Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Morinit_Mate

В память о Великой Победе: Балтийский флот

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Разработчик, Администратор
2 430 публикаций

К 83-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны.

Около 27 миллионов отданных на пути к Победе жизней. Долгих 1418 дней и ночей ради мирного неба над головой.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — этими словами, ставшими впоследствии боевым лозунгом, завершилось радиообращение Председателя Совета народных комиссаров Молотова к советскому народу о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.

Тяжелейшие испытания обрушились на страну. Миллионы ушли на фронт, вместе с тем горе утрат пришло почти в каждую советскую семью. Те, кто остался в тылу, не покладая рук, днём и ночью ковали победу на производстве. Промышленность работала на пределе возможностей.



Советский флот к началу войны

0cfa5790-2e47-11ef-8b9a-8cdcd4b147d4_120

Кто кого? : Догнать и перегнать : [плакат] / по материалам Госплана СССР, под ред. Главполитпросвета ; 1-й коллектив АХР. — [б. м.] : [б. и.], [1929] (Ленинград : Гос. литография им. тов. М. Томского). Российская государственная библиотека

Всё предвоенное десятилетие СССР развивался невиданными ранее темпами. «Либо погибнуть, либо на всех парах устремиться вперёд. Так поставлен вопрос историей!» — гласили советские плакаты тех лет. И страна устремилась.

Не отставал и Военно-морской флот: ускоренными темпами строились и модернизировались корабли, разрабатывались уставы и наставления.

В ходе Первой мировой и Гражданской войн большинство кораблей российского флота по разным причинам вышло из строя. Тем не менее удалось совершить невероятное, и к 1941 году флот был существенно обновлён.

Боевым ядром ВМФ считались надводные корабли. Подводные лодки предназначались как для действий против боевых кораблей противника, так и для нарушения его морских коммуникаций. Морская авиация считалась самостоятельной ударной силой флота, а береговая артиллерия обеспечивала прикрытие пунктов базирования.

Боевая подготовка проводилась с опорой на опыт Первой мировой и советско-финляндской войны. Однако уроки начавшейся Второй мировой были учтены в малой степени.

0c1904f2-2e47-11ef-9fcc-8cdcd4b147d4_120

Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны, 1941 год. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Хотя ВМФ и готовился к противостоянию с Германией, полностью воплотить грандиозные планы по строительству новых кораблей не вышло. Война застала процесс создания советского «Большого флота» в его начале.

К началу Великой Отечественной самым сильным в ВМФ Союза ССР являлся Краснознамённый Балтийский флот: в нём числилось 274 корабля, 354 орудия береговой артиллерии, 869 самолётов и 119 645 человек личного состава. Главная военно-морская база КБФ располагалась в Таллине, а командовал флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.

Вторым по численности был Черноморский флот, затем шёл Тихоокеанский, а самым малочисленным был Северный флот, который состоял менее чем из 50 кораблей.

В ходе самой войны Балтийскому флоту выпала особая роль.



Первые задачи Балтийского флота

0cfcdf42-2e47-11ef-9fcc-8cdcd4b147d4_120

Моряки идут на фронт по улицам Ленинграда, октябрь 1941. Russian International News Agency (RIA Novosti)

Предполагалось, что Балтийский флот должен будет преградить вражеским кораблям и подводным лодкам путь в Финский залив, а в случае их прорыва — нанести поражение. Кроме того, в его цели входило активное содействие Красной Армии на приморских направлениях.

Противник же в свою очередь рассчитывал парализовать советский Военно-морской флот уже в начале «молниеносной войны». С этой целью планировалось активно применять минное оружие и захватить военно-морские базы силами сухопутных войск вермахта.

В результате первые месяцы войны Балтийский флот вынужден был заниматься главным образом обороной своих военно-морских баз с суши и их последующей эвакуацией по мере отхода главных сил Красной Армии на восток.

Тем не менее балтийцам удавалось наносить врагу чувствительные ответные удары. В августе-сентябре 1941 года именно лётчики флотской минно-торпедной авиации совершили с Моонзундских островов серию первых советских воздушных налётов на Берлин. Морские пехотинцы с базы Ханко на северном берегу Финского залива уже в первые недели войны осуществили ряд успешных десантов, захватив острова, принадлежавшие стране-агрессору Финляндии.



