбан, Ист-Лондон. Из этого пор­та группа немецких морских офицеров ездила в Йоханнесбург, где их представили руководству Южно-Африканского союза. Затем крейсер можно было видеть на рейде Лобито, Луанды, Сайта Изабелл с Фернандо Поо, Лагоса, Фри­тауна, Сант Викент, Лас-Пальмос и Сантандер. 8 декабря 1931 г. "Эмден" прибыл в Вильгельмсхафен.

После этого похода крейсер исключили из списков практического отряда и перевели в раз­ведывательные силы флота. Ими командовал контр-адмирал Албрехт, державший свой флаг на "Кенигсберге". Во время нахождения в соста­ве этого соединения "Эмден" принимал участие во многих учениях, а затем и в больших учениях флота. С 21 февраля по 15 марта 1933 года он совершил поход в Атлантику вместе с новейшим крейсером "Лейпциг"(заходы в Фуншел и Лас-Пальмос). Через три дня, 19 марта на борту крейсера, состоялась церемония передачи латун­ной доски с названием, ранее находившаяся на шкафуте первого "Эмдена".

 

Примерно через две недели корабль стано­вится к заводской стенке, с него демонтируются угольные котлы и устанавливаются нефтяные. В это же время высота труб была уменьшена на 2 метра, также была установлена новая двойная радиоантенна. 29 сентября 1934 г., когда "Эм­ден" вернулся в состав флота, было принято ре­шение использовать его как учебный корабль. В это время в командование кораблем вступил ка­питан 2 ранга К. Дениц, будущий командующий подводным флотом, второй и последний фюрер Третьего Рейха. Командование крейсером в бу­дущем заметно облегчит К. Деницу подбор кад­ров для подводных лодок. Но пока его внимание было приковано к подготовке к большому заг­раничному походу. 10 ноября 1934 г. "Эмден" в пятый раз выходит в дальнее плавание из Вильгельмсхафена. Во время этого похода он заходил в следующие порты Санта-Круз де Ла Пальма, Капштадт, Ист Лондон, Порта Ачелинк, Момбаса, Порт Виктория, затем в Тринкомали (ос­тров Цейлон) и Кочин.

 

Обратно крейсер шел через Суэцкий канал и Средиземное море с заходами в Александрию, Картахену, Санта-Круз де Тенерифе, Порто Дельгада, Лиссабон и Виго. Во время последне­го перехода произошло рандеву с крейсером "Карлсруэ". 12 июня 1935 г. корабль прибыл на рейд Шиллинг и 14 июня в Вильгельмсхафен. На борт "Эмдена" сразу же прибыл главнокоман­дующий немецкими военно-морскими силами гросс-адмирал Э. Редер. В тот же день из похо­да в Северную и Южную Америку возвратился крейсер "Карлсруэ" под командованием капита­на 1 ранга Лютьенса, впоследствии адмирала и командующего флотом. Лютьенс погибнет в мае 1941 г. на линейном корабле "Бисмарк".

В дальнейшем, по плану главного коман­дования военно-морских сил, Лютьенс должен был совершить плавание в Новый Свет и посе­тить Японию, Китай, тогдашнюю Голландскую Индию, южную часть Тихого океана, Австра­лию. Лютьенс предложил изменить маршрут пе­рехода: он хотел, чтобы и экипаж "Карлсруэ" мог ознакомиться с древней культурой Востока. "Я возразил ему, говоря, что восточно-азиатс­кий район достался "Эмдену" по традиции от знаменитого тезки, который в начале первой ми­ровой войны совершил переход через него под командованием капитана 2 ранга фон Мюллера. Очень неожиданно для меня и Лютьенса главно­командующий сухо заметил: "Не спорьте, госпо­да, вы оба покинете свои корабли. Лютьенс на­значается начальником отдела кадров главного командования военно-морских сил и будет осу­ществлять комплектование офицерского корпу­са для вновь строящегося военно-морского фло­та, а вы Дениц, возьмете на себя организацию германских подводных сил", — так писал К. Де­ниц о событиях тех дней. (К. Дениц. Подводный флот Третьего рейха, стр. 8-9).

