Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_sEJYYtYe1JpK

ФАУ-2 морского базирования. В прицеле США!

В этой теме 27 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 462 публикации

6ecf84abd4b66e2f6627cc0.jpg

 

   Добрый день, дамы и господа. Интересные материалы для нашего форума я ищу постоянно. И вот сегодня нырял я с одним товарищем который раньше работал в ЦКБ "Рубин" Это такой хитрое КБ в Питере которое подводные лодки проектировало.  И вот расспрашивал я его про разные "шушпанцеры" от кораблестроения. И он мне рассказал что у немцев был проект по запуску ракет ФАУ-2 с поверхности воды. Отличная тема!!! А раз знает один человек, значит должен знать дедушка Гугл!!! Итак. 

Что же я нарыл? 

  Немецкие инженеры пытались оснастить ракетным оружием подводные лодки. По захваченным после войны секретным документам стало известно что:

В отчете об испытаниях, подписанном начальником ракетного полигона Пенемюнде генерал-майором Вальтером Дорнбергером и конструктором ракет доктором Вернером фон Брауном, содержалось утверждение, что германские подводные лодки, вооруженные ракетами, смогут скрытно наносить удары по прибрежным объектам США: гаваням, хранилищам топлива и терминалам, судостроительным верфям, городам, объектам береговой обороны, а также по надводным кораблям и подводным лодкам.

По результатам пусков удалось установить, что:

1) использование ракет из-под воды вполне возможно;

2) дальность полета в значительной степени зависит от глубины, с которой произведен пуск;

3) необходимо разработать специальный реактивный снаряд для подводной стрельбы;

4) необходимо решить проблему управления стрельбой.

 

   Но ввиду малой прицельности неуправляемых реактивных снарядов, а также нерешенности других проблем (размещение в прочном корпусе подводной лодки и подача боезапаса на пусковую установку’. автоматизация пусковых операций и др.) в дальнейшем эти работы не получили продолжения и морское командование отказалось от применения пороховых ракет.

   Позже, осенью 1943 г., когда комплекс сухопутной баллистической ракеты Фау-2 уже «созрел», в Германии был разработан еще один проект под кодовым названием «Испытательный стенд XII». Немецкий инженер Дикман в 1942 г. выдвинул идею новой концепции запуска ракеты с поверхности воды («спасательный жилет»). Поскольку жидкотопливная Фау-2 не вписывалась в габариты германских подводных лодок, а вероятность аварии при запуске таких ракет была довольно высока, Дикман предложил помещать ракету в транспортно-пусковой контейнер (ТПК), а субмарину использовать для его буксировки к месту старта ракеты, подготовки ее к пуску и старта с плавучей платформы. Базирование подобных комплексов предполагалось на побережье Норвегии, а целями ракетных ударов, по замыслу автора, служили объекты на восточном (атлантическом) побережье США. С этой идеей он обратился к директору автомобильного концерна Volkswagen, активному члену' Германского трудового фронта Бодо Лафференцу, который поддержал проект и субсидировал разработки, после чего проект стал известен под его именем (проект Лаффсренца).

Этот проект был сложнее всех предыдущих и более интересным с технической точки зрения. Новым элементом по сравнению с известными проектами являлся управляемый по проводам транспортно-пусковой контейнер (ТПК). Использование ТПК диктовалось, в основном, желанием избежать воздействия морской воды на корпус ракеты, поскольку Фау-2, как известно, не разрабатывалась специально в морском варианте. Проектная стоимость контейнера и его транспортировка по морю была сравнительно высока и соизмерялась со стоимостью ракеты. Подводная лодка типа XXI могла брать на буксир до трех контейнеров с ракетами, топливом и оборудованием.

Введение в состав комплекса ТПК выявило ряд сложных технических проблем: сохранение остойчивости контейнера как при транспортировке, так и при пуске ракеты; создание системы вентилирования баков для исключения опасности взрыва топлива; сохранность (неиспаряемость) жидкого кислорода в течение периода транспортировки; отвод и снижение воздействия высокотемпературной газовой струи работающего двигателя ракеты на элементы пускового устройства и др.

Работы по комплексу проводились довольно интенсивно. Так. уже в середине 1944 г. была подготовлена техническая документация для изготовления контейнера и проведения его испытаний. В декабре 1944 г. и в январе 1945 г. в промышленности на верфях «Вулкан» в Штеттине и «Шихау» в Эльбинге был размещен заказ на изготовление трех контейнеров, а отдельные элементы комплекса, изготовленные к марту 1945 г., были испытаны в Балтийском море. Началась подготовка подводных лодок U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 к осуществлению проекта. Их экипажи начали подготовку к применению нового оружия рекогносцировочными выходами в море, по направлению к берегам Северной Америки.