Путь к Победе

0cff45e8-2e47-11ef-901c-8cdcd4b147d4.jpg

Моряки Балтийского флота с маленькой девочкой Люсей, родители которой умерли в блокаду. Ленинград, 1 мая 1943 года. Russian International News Agency (RIA Novosti)

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советских моряков, но Балтийский флот с честью справлялся с ним.

Упорная оборона силами флота военно-морских баз и островов, оказавшихся в тылу противника, позволила в 1941 году оттянуть значительные его силы с главного Ленинградского направления, что способствовало срыву планов блицкрига.

Несмотря на фактическую изоляцию в 1942-1943 гг. кораблей в Финском заливе, подводным силам и авиации флота удавалось прорываться в Балтику, нанося ощутимые удары по вражеским морским коммуникациям.

Трудно переоценить роль Балтийского флота во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. Морская артиллерия оказалась, возможно, решающим фактором в успешной обороне города, став его надёжным щитом и поддержкой с моря. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году Балтийский флот продолжил активно поддерживать наступательные операции советских войск силами авиации и тяжёлой железнодорожной артиллерии, успешно проводил десантные операции при освобождении Прибалтики, на Карельском перешейке и в Восточной Пруссии.

Вечная память героям!
Читать на портале

  • Плюс 30
  • Круто 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
39 публикаций
3 341 бой

Просто оставлю это здесь. Мой дед был частью этого балтийского флота и обороны Ленинграда.

podvignaroda.ru 2.jpg

podvignaroda.ru 5.jpg

  • Плюс 37
  • Круто 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 070
[QUANT]
Участник
4 269 публикаций
Сегодня в 14:12:20 пользователь pelyh1963 сказал:

Нет  чтоб  дать  какую не будь  задачу...

Я наоборот благодарен что никакой задачи под эту трагическую дату не дали. Спасибо.

 

  • Плюс 12
  • Круто 2
  • Скучно 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
284
[MASON]
Участник
188 публикаций

Недаром в Советском ВМФ единственный Флот удостоившийся звания Дважды Краснознамённый, - это Балтийский Флот (ДКБФ) Все остальные только Краснознамённые: КСФ - Краснознамённый Северный Флот (хотя достоин за сохранение караванов звания - Дважды Краснознамённый), КЧФ - Краснознамённый Черноморский Флот и КТОФ - Краснознамённый Тихоокеанский Флот.

Изменено пользователем JluTePaToP
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
40
[FLAG5]
Участник
5 публикаций

Спасибо Админу за интересный исторический экскурс! Вечная Память и Слава тем, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной!

Есть пожелание: В составе ДКБФ были подводные лодки типа"М"(малютка). Опубликуйте материал о них, если возможно. Может быть, мы когда-нибудь в игре увидим их? Мой отец проходил срочную службу на"малютке" именно на Балтике.

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
294
[TANAT]
Участник
199 публикаций
Сегодня в 10:20:54 пользователь _Poberaganser_ сказал:

Просто оставлю это здесь. Мой дед был частью этого балтийского флота и обороны Ленинграда.

podvignaroda.ru 2.jpg

podvignaroda.ru 5.jpg

Респект твоему деду, братуха!

Изменено пользователем Avatar1609
  • Плюс 3
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[WILD_]
Участник
7 публикаций
24 574 боя

И 1 минно-торпедный авиаполк  КБФ с острова Лавенсаари (вроде) в августе летал на Берлин..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
566
[NPO]
Участник
677 публикаций
1 237 боёв
В 22.06.2024 в 10:00:00 пользователь Morinit_Mate сказал:

Однако уроки начавшейся Второй мировой были учтены в малой степени.

Как можно учесть уроки если война только началась. Уроки Первой мировой войны?

  • Плюс 1
  • Плохо 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 267
[LESTA]
Pазработчик
3 073 публикации
1 205 боёв
Сегодня в 07:00:05 пользователь H1tche сказал:

Как можно учесть уроки если война только началась. Уроки Первой мировой войны?

Тут речь, что Вторая Мировая война длилась уже почти 2 года.

Кроме того, не забывайте, что были также локальные конфликты, опыт которых в той или иной степени мог повлиять или повлиял на военную теорию и практику того времени. 