 

Немецкая бюрократия работала медлен­но, поэтому Дениц сдал командование только в сентябре. В это время "Эмден" в очередной раз готовился к заграничному плаванию. 23 ок­тября 1935 г. крейсер уходит в свое шестое даль­нее плавание. Он посетил уже знакомые Азор­ские острова, порты островных Западных Индий и Венесуэлу, прошел Панамским кана­лом, зашел в гватемальский порт Сан-Хуан и в Портленд (штат Орегон), перешел Тихий океан и посетил гавайский порт Гонолулу. На обрат­ном пути состоялся переход Панамским кана­лом и заход в ряд портов Вест-Индии, после чего визиты в Балтимору и Монреаль. "Эмден" некоторое время был стационером в испанском порту Понтеведра. 11 июня 1936 г. "Эмден" прибыл в Германию.

 

После короткого отдыха началась подго­товка к следующему заграничному походу. 16 октября 1936 г. состоялся выход из Вильгельмсхафена. На этот раз крейсер должен был посе­тить средиземноморские и черноморские пор­ты. Корабль можно было видеть в Кальяри, Стамбуле. Во время посещения Варны "Эмден" посетил болгарский царь Борис. После возвра­щения в Средиземное море крейсер прошел Су­эцкий канал и посетил ряд восточно-азиатских стран, британское владение Цейлон, Сиам, Японию, Китай и вернулся в Германию через Суэцкий канал.

По пути пришлось "задержаться" у среди­земноморского побережья Испании, охваченной гражданской войной. 23 апреля 1937 г. крейсер прибыл в Вильгельмсхафен.

 

После короткого курса боевой подготовки в составе флота началась подготовка к очеред­ному дальнему походу. 11 октября 1937 г. "Эмден" выходит в очередное дальнее плавание. Крейсеру пришлось задержаться в Средиземном море, выполняя задачи по оказанию помощи франкистам. После этого корабль прошел Суэцкий канал, пересек Ин­дийский океан и посетил Коломбо, Белавани, Сурабаю, Мормугао, Массауа, вернулся в Средиземное море "Эмден" и на некоторое время был зачислен в состав немецкой Средиземноморской эскадры.

В период с 14 по 21 марта 1938 г. командир "Эмдена" капитан 1 ранга Брюкнер исполнял обязан­ности командующего немецким флотом в испанских водах. По пути в Германию крейсер совершил визит в Амстердам и 23 апреля 1938 г. вер­нулся в Вильгельмсхафен. Предвоен­ную службу "Эмдена" можно назвать уникальной — после корот­кого отдыха началась подготовка к восьмому дальнему походу. 26 июля 1938 г. крейсер выходит в море и на этот раз идет на север в норвежские воды с заходом в Рейкьявик. Затем "Эмден" поворачивает на юг, захо­дит на Азорские, а затем и на Бер­мудские острова.

 

В море экипаж "Эмдена" пере­жил все перепетии Мюнхенского кризиса. Тогда в 1938 г. А. *** приказал завершить приготовление к вторжению в Чехословакию (Опера­ция "Грюн"). Все ожидали начала войны. Но она не началась — Фран­ция и Англия предали своего союзни­ка. Радисты крейсера один за одним принимали противоречивые прика­зы из Берлина. В отличие от предше­ственника, новый "Эмден" уже не мог использоваться в качестве истре­бителя вражеской торговли. Вероят­но, в случае начала войны он должен бы интернироваться в нейтральном порту. Но кризис разрешился, запад­ные "демократии" предали Чехосло­вакию, и крейсер пошел сначала в Средиземное, а затем в Черное море. С 19 по 23 марта "Эмден" принимал учас­тие в траурных церемониях в честь Кемаля Ататюрка. В это время на нем подняли флаг адми­рала Карльса. По пути в Германию крейсер посетил остров Родос и испанский порт Виго. 16 декабря 1938 г. он прибыл в Вильгельмсхафен. Это был последний дальний поход "Эмдена". До сентября 1939 г. он нес рутинную службу в немецких водах. Единственное событие, произошедшее в ко­рабельной жизни, это был по­ход на защиту рыболовства (с 29 марта по 15 марта) с захо­дом в Рейкьявик.