Вместе с тем этот проект имел и определенные недостатки. Технические особенности ракеты Фау-2 не увязывались с тактико-техническими элементами подводных лодок. Фау-2 имела жидкостный двигатель, требовавший сложной системы проверки и контроля перед запуском, ее нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии и т. д. Контейнер обладал плохой остойчивостью как при буксировке, гак и при пуске ракеты. С точки зрения живучести лодка с контейнером была ограничена в маневренности и служила слишком хорошей мишенью для кораблей и противолодочной обороны: скорость буксировки контейнера составляла 13 узлов. Кроме того, массовое производство подобных комплексов уже было не под силу разрушаемой под ударами наступающих советских войск германской промышленности.


pic_17.jpg

Баллистическая ракета V-2. Германия. 1944 г. (для сравнения представлена КР V-1).


pic_18.jpg

Схема транспортировки ТПК и запуска ракеты М-2:1 — ТПК во время буксировки; 2 — подготовка М-2 к запуску; 3 — старт ракеты из ТПК.


pic_19.jpg

Транспортно-пусковой контейнер для ракеты V-2.

 
Тактико-технические данные баллистической ракеты V-2, Германия, 1944 г.
 

Длина, м 14.3

Диаметр, м 1,65

Размах стабилизаторов, м 3.56

Масса стартовая, кг 12805-12910

Заряд ВВ, кг 750

Тип двигателя ЖРД

Тяга двигателя, кг 8796-8947

Максимальная скорость, км/ч 25000-31000

Дальность, км 354

Система управления инерционная

 

Следует отмстить, что неутомимый инженер Дикман разработал и другой вариант применения Фау-2 с подводных лодок. Согласно ему ракета размещалась в контейнере, установленном на палубе подводной лодки в горизонтальном положении. Перед пуском подводная лодка всплывала на поверхность, контейнер поднимался в вертикальное положение, и ракета запускалась. После выхода ракеты контейнер сбрасывался, и подводная лодка использовалась в обычном режиме.

   Велись и поисковые работы по запуску ракет из-под воды, но Германия проиграла войну, и эти проекты так и остались на бумаге. «Ударам возмездия», планировавшимся германским руководством, не суждено было сбыться.

После войны многие тысячи томов проектной технической документации, целые эшелоны с оборудованием, захваченным трофейным вооружением и многочисленным контингентом специалистов-ракетчиков были вывезены из Германии в США Позже на базе собственного опыта, на основе этой документации и при участии немецких специалистов эти работы были продолжены в США. Однако от идеи по проекту Лафференца отказались в связи с целым рядом проблем, но уже в середине 50-х годов пытались «вписать» баллистическую ракету средней дальности «Юпитер» в габариты подводной лодки. Эти попытки также закончились ничем, но они привели к проекту «Поларис».

Небольшая часть германской документации и техники (изготовленные на судостроительном заводе три контейнера) досталась в качестве трофеев советскому ВМФ и попала в СССР, где на основе технологии, разработанной в Германии, пытались осуществить проект Лафференца. Согласно неподтвержденным данным (см. Э. Клей, О. Мерк — Тогда в Пенемюнде», 1963 г.), в процессе работ в 1950-х гг. в СССР были предприняты попытки запусков ракет из контейнера, буксируемого подводной лодкой типа Golem, но эти испытания закончились безрезультатно.

 История же развития подводных лодок ракетоносцев у нас на форуме уже освещена довольно подробно. 

Спасибо всем кто дочитал до конца! И до новых встреч!!

Подготовнено по материалам журнала "Техника и Вооружение" №4 за 2004 год. 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
161 публикация
548 боёв

Всё удивляюсь немецкому уму. Каких только Вундервафлей у них на бумагах не было. Стоит отдать должное немецким конструкторам. Пожалуй благодаря им после войны в СССР и США начали активно развиваться различные конструкторские идеи. Столпом здесь конечно стоит ракетная промышленность. Кто знает, если б не было доктора фон Брауна и немецких чертежей, может быть США не скоро бы догнали СССР. Ну и про СССР так же можно сказать. Статья понравилась. Благодарность автору.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
469 публикаций
205 боёв

Просто *** издал приказ в 1942 году - Не вести исследования по вооружению ( по многим направлениям ) которые нельзя закончить за

пол года. А с 1943 года время стало работать против Германии. Хотя по уровню талантливости немецкие ученые и конструкторы всегда

были на высоте:honoring:

А по теме, вроде на такую уже натыкался шарясь по форуму:wub:

Изменено пользователем _Djh4_xey_

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций
149 боёв

 

pic_17.jpg

Баллистическая ракета М-2. Германия. 1944 г. (для сравнения представлена КР V-1).

pic_18.jpg

Схема транспортировки ТПК и запуска ракеты М-2:1 — ТПК во время буксировки; 2 — подготовка М-2 к запуску; 3 — старт ракеты из ТПК.

Исправьте пожалуйста М-2 на V-2.

 

Материал хороший!:great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
475 публикаций

Интересно и познавательно. Вообще у немцев была масса проектов, на первый взгляд фантастических. Но кто его знает если бы дело дошло

до 100% реализации. Правильно замечено, что у немцев был жестокий цейтнот. Как ни странно, но война сильнее всего двигает прогресс.

Спасибо, материал прочитал с удовольствием +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

Исправьте пожалуйста М-2 на V-2.