  • Плюс 3
  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
561
[HA7AH]
Бета-тестер
736 публикаций
Скрытый текст

Краткая историческая справка о действиях торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота в период 1941-1945 гг.

Церемония открытия памятника в 1973 году

Церемония открытия памятника в 1973 году

«Торпедная атака — это сгусток мужества,
геройской дерзости, железной воли,
хладнокровия и точного расчета.»

С.А. Осипов,
Герой Советского Союза,
катерник-балтиец.

К началу Великой Отечественной войны основные силы Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сосредоточены на базах в Прибалтике. Торпедные катера 1-ой и 2-ой бригад, в составе дивизионов и отдельных тактических отрядов, базировались на полуострове Ханко, военно-морской базе Либавы, острове Эзель, входящем в Моонзундский архипелаг. 01 сентября 1941 года обе бригады были объединены в одну — 1-ю бригаду торпедных катеров КБФ (далее — бригада).

Основным типом торпедных катеров КБФ в это время был катер типа Г-5. Он был спроектирован в КБ Туполева  в начале 30-х годов, имел водоизмещение 18 тонн, два авиационных мотора ГАМ-34 мощностью 1000 л.с. каждый, что позволяло развивать скорость до 55 узлов (до 100 км/час). На вооружении Г-5 состояли две торпеды калибром 533 мм в желобах и турельный пулемет ДШК калибром 12.7 мм.

С первого дня войны КБФ начал активные боевые действия против немецко-финского флота, в которых заметную роль играли торпедные катера. Они атаковали конвои противника, обеспечивали минные постановки, высаживали десанты и разведгруппы.

Громкие победы балтийских торпедных катеров в этот период войны явились полной неожиданностью для немецкого военно-морского командования, которое к этому моменту имело опыт борьбы с английскими торпедными катерами в Северном море. На основе этого опыта немцы не считали торпедные катера большой угрозой, так как англичане атаковали с дистанций порядка 45 кабельтовых (около 8000 м), что делало атаку малоэффективной. Катерники-балтийцы применяли тактику в корне, отличающуюся от английской. Они выходили в торпедную атаку на скорости порядка 90 км в час. Мчась с такой огромной скоростью, катера преодолевали стену из заградительного артиллерийского огня кораблей конвоя противника и выходя на кратчайшую дистанцию 4-5 кабельтовых (менее 1000 м), в упор расстреливали конвой. Конечно, такую тактику могли применять только моряки, обладающие качествами, описанными в эпиграфе к этой справке.

Среди офицеров-катерников сразу выделились командиры, в совершенстве владеющие этой тактикой морского боя, учитывающей особенности и преимущества такого класса кораблей, как торпедные катера, обладающие огромной скоростью. Первым в этом ряду стоит командир отряда торпедных катеров Либавской военно-морской базы капитан-лейтенант С.А. Осипов. Он атаковал противника, намного превосходившего группу его катеров по количеству вымпелов и огневой мощи, и добивался боевого успеха.

Так 26 июля 1941 года группа из трех торпедных катеров под командованием С.А. Осипова атаковала караван противника в Ирбенском проливе, в результате чего был уничтожен один транспорт, два эсминца, один сторожевой корабль поврежден. Через несколько дней, 01 августа 1941 года группа из четырех торпедных катеров под командованием С.А. Осипова произвела атаку эсминцев противника также в Ирбенском проливе, уничтожив один эсминец и два повредив.

Завет А.В. Суворова воевать «не числом, а уменьем» капитан-лейтенант Осипов С.А. продемонстрировал 13 сентября 1941 года. В этот день к острову Эзель шел большой немецкий конвой в составе шести транспортов, семи эсминцев и четырех сторожевых катеров. Задачей конвоя была высадка немецкого десанта на остров Эзель, с целью его захвата. Находясь в поиске кораблей противника, группа из двух торпедных катеров под командованием С.А. Осипова, обнаружила конвой и с предельно короткой дистанции, под ураганным  огнем кораблей эскорта, атаковала его, потопив три больших транспорта с живой силой и техникой противника. Эта атака вошла в классику боевых действий торпедных катеров.