 

 

 

 

Крейсер к началу второй мировой войны

 

 

efd949fc65a7.jpg

 

 

Нападение на Польшу застало корабль в Вильгельмсхафене. Первой операцией ко­рабля стал выход на минную постановку, одной из частей системы минных заграждений "Вествалль". В операции при­нимали участие эсминцы "Карл Гальстер" и "Ганс Лоди", яхта (минный загради­тель) "Грилле" и миноносцы. Корабли вышли в море после объявления Англией и Фран­цией войны Германии. Опера­ция прошла без происшествий.

 

3 сентября в первые ми­нуты войны с одного из бри­танских аэродромов стартовал самолет-разведчик. Перед его пилотом была поставлена за­дача по разведке зоны Кильского канала. Пилот обнаружил немецкие корабли, стоящие на якоре. Доложить не удалось, так как передатчик замерз. Летчик рассказал об увиден­ном сразу же по возвращении на аэродром, и британское ко­мандование решило нанести удар. Утром 4 сентября произ­вели разведку объекта атаки. На этот раз пилоту удалось пе­редать донесение.

 

Командование отдало приказание 107 и 110 эскадри­льям Королевских военно-воз­душных сил, имевших на воо­ружении "Бленхейм IV". В воздух поднялись 10 машин (поровну из каждой эскадри­льи). 107 эскадрилья атаковала броненосный корабль "Адмирал Шеер". Мет­ким огнем 4 самолета были сбиты, а на базу вер­нулся самолет не нашедший цель. 110 эскадрилье повезло больше. Они обнаружили "Эмден". 4 са­молета атаковали противника (один потерялся где-то по дороге). Атака оказалась неудачной, бомбы взорвались рядом с бортом. Беду на крейсер непроизвольно навлек главный старши­на Дизельски, наводчик 20-мм автомата. Ему удалось поразить левый мотор атакующего "Бленхейма". Самолет в это время находился в 200 метрах от корабля, высота была небольшой, и он начал падать, врезавшись в правый борт "Эмдена" в 1 метре выше ватерлинии.

 

Пожар охватил зубоврачебный кабинет и старшинскую кают-компанию. Корпус "Эмдена" пострадал от гидравлического удара и ос­колков бомб. Борт, трубы, мостики были посе­чены осколками, были разбиты все прожекторы. В зоне поражения оказался торпедный аппарат — после боя в нем насчитали 8 пробоин, к счас­тью, боевые зарядные отделения торпед не взор­вались. Потери экипажа составили 29 убитых и 30 раненых (другие данные: погибло 2 офицера и 9 матросов). К истории этого налета можно добавить, что сбитым "Бленхеймом" управлял английский летчик по фамилии Эмден.

 

И все же повреждения крейсера оказались не очень серьезными — ремонт занял неделю, и затем корабль перевели на Балтику в распоряже­ние старшего военно-морского начальника в Данциге. Ему отвели скромную роль — "Эмден" использовался для охоты на суда с контрабан­дой. С 2 декабря 1939 г. по 3 января 1940 г. на крейсере провели текущий ремонт, после чего для него наступил период бездействия. Но не надолго. В конце марта вступила в завершаю­щую стадию разработка операции "Везерюбунг", вторжение в Данию и Норвегию. "Эм­ден" включили в состав самой важной. 5-й группы, целью которой был захват норвежской столицы. Соединением командовал контр-адми­рал Кюмметц. В группу входил тяжелый крейсер "Блюхер", броненосный корабль "Лютцов", 3 ми­ноносца, 2 вооруженных китобоя, 1-я флотилия катерных тральщиков (8 кораблей).