 

Материал хороший!:great:

Спасибо! Приятно что действительно люди читают!

 Как ни странно, но война сильнее всего двигает прогресс.

Войны двигатель прогресса. Это не странно. Это логично. 

На войну мобилизуются все ресурсы, все новейшие разработки, и уже только после войны в мирное время это приходит в народное хозяйство и начинают полировать уже достигнутое. Посмотрите, после второй мировой ничего принципиально нового только шлифовка и доводка того что уже было сделано. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 572
[BALLS]
Бета-тестер кланов, Старший альфа-тестер, Организатор турнира
2 509 публикаций
9 448 боёв

 Немецкие инженеры пытались оснастить ракетным оружием подводные лодки. 

 Только в мемуарах выживших немецких подводников такой инфы не было. Тот же Вернер пытался выщемить на свою лодку хотя бы шноркель.

 

Тема супер. Спасибо Сергей)

Тема про бредовую "траву"! Спасибо, Сергей!

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Ну да, вот что точно умели немецкие инженеры - это решать задачи самым кривым способом. :) Никому больше (и никогда) в не пришло в голову пытаться тащить за субмариной жидкотопливную (!) кислородную (!!) ракету, в привязном контейнере (!!!).

 

 

в процессе работ в 1950-х гг. в СССР были предприняты попытки запусков ракет из контейнера, буксируемого подводной лодкой типа Golem, но эти испытания закончились безрезультатно.

 

Насколько я знаю, это выдумки. Советские инженеры все же не так "не хотели на фронт" как немецкие. И понимали, какие проекты бесперспективны.

 

Изменено пользователем Dilandualb

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
841 публикация
144 боя

Всё удивляюсь немецкому уму. Каких только Вундервафлей у них на бумагах не было...

 

Можно так же поудивляться итальянскому уму тов. да Винчи. :)

 

А на момент "травянистости" выдумок немецких инженеров, дык, это надо воспринимать, как мозговой штурм. Генерится множество идей, в том числе и бредовых(на первый взгляд), потом выбирается самая подходящая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

На счет бредовых идей. Это у нас Англия вне конкуренции. У тамошних инженеров хобби такое. Решать довольно простые технические вопросы через очень сложные технические решения. Вы на одну их электрическую вилку посмотрите. 

375px-BritishPlugforWikipedia.jpg

А по поводу бредовости самой статьи. Это вопрос к журналу "Техника и вооружение". 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[ILLF]
Старший альфа-тестер
200 публикаций
26 288 боёв

С одним товарищем который раньше работал в ЦКБ "Рубин" Это такой хитрое КБ в Питере которое подводные лодки проектировало.  

По данным на пятницу этой недели ЦКБ "Рубин" продолжает проектировать ПЛ. Слухи о смерти сильно преувеличены. :-)

 

Еще один вариант ТПК ФАУ-2 морского базирования

 

5518879m.jpg

 

 

А насчет удара по США, "итальянский вариант"  Leonardo da Vinci +  CA-2 более реалистичный

 

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

На счет бредовых идей. Это у нас Англия вне конкуренции. У тамошних инженеров хобби такое. Решать довольно простые технические вопросы через очень сложные технические решения. Вы на одну их электрическую вилку посмотрите. 

 

Но заметим! В тех ситуациях, когда британские безумные идеи работают, они, как правило, работают великолепно. Вспомните V-бомбардировщики: американский B-47 и советский Ту-16 по сравнению с "Викторами" и "Вулканами" смотрелись бледно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

Так мы не про идеи. Мы про реализацию говорим. А именно о том что выбирается наиболее сложный путь. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Ну, это обосновано ограничениями доступной технологии.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
669
[RFL]
Старший альфа-тестер
1 303 публикации
11 390 боёв

Как-то второй вариант, с размещением ракет на палубе интересней. Буксировать под водой гирлянду из 3 ТПК, думаю, не самое простое дело было бы. Срочное погружение тоже будет весёлое. А про маневрирование при встрече с противолодочным кораблём вообще - цирк невиданных размахов.

 

А так на палубе лежат, по крайней мере не волочатся на тросе за тобой. Хотя размещение 13 тонн на палубе у ПЛ уже вопрос остойчивости лодки.

По этому поводу сразу вспомнились советские "раскладушки" 651 проекта:

1024px-Peenemuende_museum_17.jpg

 

 

 Подводная лодка типа XXI могла брать на буксир до трех контейнеров с ракетами, топливом и оборудованием.

 Точно 21? Скорей всего девятка...

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

 Точно 21? Скорей всего девятка...

 

Принципиальной разницы нет...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

Ну, это обосновано ограничениями доступной технологии.

Ага, особенно сейчас. Пример с вилкой. Такой монстроузной системы нет ни у кого в мире. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
29
[SCARE]
Бета-тестер, Коллекционер
106 публикаций
10 974 боя

Да много немецких проектов 40х годов нашли применение в современных реалиях

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
17 боёв

если бы немцы создали её раньше, ход истории мог поменяться, хорошо что этого не произошло. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×