В сентябре 1941 года, после потери Таллина, своей главной базы, силы КБФ

продолжили оборонять острова Моонзундского архипелага. Во второй половине сентября 1941 года немецким войскам удалось высадиться на остров Эзель и здесь завязались жаркие бои за удержание острова. Немецкое командование подтянуло в этот район крупные надводные корабли, крейсера «Эмден» и «Лейпциг», которые обстреливали позиции защитников острова из орудий главного калибра. Положение становилось угрожающим и командование Береговой Обороны Балтийского Района (БОБР) приказало отряду торпедных катеров, базировавшемуся на острове, воспрепятствовать операции немецкого флота по артиллерийской поддержке своих войск.

27 сентября 1941 года отряд из четырех торпедных катеров под командованием старшего лейтенанта Гуманенко В.П. атаковал немецкую эскадру, состоявшую из крейсера, семи эсминцев и других более мелких кораблей. В дневное время, при хорошей видимости, эта атака, учитывая соотношение сил, была беспримерной по дерзости и отваге. Несмотря на ураганный огонь немецких кораблей из всех калибров, перенесенный ими с берега на атакующие катера, наши моряки довели атаку до конца, выпустив по целям все имеющиеся торпеды. В результате этой атаки катерники потопили крейсер, два эскадренных миноносца и один эсминец был серьезно поврежден, что на время лишило немецкие войска на острове артиллерийской поддержки.

В начале октября 1941 года советские войска были вынуждены оставить остров Эзель.

3 октября, в штормовую погоду, под покровом ночи четыре торпедных катера бригады эвакуировали командование БОБР на остров Даго.

К концу октября 1941 года часть торпедных катеров бригады оставалась на базе полуострова Ханко. В это время Ленинград был уже в кольце блокады и база Ханко, по-прежнему удерживаемая балтийскими моряками, находилась в глубоком немецком тылу.

Ее эвакуация началась только в начале декабря 1941 года. Несмотря на зимнюю штормовую погоду, моряки торпедных катеров продемонстрировали высокую морскую выучку и на своих маленьких боевых кораблях совершили сложнейший переход на остров Гогланд, а затем в Кронштадт.

Летняя компания 1942 года, после ремонта торпедных катеров в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда, началась с перебазирования дивизионов бригады на маневренную базу на острове Лавенсаари (Мощный в н.вр.) в Финском заливе. Этот остров стал морским форпостом обороны Ленинграда благодаря своему стратегическому положению, как наиболее западной точки, находящейся в непосредственной близости к операционной зоне немецко-финского флота.

С учетом стабилизации линии фронта на суше, театр военных действий на море в 1942 году характеризовался попыткой немецкого командования запереть Балтийский флот в Финском заливе, не дать ему действовать на морских коммуникациях, нарушая снабжение своих войск.

Для этого противник начал масштабную операцию по минированию восточной части Финского залива. Началась минная война и перед торпедными катерами КБФ была поставлена новая задача - стать минными заградителями. Катерники справились и с этим, не свойственным им до этого видом боевой деятельности.

Произведя необходимое дооборудование, торпедные катера бригады всю компанию 1942 года выходили с базы на острове Лавенсаари на коммуникации немецко-финского флота в западной части Финского залива, в шхерные районы Финляндии, где производили минные постановки. Эти боевые выходы происходили при жесточайшем противодействии противника, который препятствовал минным постановкам артиллерийским огнем своих кораблей и авиацией.

В начале июля 1942 года командованием КБФ была подготовлена десантная операция на остров Соммерс, входящий в группу внешних островов Финского залива. Нахождение на этом острове финского гарнизона позволяло противнику контролировать движение наших кораблей по фарватеру в этой части Финского залива. Операция состоялась 8-10 июля 1942 года и снова торпедные катера бригады выполняли новую боевую задачу, они доставляли десантников на Соммерс, высаживали их на берег, поддерживая огнем своих крупнокалиберных пулеметов. Катерники проявили беспримерное мужество, выполняя несвойственную им боевую задачу, при этом понеся серьезные потери. Долгое время после войны результаты этой операции были глубоко засекречены.

Общий характер боевых действий на Балтике в 1943 году был схож с предшествующим годом. Продолжилась минная война и торпедные катера продолжали выполнять минные постановки, как правило, при активном противодействии противника. Тральные силы КБФ вели постоянную боевую работу по ликвидации минных заграждений противника, при этом торпедные катера бригады выходили на прикрытие тральщиков. Во время таких операций происходили боевые столкновения с немецко-финским флотом.