 

6 апреля на борт ''Эмдена" поднялось 600 солдат. Переход в соста­ве эскадры прошел без происшествий, а сам лег­кий крейсер был только свидетелем событий в Осло-фиорде. 5 группа задачу не выполнила и более того потеряла "Блюхер". Поэтому 9 и 10 апреля крейсер про­вел в Дробин-фиорде. Норвежскую столицу зах­ватил воздушный десант. "Эмден" прибыл на рейд Осло в полдень 10 апреля. На командира капитана 1 ранга Вернера Ланге была возложе­на организация дозорной службы на подступах к Осло. Только 24 апреля 1940 г. был назначен командующий гаванью Осло. Им стал капитан 1 ранга Фридрих Риве, последний командир крейсера "Карлсруэ". "Эмден" оставался в Осло до июня и выполнял функцию корабля-связи. За­тем было принято решение вновь использовать крейсер в качестве учебного корабля.

Летом 1940 г. экипаж "Эмдена" "понес большие потери", многие офицеры и матросы были переведены на корабли, захваченные во Франции. 7 ноября 1940 г. "Эмден" становится к стенке завода "Дойче Верке" в Киле, с него выгружают боезапас, а экипаж перебирается на плавказарму "Монте Оливия". До 15 февраля 1941 г. крейсер прошел текущий ремонт с докованием и возвращается к исполнению обязанно­стей учебного корабля. Летом 1941 г. он вновь находится в норвежских водах, хотя и не прини­мал участие в боевых действиях. В сентябре 1941 г., по мнению немецкого командования, следовало отражать прорыв Советского Балтийского флота в Швецию. В середине сентября был сфор­мирован так называемый "Балтийский флот" под командованием вице-адмирала Цилиакса. "Эмден" вместе с "Лейпцигом" и торпедными катерами входил в так называемую Южную группу, базирующуюся на Лиепаю. Это соедине­ние просуществовало с 21 по 23 сентября, затем в несколько приемов было расформировано. Крейсера Южной группы и три миноносца вы­делили для поддержки немецкого наступления на Моонзундские острова.

 

26 и 27 сентября "Эмден" и "Лейпциг" об­стреливали части Красной Армии на полуостро­ве Сворбе. Первый день прошел без происше­ствий. Во второй день немецкое соединение атаковали советские торпедные катера, а по­зднее во время возвращения в Либаву подводная лодка "Щ-319" (капитан-лейтенант Н.С. Агашин). Обе атаки оказались безрезультатными. На этом завершалось участие "Эмдена" в войне против СССР. Он вернулся к исполнению обя­занностей учебного корабля. В ноябре 1941 г. было сформировано учебное соединение флота. "Эмден" был в него включен и оставался в его составе, вплоть до своей гибели.

 

 

 

 

Служба в 1942-1945 годах

 

 

В июне 1942 г. крейсер прибывает на верфь-строитель. На нем проводятся очередные ремон­тные работы и замена орудий главного калибра, а в ноябре 1942 г. он возвращается в учебный от­ряд. Командование немецким флотом осенью 1942 г. приняло решение об отправке крейсера в воды Северной Норвегии.

Для знакомства с истинным состоянием дел на борт "Эмдена" прибыл главнокомандующий флотом гросс-адмирал Э. Редер — это был его последний визит на корабли в качестве главноко­мандующего. После новогоднего боя от этих пла­нов отказались, и над "Эмденом" нависла неза­видная для боевого корабля "угроза" — в разгаре войны быть разобранным на металл. Но новый командующий Кригсмарине отстоял все крупные надводные корабли, "Эмден" продолжил свою службу в качестве учебного корабля. Изредка его привлекали к обеспечению боевой подготовки кораблей. В 1943 г. на крейсере провели работы по усилению зенитного вооружения.

 

До сентября 1944 г. корабль продолжал вы­полнять свои обязанности учебного корабля. В это время военная ситуация Германии резко ухуд­шилась. "Эмден" зачислили в корабли первой ли­нии. Во второй половине сентября он принимал участие в серии минных постановок в проливе Скагерак. В операции, кроме "Эмдена", прини­мали участие эсминцы и минный заградитель "Кайзер". В ночь с 19 по 20 сентября он участник операции "Клавдий" (по другим данным, эта опе­рация была проведена с 19 по 21 сентября), затем операции "Калигула" в ночь с 1 на 2 октября и в ночь с 5 на 6 октября операции "Веспасиан".

 

Дальнейшая его служба в норвежских во­дах проходила спокойно — к выполнению бое­вых заданий он не привлекался. 9 декабря в Осло-фиорде крейсер сел на мель восточнее ос­трова Флатегури. Снять его удается только на следующий день. 16 декабря гросс-адмирал Дениц приказал провести ремонт корабля на Ке­нигсбергом филиале верфи "Шихау". С 23 по 26 декабря "Эмден" совершает переход к месту ре­монта. Рождество корабль встречает в доке. Еще через месяц ремонт пришлось прервать. Вече­ром 21 января части Советской Армии были уже в 40 км от Кенигсберга. Работы свернули, и крейсер вывели из дока. 23 января на корабле получили приказ "Немедленно уходите". На борт "Эмдена" срочно погрузили гробы прези­дента Веймарской Германии генерал-фельдмар­шала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме мер­твых, на борт приняли и живых беженцев.

 

24 января крейсер, буксируемый ледоко­лом, пришел в Пиллау (Балтийск). В этом пор­ту гробы и большая часть пассажиров были выг­ружены. Останки Гинденбурга передали на плавбазу 1-й учебной дивизии подводных лодок "Претория". В Пиллау удалось собрать одну из турбин и дойти до Готенхафена, там на крейсер доставили орудия. Со 2 по 6 февраля состоялся переход в Киль, на котором "Эмден" мог раз­вить только 10 узлов. Во время перехода в его охранении находились миноносец "Т-11" и учебные корабли (переоборудованные из тральщи­ков) TS-6 и TS-9 и буксир. Корабли благополуч­но прибыли в Киль, где "Эмден" продолжил ре­монтные работы на заводе "Дойче Верке".

 

Жизнь корабля оборвалась в ночь с 9 на 10 апреля, когда британские бомбардировщики атаковали Киль. В этот налет на город и порт было сброшено 2634 тонны бомб. Последствия его были ужасающими: разрушены порт, город и прилегающие районы сильно пострадали, крейсер был сильно повреждён бомбой. 3 мая он был взорван капитан-лейтенантом Хельмутом Куммером. 26 ап­реля 1945 г. "Эмден" исключили из списков фло­та. Корпус разобрали в 1949 году.

 

 

 

Источники:

 

Предыдущая тема по этому крейсеру: http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/3006-%D0%BB%D1%91%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80-%C2%AB%D1%8D%D0%BC%D0%B4%D0%B5%D0%BD%C2%BB/

Изменено пользователем Alkena
  • Плюс 16

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

Хорошая статья

 

Я тоже так думаю:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
38
[CEBEP]
Старший бета-тестер, Коллекционер
264 публикации
28 917 боёв

Прочитал с удовольствием, спасибо:great::)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

Правда?

 

Есть несколько небольших косяков с абзацами, а так же фамилия со звездочками, ну насчет фамилии я не виноват, у нас цензура на сайте очень интересная. Но во общем и целом статья не плохая. Планирую так же сделать статьи на 2 оставшихся корабля с такими же названиями :))))Они правда были уже после войны в 50 - 70 годах прошлого века :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
86 485
[9-MAY]
Старший бета-тестер, Автор руководств
36 713 публикации
28 083 боя

Отличная работа!