Так 30 октября 1943 года отряд торпедных катеров 1-го дивизиона бригады под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко прикрывал наши тральщики, выполняющие боевое траление. Обнаружив наши

корабли, в этот район подошел отряд немецких кораблей с целью воспрепятствовать тральным работам. Наши торпедные катера пошли в атаку на корабли противника, среди которых были хорошо вооруженные немецкие тральщики типа М-1. Преодолев ураганный заградительный огонь и выйдя на предельно короткую дистанцию, катера выстрелили торпеды, поразившие свои цели. В результате этой атаки было потоплено три немецких тральщика типа М-1, при этом катер старшего лейтенанта С.А.Глушкова потопил два из них.

За выдающиеся заслуги в борьбе с врагом 22 февраля 1944 года 1-й дивизион 1-ой бригады торпедных катеров КБФ под командованием Героя Советского Союза С.А. Осипова был преобразован в гвардейский.

В начале 1944 года на фронте под Ленинградом произошли знаменательные события. Войска Ленинградского и Карельского фронтов полностью сняли блокаду Ленинграда и начали наступление на запад. Перед Балтийским флотом были поставлены задачи по активным действиям на морских коммуникациях противника с целью недопущения переброски войск и снабжения. Эта задача осложнялась тем, что Финский залив был нашпигован немецкими минными заграждениями, которые было необходимо ликвидировать.

Тральные силы КБФ начали тральные операции в Выборгском и Нарвском заливах. Немецкое командование ответило попыткой воспрепятствовать тральной операции КБФ, подтянув в эти районы крупные надводные силы, включая новейшие миноносцы типа «Ягуар» с мощным артиллерийским вооружением и системой управления стрельбой. Завязалась битва в Нарвском и Выборгском заливах.

К этому времени балтийские катерники накопили богатый боевой опыт за предыдущие кампании и готовы были ответить на вызов, брошенный противником. Уже в конце мая 1944 года состоялись их первые громкие боевые победы.

Так в ночь с 28 на 29 мая 1944 года отряд из 4-х торпедных катеров 3-го дивизиона бригады под командованием капитана 3 ранга В.М. Старостина вышли на поиск кораблей противника в Нарвском заливе. Через некоторое время, на фоне светлеющего неба, показались силуэты трех кораблей. Это были три немецких тральщика, два типа М-1 (700 тонн) и один типа М-117 (600 тонн). По сигналу Старостина отряд разворачивается в строй фронта и каждое звено нацеливается на «свой» корабль. Заметив катера, противник открывает бешеный огонь. Один из катеров ставит дымовую завесу, облегчая остальным преодоление полосы огня противника, вырвавшись из дыма, на короткой дистанции, катера стреляют наверняка. Все три немецких тральщика идут ко дну.

30 мая 1944 года с базы на острове Лавенсаари вышел отряд из пяти катеров
1-го гвардейского дивизиона под командованием Героя Советского Союза капитана 3-ранга С.А. Осипова. Целью перехода было перебазирование на маневренную базу в Гакково. При подходе к Нарвскому заливу был обнаружен конвой противника из 14 кораблей, включающий транспорты в охранении сторожевых кораблей и тральщиков. С.А. Осипов принимает решение атаковать конвой, несмотря на превосходящие силы противника. Распределяются цели для катеров и они понеслись к ним с громадной скоростью. Как всегда, применяется тактический прием с постановкой дымовой завесы, помогающий преодолеть ураганный огонь кораблей противника. В результате атаки вражеский конвой полностью разгромлен.

Гвардейцы С.А.Осипова в одной атаке потопили пять фашистских кораблей, два сторожевых корабля типа Ф-1 и три тральщика типа М-1.

17 июня 1944 года отряд из четырех торпедных катеров 1-го гвардейского дивизиона под командованием С.А. Осипова вышел на поиск кораблей противника в Выборгском заливе. В районе финских шхер отряд обнаруживает конвой противника в составе нескольких транспортов и кораблей охранения. Выйдя в торпедную атаку, катерники пускают на дно два транспорта с живой силой и техникой противника, затем туда же отправляется сторожевой корабль. Но один из катеров отряда подбит, снимая с него экипаж, С.А. Осипов обнаруживает свой катер в окружении десяти вражеских сторожевых катеров. Ситуация безвыходная, но выручает хладнокровие и геройская дерзость катерника. Прорезая строй катеров противника, который не открывает огня, боясь попасть по своим катерам, катер С.А. Осипова прорывается

и возвращается на свою базу.