 

Кстати довольно примечательный факт, что Эмден посетил место гибели своего предшественника у Кокосовых островов и почтил память погибших соотечественников.

 

Все-таки морская романтика и честь моряков всегда отличались от сухопутных войск.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 658
[OMSK]
Старший бета-тестер, Коллекционер
13 045 публикаций
22 381 бой

Интересно. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций

 

Есть несколько небольших косяков с абзацами, а так же фамилия со звездочками, ну насчет фамилии я не виноват, у нас цензура на сайте очень интересная. Но во общем и целом статья не плохая. Планирую так же сделать статьи на 2 оставшихся корабля с такими же названиями :))))Они правда были уже после войны в 50 - 70 годах прошлого века :)

Я о скромности. Скромнее надо быть.

Отличная работа!

 

Кстати довольно примечательный факт, что Эмден посетил место гибели своего предшественника у Кокосовых островов и почтил память погибших соотечественников.

 

Все-таки морская романтика и честь моряков всегда отличались от сухопутных войск.

И чем? 

Дело не в самих моряках-солдатах, а в тех кому это нужно. Командованию, рукводству, стране.

Изменено пользователем nevic

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

Я о скромности. Скромнее надо быть.

 

Я сама скромность:)Мне нравится выкладывать что то интересное вы же знаете:) Спасибо что оценили и прочитали, критика тоже приветствуется, мне еще учиться и учиться в составлении хороших статей, уж вам это как репортеру должно быть известно. 
Изменено пользователем Alkena

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19 039
Участник
27 048 публикаций

 

Я сама скромность:)Мне нравится выкладывать что то интересное вы же знаете:) Спасибо что оценили и прочитали, критика тоже приветствуется, мне еще учиться и учиться в составлении хороших статей, уж вам это как репортеру должно быть известно. 

Тогда будте скромнее.

Иначе выглядит глупо:

Хорошая статья

 

Я тоже так думаю:)

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
368 публикаций

Хорошая статья

 

 

Я тоже так думаю:)

 

Соглашусь с человеком выше. Поскромнее надо как-то себя вести, а то звучит как:"Смотрите, я молодец, похвалите меня"

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 833
[GST_1]
Старший бета-тестер, Коллекционер
2 144 публикации

Хорошая статья, годная. Плюсую.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

 

 

Соглашусь с человеком выше. Поскромнее надо как-то себя вести, а то звучит как:"Смотрите, я молодец, похвалите меня"

 

 

Учту на будущее:)

Хорошая статья, годная. Плюсую.

 

Спасибо. Позже будут статьи и про другие Emden-ы 50-70 годов. Они были уже после второй мировой войны. Про них есть указание в статье про первый Emden прямо в конце статьи

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 048 публикаций

Да, статья супер.)))) Плюс. Но всвязи с этим вопрос.

Судьба Эмдега 25го года постройки в игре?))))))

Мой нос чувствует прем.

)))

 

Изменено пользователем anonym_AV4jeRVGjG0E

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 153
[9-MAY]
Коллекционер, Бета-тестер
10 327 публикаций
8 149 боёв

Да, статья супер.)))) Плюс. Но всвязи с этим вопрос.

Судьба Эмдега 25го года постройки в игре?))))))

Мой нос чувствует прем.

)))

 

 

Не знаю самому интересно задам этот вопрос разработчикам:))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
473 публикации

А как они могут ввести два корабля с одинаковыми названиями?

Это будет что-то типа: EMDEN-08 и EMDEN-25

Такое наверно не пропустят.

Это же будет не помаркетологовски.

:sceptic:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 048 публикаций

Хватит и одного Emden обр 25 .)))))))) Или Emden aufs 25.)))))

Изменено пользователем anonym_AV4jeRVGjG0E

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×