Боевые успехи балтийских катерников во время битвы в Нарвском и Выборгском заливах впечатляющи. В период мая-июля 1944 года ими потоплено
23 корабля противника общим водоизмещением 24480 тонн, среди них два миноносца типа Т-31, четыре сторожевых корабля типа Ф-1, восемь тральщиков типа М-1, два больших транспорта.

К осени 1944 года Красная армия уверенно продвигалась в Прибалтике и на Краснознаменный Балтийский флот легли трудные задачи защиты флангов наших войск от ударов противника с моря и нарушение его морских коммуникаций. Большие корабли (крейсера, эсминцы) не могли прийти в этот район из-за большой минной опасности и решение этих задач легло на малые корабли — торпедные катера, морские охотники, а также подводные лодки и авиацию.

Моряки торпедных катеров возвращались в Моонзундский архипелаг, который они с таким мужеством и упорством защищали в 1941 году. 29 сентября 1944 года катера бригады начали перевозку десанта на остров Муху. В последующие дни на плечи катерников легла основная тяжесть десантной операции на другие острова архипелага — Эзель и Даго.

Операция происходила при ожесточенном сопротивлении противника. Так в середине октября 1944 года три торпедных катера под командованием капитана 3 ранга М.Г. Чебыкина, производившие ночной поиск около полуострова Сырве, обнаружили группу из пяти быстроходных десантных барж (БДБ), шедших в гавань Мынту на острове Эзель. Командир отряда капитан 3 ранга М.Г. Чебыкин, хорошо знавший подходы к Мынту, где он базировался в 1941 году, пристроился в кильватер к сильно вооруженным вражеским кораблям и проник в бухту. Выждав, когда отряд БДБ пришвартуется к пристани, один из катеров группы дал торпедный залп, почти в упор. В результате все вражеские корабли были выведены из строя, а наши катера без потерь покинули бухту.

Глубокой осенью 1944 года, с началом штормовой погоды, использование торпедных катеров стало невозможным и они были рассредоточены на базах в Таллине, Кронштадте и Ленинграде. Исключением стал дивизион катеров типа Д-3 капитана 3 ранга Е.В. Осецкого, который в течение зимы 1944-45 годов действовал на морских коммуникациях немецкой группировки, окруженной в Курляндии.

Весной 1945 года боевые операции торпедных катеров КБФ возобновились в полном объеме, в основном, для завершения ликвидации курляндской группировки немецко-фашистских войск. 26 апреля 1945 года отряд торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга С.А. Осипова высадил десант на косу Фриш-Нерунг, чтобы отрезать пути отступления вражеским войскам.

9 мая 1945 года три группы торпедных катеров под командованием героев-катерников А.О. Шабалина, С.А. Осипова и И.Я. Становнова, ворвались в порт Либава (Лиепая) и высадили десанты на мол и причалы. Находившиеся в порту и городе войска противника сложили оружие. Спустя пять часов в город вошли первые части Красной армии.

Последней боевой операцией торпедных катеров КБФ в мае 1945 года стала десантная операция на датский остров Борнхольм, осуществленная торпедными катерами дивизиона капитана 3 ранга Е.В. Осецого. В результате ее немецкий гарнизон острова капитулировал.

От Ленинграда до Борнхольма - таков славный боевой путь
1-ой Краснознаменной ордена Нахимова 1-ой степени бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота.

Мужество и боевое мастерство моряков-катерников позволило им в период Великой Отечественной войны уничтожить 119 и повредить 38 боевых кораблей и транспортов противника, общим водоизмещением 130 тысяч тонн. Моряки бригады выставили 2100 морских мин, совершили 2707 боевых выходов в море, провели около 200 морских боев с немецко-финским флотом. Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены одиннадцать моряков бригады.

В этой ожесточенной борьбе 1-ая бригада торпедных катеров КБФ потеряла 367 матросов, старшин и офицеров, 73 торпедных катера. Поименные списки погибших подтверждены Филиалом центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архивом Военно-Морского Флота г. Гатчины.

Память об их подвиге увековечена на площади Морской Славы в Санкт-Петербурге, где на гранитный постамент водружен торпедный катер бригады и в будущем будет установлена доска «Книга Памяти» с поименным списком всех погибших.

Багрянцев М.В. к.г.н.

 

Вроде "малявки",но дел наделали.

Сорян за много текста под катом.

Изменено пользователем Galogen_1
  • Плюс 2
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 214
[KAA64]
Коллекционер, Старший альфа-тестер
3 950 публикаций
17 882 боя
В 22.06.2024 в 22:44:04 пользователь 100LeechNaYA сказал:

И 1 минно-торпедный авиаполк  КБФ с острова Лавенсаари (вроде) в августе летал на Берлин..

Этот авиаполк действовал с аэродрома Кагул на острове Эзель, который латыши называют Сааремаа. Это довольно большой остров у входа в Рижский залив. 

В 24.06.2024 в 07:00:05 пользователь H1tche сказал:

Как можно учесть уроки если война только началась. Уроки Первой мировой войны?

Вторая мировая война и Великая Отечественная война - это не одно и тоже. И начались они в разное время. Историю учите. 

К моменту нападения на СССР война в Европе шла уже около двух лет. А война в Китае - так и вовсе с 1937 года шла. Там было чего изучать и времени на это было достаточно много. 

  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
566
[NPO]
Участник
677 публикаций
1 237 боёв
Сегодня в 10:11:00 пользователь LAVR14 сказал:

Историю учите. 

Что учить? Что в1918 году был Ледовый поход Балтфлота и боролись со льдом или в 1941 с минной опасностью?  Эти уроки учли? Или "борьбу несуществующего китайского флота"? Нисколько не умаляю героизм балтийских моряков, но куда их направляло командование? На убой? Мой прадед служил на линкоре "Петропавловск" в 1918 году и увели они тогда Балтфлот чтобы немцам не достался - спасибо взрывать не пришлось как на Чёрном море. Свою историю знать нужно и своих ошибок не повторять

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 214
[KAA64]
Коллекционер, Старший альфа-тестер
3 950 публикаций
17 882 боя
В 25.06.2024 в 17:50:07 пользователь H1tche сказал:

Свою историю знать нужно и своих ошибок не повторять

А никто и не отрицает необходимость изучения Отечественной истории. 

Однако опираться только на опыт отдельных эпизодов гражданской войны в России было просто недопустимо. 

В видеоролике разработчики говорили о необходимости изучать опыт войны на суше, на море и в воздухе. А такого иностранного (и не только) опыта в конце 30-х годов и до июня 1941 года накопилось вполне достаточно. Там очень даже было чего изучать. 

Что касается "несуществующего китайского флота", так китайцы с японцами воевали в основном на суше и в воздухе. И в этих боях участвовали более 3000 советских военных специалистов. По вашему от их опыта следовало отмахнуться, что ли? 

  • Плохо 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
566
[NPO]
Участник
677 публикаций
1 237 боёв
В 26.06.2024 в 08:49:56 пользователь LAVR14 сказал:

А никто и не отрицает необходимость изучения Отечественной истории. 

Однако опираться только на опыт отдельных эпизодов гражданской войны в России было просто недопустимо. 

В видеоролике разработчики говорили о необходимости изучать опыт войны на суше, на море и в воздухе. А такого иностранного (и не только) опыта в конце 30-х годов и до июня 1941 года накопилось вполне достаточно. Там очень даже было чего изучать. 

Что касается "несуществующего китайского флота", так китайцы с японцами воевали в основном на суше и в воздухе. И в этих боях участвовали более 3000 советских военных специалистов. По вашему от их опыта следовало отмахнуться, что ли? 

Вот совсем не спорю и судя по трагическим событиям 41-го года изучали и даже пытались применять да вот только условия применения слишком разные. А 24 подлодки погибшие в сетях (без вести) принесли бы гораздо больше опыта на севере. И где опыт 40-го года когда *** Норвегию захватывал? Как видите в Китай меня не заносит - всё близко к тексту на который вы ссылаетесь

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×